В заключение про виа icon

В заключение про виа



НазваниеВ заключение про виа
Дата конвертации25.07.2012
Размер105.14 Kb.
ТипДокументы



В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРО ВИА

Вот и поговорили про ВИА, необыкновенно интересный и разнообразный жанр, как в мировой, так и в отечественной музыке. Его рождение приходится на начало 60-х, когда в Англии появилась группа «Битлз», которые не только пе­ли, но и играли на музыкальных инструментах. Надо сказать, что появившееся направление в музыке отличалось от тех современных ритмов, что уже были на мировой эстраде. Новый модный стиль назвали «биг-битом», в нем присутство­вали три электрогитары и ударные, а песни с молодым задором и энергией бы­стро находили свое место в хит-парадах. Из Англии течение современной музы­ки распространилось по всему миру. В Америке появились группа «Кридэнс», в Голландии — «Шокинг Блю», в Польше — «Скальды», «НоТо Цо» и «Червонне гитары» и многие другие. У нас в Советском Союзе также появились первый ВИА «Поющие гитары», за которым последовали молдавский «Норок», узбекс­кие «Ялла», белорусские «Песняры», казахские «Дос Мукасан», московские «Ве­селые ребята» и «Голубые гитары», челябинский «Ариэль», а также впоследст­вии тысячи разных названий и составов. В отличие от западных музыкантов, которые сочиняли и записывали свои песни на пластинках, наши коллективы вначале не имели такого права и исполняли строго произведения представите­лей Союза композиторов СССР. Тем не менее, возможно, благодаря этому, мно­гие коллективы нашли свой почерк и свои песни. Так, например, «Песняры» под руководством Владимира Мулявина стали яркими представителями народ­ной тематики, и так же замечательно исполняли песни Александры Пахмуто­вой и Оскара Фельдмана. Вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» стал ярким исполнителем песен комсомольско-молодежной направленности:

«Мы строим БАМ» Зиновия Бинкина, «Мой адрес — Советский Союз» Давида Тухманова, а также произведений старейших представителей советской песни Марка Фрадкина («Увезу тебя я в тундру» и «У деревни Крюково»), Серафима Туликова — «Не повторяется такое никогда». ВИА «Веселые ребята» Павла Сло-бодкина, несмотря на некоторый запрет появления на телевидении из-за лири­ческого репертуара, успешно записывали и выпускали грампластинки милли­онными тиражами. Взять хотя бы, к примеру, первую, где звучат песни тогда еще молодых авторов «Алешкина любовь» Сергея Дьячкова и «На чем стоит любовь» Олега Иванова, а также запрещенных тогда битлов — «Старенький ав­томобиль» и «Облади-облада». Ансамбль «Ариэль» под руководством Валерия Ярушина доказал, что можно прекрасно работать и вшестером в отличие от многочисленных составов ВИА по десять-пятнадцать человек. Их диск «Рус­ские картинки» с потрясающими обработками самого руководителя, является непревзойденным шедевром в жанре отечественной музыки, а оригинальная манера исполнения стала в то время


открытием на нашей эстраде. Достаточно вспомнить парафраз «Старая пластинка» на тему очень известной песни 50-х «Песенка старого извозчика» композитора Никиты Богословского.
Очень за­метным стало появление в жанре молодежных вокально-инструментальных ан­самблей: «Лейся, песня!» под руководством Валерия Селезнева и Михаила Плоткина, «Музыка» Николая Воробьева, «Акварели» Александра Тартаковско-го, белорусский «Сябры» Анатолия Ярмоленко и «Верасы» Василия Раинчика с ярким запомнившимся дуэтом Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, «Синяя Птица» под руководством Роберта и Михаила Болотных, молдавский «Оризонт» Олега Мильштейна, московский «Надежда» Михаила Плоткина, грузинский «ВИА-75» Роберта Бардзимашвили и многие другие.

В середине 80-х годов генеральным секретарем СССР Черненко был подпи­сан указ о расформировании многих вокально-инструментальных ансамблей в связи с несоответствием репертуара. Так был расформирован на время изве­стный ВИА «Лейся, песня», группы «Араке» и «Круиз». На базе ансамблей постепенно создавались рок-коллективы, музыка которых становилась очень модной. Например, из «Поющих сердец» родилась первая в стране «хэви-ме-таллическая» группа «Ария» под руководством Виктора Векштейна, из «Аква­релей» — «Рок 88», из «Голубых гитар» Игоря Гранова, — синтез группа. Извест­ный ансамбль «Самоцветы» и «Веселые ребята» превратились в музыкальные центры Юрия Маликова и Павла Слободкина. Не сдавались «Песняры», «Ари­эль», «Ялла» и «Сябры», которые продолжали свою биографию яркими выступ­лениями и новыми записями.

Возрождение жанра начиналось как за рубежом, так и у нас, в России. В Америке снова появились «Иглз», «Грэнд Фанк Рэйлроуд», «Кридэнс», в Анг­лии — «Крим», «Свит», «Слэйд» и даже «Ти Рекс» без Марка Болана, в Поль­ше — «Червонне гитары», в Венгрии — «Омега». В России возрождению очень хорошо способствовали шоу-группа «Доктор Ватсон». В начале 90-х по радио и телевидению совсем не звучали песни в исполнении вокально-инструмен­тальных ансамблей. «Ариэлю», уже без прежнего руководителя Валерия Яру­шина, отказали на «Мелодии» в выпуске нового диска с русскими народными


песнями, «Песняры», «Ялла» и «Сябры» оказались в другой стране. Так вот, группа «Доктор Ватсон» после исполненного «Попурри на темы популярных песен ВИА 70-х» вернула все снова на круги своя. Эти яркие и мелодичные фрагменты песен растрогали сердца слушателей самого разного возвраста. Вспомнились «Косил Ясь Конюшину» и «Червона рута», «Горлица» и «О доб­рых молодцах и красных девицах», «Если любишь ты»... В студию «Доктора Ватсона» стали приходить письма с просьбой исполнить полностью ту или иную песню из репертуара ВИА. Естественно, перепеть все песни коллектив не мог, хотя пообещал сделать все возможное. Примерно через три года снова появились солисты ВИА «Самоцветы» с Леной Пресняковой, Сашей Нефедо­вым, Олегом Слепцовым и Георгием Власенко. Вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы» был возрожден в 1994 г. В этом проекте приняли участие бывшие музыканты легендарного коллектива Георгий Мещеряков, Сергей Коваленко, Андрей Кирисов при непосредственном участии руководи­теля Анатолия Киселева, посвятившего «молодцам» более пятнадцати лет. Ан­самбль собрали в полном инструментальном составе с гитарами, барабанами, клавишными и саксофоном. Фирма «Мороз рекордз» сразу же выпустили ком­пакт-диск с архивными записями прошлых лет. А чуть позже возрожденный со­став «Добрых молодцев» записали лучшие песни 70-х. В компакт-диск вошли лучшие хиты из репертуаров наших вокально-инструментальных ансамблей, которые в то время еще не возобновили свою творческую деятельность. Выпу­щенный по заказу «Онэксима банка» альбом тиражом в 500 экземпляров в дальнейшем превысил миллионный тираж на «Квадро диске». В Санкт-Петер­бурге в 1997 г. при несомненной помощи руководителя Анатолия Васильева и журналиста Антона Гарнова был возрожден первый ВИА в СССР — «Поющие гитары». В классическом составе ансамбль стал успешно гастролировать, ис­полняя свои лучшие песни. В 1998 г. снова появился замечательный ансамбль «Пламя» со своим бессменным руководителем, композитором и пианистом Сергеем Березиным. Вновь зазвучали их вечнозеленые песни «Идет солдат по городу», «Снег кружится», «На дальней станции сойду»... В 1995 г. в концерт­ном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт белорусского ансамбля «Песняры» под руководством народного артиста СССР Владимира Мулявина. Их блестящее творчество ни в чем не потеряло высокого качества испол­нения. А в 1998 г. на открывшемся фестивале искусств «Славянский базар» Владимир Мулявин и Алла Пугачева в сопровождении «Песняров» вместе ис­полнили известную песню «Березовый сок» Вениамина Баснера на стихи Ми­хаила Матусовского. В новогоднем «Голубом огоньке» 1997 г. на телеэкране по­явились любимый в народе ВИА «Лейся, песня», где на клавишных инструментах играл сам Михаил Шуфутинский, который руководил когда-то коллективом. Попурри на тему популярных песен из репертуара ансамбля на­веяло приятные воспоминания о 70-х и 80-х. А молодые участники коллекти­ва — музыканты Александр Касаткин и Александр Филаткин — напомнили слу­шателям про легендарный ансамбль и отметили его 25-летний юбилей, пригласив создателей и музыкантов первого звездного состава. В 1998 г. про­дюсер Вячеслав Бейлин, в конце 70-х работавший одним из директоров ВИА


«Синяя Птица», впервые организовал московские концерты ансамбля «По­ющие гитары». В 2002 г. в Театре эстрады состоялся фестиваль «Битловские посиделки», организованный им вместе с «ариэлевцем» Валерием Ярушиным.

И вот впервые на большую сцену в Государственном Кремлевском дворце вышли возрожденные вокально-инструментальные ансамбли. Это произошло в 2001 г. в концертной программе «Наш адрес — Советский Союз», организо­ванной театром песни Рената Ибрагимова. Это был настоящий праздник песни и теплых встреч с любимыми артистами 70-х. В двух концертах приняли учас­тие «Солисты ансамбля «Самоцветы», ВИА «Добры молодцы», ВИА «Сябры», ансамбль «Земляне», «Белорусские песняры» (музыканты известного ансамб­ля, ранее работавшие у Владимира Мулявина, создали свой проект в 1998 г.), ВИА «Поющие сердца». Состоялись сразу три юбилейных концерта легендар­ного грузинского ансамбля «Орэра» в московском театре «Новая опера», орга­низованные Артуром Цомая и Валерием Щёлкиным. Солисты коллектива Теймураз Давитая, Гено Надирашвили, Coco Жвания сохранили и продемонст­рировали богатый колорит многоголосного вокального мастерства, отвергая использование фонограммы, что впоследствии выяснилось на пресс-конфе­ренции. Впервые две большие четырехчасовые концертные программы «Хит­парады ВИА» в столичном спорткомплексе организовали Николай Бабичев (экс-руководитель «ВИА Мари») и Юрий Левачев (директор и бас-гитарист, возродивший через несколько лет брэнд группы «Земляне» с солистом Сергеем Скачковым). В концертах выступили: ВИА «Поющие гитары», «Орэра», «Пла­мя 2000», «Добры молодцы», «Самоцветы», «Песняры», «Сябры», «Земляне», первый солист группы «Цветы» —Александр Лосев, — «Оризонт», «Синяя Пти­ца», «Поющие сердца», «Ариэль», «Лейся, песня», «Надежда» и хард роковый «Круиз». Эти выступления показали, что вокально-инструментальные ансамб­ли могут снова собирать стадионы. В 2002 г. состоялась программа «Любимые ВИА в Кремле» режиссера Марины Комаровой с телевизионной версией вы­ступления ансамблей и выпуском DVD диска. В 2003 г. в столичном Междуна­родном Доме музыки состоялся гала-концерт мастеров искусств Азербайджана, где также принял участие замечательный детский вокальный ансамбль «Бэри Бах», руководит которым Раф Бабаев, — экс-легендарного ансамбля «ГАЯ». В 2000 г. в Германии был выпущен компакт-диск с лучшими песнями «ГАЯ». В 2002 г. в программе «Звезда Валерия Ободзинского» впервые выступил после многолетнего перерыва ВИА «Верные друзья» с Владимиром Овчинниковым, Тахиром Садыковым, Игорем Капитанниковым и Мариной Овчинниковой. Благодаря поддержке бывших коллег по ансамблю Георгия Мамиконова и Иго­ря Ятора, коллектив выпустил компакт-диск на известной фирме «СиДиЛэнд», где ребята переписали свои лучшие хиты в новых аранжировках, сохраняя ды­хание того времени.

Особенно хотелось бы остановиться на юбилеях вокально-инструменталь­ных ансамблей. Выше говорилось про торжества ансамбля «Орэра», которые прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Тбилиси. Ансамбль «Песняры» Влади­мира Мулявина отметил в 2000 г. свое 35-летие в ГЦКЗ «Россия» четырехчасо­вым концертом, где вместе с молодыми пели ветераны ансамбля Леонид Борт-


кевич и Валентин Бадьяров. Свой юбилей в этом же зале весной 2002 г. отмети­ли ВИА «Ариэль», к сожалению, без своего руководителя Валерия Ярушина. Тем не менее, трехчасовой концерт «Дорога длиной в 35» известного челябин­ского ансамбля прошел очень интересно. В нем прозвучали как уже известные, так и новые песни. Вместе с ветеранами ансамбля Стасом Геппом, Львом Гуро­вым и Борисом Каплуном на сцене выступили новые талантливые музыканты: вокалист и гитарист Александр Тибелиус, вокалист Александр Гордеев. На юби­лей к «Ариэлю» пришли их коллеги по творчеству — певица Надежда Бабкина, автор-исполнитель Олег Митяев, солисты ВИА «Веселые ребята» — Михаил Файбушевич, Игорь Гаттаулин и Сергей Рыжов, группа «Араке», солисты ансам­бля «Самоцветы» и многие другие артисты.

Свой 60-летний юбилей отметил в апреле 2005 г. один из первых продюсе­ров ВИА, талантливый Михаил Владимирович Плоткин. Он имел самое непо­средственное отношение к вокально-инструментальным ансамблям «Веселые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», успех к которым пришел благодаря его продюсерскому дару. Созданный Плоткиным ВИА «Надежда» стал стартовой площадкой для молодых талантов. Целый букет звезд музыкантов расцвел в ан­самбле за годы его существования. Юбилейный вечер прошел в ГЦКЗ «Рос­сия», продюсера пришли поздравить с 60-летием «Самоцветы» Юрия Малико-ва, «Белорусские песняры», «Пламя» Сергея Березина, Иосиф Кобзон, Игорь Крутой, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Игорь Иванов, Вячеслав Добры­нин, Владимир Кузьмин, ВИА «Поющие сердца» и многие другие.

Юбилейные концерты ансамбля «Самоцветы» под руководством бессмен­ного руководителя Юрия Маликова начались в октябре 2006 г. Первый такой концерт прошел в саду «Эрмитаж», где когда-то, несколько лет назад и состоя­лось первое выступление коллектива. Выступления продолжились в Саду име­ни Баумана, а закончились большим гала-концертом в Кремлевском дворце. Именно там состоялся четырехчасовой марафон с участием музыкантов всех составов ансамбля, а также гостей известных звезд российской эстрады.

На Площади звезд у ГЦКЗ «Россия» были заложены звезды вокально-инст­рументальному ансамблю «Песняры» и Владимиру Мулявину (2000 г.), а также ансамблям «Сябры» и «Орэра» (2005 г.). Концерты вокально-инструменталь­ных ансамблей имеют успех не только в стране, но и за рубежом. Выступления проходят на большой ностальгической волне и снова звучат наши лучшие пес­ни 70-80-х. Тем не менее, не нарушая канонов жанра, ВИА исполняют новые песни, которые после премьер также находят горячие отклики в сердцах слу­шателей. По радио стали часто звучать вокально-инструментальные ансамбли, особенно нам хотелось бы отметить следующие программы: «Были на виниле» Анны Тарасенковой с ведущим Олегом Чвиковым по «Радио России», с Витали­ем Белобрагиным по «Милицейской волне», в ежедневных программах об ис­тории современной музыки с Павлом Слободкиным, также по «Радио России». Прекрасный радиоканал «Мелодия» в Санкт-Петербурге с Сергеем Афанасье­вым, Таней Аникиной, Димой Александровым, Надей Понаровской. Стоит от­метить журналистов, широко освещающих сегодня жанр вокально-инструмен­тальных ансамблей, среди которых достаточно интересно работают Владимир


Марочкин («Music Box»), Анатолий Ткачев («Музыкальная жизнь»), Сергей Би­рюков («Труд»), Николай Фандеев («Ответь»), Дмитрий Ткаченко (агенство «Парнас»), Ирина Барышева, Наталья Клюева. Прекрасно вспоминаются инте­ресные публикации из 70-80 годов, когда в центральной прессе движение осве­щали музыковеды Валентина Терская, Аркадий Петров, Евгений Надеинский, также известный еще и как Эпштейн, а также другие профессионалы своего де­ла.

Стало быть, замечательная биография ВИА продолжается, а залогом этого является мудрая хорошая песня, в которой есть прекрасная мелодия, поэтич­ные слова и, безусловно, красивая гармония.

Непременно стоит обратиться к музыкантам. Хотелось бы, чтобы они не за­бывали своих отцов-создателей и советовались с ними, воплащая свои новые проекты. Все-таки богатый музыкальный опыт, накопленный ветеранами-руко­водителями, как нам кажется, еще никому не помешал.

Почти сорок лет прошло с момента возникновения первого ВИА в нашей стране, и вот на афишах среди уже известных и легендарных имен появилось новое название — ВИА «Советский Союз» с солистом Виктором Камашевым (экс-«Лейся, песня!», «Магистраль», «Поющие сердца»). Значит, дело ВИА жи­вет и развивается, а вот новые имена отечественной поп-индустрии «Виа Гра» и «Виа Сливки» к жанру вокально-инструментальных ансамблей не имеют ника­кого отношения.

Валерий Щёлкин и Сергей Фролов




Похожие:

В заключение про виа icon«Весенние ритмы. Тбилиси-80» с 8 по 16 марта в Тбилиси про­ходил фестиваль популярной эстрадной музыки «Весенние ритмы. Тбилиси-80»
С 8 по 16 марта в Тбилиси про­ходил фестиваль популярной эстрадной музыки «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Тбилисский фестиваль стал...
В заключение про виа iconОтвет самому себе на стих «Про ссаного кота» Про лосей (и про котов)

В заключение про виа iconТретья сторона медали
Мам, не хочу про Золушку, мальчик спрыгнул с лавочки, стряхнул с рукава золотой листик. – Расскажи лучше про сказку про папу
В заключение про виа iconСердца петь не устают!
Сегодня, среди других зубров виа, его имя на афише виа хит-Парад, который состоится 10 декабря в Крокус Сити Холле. Накануне этого...
В заключение про виа icon«девчата» — 1971 Г. — Всеслав лавров, олег сорокин
«Девчата» стал первым женским про­фессиональным коллективом в Советском Союзе. Надо сказать, что тогда вслед за английскими «Битлз»...
В заключение про виа iconО виа и о себе композитор В. П. Соловьев-Седой
«виа возникают как грибы после теплого дождя. Явление это стало дей­ствительно массовым Но несмотря на то, что все ансамбли называются...
В заключение про виа iconВиа и рок музыка в троицке
Поэтому под словом «рок-группа» здесь следует понимать виа, исполняющие музыку разных стилей и направлений, в основном отходящую...
В заключение про виа iconЗабытую песню принес ветерок
Люди среднего возраста, и даже, наверное, перевалившие через его рубеж, иногда поддаются чувству ностальгии. И вспоминают молодость...
В заключение про виа icon«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили
Басилая и дет­ский виа «Мзиури». И, конечно же, целая армия грузинских ансамблей «Цицинатела», «виа-75» Роберта Бардзимашвили, девушки...
В заключение про виа iconЗаключение экспертной комиссии о благоустройстве и оснащении общеобразовательного учреждения
Санитарно-эпидемиологическое заключение №23. Кк. 17. 000. М. 008913. 03. 11 от 15 марта 2011 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов