Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 icon

Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133



НазваниеИсточник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133
страница1/5
Дата конвертации31.07.2012
Размер0.74 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5

© Макаров В.Г. Составление, вступительная статья и комментарии, 2002.


Источник: В.Г.Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8. С.98–133.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/mak02vf1.htm


АРХИВНЫЕ ТАЙНЫ: ФИЛОСОФЫ И ВЛАСТЬ.

АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ: СУДЬБА, ПОКАЛЕЧЕННАЯ

«ПО ПРАВУ ВЛАСТИ»*

В.Г.Макаров

 

«Навеки мы воздвигли монумент
безумия, крушений и утрат,
поставив на крови эксперимент,
принесший негативный результат».

^ Губерман И.М.1

 

Изучая архивные документы сталинской эпохи, порой физически ощущаешь себя рядом с чудовищным "конвейером смерти": ордера, анкеты, протоколы, постановления – все напоминает жуткую машину, одинаково безучастно перемалывавшую виновных и безвинных, молодых и старых, жертв и палачей, талантливых и бездарных, реакционеров и революционеров, офицеров Белой армии и членов "Общества старых большевиков". Буквально все в России стали "топливом" локомотива мировой коммунистической Революции. С начала 20-х до конца 30-х годов были безжалостно растоптаны не только роскошные плоды "Серебряного века", но и его уцелевшие создатели. Единая "плоть" русской культуры была расколота: одна часть творческой интеллигенции оказалась в эмиграции, другая в полной мере испытала на себе горькую народную мудрость, живя в России, "от сумы да от тюрьмы не зарекайся".

Атмосферу того времени, пусть весьма субъективно, но в целом очень точно, уловив "пульс эпохи", описала в своей знаменитой "Автобиографии" Нина Берберова: "Теперь, глядя назад в те месяцы, я вижу, что уничтожение пришло не прямым путем, а сложным, через некоторый расцвет, что ход был не так прост через это "цветение"; что некоторые люди одновременно и цвели, и гибли, и губили других, сами этого не осознавая; что немного позже жертвами оказались сотни, а потом и тысячи: от Троцкого через Воронского2, Пильняка, формалистов и попутчиков до футуристов и молодой рабочей и крестьянской поэзии, буйно цветшей до самого конца 20-х годов, верой и правдой служившей новому режиму. От бородатых старцев, участников "Религиозно-философских собраний", до членов ВАППа, бросивших, казалось бы, вовремя лозунг о снижении культуры и все-таки потонувших. Уничтожение пришло не личное каждому уничтоженному, но как уничтожение групповое, профессиональное и плановое. Такой-то, писавший стихи, был уничтожен планово, "как класс". Параллельно стали делаться не вещи, а плановые вещи. Мандельштам был уничтожен, как класс, Замятину запретили писать, как классу.
Литературная политика (до конца тридцатых годов) была частью политики общей – сначала Ленина–Троцкого, потом Зиновьева–Каменева–Сталина и, наконец, Сталина–Ежова–Жданова. И в итоге были уничтожены люди, рожденные около 1880 г., люди, рожденные около 1895 г., и люди, рожденные около 1910 года"3. В эту "классовую мясорубку" попали последователи федоровских идей – А.К.Горский, Н.А.Сетницкий, В.Н.Муравьев и многие другие, разделявшие их убеждения. Причем они не были врагами Советской власти, это были люди, умом воспринявшие "Великую революцию". Как верно подметил В.А.Лекторский: "...некоторые лозунги, провозглашенные новым строем, по-видимому, им импонировали, хотя и в разной степени (и разным из них по-разному). Речь, в частности, идет о претензии на рациональное переустройство системы общественных отношений и отношений между обществом и природой"4. Позже теоретик "национал-большевизма", также казненный большевиками – Николай Устрялов5, лично знакомый со всеми тремя "федоровцами", повторит фразу одного из них, Валериана Муравьева: "Мы куда большие большевики, чем сами большевики!"6

На многие годы из культурного достояния страны были вычеркнуты имена и забыто творчество тех, кто завоевывал всемирное признание и духовное величие Страны. Даже сегодня имена некоторых из них мало что говорят современному читателю. Но прав был наш современник, историк и публицист Г.П.Аксенов, сказавший, что "время не властно над именем". Спустя десятилетия творческое наследие "федоровцев" возвращается в лоно отечественной науки и культуры.

Федоровское движение было заметным течением общественной мысли в 20-х годах прошлого века в Советской России. Оно получило свое название по фамилии русского философа и мыслителя Н.Ф.Федорова7 (1829–1903), выдвинувшего проект "Общего дела" человечества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению вселенной в рай. Царство Божие. В числе тех, кто попал под влияние его идей, были такие известные деятели русской культуры и науки, как Ф.М.Достоевский, B.C.Соловьев, А.Н.Толстой, К.Э.Циолковский, М.Горький, и др. После смерти Федорова его ученики – В.А.Кожевников и Н.П.Петерсон – начали работу по изданию его сочинений. В 20-е годы это движение существовало в виде литературно-философского течения, объединяющего некоторых представителей интеллигенции Москвы, Ленинграда и других городов России. В числе федоровцев "второй волны" были А.К.Горский, В.Н.Муравьев8, Н.А.Сетницкий9 и другие, популяризировавшие и развивавшие идеи "московского старца". В те же годы взгляды Федорова разделяли так называемые "биокосмисты" (А.Ф.Агиенко10, П.И.Иваницкий11, А.Б.Ярославский12 и др.), провозглашавшие своей целью расширение свободы личности и ее творчества до свободы передвижения в космосе, способности создавать и пересоздавать Вселенную, воскрешать умерших, управлять временем и т.п.

Вплоть до конца 20-х некоторые идеи Федорова вызывали симпатии лидеров новой России. Буквально накануне своего второго ареста Горский написал статью в "Известия", посвященную 100-летию со дня рождения "московского старца": «...Мысли Федорова, поражавшие и покорявшие его крупнейших современников, казались утопией и фантастикой тогдашней реакционной обывательщине. Но гигантский октябрьский сдвиг и идущие за ним культурная и техническая революция поставили многое из того, о чем говорил Федоров, на повестку нашего текущего дня. Отвечая на вопрос о том, как должен человек понять социалистическое строительство, М.И.Калинин на сессии ВЦИК (14 декабря 1928 г.) привел слова Федорова: "Свобода без власти над природой – то же, что освобождение крестьян без земли"»13.

Однако уже в начале 30-х годов федоровское движение расценивалось властями как сектантское и, в числе других, было подвергнуто репрессиям. На своих встречах в Москве Горский и его единомышленники всего лишь обсуждали религиозно-философские вопросы, зачитывали неопубликованные произведения Н.Ф.Федорова, организовывали экскурсии в Дивеевскую обитель, где знакомились с подвижническим подвигом Серафима Саровского. Эти поездки также находились под пристальным вниманием спецслужб, так, например, в "Обзоре политического состояния СССР за август 1926 г.", составляемом Информотделом ОГПУ для высшего руководства партии и государства, сообщалось: "На ежегодное чествование мощей Серафима Саровского (Саровская пустынь Пензенской губ.) в монастырь съехалось реакционное духовенство и множество богомольцев, в числе которых в значительном количестве находилась мистическая интеллигенция и бывшее дворянство (графы, князья и пр.)"14. В те годы любое инакомыслие не могло долго оставаться незамеченным властями.

 

^ ...ЯВЛЯЕТСЯ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ (ПОСМЕРТНО)

Горский-Горностаев Александр Константинович (1886–1943), уроженец г. Стародуб Брянской губернии, литератор, проживал по адресу: Москва, Б. Трубецкой переулок, дом 4, квартира 14. В политических партиях не состоял. Отец – Горский Константин Гаврилович, священник; мать – Мария Григорьевна. Жена – Мэри (Мария) Яковлевна Монзалевская (певица Государственной Академической капеллы). Окончил духовное училище в г. Стародубе (1898); духовную семинарию в г. Чернигове (1904) и Московскую духовную академию (1910). До 1911 г. профессорский стипендиат при академии, затем, до 1912 г., преподаватель народной школы в Санкт-Петербурге; позднее – в Одесской духовной семинарии – педагог и классный наставник (Одесская духовная семинария с 1918 г. преобразована в трудовую школу второй ступени, в которой Горский (до 1920 г.) преподавал латинский язык и словесность). В 1918 г. организовал в Одессе религиозно-философское общество15, занимавшееся, в том числе, изучением и популяризацией федоровских идей. С 1920 по 1922 г. – заведующий лекторским бюро в Уполитпросвете г. Вознесенска Одесской губернии. В 1922 г. переехал в Москву и занялся литературной деятельностью. После выхода в свет в 1926 г. статьи "Смертобожничество"16, написанной в соавторстве с Н.А.Сетницким, Александр Константинович предпринял попытки получить отклики творческой интеллигенции на сформулированные в ней тезисы. На первую половину 20-х годов приходится его знакомство с членами кружка художников-космистов "Амаравелла"17. Летом 1926 г., вместе с "амаравелльцами" Горский встретился с Н.К.Рерихом'*, который посетил Москву, возвращаясь после путешествия по Индии, Гималаям и Тибету. Об этой встрече рассказывал ее участник – Б.А.Смирнов-Русецкий19: «...интересно отметить, что вместе с четырьмя членами группы "Амаравелла" пришел представитель федоровского учения. Это был поэт, писатель А.К.Горностаев-Горский. Он в то время издал сборник стихов под названием "Глубоким утром"... И потом я помню еще другую книгу (...) под названием "Смертобожничество". Он постоянно в беседах с нами именно останавливался на этой теме, что люди живут, обожествляя смерть, что люди все время живут, как бы ожидая этой смерти, в то время как они должны обращаться к вечной жизни, к бессмертию»20.

Но спокойно работать в столице ему удалось недолгих пять лет. Затем в его жизни были аресты, ссылка, смерть в тюремной больнице и дважды посмертная реабилитация в посткоммунистической России "в связи с необоснованностью обвинения".

 

МИСТИК

Первый раз Горского арестовали 10 июня 1927 г. по обвинению в "контрреволюционном саботаже" и поместили в Бутырку. Ему инкриминировалось создание «небольшой группировки так называемых "федоровцев"», пропаганда "реакционного учения Федорова" и "сношения с антисоветской эмиграцией" для "использования религиозных настроений верующих в антисоветских целях". Очевидно, что причины, послужившие основанием для ареста, показались не столь серьезными, вследствие чего чекисты сочли Горского не опасным в тот момент для советского строя. Следственное производство по делу № 46799 вел в 1927 г. уполномоченный 6-го отделения СО ОГПУ А.В.Казанский21. Эта первая "встреча" Горского с "органами" представляла собой, по сравнению с последующими, "сказку со счастливым концом". В тюрьме ему пришлось пробыть менее трех месяцев. В следственном деле находятся всего семь документов, занявших чуть более десяти листов: ордер на арест, протокол обыска, два протокола допросов (от 25 и 28 июня 1927 г.), постановления о предъявлении обвинения и об изменении меры пресечения, а также выписка из протокола заседания Коллегии Особого совещания при Коллегии ОГПУ. Несмотря на сравнительно небольшой объем дела, оно представляет большой интерес для историков, философов, литературоведов и богословов. Эти документы рассказывают об интеллектуальной атмосфере первого десятилетия советского общества. Вот только несколько фамилий, упоминающихся в документах: священник Илья Гумилевский, богослов и публицист Сергей Нилус, писатель Максим Горький, ученый и философ Александр Сетницкий и др.

17 августа 1927 г. Горского из-под стражи освободили "под подписку о невыезде из г. Москвы". После своего ареста и до самой смерти Александр Константинович как последователь религиозно-философского учения Н.Ф.Федорова останется под "бдительным оком" вначале Секретного, а затем Секретно-политического отдела, отвечавшего за "контроль над умами" строителей коммунизма. И отнюдь не случайно в одном из следственных документов появляется многозначительная надпись: "Дело следствием продолжить"...

 

«...ЧЛЕН АНТИСОВЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Следующий арест последовал 11 января 1929 г. На этот раз Горский обвинен в "участии в контрреволюционной организации" (в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 58-4 и 121 УК РСФСР). Его вновь поместили в Бутырскую тюрьму ОГПУ при СНК СССР. Второй арест А.К.Горского был связан с ликвидацией в конце 1928 г. в Ленинграде "религиозно-монархической" организации "Воскресенье" и тайного религиозно-философского общества "Братство Серафима Саровского", основанного С.А.Аскольдовым. По данным чекистов, целью этих организаций было свержение Советской власти посредством "всемерной и по возможности повсеместной антисоветской и прямо монархической агитации и пропаганды". Организация "Воскресение" состояла "из целого ряда нелегальных монархических кружков, на собраниях которых, помимо чтения молитв, разбирались политические вопросы, зачитывалась и обсуждалась белоэмигрантская литература, вопросы борьбы с Советской властью. Члены организации, занимая в большинстве своем должности преподавателей в различных учебных заведениях, вели среди слушателей антисоветскую и религиозную агитацию и даже создавали из малолетних учащихся нелегальные, религиозные кружки". Чекисты, зная о визитах А.К.Горского в Ленинград и встречах там с участниками "Воскресения", предполагали, что он создает в Москве филиал этой организации.

По этому делу, кроме Горского, арестовали еще пять человек, и оно представляет собой уже довольно внушительный том. О ходе следствия чекисты докладывали лично заместителю председателя ОГПУ Генриху Ягоде. Вот что рассказывают в своих показаниях другие фигуранты дела. В своих показаниях от 14 февраля 1929 г. В.И.Шманкевич рассказывал: "О "Братстве Серафима Саровского" в первый раз слышу. Никогда членом подобного братства не состоял. Но все, что связано с личностью Серафима Саровского, меня интересовало. В 1926 г. Василий Петрович Савельев22, я, мой племянник Литинский, мать жены и жена Савельева – Евдокия Петровна Савельева23, Сорокины24 Ирина и Наташа, брат жены Савельева25, покончивший жизнь самоубийством – ездили в пустынь Саровского. Брат мой где-то достал книжку, вроде хрестоматии, где описывались подвиги и жизнь пустыни после смерти Саровского, книжка эта заинтересовала нас, и мы поехали лично в пустынь. Собраний, посвященных разговорам о Серафиме Саровском, после приезда у нас не было, правда, мы друг другу говорили, что поездка нас очень связала. Никакого условия о принятии аскетизма или давать монашеские обеты не давали. Отношения в этой компании у нас были очень близкие, теплые, дружеские, носили характер "Братства", но "Братством" как организацией мы себя не называли. Компания, состоящая из моего брата Бориса26, Лев Лунин27, Коля Гойлов28, называлась в шутку "Голубым гробом" в честь нашей прежней квартиры с голубыми обоями и по форме напоминающей гроб. Никто из не живущих в этой квартире в "Голубой гроб" не входил. Я участвовал на двух вечерах у Веры Клюевой на Кривоарбатском пер[еулке], где собирались человек до 45, читали стихи, мистики там не было. Вечера религиозного характера устраивалась у Веры Никандровны Миронович29, где Горский читал свои произведения о Блоке, о Л.Толстом. На вечерах этих присутствовали Горский, я, Соколов, Миронович Петр Никандрович и вся их семья с тетками и старухами".

Другой обвиняемый, студент 5-го курса радиотелеграфического факультета МВТУ С.В.Соколов на допросе 15 января 1929 г. показал: "Ни в каком братстве преподобного Серафима Саровского я не состоял и не состою. О существовании такого братства не слышал никогда и ни от кого. С Горским-Горностаевым я познакомился на Лубянке, знакомство у нас поддерживается общим интересом к идеям Федорова, сам я федоровскими идеями очень интересуюсь благодаря Александру Константиновичу Горностаеву. Идеями Федорова интересуются еще Ольга Николаевна Маслова30, Столовый пер., д. 3, кв. 1; Вера Никандровна, фамилии не знаю (Миронович. – В.М.), проживает в Богородске, Токарная ул., д. 12. Общества или кружка федоровского в Москве нет, есть люди, в разной степени интересующиеся Федоровым, которые изредка собираются у Веры Никандровны...".

В документах следственного дела 1929 г. также представлен широкий круг лиц, с которыми общался Горский. В их числе поэты Максимилиан Волошин и Борис Садовский, поэтесса Мария Шкапская, известный пушкиновед Борис Львович Модзалевский, литературные критики Дмитрий Михайлович Пинес, Аким Львович Волынский, Александр Александрович Мейер, философы Алексей Федорович Лосев, Валериан Николаевич Муравьев, Павел Иванович Иваницкий и многие другие.

На этот раз наказание последовало более серьезное. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 22 июля 1929 г. по статье 58-11 УК РСФСР А.К.Горский был заключен в ИТЛ сроком на 10 лет. "Следствие продолжалось"... Но знакомство с советской пенитенциарной системой на этом не завершилось. Маховик политических репрессий только набирал обороты. Спустя 63 года – 19 сентября 1992 г. А.К.Горский-Горностаев был реабилитирован по заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

«...Я НЕНАВИЖУ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ»

После отбытия "наказания" и досрочного освобождения за "ударный труд на строительстве Беломоро-Балтийского канала" в 1937 г. Горский направлен в ссылку. Местом своего проживания он выбрал Калугу. Но и здесь его не оставили "без присмотра". Через два года, в предвоенном 40-м А.К.Горским заинтересовались сотрудники Секретно-политического отдела местного Управления НКВД. Его арестовали в третий раз 4 февраля 1943 г. по обвинению в "проведении шпионской деятельности, антисоветской агитации и высказывании пораженческих настроений". На этот раз его поместили в тюрьму № 1 УНКВД по Тульской области. В ходе следствия в Тульской тюрьме Горскому припомнили все "грехи" перед Советской властью: социальное происхождение ("из семьи служителя религиозного культа"), прежнюю судимость "как активного члена контрреволюционной организации", "связь с профессором Сетницким", "нелегальную работу по вербовке сторонников и внедрению религиозно-философского учения Федорова", попытку открытия кладбищенской церкви во время оккупации Калуги немцами и "гнусные клеветнические высказывания по адресу руководителей ВКП(б) и Советского правительства". Дважды ему вручались постановления о предъявлении обвинения; первый раз следователь инкриминировал "работу по внедрению идей Федорова", отвлекающую "студенческую и научную молодежь Москвы и др. городов страны... от вопросов социалистического строительства и идей марксистско-ленинского учения"; второе обвинение – в шпионской деятельности по "заданию немецкой разведки".

2 июня 1943 г. следственное дело было передано на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР. Но даже в суровом 1943-м, если не "дух", то "буква" закона строго соблюдались. После тщательной проверки из Секретариата Особого совещания в январе 1944-го дело было возвращено на доследование. В постановлении, подписанном старшим помощником главного военного прокурора Красной Армии от 5 января 1944 г. указывалось на допущенные недостатки при проведении следствия и "небрежность при оформлении следственных документов". В это время Горского уже не было в живых. 24 августа 1943 г. он скончался в тюремной больнице31. Сведений о месте его захоронения в деле не имеется. Летом 1989 г. прокуратура Московского военного округа провела тщательную проверку по данному архивному уголовному делу. В результате было установлено, что: "...Содержащиеся в деле материалы показывают, что проведенное в 1942–1944 гг. предварительное следствие с первых дней избрало ярко выраженный обвинительный уклон, приняло одностороннюю направленность, фактически отрабатывая одну, изобличающую, версию и стремилось получить признательные показания. Анализ этих материалов не исключает и то обстоятельство, что к обвиняемым применялись противозаконные методы ведения следствия и получения признательных показаний, в том числе и физические меры воздействия... Об изложенном могут свидетельствовать и многочисленные отказы... от участия в допросах, ранее данных им показаний по делу, наличие документов медицинского обследования, перерывы ночных допросов под утро, после чего... признавался в совершенных им действиях и вновь отказывался от своих показаний...

При внимательном, вдумчивом и объективном подходе к правовой оценке протокола допросов обвиняемых и свидетелей видно, что все обвинения... Горского, по меньшей мере, огульны, отрывочны от действительности, звучат неправдоподобно и ничем иным не подтверждены по делу.

Эти материалы свидетельствуют и о грубых нарушениях должностными лицами, осуществлявшими производство предварительного следствия, процессуальных норм и содержат в себе противоречия. На все это было указано Главной военной прокуратурой в постановлении от 5 января 1944 года, но они не были устранены при производстве доследования в 1944 году.

^ В уголовном деле кроме признаний обвиняемых нет никаких объективных доказательств принадлежности... Горского к агентуре английской и немецкой разведок.

В 1969–1970 годах по настоящему уголовному делу Управлением КГБ СССР по Калужской области проводилось возбужденное военным прокурором Московского военного округа производство по вновь открывшимся обстоятельствам, в ходе которого компетентные органы сообщили, что они не располагают сведениями о принадлежности... Горского к агентуре спецслужб противника, в частности английской, немецкой, японской и польской разведок.

Дополнительная проверка также показала, что... Горский привлечен к уголовной ответственности необоснованно, однако выводы по материалам проверки сделаны не в пользу названных лиц...

Таким образом, тщательный и объективный анализ материалов архивного уголовного дела № 10235 с позиций сегодняшних требований восстановления справедливости в стране показывает, что... Горский Александр Константинович привлечен к уголовной ответственности необоснованно".

В своих показаниях 1943 г. Горский рассказывает о своих встречах с Максимом Горьким, о людях, окружавших великого пролетарского писателя в последние годы жизни, о своих знакомых в Калуге. В их числе были дочери знаменитого ученого и философа Константина Эдуардовича Циолковского – Мария и Любовь Циолковские, дочь его друга Николая Александровича Сетницкого – Ольга и ее подруга Екатерина Крашенинникова. Во многом благодаря этому "дочерне-творческому активу"32 и усилиям жены Александра Константиновича – Марии Яковлевны Монзалевской архив А.К.Горского и Н.А.Сетницкого был сохранен до наших дней.

Следующая реабилитация последовала через 56 лет. В Постановлении прокуратуры Московского военного округа от 15 апреля 1999 г. говорится: "Гражданин Горский Александр Константинович, 1884 г. рождения, уроженец дер. Стародуб бывшей Брянской губ., без определенных занятий, необоснованно арестованный 31 января 1943 г. управлением НКВД по Тульской области по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-1 "а" и 58-10 ч. 2 УК РСФСР и умерший 24 августа 1943 г. в местах заключения, в соответствии со ст. ст. 3 п. "а" и 5 п. "а" Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. является реабилитированным (посмертно)".

Ниже вниманию читателя предлагаются материалы из трех архивных следственных дел в отношении русского философа А.К.Горского. Все документы публикуются впервые; орфография и синтаксис, в основном, сохранены (в том числе написания имен собственных и географических названий). По возможности в тексте воспроизведены реквизиты публикуемых документов. Исправлены только явные опечатки и ошибки, затрудняющие восприятие текста. Опущенные фрагменты отмечены отточиями в квадратных скобках. Рукописный текст в документах набран курсивом. Комментарии помещены в конце текста. Сведения о ряде лиц, упомянутых в документах, к сожалению, автором не выявлены.

Автор выражает глубокую благодарность за помощь в подготовке публикации Н.Н.Воякиной, А.Г.Гачевой, Т.М.Голышкиной и Н.М.Перемышленниковой.

 

^ ИЗ МАТЕРИАЛОВ АРХИВНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЛ

В ОТНОШЕНИИ ГОРСКОГО АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА

ОТ 1927, 1929 И 1943 ГГ.

 

ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВНОГО СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА

№ Р-15997 (1927 ГОД).

 

1.

^ ОРДЕР НА АРЕСТ

С.С.С.Р.

Объединенное Государственное Политическое Управление

ОРДЕР № 7823

10 июня дня 1927 г.

Выдан сотруднику Оперативного Отдела О.Г.П.У.

Чечеткину

на производство Ареста

Горского-Горностаева Александра Константиновича

По адресу: ^ Б. Трубецкой пер. д. 4 кв. 14

Место
для
печати
Круглая гербовая печать красного
цвета; по кругу надпись: Объединенное Главное Политическое Управление при СНК СССР)

Зам. Председателя О.Г.П.У. (подпись)
Начальник Оперативного Отдела (подпись)

Примечание. Все должностные лица и граждане обязаны оказывать лицу на имя которого выписан ордер, полное содействие для успешного выполнения.

Справка 150

ЦА ФСБ РФ. Д. № Р-15597. Л. 1. Подлинник. Рукопись. Автограф.

 

2

^ СЕКРЕТНЫЙ ОТДЕЛ ГПУ

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА № – июня мес 25 дня я, упол[номоченный] 6 отд[еления] СОГПУ Казанский А.В. допрашивал в качестве – (подчеркнуть) гр-на(ку). Горского-Горностаева Александра Константиновича

который(ая) на предложенные вопросы показал(а):

1) Фамилия, имя и отчество ^ Горский-Горностаев Александр Константинович

2) Возраст (число, м-ц, год и место рождения) 1882 г. 21 апреля, г. Стародуб

3) Бывшее сословие (социальное происхождение). Социальное положение и род занятий до революции и теперь с указанием адреса, должности и № телефона

^ Из дух[овного] сословия. Педагог уч[ебных] заведений (средних) – "латынь".

4) Профессия (до революции) педагог.

5) Местожительство (домашний и служебный адрес и № телеф[он] допрашиваемого родных и друзей)

Б[ольшой] Трубецкой, д. 4, кв. 14.

6) Национальность и подданство ^ Русский, гр-н СССР

7) Семейное положение (отец) Константин Гаврилович (мать) Мария Григорьевна

(живыми) (жена) Мария Яковлевна

(ее девичья фамилия) Монзолевская дети (сколько именно, возраст) – братья, сестры Борис, Василий, Елена, Нина

8) Образовательный ценз (первонач. образ, среднее, высшее, специальное, когда и какую школу закончил) дух[овное] училище в г. Стародубе – ок[ончил] 1898 г., семинария в г. Чернигове – ок[ончил] 1904 г., дух[овную] академию Московская – ок[ончил] 1910 г.

9) Где жил(а), служил(а)и чем занимался до войны 1914 г. (с 18 летн. возраста) профессорский стипендиат до 1911 г. при академии, народная школа в Ленинграде – до сент[ября] 1912 г., в Одесской дух[овной] семинарии, педагог и классный наставник, в гимназии Каменского в Одессе – педагог.

10) Тоже до февральской революции 1917г.–

11) Тоже до октябрьской 1917 г. – тоже

12) Тоже до момента допроса – тоже; с [I9]19 года, кроме того, "лекторской деятельностью" (история культуры), в 1920 г. "зав[едующий] лекторского бюро Вознесенского Уполитпросвета"; с 1922 г. "Москва, лит[ературная] деятельность".

13) Участие в профсоюзах, обществен., революционной деятельности до февраля 1917г.–

14) Тоже с февраля 1917 года до последних дней –

15) Сведения о прежней судимости и привлечению к следствию (при царизме и Сов-власти) в качестве обвиняемого где, когда, за что, и чем кончилось дело –

16) Партийность беспартийный

17) Отношение к существующей Соввласти (подробно) Сочувствую Соввласти

18) Отношение допрашиваемого свидетеля к обвиняемому –

Подпись допрашиваемого А.Горский

 

^ ПОКАЗАНИЯ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА:

Вопрос: – Вы мистик?

Ответ: – Да, я мистик, но считаю, что мистика должна быть изжита путем большего прогресса науки, я сторонник учения Федорова.

Вопрос: – Скажите, в Дивеево33 Вы ездили? Зачем?

Ответ: – Да, был, с целью исследования апокалиптического настроения, центром которого Дивеево является. Там много слышно и известно, тамошние настроения разделяются многими, напр[имер] пустынниками на Кавказе и другими. Ездил я с той целью, чтобы использовать это движение для направления его в иное русло, переведя его с рельс ожидания катастрофы для более непосредственного жизненного строительства. Мы, как я уже говорил, считаем необходимым, это движение использовать.

Вопрос: – Кто это "мы", о которых Вы говорите в[о] множественном числе?

Ответ: – Я говорю о себе и моем друге Сетницком, больше я никого не могу назвать, кто бы мог причислить себя к нам. Другие течения не подписываются под тем, что утверждаем мы.

Вопрос: – Письма предсказательницы Ермнонии и "пресвитера Ерма"34 найденные у Вас. Вы откуда достали?

Ответ: – Прихожанка храма Николы-Плотника, не могу вспомнить сейчас кто, дала мне его.

Вопрос: – А лично Вы этих Ерма и Ермнонию знали?

Ответ: – Нет.

Вопрос: – Что за Гумилевский, о котором идет речь в записках: "как узнать антихриста"?

Ответ: – Священник Илья Гумилевский35, который также принадлежит к числу индивидуалистов-апокалиптиков.

Вопрос: – (по предъявлении выписки из книги Булгакова36 "Два града") Вы разделяете взгляды Булгакова о том, что социализм "деформированный хилиазм, а последний порождение еврейской философии (религии)"?

Ответ: – Я считаю, что социализм есть результат или следствие предыдущих систем, в частности иудаизма и христианства. Разрушительное начало в социалистических учениях носит некоторый оттенок иудаизма, а творческий – христианства.

Вопрос: – Что за заметки о роли еврейства в Европе и Америке?

Ответ: – Это заметки для моего сочинения о Достоевском, освещающие отношение последнего к еврейскому народу. Я лично считаю, что евреи и христиане два назначенных для мировой миссии народа.

Вопрос: – Что за заметки об "устройстве домашней церкви или молельни, специальной купальни" спальни эротической, переодевании в женском платье и парик и т.д.?

Ответ: – Это просто заметки мои, не помню, в связи с чем, во всяком случае, это только соображения о том, как устроить большую квартиру, если бы такая была.

Вопрос: – Что за "тезисы об евреях"?

Ответ: – Это мои тезисы. Если они производят до некоторой степени антисемитское впечатление, то это потому, что, во-первых, они не окончены, а во-вторых, это наброски, мысли пока только для себя. Кроме того, мой взгляд на еврейство отличается от взгляда Нилуса37 тем, что я не считаю нужным, как он, оставаться пассивно-покорным, а пропагандирую перерождение еврейства через сознание глубокого родства между русским народом и еврейством. Я к нилусовской деятельности и к самому Нилусу совершенно никакого отношения не имею.

Вопрос: – Каково Ваше отношение к "евразийцам"38?

Ответ: – Я считал бы их подходящими по их идеям, так как они одно время были близки к учению Федорова или, точнее, к некоторым моментам его учения, напр. учения о роли азиатских народов в будущем и т.д. В последнее время, в связи с тем, что они превратились в партию, я в них несколько разубедился, перестал ценить их как явление серьезное.

Вопрос: – Как часто Вам, федоровцам, приходилось собираться?

Ответ: – В этом году совсем не собирались. Показание мне прочитано и с моих слов записано верно, в чем и подписываюсь.

А.Горский

На обороте: в строчке 9-ой читать не "христианство", а "русские".

А.Горский

25 июня 1927 г.

ЦА ФСБ РФ. Д. № Р-15997. Л. 3–5. Подлинник. Рукопись. Автограф.

 

3

^ ПРОТОКОЛ ДОПРОСА А.ГОРСКОГО ОТ 28 ИЮНЯ 1927 Г.

Мое отношение к евразийцам было мною указано в прошлый раз. Наше отношение к политике Соввласти следующее: по четырем основным моментам: а) отрицание и борьба с ним; б) вопрос об империализме и войне; в) отношение к деревне (лицом к деревне) и г) новые формы развития деревни "от отсталого земледелия к промышленному".

Мы считаем, что борьба с опасностью войны должна вестись путем распространения учения Федорова, а практически путем использования мощи армий для борьбы с природой. При полном овладении атмосферическими условиями "деревня возьмет преобладание над город[ом]", город станет "городом-деревней".

В отношении самой системы государства "Федоров высказывался за необходимость сильной власти" – монархии. Это, однако, не заставило меня блокироваться с самодержавием, я понимаю этот момент шире: вообще твердая власть, диктатура, но не обязательно монархия.

В отношении церкви мы считаем себя христианами и обвиняем церковников в том, что они перестали быть таковыми. По учению Федорова "кладбищенско-церковные объединения" должны стать центрами общественной жизни.

С евразийцами в личных связях мы не состоим. Сетницкий только интересуется ими, да разослал им сочинение совместное наше (мое и его) для зондировки. Послал я его и Максиму Горькому39. Последний собирается издать его с[о] своим предисловием (это речь идет о моем новом сочинении: "Федоров и современность")40.

Показание мне прочитано и с моих слов записано верно:

А.Горский

Добавление: учение Федорова более подходит для указанных выше четырех наших основных положений, чем марксизм, как мне кажется, так как учение Федорова более категорично и исключает возможность споров по принципиальным вопросам – об отношении к войне и к деревне.

А.Горский

ЦА ФСБ РФ. Д. № Р-15997. Л. 6. Подлинник. Рукопись. Автограф.

 

4.

^ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЕНИЯ

Июня "28" дня 1927 года, я уполномоченный 6-го отд[еления] СО ОГПУ Казанский А.В., рассмотрев следственное производство по делу № [46799] на гр-на Горского-Горностаева Александра Константиновича, нашел, что таковой создал небольшую группировку т[ак] называемых "федоровцев", занявшуюся пропагандой реакционного учения Федорова, вошедшую в сношения с антисоветской эмиграцией и т.д., стремясь использовать религиозные настроения верующих в антисоветских целях; почему постановляю: предъявить Горскому обвинение по ст. 58–14 УК.

Уп[олномоченный] 6-го отд[еления] СО ОГПУ Казанский

Настоящее постановление мне объявлено А.Горский

ЦА ФСБ РФ. Д. № Р-15997. Л. 7. Подлинник. Рукопись, Автограф.

 

5.

ПРОТОКОЛ

На основании ордера Объединенного Государственного Политического Управления за № 7823 от "10" июня мес. 1927 г. произведен обыск у гр. Горского в д. №4, кв. 14 по ул. Б. Трубецкой пер. Комис.

При обыске присутствовали: ^ Председ[атель] Домучкома Гульбис Ян Яковлевич, Горская Мария Яковлевна

Согласно данным указаниям задержаны: гражд.

Горский-Горностаев Александр Константинович

Взято для доставления в Объединенное Госполитуправление следующее (подробная опись всего конфискуемого или реквизируемого)

1. 32 книги масонской и теософской и др[угой] литер[атуры].

2. 1 фотокарточка.

3. 1 открытка.

4. 18 папок рукописей.

5. Каучуковая печать "Одесского религиозного общества".

6. Разная переписка.

Обыск производил: Комиссар Активного Отделения Чечеркин

При обыске заявлена жалоба от Горского-Горностаева

1) на неправильности, допущенные при обыске и заключавшиеся по мнению жалобщика – нет

2) на исчезновение предметов, не занесенных в протокол, а именно нет Все указанные в протоколе и прочтение его вместе с примечаниями лицами, у которых обыск производился, удостоверяем Председатель Домового Комитета Гульбис

Кроме того, подписали Горский-Горностаев, Мария Горская Производивший обыск Комиссар Активного Отделения Чечеркин

Копию с протокола получил Гульбис
  1   2   3   4   5




Похожие:

Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 icon© Макаров В. Г. Составление, вступительная статья и комментарии, 2002
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: интеллигенция и власть // Вопросы философии. 2002. №10. С. 108–155
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconАлександр Чвалюк моя попытка хождения во власть или Как жулики во власти сами себя избирают
...
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconЭкзаменационные вопросы по философии 2005 (дневные факультеты) Что такое философия? Проблемы и специфика философского знания. Структура и функции философии
Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconД дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: Уро ран, 2002. 299 с. Isbn
Рассматриваются две основные модели, используемые для анализа взаимоотношений массовой коммуникации и власти: модель доминирования...
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconТема Судебная власть в РФ
Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие и основные признаки. Ее соотноше­ние и взаимодействие с законодательной...
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconПереход власти к партии большевиков. Становление советской власти
...
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconВопросы для подготовки к государственному экзамену по уголовно-процессуальному праву на 2002/2003 учебный год
Типы (формы) уголовного процесса: история и современность. Отличительные черты обвинительного, инквизиционного, состязательного и...
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconТ. Б. Щепанская. Символическая репрезентация власти: атрибутика
Т. Б. Щепанская. Символическая репрезентация власти: атрибутика // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии....
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconКонтрольные вопросы по философии для студентов II курса Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
Ортодоксальные школы индийской философии (ньяя – вайшешика, санкхья – йога, веданта миманса)
Источник: В. Г. Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № С. 98–133 iconВопросы по философии
Основные этапы исторической эволюции предмета философии (античность, средневековье, Новое время, современная философия)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов