Обусловленная решение icon

Обусловленная решение



НазваниеОбусловленная решение
Дата конвертации29.07.2012
Размер146.16 Kb.
ТипРешение

slaviali@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ №7

(кабинета №708)

ОБУСЛОВЛЕННАЯ РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ ПОСТАВЛЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ГОУ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ №1048

ВОУО ДО города Москвы

учитель технологии,

к.п.н. Литвинова Елена Евгеньевна

Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации, - одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества. Технологическое образование - это один из элементов преодоления глобального кризиса современной цивилизации, создания необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития человечества, и, значит, это путь в будущее.

Одними из главных аргументов в пользу приоритетной роли технологического образования в современном мире и тем более в наступившем XXI веке являются стремительный научно-технический прогресс и всеобщая, технологизация передовых стран мирового сообщества. Главными причинами технологизации является все большее усложнение производственных, экономических, социальных процессов, широкое разделение труда, борьба производителей за высокое качество продукции, ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Следует отметить, что уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется сегодня не только развитием материальной базы и промышленности, но и уровнем интеллектуализации общества в этой стране, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы, материалы и новые технологии. Все это, в свою очередь, самым тесным образом связано с уровнем технологического образования подрастающего поколения.

Становление новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса. Изменяется концепция образования. Авторитарная система образования уступает место личностно-ориентированному образованию, в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Ведущей становится познавательная деятельность учащегося, а не преподавание. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития и подготовки школьника, его способностей и возможностей.

Для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике полученных знаний, должна быть создана адекватная учебно-предметная среда, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, широкого общения со сверстниками, сотрудничества с педагогами при решении разнообразных проблем.
Исходя из вышесказанного, определилась концепция развития мастерской №7 Центра образования №1048, предусматривающая долгосрочную учебную и методическую работу, в основе которой лежит: создание адекватной учебно-предметной среды, требующей развитие учебно-материальной базы технологического образования, обеспечение учебного процесса необходимым и достаточным комплектом учебного оборудования и средств обучения.

Образовательная область «Технология» (обслуживающий труд, девочки) в Центре образования №1048 ВОУО ДО г. Москвы представлена экспериментальной программой «Народное искусство России в образовательной области «Технология» автор, учитель технологии, к.п.н. Литвинова Е.Е. Программа имеет многопрофильный характер и включает в себя такие разноплановые разделы: «Технология обработки материалов», «Культура дома», «Обработка ткани», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Народная художественная культура» и др., т. е. охватывает широкий круг актуальных для практической жизни вопросов, требующих привлечения знаний учащихся из разных областей, с целью развития творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать свои знания. В программу «Народное искусство России в образовательной области «Технология» включены вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды, различных видов декоративно-прикладного искусства, значительно расширены возможности для технического и художественного воспитания молодежи в процессе создания общественно и личностно значимых объектов труда, представляющих эстетический интерес. Образовательная область «Технология» призвана:

  • формировать знания о способах и средствах изменения и преобразования различных материалов, энергии и информации в потребительский продукт или услуги;

  • развивать разносторонние качества личности; готовить к осознанному выбору профессии;

  • развивать способность профессиональной адаптации к изменяющимся условиям;

  • формировать политехнические и специальные знания об основах, наиболее распространенных и перспективных технологий;

  • прививать первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и поддерживать экономику семьи;

  • развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

  • формировать у школьников экологическое мышление;

  • воспитывать эстетический вкус, изготавливать изделия с учетом требований современного дизайна.

Данная программа направлена на решение вышеназванных задач, активное развитие интересов и творческих способностей учащихся, её отличительная черта - ориентация на современные направления, которые естественным путём уже сформировались в школах в рамках образовательной области «Технология». Это помогает совместить официальные требования к образованию с интересами и возможностями учителя и материальной базы мастерской. В свою очередь, объединённые усилия способствуют наиболее быстрому и качественному введению образовательных госстандартов в реальную учебную деятельность. Декоративно-прикладное искусство предоставляет, уникальную возможность, соединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры производства. Любое современное изделие наряду с техническим конструированием обязательно проходит через стадию художественного осмысления. Только в этом случае вещь получается высокого качества, такими вещами человеку удобно и приятно пользоваться.

Изготовление своими руками красивых нужных предметов повышает интерес к работе и приносит наибольшее удовлетворение результатами труда, пробуждает желание последующей деятельности. Именно поэтому, в программе «Народное искусство России в образовательной области «Технологии», предлагается вести обучение технологическим навыкам и политехническим знаниям в неразрывной связи с декоративно-прикладным искусством (ДПИ), а обучение ДПИ в образовательной области «Технология», является новым и требует специального, дополнительного оборудования в мастерской и наличия специфических учебных пособий, нетрадиционных для уроков труда и конечно же, высокопрофессиональных знаний в этой области у педагога.

Таким образом, экспериментальная программа учителя технологии, к.п.н. Е.Е.Литвиновой обеспечивающая учебный процесс, носит концептуальный характер в развитии мастерской №7 ГОУ ЦО №1048 и направлена на оптимальное сочетание теоретической подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях и формирование практических умений и навыков трудовой деятельности. Реализация этой программы влечёт за собой настоятельную необходимость в специальной учебно-материальной базе (УМБ), обеспечения ее необходимым технологическим оборудованием, комплексами средств обучения, а также методическими рекомендациями по их эффективному применению в учебном процессе. Состав и структура учебно-предметной среды определяются целями и задачами, поставленными перед школой гуманистической концепцией образования, логикой учебной и познавательной деятельности, возрастными особенностями развития учащихся, региональными условиями.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАСТЕРСКОЙ №7

на 2009-2014 год

Образовательная область «Технология» призвана решать широкий спектр задач по обучению и воспитанию. Этот предмет является системообразующим в формировании естественнонаучной картины мира, так как помогает учащимся интегрировать и применять на практике знания, полученные в других областях. Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и предприимчивой личности. Вместе с тем как область, наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся, она должна способствовать их подготовке к активному участию в жизни общества, трудовых коллективов и семьи - основной ячейки общества. И для успешного достижения этой цели необходима достойная учебно-материальная база.

Наличие в нашей стране принципа гуманизации образования, максимальное удовлетворение интересов обучающихся определяют необходимость разработки нескольких вариантов допрофессиональной технологической подготовки обучающихся. Содержание экспериментальной программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология» учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное обеспечение, а также достижения научно-технической революции XX века и тенденции развития цивилизации в XXI веке.

Технологическая подготовка школьников в обязательном порядке включает национальные и региональные особенности и в полной мере реализует принципы вариативности и дифференциации. В программе значительно расширены возможности эстетического воспитания и развития художественного вкуса молодежи. На уроках технологии в мастерской №7 учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества, ремесел. Школьники изготавливают и украшают изделия из природных материалов; дерева, бумаги, глины, ткани и др. И очень важно наряду с технико–технологическими и экономическими требованиями к будущим изделиям, обращать внимание учащихся на эстетические достоинства своего произведения, иначе все усилия и материалы будут потрачены напрасно.

Выполнение изделий в материале способствует формированию и развитию практических умений и навыков в художественной обработке материалов, дает общее представление о значении и месте каждого вида декоративного искусства среди других областей народного творчества, знакомит учащихся с вопросами материаловедения и технологии обработки материалов в предлагаемых видах декоративного искусства.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объем знаний и умений, которые формируются у учащихся Центра образования №1048 в пределах времени, отводимого на изучение образовательной области «Технология» в инвариантной части базисного учебного плана. Углубленное изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготовка школьников осуществляется в рамках часов вариативной и факультативной частей учебного плана по экспериментальным программам.

^ Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает, что изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей;

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необ­ходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способно­стей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В сложившихся условиях финансирования технологического образования в школе, в плане обеспечения мастерских необходимыми материалами и технологическим оборудованием, возникает настоятельная потребность в грамотной организации учебно-материальной базы, которая позволила бы уменьшить материальные затраты на проведение уроков: снизить потребление материалов, электроэнергии, уменьшить количество единиц дорогостоящего оборудования на одного учащегося.

^ Новые подходы к организации учебно-материальной базы, являются главной целью в концепции развития учебной мастерской №7 Центра образования №1048 и необходимы потому, что раньше оснащение учебных мастерских оборудованием осуществлялось в полном соответствии с единой действующей программой технологического образования, а теперь учебно-материальная база школьной мастерской не только должна соответствовать основным направлениям и обеспечивать безусловное выполнение требований временного стандарта по трудовой подготовке учащихся, но и предоставлять возможность реализации авторской экспериментальной программы «Народное искусство России» и её вариативных направлений в образовательной области «Технология».

В содержании экспериментальной программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология» можно выделить основные разделы:

  1. Информационные технологии - использование ПЭВМ для решения практических задач.

  2. Основы художественного конструирования (технический рисунок, оформительско - дизайнерские работы, графика).

  3. Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов (кулинария).

  4. Художественная обработка материалов, техническое творчество (создание изделий из текстильных и поделочных материалов).

  5. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение (современное производство и профессиональное образование)

  6. Технологическая культура и профессиональная деятельность.

  7. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства (технологии ведения дома).

  8. Электротехника (электротехнические работы).

  9. Народная художественная культура и промыслы.

  10. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

Указанные разделы могут быть интегрированы, т.е. рассматриваться совместно, программы разделов обеспечивают выполнение государственного стандарта по «Технологии». Через все разделы проходят сквозные образовательные линии, обеспечивающие решение главных задач предмета и формирующие у школьников политехнический кругозор, культуру труда, технологическую грамотность, эстетическую направленность деятельности, этику бесконфликтного общения, экономическую и экологическую грамотность, умение использовать информационные технологии, знакомящие учащихся с передовыми современными высокими технологиями, принципами профессионального самоопределения и потребностями рынка труда.

С экспериментальной программой Литвиновой Е.Е. «Народное искусство России в образовательной области «Технология» тесно связаны вопросы развития и модернизации учебно-материальной базы мастерской №7. Реализация содержания, целей и задач, заложенных в экспериментальной программе образовательной области «Технология», разнообразных организационных форм занятий, высокой эффективности процесса обучения и воспитания возможна лишь на основе адекватного развития учебно-материальной базы школьной мастерской, в которой проходят учебные занятия. Поэтому одним из направлений в концепции развития мастерской №7 на 2009-2014 учебные годы, является создание мастерской, полностью отвечающей педагогическим, экологическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям, обеспечивающим успешное выполнение учебно-воспитательного процесса.

Для обеспечения выполнения учебно-воспитательного процесса, рациональных, целесообразных и эффективных способов деятельности учителя и учащихся для наиболее успешной реализации целей и задач трудовой подготовки служат технические средства обучения в технологическом образовании. Технические средства обучения, обладая определенными специфическими возможностями, являются той основой, на которой реализуются основные цели и задачи технологического образования и трудового воспитания в образовательной школе. При этом важную роль играют такие средства обучения, которые отражают новые требования социально-экономической обстановки и научно-технического прогресса к трудовому обучению: выработка у детей высокой точности трудовых действий, скорости реакции, способности к быстрой профессиональной перестройке, овладению новой техникой и производственными процессами. Все это позволяет подготовиться к эффективной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Реальный процесс обучения состоит в передаче учителем и усвоении учащимися определенной учебной информации (по разделам программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология). Этот процесс происходит не стихийно, а под непосредственным контролем и управлением со стороны учителя, создающего мотивы для успешной деятельности учащихся, без которых невозможен активный процесс усвоения новых знаний и умений. Каждый компонент учебной деятельности будет тем успешнее, чем полнее он обеспечен техническими средствами обучения, обладающими соответствующими функциональными методическими возможностями. Поскольку воздействие технических средств обучения на деятельность учащихся осуществляется через их функции, следовательно, их роль в учебном процессе значима. Технические средства обучения в процессе трудовой подготовки влияют на эмоциональную сферу личности ученика (мотивационная и стимулирующая роль), облегчают учащимся восприятие информации (информационная роль), способствуют формированию умений и навыков (роль упражнения), созданию ориентировочной основы действия (роль управления), делают возможным текущий и окончательный контроль результатов учебно-практической работы (контроль).

Роль средств обучения в учебном процессе постоянно развивается и видоизменяется одновременно с развитием техники и технологии, науки, в том числе педагогической. Это позволяет создавать новые, ранее не существовавшие средства обучения с большими функциональными возможностями. Такими средствами в последнее время стали интерактивные доски, компьютеры, видеомагнитофоны, использование которых в учебном процессе коренным образом изменило обычные формы и методы обучения, оказало заметное влияние на его содержание.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что для полноценной реализации концепции развития мастерской №7 ГОУ ЦО №1048 необходимо выполнение целого комплекса задач:

  • разработать и пополнить комплекс средств обучения, как для отдельных тем экспериментальной программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология», так и для целых разделов.

  • модернизировать учебно-материальную базу мастерской №7 технологического образования ГОУ ЦО №1048, с целью наиболее полного соответствия современным педагогическим, экологическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям, обеспечивающим успешное выполнение учебно-воспитательного процесса.

  • обеспечение мастерской №7 современным технологическим оборудованием и техническими средствами обучения, что имеет первостепенное значение для решения задач технологического образования и трудового воспитания подрастающего поколения.

^ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

мастерской № 7 ГОУ ЦО №1048 на 2009 – 2014 г.

  1. Создание контрольных заданий в тестовой форме по разделам экспериментальной программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология», в соответствии с возрастными возможностями учащихся, уровнем их подготовки, целями и задачами проверки знаний и умений.

  2. Разработка и создание карт пооперационного контроля по разделам вышеназванной экспериментальной программы, позволяющих, в рамках существующих организационных форм занятий получать оперативную и объективную информацию об уровне обученности и практических умений учащихся.

  3. Учебно-материальную базу мастерской №7 дополнить специальным оборудованием и приспособлениями, которые обеспечивают возможность проведения занятий по изучению различных видов ремесла и рукоделий: бисерное ткачество, различных видов вышивки и шитья, росписи по дереву.

  4. Создать коллекцию лучших конкурсных работ учащихся по разделам экспериментальной программы, для создания положительной мотивации учения у школьников.

  5. Продолжить озеленение мастерской №7, дополнить интерьер зелёными растениями, так как они оказывают благоприятное воздействие на трудоспособность и психологическое состояние обучаемых, а так же развивают положительную экологическую направленность.

  6. Разработка учебных пособий, облегчающих учащимся процесс восприятия информации и обеспечивающих процесс обучения необходимым содержанием в соответствии с целями и задачами тем и разделов программы «Народное искусство России в образовательной области технология».

  7. Внедрение в учебный процесс электронных технологий, видео и экранных средств обучения.

  8. Модернизировать учебно-материальную базу мастерской №7 технологического образования ГОУ ЦО №1048, с целью наиболее полного соответствия педагогическим, экологическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям, обеспечивающим успешное выполнение учебно-воспитательного процесса.

  9. Обеспечение мастерской №7 современным технологическим оборудованием и техническими средствами обучения, что имеет первостепенное значение для решения задач технологического образования и трудового воспитания подрастающего поколения.

Учитель технологии Центра образования №1048, к.п.н. Литвинова Е.Е.

© Литвинова Елена Евгеньевна, 2009 - 2010 Страница




Похожие:

Обусловленная решение iconСтруктура плана-проспекта
Актуальность исследования: 1) научно-практическая (обусловленная запросами общественной практики); 2) научно-теоретическая (обусловленная...
Обусловленная решение iconПринимаю решение и отвечаю за свое решение
...
Обусловленная решение iconКева Татьяна Владимировна
«Решение уравнений и неравенств с параметрами» (10 кл.), «Решение уравнений и неравенств с модулем» (10 кл.), «Решение уравнений...
Обусловленная решение iconПроект ремонта дороги вдоль лэп
Яма около 126 уч у поворота на дорогу вдоль лэп, обусловленная углублением полотна дороги
Обусловленная решение iconРешение уравнений и неравенств с параметром графическим методом. Цель: углубление и систематизация знаний и умений по теме: «Решение уравнений и неравенств», «Графики функций». Ход занятия
Задание Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система уравнений , имеет единственное решение
Обусловленная решение icon1. Предмет, функции, методологии тгп. Место в юр науках
Право – это обусловленная природой человека и выражающая свободу личности система регулирования общ-ных отношений, к-рой присущи:...
Обусловленная решение iconРешение Об утверждении Положения об отделе образования Администрации Белокалитвинского района
Данное решение вступает в силу с 01 января 2006года
Обусловленная решение iconРешение задач. №1 tgN=3/4 Найти мр решение tgN= задача №2. Cose=3/5 найти fe. Решение

Обусловленная решение iconРешение. Страсбург
Это решение станет окончательным при наличии обстоятельств, изложенных в ст. 44 §2 Конвенции. Оно может подвергнуться редакционному...
Обусловленная решение iconРешение Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в Эвенкийском муниципальном районе
Данное Решение вступает в силу со дня официального опубликования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов