Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. icon

Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса.



НазваниеПрограмма занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса.
Дата конвертации25.07.2012
Размер203.79 Kb.
ТипПрограмма

ЮНЫЕ ТУРИСТЫ


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемая в этой программе примерная тематика занятий кружка юных туристов имеет в виду прежде всего озна­комление школьников со своим краем, овладение определен­ным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.

Кружки юных туристов могут иметь самую разнообразную
тематическую направленность в зависимости от местных условий, интересов, специальности и умений руководителя. Напри­
мер, основным содержанием теоретических занятий и походов
кружка может быть изучение боевого пути дивизии, формировавшейся в их школе, жизнь и деятельность земляка — видного революционера, знакомство с новостройками района или области и т. п.

Участники кружка могут включаться в массовые походы и
экспедиции, проводимые в нашей стране (Всесоюзный поход
комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и
трудовой славы советского народа, Всесоюзная туристская
краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина— СССР» и др.

Содержание занятий, походов и экскурсий может определяться и задачей, поставленной педагогическим советом, комсомольской организацией, советом дружины школы (например, собрать материалы для школьного краеведческого музея, выставки, пионерской комнаты, кабинета истории, географии, биологии).

Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. Желательный состав—учащиеся
одной параллели или смежных. Например 6 и 7 классы, 8 и
9 классы. Участники кружка должны :о получить разрешение
врача на участие в походах. Медицинский осмотр проводится
также перед отправлением в летнее многодневное путешествие.
Желательно также провести медосмотр после возвращения из
путешествия. , -

Руководитель кружка должен иметь опыт участия в туристских походах, путешествиях. Для проведения отдельных занятий приглашаются специалисты: учителя географии, исто­рии, биологии, военного дела, физкультуры, школьный врач, а также туристы, альпинисты, краеведы из числа родителей или шефов. Большую помощь в проведении специальных занятий могут оказать ветераны труда, гражданской \и Великой Отечественной войн, работники музеев, архивов, научно-исследовательских учреждений и др. .

На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться:

- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

фиксировать наблюдения;

Проводить простейшие исследования,

обрабатывать и коллекционировать собранные материалы.


вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

ориентироваться на незнакомой местности при помощи
карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

ставить палатку, разводись костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Целью кружка должна быть и подготовка туристских организаторов (пионеров-инструкторов) для отрядов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности.

Усвоение материала программы и участие в походах и путешествиях позволит школьникам подготовиться и сдать нормы на значки «Юный турист», «Турист СССР», а также выполнить разрядные требования. Особое внимание следует уделить выполнению кружковцами норм по туризму Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» на значки «Смелые и ловкие» — мальчики и девочки 1С!—13 лет, «Спортивная смена» — подростки 14—15 лет, «Сила и мужество» — юноши и девушки 16—18 лет.

Занятия кружка юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций и бесед.

План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная- им цель — экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в школьных и районных слетах, туристских соревнованиях и соревно­ваниях по ориентированию на местности и т. д. Одновременно следует добиваться/чтобы учащиеся хорошо понимали, что ведущей целью занятий является предстоящее летнее или зим­нее многодневное путешествие.

Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели кружка, подготовленности группы, сложности и длитель­ности маршрута. Часто в план одного занятия входят различ­ные темы. Например, во время игры по ориентированию- на местности можно показать, как взобраться на откос или, преодолеть реку вброд, как развести костер.

По ход на несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневным путешествием, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экспедициях вести со­держательные записи для отчета. После похода, на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы делают фо­томонтаж, другие обрабатывают дневник, некоторые участники занимаются копированием карт будущего похода или составле­нием писем в пункты маршрута предполагаемого путешествия. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цель­ности занятия и не допускать перегрузки учащихся.

Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой, от небольших прогулок— к однодневным походам.

Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения походов, путешествий. С этой целью ему необхо­димо подробно ознакомиться с «Инструкцией во организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ», введенной в дейст­вие приказом Министерства просвещения СССР от 12 апреля 1974 г. № 38, узнать о всех особенностях маршрута на местных станциях юных туристов, во Дворцах пионеров, советах по ту­ризму и экскурсиям,, клубах туристов, в музеях; в зимних по­ходах своевременно договориться о ночлеге в сельских школах; строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников похода преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Распределять обязанности в каждом походе следует так,
чтобы к исполнению их каждый раз привлекались другие участники кружка. Это позволит к началу многодневного путешествия выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов. -

В первые месяцы занятий необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о плане занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов.

Для занятий кружка и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, имеющимся в школе, Доме пионеров, на станции юных туристов или специально приобретенным для работы кружка.

У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях (различные нормы, условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов и пр.), заносятся впечатления, о походах и экскурсиях.

Юные туристы

Примерный тематический план занятии



Наименование темы

Количество часов




Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия

6




Наш край

20




Топографическая подготовка юного туриста, Ориентирование на местности

22




Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе

24




Особенности лыжных походов

10




Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе

18




Изучение и охрана природы

10




Изучение и охрана памятников истории культуры.

8




Наблюдения за погодой в походе

4




Туристское снаряжение Оборудование для краеведческой ра­боты

10




Как организовать туристское путешествие

20




Туристский быт

14




Правила санитарии и гигиены. Первая (доврачебная) помощь в походе

8




Подведение итогов похода

16




Инструкторская подготовка для работы в пионерских отрядах

12




Специальная подготовка к летнему многодневному путеше­ствию

14




Туристское путешествие







итого

216


Занятия кружка целесообразно организовать таким обра­зом: одно трехчасовое теоретическое или практическое занятие в неделю (в помещении) и один-два похода или практических занятия на местности, две экскурсии в месяц.

Часть работ (копирование карт для похода, проявление пленок и печатание фотографий, изготовление различных приспособлений, закупка продовольствия) выполняется участниками кружка как на занятиях, так и помимо, как домашнее задание.

Многодневное путешествие осуществляется во время летних каникул в соответствии с темой и планом работы кружка. Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности района путешествия, материальных затрат и других условий. Практика работы кружков показывает, что после первого года занятий целесообразнее организовать походы и путешествия по своей области. Туристские летнее путешествие проводится для учащихся VI—VII классов сроком 10—20 дней, для учащихся VIII—IX 'классов —20—30 дней. Собранные в многодневном путешествии материалы частично

обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно с началом занятий в школе. Составление коллекций, отчета, изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к вечеру являются заключительным этапом путешествия.

Примерное распределение занятий по периодам

С 10—15 сентября по- 1 ноября 6 занятий в помещении, один однодневный поход, одно практическое занятие на местности, экскурсия;

в осенние каникулы—-двухдневный поход или загородная экскурсия (по условиям погоды);

с 10 ноября по 20—25 декабря— 6 занятий, одно занятие на местности, экскурсия, двухдневный поход с ночлегом в сельской школе или на турбазе;

в зимние каникулы — трехдневный поход или пребывание в зимнем школьном туристском лагере;

с 10 января по 20 марта— 10 занятий, двухдневный поход, два занятия на местности, экскурсии или один однодневный по­ход, участие в соревнованиях;

в весенние каникулы — трехдневный поход или загородная экскурсия с элементами краеведческой работы, построенная на принципах самообслуживания;

с 1 апреля по 20—25 мая — 6 занятий, двухдневный поход, два занятия на местности, экскурсии или один однодневный поход;

летние каникулы — поход на десять и более дней или пре­бывание в течение смены в школьном туристском лагере.

Таким образом, всего занятий в году в помещении — 28; на местности или экскурсий — 6(2); однодневных походов — 1(3); двухдневных походов — 4; трехдневных походов-1 2.

Возможна и такая разбивка часов по занятиям в помещении, на местности (экскурсии), одно-, двух- и трехдневных походов в течение учебного года.

Занятия в помещении в период с 10—15 сентября по 20—
25 декабря— 1 раз в неделю по 2 часа 14X2 ч = 28 ч

Занятия в помещении в период с 10 января по 20—
25 мая— 1 раз в неделю по 3 часа 18x3 ч = 54 ч

Практические занятия на местности, экскурсии

4X4 ч=16 ч

4. Однодневные походы, включающие занятия по топогра­
фии, ориентированию, физподготовке, туристским навыкам,
краеведческим наблюдениям, экскурсии и др. 4x8 ч=32 ч

5: Двухдневные походы с теми же занятиями (в отдельных случаях по условиям погоды загородные экскурсии) 3х14ч=42ч

б. Трехдневные походы в зимние или весенние каникулы с теми же занятиями или пребывание в туристском лагере

2X22 ч = 44 ч

216 ч

ИЛИ

Занятий в помещении

Практических занятий

на местности, экскурсий

Однодневных походов

Двухдневных походов

Трехдневных походов

ПРОГРАММА

Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия

Наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик. Путешествия по Советскому Союзу — увлекательнейшее занятие, приобщающее юных туристов к природе, воспитывающее чувство гордости за нашу многонациональную Родину. В туристских походах, путешествиях, экскурсиях школьники углубляют знания по географии, биологии, истории, литературе и другим предметам школьной программы, знакомятся с прошлым и настоящим родного края, с его людьми. Юные туристы становятся крепкими, мужественными, приобретают трудовые и прикладные навыки и умения. В походах широко развивается самодеятельность и инициатива, воспитывается Чувство дружбы и коллективизм. В туристских экспедициях Школьники выполняют общественно полезную работу, приобретают исследовательские навыки.

Участие в походах дает возможность юным путешественникам выполнить нормы на значки «Юный турист», «Турист СССР», юношеских спортивных разрядов по туризму, а также комплекса ГТО.

Путешествия русских и советских ученых. / Наш край. Географическое положение, природные особенности (почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Рельеф. Климат. Реки и озера. Административное деление края. Население края. Транспортные магистрали.

Вклад нашей области, края, АССР в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи с другими союзными республиками.

Сведения о прошлом края, революционных событиях и событиях гражданской и Великой Отечественной войн. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства.Передовые предприятия, совхозы, колхозы, стройки.

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Маршруты походов. Памятники истории и культуры, музеи края. Заповедники и заказники.

Практические занятия. Прогулки по ближайшим окрестностям школы, в парк, на реку. Экскурсии в краеведческие и мемориальные музеи, музеи боевой славы, народные музеи предприятий, колхозов, школ. Экскурсии на предприятия, в колхозы, совхозы, на стройки, в научно-исследовательские учреждения, на железную дорогу, в порты и на пристани, к историческим памятникам и памятным местам.

Одно-, двух-, трехдневные походы и многодневное путешествие (в каникулы) с активными способами передвижения. Сбор сведений о крае в городских и районных Советах народных депутатов, в военкоматах, в архивах, в обществах охраны памятников истории и культуры и охраны природы.

Организация туристского путешествия.

Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Ознакомление с районом путешествия. Подбор литературы и карт. Нормы переходов. Нормы комплекса значков «Юный турист», «Турист СССР», юношеских спортивных разрядов по туризму. Разработка маршрутов одно-, двухдневного похода и много­дневного путешествия.

Ознакомление с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Смета, путешествия.

Практические занятия. Разработка планов подготовки путешествия. Подготовка сообщений и докладов по теме и району похода (путешествия). Разработка проектов маршрута. Составление вариантов смет, писем в организации по месту проведения похода (путешествия). Исполнение каждым участником различных обязанностей в одно-, двух-, трехдневных походах.

Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование на местности.

Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный.

Устройство компаса и пользование им. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Нахождение на карте точки своего стояния.

Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Пользование картой (схемой) в походе. Отчетная иллюстрированная схема. Глазомерный набросок плана местности (кроки).

Движение по азимуту; сохранение заданного направления. Определение расстояний до видимых предметов. Различные виды соревнований по ориентированию на местности.

Практические занятия. Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков. «Путешествия по карте». Топографические игры, решение топографических -задач. Копирование и увеличение карт. Изготовление схемы маршрута.

Проверка компаса. Работа с курвиметром, транспортиром, визирной линейкой. Определение азимутов на местности. Движение по азимуту.

Пользование картой или схемой маршрута, нахождение точки своего стояния, пользование компасом, определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Глазомерная съемка участка маршрута.

Участие в школьных и районных (городских) туристских соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности.

Физическая и маршевая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе.

Подготовка к сдаче норм на значок ГТО. Утренняя гимнастика. Специальные упражнения для соответствующего вида туризма (пешего, водного, лыжного, велосипедного). Занятия легкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием. Маршевая подготовка. Преодоление препятствий. Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха-обязанности ведущего и замыкающего. Обеспечение безопасности в походе.

Практические занятия. Выполнение упражнений утренней зарядки и специальных видов упражнений. Участие в соревнованиях для выполнения норм ГТО.

Обучение преодолению препятствий (в зависимости от спо­собов передвижения и района путешествия). Овладение при­емами, обеспечивающими безопасность.

Одно-, двух-, трехдневные походы (в том числе для выпол­нения норм на значки ГТО, «Юный турист» и «Турист СССР»),

Особенности лыжных походов.

Выбор лыж. Различные крепления. Личное и групповое, снаряжение для лыжного похода. Одежда и обувь туриста-лыжника. Преодоление препятствий. Режим дня. Организация привала. Костер и очаг на снегу. Устройство ночлега в школе. Меры против обморожений, простудных заболеваний.

Практические занятия. Подготовка лыж к пользованию. Ходьба на лыжах по равнинной местности, подъемы и спуски, безопасное преодоление препятствий.

Изготовление бахил (чехлов на ботинки), маски. Ремонт лыж.

Походы на лыжах в колхоз, совхоз, лесничество, охотохо­зяйстве, к историческому памятнику.

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. Сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края; на­блюдения и исследования в лесу, на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы; коллекционирование; изучение почв, полезных ископаемых и т. п. (в соответствии с планом работы группы на маршруте).

План экскурсии. Наблюдения и записи на экскурсиях.

Запись воспоминаний ветеранов революции, гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранов труда. Правила хранения и использования исторических документов и других материалов. Сбор документов и реликвий. Личный и групповой дневник, фотографирование и зарисовки в походе.

Приборы и оборудование, необходимые для краеведческой и исследовательской работы и коллекционирования.

Практические занятия. Изучение приборов и оборудования для исследовательской работы. Выполнение заданий научных и общественных организаций, самостоятельное ведение краеведческих наблюдений. Сбор образцов для коллекций. Веде­ние дневниковых записей и записей воспоминаний. Первичная обработка материалов для хранения. Составление сценария кино- или фотосъемок. Подготовка сообщений о природе на основе книг И..С. Тургенева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришви­на, Л. М. Леонова, К. Г. Паустовского.

Проведение экскурсий, походов, путешествий и экспедиций; участие во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР», в областных и республиканских массовых походах; выполнение заданий музеев, научных и других организации.

Изучение и охрана памятников' истории и культуры. Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, принятый Верховным Советом СССР 29 октября 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР № 44, 1976 г.). Конституция СССР (Основной Закон).

Виды памятников: истории, археологии, градострои­тельства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

Древние памятники, историко-революционные, военные, трудовой славы, архитектурные и другие памятники, памятные места нашей области, края, автономной республики.

Художественная, справочная литература, путеводители, фильмы, рассказывающие о памятниках истории и культуры нашей области, края, автономной республики.

Содержание заданий Советов народных депутатов, Общества охраны памятников истории и культуры, музеев по изучению и охране памятников.

Мероприятия при подготовке и проведении походов и путешествий по изучению и охране памятников истории и культуры.

Практические занятия. Подготовка оборудования и снаряжения для ведения исследовательских работ, фотографирования.

Проведение экскурсий к памятникам и в памятные места; включение этих мест в план работы на туристских маршрутах

Изготовление в результате похода, путешествия, экскурсии фотографий, рисунков, макетов памятников.

Выполнение заданий Общества охраны памятников истории и культуры, инспекции по охране памятников, музеев по паспортизации памятников.

Популяризация памятников путем бесед в школе и на маршрутах, создание фотоальбомов, стендов, фильмов, создание экспозиций для школьных выставок и музеев.

Систематический v уход за местными памятниками и необходимый уход за памятниками на маршрутах.

Изучение и охрана природы.

Статья 18 Конституции СССР, «Закон об охране природы», принятый Верховным Советом депутатов трудящихся союзной республики.

Меры по охране окружающей среды нашей области, края, автономной республики. Формы участия пионеров и школьников, юных туристов в охране и посадке зеленых насаждений, участие в операции «Дерево памяти», очистке лесов, борьбе с вредителями леса, охране рек и водоемов от загрязнения.

Наиболее известные замечательные уголки природы, заповедники, заказники нашего края.

Перечень растений, животных, обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу»; растения, запрещенные к сбору.

Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.

Практические занятия. Изготовление оборудования, обеспечивающего во время проведения походов, путешествий' сохранность лесных насаждений.

Экскурсии в природу, выполнение заданий местного общества охраны природы и других организаций по изучению и охране природных богатств края.

Популяризация среди школьников мер по охране природы путем бесед, показа фильмов, слайдов, составления и показа гербария запретных к сбору растений.

Наблюдения за погодой в походе.

Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, ее перемены, приближающегося ненастья.

Практические занятия. Знакомство с приборами. Составление прогнозов погоды при помощи приборов и по местным признакам. Конкурсы на более точный прогноз. Составление таблицы местных признаков изменения погоды.

Туристское снаряжение.

Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Походная постель, колья и колышки для установки палаток, очаги, ведра, крючки для подвешивания посуды. Комплектование ремонтного набора

Практические занятия. Составление списков личного и группового снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением.
Установка палаток, устройство очага. Подготовка и ремонт
имеющегося снаряжения. Самостоятельное изготовление и усовершенствование очага, кольев и колышков для палаток, крючков для подвешивания посуды, приспособлений для сушки обуви и одежды и др. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака.
Туристский быт.

Выбор места для бивака (с учетом правил
охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Различные типы костров. Сушка и ремонт
одежды и обуви. ч

Набор продуктов. Меню, хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование ягод и грибов.

Режим дня в походе и на дневке. Игры в походе.

Практические занятия. Составление наборов продуктов и ме­ню на одно-, двух-, трехдневный поход. Приобретение продуктов.

Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом, установка и снятие палаток, разжигание кост­ров, приготовление пищи.

Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков.

Игры в пути и на привале.

Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе. Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела, ног. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь утопающе­му. Различные травмы. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Транспортировка по­страдавшего. Первая доврачебная помощь в зимних походах.

Практические занятия. Показ приемов самоконтроля. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Комплектование походной аптечки. Изготовление сумки, чемодана для аптечки.

Подведение итогов похода.

Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы участников похода. Отчетный туристский вечер в школе. Итоговая выставка, орга­низация краеведческого уголка. Оформление документов для получения значка «Юный турист», «Турист СССР», спортивных разрядов по туризму.

Практические занятия. Составление паспорта и схемы маршрута (после каждого похода). Изготовление коллекций, альбомов фотоснимков, иллюстрированных карт или схем маршрутов, макетов, выпуск стенгазет, бюллетеней о походах и т. д. Тщательная обработка и окончательное редактирование путевого дневника.

Подготовка экспонатов для школьного музея, выставки, предметного кабинета. Оформление творческих работ участников походов — очерков, стихов, рисунков. Составление полного отчета с графиками, диаграммами, фотографиями для школы или организации, давшей задание.

Подготовка программы оформления отчетного вечера. Изготовление кинофильма, диапозитивов.

Инструкторская подготовка для работы в пионерских отрядах.

Участие пионерских отрядов в маршруте Всесоюзного марша пионерских отрядов на 1985—1990 годы и во Всесоюзной туристской краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР». Включение в план работы отряда походов, экскурсий, краеведческих поисков. Работа туристского организатора пионерского отряда.

Рекомендуемые туристские маршруты, экскурсионные объекты, экспедиционные задания для пионерских отрядов разных возрастов.

Содержание и форма бесед и занятий по подготовке пионерского отряда к походу. План подготовки к походу.

Школьный туристский слет, соревнования, туристский вечер, выставка.

Практические занятия. Разработка маршрутов походов для своих пионерских отрядов. Составление описаний и изготовле­ние схем маршрутов.

Составление списка личного и коллективного снаряжения, медицинской и ремонтной аптечки, меню и перечня продуктов, плана работы на маршруте, правил поведения в походе для рекомендации отряду.

Составление списка книг о своем крае и путешествиях.

Стажировка (в кружке) в проведении занятий по подготовке к походу в своем отряде. Участие в организации и проведении похода своего отряда по нормативам ГТО, в проведении и судействе школьных туристских соревнований, слета.

Специальная подготовка к летнему многодневному походу. Составление плана подготовки и распределение обязанностей. Работа по бригадам (звеньям) по подготовке, ремонту и изготовлению коллективного снаряжения; ознакомление с литературой и картами по району путешествия, детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана работы, изготовление картосхем маршрута; определение набора продуктов и приобретение их; составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов, аптечки, фото-принадлежностей; практика в выполнении порученных краеведческих: наблюдений и фиксации их и других обязанностей, в том числе санитара, завхоза и т. д.

Медосмотр участников и проверка умения плавать.

Проведение контрольного тренировочного похода с полным комплектом снаряжения и проверкой выполнения отдельных разделов работ в походе ответственными исполнителями. Оформление заявочной книжки на путешествие. Утверждение маршрута в МКК и получение документов.


^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КРУЖКОВ

Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену. М., По­литиздат, 1973.

Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивно­му ориентированию. М., Физкультура и спорт, 1974.

Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.

Б е р м а н -А. Е. Путешествие на лыжах. М., Физкультура и спорт, 1968.

Богатков С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентиро­вание на местности. М., Воениздат, 1971.

Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 1973.

Великорецкий А. Н. Первая помощь до прихода врача. М., Медицина, 1972.

Гамезо М. В., Говорухин А. М. Справочник офицера по военной топографии. М., Воениздат, 1968.

Гранильщиков Ю. В. и др. Горный туризм. М., Физ­культура и спорт, 1966.

Елаховский СБ. Бег к невидимой цели. М., Физкуль­тура и спорт, 1973.

Лахнин А. Ф., Вызов Б. Е., Прищепа И. М. Воен­ная топография. М., Воениздат, 1973.

Лукашов П. Д. Военно-спортивные игры на местности. М., Просвещение, 1978.

Л у коя но в Пг И. Зимние спортивные походы. М., Физ­культура и спорт, 1979.

Моргунов Б. П. Туризм. М., Просвещение, 1978.

Пруха К. Военизированные игры на местности. М., Изд-во ДОСААФ, 1979.

Слуцкая Р. Д. Географическое общество «Глобус». М., Просвещение, 1972.

Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969.

Строев К. Ф. Краеведение. М., Просвещение, 1967.

Сухорукова А. В. Работа на географической площадке. М., Просвещение, 1970.

Шнейдеров В. А. Кинолюбитель-путешественник. М., Ис­кусство, 1968.

Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., Физ­культура и спорт, 1974.

^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Арсеньев В. К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу. М., Мысль, 1972.

Берман А. Е. Юный турист. М, Физкультура и спорт, 1977.

Иванов Е. И. С компасом и картой. М., Изд-во ДОСААФ, 1971.

Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. М., Изд-во ДОСААФ, 1972.

МеньчуковА. Е. В мире ориентиров. М., Недра, 1973..

Мурзаев Э. М. Годы исканий в Азии. М., Мысль, 1973.

Навечно в памяти народной. М., Молодая гвардия, 1975.

Обручев С. В. В неизведанные края. М., Мысль, 1975.

Остапец А. А. В походе юные. М., Просвещение, 1978.

Папанин И. Д. Жизнь на льдине. М., Мысль, 1972.

Паустовский К. Г. Мещорская сторона. М., Детская ли­тература, 1974.

Пир и Р. С. Северный полюс. Амундсен Р. Южный по­люс. М., Мысль, 1972.

Потресов А. С. Спутник юного туриста. М., Физкультура и спорт, 1968.

Пришвин М. М. Кладовая солнца. М,, Детская литера* тура, 1979.

Турист. Библиотека туриста. М., Физкультура и спорт, 1974.

Ушаков Г. А. По нехоженной земле. М., Мысль, 1974.

Хейердал Т. Экспедиция «Кон-Тики», «Ра». М., Мысль. 1973.




Похожие:

Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. icon2010-11 уч год «Как быть здоровым»
Г. К. Зайцева, А. Г. Зайцева «Твое здоровье. Укрепление здоровья». Она рассчитана на работу в 7 или 8 классах. Эта программа может...
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconПрограмма кружка «школа здоровья» для учащихся 4 б класса моу-сош № Руководитель Явич Т. В. Петровск 2008-2009 уч год Пояснительная записка
Предлагаемый курс занятий «Школа здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение...
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В. А. Соколова»....
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В. А. Соколова»....
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconОбразовательная программа «Спортивное ориентирование» Программа рассчитана на один год обучения для учащихся младшего и среднего звена
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где...
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconУрока: Обобщение знаний учащихся за весь курс обучения. Привитие детям любви к классической музыке, детской песне. Развитие вокально-хоровых навыков
На протяжении всех занятий, начиная с 1-го класса, вы знакомились с творчеством композиторов, с разными музыкальными жанрами, учились...
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconКонкурсов (новогодний сценарий)
В этом конкурсе могут принять участие не представители команд, а все желающие проверить свою ловкость
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconСценарий, занявший I место на республиканском конкурсе сценариев для младших школьников «Праздник в стране Солнценят» Разработка составлена старшей вожатой Еласовской
Огазеты «Моя семья» всех учащихся класса, выставка ручных изделий членов семей (хобби), выставка любимых блюд, общая классная стенгазета...
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconРабочая программа учителя музыки Лизуновой Л. Е. Программа рассчитана на три года, для учащихся 1-9 классов. 29
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №3» управления образования
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. iconРабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса на 2011/2012 учебный год
«Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Автор А. П. Матвеева 2008 г и предназначена для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов