Чернавский М. Ю icon

Чернавский М. Ю



НазваниеЧернавский М. Ю
Дата конвертации31.07.2012
Размер35.77 Kb.
ТипДокументы


Чернавский М.Ю.

РУССКАЯ МАТРИЦА

(Выступление на творческом вечере в Союзе писателей России, посвященном обсуждению книги А.И. Казинцева «На что мы променяли СССР ? Симулякр, или стекольное царство». М., 2004)


В современной политико-философской литературе все чаще можно встретить критику либерализма не только как политической идеологии и социальной модели, но и как новейшей планетарно-тоталитарной системы, являющейся скрытой формой эксплуатации человека, уничтожающей личностное своеобразие индивида и нивелирующей специфику национально-государственных общностей. Одним из несомненных сильных сторон данной критики выступает то, что в некоторых случаях она ведется в рамках постмодернистского дискурса, когда философия постмодернизма превращается в союзницу борьбы на антилиберальном фронте. Попытка использования понятийного аппарата постмодернизма для критики современной американской экспансии выглядит как своего рода сражение с идеологическим врагом на его территории его же оружием. Одним из главных выигрышных заимствований является использование понятия симулякр.

Симулякр (фр. simulacres, от simulation – симуляция) в постмодернистской философии обозначает : несоответствие между образцом и подобием копии (Жиль Делез), копия, оригинал которой никогда не существовал (Фредрик Джеймисон), понятие, в принципе не соотносимое с реальностью (Жорж Батай), описание бытия, которое избегает существования (Пьер Клоссовски), победа спекулятивного образа реальности над реальностью как таковой, когда дискурс замыкается в себе, чтобы удержать себя в истине (Александр Кожев), логика логика поглощения значения в ходе которого происходит стирание событий, истории и памяти (Жан Бодрийяр).


Современная политическая реальность являет собой своеобразную форму симулятивного «отрыва от реальности», «виртуализации действительности», когда стираются грани между политической мыслью и абстракцией, между репортажем и режиссурой, между политикой и спектаклем. Симуляция действительности выражается в потере смысла, в утрате связи между обозначающим и обозначаемым. Жизнь в мире симулякров превращает человека в объект эксплуатации, приводит его бытие к «эксплуатируемому существованию», когда человека на мировоззренческо-субъективном уровне насилует псевдо-язык, наполненный симулятивными абстракциями, на социально-экономическом уровне донимает явная и скрытая реклама, создающая в человеке искусственные потребности и разжигающая в нем потребительские инстинкты, что превращает человека в орудие незримой эксплуатации развитых государств планеты (т.н. «золотого миллиарда») над отсталыми, немодернизированными странами.

Однако в пылу этой праведной критики упускается из поля внимания тот факт, что как индивидуальное, так и общественное сознание симулятивно по своей природе. Сознание населяют по большей части абстрактные, принципиально не верифицируемые понятия.
Имеет смысл говорить о том, что существование человека детерминировано не материальной действительностью, а тем образом реальности, который он носит в своем сознании. Образ этот явился как результатом внутренней работы мысли, так и итогом внешнего идеологического воздействия. Человек живет иллюзиями, ему необходим фантом смысла, который постоянно привносит в жизнь людей мнимую полноту и насыщенность. Сознание имеет свойство быть своеобразным буфером, предохраняющим человека от леденящего душу мрака небытия.

Идеология как главенствующий фактор формирования общественного и индивидуального сознания менее всего заинтересована в раскрытии так называемой истины. Любая идеология лишь претендует на истинность в глазах общества, прикрывается истиной как декорацией, на самом деле ведя с истиной незримую войну. Идеология преследует интересы, а значит, настолько же далека от истины, как и от морали. Появление политики как особой сферы человеческой деятельности явилось следствием победы интересов над моралью и истиной. Мысль Никколо Макиавелли о том, что в политике действуют интересы, а не моральные принципы постоянно подтверждает свою правоту. В этой связи комичными смотрятся обвинения политики какой-либо страны в «двойных стандартах». В реальной политической деятельности действуют не только «двойные», но и «тройные», и «четверные» стандарты. Надо лишь отбросить прекраснодушные иллюзии и суметь отвечать на силу – силой, на чужую ложь – своей ложью.

Любая идеология зиждется на симулятивных понятиях, поэтому критиковать какую-либо идеологию за ее симулятивную природу бессмысленно. Эффективность той или иной идеологии следует оценивать по реальным практическим результатам. Итогом существования коммунистического симулякра явилось строительство мощного государства и создание гармонично развитого советского человека. В конце 1980 начале 90 х годов мы наш, отечественный симулякр, соответствующий нашим интересам, променяли на либеральный симулякр, в котором были заложены антироссийские, прозападные интересы, результатом чего стал фактический развал России и постепенное превращение субъекта в функцию, встроенную в глобальную прозападную и проамериканскую эксплуататорскую машину.

Для России единственно возможным выходом из данной катастрофической ситуации становится создание собственного нового русского симулякра, под воздействием которого станет возможным реализовать российские интересы (теперь уже, к сожалению, не в планетарном, и даже не в континентальном, а хотя бы в региональном масштабе). Остается надеяться, что у нас хватит мужества и воли когда нибудь проснуться внутри созданной нами русской матрицы.





Похожие:

Чернавский М. Ю iconЧернавский М. Ю
Социальный органицизм как принцип обоснования цивилизационного своеобразия народов в русском консерватизме XIX начала ХХ века
Чернавский М. Ю iconЧернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе
Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии мпгу. Выпуск V. М., 1999. С. 203 205
Чернавский М. Ю iconЧернавский М. Ю. К вопросу об идеологии, ее истинности и роли в обществе
...
Чернавский М. Ю iconЧернавский м. Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития к. Н. Леонтьева
Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии мпгу. Выпуск IV. М., 1999. С. 268 271
Чернавский М. Ю iconЧернавский М. Ю. О диалектическом консерватизме
В данной статье мы рассмотрим ряд консервативных подходов к проблеме общественного развития, в которых с разной степенью проявленности...
Чернавский М. Ю iconРок-брифинг (Из книги "Ракурсы", 1988 г.)
Его ведет композитор Александр спаринский. Своими размышлениями делятся Александр градский, Андрей макаревич, Стас намин, Юрий чернавский,...
Чернавский М. Ю iconЧернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм
Применительно к социальной сфере идея прогресса предполагает постепенное совершенствование форм человеческого существования с последующим...
Чернавский М. Ю iconАктуальные проблемы гуманитарных наук. Сборник статей. М., 2003. – 150 с. Начало С. 56. Чернавский М. Ю. О философских взглядах жозефа де местра
Жозефа де Местра все чаще становятся предметом пристального рассмотрения и детального изучения. Ряд писем и несколько основных произведений...
Чернавский М. Ю iconЧернавский М. Ю. Этатизм, принцип автаркии в экономике и идея государственного социализма в консервативных концепциях xix-начала XX века
Ления о сущности и особенностях протекания экономических процессов, а также о месте и роли государства в экономике. Представления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов