Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект icon

Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект



НазваниеСтукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект
Дата конвертации30.07.2012
Размер235.36 Kb.
ТипДокументы


Стукалов П.Б.

Cовременный русский национализм. Идеологический аспект.

Начало XXI в. безусловно является определяющим периодом в истории России. С одной стороны, к этому времени в основном завершился переходный этап в истории российского государства, в ходе которого новое геополитическое образование, Российская Федерация, прошло свое становление и cохранило свою государственную идентичность. При этом благодаря несомненным успехам правительства, а также чрезвычайно выгодной конъюнктуре мировых цен на энергоносители были решены некоторые острые социальные проблемы и обеспечена относительная стабильность развития. С другой стороны, новые цивилизационные вызовы, стоящие перед нашей страной в начале нового тысячелетия, требуют выработки адекватной и долгосрочной стратегии государственного развития, с помощью которой возможно обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации в быстро меняющемся мире. В данной связи важнейшей проблемой, которая должна быть решена в ближайшее время, является поиск и оформление некого «идеологического концепта», национальной идеи, определяющей цели, задачи, приоритеты жизнедеятельности государства.

Стоит заметить, что на сегодняшний момент в мировой практике существуют как минимум два варианта решения данной задачи. С одной стороны, в мире усиливаются процессы интеграции и глобализации, предпринимается попытка разработки единой для всех стран стратегии развития, создания универсальных общественных институтов. Примером такого рода модели развития служит сегодня американская доктрина «развитой демократии», искусственно насаждаемая в других странах. Беспрекословное ее копирование является на сегодняшний день фактически своеобразным «пропуском» в мировое сообщество, главным показателем «цивилизованности» той или иной страны. При этом национальная специфика государств во многом игнорируется.

С другой стороны, очевидно, что глобализационные процессы объективно ставят под угрозу суверенитет государств, поскольку их правительства, попадая в зависимость, теряют возможность решать актуальные социально-политические задачи. Данное обстоятельство рождает общественный протест, одним из проявлений которого сегодня являются национальные движения. Факты обострения национальных противоречий все чаще заставляют правительства и общественность многих стран обратиться к проблемам разработки собственной национальной идеологии, что даст возможность правильно определить стратегию государственного развития, обеспечить интеграцию в мировое сообщество при сохранении жизненно важных национальных характеристик.

Для нашей страны, очевидно, вариант интеграции в западное сообщество при универсализации государственной идеологии в соответствии с «европо-американскими» стандартами являются неприемлемыми сценариями развития событий, что доказывает и исторический опыт.
Российское государство с самого начала своего существования разрабатывало свой «идеологический концепт», альтернативный западному. Однако, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что данная проблема до сих пор не решена. Ни славянофильство, ни официальная триада Уварова, ни столыпинский либерал – консерватизм, ни большевистский социализм, ни «гайдаро – чубайсовская» рыночная экономика, ни сегодняшняя доктрина «суверенной демократии» единороссов не только не стали универсальной национальной идеей русской государственности, но и во многом дискредитировали себя с исторической точки зрения.

В данной связи, учитывая сложность проблемы, на наш взгляд, стоит обратиться к характеристике такого неоднозначного явления, как русский национализм, теоретики которого в разные периоды времени также обращались к проблеме разработки универсальной государственной идеи. Совершенно очевидно, что отношение к феномену национализм в настоящее время двоякое. Так, с одной стороны, понятие «национализм» воспринимается со стороны общественности крайне отрицательно, вульгарно, часто безосновательно отождествляется с шовинизмом и ксенофобией. Интерпретация понятия «национализм» носит во многом конъюнктурный характер. В этой связи стоит согласиться с современным исследователем данной проблематики А. Кочетовым, который отмечает: «Пожалуй, нет сейчас предмета для обсуждения более запутанного и более всех «загоняемого в рамки», более всех подвергаемого «надзору» и всевозможным ограничениям (дабы обсуждение его шло строго в «нужном» направлении), более всех обросшего различными мифами и умело сформированными стереотипами, чем национализм».1 Официальные органы власти, многочисленные СМИ и представители общественных организаций подчеркивают преступный характер национализма, приравнивают его к фашизму и гитлеризму. Показательным в данной связи является высказывание В.В. Путина относительно националистов – «тот, кто говорит «Россия для русских….» - это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы».2

Заметим, что подобное восприятие национализма обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, недостаточностью знаний или полным отсутствием какого-либо объективного представления о национализме и его роли в мировой истории; во-вторых, тем, что национализм как мировоззрение и идейно-политическая практика в русской истории являлся и является последовательной оппозицией правящему режиму. Именно поэтому со стороны последнего и создается соответствующий «имидж» национализму; в-третьих, следует признать, что и сами националисты непродуманностью своей политической линии наносят непоправимый ущерб собственной репутации.

Однако, с другой стороны, очевидно, что национализм имеет и положительный исторический опыт. В этой связи стоит упомянуть тот факт, что политику ведущих государств мира, таких как США и Великобритания, уже как минимум два столетия определяют именно принципы национализма. В Российской Федерации, несмотря на все вышесказанное, влияние национализма растет. Так, по данным социологических исследований Левада-Центра в 2007 году полное или частичное согласие с одним из главным принципов национализма «Россия для русских» выразили 58 % опрошенных россиян.3 Кроме того, ведущие политические партии, участвующие в выборах в Государственную Думу, с 2003 года не только в той или иной степени использовали в своих программах элементы националистической доктрины,4 но в рамках Думы пытались проводить ярко выраженные националистические проекты законов.5 Наконец, по мнению современных западных исследователей, современная политика Российской Федерации также содержит в себе элементы концепции национализма.6 На наш взгляд, с данным утверждением стоит согласиться.

Таким образом, к русскому национализму можно относиться по разному. Однако, стоит заметить, что теоретиками данного общественного направления на протяжении длительного времени разрабатывается собственная оригинальная концепция русской государственной идеи, а его политические структуры, прежде всего, Всероссийский национальный союз, играли в начале XX в. одну из ведущих ролей в общественной жизни Российской империи.

Среди теоретиков современного русского национализма, на наш взгляд, выделяются, прежде всего, А. Севастьянов (один из сопредседателей Национал – державной партии России), А. Савельев (бывший член фракции «Родина» в Государственной Думе), Е. Холмогоров (известный журналист и публицист). Именно их взгляды и являются предметом рассмотрения в данной статье.

В первую очередь, стоит заметить, что теоретики русского национализма, определяя сущность собственной идейной доктрины, подчеркивают следующие принципиально важные моменты. Во – первых, тот факт, что русский национализм является жестко оппозиционным по отношению к современной общественно – политической системе Российской Федерации. Националисты в данной связи прямо называют современный политический режим антинациональным, олинархическим, инородным, проводящим политику геноцида собственного народа. При этом констатируется близость катастрофы российского государства, переживающего время кризиса и упадка. Во – вторых, националисты называют собственную идеологию революционной, направленной на радикальную ликвидацию существующего общественного порядка, в связи с чем признается необходимость привлечения преступных властных элементов к ответственности в рамках закона. Наконец, в - третьих, подчеркивается неизбежность победы «национальной революции», поскольку Российская Федерация в настоящее время якобы переживает подъем национального сознания. Доказательством тому является, по мнению А. Севастьянова, растущая поддержка со стороны общественного мнения базового лозунга националистической доктрины «Россия для Русских».7 Таким образом, со стороны националистов констатируется актуальность собственной идейной доктрины, способной кардинально решить важнейшие проблемы государственного развития России. С этой точки зрения, только националисты способны представить разумную альтернативу «апокалиптическим» по своей сути тенденциям современного развития страны.

Центральным элементом доктрины русских националистов, безусловно, являются понятия «нация» и «национализм». Сразу стоит заметить, что современные теоретики данного общественного направления также как их предшественники не дали четкого определения категории «нация». Националисты придерживаются в данном вопросе концепции примордиализма, определяя нацию в качестве естественного феномена общественного бытия, однако в вопросе о ее природе и сущности среди них нет единства. Нация в этой связи представляется, во – первых, политическим феноменом, особым союзом граждан государства,8 во - вторых, этнической общностью, основанной на некоем «единстве крови», 9 в – третьих, союзом, спаянным чувством культурной самоидентификации, лояльности к государственным и общественной структурам, взаимной любовью, носящий метафизический, иррациональный характер.10 Естественно, что употребление центральной категории националистической доктрины в названных различных смыслах вносит зачастую прямо неразрешимые противоречия в построения националистов, препятствуют формированию единого в идеологическом контексте облика политического движения.

Данное обстоятельство проще всего проиллюстрировать на примере определения националистами категории «русская нация». Так, А. Савельев и Е. Холмогоров сформулировали четыре критерия данного понятия, имеющих фактически равнозначное значение – лояльность к России и ее социокультурному облику, знание русского языка, православное мировоззрение, единство антропологического типа.11 Совершенно очевидно, что соответствие тому или иному из перечисленных критериев формирует совершенно разные «по наполнению» общественные группы, претендующие на идентификацию в качестве «русской национальной общности». Вопрос становится еще более запутанным в связи с тем, что Савельев, с одной стороны, не выделяет среди перечисленных важнейший критерий, необходимый для определения состава русской национальной общности, а, с другой, не называет конкретный минимум признаков, необходимых для этого. А. Севастьянов более последователен в данном вопросе и отдает однозначный приоритет при определении состава русской национальной общности антропологическим факторам.12

Не сумев сформулировать четкого определения феномена нация, теоретики современного русского национализма, тем не менее считают именно ее главным субъектом исторического развития, центральным элементом общественного бытия. В этой связи, по мнению Е. Холмогорова, национальная общность призвана выполнять важнейшие исторические функции – обеспечивать сосуществование различных человеческих сообществ в трансцендентном контексте, реализовывать особый уникальный проект общественного развития.13 Определяя основные тенденции национального развития, идеологи руководствуются идеями социал-дарвинизма и эволюционизма представляя нации в качестве замкнутых социокультурных организмов, ведущих бесконечную борьбу за выживание. В данном отношении идеи националистов чрезвычайно близки представлениям русских консерваторов – славянофилов XIX века, таких как Данилевский и Леонтьев.

Общим для всех современных националистов является тезис о наличии прочной связи между институтом государства и феноменом нации. При этом обосновывается концепция национальной государственности, предполагающая, во-первых, утверждение первичного статуса нации по отношению к государству, исходя из чего именно национальные интересы должны определять его внутреннюю организацию и политические приоритеты власти, а во-вторых, автономное существование национальных – государств, строящих между собой равноправные прагматичные взаимоотношения. 14

В национальном государстве, по мнению русских националистов, должен господствовать национализм в качестве особого мировоззрения и общественно – политической практики. В своих работах идеологи сформулировали основные черты этого феномена. Отметим, что в этом вопросе они выразили большую солидарность, нежели определяя понятие «нация». В данной связи отмечаются следующие характеристики национализма –

  1. Приоритет нации как высшей общественно – политической категории, в связи с чем главным критерием любого действия для националистов является соответствием ее интересам;

  2. Национализм имеет естественное происхождение и определяется в качестве инстинкта самосохранения и любви к собственной нации. При этом национализм не содержит каких - либо элементов ксенофобии и расизма;

  3. Демократизм является сущностной чертой национализма, что предполагает ликвидацию социальных противоречий внутри национальной общности и развитие принципов патернализма;

  4. Национализм всегда связан с традицией и пропагандирует преемственность в развитии. В этом смысле он тесно связан с консервативным мировоззрением и развивается в его рамках;

  5. Национализм отличает гибкость идейных построений, что предусматривает использование на практике инструментов из арсенала различных общественно – политических доктрин;

  6. Национализм мобилизует всех членов нации для осуществления активной деятельности с целью реализации того или иного национального проекта. Таким образом, национализм имеет деятельностный, активный, прогрессивный характер.15

Как видим, русский национализм в представлении его идеологов имеет весьма привлекательный образ и вполне может быть назван прогрессивной системой ценностей. Однако, заметим, что перечисленные признаки националистического мировоззрения носят при их детальном рассмотрении взаимоисключающий характер. Так, например, к таким «казусам» характерных элементов националистической доктрины следует отнести одновременное декларирование, с одной стороны, традиционности, а с другой, прогрессивности и революционности национализма. Разнообразные «несостыковки» и «шероховатости» националистического дискурса весьма заметны при анализе взглядов теоретиков на важнейшие проблемы общественно – политической жизни, о чем мы поговорим ниже.

Современные русские националисты подчеркивают в своих работах тот факт, что общественно – политическая система Российской Федерации является антинациональной и по данной причине требует радикального реформирования. При этом направленность изменений должна принимать революционный характер. Националисты в данной связи апеллируют термином «национальная революция», в результате которой должен быть создан строго национальный политический режим. Взгляды националистов в вопросах определения теоретических принципов и практической организации власти обладают относительным единством.

Главнейшими основаниями, на которых должна строиться новая общественно – политическая система для националистов являются, во – первых, идея консервативной преемственности, выражающееся в том, что в России должен быть восстановлен традиционный авторитарный политический режим, а, во-вторых, принцип национального прагматизма, с одной стороны, возводящий интересы русской нации в качестве главных политических приоритетов власти, а с другой, определяющий конкретные политические задачи, стоящие перед ней.16 Перечень таких задач четко определил А.Н. Савельев: 1) преодоление демографического кризиса русских и возрождение их национального потенциала, создание условий для демографического освоения России русскими; 2) воссоздание морально - духовных основ общественности на основе православных ценностей; 3) утверждение традиционной для русских моноцентричной государственной власти, а именно имперской модели управления унитарным государством; 4) cоздание конкурентноспособных экономических механизмов. 17 Для решения этих задач политическая власть в России, по мнению националистов, должна иметь самодержавный характер, то есть обладать слелающими важнейшими характеристиками - суверенитетом, сочетанностью (сочетать многообразные формы организации власти, обеспечивающие единство властьпредержащих и остальной нации), для нее должна быть характерна прямая демократия, выражающаяся в создании институтов выборных народных представителей, имеющих право вето на решения исполнительной власти, она должна иметь аристократическое начало (власть предержащие должны были составлять замкнутую национальную элиту), должна обладать единоначалием, для нее должен быть свойствененполитический плюрализм, что находило бы свое выражение главным образом в том факте, что конкретная политическая стратегия должна была разрабатываться в условиях здоровой конкуренции сил разной политической ориентации.18

А.Н. Савельев в своей работе определил необходимость существования переходного периода для утверждения истинно национального политического строя, в рамках которого должна быть утверждена национальная диктатура с целью реализации революционных изменений. Переходный режим должен характеризоваться наличием жесткой авторитарной власти, ограничивающей основные демократические свободы и проводящей политику чрезвычайных мер. Диктатура должна стать средством динамичного развития страны. Главными мерами чрезвычайного законодательства Савельев считает отмену антинациональной конституции, введение прецедентного законодательства и корпоративного формирования Государственной Думы. При этом, по мнению Савельева, в итоге политический строй России должен последовательно эволюционировать от демократической республики через конституционную монархию к самодержавию.19

А.Н. Савельев определил и конкретную схему функционирования новой политической системы, с которой в общем и целом соглашаются другие теоретики современного национализма. По его мнению, политическая власть должна принадлежать авторитарному вождю (в его понимании - монарху, в понимании Севастьянова – единой национальной партии), возглавляющему судебную, военную, правоохранительную и дипломатическую систему и народному представительству, имеющему законосовещательные, а в особых случаях и контрольные функции по отношению к чиновничье – бюрократическому аппарату. Утверждается четкая административная вертикаль власти – от министров к губернаторам, губернии при этом являются не субъектами федерации, а частями унитарного государства. При этом власть на местах разделяется между местными органами самоуправления и губернаторами. Все органы власти формируются на основе жестких цензов.20

Оценивая взгляды националистов по проблемам организации государственной власти, скажем следующее. С нашей точки зрения, безусловным положительным моментом их воззрений по данной проблематике является ориентация на решение важнейшей проблемы – остановку процесса депопуляции русских и борьбу за их национальное возрождение. Заметим, также, что основания, на которых возможно, по мнению националистов, осуществить организацию новой власти вполне соответствуют историческим традициям нашей страны и вполне могут быть реализованы на практике. В тоже время взглядам националистов по данным вопросам присущи чрезвычайная теоретичность и непоследовательность, что выражается, прежде всего, в одновременной их приверженности идеям, с одной стороны, революционного переустройства, а с другой, консервативной стабильности. Популярная сегодня идея «консервативной или национальной» революции декларируется многими политическими силами, но очевидно, что возникают значительные сложности с практическим воплощением данной концепции. Кроме того, во взглядах националистов присутствуют и элементы политической утопии, что выражается в частности в стремлении реализовать на практике идею воссоздания монархии в совокупности с законосовещательным народным представительством. Отчасти, это понимают и сами националисты, в частности А.Н. Севастьянов, который скептически относится к такого рода перспективе.

Социальные воззрения русских националистов отличаются непоследовательностью и противоречивостью. Так, с одной стороны, провозглашая необходимость построения в России национал – капитализма националисты являются сторонниками укрепления гражданского общества свободных индивидов, обладающих совокупностью политических прав, гарантируемых со стороны государства. С другой стороны, по мнению Савельева, русское общество должно быть построено по сословно – корпоративному принципу на основе прусского принципа «служения», при котором приоритет в правовом пространстве однозначно отдается целому – нации, по отношению к которому отдельный индивид должен исполнять второстепенную служебную роль. Другими словами, понятия гражданин и гражданские свободы должны пониматься в строго ограниченном контексте, в соответствие с принципами национального прагматизма. 21 Кроме того, националисты являются сторонниками патерналистских принципов проведения социальной политики, декларируют построение социального государства.

Таким образом, как видим, определяя структуры необходимой «социальной матрицы» националисты стремятся использовать элементы как либерального, так и консервативного мировоззрения. При этом практической схемы реализации данной концепции ими не разрабатывается. Кроме того, необходимо отметить, что в социальных воззрениях националистов присутствуют и элементы утопии и анахронизма. Типичным примером этого является утверждение Савельева о необходимости, игнорируя современные тенденции развития мировой цивилизации, вернуться в рамки «аграрного общества», культивировать и развивать преимущество элементы сельскохозяйственного бытового уклада.

Что касается экономических воззрений современных русских националистов, то подчеркнем тот факт, что какой либо стройной концепции ими создано не было. В этой связи А. Севастьянов в одном из своих интервью подчеркнул, что для решения конкретных хозяйственных задач его партия в случае победы на выборах будет стремиться привлекать самых разных специалистов вне зависимости от их политической ориентации. Не заостряя таким образом внимания на сиюминутных задачах социально – экономического развития, идеологи национализма формулируют основные приоритеты, которым по их мнению должна соответствовать экономическая политика русского национального правительства. Перечислим основные из них.

Во–первых, декларируется тот факт, что экономическая политика должна проводиться в тесной связи с принципом национального прагматизма. Другими словами, для националистов приемлемыми являются любые средства экономической политики при условии того, что с их помощью обеспечивалось бы прогрессивное развитие нации.

Во–вторых, националисты являются сторонниками экономической автаркии, предполагающей три основных компонента –

  1. Производительный характер экономики, ставку на инновационные отрасли и НТР;

  2. Экономическую замкнутость, ограничение от влияния мировой конкуренции;

  3. Мобилизационный характер экономики, ориентация на ускоренные темпы развития в условиях соперничества со странами Запада.

В – третьих, декларируется преобладание во всех сферах экономики представителей русской национальной общности, настоятельная необходимость придания им особых приоритетных прав.

В – четвертых, националисты выступают за развитие системы государственного капитализма «китайского образца», предполагающей разумное сочетание в экономике мощного государственного (включающего тяжелую промышленность, землю и недра и составляющего 60 – 70 % экономики) и частного секторов (мелкая промышленность и сфера услуг). При этом националисты декларируют стремление выработать некий третий путь в экономике, сочетающий в себе отказ от приказной директивной системы и либеральных регуляторов. Они стремятся к созданию системы контролируемой самоорганизации экономических субъектов по принципу иерархического рационализма.

Наконец, в - пятых, подчеркивая революционный характер свой идейной доктрины, националисты говорят о необходимости пересмотра итогов приватизации и о так называемой реприватизации (проведение процесса приватизации лишь для отдельных отраслей и на законных основаниях).22

Оценивая экономические воззрения националистов, следует, на наш взгляд, констатировать, что характерной их чертой является ярко выраженный популизм. Действительно, высказанные националистами идеи имеют весьма привлекательный характер, могут быть поддержаны абсолютным большинством населения. Однако, перспективы практической их реализации в современных условиях, с нашей точки зрения, весьма туманны.

Особое внимание уделяют современные националисты вопросам межнациональных отношений внутри Российской Федерации. В данной связи отметим, во – первых, что в данных вопросах наиболее полно и последовательно выявилась преемственность современных националистических доктрин со взглядами националистов начала XX века (в первую очередь М.о. Меньшикова), а во – вторых, современные националисты при рассмотрении национальных проблем высказываются достаточно радикально, нередко упрощенно и в целом без ориентации на конкретно практическую составляющую реализации их взглядов.

Исходным постулатом воззрений националистов является утверждение о том, что национальный вопрос в Российской Федерации может приобрести остроту только искусственно, поскольку государство в России является мононациональным, а не много – как закреплено в конституции РФ. При этом Е.Холмогоров доказывает, что титульной нацией в России являются русские, которые исторически ассимилировали другие национальности и интегрировали их в свою культуру.23 Именно поэтому возникновение национального сепаратизма с его точки зрения является государственным преступлением.

Обращаясь к вопросу взаимоотношений с нерусскими народностями националисты, стремятся развенчать утверждение об агрессивности собственной идеологии, иначе провести видимую черту между национализмом, расизмом и ксенофобией. Холмогоров в этой связи формулирует главный принцип национальной политики следующем образом – националистам чужда ксенофобия, они должны стремиться к саморазграничению с другими нациями - уважать их. Неуважение и агрессия могут проявляться лишь в качестве защитной реакции по отношению к так называемым «взломщикам», то есть к тем, кто нарушает вышеуказанные принципы.

Рассматривая современное состояние межнациональных отношений, националисты расценивают его как в высшей степени ненормальное, поскольку имеют место две важнейшие проблемы - демографическая депопуляция русских и бесконтрольное наступление враждебных «инородцев», стремящихся занять ведущее положение в стране. Благоприятное решение указанных проблем связывалось националистами с решением национального вопроса в целом.

В контексте решения первой задачи националисты предлагают следующие меры –

  1. Установление жесткого контроля в области миграционного законодательства - обеспечение условий для беспрепятственной миграции в Российскую Федерацию русскоязычного населения, в то время как нежелательная миграция в лице инородцев, не желающих принимать русский образ жизни должна жестко пресекаться. В данном отношении националисты высказываются весьма радикально, предлагая четко увязывать статус гражданина Российской Федерации с условием добровольного включения того или иного индивида или социальной группы в русское общество при полной ликвидации собственных национальных атрибутов. В противном случае представители этих этнических групп могут рассчитывать на предоставление им лишь статусов временных работников.24

  2. Националисты выдвигают радикальное требование, связанное с необходимостью изменения существующих государственных границ с целью присоединения областей компактного проживания русских, входящих в состав других государств к Российской Федерации. А. Севастьянов разрабатывает детальную схему этого процесса, а А Савельев открыто призывает Белоруссию и Казахстан к вхождению в состав России.25

  3. Необходимым условием улучшения положения русских националисты считают проведение активной государственной демографической политики, направленной на повышение рождаемости, предусматривающей довольно радикальные меры, например, введение налога на бездетность и запрет абортов для русских девушек. 26

Таким образом, лишь при условии практического осуществления предложенного комплекса мер, по мнению националистов, возможно если не полностью нивелировать, то хотя бы остановить процесс депопуляции русского населения, прямо угрожающего, по их мнению, государственному бытию России.

При решении второго аспекта национального вопроса современные националисты предлагают руководствоваться следующими принципами -

  1. Декларируется необходимость применения по отношению к нерусским нациям, проживающим на территории Российской Федерации, дифференцированного подхода, в соответствии с которым политика в их отношении должна определяться степенью их лояльностью по отношению к русской нации и национально – культурным атрибутам страны. При этом, если лояльные национальности должны получить национально – культурные и даже некоторые политические права, то для оппозиционных националисты предусматривают лишь одну перспективу – выдворение из состава России. При этом, например, Севастьянов готов в этой связи пожертвовать территориальной целостностью РФ.

  2. Националисты считают необходимым отказаться от противоественного, по их мнению, федеративного устройства русского государства и вернуться к унитарному единому в этнографическом отношении устройству.27

Реализация названных условий должна, по мнению националистов, решить национальный вопрос в России в том смысле, чтобы исключить деструктивное по своей сути влияние «инородцев» на процесс государственного развития.

Оценивая взгляды националистов по данной проблематике, скажем следующее. Показательным моментом, на наш взгляд, является то, что они акцентируют внимание на важнейшей проблеме депопуляции русских и требуют проведение вполне адекватных мер для прекращения этих процессов. С другой стороны, некоторые принципы национальной политики, декларируемые националистами являются неприемлемыми, практически неосуществимыми и способными обострить и без того непростую ситуацию в этой сфере.

В заключение рассмотрения отдельных аспектов идеологии современных националистов констатируем следующее.

Во – первых, совершенно очевидно, что на сегодняшний день в РФ сформировалась вполне самостоятельная, оригинальная идеологическая доктрина русского национализма. Русский национализм в понимании его идеологов – альтернативный концепт государственной идеологии, с помощью которого возможно осуществить прогрессивное, бескризисное развитие государства. Декларация возможности построения «светлого будущего» свидетельствует о наличии во взглядах националистов элементов социально – политической утопии.

Во – вторых, заметим, что некоторые идеи русского национализма в современных условиях могут быть весьма привлекательными среди широких масс населения, а сами националисты вполне могут получить мощную общественную поддержку. С этой точки зрения современный русский национализм может быть рассмотрен в качестве реального конкурента официальной линии властей.

В – третьих, подчеркнем, что, к сожалению, идеологи современного национализма отнюдь не смогли разрешить основные пороки взглядов своих предшественников. Как следствие, доктрине современного русского национализма свойственна чрезвычайная противоречивость, теоретичность, эклетизм, утопизм. Главным «слабым звеном» во взглядах националистов по – прежнему остаются проблемы определения сущности базовой категорий собственной доктрины – феномена «нация». Кроме того, националистическая доктрина построена на основе несовместимых принципов – революционной прогрессивности и консервативного охранительства.

Причины отмеченных пороков националистической доктрины, на наш взгляд, лежат в плоскости исторического опыта российского государства. В частности, благодаря совершенно специфичным межнациональным отношениям в нем, политика России не может строиться на приоритете сугубо национального принципа, требуется учитывать и традиционный имперский принцип, который по сути отвергает национальный. Данное обстоятельство существенно влияет на перспективы реализации националистической доктрины в РФ. Очевидно, что националистический проект в современных условиях может легко выйти из-под контроля, привести к социальным потрясениям.

Тем не менее, на наш взгляд, доктрина современного русского национализма представляет собой в целом завершенный и внешне логичный концепт новой национальной идеологии, в котором содержится много перспективных и прогрессивных идей, способных плодотворно использоваться в современных условиях. Именно поэтому надеемся, что политики и общественные деятели объективно оценят эту идеологию, а русский национализм избавиться от безосновательно навешенных на него ярлыков.



1 Кочетов А. Что такое национализм. Национализм больших и малых наций / А. Кочетов. – URL. - http://warrax.net/83/kochetov6.html). ( дата обращения 9.10.2007).

2 Цит по: Кожевникова Г. Этнонационалистическая риторика в предвыборной агитации (на примере компаний 2003 – 2004 гг.) // Русский национализм в политическом пространстве (исследования по национализму в России). – М., 2007. С.170


3 Соколов М. Изучая «русский фашизм»: несколько критических замечаний о дискуссии 90–х // Русский национализм в политическом пространстве (исследования по национализму в России). – М., 2007. - С. 45.

4 См. подробнее: Прибыловский В, Точкин Г. Национал – патриоты на региональных выборах в 2000 – 2005гг. // Русский национализм в политическом пространстве (исследования по национализму в России). – М., 2007. - С.137 – 151.; Кожевникова Г. Этнонационалистическая риторика в предвыборной агитации (на примере компаний 2003 – 2004 гг.) // Там же. - С.166 -178.; Ларюэль М. Еще раз к вопросу о классификации идеологических течений русского национализма // Русский национализм: Cоциальный и культурный контекст. М., 2008. С. 6-8.

5 См. подробнее: Михайловская Е. Фракция «Родина» в контексте националистического дискурса в государственной Думе// Русский национализм: Cоциальный и культурный контекст. - М.:, 2008. С. 33 – 73.

6 Ларюэль М. Указ. соч. С. 8.


7 Cевастьянов А.Н. Время быть русским. Третья сила на авансцене истории/А.Н.Севастьянов. - . М.: Национальная газета, 2003. С. 18.

8 Савельев А.Н. Время русской нации/ А.Н.Савельев. - М.: Книжный мир, 2007. С.415. ; Cевастьянов А.Н.Указ. соч.. С. 16.

9 Савельев А.Н.Указ. соч.. С.416. ; Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С.16., 39.

10 Там же. ; Холмогоров Е. Русский националист/ Е. Холмогоров. - М.: Европа, 2006. С. 36, 299.

11 Савельев А. Указ. соч. С. 35 -36. ; Холмогоров Е. Указ. соч. С. 43.

12 Севастьянов А. Указ. соч. С. 151

13 Холмогоров Е. Указ. соч. С. 133, 58.

14 Савельев А.Н. Указ. соч. С.420. ; Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С. 151.


15 См. Савельев А.Н. Указ. соч. С.26. ; Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С. 49,12,646 -647.; Холмогоров. Указ. соч. С.34 -35, 37, 59 -60, 41.

16 Подробнее см.: Холмогоров Е. Указ. соч. С. 37,267 -270.;Савельев А.Н. Указ. соч. С.26.

17 Савельев А.Н. Указ. соч. С.28 -29, 104 -107.: Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С. 14

18 Холмогоров Е. Указ. соч. С. 263, 284 -302; Савельев А.Н. Указ. соч. С.127,

19 Савельев А.Н. Указ. соч. С. 126, 134. 148 -149.

20 Там же С. 530.

21 Савельев А.Н. Указ. соч. С.522.

22 См. Савельев А.Н. Указ. соч. С.172 -173, 211, 215, 217. ; Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С. 663, 667..; Холмогоров. Указ. соч. С.54 -55

23 Холмогоров. Указ. соч. С. 276 – 277.


24 Савельев А.Н. Указ. соч. С.31 -32.

25 Савельев А.Н. Указ. соч. С.40 . ; Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С 655.

26 Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С 52


27 Савельев А.Н. Указ. соч. С. 420, 519 – 520.. ; Cевастьянов А.Н. Указ. соч. С 655., 420.




Похожие:

Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект icon-
И, наконец, в этом русскоязычном хоре “клеветников России” появился и русский голос, принадлежащий публицисту М. Антонову. В одной...
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconП. Б. Стукалов П. И. Ковалевский и М. О. Меньшиков о русской истории в современной научной мысли отчет
В связи с вышесказанным в центре внимания данной работы находится отдельный аспект воззрений теоретиков умеренно-правой партии начала...
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconА. Л. Шаляпин, В. И. Стукалов

Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconДокументы
1. /Либеральный национализм во внешней политике России.txt
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconА. В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор
Федоров А. В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных...
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconС. В. Личностный аспект крестьянской войны в Тамбовской губернии в 1918-1921 гг. // Эхо. Сборник статей
Федоров С. В. Личностный аспект крестьянской войны в Тамбовской губернии в 1918—1921 гг. // Эхо. Сборник статей по новой и новейшей...
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconПлан воспитательной работы начальной школы моу гимназия на 2009 2010 учебный год
В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,...
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconРусский язык 7 класс (общеобразовательный) «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.»
...
Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconДокументы
1. /Русский яз/русский язык для ОУ с рус. яз. обучения.doc
2. /Русский...

Стукалов П. Б. Cовременный русский национализм. Идеологический аспект iconИ. А. Христофоров Русский консерватизм: исследовательская схема или историческая реальность?
Русский администратор новейшей школы. Записка псковского губернатора Б. Обухова и ответ на нее. Берлин, 1868, с. 54, 73, 75
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов