Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар icon

Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар



НазваниеМосковская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар
страница1/6
Дата конвертации29.07.2012
Размер1.02 Mb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6
1. /Как правильно воспитать ребенка (формат).docМосковская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар

КАК

ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ

ПРАВОСЛАВНОГО

РЕБЕНКА

Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принима­ет; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жер­нов на шею и потопили его во глубине морской.

Мф. 18: 5-6



ISBN-5-7877-0022-8

От Московского Комитета Духовной Цензуры печатать дозволяется 17 июня, 1846 года

Московская Духовная Академия

Цензор ректор Вифанской семинарии,

архимандрит Филофей

Как правильно воспитать православного ребенка. М, Пра­вославный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002 - 128 с

В настоящем издании изложены педагогические ьаставления отцов и учителей Церкви, которые в ряду воспитателей детей раньше занимали первое место, ибо воспитание детей было делом не одних родителей и родственников, но делом всей Церкви, руководимой и одушевляемой Духом Божиим Здесь читатель найдет советы о том можно ли знакомить детей со светской литературой, не грешно ли учить их музыке, иностранным языкам, философии как образовать их волю и сердце, как предохранить от сластолюбия и неумереннности можно ли детям заниматься спортом что прилично девочкам, как оградить детскую чистоту и целомудрие в современном мире, как воспитать детей в кротости и любви описаны способы и средства, употребляемые родителями и воспитателями при образовании детского ума и сердца

Издание рассчитано на широкий круг читателей (подготовлено по изданию «О воспитании детей у древних христиан», С -Пб , 1846)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прекрасные плоды ревностной разработки на­уки воспитания в настоящее время учеными и го­сударственными мужами нашего отечества ниче­го, по-видимому, не оставляют желать более для руководства благонамеренных воспитателей; и читатель, конечно, не много найдет в сей книге нового в сравнении с изданной в 1845 году кни­гой «О воспитании детей в духе христианского благочестия». Несмотря на это, автор утешает се­бя приятной надеждой, что его желание содейст­вовать пользе общества и Церкви изданием исто­рических очерков «Практическое воспитание де­тей по учению святых отцов Церкви» не сочтут неосновательным и излишним. В основание сво­ей надежды он полагает различные потребности общества.
Для одного из воспитателей достаточ­но простого совета и наставления в духе веры из уст современника; для другого нужно наставле­ние в духе веры, подтвержденное доводами разу­ма и опыта; третий, не довольствуясь авторитетом современника, хочет слышать христианское наставление от имени учителей первых веков христианства; иные, руководясь ученой любозна­тельностью и потребностью полного, всесторон­него знания предмета, желают иметь под руками, кроме простого наставления или научного изло­жения мыслей и правил, общую или частную ис­торию науки и практики воспитания; некоторым наконец, чуждым ученой любознательности, по­лезнее и нужнее пример воспитания, образец, до­стойный подражания.

Никто не имеет права требовать, чтобы истина и добро входили в душу человека одним ка­ким-либо путем; они должны перепробовать все пути, чтобы открыть беспрепятственный вход к сердцу. Руководимый этими мыслями, автор представляет вниманию благонамеренных роди­телей и воспитателей картину воспитания хри­стиан первых веков христианства, признанных Святой Церковью за достоподражаемый образец христианской жизни и деятельности.

При этом он поставляет себе в обязанность обратить внимание читателя на два предмета относительно данного сочинения:

1. Судя по названию книги, читатель будет ожидать изложения одних примеров и фактов древнехристианского воспитания, и, между тем, наряду с ними будет беспрестанно встречать пе­дагогические наставления отцов Церкви к роди­телям и воспитателям. Для объяснения этой, кажущейся, несообразности, нужно иметь в виду, с одной стороны, то, что отцы и учители Церкви занимали первое место в ряду воспитателей; уча­ствовали в воспитании детей не словом только, но и делом, не как посторонние учители и совет­ники, но как самые воспитатели. Имея непосред­ственный надзор над детскими училищами, поме­щавшимися при церквах и епископских домах и устроенными по их планам и предписаниям, они в то же время деятельно следили за воспитанием детей в самых домах родителей, давали воспита­телям устные и письменные наставления о воспи­тании, по вызову самих воспитателей, обличали небрежных и пользовались Церковной властью для прекращения злоупотреблений. К тому же, вследствие всеобщего уважения и даже благого­вения народа к пастырям и учителям Церкви, учение сих последних имело в глазах благочести­вых родителей силу руководительного правила и закона: христиане думали и делали то, что слы­шали от пастырей Церкви. Доказательство этого мы видим в житиях святых первенствующей Церкви, в начале почти каждого жизнеописания. По этим причинам мы вправе смотреть на педа­гогические наставления отцов Церкви как на факт древнехристианского воспитания.

2. В представленных здесь очерках воспитания у древних христиан читатель не найдет полной, развитой во всех частях системы воспитания: здесь нет, например, подробных указаний, как древние христиане вели себя по отношению к де­тям в различные периоды их детства, от первых лет младенчества до последних дней юности. В защищение себя с этой стороны, автор надеет­ся, что кто читал сочинения иностранных писате­лей об этом же предмете, как то: Каве, Арнольда и Шварца, тот будет снисходительнее судить о внутренних недостатках этой книги.


ПРАКТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПО УЧЕНИЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ЦЕРКВИ

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо этим временем часто решается судьба человека не только на всю на­стоящую жизнь, но и на всю вечность. Поэтому всякий здравомыслящий и понимающий важ­ность своей обязанности воспитатель должен по­думать, как поступить при воспитании вверенных ему детей, если не хочет и их сделать несчастны­ми на всю жизнь, и себя виновным перед ними и перед Богом.

§ 2. Прежде и после пришествия Иисуса Хри­ста на землю многие умы, оставленные самим се­бе, трудились над наукой воспитания и произве­ли много прекрасных правил, полезных для вос­питания детей. Но все эти правила, по крайней мере в общем их составе, весьма недостаточны для христианского детоводителя, поскольку на­значены для рожденных от плоти, между тем как христианин рожден свыше от Духа.

§ 3. Лучшее и единственное руководство для христианского детоводителя есть учение Иисуса Христа и Апостолов. Хотя в этом учении не мно­го правил, назначенных собственно для руковод­ства при воспитании детей, но в духе его заклю­чается все, что нужно для сего руководства; ибо оно дано для воспитания в благодатную жизнь тех людей, кои, родившись от Духа, должны пройти все степени духовного возрастания (Еф. 4: 11-15), и которые следовательно по отношению к жизни благодатной подобны детям естествен­ным. Посему кто сам воспитался и других воспи­тывал в жизнь благодатную, тот может быть и для нас верным истолкователем откровенного детоводительного учения и руководителем в деле воспитания детей.

§ 4. Таковы древние христиане, которые в об­разе своей жизни были точными истолкователя­ми учения Христова. Что в учении Спасителя и Апостолов говорится о воспитании детей только в кратких и немногих выражениях, то у них рас­крыто ясно и полно; что там предлагается только как правило, то является в их жизни как самое дело. Хотя нам не вполне известна домашняя и общественная жизнь древних христиан, но мы можем составить довольно полную картину древ­нехристианского воспитания и руководство для христиан-воспитателей, пользуясь теми сведени­ями, которые по воле и действию Святого Промысла дошли до нашего времени в писаниях свя­тых отцов и других писателей церковных.

§ 5. Извлечем отсюда, что можно о цели, пред­мете и способе воспитания у древних христиан.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Цель и побуждения воспитания

§ 6. Руководимые любовью к Богу, древние христиане направляли все действия воспитания не к земным и временным целям, но единственно к славе имени Божия;1 поскольку почитали сво­их детей освященными и посвященными Богу.2 По их понятиям дети суть залог, вверенный вос­питателям Богом для сохранения, и храм Божий, который должен быть свят.3 Всегдашнее пред­ставление об отчете, какой воспитатели должны дать Богу в воспитании своих детей, и строгой от­ветственности, которой должны подвергнуться в случае осквернения и нарушения святости сего храма, налагало на них священную обязанность тщательно хранить его;4 и заставляло страшиться как быть беспечными при воспитании детей, так и давать им воспитание превратное, не соот­ветствующее учению Христову, славе Божией и высокому званию христианина.5

§ 7. Христиане так глубоко чувствовали важ­ность и трудность воспитания, что некоторые ра­довались, когда смерть брала детей их из мира, а их самих освобождала от опасности гнева и осуждения Божия в случае повреждения детской души.6 Одна благочестивая женщина в одно вре­мя лишилась и мужа и двух сыновей. Когда по­этому посторонние думали, что она теперь в сильном возмущении духа начнет рвать у себя на голове волосы, раздирать свою одежду и зали­ваться слезами, она, напротив, совершенно спо­койная, пала на колена с таким видом, как будто бы лежала у ног Иисуса Христа, и воскликнула: «Господи, теперь я еще охотнее и радостнее буду служить Тебе, когда Ты снял с меня мое тяжкое бремя».7

§ 8. Впрочем, страх, руководивший родителей в деле воспитания детей, не был страх рабский, который заставляет человека действовать против воли, без сердечного расположения, без должно­го внимания и усердия, но проистекал из искренней и святой любви к Иисусу Христу и детям.8 Учители воспитания требовали, чтобы воспитате­ли руководились в деле воспитания детей лю­бовью христианской, которая, очищая и возвы­шая естественную любовь к детям, часто слепую и безрассудную, предупреждала бы побуждения внешние и торжествовала над естественными по­буждениями сердца. «Можно ли сказать, — гово­рили они, — что ты любишь детей своих, когда все позволяешь им для их удовольствия? Нет! Только тогда ты будешь истинно любить своих детей, когда станешь предпочитать им Иисуса Христа и любить их в Том, Кто дал их тебе лю­бить. Христианин ли ты, когда слышишь, что они злословят, и молчишь? Ты не хочешь показать се­бя отцом, готовым отказаться от своих детей в том случае, когда, подобно Аврааму, должен при­нести их на жертву; поскольку отец, убивающий похоти своих детей, приносит такую же жертву, какую принес Авраам».9

§ 9. Некоторые думали отличать воспитание для жизни от воспитания для одного Господа; но святые отцы со всей святой ревностью старались искоренить сей образ мыслей. «Не говори, что это нужно для одних монахов, — учил свт. Иоанн Златоуст, указывая на христианское воспитание, — разве я делаю твоего сына мона­хом? Нет нужды, чтобы он был монахом. Сделай его христианином; ибо светским преимуществен­но должно изучать христианские обязанности и истины, особенно же детям, которые предназна­чаются жить в свете; ибо они должны постоянно действовать и жить среди моря, сражаясь со сви­репыми волнами. Если они будут воспитываться при царском дворе, — там много и греков и фи­лософов, гордящихся настоящей славой... Поду­май же, как много для твоего сына войти туда от­личным врачом, с орудиями, которыми он может отсекать гордость каждого, иметь доступ к каж­дому, рассуждать с ним, врачевать больное тело, прикладывать к нему лекарство, заимствуемое из Священного Писания?.. Там он будет иметь бо­лее поводов грешить, нежели монах... Если хо­чешь знать, он и в самом свете будет иметь бо­лее преимуществ и удобств; ибо все будут ува­жать его за его слова, когда увидят, что он не по­жирается огнем и не ищет первенства... Поэтому воспитывайте детей ваших в учении и наказании Господнем».10

§ 10. Другие напротив, преобладаемые чувст­вом естественной любви к детям, горько оплаки­вали смерть их. В утешение таких святые отцы,

мудрые учители воспитания и воспитателей, го­ворили, что дети через смерть скорее приближа­ются к цели воспитания, и потому нужно более радоваться и славить Бога, нежели плакать о их кончине. «Что ты так горько плачешь об умер­шем? — говорил свт. Иоанн Златоуст родителю умершего юноши. — Не о том ли, что сын твой был зол? Но в таком случае нужно благодарить Бога, что Он остановил пороки его. Или о том, что он был добр? Но и в этом случае нужно ра­доваться, что Бог воззвал его отсюда прежде, не­жели душа его заразилась пороками. Но он был молод? И за это благодари и прославляй Бога, Который принял его... Не потому ли ты болезнуешь, что имеешь нужду в пропитании? Но когда Бог воззывает или хочет взять от нас что-нибудь, то мы не должны, подобно злым рабам, скрывать то, что принадлежит Господу. Взял ли Он у нас имущество, или честь и славу, или тело, или са­мую душу, — Он взял Свое. И если взял твоего сына, то взял не сына твоего, но Своего раба. Ты говоришь: я лишился единственного сына, на вос­питание которого употребил большие издержки, который подавал блистательные надежды и дол­женствовал быть моим наследником. — Так что ж? И в таком случае не сетуй, а благодари и прославляй Бога, Который взял его; ибо если ты, взирая на умершего своего сына, будешь благода­рить Всеблагого Бога, то получишь не меньшую награду, как и тот, кто обрек своего сына в жертву Богу (т.е. Авраам)... Ты говоришь: не знаю, ку­да пойдет он. — Почему же ты не знаешь? Хоро­шо ли жил он или худо, в обоих случаях очевид­но, куда пойдет. — Но потому-то я и плачу, гово­ришь ты, что он оставил жизнь грешником. Но поэтому-то и нужно, напротив, особенно радо­ваться, что он остановлен в грехах своих и не бу­дет умножать своих беззаконий; и нужно, сколь­ко можно помогать ему не слезами, но молитва­ми и прошениями, милостыней и жертвами... Ибо когда весь народ и священный клир стоят, воздев руки к небу, и приносится святая жертва, то уже­ли мы не умилостивим Бога, молясь за умер­ших?»11 Это учение ясно показывает, что целью истинно христианских детоводителей было вос­питание детей собственно и единственно для Бога.

§11. Посему некоторые благочестивые родите­ли посвящали детей своих Богу с ранней их юно­сти, и даже еще прежде зачатия и рождения их на свет.12 Так, мать свт. Григория Богослова, еще прежде зачатия своего сына, дала обещание, ес­ли получит сына, дать его на службу даровавше­му ей Богу. Получив сына, она поспешила с ним в церковь, и на младенческие руки его возложи­ла Библию в знак того, что посвящает его Господу13. Это посвящение родители оправдывали са­мим воспитанием, которое давали своим детям.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Предмет воспитания

§ 12. Это воспитание было не одностороннее: не ограничивалось одной частью состава челове­ка — душой или телом, или одной способностью детской души, но простиралось на всего челове­ка; и при развитии каждой из сих способностей единственной заботой родителей было воспита­ние детей «в наказании и учении Господнем».14 Что не имело непосредственной связи с благоче­стием христианским, то и не входило в состав воспитания.

Глава 1 Образование ума

§ 13. Прежде всего старались напечатлеть в детском уме живое познание Иисуса Христа.15 Имя Спасителя дети, так сказать, впивали в себя еще с материнским молоком.16 Потому в самых

юных летах они бестрепетно исповедовали это Святое Имя перед мучителями. Одного христиан­ского мальчика спрашивали: «Откуда узнал ты христианское учение о Едином Боге?» Он отве­чал: «Мать моя научила меня, а она узнала от Бо­га; Святой Дух наставил ее на эту истину для то­го, чтобы она внушила ее мне в моей колыбели. Когда я питался грудью своей матери, тогда я и научился верить во Христа».17

§ 14. Вместе с понятием об Искупителе, детям внушали и высокое учение Его о таинствах веры18 и правилах богоугодной жизни, как то: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу, обязанности детей подражать Гос­поду в смирении,19 иметь страх Божий, почтение к родителям и старшим, о терпении, прощении обид и незлобии, скромности, стыдливости, сми­рении, покорности, молчаливости, благотвори­тельности, сострадании и целомудрии.20 Вообще Священное Писание было первой учебной кни­гой,21 так что писатели церковные, говоря о хри­стианских училищах, называют их «училищами Священного Писания, упражнением в Божественных Писаниях»,22 а каждый дом и семейство христиан Церковью.23 «Если вы хотите, — говори-' ли учители Церкви родителям, — чтобы ваши де­ти слушались вас, то приучайте их к Слову Божию».24 «Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться слушать и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий».25 «Не драгоценные камни и не шелковые одежды должны быть предметом любви для де­тей, но Божественные книги». После Божествен­ных книг советовали давать им для чтения сочи­нения святых отцов.26 Упражнение в Божествен­ном Писании не только не было противно детям, но еще воспламеняло в их сердцах такую любовь к Слову Божию, что они не довольствовались обыкновенным легким чтением Библии, но стара­лись проникнуть в самую глубину Писания.27

§ 15. Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали одним словом Божиим, воспрещая знакомство с ученостью язычников. Когда поэтому язычники называли христиан невеждами и необразованными, христи­ане, в ответ на эти ругательства, прославляли ведение Иисуса Христа, поставляя его выше всякой учености. Господь Христос и Апостолы не преда­ли нам суетных лжеумствований (inanes fallaci-as), но простой и открытый ум, охраняемый обык­новенно верой и добрыми делами.28 Книги ваши нужно было бы сжечь, потому что в них расска­зывается о множестве ужасных грехов, мерзос­тей и пороков, и потому что они развращают невинные сердца.29

§ 16. Другие, напротив, не боялись вводить в круг образования христианского юношества неко­торые книги и науки, изучаемые в школах языче­ских. «Мы не стыдимся признаться, — говорили они язычникам, — что удаляем своих юношей от тех учителей, которые учат смешным глупостям (comicas levitates) и ямбическим безстыдствам (ob-coenitates jambicas) и некоторым другим предме­там, которые могут быть полезными для учителя и слушателей разве только тогда, если кто, пони­мая поэмы в философском смысле (philosophice), будет изъяснять каждую из них приспособитель­но к пользе юношей. Но если представят нам та­ких учителей, которые учат любомудрию и самым делом упражняют в нем, от слушания таких учи­телей мы не хотим удерживать своих юношей».30

& 17. Глубокие и обширные познания некото­рых отцов Церкви в философии, истории, естест­венных и других науках, равным образом беседы их с юношами о предметах ученых в духе ученом31 показывают, что и сами они не были чужды и де­тей не хотели отчуждать от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и хри­стианского благочестия. Поэтому во многих учи­лищах и семействах позволяли детям учиться поэзии, музыке,32 философии, языкам, граждан­ским33 и другим полезным наукам.34 Свт. Василий Великий даже советовал юношам знакомиться с сочинениями поэтов, историков, ораторов и вооб­ще читать те сочинения писателей языческих, из которых можно извлечь какую-нибудь пользу и назидание для души. Он смотрел на чтение сих сочинений, как на приготовление к упражнению в Божественном Писании и средство к лучшему уразумению его. При этом особенно советовал читать Гезиода, Гомера, Феогнида, Продика и во­обще тех писателей, которые хвалят добродетель и порицают порок.35 (Этим легко примиряется ви­димое, мнимое разногласие древних христиан о науках, не принадлежащих к кругу наук богословских. Те, которые чуждались и детей отчуж­дали от наук первого рода, чуждались собствен­но не науки, но злоупотребления науки, сочине­ний, основанных на ложных началах и направ­ленных не к христианским целям).

§ 18. Умственная деятельность воспитателей и воспитываемых не ограничивалась исключитель­но созерцательными предметами веры и науки. Необходимость жить в теле, на земле, и в обще­стве существ телесно-духовных низводила их и в круг житейских положительных знаний, необхо­димых для жизни земной, телесной. Посему и в домах и в общественных училищах учили детей «нужным для жизни художествам, ремеслам и рукодельям».36

§ 19. Впрочем, все светские и житейские нау­ки были уже предметами второстепенными, а главным и первым предметом образования было учение христианское. «Всему нужно предпочи­тать попечение о детях и воспитание их в учении и наказании Господнем, — говорил свт. Иоанн Златоуст. — Если сын твой выучился прежде всего быть любомудрым, то он приобрел богатст­во, большее всякого богатства. Уча его внешнему учению и искусству приобретать богатство, ты не доставишь ему такой пользы, какую доставишь, научив искусству презирать богатство. Ибо богат не тот, кто обладает большим богатством, но кто ни в чем не имеет нужды. Вот чему учи своего сына — Не спрашивай, как сделать его извест­ным, знаменитым по внешней учености и слав­ным, но старайся научить его презирать славу жизни сей. Чрез это он будет славнее и знамени­тее. А этому можно научиться не от учителя и не через искусство, но из Слова Божия. Не думай, как сделать его оратором, но учи его любомуд­рию. Ибо нет никакого вреда, если первого и не будет; если же не будет последнего, то не будет никакой пользы и от ораторского искусства. Не язык его изощряй, но очищай сердце. Говоря это, я не запрещаю тебе образовать твоего сына, но запрещаю исключительно заботиться об этом образовании».37

Сообразно с целью христианского воспитания, науки естественные, опытные и умозрительные преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском. Притом их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к приобретению познаний, и не для славы и корысти, но только по той мере, в какой знание их было нужно и полезно для добродете­ли38 и для Церкви.39 Во всех других случаях оные науки почитались неприличными для христиани­на,40 излишними41 и даже вредными.42 Того почита­ли несчастным, кто знает все и не знает Бога; того, напротив, блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.43

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМосковская Духовная Академия
Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМосковская духовная академия кафедра Истории русской религиозной мысли
Жизнеописание князя евгения николаевича трубецкого
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМосковская духовная академия кафедра Истории Русской Церкви
Ii обзор основных идейных направлений в церковно–общественной среде по академическому вопросу
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМосковская духовная академия кафедра Нравственного Богословия
Состояние падшего человека и необходимость его духовного преображения, по учению свт. Игнатия
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМосковская духовная академия курсовое сочинение студента 1-го курса мда долгова алексея на тему: “Опыт организации детских православных лагерей в Кипрской Церкви и возможность его применения в России”
Святаго Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, я с вами во все дни до скончания века. Аминь
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМосковская духовная академия кафедра догматического богословия
Как известно, почитание святых икон имеет в Церкви большое значение, потому что икона — то нечто большее, чем просто образ, она не...
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconСанкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария
Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений ректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств...
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconЛ. К. Маклакова Косметическая ампутация
Московская Государственная Академия Ветеринарии и Биотехнологии имени К. И скрябина
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconТертуллиан
Библиотека Отцов и Учителей Церкви Западных. Киев: Киевская Духовная Академия, 1915. Т. 31. С. 35–59
Московская Духовная Академия Цензор ректор Вифанской семинар iconСистема повышения квалификации и переподготовки
Московская финансово-юридическая академия по программе «Проектно-исследовательская деятельность в школе». С 04. 02. 2009 г по 13....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов