Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы icon

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы



НазваниеЖизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы
Дата конвертации29.07.2012
Размер139.03 Kb.
ТипРассказ

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы.


1. Послушайте ныне, возлюбленные мои, рассказ необычайный и чудесный, полезный для ваших душ; и он тем более будет полезен, если кто станет не только слушателем, но и исполнителем1, как вразумляет апостол Павел: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут2. Ведь если вам укажут, где спрятано сокровище, вы не сможете обрести богатство благодаря одному этому указанию, покуда не добудете его, копая с великим трудом и усердием.

Конечно, не к тому я призываю вас, любезнейшие мои братья, чтобы вы просто выслушали житие и мученичество, которое я собираюсь вам поведать, но чтобы вы, бережно сохранив и в стремлении к истине запечатлев этот рассказ в ваших душах, поспешили по его образцу стать исполнителями, а не слушателями. Я-то ведь, смиренный и ничтожнейший Евтолмий, рассказывающий вам эту душеполезную историю, хотя и был очевидцем и помощником моих господ в их трудах и подвигах, но не возревновал к жизни их ангельской и не по плоти, потому что жил в страстях, любя тело больше души. Но вы не потворствуйте легкомысленному и беззаботному сердцу: я не оробею рассказать, а вы не бойтесь <исполнить>. Я не скрою таланта3, который не по достоинству я удостоился принять от Господа, чтобы тем вернее искупить то, что от меня не было никакой пользы и я ничего не смог сделать. Нет, я все в точности вам расскажу, делая вас должниками Бога, который сказал негоднейшему, как и я, рабу: «Для чего же ты не отдал серебра моего в рост? чтобы я, придя, получил его с прибылью?»4 Поэтому прошу вас, возлюбленные, не смотрите на неискушенность и простоту моей речи: я неучён и не сумею подобающе изложить вам эту повесть, - но я знаю, что, видя, как я подробно рассказываю, вы не пренебрежёте повестью, но, поверив моему смиренному исповеданию веры, выслушаете житие и мученичество, о котором я собираюсь поведать.

2. Жил в городе Эмесе один муж благородный и славный, как никто другой в городе, гордый своим большим богатством и известный в окрестных городах и селениях, и звали его Клитофонт. И жену он взял самую красивую - дочь топарха Мемнона, по имени Глевкиппа. Но она была бесплодна и не рождала, отчего печалилась сильно и скорбела, и от собственного мужа изо дня в день терпела брань и поношение. Это было время правления наместника Секунда, мужа жестокого и сурового, враждебного ко стаду Христову: он так преследовал христиан, что уже по всем улицам пытали и везде были орудия истязаний; поэтому, когда находили христиан, то ему достаточно было взглянуть, чтобы сразу злодейски казнить их без допроса.
В то время всякий благочестивый человек сам должен был заботиться о своём спасении: одни, охваченные страхом, бежали, другие сдавались, иные же, в страхе, скрывались. Был среди них и некий монах по имени Онуфрий, который не снял своего монашеского одеяния, но надевал его под старый белый латаный плащ. Он ходил от места к месту и от дома к дому, прося подаяния. Так и пришёл он однажды и к дому моего господина. А мою госпожу в тот день муж особенно сильно поколотил: уж очень злился он на неё за бесплодие. И вот, подойдя к воротам, монах попросил милостыни.


3. Рассердившись, Глевкиппа послала одну из служанок запереть перед ним дверь. Он же, подождав немного и снова попросив милостыни, как это делают нищие, склонил душу госпожи моей к милости: послав за ним, она впустила старца в дом. Она ведь не знала, что он христианин и ведет монашескую жизнь; а были и она, и её муж идолопоклонниками, особо же уповали они на идол Артемиды. И вот, когда монах вошёл и получил на бедность, что просил, госпожа моя Глевкиппа застонала из глубины своего сердца. А монах ей говорит:

- Что ты так печальна, госпожа моя, что так горько рыдаешь? Я ведь вижу, что таишь ты в себе неутешное горе.

И она, словно движимая Богом, ответила:

- Бездетность и бесплодие владеют мною, и мой супруг то меня колотит, то попрекает, а иногда и гонит; из-за этого-то бесплодия и растратила я имение свое на врачей и лекарства, и, не получив никакой пользы5, я казню себя несказанно и живу в печали.

Почтенный старец ей говорит:

- А какому богу ты служишь?

А она:

- Величайшей богине Артемиде!6

И тогда старец бесстрашно сказал ей:

- И поделом нет у тебя детей: ты не уповаешь на Бога, могущего даровать тебе плод чрева.

4. А она ему снова сказала:

- Так какому же богу служить, чтобы он даровал мне подобную милость?

Старец отвечает:

- Христу истинному Богу, и Его Отцу, и с Ними вместе прославляемому7 Святому Духу.

Она говорит старцу:

- Не о том ли боге говоришь, которому служат галилеяне?

Старец ей отвечает:

- Да, Его тебе возвещаю, простершего небо и основавшего землю 8, создавшего человека и всякое дыхание сотворившего9.

А Глевкиппа старцу сказала:

- Страшусь я, мил человек, правителя Секунда, как бы он не дознался, и как бы не стать мне не только бездетной, но и бездыханной. Ибо пыток я не смогу выдержать.

Старец ей говорит:

- Ты прими печать во Христе через святое крещение и служи Святой Троице тайно, соблюдая заповеди, которые я передам тебе.

^ Глевкиппа говорит ему:

- Отче, если я, поверю, а мой супруг останется неверующим, не будет ли вера моя напрасна из-за мужа неверующего?

А старец снова:

- Нет, женщина. Для таких людей есть апостольское предание10, чтобы они поступали по удостоверению своего ума11. Послушалась бы ты меня: и себя, и мужа своего спасешь! Видишь, и я из страха перед правителем изменил свой облик, и выгляжу для всех как человек мирской и как нищий, по сути будучи монахом и священником.

^ Этими и многими другими речами её укрепив, старец подвиг её к ревностному почитанию Бога, и говорит ему женщина:

- Отче, можешь крестить меня тайно?

^ А он ей говорит:

- Да. И коль скоро есть вода, значит, пора!

Тогда приказала она своим служанкам наполнить одну из бочек12, и в тайне крестил её монах по обычаю христиан во имя Отца, Сына и Святого Духа.


5. Глевкиппа научилась от него таинствам христиан и другие наставления получила, а потом щедро дала ему на пропитание и отпустила, упросив его её не забывать, но навещать пощаче. После этого Глевкиппа притворялась больною восемь дней, говоря себе: «Как бы мне не осквернить мое освящение сожительством с мужем, словно я презрела дар Святого Духа». А по прошествии восьми дней понесла женщина во чреве. Когда она начала тяжелеть, её муж очень обрадовался и говорит ей:

- Теперь узнал я, госпожа моя, что ты угодна богам, и они наградили тебя плодом чрева. Итак, пойдем и принесем им жертвы.

Она же со стоном говорит Клитофонту:

- Драгоценнейший мой супруг, Бог явился мне во сне перед тем, как я зачала, и были руки его распяты на брусе, и это он даровал мне такую милость. Поэтому, если хочешь, господин мой, то лучше мы ему принесем жертву.

^ Муж ей говорит:

- Жена, тот бог, которого ты увидела во сне, это бог галилеян. А я от многих слышал о нем, будто он часто совершает дивные чудеса.

Говорит ему жена:

- Господин, а не поверить ли нам в него, если он настолько силен, что даже развязал путы моего бесплодия?

^ Муж ответил:

- Ты разве не слышала о ярости правителя? Таких людей он казнит денно и нощно!

А она опять:

- Но мы будем почитать его тайно, а на людях, насколько сможем, будем вести нашу обычную жизнь.

Он на это:

- А кто же нас научит и посвятит в таинства?

Тогда Глевкиппа, увидев, что склонила мужа ко Христовой вере, падает к его ногам и рассказывает ему подробно обо всём случившемся с нею, и что стала она христианкой. А когда она показала ему почтенного и богобоязненного монаха, то и Клитофонт тоже был оглашен и крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа.


6. После этого, как пришло ей время рожать, родила она дитя мужского пола. Родители сделали все, что положено, а потом монах крестил и его во имя живоначальной Троицы, и нарек его именем Галактион. И монах пророчествовал о нем так: «Это дитя получит жительство на небесах13, а земное презрит, не щадя себя». Когда дитя возмужало, отдали его родители обучаться Священному Писанию. И учился почтенный и святой отрок так хорошо, что легко прошел начальное обучение и постиг всякую науку грамматическую, поэтическую, риторическую и философическую. И в астрономии он преуспел настолько, что прекрасно разбирался в движении небесных тел. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, его отец решил найти ему жену (почтенная мать его, Глевкиппа, уже обрела блаженную кончину). Поэтому, найдя некую девицу, красавицу, дочь одного вельможи, которую звали Епистима, он сосватал её сыну, и после помолвки отправился блаженный Галактион, как положено новобрачным, к своей невесте. Он, однако, не поцеловал её, потому что не было у неё святого крещения.

^ 7. А Епистима рассказала своему отцу, и отец говорит зятю:

- Скажи, юноша, почему ты не целуешь свою невесту, как принято у молодых?

На это Галактион отговорился своим смущением, а когда никто не видел и не слышал, спрашивает Епистиму:

-Ты знаешь, жена, почему я не целую тебя?

А она ему:

- Нет, мой господин, и весьма печалюсь.

Говорит ей блаженный Галактион:

- Потому что ты не христианка; но если примешь святое крещение, тогда и поцелую тебя, и назову своей супругой.

^ А она говорит ему:

- Когда хочешь мой господин, тогда и крещусь, только бы достичь желанного.

Говорит ей блаженный Галактион:

- Священство иссякло в роде христианском. Поэтому, сделай завтра вид, что идешь мыться в сад, взяв с собою полотняную рубашку, а я незаметно войду туда и крещу тебя.

^ Когда она исполнила, что было велено, в одной из купален крестил её блаженный Галактион во имя Отца, Сына и Святого Духа.


8.

На восьмой день, омывшись, говорит блаженному Галактиону святая Епистима:

- Знаешь, мой господин, что я вижу во сне с тех пор, как приняла святое крещение?

Говорит он ей:

- Расскажи, моя госпожа, что ты видишь?

Она говорит ему:

- Вижу чертог, весьма украшенный, и в нём три поющих хора: в одном хоре - мужи, одетые в черное, в другом - прекрасные девы, а в третьем - люди крылатые и огненные.

^ Говорит ей блаженный Галактион:

- Поистине, <будем> блаженны, госпожа, став такими, как они.

Говорит ему Епистима:

- А есть ли, господин, такие на свете?

Говорит ей блаженный Галактион:

- Да, моя госпожа, есть. Те, в чёрных одеяниях, кого ты видела в первом хоре, оставили мир и богатство, и супруг своих и последовали за Христом. Жёны из другого хора - это оставившие мир, а также своих супругов и последовавшие за Христом. А крылатые - это ангелы, с которыми те вместе ликуют и торжествуют.

^ Говорит ему блаженная Епистима:

- А если мы это сделаем, господин, и разлучимся друг с другом, сможем ли всегда ликовать вместе?

Говорит ей блаженный Галактион:

- Дай мне, госпожа, сейчас обещание, что последуешь за мной, и тогда я не разлучусь с тобой ни в этом нынешнем веке, ни в грядущем, ибо Господь мой Иисус Христос исполнит желание боящихся его14.

^ И блаженная Епистима поклялась ему Господом Иисусом Христом:

- Последую за тобой, куда бы ты ни пошел. А созерцание тебя будет мне бесстрастным утешением.

^ Тогда блаженный Галактион сказал ей:

- Возблагодарим, госпожа, Бога нашего, который обратил слух свой к нам, и в день искушений и лишений согласие наше не поколеблется.


^ 9. И вот, когда это было сказано, святой Галактион говорит блаженной Епистиме:

- Послушай, я отправляюсь домой, а ты приготовься: откажись от всего <имущества> и раздай нищим, и я сделаю то же самое, и на третий день, соединившись, вместе отправимся, взяв с собой и Евтолмия.

Ведь господин мой Галактион огласил и крестил меня, и придал мне решимости вместе с ним сделаться монахом. И господин мой Галактион следующей ночью отдал всё своё имение нищим, так же и госпожа моя Епистима: пояса два, бусы одни, серьги четыре, ожерелья и вообще всю свою одежду отдала бедным. И, выйдя ночью, мы тронулись в путь и через десять дней достигли горы Публий.

А там жили монахи числом двенадцать и при них, в отдалении, четыре сестры, древние старицы. Разыскав монахов, мы постучались и сказали, зачем пришли, а эти почтенные и святые мужи приняли нас радостно и постригли, а госпожу мою Епистиму отправили туда, где подвизались святые жёны. И, приняв это, она уходила, прославляя Бога. А мы остались в монашеской обители.

10. Как мне описать служение и подвижничество господина моего Галактиона? Ни язык, ни уста не могут поведать о тех трудах и тяготах, которые он возложил на себя. Ибо два года он ел только по субботам, а бодрствовал столько, что стал походить на мертвеца. Он пел непрерывно: утренние и ночные псалмы, в первый час, в третий, шестой, девятый и вечерню. И как найти слова, чтобы рассказать о его доблестях и борениях? Кто поведает о его трудах, кто измерит его тяготы, кто опишет его скорби? Он так упражнялся в добродетели чистоты, что за шесть лет подвижничества своего ни разу не видел женского лица. Часто святые старцы звали его: «Пойдем с нами повидать госпожу диаконису, которая девяностый год в монашестве. Так ты увидишь и сестру Епистиму». И он отказывался: «Пока не придет время, я её не увижу».

11. Случилось в то время сильное гонение на христиан, и всех принуждали приносить жертвы бесам. Один человек пришел к правителю Урсу и сообщил о монахах, живущих на Синайской горе, что «они исповедуют Христа и хулят наших богов». И тот сразу послал свою воинскую дружину, чтобы схватить всех бывших там монахов и привести их на суд. И вот в ту ночь, когда святых собирались схватить, видит блаженная Епистима такой сон. Видит она, что стоит в чертоге, с мужем своим Галактионом, и царь возлагает на них венцы. Наутро она посылает за старцем, который был игуменом господина моего Галактиона. Когда он пришел, она рассказывает ему, что видела во сне и просит растолковать ей сон. А почтенный и святой старец ей говорит:

- Чадо, чертог - это Царство Небесное, венцы – это воздаяния за тяготы и боренья. Царь - это Христос, Сын Божий, за которого и ты, и господин Галактион претерпите множество мук от правителя Урса. Так что, не отступай, чадо, с праведного пути, ибо множество благ ожидает тебя.

^ И она, получив истолкование вещего сна, возблагодарила Бога, подателя благ.

12. Когда воины достигли той горы, где подвизались два великих светоча, Галактион и Епистима, то нашли господина моего Галактиона читающим о Божьих чудесах. А прочие монахи все убежали. Поэтому, схватив одного преподобного Галактиона, они потащили его на суд. Он шел, как агнец на заклание15. А блаженная Епистима пряталась выше на горе вместе с другими девами.

Как только она услышала, что её господина Галактиона, связанным, ведут к правителю на расправу, то припала с мольбой к ногам диаконисы и говорит ей:

- Молись за меня, госпожа моя, ведь сердце у меня разрывается: господина моего Галактиона богоборцы забрали и увели к беззаконному и нечестивому правителю. Так пойду же следом и я, чтобы с ним умереть.

^ Диакониса ей отвечает:

- Нет, чадо мое, Епистима, не уходи: как бы не сломили тебя пытки, и не отреклась ты от Христа, и не осквернила свое девство.

^ Святая говорит диаконисе:

- Нет, даже на час я не отстану от господина моего Галактиона, ибо благодаря ему я познала Христа, Бога истинного, творца всякого дыхания16, ради него я оставила все: богатство, родителей, все добро и все свое немалое имение,- чтобы не разлучаться с ним ни в нынешнем веке, ни в грядущем.

^ Говорит ей диакониса:

- Да будет во всем благословен путь твой, чадо, и ты пройдешь до конца поприще подвижничества своего, как первомученица Фекла.

^ Тогда обняв всех сестер на прощание, Епистима бросилась следом за блаженным Галактионом и говорит ему:

- Начальник спасения моего! благодаря тебе я познала Христа, Бога истинного, не оставь меня бедную, но попроси Господа дать нам умереть вместе и не разлучаться как в веке нынешнем, так и в грядущем.


^ 13. Воины обернулись, увидели её и связали её вместе со святым. И пока они шли, святой Галактион так её наставлял:

- Госпожа моя и сестра, не бойся казней и угроз тирана: нам надо выстоять недолгое время, чтобы быть увенчанными на все времена. Смотри, госпожа, чтобы тебя не прельстили радости этого мира, ведь все они преходящи и тленны и исчезают подобно сну.

^ Говорит ему блаженная Епистима:

- Господин, я пойду за тобой след в след, и, видя, чтó ты делаешь, то же и я сделаю.

Когда же они пришли ко входу во двор правителя, то вышел один из слуг и сказал:

- Пусть остаются до утра под стражей!

^ А наутро судья, нечестивый и преступный Урс, занял свое место и приказал ввести святых Галактиона и Епистиму. Когда их ввели, говорит правитель:

- Кто этот в чёрном и та, такая же, как он?

^ Святой говорит:

- Мы монахи и христиане.

Правитель:

- А кто такой Христос?

Святой:

- Создавший небо, и землю, и море17.

Правитель:

- А боги - кто такие?

Святой:

- Камни и мертвое дерево18.

Тогда правитель в страшном гневе:

- Разденьте этого богохульника и как следует высеките!

^ Когда святого стали жестоко бичевать, возопила блаженная Епистима:

- О, бессердечие тирана, о, бесчеловечность правителя! Несчастный, как не жаль тебе терзать бичами такое прекрасное тело?! Оставь юношу, мерзкий нечестивец!

^ 14. Страшно разгневавшись на эти слова святой, правитель сказал:

- Разденьте эту менаду! Ведь ясно, что по своей воле погрязла она в бесстыдстве.

^ Когда её раздели до рубашки, она сказала тирану:

- Злодей треклятый! При моём святом крещении, которым Бог в чистоте соединил меня с мужем, муж не видел моей наготы, а ты приказываешь мне предстать обнажённой перед тобой и всем народом. Пусть глаза ваши ослепнут, чтобы вы вовсе не увидели моего обнажения.

^ И тотчас по слову святой ослепли правитель и все бывшие с ним. Тогда они закричали:

- Спаси нас, святая раба Христова, от этой тьмы, и мы поверим в твоего Бога!

А святая, сжалившись над ними, призвала Бога, и все сразу прозрели, и уверовало в Господа нашего Иисуса Христа пятьдесят три души. А нечестивый и подлый правитель, снова взъярясь, сказал ей:

- Это ослепление послано нам великими богами, чтобы мы поняли, как они оскорблены; заострите-ка тростник и загоните им под ногти.

Когда же его слуги выполнили его приказание, святые в страшных муках закричали:

- Знай, тиран, что мы служим Христу, Сыну Божию, а твоих богов попираем.

^ 15. Правитель говорит слугам:

-Отрубите им руки, чтобы они не богохульствовали.

Когда же им отрубили руки, святые закричали:

- Восстань, Господи, помоги нам, потому что влеченьем к Тебе пронзенные, мы последовали за тобой!

А гнусный и жестокий правитель приказал отрубить им и ноги. Когда же им отрубили ноги, святые закричали:

- Проклятие богам твоим, тиран, а Господь наш Иисус Христос благословен навеки!

Тогда правитель вынес приговор их обезглавить.

^ Взяв мучеников и вытащив их во двор, их обезглавили пятого ноября на глазах у меня, смиренного Евтолмия.

И там же бросили их честные и святые останки. А я забрал их и, оплакав, похоронил во славу Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Чья слава и власть во веки веков, аминь.

Перевод с греческого Миусского Анонима

1 Ср. Иак 1,22.

2 Рим 2,13.

3 Мф 25,24-25.

4 Ср. Мф 25,27 и Лк 19,23 – парафраз.

5 Мк 5,26; ср. Лк 8,43.

6 Ср. Деян 19,28; 19,34.

7 Формула введена в Символ веры на Втором Вселенском Соборе в 381 г.

8 Зах 12,1; ср. Ис 51,13.

9 Ис 57,16.

10 Ср. 1 Кор 7,14: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

11 Рим 14,5.

12 Ср. Дидахе 7,2-3.

13 Ср. Флп 3,20.


14 Ср. Пс 144,19.

15 Ср. Ис 53,7.

16 См. примеч. 9 (к гл. 4).

17 См. выше примеч. 8.

18 Ср. Прем 14,7 и Ис 44,17-19.








Похожие:

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconКраткое содержание «Жизни и мученичества святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы»

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconДень всех святых
День всех святых. В нашем классе отмечался веселый праздник Хеллуин. Мы узнали о традициях этого праздника, в какие игры играют в...
Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы icon«Церковь Иисуса Христа святых последних дней» в Украине. Мормоны – кто они ?
В этой книге рассказывается о Церкви Иисуса Христа святых последних дней The Church of
Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconПроповедь, прочитанная в Родительскую субботу второй недели великого поста
Чашу со словами: "Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Там же на Дискосе лежат...
Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconЖизнь трех плетней жизнь пса; Жизнь трех псов жизнь коня

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconДокументы
1. /MISSA_SLAVONICA/1 Римский Миссал/1_Praeparatio.pdf
2. /MISSA_SLAVONICA/1...

Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconТема: Мы против спида
Жизнь Самое святое, что дано человеку — это жизнь. Она долгая, трудная. Она всегда разная и у каждого — своя. У любого человека бывают...
Жизнь и мученичество святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы iconОбращение о прославлении Григория Ефимовича Распутина в лике святых. В городе Иваново 18 и 19 мая прошли Православно-патриотические чтения «Царские дни в Иваново-Вознесенске»
В городе Иваново 18 и 19 мая прошли Православно-патриотические чтения «Царские дни в Иваново-Вознесенске» с участием представителей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов