УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны icon

УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны



НазваниеУФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны
Дата конвертации29.07.2012
Размер104.67 Kb.
ТипДокументы



УФиС Исполнительного комитета

г.Набережные Челны

МАОУ ДОД «ДЮСШ «Этюд»

Шахматная Академия Российских Провинций

Федерация шахмат г.Набережные Челны


Для служебного пользования

Работниками МАОУ ДОД

«ДЮСШ «Этюд»


Совершенствование специальной тактической

подготовки шахматистов

По материалам КПН И.В.Михайловой (г.Москва)

Сборник № 6


г.Набережные Челны, 2009г.


Ключевые слова: тактическая подготовка, комбинационное зрение, техника расчета вариантов, компьютерная программа.


Введение. В шахматном спорте существует общая (тактика действий) и специальная (тактика шахматной игры) тактическая подготовка. Тактика действий – это совокупность способов ведения борьбы, в основе которой лежат понятия многовариантности ведения борьбы, в основе которой лежат понятия многовариантности ведения соревнований и выбора оптимального варианта. Исследователи отмечали, что тактическая подготовка направлена на овладение шахматистом совокупностью методов, умений, навыков ведения им соревнования с учетом внешних факторов. Однако подчеркнем, что у шахматистов представление о тактике традиционно связано с понятием специальной тактической подготовки, которая представляет собой элемент шахматной игры. Тактика шахматной игры является совокупностью приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и завершающихся его. Остановимся более подробно на вопросах совершенствования специальной тактической подготовки шахматистов. Если попытаться коротко сформулировать сущность современной шахматной борьбы, следуя А.А.Котову, то можно остановиться на такой формулировке: шахматная партия - логическое или тактическое столкновение замыслов, изученных при домашней подготовке. Как известно, стратегия отвечает на вопрос: «Что делать?», а тактика – «Как делать?». Много раз на практике был доказан известный парадокс: чтобы победить в шахматах – мало сделать сорок хороших ходов, а чтобы проиграть – достаточен один плохой! Практика показала, что именно интенсивные занятия по развитию комбинационного зрения и тренировке расчета вариантов приводят к достижению успешных спортивных результатов на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования.

^ Методы и организация исследования. В эксперименте участвовали 3 шахматиста СДЮЩОР шахматного клуба им.Т.В.Петросяна (Москва), имеющих квалификацию кандидатов в мастера. Целью двух однолетних макроциклов подготовки являлось выполнение этими спортсменами норматива международного мастера.
В качестве базовой программы для совершенствования специальной тактической подготовки была использована шахмтаная компьютерная программа обучения искусству шахматной тактики “CT-ART 3.0”, предназначенная для развития комбинационного зрения и счетных способностей шахматиста. В

отношения предъявленных тренировочных факторов и отклика на их воздействия, выраженного в динамике достигнутых результатов.

Выводы. Работа спортсменов над развитием тактических способностей с помощью программы «CT-ART 3.0» дала хорошие результаты. Уже после I этапа тренировки (6 мес.) реже стали встречаться «зевки», повысились качество и скорость расчета вариантов, развилась фантазия. В практическом плане при принятии ответственных шахматных решений начал действовать интеграционный подход. У спортсменов улучшилось тактическое мышление – способность оперативно и адекватно анализировать сиюминутную спортивную ситуацию на доске и своевременно принимать эффективные тактические решения. Отметим еще и то, что после решения комбинационных упражнений у учеников повысился уровень стратегического мастерства. Изменения коснулись и психологической подготовки – у спортсменов появилась уверенность в правильности выбранного пути. В партиях исчезли цейтноты. В течение двух лет тренировок по данной компьютерной технологии юные шахматисты развили комбинационное зрение, усовершенствовали методы расчета вариантов, что, на наш взгляд, помогло им выполнить нормативы международных мастеров ФИДЕ в оптимальные сроки.


Контрольное тестирование занимало около 4 часов, моделировался режим напряженной партии. Контрольные испытания помогли оценить степень тактической подготовленности спортсменов, а также сравнить подготовленность отдельных занимающихся. В таблице 2 представлены результаты тестирования комбинационного зрения спортсменов, выполнивших норматив международного мастера на промежуточных этапах подготовки.

Таблица 2. Результаты тестирования на промежуточных этапах подготовки.

Программа «CT-ART 3.0»

ЭЛО (старт)

ЭЛО (финиш)

I этап

II этап

III этап

IV этап

В.Евелев

2270

2433

60

75

85

90

Н.Куренков

2240

2401

65

70

80

90

А.Габриелян

2330

2447

75

80

90

95


На последнем этапе шахматистами был достигнут высокий уровень владения тактическим мастерством (в интервале от 90 до 95%). Статистика данного тест-контроля состояла из двух блоков информации – параметров и результатов контроля. Параметры контроля включали название темы, условия, диапазон ЭЛО для выбираемых задач и количество задач. Результаты контрольного тестирования оценивались в основном по двум параметрам – показателям рейтинга и процентам успеха, достигнутым спортсменами. Дополнительно результат оценивался по правильности решений, по сложности предлагаемых задач, по глубине расчета вариантов, а также по скорости решений, оцениваемой в секундах, поэтому данные тесты достаточно информативны. Для экспериментаторов было важно и полезно, что оценка тестирования была изначально автоматически заложена в программе. Информация о результатах тестирования выдавалась мгновенно в виде гистограмм и в процентном соотношении. Выполняя тесты, спортсмены рассчитывали и записывали варианты для всех ходов-кандидатов. Таким образом фиксировался весь процесс расчета. Изучение процесса мышления шахматистов создало хороший задел для индивидуализации обучения конкретного ученика. После того как все задачи по изучению программы «CT-ART 3.0» были полностью выполнены, ученики прорешали упражнения заново по аналогичной схеме, увеличив количество решаемых за час позиций вдвое. Это позволило провести сравнительный анализ со


ней заложен принцип «ход за ходом». Он очень хорош, потому что моделирует реальную шахматную партию, хотя юные спортсмены, как показала практика авторов, пользуются им не всегда эффективно. В силу свойств нервной системы юный шахматист как-то не способен долго думать, глядя на монитор, так что учебные позиции решаются чаще всего «на глазок». Желание это нужно в себе перебороть и работать на тренировке с полной выкладкой, как в турнирной партии. Для преодоления этого недостатка следует решать часть заданий, расставляя часть позиций на обычных турнирных шахматах. Специализированные тесты этой программы позволяют проводить рейтинговое тестирование спортсменов в режиме экспресс-диагностики. Тренировка тактического зрения и развития скорости и глубины мышления юных шахматистов проводилась ежедневно, за исключением турнирных дней. Продолжительность занятия – 60 минут или более. Количество занятий в недельных макроциклах составляло от 8 до 12 раз. На первом занятии в компьютерном классе спортсмены знакомились с программой и проходили тестирование. На основании результатов тестирования устанавливался приблизительный уровень комбинационного зрения каждого ученика. В нашем случае спортсмены имели уровень выше 2200 ед.ЭЛО, что соответствовало разряду кандидата в мастера спорта. Далее формировались пакеты домашних заданий. При этом учитывался исходный уровень каждого спортсмена, динамика развития его комбинационного зрения и вносились коррективы. Приведем пример нагрузки по развитию тактического мастерства, выполняемый в течение первого мезоцикла кандидатами в мастера спорта А.В.Габриеляном, В.В.Евелевым, Н.Н.Куренковым (табл. 1).

Таблица 1. Первый месяц тренировки по развитию комбинационного зрения с применением шахматной компьютерной программы CT-ART 3.0” *

День недели

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Понедельник

Знакомство с основами работы по программе “CT-ART 3.0”

Тема занятия – «отвлечение». Режим – тест; 20 позиций

Тема занятия – «завлечение». Режим – тест; 30 новых позиций ** - со сменой фланга

Тема занятия – «освобождение пространства». Режим – тест; 23 позиции

Вторник

Тема занятия – «уничтожение защиты». Режим – практика; 13 позиций

Тема занятия – «завлечение». Режим – практика; 20 позиций

Тема занятия – «открытое нападение». Режим – практика; 15 позиций

Тема занятия – «освобождение пространства». Режим – тест; 23 позиции ** - ход черных

Среда

Тема занятия – «уничтожение защиты». Режим – практика; 13 позиций

Тема занятия – «уничтожение защиты». Режим – тест; 26 позиций ** - ферзевый фланг

Тема занятия – «открытое нападение». Режим – практика; 15 позиций ** - новые

Тема занятия – «вскрытие линии». Режим – тест; 29 позиций ** - ферзевый фланг

Четверг

Тема занятия – «отвлечение». Режим – практика; 22 позиции

Тема занятия – «завлечение». Режим – практика; 20 позиций

Тема занятия – «открытое нападение». Режим – тест; 30 позиций ** - ферзевый фланг

Тема занятия – «рентген». Режим – практика; 8 позиций

Пятница

Тема занятия – «отвлечение». Режим – практика; 22 позиции

Тема занятия – «отвлечение». Режим – тест; 20 позиций ** - смена флангов

Тема занятия – «вскрытие линии, практика защиты». Режим – тест; 14 позиций

Тема занятия – «рентген». Режим – тест; 8 позиций ** - ферзевый фланг

Суббота

Тема занятия – «отвлечение». Режим – практика; 21 позиция

Тема занятия – «завлечение». Режим – практика; 20 позиций

Тема занятия – «вскрытие линии». Режим – практика; 15 позиций

Тема занятия – «освобождение пространства». Режим – тест; 23 позиции ** - ход белых

Воскресенье

Тема занятия – «уничтожение защиты». Режим – тест; 26 позиций

Тема занятия – «завлечение». Режим – тест; 30 позиций

Тема занятия – «вскрытие линии». Режим – тест; 29 позиций

Тема занятия – «перекрытие». Режим – практика; 13 позиций


Примечание: * - раздел программы «CT-ART 3.0» - комбинационные приемы, уровень сложности позиций – ЭЛО 2200 ед. и выше; ** - дополнительные условия.

Из таблицы следует, что ученики за месяц (28 тренировочных дней) решили 244 позиции. Раздел «Тактические приемы» изучался в 2 режимах – «практика» и «тест». В течение следующих двух месяцев спортсмены решили по аналогичной схеме еще 352 позиции в 2 режимах – «практика» и «тест». Составляя пакеты тренировочных заданий, учитывали, что нагрузка сугубо индивидуальная и может корректироваться дополнительно в зависимости от скорости решения. Сложность позиции должна была соответствовать уровню ученика, исходя из закономерностей, установленных в ходе естественно-научного эксперимента: уровню учащегося соответствует 80% успеха при решении заданий. Всего за 80 дней этими учениками были решены 596 позиций высокого уровня сложности. М.И.Дворецкий считает, что тактическое искусство шахматиста складывается из двух основных составляющих: 1) комбинационного зрения и 2) техники расчета вариантов. По его мнению, для развития шахматной фантазии – комбинационного зрения – следует решать упражнения, основная трудность которых в том, чтобы найти (а не рассчитать!) верную тактическую идею. Поэтому для экспериментатора как практика было очень удобно то, что в обучающей программе «CT-ART 3.0» предусмотрен такой важный раздел как «Комбинационные мотивы». После того как ученики освоили этот раздел компьютерной программы, интенсивность решаемых позиций на тренировках резко возросла.

Для разнообразия тренировочного занятия использовались все возможности программы: смена очереди хода, перемена цветов и флангов. На решение позиций по разделу «Комбинационные мотивы» ушел 1 месяц. И это было естественно, так что шло повторение пройденного материала. Далее ученики тренировали расчет вариантов с помощью режима «Задачник» по всем 9 уровням сложности. Предварительно была объяснена суть «золотого» правила расчета вариантов. Коротко она сводилась к следующему. В любой позиции необходимо рассчитать прежде всего любые шахи, потом любые взятия, затем, если это не помогает, найти угрозы. И эта очередность расчета вариантов должна неизменно повторяться в каждом последующем ходе, что в конечном счете привело к дисциплинированности мышления юных спортсменов. За этот период ученики изучили еще свыше 600 новых позиций. Тренировочный пакет выглядел аналогично пакету первого месяца тренировки. Решение новых и повторение старых позиций заняло примерно два месяца. Скорость решения заданий возросла на этом этапе почти вдвое.

Результаты и их обсуждение. Регулярно, раз в полгода, делалось контрольное тестирование. Оно проходило в режиме «Задачник CT-ART 3.0», где уровень сложности заданий составлял 50 баллов и выше. Так как ученики уже были довольно опытными спортсменами и знали многие позиции, на контрольных тестах экспериментатор устанавливал «хаотический» режим решения заданий. Такой режим предусматривал изменение очереди хода в уже известных позициях, а также смену флангов фигур. Все это усложняло задания, выбранные для тестирования.




Похожие:

УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconУФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны
Информационные материалы по кадровой политике в обеспечении развития шахматного спорта на объекте маоу дод «дюсш «Этюд» на 2009/2010...
УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconОсобенности организации шахматной жизни в г. Набережные Челны В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011
М. В. Крюков – международный арбитр, квалификационно-судейской комиссии ршф (председатель коллегии арбитров России), а также И. В....
УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconОсобенности организации шахматной жизни в г. Набережные Челны В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011
М. В. Крюков – международный арбитр, квалификационно-судейской комиссии ршф (председатель коллегии арбитров России), а также И. В....
УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconТаблица личного турнира
Первенство Управления по делам молодежи Исполнительного комитета г. Набережные Челны по шахматам
УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconО проведении детского шахматного турнира «Шахматные Надежды Челнов» в рамках партийного проекта «Мы за здоровый образ жизни»
Непосредственное проведение турнира возлагается на администрацию и судейскую коллегию маоу дод «дюсш «Этюд». Главный организатор...
УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconО проведении детского шахматного турнира «Шахматные Надежды Челнов» в рамках партийного проекта «Мы – за здоровый образ жизни» на призы депутата Государственной Думы РФ о. В. Морозова
Непосредственное проведение турнира возлагается на администрацию и судейскую коллегию маоу дод «дюсш «Этюд». Главный организатор...
УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconЧемпионат г. Набережные Челны

УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconЧемпионат г. Набережные Челны по шахматам

УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconЧемпионат г. Набережные Челны Тур

УФис исполнительного комитета г. Набережные Челны маоу дод «дюсш «Этюд» Шахматная Академия Российских Провинций Федерация шахмат г. Набережные Челны iconТренерский блиц г. Набережные Челны, 07-12. 08. 09

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов