Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" icon

Статья Эллиса "Теософия перед судом культуры"



НазваниеСтатья Эллиса "Теософия перед судом культуры"
страница1/4
Дата конвертации25.07.2012
Размер0.58 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4


Статья Эллиса “Теософия перед судом культуры”


Статья “Теософия перед судом культуры” является, насколько нам известно, единственной к настоящему времени неопубликованной статьей из отечественного архивного наследия Эллиса. Судя по надписям на титульном листе автографа статьи, она предназначалась для журнала “Труды и дни” и была получена в редакции журнала 27 мая (9 июня) 1915 г. Первоначальный замысел статьи можно отнести к весне 1913 г. В письме к Э.К. Метнеру от 25 апреля 1913 г. Эллис сообщал: “Я готовлю большую статью для “Трудов” “Культура и теософия”, в к<ото>рой доказываю, что начиная с Блавацкой теософия пыталась разрушить культуру, но сама осталась без всякого влияния, и с высот Гималаев сошла на парижскую мостовую, из весталки-затворницы стала проституткой” (ОР РГБ. Ф. 167. К. 8. Ед. хр. 6. Л. 1). Расширенной реализацией этого замысла стал трактат “Vigilemus!” (М., 1914), где Эллис подверг критике также и антропософию. Значительно более резкая по своему характеру статья “Теософия перед судом культуры” знаменует собой уже окончательный разрыв Эллиса с учением Штейнера, и ее можно таким образом рассматривать как следующий и закономерный этап критики Эллисом теософии. Непосредственным поводом к написанию статьи послужил выход книги Э.К. Метнера “Размышления о Гете. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма” (М., 1914).

Публикуемый текст статьи представляет собой автограф на четырнадцати пронумерованных листах. Специальная нумерация эпиграфов римскими цифрами на титульном листе автографа позволяет предположить их смысловое соотношение с тремя частями статьи, также обозначенными римскими цифрами. Наличие четвертого, зачеркнутого, не пронумерованного эпиграфа, возможно, свидетельствует, что в первоначальном замысле статья должна была иметь четвертую часть.

Статья подписана псевдонимом “Sagittarius” (лат. стрелок, стрелец), безусловно имеющим знаковый характер в смысле критической, антитеософской направленности статьи. Это единственный, из известных нам в творчестве Эллиса, случай, когда он подписался не своим постоянным псевдонимом.

Особенностью собственно автографа является его “черновой” характер, что следует из отсутствия в нем какой-либо стилистической правки, исправления ошибок в пунктуации и согласованиях, а также из многочисленных ошибок в немецких названиях и выражениях.

Статья Эллиса так и не была опубликована в “Трудах и днях”, хотя, безусловно, своим содержанием отвечала антитеософской позиции редактора Э.К. Метнера и его культуртрегерской программе символизма, а также была желанна как рецензия на его собственную книгу. Причин, по которым статья осталась в редакционном портфеле, очевидно, было несколько. Во-первых, причины внешние политического и внутриредакционного характера. Все ведущие сотрудники журнала к этому времени жили за границей. В 1914 году началась первая мировая война, и 1915 год (год написания статьи) стал годом перерыва в издании журнала: № 7 вышел в 1914 г., а следующий, последний в 1916 г. Во-вторых, статья возможно первоначально планировавшаяся именно как рецензия, вышла и по объему и по содержанию из рецензионного жанра, превратившись в “Размышления по поводу (курсив мой Г.Н.) "Размышлений о Гете" Э.К. Метнера”. К тому же укажем, что примечания Эллиса, занимающие не менее 2/3 от объема самой статьи, представляют собой своего рода параллельную статью и своими размерами далеко превосходят принятые границы. В-третьих, как уже говорилось, статья является по сути неправленным черновиком и ее, возможно, не стали печатать без правки Эллиса, который не мог ее сделать по каким-то причинам. И, наконец, в-четвертых, статья, единственная в своем роде даже для Эллиса по резкости и степени критического пафоса, вышла за рамки допустимого и невольно в своей критике основ антропософии (в т.ч.зороастрийских корней учения Мани) затронула и близкие Э.К. Метнеру основы арийства, что сделало для него публикацию статьи нежелательной.

Текст статьи публикуется в соответствии с современными нормами орфографии и пунктуации, при сохранении некоторых авторских особенностей написания. Последнее касается, в основном, пунктуации, доскональное исправление которой привело бы к искажению первоначального смысла, а также специфической терминологии Эллиса и написания им имен и фамилий (манихеизм, Блавацкая и др.). Раскрываемые сокращения и недописанные или поврежденные в рукописи слова заключены в угловые скобки; фразы и предложения, зачеркнутые автором в квадратные. Подчеркнутые в авторском тексте слова выделены курсивом.

Иноязычные слова и выражения часто приводятся Эллисом с ошибками и нередко представлены в рукописи в смазанном виде, что крайне затрудняет их транскрибирование, в связи с чем некоторые буквы латинского алфавита даются предположительно. Указанные Эллисом в тексте статьи и в примечаниях термины и цитаты на иностранных языках (главным образом немецкие), источник происхождения которых нам установить не удалось, приводятся без комментариев. Перевод иноязычных слов и выражений дается в подстрочных сносках. Постраничные примечания самого Эллиса, в силу их большого объема приводятся нами после статьи; их арабская нумерация заменена на римскую. Нумерация же наших комментариев дана арабскими цифрами после примечаний Эллиса.

Статья Эллиса “Теософия перед судом культуры” публикуется по автографу, хранящемуся в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки в фонде Э.К. Метнера (Ф. 167. Карт. 10. Ед. хр. 31).


ЭЛЛИС


^ ТЕОСОФИЯ (I) ПЕРЕД СУДОМ КУЛЬТУРЫ

(Размышления по поводу “Размышлений о Гете”

Эм. Метнера)


I “Кто в наши дни может еще считаться христианином, каковым желал бы его видеть Христос?”

В. Гете


II “Гетеанство неизмеримо ближе к Христу, нежели большинство оккультных учений, и в том числе штейнерианство”.

^ Эм. Метнер “Размышления о Гете”. С. 335.


III “Задача человека осуществление в мире не воли Бога, а своей собственной воли!”

Р. Штейнер “Философия свободы”. С. 167.


[“Мы живем здесь на земле, чтобы служить

^ Богу и некогда пойти на небо!”

Краткий католический катехизис”.]


I

Новая книга Э. Метнера, озаглавленная им “Размышления о Гете”, тесно идейно примыкает к его значительной книге “Музыка и модернизм” 1, подобно последней или, быть может, в еще бульшей степени заслуживает самого серьезного внимания и изучения.

Я говорю намеренно о внимании и изучении потому, что эта новая книга русского гетеанца (в самом подлинном и свободном смысле слова) является одновременно во всех своих частях и во всей своей цельности одновременно столь же самой общей, всех и каждого затрагивающей, мучительно переоценивающей, всех волнующей исповедью всего своего миросозерцания, сколь и строго-критической, объективно-научной, базированной на исчерпывающем анализе всегда всех элементов и явлений, специальной работой. Гармоническое сочетание не столько умелое, сколько естественно свойственное и свободно вырастающее этих двух путей, одновременное углубление в действительность, таковую, какой она есть (во всех сферах последней) и неуклонное созерцание, безусловная приверженность, часто даже духовное осязание своего конечно<го> Идеала является заветным достижением как раз того самого пути, к<ото>рый избран Э. Метнером раз и навсегда, и к<ото>рый точно может быть определен как совершенно удавшийся союз гетеанства и кантианства. В книге Метнера перед нами самый редкий случай, почти исключительный пример полного соответствия темы и метода, цели и пути, того сочетания “что” и “как”, к<ото>рое заманчиво предпо<дно>сится нам при начале каждого пути и оказывается почти всегда ускользающим при его окончании. Пусть прав Э. Метнер, видя в Гете и Канте [(совершенное “возведение в перл”)] совершенное достижение поставленных ими себе задач, и в сочетании последних основную заботу всей современной культуры, но просто для того, чтобы быть выслушанным, он должен был купить себе это право ценностью своего собственного труда, подхода к задаче столь безмерной, всего своего пути, образа мысли и чувствования всей общей ценностью своего дара концепирования и интерпретаций, силой удара, там, где он нападает, прочностью материала, где строит и честной мудростью исповедующегося там, где опять предало все молчаливое проповедание тайное непоколебимое убеждение в невозможности не покорить (даже невольно) там, где дело идет о последнем, и иных путей нет.

И это право им куплено, ибо он обладает даром не только говорить о Гете, как лучший среди гетеанцев и о Канте как лучший среди кантианцев, но также, что бесконечно ценнее, говорить о Гете, оставаясь совершенным кантианцем и о Канте не изменяя ни в чем самым заветным заповедям гетеанства. Поэтому эта новая книга Э. Метнера является единственным культурным благом своего рода и уже самым своим “как” говорит все возможное в пользу своего “что”! Последнее же в свою очередь служит лучшим доказательством, что автор с полным сознанием и по полному праву пребывал в той светлой сфере, к<ото>рую сам он называет “волшебным кругом гетеанства”. Последнее тем более, что дар вдохновенной проникновенности, возвышающийся по временам до гениальности, не покидает автора [(во все время)] на протяжении всей его книги.


II


Попробуем здесь, оставляя в стороне специальную, б<олее> тесную задачу книги^ Э. Метнер, делающую из нее один из самых ценных примеров того, что именуется в Германии “Goetheforschung” *, ибо разбор последней требует не только обладания всем неизмеримым наследством, оставленным Гете, не только знания и усвоения всех творений Гете и всего существенного сказанного о Гете и по поводу Гете, но и единственного в своем роде проникновения в тайны эзотерической личности Гете, следы чего мы находим в книге Э. Метнера, требует пожизненного, внутреннего соединения с образом Гете и уединения от многого во имя последнего, попробуем кратко разобраться во второй задаче книги Э. Метнера, более общей, могущей быть более определенной, как полемическое изображение (“Darstellung* говоря любимым термином самого Гете) основного пути современной культуры. Смело сделаем это, хотя далеко не во всем солидарны с автором книги! Дело в том, что вопрос здесь ставится не о том или ином начале культуры, ее элементе или отдельной ценности, а о ценности, достоинстве и жизнеспособности, даже о моральном праве на существование всей современной, европейской культуры, как таковой; спор ведется о тех началах, колебание к<ото>рых грозит смести с лица земли шаг за шагом (раз отрицанию культуры теософией не будет поставлен с самого начала безусловный предел) все здание европейской культуры. Кто проникнет в сокровенное, не высказанное явно, ядро книги Э. Метнера, почувствует, если он дитя новой эпохи (в с<амом> широком смысле слова, т.е. за 2 <1 нрзб.>) что последний вопрос ставится автором не [только] <о> Гете и Канте, как таковых, но о том, что за ними и неизмеримо выше их и выше всякого данного представителя культуры, как такового, выше всех их в совокупности, вопрос ставится о самой душе и о духе живой, христианской, арийской, европейской культуры и ее “святая святых”, о ее непоколебимой до сих пор вере в личного и совершенного Бога, творца вселенной, о ее признании (хотя бы иногда и молчаливом или неясном) единственным первоисточником и последней тайной нравственного закона мистерии Богочеловека, о ее обращении к безусловным и вечным ценностям, лежащим выше изменчивой сферы проявленного бытия, во всех вопросах космологии, философии и худож<ественного> творчества. Говоря о суде теософии перед лицом культуры, я говорю о приговоре (категорическом и без смягчающих условий) Э. Метнера, как о суждении, основанном не на личных воззрениях по поводу Гете или Канта, но на общем существе и духе того безусловного и общеобязательного пути, по отношению к которому они сами были лишь частичными законодателями, лишь более совершенными выразителями [(того, что)], не более.

Если разуметь под культурой усвоя<е>мое, переживаемое, запечатлеваемое систематически и совершенно сознательно иерархическое, внутренне-необходимое соотношение ценностей в их цельности, то всегда и везде истинная культура неизбежно окажется состоящей из тех же трех основных элементов 2 и неизменно при том же иерархическом сочетании последних, различным может оказаться лишь б<ольшее> или меньшее сосредоточение на одном из них или предпочтительная разработка. Вся история мировой культуры и вся совокупность завоеваний человеческого духа приводят его к неизбежно-свободному соединению 3 начал: Бога, вселенной и человека (II), к соединению последних именно в данном, а не ином каком-либо иерархическом сочетании и наконец к безусловному примату первого начала, как в отношении второго, так и третьего.

Если вопрос о разделении труда, специализации, частном иерархизме отдельных областей культуры и остается неразрешенным, пока культура вообще развивается, то вопрос об этих трех основных началах и их взаимном, безусловном иерархическом строении должно признать разрешенным бесповоротно, фиксированным безусловно, принятым всеми и общеобязательным. Поэтому “современная теософия” предательски подкапываясь под каждые из этих безусловных начал культуры и особенно под их иерархическую связь, как то математически-точно доказывает книга Э. Метнера, является путем безусловно и существенно анти-культурным. Поэтому невозможно не согласиться с замечанием Э. Метнера, сводящим воедино все его отдельные, многогранные рассмотрения существа теософии: “Ясно, что теософия и культура - явления, вытесняющие друг друга” (С. 394). В самом деле сущность культуры заключается в том, что основное три-единство (Бог вселенная человек), [всегда] лежащее в основе ее, неизменно проступает всюду с одинаковой силой, с какого бы угла ни начиналось построение здания; рассмотрим последнее:

При правильном иерархическом сочетании этих 3 начал, мы будем иметь:


А) Бог – Творец – собственно (догма – вера

религия теология

откровение)



культура

в общем

смысле

В) Вселенная – все – космология (совокупность

творения эзотерических и – знание

экзотерич<еских>

наук о мире)




С) ^ Человек – одно из – антропо- (совокупн<ость> – само-соз-

творений логия гуманитарных нание =

наук обоего типа) культура

в тесном

см<ысле>

слова)



  1   2   3   4




Похожие:

Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconАлександр Блок перед судом

Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconА. П. Чехов ночь перед судом
Почтовая станция. Пасмурная комната с закопченными стенами, большие диваны, обитые клеенкой. Чугунная печка с трубой, которая тянется...
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" icon"Враг народа" из Заречного
Алексей Никифоров. Да он, собственно, не очень-то и прятался. Скорее, лез на рожон. 13. 03. 09 местное уфсб переслало одиозную растяжку...
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconСтатья "Ran aka Алина Блитзен об альбоме "Легенда"
Перед вами не просто мой новый альбом "Легенда", но и первый шаг в новый фандом (для тех, кто не был знаком с моим творчеством ранее,...
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconПостановление О возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу г. Москва «14» сентября 2010 г
Следователь следственного отдела Следственного комитета при Перовской межрайонной прокуратуре г. Москвы мл сов юстиции Пастухов В....
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconПостановление О возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу г. Москва «23» сентября 2009 г
Следователь следственного отдела Следственного комитета при Перовской межрайонной прокуратуре г. Москвы мл сов юстиции Пастухов В....
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconПостановление О возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу г. Москва «14» сентября 2010 г
Следователь следственного отдела Следственного комитета при Перовской межрайонной прокуратуре г. Москвы мл сов юстиции Пастухов В....
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconПраво осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом
«Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом...
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconМюзиклы Владислава Успенского «Музыка Петербурга» летний номер 2001 года Фотинья Мергель статья о человеке, как и статья
...
Статья Эллиса \"Теософия перед судом культуры\" iconФридриха Эрмлера «Перед судом истории»
Шульгин осужден самой историей и что он это сегодня понимает, только не хочет с этим мириться и согласиться. Однако после выхода...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов