Программа дополнительного образования «народное искусство россии» icon

Программа дополнительного образования «народное искусство россии»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «народное искусство россии»
п.н. Литвинова
Дата конвертации29.07.2012
Размер85.21 Kb.
ТипПрограмма

ГОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1048

ВОУО ДО города Москвы

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»

художественно-прикладной профиль обучения

статус программы: авторская

автор: учитель технологии, к.п.н. Литвинова Е.Е.

срок реализации программы: 3 года

возраст детей: 10 - 16 лет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Максим Горький.

1 год обучения

^ «СОКРОВИЩА МУЗЕЕВ»

Тема 1.

Вводное занятие. Правила ТБ.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

Тема 2.

Волшебный мир игрушки на Руси.

Матрешки из Сергиева Посада. Матрешки из Полховского Майдана. Матрешки из Семенова. Матрешки из Вятки. Глиняные народные игрушки. Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Каргопольские игрушки. Обзор декоративно-прикладного искусства России. Посещение музея игрушки в Сергиевом – Посаде. Коллективная работа «Село матрешек».

Тема 3.

Расписная посуда.

Расписная посуда из Хохломы и Городца – истоки развития. Работа со специальной литературой. Подготовка докладов и сообщений учащимися. Традиции нижегородских орнаментов. Традиции хохломских орнаментов. Роспись деревянных заготовок. Посещение музея народного искусства (Леонтьевский пер., 7)

Тема 4.

Керамика и фарфор из Гжели.

История развития народного художественного промысла. Технические приемы исполнения. Элементы растительного орнамента. Изучение техники полукистевого письма. Построение композиции. Выполнение декоративной композиции. Посещение музея и производственного цикла работ на предприятии «Гжель».

Тема 5.

Русская кукла – оберег.

Русские потешные промыслы на Руси. Знакомство с веселым семейством текстильной куклы русского народа. Куклы наших бабушек. Куклы – обереги. Изготовление куклы «Поленце». Игровые куклы. Кукольный театр. Ярмарка игрушек. Посещение музея при Центральном театре кукол имени С.В.Образцова.

Тема 7.

Русская изба.

Мир русской избы. Внутреннее убранство избы. Русская печь в избе. Красный угол в избе. Творческая работа учащихся над проектом «Русская деревня» в технике аппликации. Быт русского народа. Работа со специальной литературой. Подготовка сообщений. Архитектурно-этнографический музей «Новый Иерусалим», знакомство с экспозицией музея «Русская изба».

Тема 8.

Патриархальный русский быт.

Жизнь древней Москвы – палаты каменные да избы деревянные, обычаи и традиции патриархальной русской семьи.
Убранство и утварь крестьянского и боярского дома. Работа с литературой. Подготовка сообщений. Старинный быт москвичей. Посещение музея «Палаты XVI – XVII веков в Зарядье» (ул. Варварка,10).

Тема 9.

Пряничное искусство России.

Лубочные картинки русского народа. Пряники печатные. Пряничные доски. Архангельские козули. Русское чаепитие. Создание эскиза пряника печатного. Посещение Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3)

Тема 10.

Устное народное творчество.

Сказки русского народа. Загадки русского народа. Пословицы и поговорки русского народа. Иллюстрации к сказкам. Дом, где рождались сказки. Дом – музей В.М.Васнецова

Тема 11.

Русский традиционный костюм.

Русский традиционный праздничный костюм. Южнорусский комплекс одежды. Северорусский комплекс одежды. Головной убор русской женщины. Кокошник. Кичка. Сорока. Венец. Платок. Творческий проект «Путешествие с Севера на Юг». Наряжаем куклу. Посещение музея этнографических костюмов (ул. Судостроительная, 28, корп. 1)

Тема 12.

Рукоделие. Ткачество. Вышивка.

Приданое русской девушки. Рукоделие на Руси. Ткачество на Руси. Вышивка на Руси. Золотное шитье. Вышивка жемчугом. Элементы украшения традиционного праздничного костюма на Руси. Государственная Третьяковская галерея. Знакомство с экспозицией золотного шитья.

Тема 13.

Музеи Москвы.

Посещение «Музея города Москвы» (Новая пл.,12).

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства – участие в выставке детского творчества «Мастера».

Тема14.

Организация и проведение отчетной выставки работ учащихся. Составление декоративного кроссворда по пройденным темам. Подведение итогов.

2 год обучения

^ «СЕВЕРНЫЕ ШКОЛЫ РОСПИСИ РОССИИ»

Тема 1.

Вводное занятие. Правила ТБ.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

Тема 2.

Вводное занятие. Цвет в декоративно-прикладном искусстве.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой круг. Цветовая триада. Таблица смешения цветов.

Тема 3.

Орнамент.

Основные законы композиции. Достижение стилевого единства. Выбор композиционного центра. Орнамент. Изобразительные мотивы орнамента. Ритм. Симметрия. Раппорт. Формы построения. Принципы построения орнамента. Повторение. Чередование. Инверсия.

Тема 4.

Азбука народной росписи.

Основные элементы народной росписи. Цветовой замалевок. Тычок. Технические упражнения. Композиционные построения. Схемы фризовых композиций. Схемы композиций в прямоугольнике. Схемы композиций в круге.

Тема 5.

Традиционные северные росписи.

Мотивы и символы в народных росписях. Народные росписи Русского Севера.

Тема 6.

Мезенская роспись. Азбука мезенской росписи.

История развития промысла. Отличительные особенности мезенской росписи. Техника мезенской росписи. Основные элементы мезенской росписи. Мелкие элементы мезенской росписи. Мотивы орнамента мезенской росписи. Геометрические и диагональные узорные полосы. Кони и олени в мезенской росписи. Птицы, приемы выполнения старых мастеров и современные варианты. Освоение и изучение основных типовых композиций мезенской росписи.

Тема 7.

Разработка индивидуального творческого проекта.

Разработка эскиза композиции по мотивам мезенской росписи. Выполнение эскиза в цвете. Устранение ошибок. Реализация проекта в изделии.

Тема 8.

Роспись изделия.

Подготовка деревянной поверхности под роспись. Перенесение рисунка композиции на деревянную поверхность. Нанесение цветовых пятен композиции. Разработка элементов росписи. Роспись изделия. Устранение ошибок. Оформление работы.

Тема 9.

Пермогорская роспись.

История развития промысла. Отличительные особенности пермогорской росписи.

Тема 10.

Азбука пермогорской росписи.

Техника пермогорской росписи. Основные элементы пермогорской росписи. Мелкие графические элементы пермогорской росписи. Мотивы орнамента пермогорской росписи. Растительные мотивы пермогорской росписи. Последовательность выполнения трилистника. Варианты разработки основного растительного мотива пермогорской росписи. Строение горизонтально лежащей ветки. Строение восходящей ветки. Схемы фризовых композиций пермогорской росписи. Птицы пермогорской росписи. Птица – Сирин. Основные типовые композиции пермогорской росписи.

Тема 11.

Разработка эскиза композиции.

Разработка индивидуального творческого проекта. Создание эскиза. Выполнение эскиза в цвете. Устранение ошибок. Реализация проекта в изделии.

Тема 12-13.

Выполнение росписи изделия.

Тема 13.

Подведение итогов.

3 год обучения

^ «ТРАДИЦИИ НИЖЕГОРОДСКИХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ»

Тема 1.

Вводное занятие. Правила ТБ.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

Тема 2.

Обзор декоративно-прикладного искусства России.

Тема 3.

Традиции искусства Городца.

История развития промысла. Технические приемы росписи городецких мастеров. Выполнение технических упражнений.

Тема 4.

Орнамент городецкой росписи.

Цветы городецкой росписи. Купавка. Розан. Мотивы орнамента городецкой росписи. Традиционное оформление городецкого донца. Сюжеты и темы городецкой живописи. Сложные формы городецкого орнамента. Птицы в городецкой росписи. Последовательность выполнения росписи птицы. Последовательность выполнения росписи коня. Основные композиционные схемы орнамента в городецкой росписи.

Тема 5.

Декоративные композиции городецкой росписи.

Поэтапная работа над композицией. Выявление неточностей и исправление ошибок. Жанровые композиции городецкой росписи. Приемы старых мастеров и современные варианты. Изучение и освоение типовых композиций городецкой росписи. Техника исполнения жанровых композиций в городецкой росписи. Принципы построения многоярусных композиций в городецкой росписи. Цветовое решение композиционного построения в городецкой росписи.

Тема 6.

Выполнение эскиза по мотивам городецкой росписи.

Выбор композиционного решения для будущего изделия. Разработка собственного эскиза по мотивам городецкой росписи. Выполнение эскиза в цвете. Разработка элементов композиции.

Тема 7.

Роспись деревянной заготовки.

Подготовка деревянной поверхности под роспись. Перенесение рисунка композиции на деревянную поверхность. Нанесение фона композиции. Нанесение основных цветовых пятен композиции. Разработка и оживка элементов композиции. Роспись изделия. Нанесение рамочек, краешек, отводок. Оформление готового изделия.

Тема 8.

Традиции хохломского орнамента.

Азбука кистевого письма. Техника кистевого письма. Растительные мотивы в хохломской росписи. Приемы старых мастеров и современные варианты росписи.

Тема 9.

Техника хохломской росписи. Верховое письмо.

Техника «верхового письма». Формообразование ягод в технике кистевой росписи. Формообразование листьев в технике кистевой росписи. Формообразование цветов в технике кистевой росписи. Выполнение декоративной композиции «Плоды». Схемы композиционного построения растительного орнамента в полосе. Схемы композиционного построения растительного орнамента в круге. Схемы композиционного построения растительного орнамента в квадрате (прямоугольнике).

Тема 10.

Техника хохломской росписи. Фоновое письмо.

Техника «фоновое письмо». Формообразование ягод в технике «фонового письма» хохломской росписи. Формообразование листьев в технике «фонового письма» хохломской росписи. Формообразование цветов в технике «фонового письма» хохломской росписи. Выполнение декоративной композиции.

Тема 11.

Техника хохломской росписи. Кудрина.

Техника «Кудрина». Формообразование цветов в технике «Кудрина» хохломской росписи. Формообразование листьев в технике «Кудрина» хохломской росписи. Формообразование и разработка растительной ветки в технике хохломской росписи «Кудрина». Выполнение декоративной композиции.

Тема 12.

Выполнение эскиза композиции по мотивам хохломской росписи.

Выбор техники хохломской росписи. Создание эскиза композиции по мотивам хохломской росписи на изделие. Разработка эскиза в цвете.

Тема 13.

Роспись деревянной заготовки.

Подготовка деревянной поверхности под роспись. Перенесение рисунка на деревянную поверхность изделия. Нанесение фона композиции. Разработка элементов композиции. Роспись изделия. Устранение ошибок. Оформление готового изделия.

Тема 14.

Подведение итогов

© Литвинова Елена Евгеньевна, 2009 - 2010 Страница





Похожие:

Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconМиоо рабочая программа
Учебная инвариантная рабочая программа по обслуживающему труду «Народное искусство России в образовательной области «Технология»...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconОбразовательная программа нормативно-управленческий документ Учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания,
Министерства образования и науки РФ по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconИскусство основная школа пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Меткий стрелок»
Составитель: педагог дополнительного образования Суворов Д. В., педагог-организатор обж 2 квалификационная категория
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Направляем для использования в практической работе
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России Управлением воспитания и дополнительного...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа дополнительного образования «народное искусство россии» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов