П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет icon

П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет



НазваниеП. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет
П.И. Ковалевского<><><><>В последнее время в отечественной исто
Дата конвертации30.07.2012
Размер194.83 Kb.
ТипОтчет


Стукалов П.Б

Педагогические взгляды П.И. Ковалевского


В последнее время в отечественной историографии отчетливо наблюдается рост исследовательского интереса к право консервативной мысли Российской империи начала XX века. В настоящий момент издано множество работ, в которых разносторонне исследуется история и идеология правых партий и организаций, общественно – политические взгляды их лидеров. В большой степени повезло крайне правым, в то время, как умеренно – правые, прежде всего, русские националисты, только начинают изучаться на серьезном исследовательском уровне. В этой связи предметом исследования данной статьи являются педагогические взгляды одного из ведущих теоретиков Всероссийского национального союза – политической организации русских националистов начала XX века - Павла Ивановича Ковалевского (1850 -1931 гг.)

Имя П.И. Ковалевского долгое время было незаслуженно забыто и только сейчас предпринимаются первые попытки изучения его общественно – политического наследия. 1 В тоже время, очевидно, что Ковалевский не только являлся выдающимся профессором психиатрии, сделавшим головокружительную карьеру, но оставил существенный след в общественно – политической жизни Российской империи, в качестве ведущего теоретика русского национализма.

Хотя П.И. Ковалевский на протяжении всей деятельности ВНС не входил в состав парламентской фракции националистов, его роль в движении русского национализма трудно переоценить. Он довольно быстро зарекомендовал себя в качестве признанного теоретика ВНС, дал исчерпывающие формулировки базовым понятиям новой идейной концепции. Во время своего короткого пребывания в должности ректора Варшавского университета П.И. Ковалевский (1892 – 1896 гг.) широко практиковал проведение лекций, полных научной новизны, что существенно подняло научный авторитет университета. Немаловажным аспектом деятельности профессора стала его борьба с проявлением польского сепаратизма как среди преподавательского состава вуза, так и среди учащихся. Именно в это время при приеме в университет обращалось внимание на национальную принадлежность и политическую лояльность абитуриентов по отношению к русской нации и государству. Таким образом, видимо, уже в период работы в Варшавском университете П.И. Ковалевский имел устоявшееся национал - консервативное мировоззрение.

Так, в период расцвета деятельности ВНС (1911-1912 гг.) он выступил с рядом теоретических работ,2 в которых обосновывал ключевые понятия националистической доктрины, разъяснял собственное понимание программных основ и деятельностных установок ВНС. При этом работы мыслителя оказали существенное влияние на других идеологов организации, а его формулировки основных понятий доктрины национализма таких как «нация» и «национализм» были приняты на вооружение официальной партийной пропагандой.
Знаменательно, что центральный теоретический трактат Ковалевского выдержал целую серию переизданий? в том числе за рубежом.

Кроме того, мыслитель принимал деятельное участие и в работе общественных организаций русских националистов. При его непосредственном участии был создан Всероссийский национальный клуб в качестве культурно-просветительской организации, главной целью которой являлась пропаганда идей русского национализма. П.И. Ковалевский занимал в ВНК ведущее положение, являлся его старшиной, председателем научно-политического (лекторского) отдела, а также членом редакционной комиссии главного периодического издания организации – Известий ВНК, на страницах которых часто публиковались его теоретические трактаты.3 В период с 1911 по 1915 гг. Ковалевский сотрудничал также и с некоторыми региональными периодическими изданиями националистической ориентации. Кроме того, профессор внес неоценимый вклад и в дело пропаганды идей Союза на местах. Выполняя решения первого съезда русских националистов, прошедшего в Петербурге в 1912 г., с целью организации местных отделов ВНС Ковалевский совершил ряд поездок по стране, в основном в центральные и западные губернии, где читал лекции о сущности идеологии русского национализма.

П.И. Ковалевский до конца своих дней оставался преданным доктрине русского национализма, которая носила исключительно противоречивый характер, в силу чего не могла быть последовательно реализована на практике. Тем не менее, отдельные элементы концепции Ковалевского имели важнейшее значение и не потеряли актуальность и в наши дни. Это относится, в первую очередь, к педагогическим взглядам профессора психиатрии, на анализе которых остановимся подробнее.

Взгляды идеолога ВНС на проблемы воспитания и образования, безусловно, занимали особое место в его идейной концепции, а данная проблематика вызывала у Ковалевского значительный интерес. Такое внимание к этим вопросам со стороны мыслителя объяснялось главным образом тем, что с позиций теории нации Ковалевского именно правильно организованный процесс воспитания и образования создавал необходимые условия для формирования национального сознания, а значит, и национализма.

Кроме того, Ковалевский совершенно справедливо подчеркивал и приоритетное значение воспитания и образования в контексте процесса социализации индивида. В связи с этим идеолог ВНС рассматривал необходимость организации воспитания и образования в национальном ключе в качестве важнейшей задачи Союза. При этом Ковалевский требовал коренного реформирования прежней системы образования по причине ее «антинационализма».

Исходной посылкой, определившей направленность необходимого реформирования образовательной сферы, которую разделяли все без исключения теоретики ВНС, являлось требование национальной школы. В этой связи П.И. Ковалевский сформулировал цель образовательной реформы следующим образом: «Всеобщее национальное образование на основе начал религии, любви к Царю и Родине и развитие чувства долга и законности при устранении политики из школы».4 Как представляется, подобная формулировка была внутренне противоречива, поскольку, с одной стороны, декларировалось желание избавить систему образования от «налета» политической конъюнктуры и привить ей здоровую аполитичность, а, с другой - налицо являлось стремление теоретика ВНС организовать педагогический процесс в нужном для себя русле, утвердить в воспитании молодого поколения мировоззренческие принципы, разделяемые националистами: национализм, законность, лояльность существующей политической системе. Другими словами, концепция реформы образования, выдвинутая теоретиками ВНС, являлась в значительной степени политически конъюнктурной. Данный факт представлялся совершенно не удивительным с учетом стремления Ковалевского к созданию широкой общественной основы для партийной организации русских националистов.

Основными идеями концепции образовательной реформы, сформулированными Ковалевским, были следующие. Во-первых, cледуя своему главному принципу «кадры решают все», мыслитель выдвигал требование непосредственной «национализации» кадров – участников образовательного процесса. Другими словами, Ковалевский предлагал законодательно обеспечить, прежде всего, приоритетное право на образование представителям русской нации, а также ввести жесткий национальный ценз по отношению к кадровому составу преподавателей, и, кроме того, создать особые преподавательские курсы, готовящие истинно «национальных» учителей.5

Во-вторых, жестко критикуя современное им положение в средних и высших школах как «рассадниках» революционности и нигилизма, теоретик ВНС признавал необходимость «закрутить гайки», иначе говоря, ужесточить административный контроль со стороны Министерства народного образования.6 Правда, конкретного механизма организации подобного рода контроля предложено не было.

В-третьих, особым направлением образовательной реформы должны были являться, по мысли Ковалевского, значительные качественные изменения организационной структуры школ. Мыслитель требовал изменить сам принцип организации школ – придать им не всеобщий, а узкоспециализированный характер, направленный на получение в основном практических, профессиональных знаний, необходимых для организации трудовой деятельности, подготовки к воинской службе.7

Отдельным направлением реформы образования должны было стать, по мнению идеолога ВНС, действия правительства, направленные на поднятие престижа учительской профессии, улучшение материального благополучия преподавателей.8

Отметим, что подобная концепция образовательной реформы Ковалевского целиком и полностью принималась не только его коллегами по партийному ремеслу, но и теоретиками крайне правого черносотенного направления.9

Важнейшая заслуга П.И. Ковалевского заключалась в том, что в своих работах он сформулировал концепцию практической дидактики национального образования. Мыслитель очень часто обращался к проблемам воспитания и образования, поскольку эти вопросы прямо были связаны с его профессиональной педагогической деятельностью. Собственную дидактическую концепцию теоретик ВНС поэтапно разрабатывал достаточно длительный период времени, начиная с начала XX в., а в законченном виде сформулировал ее лишь в 1910-1912 гг. в центральных теоретических работах «Национальное воспитание и образование в России», «Русский национализм и национальное воспитание».

В первую очередь, теоретик ВНС обращался к выявлению основных критериев в соответствии с которыми должен был быть организован образовательный процесс. Таких базовых принципа, по мнению мыслителя, можно было определить три: во-первых, критерий прогрессивности, по которому учебный процесс мог быть организован лишь при осторожном и продуманном использовании позитивного передового опыта стран Западной Европы, исключая его некритичное копирование, во-вторых, принцип корреляции образовательного процесса особенностям русского национального характера, руководствуясь которым необходимо было поощрять добродетельные его качества и в то же время настойчиво искоренять негативные, и, наконец, в – третьих, принцип национализма.10 Он имел для теоретиков ВНС главнейшее значение и разделялся всеми ими без исключения. Руководствуясь утверждением о том, что «воспитать в национальном духе – значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущи и свойственны той или другой (конкретно – русской – П.С) народности»,11 теоретик ВНС подчеркивал, что сам процесс воспитания должен был быть детерминирован особенностями национального развития, другими словами, учитывать характеристики природного ареала расселения нации, ее религиозного мировоззрения, государственного устройства, исторического развития.

Оценивая исходные принципы, в соответствии с которыми, по мнению П.И. Ковалевского, должно было быть организовано национальное образование, отметим, что мыслитель выступил в качестве безусловного новатора. Особенно интересными являются его мысли по поводу необходимости учитывать в процессе обучения характеристики русского национального характера. Анализу данных характеристик П.И. Ковалевский посвятил множество работ.

Мыслитель утверждал, что на формирование национального характера русских повлиял, прежде всего, географический фактор. Природно-климатические условия, по мнению теоретика национализма, сформировали следующие качества у русских: склонность к свободе и независимости, благодушие, доброту, общительность, гостеприимство, широкий кругозор, высокую нравственность, мечтательность, религиозность, поэтику ума, склонность к отвлеченным фантазиям. В то же время географический фактор стал причиной формирования склонности к неподчинению и анархии, лени, неосмотрительности и непрактичности. Кроме того, мыслитель обращал внимание и на тот факт, что именно разнообразные природно-географические условия проживания русских стали причиной формирования специфических атрибутов отдельных народностей в составе единой нации. Так, например, в приморье, где жизнь была связана с постоянным риском и упорным трудом, появлялось такое важное национальное качество как предприимчивость, в приречье – воинственность, на северо-западе под влиянием суровых климатических условий – подавленность, забитость, нерешительность и.т.д.

Переходя к рассмотрению черт русского национального характера, идеолог ВНС называл в качестве главной среди них противоречивость. Противоречивость русского национального характера оценивалась П.И. Ковалевским как минимум в двух взаимосвязанных измерениях. Так анализировалось одновременное нахождение в его структуре таких, казалось бы, несовместимых начал, как, с одной стороны, доброта, безволие, милосердие, религиозная кротость и воинственная беспощадность, а, с другой - особого государственного инстинкта и анархического начала. Именно последнее отмеченное «измерение противоречивости» русского национального типа являлось для него наиважнейшим, прямо влияющим на весь ход русского исторического процесса.

П.И. Ковалевский отмечал, что главной доминантной чертой русского национального характера является именно доброта, предопределившая, в конечном счете, и остальной набор его сущностных черт. Примечательно, что наличие доброты в русском характере мыслитель объяснял особым молекулярным строением центральной нервной системы, то есть, воплощая естественнонаучный подход.

Утверждая приоритет доброты в структуре русского национального характера, Ковалевский формулировал мнение об особом русском национальном обаянии, расположении к себе, что замечали многие иностранцы вступившие в контакт с русскими. Производными от доброты качествами выступали далее благожелательность и щедрость, жалость и гуманизм ко всем окружающим, сострадательность, милосердие, бескорыстие, дружелюбие, всепрощение и нестяжательство, иногда доходящие в своих крайних проявлениях до абсурда. Необходимо заметить, что П.И. Ковалевский в оценке главной особенности русского национального характера не избежал в итоге его идеализации. Так, мыслитель зачастую рисовал некий сказочный образ благородных рыцарей, обладающих сознанием высшей нравственности, умеющих вести справедливую борьбу за отстаивание собственных национальных идеалов. В этом смысле показательна его формула славянского рыцарства: «Добрые и снисходительные к слабым славяне были грозными по отношению к сильным».12 При этом именно воинственность, храбрость и мужество в значительной степени, по мнению П.И. Ковалевского, определяли национальное лицо русских. В подтверждение идеализированного образа русской нации мыслитель выделял также и такие качества национального характера, как благородство, уважение к старшим, отсутствие алчности и склонности к грабежу. Таким образом, воинственность, присущая русским, неизбежно принимала своеобразный героический «ореол благородства» в связи с чем Ковалевским утверждалось, что русские могли вести лишь справедливые войны, преследуя священные цели защиты собственных национальных интересов, в то время как экспансионизм и захватничество им не были присущи. Заметим, что затронутая П.И. Ковалевским проблематика относительно существования особого русского рыцарства активно изучается и в современной общественной мысли. Так, исследователь русской ментальности М. Берников, соглашаясь с тем, что русских характеризуют, прежде всего, такие качества как застенчивость, стыдливость и доверчивость, выделяет и такое специфическое малосопоставимое с ними свойство национального характера, как благородная ярость, проявляющаяся в экстремальных ситуациях.13

В итоге, оценивая факт одновременного наличия в структуре русского национального характера таких качеств, как, с одной стороны, сентиментальность, милосердие и сострадание, а с другой - храбрость, бесстрашие, воинственность, П.И. Ковалевский делал вывод об их неравном соотношении: «Русские, как и все славяне, несмотря на свое мужество, воинственность, храбрость и бесстрашие, по природе своей очень сентиментальны. Они всегда в душе своей слишком явно испытывали и проявляли вновь доброту, мягкость, сочувствие, сострадание, милосердие и самопожертвование». Таким образом, сущностное содержание русского национального характера определяли, по Ковалевскому, все же такие черты, как доброта, милосердие и гуманизм. Теоретик национализма выделял в русском национальном типе еще одну важную доминантную черту - православную религиозность. Именно данное качество, по мнению П.И. Ковалевского, не только в значительной степени определяло русскую ментальность, но и обусловило ее конечное своеобразие. Ковалевский даже предлагал рассматривать сущностные черты русского национального характера в плоскости сугубо христианского мировоззрения, ставя в синонимичный ряд понятия «русский», «славянин» и «христианин».14

Представляет также интерес характеристика П.И. Ковалевского умственного развития русской нации, осуществленная им с позиций естественнонаучной методологии. Ковалевский отмечал ряд характеристик русских. Во-первых, им выдвигался тезис о быстроте их психических процессов.15 Для русских, по Ковалевскому, характерны быстрота и точность восприятия, ясность представлений, сообразительность, находчивость. Во-вторых, мыслитель констатировал такую особенность умственного развития русских, как реальность мышления, прямо называя их врагами всякой метафизики, вследствие чего им была свойственна великая умственная мощь, здравый смысл, умеренность воображения и фантазии. В-третьих, Ковалевский справедливо обращал внимание и на факт преобладания чувственного начала в мировоззренческой структуре русского характера, вследствие чего для них были характерны колебания при принятии решений, страстность, возбудимость, неустойчивость эмоциональных состояний, вспыльчивость и раздражительность. Однако П.И.Ковалевский указывал, что у русских «как восторженные порывы, так и проявление ссоры обыкновенно непродолжительны, быстро прекращаются и при общем незлобии скоро забываются».16 Таким образом, в целом, как видим, П.И.Ковалевский положительно оценивал потенции умственного развития русской нации, о чем свидетельствует его итоговый вывод: «Славянская нация в умственном отношении высокодаровитая нация. Несмотря на то, что она была долгое время в рабстве, лишена была всякого образования, прозябала во тьме и невежестве, ее цвет, люди просвещенные и образованные, поражали всех своим умом, своим дарованием, своим познанием и необыкновенным быстрым и ясным пониманием».17

Тем не менее, П.И. Ковалевский был весьма далек от идеализации национальных характеристик русских. В его работах получили всесторонний анализ и негативные характеристики русского национального типа такая как неразвитость гражданско – правового инстинкта.

Итак, по мнению Ковалевского, только посредством указанной организации образовательного процесса формировалось бы национальное самосознание, а значит националистическое мировоззрение, в рамках которого должны были быть утверждаемы четыре основные идеи – величие Российского государства, сознание долга русского гражданина, гуманизм и справедливость.18

Заметим, что, декларируя подобные принципы, Ковалевский не выступил новатором, а продолжил традицию русской педагогической мысли. Вместе с тем впервые в его работах критерий «национальности» образования приобретал собственное значение в системе базовых основ педагогического процесса, что имело, безусловно, чрезвычайную актуальность в общественно-политических условиях Российской империи начала XX в. и могло в значительной степени способствовать национальной консолидации русских.

Определяя подобным образом базовые основы педагогического процесса, Ковалевский формулировал собственную концепцию образования и воспитания. В этой связи, мыслитель, в первую очередь, выделял два уровня воспитания: семейное и школьное. С точки зрения теоретика, оба аспекта единого процесса имели ярко выраженную взаимосвязь, органично дополняя друг друга. В качестве основных практических принципов семейного воспитания Ковалевский определял следующие: организация взаимопомощи и взаимодействия; сознание принадлежности единому целому преимущественно путем участия в религиозной жизни и показательного исповедания христианского учения; демонстрация твердости и упорства в отстаивании собственной позиции, что способствовало умению защитить национальные святыни от «инородческих» посягательств; пропаганда русских национальных атрибутов; воспитание оптимизма в оценке исторических перспектив развития русской нации; всемерная поддержка учителей и школьной администрации.19 Основным методом семейного воспитания Ковалевский считал личный пример.20 Кроме того, среди других методов воспитания в семье, теоретик выделял следующие: метод гуманизма, то есть деятельности, направленной на формирование у представителей молодого поколения таких личностных черт, как доброта, сердечность, искренность и правдивость; метод последовательности и обоснованности действий, в соответствии с которым любое поощрение или наказание должно было иметь под собой четко определенную мотивацию.21

Школьное воспитание и образование должно было органично развивать и закреплять национальный принцип. В его рамках, по мысли теоретика ВНС, педагогический процесс должен был четко разделяться на равноправные сферы физического и нравственного воспитания.

Физическое воспитание должно было формировать у представителей молодого поколения крепость духа, способность противодействовать неблагоприятным воздействиям природы. Другими словами, Ковалевский подчеркивал первостепенную роль данного раздела воспитания в процессе конструирования потенций для ведения успешной борьбы за существование, являющейся первостепенным законом национального развития.

При этом физическое воспитание должно было производиться по двум основным направлениям: с одной стороны, формировать воинский дух, готовить к несению военного национального гражданского долга, а с другой - содействовать возникновению привычки к дисциплинированной и последовательной трудовой деятельности с целью властвовать над природой и достигать материальное благополучие.

Нравственное воспитание, по мысли Ковалевского, органично дополняло физическое, формировало национальное гуманное самосознание на основе приверженности православному мировоззрению, историческим и культурным национальным традициям.22

На основе подобной концепции основ и дидактических принципов национального воспитания Ковалевский выстраивал и стратегию конкретной реализации образовательной деятельности, определяя приоритетные для преподавания курсы.

С его точки зрения, в общеобразовательном учебном заведении должны были, в первую очередь, преподаваться следующие науки: закон Божий (только Новый Завет), 23 география с приоритетом отечественной истории и краеведения, изучаемого на основе специальных методических материалов (подробных географических очерков губернии), изучение иностранных языков с практической ориентацией (а не в качестве самоцели), история и художественная культура с приоритетом отечественной, а также в большом объеме естественные и военные науки параллельно с прививанием практических знаний по их применению.

Примечательно, что П.И. Ковалевский не только формулировал теоретическую концепцию организации национального образования, но и предпринимал попытки реализовать ее практически, реформировав основные начала системы образования Российской империи.

Во время своего короткого пребывания на посту ректора Варшавского университета П.И. Ковалевский стремился поставить образовательное учреждение на высоту, достойную имени русского университета. При этом основным направлением его деятельности стало привлечение к работе молодых ученых и принятие мер по облегчению материального положения учащихся.24 Кроме того, П.И. Ковалевский широко практиковал проведение лекций, полных научной новизны, что существенно подняло научный авторитет университета. Немаловажным аспектом деятельности профессора стала его борьба с проявлением польского сепаратизма как среди преподавательского состава вуза, так и среди учащихся. Именно в это время при приеме в университет обращалось внимание на национальную принадлежность и политическую лояльность абитуриентов по отношению к русской нации и государству.

Позднее, в начале XX века в письме к своей тете Т. А. Гранской Ковалевский излагал основы новаторского проекта реорганизации школы им. Солодовникова в Москве. При этом теоретик делал упор на существенные отличия предлагаемой им концепции организации учебного процесса от принятой в Российской империи.25 Однако практическая реализация данного проекта остановилась уже на обсуждении первой его части, связанной с новыми требованиями, предъявляемыми к учебной программе. В дальнейшем, уже на закате своей жизнедеятельности, практически сразу после отъезда за границу Ковалевский изъявил желание участвовать в проекте организации в Париже Академии для образованных новых пастырей, в котором он видел «гениальный и весьма полезный» план оздоровления России. В письме к организатору этого заведения митрополиту Евлогию Ковалевский предложил не только собственную кандидатуру в качестве преподавателя, но и оригинальный план организации нового учебного заведения. Выступая за немедленное начало деятельности, Павел Иванович писал – «В моем лице вы имеете компоненты ученого натурфилософа, но не отрицательного, а положительного направления – национальные же мои убеждения оправдывают мою жизнь… Готов двинуться в Париж и быть вашей рукой».26 К сожалению, практическим начинаниям Ковалевского не дано было сбыться.

Рассмотрев концепцию педагогических воззрений П.И. Ковалевского, стоит сделать следующее заключение. Как представляется, данная часть идеологии мыслителя являлась наиболее продуманной, а предлагаемая им концепция практически вполне осуществимой. Именно поэтому его идеи полностью разделяли и развивали другие теоретики ВНС, а также и крайне правые идеологи. Несомненными плюсами взглядов Ковалевского являлись, в первую очередь, в целом справедливая критика классической системы образования, а также наличие четкого представления о необходимых ведущих критериях образовательного процесса. Отметим также, что теоретические изыскания Ковалевского в области педагогики имели также и важное научно-практическое значение. В частности, принципы дидактики, сформулированные мыслителем, были положены в основу концепций воспитания и образования ведущих советских педагогов.

С другой стороны, представляется, что некоторые идеи теоретиков ВНС имели в значительной степени реакционный характер, во многом не соответствовали реальным потребностям общественно-политического развития страны.

Кроме того, обращает на себя внимание и излишняя политическая ангажированность и конъюнктурность педагогических воззрений Ковалевского, целью которых являлось создание не сколько свободной и демократической школы, а лояльного и подконтрольного института воспитания русских националистов.



1 См. работы: Троицкий Е.С. Вступительная статья // Ковалевский П.И. Психология русской нации. Воспитание молодежи. Александр III - царь националист. - М., 2005. С.4 - 18. ; Иванов А. Профессор – националист. К 75 летию кончины П.И. Ковалевского // Агентство «Русская линия». - 2006. - 17 октября. ; Савельев А.Н. Нация. Русская формула профессора П.И. Ковалевского // Русский национализм и национальное воспитание в России. Репринт. - М., 2006. С. 7 - 12.; Петрюк П.Т. Павел Иванович Ковалевский - известный отечественный психиатр // История Сабуровой дачи. - Харьков, 1996. - Т. 3. - С. 57 - 61. ; Cтукалов П.Б. П.И. Ковалевский и М.О. Меньшиков как идеологи Всероссийского национального союза. Дисс. канд. ист. наук. Тамбов, 2009. 480с.



2 См. например: Ковалевский П.И. : 1) Александр III - царь националист. СПб.: тип. Коротеевой, 1912. 144 с. ; 2) История России с национальной точки зрения СПб. Тип. М.И.Акинфиева, 1912. 108с.; 3) Национальное воспитание и образование в России. СПб.: изд. ВНК, 1910. 94 с. ; 4) Основы русского национализма. СПб.: тип. Акинфиева ,1912. 66 с. ; 5) Русский национализм и национальное воспитание в России. СПб.: тип. Акинфиева, 1912. 394 с.

3 См.: Известия ВНК 1911 № 1 с.25,28,29.


4 Ковалевский П.И.: 1) Основы русского национализма. С. 49.; 2) Русский национализм и национальное воспитание в России. Репринт. С. 218.

5 Ковалевский П.И. 1) Основы русского национализма. С. 54. ; 2) Русский национализм и национальное воспитание в России. Репринт. С.218.

6 Ковалевский П.И. Основы русского национализма. С.54, 55.

7 Ковалевский П.И.: 1) Задачи русского национализма.; 2) Русский национализм и национальное воспитание в России. Репринт. С.195 - 197, 210, 216, 203, 218 - 219.

8 Ковалевский П.И. Основы русского национализма. C.55,56.

9 См. например: Записки членов ВНС //ГАРФ. Ф.1719(ВНС). Оп.1. Д.9. ; Балашев П.Н. Записка о современном состоянии России. ; Богданович Е.В. Школа патриотизма. СПб.: тип. Р. Голина, 1908. 40 с. ; Лодыгин Я. Указ. соч. С.47. ; Грингмут В.А.: 1) Руководство черносотенца. ; 2) К вопросу о воспитании и внимании. М.: тип. Московского ун-та, 1899. 29 с. ; Степанец Б. О воспитании и обучении. Вильно: типография Сыркина, 1911. 45 с.

10 Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. Репринт. C.187

11 Там же; Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. C.45.

12 Ковалевский П.И. История России с национальной точки зрения. С. 24.

13 Берников М.П. Соплеменнику о русской национальной идее. Вятка: Кир.обл. тип., 2001. С. 98.

14 Ковалевский П.И. Значение национализма в современном движении балканских славян . Ростов-на Дону: тип. Полубатко,1912. 36 с.

15 Цит. по: Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX века. М.: РОССПЭН, 2005. С. 116.

16 Ковалевский П.И. Психология русской нации. // Ковалевский П.И. Психология русской нации. Воспитание молодежи. Александр II I- царь националист. М.: АКИРН, 2005. С. 87.

17 Там же. С. 72.

18 Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. С. 241.

19Там же. С.190 - 194.

20 Там же. С. 194.

21 Cм. :Ковалевский П.И. Нервные болезни нашего общества. С Харьков: тип. Зильберберга, 1894. С.125.

22 Ковалевский П.И.: 1) Русский национализм и национальное воспитание в России. Репринт. С.190-213.; 2) Национальное воспитание и образование в России. С. 56 - 74.

23 П.И. Ковалевский в письме к соратнику по партии митрополиту Евлогию специально обосновывал приоритетное значение данного предмета в системе образования, исходя из собственной теории взаимодействия знания и веры в качестве равноправных методов постижения истины: См. подробнее: Письмо П.И. Ковалевского митрополиту Евлогию // ГА РФ. Р - 5919 (митрополит Евлогий). Оп.1. Д.66.

24 Современники. Альбом биографий Н.И. Афанасьева Т.1. Типография А.С. Суворина. 1909.С.134.

25Письмо П.И. Ковалевского Т.А. Гранской // РГАЛИ. Ф. 427 (Рачинский В.А.). Оп.1, Д.3556.

26 Письмо П.И. Ковалевского митрополиту Евлогию // ГА РФ. Р – 5919 (митрополит Евлогий). Оп.1. Д.66. Л.3.






Похожие:

П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconОбраз французской революции в постсоветской историографии
России за последнее десятилетие. Кроме того, немаловажную роль сыграли влияние так называемого "ревизионистского" направления французской...
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconОсновы вероучения неосалафитской (ваххабитской) школы в исламе Айдын Ализаде в последнее время
В последнее время (осень 2007 г. – Ред.) поступают сообщения об активизации радикальных религиозных групп в Азербайджане в связи...
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconОмельянчук Игорь Владимирович внешнеполитические проблемы в идеологии черносотеных партий в российской импери
Российской империи начала ХХ ст долгое время оставались вне поля зрения отечественной историографии. Фактически нет работ, посвященных...
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconОглавление к читателю
Макушин а. В. Проблема соотношения либерализма, консерватизма и национализма в современной отечественной историографии
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconСамосуды в енисейской деревне (1917 – 1920-е гг.)
Оно усиливается в связи с появлением в отечественной историографии утверждения об автономности крестьянского движения [1]
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconГладышев А. В. Историк – руководящий: В. П. Волгин
Это был самый высокопоставленный профессиональный историк в советской исторической науке, личность безусловно незаурядная, но в отечественной...
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconМгу «манкуртизация»: новый миф в современной историографии отечественной интеллигенции
В такой трактовке у интеллигенции не было выбора, чем и воспользовались «узурпаторы-большевики». [См.: Губогло М. Н. Языки этнической...
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconИсторическая наука Русского зарубежья 1920-1930-х годов в отечественной и зарубежной историографии
Работа выполнена в Отделении истории Учреждения Российской академии наук Институт истории и археологии Уральского отделения ран
П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconВремя последнее

П. И. Ковалевского в последнее время в отечественной историографии отчет iconП. Б. Стукалов П. И. Ковалевский и М. О. Меньшиков о русской истории в современной научной мысли отчет
В связи с вышесказанным в центре внимания данной работы находится отдельный аспект воззрений теоретиков умеренно-правой партии начала...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов