А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма icon

А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма



НазваниеА. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма
страница1/18
Дата конвертации30.07.2012
Размер3.86 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Северодвинский филиал


А.И. Есюков, Н.В. Честнейшин, Д.А. Честнейшина


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА


Учебное пособие


Архангельск Поморский университет

2009

УДК 1(091):316+94(47)(075.8) ББК 87.6(2)я73+63.3(2)-411я73 Е 878


Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.П. Воробей; доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и философии Севмаштуза Г.П. Мона­стырских


Печатается по решению редакционно-издателъского совета Поморского университета


^ Есюков, А.И.

Е 878 Социальная философия русского консерватизма: учебное посо­бие / А.И. Есюков, Н.В. Честнейший, Д.А. Честнейшина; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский универ­ситет, 2009. - 276 с.


ISBN 978-5-88086-839-1


Рассматриваются проблемы формирования, исторического развития и обоснования социальной философии русского консерватизма последней трети XVIII - середины XX века. В центре внимания - вопросы о че­ловеке и государстве, обществе и традиции, исторической памяти и воспитании в осмыслении представителей российской консервативной мысли. Каждый раздел пособия сопровождается вопросами и заданиями, направленными на систематизацию и углубление знаний.

Для студентов, аспирантов и преподавателей социально-гумани­тарных специальностей.

УДК 1(091):316+94(47)(075.8)

ББК 87.6(2)я73+63.3(2)-4Пя73


ISBN 978-5-88086-839-1

© Есюков А.И., Честнейший Н.В.

Честнейшина ДА. 2009

© Поморский университет, 2009


ПРЕДИСЛОВИЕ


Радикальная трансформация всех сфер общественной жизни Рос­сии с начала 90-х годов XX века привела к преобразованию всего комплекса социально-экономических, социально-политических и культурных условий существования россиян. Трудности с форми­рованием промышленного потенциала, финансовая нестабильность и растущая инфляция, низкий уровень материального благосостоя­ния большинства населения привели к депопуляции, сокращению средней продолжительности жизни народа и невиданной в разви­тых странах социальной дифференциации «низов» и «верхов».
При этом средствами массовой информации в условиях идеологического «вакуума» подвергается сомнению идея доминирования коллекти­вистских ценностных ориентации в общественном сознании росси­ян, поощряется поворот к «индивидуалистическому» и прагмати­ческому типу ориентации, связанному с понижением значимости этических и альтруистических ценностей - социальной справедли­вости, ответственности, служения надличностным, общественно значимым целям.

Реформирование российского общества наталкивается на различ­ные препятствия. Одно из них - отсутствие ясных стратегических целей и тактики реформ, соответствующей потребностям общества. Итоги думских выборов 2003 и 2007 годов, а также президентские выборы 2004 и 2008 годов свидетельствуют о непопулярности в Рос­сии «либеральной идеи». Идеи радикального переустройства также находят не много сторонников. Косвенно, это может свидетельство­вать о спросе на ценностные ориентации консервативного мировоз­зрения, в которых выражены особенности исторической памяти и отечественных социокультурных традиций.

В последние пятнадцать лет появилось немало работ, в которых осмысливается формирование и развитие российского консерватиз­ма как идеологии и политики, резко возросло количество публика­

ций и переизданий трудов отечественных консерваторов, усилилось внимание к теоретико-методологическим и аксиологическим про­блемам европейского и русского консерватизма. И хотя научная разработка многих социально-философских проблем этой фило-софско-мировоззренческой традиции в культуре России еще дале­ка от завершения, совершенно очевидно, что в настоящее время мы располагаем значительным материалом. Вместе с тем исследование социально-философских аспектов русского консерватизма в моно­графической и учебной литературе предстает неоправданно крат­ким, нередко вне концептуального прояснения особенностей и стиля философской рефлексии, а в ряде случаев связано с недооценкой как отдельных идей, так и философского контекста в целом.

Исследователями консервативного мировоззрения и идеоло­гии показано, что русские консерваторы были не только «охрани­телями» и «реакционерами». Многие из них не противопоставляли «традицию» и «прогресс», а придерживались концепции «истинного консерватизма» - «прогресса через традицию». В пособии рассмат­ривается социально-философское мировоззрение представителей именно такого «консерватизма», которые не противостояли интере­сам развития российского общества и человека, поддерживали связь времен, соединяли будущее с прошлым. В этом состоит большое теоретическое и практическое значение изучения социальной фи­лософии консерватизма для понимания социокультурной ситуации в современной России и осмысления путей выхода из кризиса вне «левых» и «правых» крайностей. При этом авторы далеки от иллю­зии видеть в консерватизме дореволюционной России и философ­ской диаспоры 20-50-х годов XX века универсальное средство ре­шения всех проблем современной российской жизни.

В данном учебном пособии предпринимается конкретно-истори­ческий анализ и систематизация социально-философских аспектов мировоззрения наиболее значительных в философском отношении представителей русского консерватизма и предлагается авторское решение ряда вопросов. Большое внимание уделяется активизации работы студентов по изучению первоисточников и основной иссле­довательской литературы. С этой целью в конце каждого раздела да­ются вопросы и задания на углубление понимания первоисточников, систематизацию знаний и для размышлений над достоинствами и недостатками в решении той или иной проблемы.

В предлагаемом учебном пособии более подробно, чем в дру­гих известных нам работах, излагаются темы генезиса, развития и


обоснования социальной философии русского консерватизма, пред­принята попытка компаративного анализа доминирующих проблем в отечественнойи европейской культурах с учетом конфессиональ­ных различий обсуждаются вопросы внутреннего единства и раз-ничия в рамках консервативной парадигмы русского социально-фи-лософского мышления. Впервые изложение социальной философии русскою консерватизма доводится до анализа идей философии вос-питания в рудах представителей этого направления отечественной культуры.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих раз­делы «История русской философии», «История отечественного государства и права», «История русской политической мысли» в курсах «Фило­софия», «История государства и права», «Политология», «Филосо­фия права». Авторы надеются, что данное пособие может оказаться полезным не только студентам, но также аспирантам и преподавате­лям социально-гуманитарных дисциплин.

Предисловие, глава 1 и разделы 2.1, 2.2 написаны профессором, доктором философских наук А.И. Есюковым; введение и разделы 2.3, 2.4, 3.1 написаны старшим преподавателем, кандидатом фило­софских наук Н.В. Честнейшиным; разделы 3.2, 3.3 написаны стар­шим преподавателем, кандидатом философских наук Д.А. Честнейшиной.


Введение


Понятие «консерватизм» не имеет однозначного определения, что во многом связано с тем, что оно относится к такой сфере человеческой деятельности, где невозможно избежать ценностных и оценочных суждений. Поэтому, например, в отечественной науке советского периода господствовало представление о крайне реакционном характере консерватизма как символе приверженности «к старому, отжившему, враждебному ко всему новому, передовому» (9; 628). Но, начиная с 90-х гг. прошлого столетия в российской науке и публицистике происходит «постепенное смещение акцентов в оценке консерватизма от негативно-нейтральных к позитивно-апологитическим» (7;10). Естественно, что оценочные подходы снижают объективность исследования, но даже и при отказе от таких подходов невозможно избежать многообразия трактовок понятия «консерватизм». В такой ситуации присутствуют как плюсы, так и минусы, поскольку, с одной стороны, оказывается невозможным дать единое универсальное определение, но с другой, многообразие трактовок помогает обнаружить различные стороны и формы проявления консерватизма.

За последние годы отечественными исследователями была проделана огромная работа по изучению русского консерватизма, появилось много работ посвященных отдельным представителям консервативного направления в русской общественной и философской мысли. Среди них можно выделить монографии и диссертационные исследования С.И. Бажова, Д.В. Ермашева, А.Р. Ефименко, А.А. Королькова, А.В. Новикова, А.Ф. Сивака, К.В. Султанова, М.Ю. Чернавского и др. (1;8;9;13;24;29;30;33). Среди работ, посвященных целостному анализу русского консерватизма можно отметить несколько направлений исследований. Во-первых, это работы, выявляющие особенности русского консерватизма как политической и правовой идеологии, среди них следует отметить диссертации и монографии В.А. Гусева, О.В. Кишенковой, К.А. Лотарева, М.Н. Начапкина, А.В. Репникова (3;12;16;22;23;26;27). Во-вторых – исследования, направленные на определение социально-философских и мировоззренческих оснований отечественного консерватизма, это труды А.В. Деникина, А.С. Карцова, Э.Ю. Попова, Г.П. Монастырских (5;11;25,19). В-третьих – работы А.Н. Мочкина, Г.И. Мусихина, В.В. Рузавина (20;21;28), которые нацелены на проведение сравнительного анализа русского и европейского консерватизма, консерватизма и других течений в российской общественно-политической и философской мысли.

Данные работы показали, что русский консерватизм представляет собой очень сложный и многосторонний феномен, он может рассматриваться, во-первых, как социально-психологическое явление: стиль поведения и образ жизни, во-вторых, – как политическая идеология и практика, в-третьих, – как мировоззрение и философский стиль мышления. Поскольку понятие мировоззрения является более широким по своему объему и включает в себе, как идеологические, так и философские аспекты, поэтому здесь консерватизм рассматривается, прежде всего, как мировоззренческий феномен. И в целом, консервативное мировоззрение можно определить как совокупность психологических, религиозных, идеологических и философских установок, в основе которых лежит стремление к сохранению существующих в рамках определенной традиции и позитивно оцениваемых духовно-нравственных идеалов, форм социального, политического и экономического бытия общества и человека.

Следует отметить, что данное определение не претендует на универсальное и исчерпывающее объяснение сущности консервативного мировоззрения. Кроме того, данное определение носит исключительно формальный характер, так как оно не раскрывает содержание консервативных установок, идеалов и ценностей. Это продиктовано тем, что непосредственное содержание всех основных компонентов консервативного мировоззрения можно выявить только при изучении его в конкретных культурно-исторических условиях.

Поскольку данное пособие посвящено социальной философии русского консерватизма, то содержательный анализ здесь предполагает выявление по преимуществу философских установок, характеризующих консервативное понимание общества. В любой социально-философской концепции можно выделить несколько тесно связанных друг с другом структурных уровней: социальная онтология, методология, гносеология и аксиология. Поэтому мы попытаемся раскрыть основные особенности социальной философии русского консерватизма через определение основных установок, характеризующих содержание данных уровней социально-философского знания.

Социальная онтология представляет собой раздел философии, в котором определяется структура и основа общественного бытия и развития. Фундаментом социальной онтологии русского консерватизма является традиционализм. Традиционализм характеризует консервативное понимание общественного развития. Традиция, в представлении отечественных консерваторов, является главной основой жизни общества, поскольку она образует связь прошлого с настоящим и будущим. Функциональный смысл традиции заключается в созидании и скреплении культуры определенного общества. Если в радикальных и либеральных учениях традиция оценивается как негативное начало, которое мешает развитию общества, то в консервативных признается, что общество не может существовать без традиции и вне традиции. Нельзя не согласиться с К. Мангеймом, что консервативный традиционализм носит осознанный, рефлексивный характер, поскольку для консерваторов не всякая традиция подлежит сохранению, а только та, которая может обеспечить стабильное развитие общества. Поэтому в консерватизме отнюдь не отрицается необходимость изменений в обществе и модернизации социально-политической жизни, а требуется сочетание принципов сохранения определенных основ жизни общества с постепенным изменением условий его жизни. Таким образом, в отличие от либерально-просветительских и социалистических прогрессистских концепций, консерватизм всегда отличает антипрогрессизм или, по крайней мере, сомнение в возможности последовательного совершенствования общественной жизни реформаторским, а тем более революционным путем.

Традиционалистские установки русской консервативной мысли непосредственно связаны с представлением об обществе как целостной упорядоченной иерархической структуре. Это приводило консервативных мыслителей к идее необходимости сохранения «сословно-иерархического общественного устройства, где каждый слой населения занимает то положение, которое связано с его «природным» призванием» (21:139). Иерархическое единство общества воспринималась как основа стабильности общества и государства, где каждый знает свое место и выполняет те функции, которые ему предназначены природой, Богом и государем. Таким образом, иерархизм выражает вторую характерную особенность социальной философии русского консерватизма, которая выражается в признании необходимости структурной организации общества и распределении социальных функций в порядке от высшего уровня к низшему. Тем самым, консерватизм отрицает саму возможность социального равенства, вопреки эгалитаристским установкам либерализма и социализма.

Иерархическое представление общественной структуры непосредственно вытекает из другой очень важной онтологической установки – креационизм. Отечественные консерваторы были религиозными мыслителями и соответственно полагали в качестве высшего, абсолютного бытия – Бога, а общество рассматривалось ими как результат божественного творения. В связи с этим и структура общественного бытия рассматривалась в соответствии троичностью Бога (Бог-отец соответствует материально-производственной сфере жизни общества, Бог-сын – социально-политической, Святой Дух – духовно-нравственной). Отсюда возникало представление об обществе как иерархически упорядоченном организме, имеющем материально-психическую природу и духовное призвание.

Социальная методология – это раздел философии, в котором определяются способы исследования и истолкования общественного бытия и развития. Основой социальной методологии русского консерватизма является органицизм, как метод выявления закономерностей социального развития. Вопрос о сущности консервативного органицизма достаточно сложен. Органическое понимание общества можно обнаружить, и в позитивистской социологии (Г. Спенсер, О. Конт), в марксизме и многих других направлениях социально-философской мысли. Таким образом, мы имеем дело с тремя вариантами органистической теории: либеральной, радикальной и консервативной. Причем во всех трех случаях нет прямого отождествления общества и биологического организма, общество не отождествляется, а уподобляется природному организму. Но если в марксизме и позитивизме органицизм имел по преимуществу естественнонаучные предпосылки, то в консерватизме – религиозные. Так как возможность органического рассмотрения социальных явлений основывается на предположении консерваторов о сотворенности всего сущего Богом, что является неприемлемым для других вариантов органицизма. Полагая, что у природных и социальных явлений одна и та же основа, консерваторы делают вывод о том, что законы органического развития присущи «всему существующему в пространстве и времени» (14:79), то есть являются законами бытия всего сотворенного в его природном и социальном аспектах.

По мнению одного из ведущих представителей русского консерватизма Л.А. Тихомирова, общество «лишь метафорически можно назвать «организмом» (32:66), поскольку оно является не коллективной особью, а ассоциацией индивидов. Органическая природная жизнь, в его концепции, образует «подпочву жизни социальной» (32:56-57), и общество, тем самым, является миром над-органическим. Вместе с тем, Тихомиров, как и другие отечественные консерваторы, признавал Церковь в качестве духовного организма, «тела Христова». Церковная организация должна служить, с точки зрения консерваторов, примером общественной организации. Таким образом, общество имеет одновременно две органические основы – природную и духовную: первую как фундамент, а вторую как цель развития.

Особенно важной особенностью социальной философии русского консерватизма является взаимосвязь принципов органицизма и традиционализма. «Организм всегда содержит в себе не только свое настоящее, но и свое прошедшее и будущее» (15:378) – утверждал Н.Н. Страхов. Таким образом, общественный организм, в консервативном понимании, есть не застывшая, а развивающаяся целостность. Само развитие определяется как органический процесс, предполагающий сохранение и эволюцию традиции.

Из традиционализма как онтологической установки консерватизма и органицизма непосредственно вытекает другой важный методологический принцип – историзм, на основании которого доказывалась своеобразие развития каждой страны, невозможность прямого заимствования форм организации общественной жизни других культур. Взаимосвязь традиционализма и историзма выражается в том, что с консервативной точки зрения, история есть процесс развития определенной традиции, а традиция есть результат и процесс культурно-исторического развития.

Социальная гносеология – это раздел философии, в рамках которого решаются проблемы социального познания. В качестве главной гносеологической установки консерватизма, как правило, выделяют антирационализм, в противовес рационалистическим концепциям либерализма и социализма. Спецификой консервативного антирационализма является, прежде всего, его неразрывная связь с традиционализмом, поскольку «традиции – принципиально иррациональны или, по крайней мере, всегда содержат в себе иррациональный остаток, недоступный рассудочному пониманию» (3:46). Неприятие рационализма приводило консерваторов к идее о невозможности переустройства общества на основе той или иной теоретической модели, ввиду того, что человек оказывается неспособным на тотальное предвидение и знание законов социального развития. Отсюда вытекает требование отталкиваться от опыта, а не от голых схем рассудка. В связи с этим, К. Мангейм отмечал, что консерватизм выдвинул «динамическую концепцию разума», согласно которой «мысль не должна писать портрет мира – она должна сопровождать его движение» (17:627).

Консервативный антирационализм обусловлен не только традиционализмом, но и религиозным характером консервативного мышления. Поскольку мир и человек признаются сотворенными Богом, а божественный замысел непостижимым для человеческого разума, то, следовательно, человек, мир и Бог преподносятся как тайна. Познание, с позиций консервативной гносеологии, таким образом, возможно лишь с помощью Бога, но божественные истины раскрываются посредством веры, а не разума.

Тем не менее, понятие антирационализм не дает полного представления о своеобразии консервативной гносеологии, поскольку данное понятие выражает только критическое отношение консерваторов к рационализму. Более того, отечественные консерваторы подвергали критике не столько саму возможность рационального познания, сколько абсолютизацию данного способа познания. Разум, по их мнению, не может являться самодостаточным средством познания, ограничение познавательных способностей человека только разумом приводит к односторонности и отвлеченности мышления. В связи с этим, начиная с И.В. Киреевского, выдвинувшего идею «верующего разума», формируется концепция «цельного знания», в которой утверждается необходимость синтеза веры, чувства, воли и разума. Таким образом, гносеологическая установка, русского консерватизма не может быть сведена только к антирационализму и тем более к иррационализму, скорее ее следует назвать именно концепцией цельного знания, которая более точно передает сущность социальной гносеологии отечественных консерваторов.

Социальная аксиология – это раздел философии, в котором раскрывается отношение человека к обществу, роль ценностей в общественном развитии, их система, содержание и значение. Своеобразие консервативной аксиологии выражается в основном в таких установках как антииндивидуализм, авторитаризм, национализм и религиозный морализм. Данные установки непосредственно связаны с остальными уровнями социальной философии русского консерватизма и во многом непосредственно раскрывают их значение в ценностном аспекте.

Так, антииндивидуализм имеет тесную связь с органицизмом и традиционализмом. Механистическое мировоззрение приводит к представлению о человеке как изолированном социальном атоме, органицизм наоборот утверждает «понятие личности как живого и органического единства многообразия» (7:114). Консерваторы всегда подчеркивали, что человек имеет органическую связь с обществом, и поэтому он не мыслится вне традиции. Тем самым они подчеркивали зависимость человека от конкретного типа общества. Французский консерватор Ж. де Местр отмечал, что, нигде в мире «…нет общечеловека. В своей жизни мне довелось видеть Французов, Итальянцев, Русских, …но касательно общечеловека я заявляю, что не встречал такового в своей жизни» (18:88). Эта идея французского мыслителя разделялась и большинством русских консерваторов.

Нельзя не признать ограниченность термина антииндивидуализм, применительно к консервативному пониманию взаимосвязи человека и общества. На ранних этапах развития отечественного консерватизма, когда основным противником консерваторов был либерализм, их мысль действительно имела по преимуществу антииндивидуалистическую окраску. Но позднее, когда в Европе и России, оформился социализм с его коллективистскими предпочтениями, для консерватизма становится все более актуальной критика не только индивидуализма, но и коллективизма. Поэтому наиболее адекватными терминами для описания данной установки отечественного консерватизма являются «солидаризм» или еще более распространенное понятие соборности, выработанное первоначально в философии славянофилов, а затем получившее свое развитие в евразийстве, философии И.А. Ильина и других мыслителей.

Русские консерваторы понимали общество как соборное органическое единство его членов, в котором индивидуальное начало не задавлено безликой коллективной массой, и в то же время человек не является обособленным индивидом. На этом основании можно согласиться с трактовкой консерватизма, как холистского учения, в котором утверждается примат целого над частью. Но холизм здесь следует понимать, прежде всего, как принцип целостности, в том смысле, что человек рассматривается консерваторами не как часть (индивид), а как целое (личность), именно благодаря органическому единству человека с обществом и традицией. Таким образом, ценность индивидуальной личности предопределяется в консерватизме степенью ее причастности к традиции, социуму, а сама человеческая личность предстает как индивидуальная форма бытия социокультурной традиции. В этом и состоит одна из основных особенностей социальной аксиологии русского консерватизма.

Традиционализм и иерархизм русских консерваторов предопределили следующую важную аксиологическую установку – авторитаризм, которая нередко противопоставлялась свободе, как основополагающей ценности либерализма и социализма. Это не означает, что отечественные консерваторы отрицали свободу как ценность, они скорее указывали на такой важный недостаток либеральной интерпретации свободы как сведение ее к чисто внешнему атрибуту человека. В русском консерватизме, прежде всего, подчеркивалось внутреннее духовное значение свободы, и авторитет в таком случае выступал как основное средство воспитания свободы. Как, например, отмечал Л.А. Тихомиров: «Личность лучше развивается, когда она растет в среде с ясно заметными авторитетами лучших, более опытных, более ученых, более умных, людей» (31:459). Более того, с консервативных позиций любое общественное объединение имеет «некий авторитет: в Церкви – авторитет духовный и освященный; в семье – природный…; в государстве – авторитет, …основанный на силе» (10:105). Взаимосвязь традиции и авторитета в консервативном мировоззрении особо выражается в том, что традиция воспринимается консерваторами как один из видов авторитета, а последний обладает силой только в том случае, если он традиционен.

Национализм русских консерваторов обусловлен также традиционализмом и историзмом, что выражается в признании приоритета национальных ценностей по отношению к общечеловеческим. При этом национализм отнюдь не предполагал враждебного отношения к другим народам. Как отмечал И.А. Ильин «любить свою родину умеет именно тот, кто не склонен ненавидеть или презирать другие народы» (10:212). Для консервативного национализма характерно, прежде всего, признание социокультурной обусловленности ценностей, т.е. утверждение, что каждый народ вырабатывает свою специфическую систему ценностей, имеющую абсолютное значение только в пределах данной традиции, тем самым утверждается принципиальная уникальность и самобытность каждой национальной культуры. Важной характерной чертой мировоззрения русских консерваторов является неприятие европейской системы ценностей как не соответствующей русскому национальному характеру и традиционным основам социально-политической и духовной жизни.

Религиозный морализм русского консерватизма выражается, во-первых, в признании непосредственной взаимосвязи этики и религии, при этом религиозные принципы признаются основой нравственных, а во-вторых, в том, что в качестве объективных и абсолютных ценностей отечественные консерваторы полагали ценности духовно-нравственного порядка. С точки зрения русских консерваторов, духовные ценности делают значимыми все другие виды ценностей: социальные, политические, экономические, которые поэтому не являются самодостаточными и, следовательно, оказываются относительными.

В качестве наиболее важных ценностей отечественные консерваторы выделяли, прежде всего, те духовно-нравственные ценности, которые являются главными ориентирами на пути, ведущего человека к Богу, способствующие преображению человека и гармонизации общественных отношений. К ним можно отнести такие ценности как справедливость, правда, праведность, вера, верность, свобода, самоотверженное служение, долг, ответственность, терпение, сердце, совесть, святость, любовь, добро, самоотречение, соборность и другие. Самой высшей ценностью признавался Бог, и в связи с этим, аксиологизм русского консерватизма носил, прежде всего, религиозный, а не философский характер.

В русском неоконсерватизме духовно-нравственные ценности и нормы являются не просто абстрактно религиозными, они основаны на конкретной православной религиозности. Понимание православия как фундамента духовно-нравственных ценностей выражает традиционалистский характер консервативного мышления. Православие видится как «высшее, единственное во всей своей полноте и непорочности исповедание христианства» (7:117). Но в русском консерватизме отсутствует религиозная нетерпимость к традиционным конфессиям народов России, хотя, поскольку русский народ рассматривается как государствообразующая нация, то и православие оценивается как главная духовная основа российского общества и государства.

В целом, в социальной аксиологии русского консерватизма можно обнаружить сочетание противоречивых принципов универсализма и релятивизма. Универсализм консервативной аксиологии проявляется в признании верховенства и общезначимости духовно-нравственных ценностей для всех сфер индивидуальной и общественной жизни, а так как абсолютной ценностью признается Бог, то все другие ценности приобретают значимость лишь через сопричастность к божественному началу, следовательно, они оказываются относительными ценностями. Этот аксиологический релятивизм проявляется, прежде всего, в отношении социально-политических ценностей, поскольку они находятся в прямой зависимости от конкретно-исторических условий того или иного общества, уровня правосознания и политической культуры народа.

Чтобы подытожить вышеизложенное, представим в виде таблицы основные особенности социальной философии русского консерватизма, во-первых, в соответствии со структурой социально-философского знания (Таб. 1) и, во-вторых, в соответствии с основными принципами либерализма и социализма (Таб. 2)


Таб. 1

^ Социальная онтология

Социальная гносеология

Социальная

методология

Социальная аксиология

Традиционализм

Иерархизм

Креационизм

Антирационализм

Идеал «цельного знания»

Органицизм

Историзм

Антииндивидуализм, Национализм, Авторитаризм, Религиозный морализм



Таб. 2

Консерватизм

Либерализм

Социализм

Традиционализм

Реформистский прогрессизм

Революционный прогрессизм

Иерархизм

Формально-правовой эгалитаризм

Эгалитаризм

Антирационализм

Рационализм

Рационализм

Органицизм

Механицизм

Органицизм

Соборный антииндивидуализм

Индивидуализм

Коллективизм

Авторитаризм

Индивидуальная свобода

Коллективная свобода

Национализм

Космополитизм

Интернационализм

Религиозный морализм

Автономный морализм

Этический релятивизм



Библиографический список

  1. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.

  2. Базурина Е.Н. Консерватизм в идейном наследии К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова: Дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2000.

  3. Гусев В.А. Русская форма политической идеологии консерватизма: Дис. … докт. полит. наук. М., 1998.

  4. Гусев В.А. Русская форма политической идеологии консерватизма: Дис… докт. полит. наук. М., 1998.

  5. Деникин А.В. Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления: Дис. … докт. филос. наук. М., 2000.

  6. Дубина В.С. Русский консерватизм и Н.Я. Данилевский: Дис. … канд. истор. наук. Самара, 2000.

  7. Евразийство (Опыт систематического изложения) // Основы евразийства. М. 2002. С. 166-179.

  8. Ермашев Д.В. Социально-политические взгляды Н.М. Карамзина: Дис. … канд. полит. наук. М., 1998.

  9. Ефименко А.Р. Эволюция социально-исторических и философских взглядов Л. А. Тихомирова: Дис. … канд. филос. наук. М,. 2000.

  10. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т. Т. 1. – М.1993.

  11. Карцов А.С. Проблемы общественного идеала в русском консерватизме (втор. пол. XIX – первая пол. XX вв.): Дис. … канд. филос. наук. СПб., 1998.

  12. Кишенкова О.В. Концепция общественной модернизации в политической доктрине российской консервативной мысли ХIХ – начала ХХ веков: Автореферат дис. … канд. истор. наук. М., 1996.

  13. Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева // Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб., 1998. С. 235-374.

  14. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К. Н. Храм и Церковь. М., 2003.

  15. Леонтьев К. Н. Записки отшельника // Леонтьев К. Н. Храм и Церковь. М., 2003.

  16. Лотарев К.А. Политический консерватизм в процессе реформирования российского общества. История и современные проблемы: Дис. … канд. полит. наук. М., 1995.

  17. Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

  18. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М.,1997.

  19. Монастырских Г.П. Социология русского консерватизма. СПб., 2003.

  20. Мочкин А.Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в кон. XIX – нач. XX века). М., 1999.

  21. Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб., 2002.

  22. Начапкин М.Н Эволюция российской государственности (XIX - начало XX в.) и ее отражение в консерватизме: Дис. … докт. полит. наук. – Екатеринбург, 2004.

  23. Начапкин М.Н. Русский консерватизм XIX - первой половины XX в. Екатеринбург, 2002.

  24. Новиков А.В. Российские консерваторы (М. Н. Катков, Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев) и самодержавие (середина XIX - начало XX веков). М., 2002.

  25. Попов Э.Ю. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов-на-Дону, 2005.

  26. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

  27. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.

  28. Рузавин В.В. Русская либеральная и консервативная философия на рубеже XIX-XX веков: основные направления эволюции: Дис. … канд. филос. наук. СПб. 2000.

  29. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.

  30. Султанов К.В. Социальная философия Н.Я. Данилевского и проблема «культурно-исторических типов» в современной общественной мысли: Дис. … докт. филос. наук. СПб., 1995.

  31. Тихомиров Л.А. К вопросу о свободе // Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

  32. Тихомиров Л.А. Личность, общество и Церковь // Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 2002.

  33. Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева. Дис. … канд. филос. наук. М., 2000.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Похожие:

А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconА. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconПроблема человека в социальной философии русского консерватизма 09. 00. 11. Социальная философия
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В....
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconТезисы о социальной философии что такое социальная философия?
Социальная философия – это философия общества как объекта и философия общества как субъекта
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconСоциальная философия
Социальная философия – философское исследование жизни. Она не рассматривает конкретную действительность общественной жизни, а устанавливает...
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconГригоров Е. В. к и. н., доцент
В современной российской науке одной из таких тем стала проблема консерватизма в целом и русского консерватизма в частности
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconНаучный семинар Воронежского центра изучения консерватизма «К истории становления русского консерватизма: общественная и публицистическая деятельность С. Н. Глинки»
«К истории становления русского консерватизма: общественная и публицистическая деятельность С. Н. Глинки»
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconУдк 101. 1:: 316 Е. А. Тюгашев tugashev@academ org Проблема предмета социальной философии
«Социальная философия в системе гуманитарного образования», инициированной в связи с выходом учебника К. С. Пигрова «Социальная философия»....
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconА. о мещеряковой: «Ф. В. Ростопчин: у основания консерватизма и национализма в России.»
Ф. В. Ростоп­чина главы внешней политики России в царствование Павла I, знаменитого московского главнокомандующего 1812 года, одного...
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconПрограмма спецкурса «Становление русского консерватизма в первой четверти XIX века»
Российская Академия, тверской салон великой княгини Екатерины Павловны, журналы «Вестник Европы» Н. М. Карамзина и «Русский вестник»...
А. И. Есюков, Н. В. Честнейшин, Д. А. Честнейшина социальная философия русского консерватизма iconДокументы
1. /Социальная философия.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов