Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» icon

Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?»



НазваниеУрок конференция «Что в имени твоем, Байкал?»
Дата конвертации30.07.2012
Размер123.28 Kb.
ТипУрок

Урок – конференция «Что в имени твоем, Байкал?»

Цель урока: показать значимость Байкала в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Сформировать образное представление об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение;

  • Формировать навыки обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы;

  • Развивать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией;

  • Развивать эмоциональную сферу через эстетическое восприятие и оценку состояния окружающей среды;

  • Формирование любви к Родине через знакомство с удивительными объектами родного края;

  • Воспитание чувства сопричастности к решению экологических проблем.

  • Интеграция: география – биология – экология – литература.

Оборудование:

  • физическая карта России;

  • выставка литературы, освещающей тему;

  • подборка фотографий « Байкал – жемчужина России ».

  • компьютер.

Опережающее задание:

За несколько уроков до конференции организуется экспедиция из отрядов: 1 отряд – геологи, 2 отряд – историки, 3 отряд – климатологи, 4 отряд – гидрологи, 5 отряд – зоологи, 6 отряд – экологи. В ходе экспедиции учащиеся собирают материал об озере Байкал. После этого проводится урок – конференция, где каждый отряд отчитывается о проделанной работе.

По ходу отчета используются презентации, выполненные учащимися в ходе подготовки к конференции.


Темы и вопросы исследования.

Геологи.

  1. Уникальность озера Байкал.

  2. Расположение озера Байкал.

  3. Возраст котловины.

  4. Размеры озера, конфигурация.

  5. Генезис котловины озера.

  6. Каков характер берегов озера?

  7. Из каких берегов сложены берега?


Историки.

1. Исторические названия озера.

2. Когда впервые на берегах озера появились русские?

3. Изучение Байкала.

4.Какое значение имеет озеро Байкал в настоящее время?

5.Уникальность озера Байкал.

Климатологи.

1. Климат Прибайкалья.

2. Местные ветры, возникающие на озере (баргузин, верховик, сарма, култук). В чем их различие?

Гидрологи.

1. Уникальность воды Байкала.

2. Прозрачность воды.

3. Химический состав воды.

4. Реки, впадающие в озеро.

5. Реки, вытекающие из озера.

6. Ледовый режим, температура воды.

7. Движение воды.

Зоологи и ботаники.

1. Уникальность озера Байкал.

2. Роль планктона в озере.

3. Флора и фауна озера, эндемики.

4. Животные, имеющие промысловое значение.

5.
Органический мир Прибайкалья.

Экологи.

1. Значение озера Байкал для человека и для природы.

2. Причины изменения природы озера Байкал, экологические проблемы.

3. Пути решения проблем Байкала.

Ход урока.

На доске слова:  “Чудо природы во всех отношениях”.

Л.С.Берг

“Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”.

(А.Твардовский).

  1. ^ Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учитель:

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка - просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Всё это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

( М. Сергеев)

^ II. Основная часть урока.

Ученики называют тему урока и ставят цели урока. По ходу отчета используется демонстрация слайдов презентации.

Уважаемые участники конференции, гости!

Сегодняшняя встреча посвящена подведению итогов заочной экспедиции с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкал. Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века. Результаты наших исследований на Байкале представят: геологи, историки, климатологи, гидрологи, зоологи и ботаники, экологи.

Ваша задача – внимательно слушать выступления, составить комментарий к полученному списку слов (что обозначают эти слова?), а дома оформить свой репортаж с нашей конференции в виде кроссворда.

(Предложенные слова: Селенга, Ольхон, терасса, баргузин, култук, эндемик, эпишура, нерпа, омуль, Ангара, верховик, шелонник, фауна, голомянка, эндемик, сарма.)


Геологи.

Байкал - самое древнее озеро. Его возраст – 20-25 млн. лет. До сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. Одни ученые утверждают, что впадина Байкала возникла в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры. Другие считают, что впадина Байкала – следствие медленного прогибания земной коры.

Озеро лежит в Байкальской впадине - бездонной каменной чаше, со всех сторон окружённой горами. Впадину обрамляют средневысотные горные хребты Приморский и Байкальский - с западной стороны, Баргузинский (с максимальной высотой 2840 м.) и Хамар-Дабан - с восточной и юго-восточной. Глубина впадины определяется высотой гор над ней, глубиной озера и толщиной выстилающих его дно рыхлых осадков. Слой этих озёрных осадков местами достигает 6000 метров, а их объём в два раза превышает объём озера и достигает 46000 кубических километров. Нетрудно высчитать, что глубина кристаллического ложа Байкала достигает 8 - 9 километров.
     Самая глубокая точка коренной ванны Байкала лежит примерно на 7000 метров ниже уровня океана. Байкальская впадина - глубочайшая котловина на земной суше. Её "корни" рассекают всю земную кору и уходят в верхнюю мантию на глубину 50-60 километров.

Средняя глубина впадины – 730м, максимальная составляет 1637 м. Впадина продолжает формироваться, здесь довольно часто бывают землетрясения. Они в основном слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10-12 лет бывают землетрясения в 5-6 баллов, а один раз в 20-23 года более сильные и разрушительные – 7-9 баллов и выше. В 1862 и 1959 гг. наблюдались катастрофические в средней части котловины озера.

Байкал протянулся в длину на 636 км, а ширина озера колеблется от 25 до 79 км. На этом огромном пространстве кое-где возвышаются над водой небольшие островки, их 22. Есть только два больших острова – Ольхон и Б. Ушканий.


^ Гидрологи (лимнологи).

Уникальность воды озера.

Площадь водного зеркала Байкала составляет 31,5 тыс. км2, это примерно равно площади таких стран как, Бельгия, Нидерланды и Дания вместе взятые. По площади озеро стоит на 8 месте среди крупнейших озер мира. Объем воды – 23 тыс. м3 – это больше, чем во всех вместе взятых 5 Великих озерах Северной Америки, в 23 раза больше, чем в Ладожском озере.

Вода в озере очень прозрачная. В ней мало взвешенных частиц. Поэтому ее прозрачность превосходит все озера мира, до 40 м виден белый диск, с помощью которого определяют прозрачность воды. Солнечные лучи проникают до 50 , а порой и до 100 м в глубину. Байкальская вода удивительно пресная, в ней почти нет растворенных солей. За чистоту воды

Байкал получил медаль. Реки, впадающие в озеро, а их впадает – 336, самая крупная из них Селенга, а вытекает одна Ангара, не успевают насытиться солями, т.к. кристаллические породы дна труднорастворимы. Поэтому соленость Байкала составляет 0,1 %0. но при этом все реки вместе приносят 6013 тыс. тонн солей, кроме того, 1200 тыс. т. Различных веществ получает озеро из атмосферы. Но вода медленно протекает через озеро и подолгу отстаивается на глубине. Вода, попавшая в озеро сегодня, выйдет из него только через 400 лет.


Историки.

Заселение побережья озера.

Со слов местных жителей, записанных в 1930-х годах, до XII—XIII веков Прибайкалье населяли народ баргуты. Им на смену с запада пришли буряты, которые стали активно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье.

Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII — начале XVIII века. Первым русским открывателем Байкала стал казак Курбат Иванов.В 1643 году он вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон.

Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В IVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири.

Байкал изучали: И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Л.С. Берг, П.С. Палас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).

Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера – заповедника.


Происхождение топонима «Байкал»

Происхождение названия озера точно не установлено. Наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»:

Бай-Куль (кирг.) — богатое озеро

Байгъал (якут.) — большая глубокая вода; море

Байгаал-Далай (монг.) — природное море

Бэй-Хай (кит.) — северное море


Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море).

Со второй половины XVII века русские переходят на название, принятое у бурят, — бур. Байгал (произносится как «Бэйгхэл»). При этом они приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название.


^ Зоологи и ботаники.

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли.

70% обитателей озера – эндемики, т. е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относится голомянка – ивородящая рыбка, не имеющая чешуи.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, омуль.

Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Пресноводный тюлень – это загадка зоологов.

Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы.

В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие.


Климатологи.

Особенности климата Байкала.

Кроме красоты Байкал славится сухим и чистым воздухом, обилием солнечных дней. На отдых сюда приезжают люди со всех уголков нашей страны и из других стран. В открытом Байкале температура поверхностного слоя не превышает +150, даже в июле. В прибрежных участках летом прогреваются до +170, а в заливах до +230. Замерзает озеро только в январе, заливы замерзают примерно на месяц раньше, чем открытый Байкал. Облака над озером бывают редко, т.к. в весеннее - летнее время с поверхности холодной воды испарение незначительное, и облака образоваться не могут. Воздух, приносящий облака с суши на Байкал, переваливая через хребты, нагревается, и облака исчезают. Бухта Песчаная – одно из самых известных мест на озере. Здесь солнечных дней столько же, как на Черноморском побережье Кавказа.

Да, Байкал красив, но как любой великан, грозен в шторм. Сильные ветры образуются от разницы давления над озером и сушей. Наиболее известные - баргузин, сарма, култук, верховик.

Верховик – северо-восточный ветер, дующий вдоль котловины озера из долины Верхней ангары.

Шелонник – холодный сток воздуха с заснеженных вершин Хамар-Дабана, южный ветер.

^ Култук – сильный северо-западный ветер, приносит пасмурную погоду со значительными осадками.

Харахаиха (по-бурятски - черный)- ветер с долины реки Голоустной, которая находится чуть севернее р. Ангары.

Баргузин – ветер, с помощью которого можно переплыть озеро, северо-восточный ветер, с верховьев р. Баргузин. В устье реки усиливается до бури, опасен для легких судов. В котловине озера ослабевает, становится устойчивым продольным ветром при ясной погоде.


Экологи.

Озеро является рекреационным объектом Сибири.

В XX веке на берегах Байкала построены целлюлозно – бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду Байкала. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Необходимы природоохранные мероприятия:

- регулировать рубку леса.

- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.

- Запретить молевый сплав древесины по рекам.

- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в озеро.

- Поднять экологическую культуру населения.

^ III. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итоги. Все ли вопросы мы рассмотрели?

Что нового вы узнали сегодня о Байкале, что вам показалось наиболее интересным?

Оценки за урок.

Домашнее задание: §43.

«Расшифровать» полученные слова.

Составить кроссворд и вопросы к нему.

Подобрать иллюстративный материал к кроссворду – стихи, фотографии, отрывки из литературных произведений, картины, рисунки, материал из народного творчества.


«Что в имени твоем, Байкал?»


Ученик(ца) ______________________________



  1. ^ ПРИСХОЖДЕНИЕ ОЗЕРА.


ДОПИШИ:

Эвенки называли озеро____________________.

Якуты называли озеро_____________________.

Буряты называли озеро ____________________.


  1. Географическое положение.


^ ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ.

Озеро Байкал расположено______________________________________________________.

Озеро окаймляют хребты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


  1. ^ ВОЗРАСТ БАЙКАЛА.


ДОПИШИ:

Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст __________________млн. лет.


ДОПОЛНИ СХЕМУ:

ОСТРОВА




_______________ _______________ ________________


  1. ^ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ:


Рифт – это _______________________________________________________________



  1. ГЛУБИНА ОЗЕРА

ДОПИШИ:

Max. глубина озера: _______________.


ДОПИШИ:

Средняя глубина озера:______________.

  1. ^ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ:


ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ:

Нагромождения льда – это _______________.

Образуются в начальной фазе замерзания озера в виде тонкой ледяной кромки — заберегов, либо осенью от приплесков волн на скалах и камнях. При сильном шторме наветренные скалы могут покрываться наплесковым льдом до высоты десяти метров – это ______________.

  1. КЛИМАТ.


По климатической карте атласа, определите?:

А) Тип климата, в котором находится озеро?

Запиши: _______________________________________.

Б) Среднюю температуру января_________ и июля _________.

В) Количество осадков: ________________________.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.




^ Г) ЛЕДОВЫЙ ПАНЦИРЬ НА БАЙКАЛЕ ДЕРЖИТСЯ

ОТ 4,5 ДО 6 МЕСЯЦЕВ.


_____________________________________________________________________________Д) ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ (НАЗВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕТРОВ):




























  1. РЕКИ:


^ ОПРЕДЕЛИТЕ ПО КАРТЕ КРУПНЕЙШИЕ РЕКИ, ВПАДАЮЩИЕ В ОЗЕРО?

САМЫЕ КРУПНЫЕ РЕКИ, ВПАДАЮЩИЕ В БАЙКАЛ



КОЛИЧЕСТВО ВСЕХ РЕК, ВПАДАЮЩИХ В БАЙКАЛ:

_____________________________________________________________



  1. ^ ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ВОДЫ ОЗЕРА:







УКАЖИ УРОВЕНЬ ПРОЗРАЧНОСТИ:________М


  1. ^ ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР:













 

 

 

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 










 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЭНДЕМИКИ – ЭТО __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


^ ЭНДЕМИЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ БАЙКАЛА:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



  1. ^ ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛА:


1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.___________________________________________________________________________.





____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ УДИВИЛО:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

ДИАГНОСТИКА «МОРДАШКИ»:












Похожие:

Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconЛюби лишь то, что редскостно и мнимо
Как звать тебя? Ты полу-Мнемозина, полумерцанье в имени твоем, и странно мне по сумраку Берлина
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconУчитель обж корниенко в. Н
Милая, светоносная наша Русь. Родина, родительница наша! Всегда видится невечерний свет в русом имени твоем, коротком, как вздох...
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconУрок физики в 9б классе. Учитель: Коротаева Н. В. 9 класс. Урок 10/48. Электромагнитные волны. Тип урока: урок конференция. Метод проектов. Цели урока
Развивающая: развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), формирование умений работы с учебной и дополнительной...
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» icon4 Декабрь 2008 года
Мгту имени Баумана. Конференция проходила с 24 28 ноября в Москве. Фёдор Байков один из самых молодых участников этой встречи выступил...
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconФ. Ницше о пользе и вреде истории для жизни (с купюрами)
«Почему ты мне ничего не говоришь о твоем счастье, а только смотришь на меня?» Животное не прочь ответить и сказать: «Это происходит...
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconПутешествие на Байкал
Летние каникулы это всегда приятно. Закончились уроки, позади звонки, переменки, а впереди, что-то очень хорошее
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» icon15 научно-практическая конференция
Были представлены творческие и исследовательские проекты по самым разным направлениям: лингвистике, краеведению, технологии, информатике...
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconВ твоем кабинете давно у тебя над столом Висит фотография в рамке за пыльным стеклом
...
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconКонференция «Экологические проблемы человечества» 9 -10 класс,14. 04. 2007 Урок – состязание «Птичий бой»

Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» iconРасписание уроков физической культуры в бассейне День недели Учитель 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок Понедельник

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов