Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы icon

Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы



НазваниеЕ. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы
Дата конвертации29.07.2012
Размер134.96 Kb.
ТипДокументы

ГОУ Центр образования №1048

ВОУО ДО города Москвы,

учитель технологии,

к.п.н. Литвинова Е.Е.

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ДОМ - СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

В условиях экспериментальной площадки ГОУ Центра образования №1048, учителем технологии, к.п.н. Литвиновой Е.Е. ведется экспериментальное исследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития», которое направлено на дальнейшую разработку цикла занятий Программы дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека». Во все эпохи развития разнообразных культур основным их началом является понимание и познание природы, чтобы наше молодое поколение представляло, какое значение в жизни занимает природа и природные материалы, которые человечество использует на протяжении всей своей истории, была создана программа «Дом – среда обитания человека». Эта программа является одним из кирпичиков, в глобальном понимании проблем, связанных с необходимостью сохранения и воспроизводства растительного и животного мира. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают понять и полюбить народное искусство России через непосредственное соприкосновение с ним, а популяризация экологических традиций и обычаев воспитывает любовь к Родине, любовь к природе, к истории народа, любовь к красоте и жизни. Народное искусство – это одно из средств эстетического воспитания в процессе экологического образования – помогает формировать у учащихся художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни. Красота и гармония природы лежат в основе всего искусства и в первую очередь народного, так как именно его средствами человек впервые попытался изобразить окружающий его мир. Мир искусства – мир народного искусства – мир целостного человека, создаётся условиями природного окружения, пользуется благами природы, добытыми трудом на Земле. Так же как личность, разбирающаяся в искусстве, подготовлена к эстетическому оцениванию искусства, человек, разбирающийся в экологии, будет более чувствителен к оцениванию красоты природы. Искусство формирует в личности систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию, её отношений с миром природы. Весь традиционный образ жизни человека определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа - имеет огромную власть над человеком и оказывает огромное влияние на формирование личности человека, является важнейшим средством воспитания и развития детей. Часто в народе говорят о природе человека, о природном уме, и это таит в себе глубинный смысл, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями и естественностью народного воспитания личности.
Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта с ней, владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность, экологические традиции народа в воспитании детей показывают, что они являются действенным фактором разностороннего развития личности и несут в себе большой потенциал для пробуждения познавательных процессов. С древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением каждого человека, а экологическое воспитание личности имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор.

Программа дополнительного образования включает в себя несколько циклов занятий и посвящена совершенствованию эколого-эстетического воспитания детей в процессе познания окружающего мира средствами искусства. В программе предусматриваются различные методы построения учебно-воспитательного процесса: работа в художественных мастерских; наглядные методы; выполнение творческих проектов; беседы; дискуссии; исследовательская деятельность; собирательная деятельность; экскурсионная деятельность и др.

Создаваемые детьми, на занятиях произведения, способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Эстетические чувства и экологическая культура личности активно развиваются в процессе творческого труда, но осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызывать у детей только положительное отношение к природе и яркие эмоциональные переживания, так как, всё это повышает интерес учащегося к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу или используя природные материалы для своего творения, дети вновь и вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Должное внимание на занятиях уделяется умению обращаться со специальными инструментами и оборудованием, знанию и соблюдению технических режимов обработки природных материалов. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия. Программа содержит богатейший информационно – методический материал по проведению занятий по различным темам, направленным на формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом.


^ СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«ДОМ – СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА» В РАМКАХ ЭКОЛОГО–ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: экология цвета и краски в народном искусстве»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: глина в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: соломка в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: дерево в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: шерсть животных в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: растительные волокна в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: благородные металлы в русском искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: металл в русском искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: календарь природы в народном быту»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: украшения и дополнения русского народного костюма»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его жилище: русская народная кукла»

На занятиях изучение народных художественных традиций осуществляется на трёх уровнях:

  1. восприятие – посещение музеев, выставок, просмотр творческих работ других учащихся, знакомство со старинными образцами народных промыслов и предметами быта, выполненными современными мастерами;

  2. воспроизведение – дети сами создают собственные композиции и выполняют творческие задания по образцу;

  3. творчество – выполнение разнообразных творческих проектов по личному замыслу средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Для выполнения программы используются следующие методы:

  • посещение с учащимися музеев декоративно-прикладного и народного искусства, знакомство с изделиями русских народных умельцев;

  • чтение лекций и проведение теоретических занятий, на которых дети в доступной форме получают знания об особенностях и видах народного творчества;

  • изучение с детьми выставочной экспозиции в школе и лучших образцов творческих работ выполненных учащимися в прошлые годы, составляющими методический фонд художественной мастерской, в которой проходят занятия;

  • знакомство детей с коллекцией предметов старины, народного творчества, составляющими музейный фонд мастерской;

  • выполнение практических заданий: технических упражнений; зарисовок композиций; мотивов народного орнамента, украшающего предметы декоративно-прикладного и народного искусства;

  • самостоятельное выполнение учащимися практических заданий по изучаемой теме;

  • разработка и выполнение учащимися индивидуальных творческих проектов и их грамотное оформление;

  • использование различных форм коллективной работы;

  • участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах, конференциях и др.

^ Цели и задачи программы: формировать эстетические и экологические потребности в процессе познания окружающего мира средствами искусства; вооружить подрастающее поколение знаниями и умениями, направленными на стремление постижения мира в целом через единство природы и человека;

воспитывать трудолюбие, предприимчивость, чувство коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; доносить до учащихся секреты изготовления изделий народных художественных промыслов; познакомить школьников с историей развития того, или иного направления народной культуры; развивать интерес к народному искусству; прививать любовь и уважение к труду.

Учащиеся в процессе эколого-эстетического воспитания, в рамках программы, познают: значение природы в жизни человека; законы об охране природы; правила сбора природного материала для творчества, не причиняя вреда природе; использование природных материалов в народном творчестве; произведения художников, писателей, композиторов написанных о природе.

Эстетическое восприятие окружающего мира является важнейшей частью всестороннего и гармоничного развития личности, оно помогает человеку чувствовать и понимать прекрасное в природе и обществе, обогащает ум и чувства, формирует и воспитывает гражданина. Познание природы через искусство, одна из задач экологического образования, которую выполняет программа дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека».

Обширный и детально систематизированный материал, предлагаемый к изучению автором, позволяет значительно облегчить задачи по эколого-эстетическому воспитанию личности, он способствует: активизации стремления к познанию родной природы и организации самостоятельной, мыслительной деятельности школьников в процессе творческого труда; развитию исследовательских способностей учащихся; формированию интереса к природе и положительного отношение к ней; вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать явления природы в своём творчестве.

Природа, является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение её богатств, сколько открытий делает и ещё сделает человек, общаясь с ней!

Автор предлагает Вашему вниманию, для примера, содержание одной из тем цикла занятий:

ТЕМА

^ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ, ЕЖЕДНЕВНО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ЖИЛИЩЕ: МЕТАЛЛ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ И БЫТУ»

Информационная часть

История развития металлообрабатывающих ремёсел, специфика каждого из материалов, определяющая особенности формообразования и декора художественных изделий, эти знания нужны сегодня, как теоретикам народного искусства, так и практикам. В жизни современного общества растет интерес к использованию традиционного наследия русской национальной культуры. В металлообработке это проявляется в таких её видах, как ковка, чеканка, выколотка и др., они находят сейчас широкое применение в архитектурной и художественной практике.

Художественная обработка металла как вид традиционного народного творчества занимает особое место в кругу других ремёсел. Это объясняется, прежде всего, спецификой самого материала – сложного, дорогостоящего, многообразного по своей природе и свойствам, требующего серьёзной подготовки в работе с ним. Изделия из металла составляют важную и непре­менную часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения. Высокий уровень ремесла и вкус мастера обеспечивают создание подлинного произведения искусства из железа, цветных, черных металлов и их сплавов, подаренных человеку природой.

^ Содержание занятия по теме «Металл в русском искусстве и быту»

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. ИСТОРИЯ ГОРНОРУДНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (каменный век, бронзовый век, железный век). ИСТОРИЯ ГОРНОРУДНОГО ПРОИЗВОДСТВА: СРЕДНИЕ ВЕКА (освоение минеральных ресурсов). ИСТОРИЯ ГОРНОРУДНОГО ПРОИЗВОДСТВА: НОВОЕ ВРЕМЯ (развитие горнорудного дела). ЧЁРНЫЕ МЕТАЛЛЫ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ЖЕЛЕЗО (использование в жизни человека). ЛЁГКИЕ МЕТАЛЛЫ, АЛЮМИНИЙ (использование в жизни человека). ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ, МЕДЬ (использование в жизни человека). СВИНЕЦ (использование в жизни человека). ЦИНК (использование в жизни человека). РЕДКИЕ И МАЛЫЕ МЕТАЛЛЫ, ОЛОВО (использование в жизни человека). РТУТЬ (использование в жизни человека). ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТАЛЛОВ. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (физические, механические, химические и технологические). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУД МЕТАЛЛОВ. МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСИТЕЛИ. ДАМАССКАЯ СТАЛЬ. ЧУГУННОЕ ИСКУССТВО. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ (художественная ковка, выколотка (диффовка), чеканка, тиснение, басма, гравировка, инкрустирование, ажурная просечка, филигрань, зернь, скань, эмаль по скани). НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ (центры художественной обработки металла). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЁ КАСЛИ. УСТЮЖСКАЯ ЭМАЛЬ. РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ. КАЗАКОВСКАЯ ФИЛИГРАНЬ. МСТЁРСКИЙ ПРОМЫСЕЛ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ. УРАЛЬСКИЕ РАСПИСНЫЕ ПОДНОСЫ. ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

^ Практическая часть

В помощь учителю: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В РУССКОМ НАРОДНОМ БЫТУ И НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ. КОВАНОЕ И ПРОСЕЧНОЕ ЖЕЛЕЗО (народная традиция в кузнечном и просечном деле). ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ (легенды, мифы, истории и неразгаданные тайны о кузнецах). ПОЧЕМУ ПОДКОВА ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ - КУЗНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ.

^ Выполнение учащимися творческой коллективной работы: «МЕТАЛЛ В РУССКОМ ДОМЕ» В ТЕХНИКЕ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗЫВАНИЯ ИЗ БУМАГИ (приёмы вырезания тюменских дымников, кованых деталей дверей, замков, светцов).

^ ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗЫВАНИЯ ИЗ БУМАГИ «МЕТАЛЛ В РУССКОМ ДОМЕ»

На этом практическом занятии детям предлагается выполнить творческую коллективную работу «Металл в русском доме», которая будет состоять из отдельно взятых детских творений. В процессе работы детям предлагается вспомнить о дате народного календаря – 14 ноября, о том кто такие Кузьма и Демьян (Покровители ремёсел). В ходе беседы дети вспоминают об этих святых, о мастерстве кузнецов, о покровителях кузнечных дел мастеров, о кузнечном искусстве. Процесс «посвящения» в тайны кузнечного ремесла для ребят ещё не закончен, и им предстоит узнать ещё кое-что о разновидностях светцов, замков, ключей, ручек, совершенствуясь в технике кузнечного мастерства на примере силуэтного вырезывания вырезанок из бумаги по мотивам кованых и просечных изделий из металла.

С тем, чтобы научиться красиво и правильно работать ножницами (как карандашом или кисточкой), дети выполняют различные задания взрослых, приобретая, таким образом, определенную систему навыков, позволяющих со­хранить, передать и развивать дальше традиции искусства своего народа. Вот эти задания:

Задание 1. Издавна на Руси кузнецы славились своим мастерством. Они изготовляли не только орудия труда, но и оковывали сундуки и ворота, решетки на окна, ограды и др. В ходе беседы дети узнают, какое значение имели ворота и их украшение в русском доме. Следует провести аналогию с воротом в русском костюме (сходное значение), обратить внимание детей на то, что, как и ворот в костюме, ворота украшались орнаментом. Их старались украсить как можно лучше, так как считалось, что ворота или дверь – это вход в душу человека или дома. Учащиеся узнают о традиционных деталях конструкции и украшения ворот и дверей: «жиковины», «ручки-стукала», «личины» и т.п. В ходе первого задания детям предлагается: пофантазировать над декором двери в избе и на примере образца ручки-стукалы или ключа, поработать и создать свои элементы декора (контуры деталей), выполнив их в технике симметричного или силуэтного вырезывания из цветной бумаги тёмных тонов.

Задание 2. Следует объяснить детям, что 14 ноября, не совсем обычный день в календаре, да и приходится он на самое тёмное время года. Смеркается рано, наступили долгие вечера. Невозможно было обойтись в крестьянской избе без одной вещи – светца. Изготавливали светцы кузнецы, а день 14 ноября считается днём кузнечных дел мастеров и их покровителей. В ходе второго задания детям предлагается последовать традициям кузнечного дела, не важно, что в руках «мастеровых» будет не молот и металл, а ножницы и бумага, и на основе различных конструкций светцов предложить создать новые формы светцов в технике силуэтного вырезывания.

Задание 3. Напомнить детям, что мотив петуха в декоративно-прикладном искусстве значителен и монументален. Образ домашней птицы присутствует практически во всех видах искусства. В процессе беседы вспомнить русские народные и авторские сказки о петухе, поговорить о его роли в сказках. Следует особо обратить внимание на сказку А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке» и роль Золотого петушка в этом произведении – предвестника беды и верного стража. Объяснить древнюю традицию украшения крыш домов петушками. Черный страж и глашатай восхода Солнца украшает крыши изб многих селений своим черным чеканным силуэтом. В ходе третьего задания предложить детям создать из тёмной бумаги декоративный силуэт дымника с прорезными узорами и мотивом петуха, как это делают мастера-кузнецы, путём вырезывания симметричного дымника и несимметричного петушка.

Дети начинают работу с подготовки рабочего места и необходимых в работе инструментов и материалов. Для создания основы под вырезанное изображение берётся чертёжный, белый лист формата А4 и на него учащиеся будут наклеивать полученные силуэты изделий. Работа ведётся в соответствии с рекомендациями учителя, наглядно демонстрирующего разнообразные технические приёмы работы с бумагой. Перед началом работы ребята знакомятся с технологическими картами последовательности вырезывания из бумаги сложенной вдвое (силуэтного вырезывания). Для вырезанок берут цветную бумагу тёмных тонов или тонируют белую бумагу в чёрный цвет. При тонировании бумаги, важно следить за движением руки, рука движется в одном направлении (предпочтительнее горизонтальном), относительно листа бумаги. Готовые листы тонированной чертёжной бумаги сушат под гнётом и используют в работе.

Выполненные силуэты изделий по мотивам кованого и просечного металла в технике вырезывания, дети вклеивают на заранее подготовленный лист белой бумаги или на лист ватмана, где изображена русская изба (или их может быть несколько, изба изображается условно – в разрезе, в котором дети размещают свои разнообразные светцы) и двор с воротами (двери избы и ворота украшаются декоративными элементами вырезанными детьми из бумаги). Это может быть коллективное панно, выполненное на нескольких листах ватмана, названное – «Металл в русском доме».

В своей работе учащиеся отражают все знания о тайнах кузнечного ремесла, которые получили на информационных занятиях по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ, ЕЖЕДНЕВНО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ЖИЛИЩЕ: МЕТАЛЛ В РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ».

Учитель технологии ГОУ Центра образования №1048

ВОУО ДО города Москвы,

к.п.н. Литвинова Елена Евгеньевна.
^

Список использованных источников информации.

  1. bestreferat.ru/referat-50852.html Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогике

  2. ^

    referat.nndb.ru/referatd8690cdc.html Реферат: Духовные истоки народной педагогики


  3. festival.1september.ru/index.php Статья: Преподавание экологии.

  4. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.методическое пособие/под редакцией. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.: (Воспитание и доп. образование детей)

  5. Литвинова Е.Е.Программа дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека» в рамках эколого-эстетического воспитания в процессе познания окружающего мира.

© Литвинова Елена Евгеньевна, 2009 - 2010 Страница





Похожие:

Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconВопрос 24. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconПоложение о проведении спартакиады школьников
Спартакиада школьников проводится в рамках реализации спортивно- оздоровительной программы «Дети России» и на основании Положения...
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconЭкскурсия в сют 5 «В» класса в рамках программы «Я толерантная личность»
В рамках программы «Я толерантная личность» с целью развития выявления наклонностей школьников, а также вовлечения их в работу кружков...
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconПоложение о проведении спартакиады школьников города Белая Калитва
Спартакиада школьников проводится в рамках реализации спортивно-оздоровительной программы «Дети России», на основании Положения о...
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconПриказ №423 о подготовке и проведении фестиваля творческих достижений педагогов и учащихся «Наша школьная страна»
В рамках реализации Программы развития и подведения итогов работы краевой экспериментальной площадки, п р и к а з ы в а ю
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconМ. А. Зимина Согласовано Согласовано Заместитель директора по вр микова Т. А. Программа
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших...
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconДокументы
1. /Эстетическое воспитание военнослужащих.RTF
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconДуховно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители! По всем вопросам, которые у вас возникнут постараюсь ответить
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы iconСписок классных руководителей 5-8 классов моу «Лицей №3» 2008-2009 учебный год
Воспитание гармонически развитой, творчески активной личности в рамках программы «Я гражданин России»
Е. Е. Эколого-эстетическое воспитание школьников в рамках экспериментальной программы icon29. 01. 2009 года прошла городская научно-практическая конференция школьников «Пушкин и наш край» в музее А. С. Пушкина. Данная конференция проводится в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык».
«Пушкин и наш край» в музее А. С. Пушкина. Данная конференция проводится в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык». Организаторами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов