Конкурсные задания: I уровень icon

Конкурсные задания: I уровень



НазваниеКонкурсные задания: I уровень
Дата конвертации29.07.2012
Размер77.15 Kb.
ТипКонкурс

XIV ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ И АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

Санкт-Петербургская классическая гимназия, 16–17 апреля 2010 г.


Конкурсные задания:


I уровень


1. Переведите текст:


Vulpeculae a poetis non temere astutae bestiae vocantur. Ecce vulpecula, aquae cupida, in puteum desilit et multum bibit. Sed e loco nimis angusto etiam magno cum labore evadere non poterat. Mox caper quoque ad puteum advenit: aquam petebat, quod fervidis solis* radiis fatigabatur. “Salve, – inquit, – amica, an bene bibitur? Satisne frigida aqua putei est et iucunda?” Caper, ut videtis, haud magni ingenii erat, vulpeculae autem astutia non deerat. “Hercle vero respondit. – Noli dubitare, cito desili: ego iam diu parco aquae: te** enim exspecto”. Stultus caper in puteum statim ruit. At vulpecula subito tergum amici ascendit itaque puteo evadit. “Vale! – clamat. – Quantum barbae tibi** in mento est, tantum inest imprudentiae. Finis*** igitur semper respici debet”. Sic amicum miserum ludit et tuta domum discedit .


* gen. sg. от sol, solis m (солнце); ** te – acc. от tu (ты); tibi – dat. от того же слова; *** nom. sg. от finis, finis m (конец, цель)


^ 2. Части латинских поговорок перепутаны местами. Восстановите их и переведите.


Charta non est argumentum.

Medicus curat, non erubescit.

Ignorantia est dulcis.

Malum nullum natura sanat.

Et fumus patriae maximum imperium est.

Imperare sibi est sine bono.


^ 3. Соберите имена богов и героев из перемешавшихся букв:


MALTYTRENECSA

NOMAGMANE

STERVUNUM

AVANILI

LASUCUSEPIA

LUCSEHER


^ 4. Дополните фразы, от которых сохранились только окончания. Переведите их. (NB: число точек произвольно!)

…a ...a ….t …a …a.

…ae ...i …is …ri …nt.


5. Представьте себе, что наши латинские олимпиады стали всемирными; после многочисленных отборочных туров в финал выходят чемпионы континентов. На одном из таких финалов познакомились три школьника; у одного родной язык – английский, у другого – португальский, у третьего – чешский. Общались, разумеется, по-латыни.
Когда зашла речь о том, кто откуда родом, были названы города
Thermae Carolinae, Flumen Ianuarii и Angelopolis. Что это за города?


6. По расчетам историка Т. Моммзена, Гай Юлий Цезарь родился в 102 г. до н. э. В 44 г. до н. э. он был убит. Сколько полных лет прожил Цезарь? Ответ обоснуйте.


7. Сюжет какого мифа здесь изображен? Кто его действующие лица? Напишите рассказ из 5–6 предложений по-русски.





^ II уровень


1. Переведите текст:


Primo post Christum natum saeculo in multis partibus imperii Romani amphitheatra praeclara aedificabantur. Aedificiorum reliquiae etiam hodie maximam admirationem visitantibus movent. Ibi Romani olim certaminibus crudelissimis delectari solebant. Non solum milia bestiarum aut inter se aut cum hominibus pugnantia occidebant, sed etiam plurimorum hominum vita amittebatur. Spectatoribus autem pugna atrox et inprimis virorum caedes gaudio erant. Etsi nonnulli viri prudentes spectacula crudelia verbis gravioribus reprehendebant, cuncti fere cives tales ludos cupiebant et panem et circenses ab aedilibus petebant. Finis pugnantium mors erat. Si gladiatorem paulo cessantem notabat, statim clamabat indignans turba spectantium: “Cur non incurrit in gladium? Cur occidere dubitat?”. Nullo facinore boni mores magis pessum dabantur, quam spectaculis gladiatoriis.


^ 2. Допишите все слова до конца, чтобы получилась глубокомысленная сентенция. Переведите ее. (NB: Число точек произвольно!)


Pecuni... amiciti...  praefer... a vir... bon... sordid... existima...


3. Латинские уменьшительные суффиксы, при всем их многообразии, подчиняются определенным законам. Перед вами ряд существительных с их уменьшительными (диминутивами). Проанализируйте их и образуйте диминутивы от слов, приведенных ниже.


ager поле – agellus

amator поклонник – amatorculus

calx камень – calculus

cancer решетка – cancellus

lens чечевица – lenticula

gladius меч – gladiolus

later кирпич – laterculus

lepus заяц – lepusculus

locus место – loculus

malleus молот – malleolus

nutrix кормилица – nutricula

opus труд – opusculum

pater отец – paterculus

puer мальчик – puellus

ramus ветка – ramulus

tectum крыша – tectulum

turris башня – turricula

venter живот – ventriculus


pondus груз –

ursus медведь –

folium лист –

uxor жена –

avis птица

uter мех, бурдюк –

oleaster дикая олива –

tuber шишка –

cicatrix шрам –


4. Какое из этих слов лишнее? Обоснуйте свой ответ.


режим, корректный, район, реестр, регламент, регресс, регент, дирижабль, директор, регалии


^ 5. В этом отрывке зашифрован некий античный сюжет. Замените выделенные курсивом слова так, чтобы восстановить исходный текст.


Мудрый и смелый Майкрофт Холмс (....) и простодушный Шерлок Холмс (....) были братьями. Майкрофт бескорыстно помогал людям, защищая их от всесильного профессора Мориарти (....). После того, как он в очередной раз нанес профессору страшную обиду, похитив у него секретное оружие (....), тот разработал особенно хитрый план мести. Мориарти приказал своей правой руке, полковнику Морану (....), подготовить к делу авантюристку Ирэн Адлер (....). В руки ей дали секретный чемодан (....), содержащий множество вредоносных веществ. Шерлок Холмс, увидев Ирэн, поддался ее чарам и начисто забыл о предупреждениях дальновидного Майкрофта. На этом злоключения двух братьев не закончились. Профессор, в надежде выпытать у Майкрофта тайну, долго держал его в плену в Швейцарских Альпах (....), где его не оставляла в покое собака Баскервилей (....). В конце концов собаку подстрелил инспектор Лестрейд (....); но тут и Майкрофт смягчился и предостерег Мориарти от роковой женитьбы на Мэри Мордстон (....). Впоследствии Мэри вышла замуж за доктора Ватсона (....); их сын Генри (....) стал одним из героев англо-бурской войны (....). Этот сюжет вдохновил крупнейших писателей: об истории с Ирэн Адлер рассказывает Конан Дойл (....), об альпийских злоключениях Майкрофта – знаменитая трагедия Оскара Уйальда (....), а о подвигах Генри Ватсона – эпическое повествование Томаса Харди (....).


III уровень


1. Переведите текст:

Сабиняне пытаются отблагодарить неподкупного Фабриция


Legati a Samnitibus ad C. Fabricium, imperatorem populi Romani, venerunt et, memoratis multis maximisque rebus, quae bene ac benevole post redditam pacem Samnitibus fecerat, obtulerunt dono grandem pecuniam oraveruntque: «Accipe, vir optime, nec probrum existima: videmus enim multa tibi ad splendorem domus deesse ». Tum Fabricius planas manus ab auribus ad oculos et infra deinceps ad nares et ad os atque inde porro ad ventrem deduxisse et legatis ita respondisse dicitur: «Dum illis omnibus membris, quae attigi, impero, nihil mihi deerit. Pecuniamque, qua non egeo, non accipiam a vobis , quibus certe haec usui erit» (по Авлу Геллию, I, 14).


^ 2. Какие еще случаи, когда доблесть римского воина восхищала его врага, вам известны?


3. Публилий Сир (I в. до н. э.) был знаменит как автор нравоучительных изречений. Перед вами несколько из них; вставьте недостающие слова и переведите (число точек произвольно):


Multis minatur, qui ........ facit iniuriam.

Male facere qui cupit, nunquam causam ........ invenit.

…..... est vicinum ulcisci incendio.

^ 4. Согласно известному вам правилу, если к глаголу, имеющему в перфекте удвоение, прибавить приставку, то удвоение исчезает: curro – cucurri, но accurro – accurri. На самом деле, однако, все не так просто. Если выписать из сочинений философа Сенеки наиболее частотные формы глагола accurro в perfectum indicativi activi, получится вот что :


sing. plur.

1. accurri 1.

2. accurristi 2.

3. accucurrit 3.


Закончите парадигму. Прокомментируйте свое решение.


5. В каждой паре поставьте оба глагола в такие формы, чтобы они отличались друг от друга только перестановкой букв (например, для пары timere – mittere одним из решений будет mitte – timet). Все получившиеся у вас формы в скобках определяйте.


afferre – latere

edere – deesse

docere – abscedere


6. К количеству быков, которое нужно для гекатомбы (a) , прибавили число спутников, оставшихся у Одиссея к моменту встречи с Калипсо (b) . Результат умножили на число ручек у греческого сосуда для воды – гидрии (c) и разделили на число императоров в династии Флавиев (d) . Из частного вычли количество жидкостей, которые выделял в человеческом организме Гиппократ (e) , а потом отняли число ног, которое оказалось у Арахны после завершения известного состязания (f) . Затем сосчитали, на сколько детей было у Ниобы больше, чем у Латоны (g) , и прибавили к предыдущему. Полученное число разделили на количество зубов у трех Граий (h) , а к частному прибавили общее число пальцев у гекатонхейра (i) . Результат, записанный римскими цифрами, составил DCX. Восстановите цепочку вычислений (цифры можно использовать арабские).

((a + b) × c : d – e – f + g): h + i = DCX


^ IV уровень


1. Переведите текст:

Как и почему люди научились смотреться в зеркала


Inventa sunt specula, ut homo ipse se novisset, multa ex hoc consecuturus: primum sui notitiam, deinde consilium: formosus — ut vitaret infamiam, deformis — ut sciret redimendum esse virtutibus quidquid corpori deesset; iuvenis — ut flore aetatis admoneretur illud tempus esse discendi et fortia audendi, senex — ut de morte aliquid cogitaret: ad haec rerum natura facultatem nobis dedit nos ipsos videndi. Primo faciem suam cuique casus ostendit, cum fons perlucidus aut leve saxum imaginem redderet; deinde, cum insitus sui mortalibus amor dulcem aspectum formae suae faceret, saepius ea despexerunt, in quibus effigies suas viderant (Сенека, «Naturales quaestiones», I, 17).


2. В эпиграмме Марциала, высмеивающей некоего Поллиона, пропущено одно слово (число точек, поставленных вместо него, произвольно). Дополните его и переведите эпиграмму.


Omnia promittis, cum tota nocte bibisti;

Mane nihil praestas. Pollio, .......... bibe.


3. Составьте гекзаметр из приведенных слов и переведите его:

ne, inde, omnia, leges, fortior, datae, posset


4. На территорию каких современных государств ступала нога Гая Юлия Цезаря?


5. У вас гостит древний римлянин; говорите вы, разумеется, на классической латыни. Ваш гость увидел фотоаппарат и хочет узнать, что это за предмет и для чего он. Объясните ему.


6 (задание выполняется без словаря). Перед вами пять простейших организмов из класса радиолярий (водятся они в воде, максимальный размер – 3 мм), зарисованные в 1862 г. великим биологом Эрнстом Геккелем. Геккель дал радиоляриям названия – родовое по-гречески, а видовое по-латыни. Соотнесите названия с изображениями, подставив под картинками соответствующие номера.




1. Diploconus fascis. 2. Arachnocorys circumtexta. 3. Cladococcus cervicornis.

4. Litharachnium tentorium. 5. Staurolithium cruciatum.

V уровень


1. Переведите текст:

Философ Зенон освобождает жителей Агригента от тирании


Zeno philosophus, qui in dispicienda rerum natura maximae prudentiae erat inque excitandis ad vigorem iuvenum animis promptissimus, patriam egressus, in qua frui secura libertate poterat, Agrigentum miserabili servitute obrutum petiit, tanta fiducia ingenii ac morum suorum fretus, ut speraverit tyranno feritatem a se deripi posse. Postquam deinde apud illum plus consuetudinem dominationis quam consilii salubritatem valere animadvertit, nobilissimos eius civitatis adulescentes cupiditate liberandae patriae inflammavit. Cuius rei cum indicium ad tyrannum manasset, convocato in forum populo torquere Zenonem vario cruciatus genere coepit, subinde quaerens, quos consilii participes haberet. At ille neque eorum quemquam nominavit et increpitans Agrigentinis ignaviam ac timiditatem effecit, ut subito mentis impulsu concitati tyrannum lapidibus prosternerent. Senis ergo unius eculeo impositi non supplex vox nec miserabilis eiulatus, sed fortis cohortatio totius urbis animum fortunamque mutavit! (Валерий Максим, III, 3, 1).


^ 2. В эпиграмме Марциала на смерть некоего Фанния пропущено последнее слово. Восстановите его и переведите (NB: число точек произвольно):


Hostem cum fugeret, se Fannius ipse peremit.

Hic, rogo, non furor* est, ne moriare**, .......?


* зд. безумие; ** = moriaris.


3. В некоей фразе все слова поставили в начальную форму, но местами не меняли. Восстановите ее и переведите.


Socrates, discipulus, saepe, moneo, trado, ne, alter, facio, qui, sui, fio, non, volo.


^ 4.  К кому обращен сонет поэта Василия Комаровского (1881–1914)? Восстановите три пропущенных имени собственных. Прокомментируйте выделенные курсивом строки.


В твоем холодном сердце мудреца

Трибун, и жрец, и цензор совместится.

Ты Кассия заставил удавиться

И римлянам остался за отца.


Но ты имел придворного льстеца

………… – и многое простится.

И не надел, лукавая лисица,

Ни затканных одежд, ни багреца.


Пасется вол над прахом ………..,

Растет трава. Но звонкая цитата

Порою вьет лавровые венки.


Пусть глубока народная обида!

Как мерный плеск серебряной реки,

Твой острый слух пленяла «………….».


^ 5 (выполняется без словаря). Основными единицами денежно-весовой системы Древнего Рима были унция (uncia, -ae) и асс (as, assis). Определенное число унций обозначалось сложными существительными, второй корень которых восходил либо к слову «асс» (например, sextans), либо к слову «унция» (например, septunx):


sextans – 2 унции

quadrans – 3 унции

triens – 4 унции

quincunx – 5 унций

semis (gen. semissis) – 6 унций

septunx – 7 унций


^ 1) Сколько унций составляли 1 асс?


2) Как вы думаете, почему для образования таких слов римлянам понадобились два разных способа?


3) В некоторых случаях в слове, обозначающем количество унций, использовалась приставка de-:


deunx – 11 унций

dextans – 10 унций

dodrans – 9 унций


Известно, что два последних слова возникли в результате определенных фонетических изменений. Восстановите исходную форму этих существительных:


dextans < * ……….


dodrans < * ………


Авторы заданий: Н. А. Алмазова, В. Б. Жижина, В. В. Зельченко,

Н. А. Кузнецова, А. Л. Макарова, А. Н. Смирнова




Похожие:

Конкурсные задания: I уровень iconC:\Учеба\Математика\Задания
Пользователь работал с каталогом C:\Учеба\Математика\Задания. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на...
Конкурсные задания: I уровень iconДокументы
1. /задания/1 уровень.doc
2. /задания/2...

Конкурсные задания: I уровень iconДокументы
1. /задания/немецкий 1 уровень 2005 - 2006.doc
2. /задания/немецкий...

Конкурсные задания: I уровень iconДемонстрационный вариант по математике для учащихся 6 класса
В первой части 20 заданий, во второй – 3 задания, в третьей – 2 задания. Часть 1 это задания с выбором одного верного ответа из четырех....
Конкурсные задания: I уровень iconДемонстрационный вариант по истории для учащихся 6 класса 2011-2012 учебный год Инструкция по выполнению работы
В – 3 задания, в части с – 3 задания. Часть а это задания с выбором одного верного ответа из четырех. Задания части в – задания на...
Конкурсные задания: I уровень iconДокументы
1. /задания на нормализацию/АС09И1/Авдеев.txt
2. /задания...

Конкурсные задания: I уровень iconЗадания по русскому языку в 9-ом классе по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточным времени»
Самостоятельная работа по карточкам. (Дифференцированные задания по выбору учащихся.) Диагностика. Даются задания 3 уровней сложности...
Конкурсные задания: I уровень iconИнструкция по проведению диагностики в основной школе 7 (8) класс учащимся выдаются задания без указания требований госстандарта, учебной задачи и ответа! 1 уровень
...
Конкурсные задания: I уровень iconКак вести себя во время сдачи экзаменов
Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают...
Конкурсные задания: I уровень icon2. Приведите примеры. (Порядок выполнения действий в выражениях) Задания для детей при знакомстве с правилами вычислений. Задания для закрепления вычислительных навыков. 3
Приведите рассуждения учащихся при решении уравнений. С какой целью можно предложить задания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов