Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа icon

Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа



НазваниеПрограмма по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа
Дата конвертации31.07.2012
Размер227.12 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


ФИЛОСОФИЯ


Программа базового учебного курса


Москва 2000


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


ФИЛОСОФИЯ


Программа базового учебного курса

для студентов дневных, вечерних и

заочных факультетов


Москва 2000


Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Гуренко М.М.,

Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Матронина Л.Ф.,

Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А.

Редактор:

Шмарковский Л.Я.


Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом.

Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов МИРЭА.

Печатается по решению редакционно-издательского совета по гуманитарным наукам Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).


Рецензенты: к.ф.н., доц. Кондратьев В.М.

к.ф.н., доц. Селиванова О.Б.


© Московский государственный

институт радиотехники, электро-

ники и автоматики (технический

университет), 2000.


^ ФИЛОСОФИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

(Предисловие)


Философия – одна из наиболее древних форм умственного постижения человеком окружающего его мира, попытка с помощью разума проникнуть в величайшую тайну человеческого бытия – происхождение жизни, предназначение и роль в ней человека.

Приобщая к тысячелетнему духовному опыту человеческих исканий адекватного миропонимания, смысла жизни, добра и справедливости, к истории интеллектуального развития человечества, философия увеличивает интеллектуальные и духовные потенции человека, помогает включить профессиональную деятельность в контекст общекультурных процессов.

Философское образование исключительно важно для специалиста любого профиля. Особую актуальность, однако, оно приобретает в техническом вузе. Это – один из важнейших каналов гуманитаризации технического образования, формирования гуманистически ориентированного мировоззрения будущих специалистов – творцов техногенных реалий.


В этом в значительной мере и заключается смысл и необходимость изучения философии как учебной дисциплины в высшей профессиональной школе.

Исходя из таких соображений, кафедра философии, социологии, политологии МИРЭА разработала Программу учебного базового курса «Философия». При этом стержневой проблемой является проблема человека, его существования, в которой фокусируются все аспекты философского знания. Программа в значительной мере адаптирована к особенностям студенческой аудитории технического вуза. Переработан также и историко-философский блок курса. Предусмотрено изучение во многом оригинальных идей представителей русской философской мысли.

Программа в максимально возможной мере учитывает требования Государственного образовательного стандарта РФ.

К Программе прилагается список литературы ко всему курсу философии, а также литература к каждой теме.

^ ТЕМА 1.  ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО

В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


Предмет философии. Философия как особый тип духовной деятельности. Место и роль философии в культуре.

Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Человек – центральная проблема философии. Творчество и свобода – важнейшие детерминанты человеческого существования. Философия как самопознание человека, мудрость и любомудрие. Философия как самосознание культуры.

Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философия науки и техники.

Природа философских проблем. Философские направления и школы. Принципиальная плюралистичность философского знания.

Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая.

Место и роль философии в жизни человека и общества. Изменение предмета философии в ходе истории.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


АХУТИН А.В., БИБЛЕР В.С. Что такое философия. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», 1996.

ЛОСЕВ А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991.

МАМАРДАШВИЛИ М. Как я понимаю философию. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1992.

МОТРОШИЛОВА Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.

СОЛОВЬЕВ В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии. Соч. в 2-х томах. Т.1. – М.: Правда, 1988.


^ ТЕМА 2.  ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока и возникновение философской мысли. Космоцентризм и антропоморфизм древневосточной философии.

Мифология и предфилософия Древнего Китая («И-цзин», «Ши-цзин»). Космогоническая концепция китайской натурфилософии и ее влияние на социально-политические и этические воззрения. Философствующий тип мудреца. Лао-цзы и Кун Фу-цзы о природе человека и знания. Основные школы «золотого века» классической философии: конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя.

Влияние Вед на становление индийской философии. Идея первоначала. «Бхагавадгита»: учение о дхарме как всеобщем законе бытия. Древнеиндийская философия о мире, человеке и его предназначении: единство и многообразие взглядов. Классические индийские школы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Философские основы буддизма.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


КОНФУЦИЙ. Я верю в древность. – М.: Республика, 1995.

ЛУКЬЯНОВ А.Е. Становление философии на Востоке. (Древний Китай и Индия). – М.: ИНСАН, РМФК, 1992.

ЧАТТЕРДЖИ С., ДАТТА Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1994.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.


^ ТЕМА 3.  АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Древняя Греция – колыбель европейской философской культуры. Космоцентризм ранней греческой философии. Мудрецы и первые философские школы (милетская, элейская, пифагорейская): натурфилософия и понимание человека как «микрокосма». Смещение предмета философии на осмысление человека и его души (Сократ). Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии, их влияние на формирование европейской философии. Нравственно-этические учения древних греков (киники, стоики, эпикурейцы). Плотин и неоплатонизм – завершение античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


АСМУС В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986.

ЛОСЕВ А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.

МОТРОШИЛОВА Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.

ЧАНЫШЕВ А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1991.


^ ТЕМА 4.  ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Трансформация позднеантичной (эллинистической) философии в процессе становления христианства. Теоцентризм – фундаментальный принцип миропонимания в эпоху европейского Средневековья. Особенности христианского понимания человека: разум и свобода воли, соотношение души и тела, Бога и человека. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема универсалий (реализм и номинализм).


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


АВГУСТИН АВРЕЛИЙ. ИСПОВЕДЬ; ПЕТР АБЕЛЯР. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992.

МАЙОРОВ Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979.

Философия средневековья. Хрестоматия. Кн.I. СПб.: Изд. Балтийского госуд. технич. ун-та. 1994.

ЧАНЫШЕВ А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

ШТЕКЛЬ А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996.


^ ТЕМА 5.  ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Антропоцентризм, гуманизм – отличительные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе. Гуманизм неоплатонизма – философская основа Ренессанса. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский). Философское учение Н.Кузанского. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и учение о Бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


БАТКИН Л. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российский гос. ун-т, 1999.

ИЛЬИН В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПб.: Изд-во института инженеров железнод. транспорта, 1992.

СОКОЛОВ В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

МОТРОШИЛОВА Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.


^ ТЕМА 6.  ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XVI-XVII ВВ.)


Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Разработка методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира, ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Учение о природе и субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ИЛЬИН В.В. Философия Нового времени. – СПб.: Изд-во института инженеров железнод. транспорта, 1993.

РАССЕЛ Б. История западной философии: в 2-х томах. Т.2. – М.: Миф, 1993.

РЕАЛЕ ДЖ., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С.161-214.

СОКОЛОВ В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. М., Высшая школа, 1996.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.


^ ТЕМА 7.  ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.)


Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения. Культ разума, его роли в усовершенствовании мира и улучшении жизни человечества. Просветительский материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро), деизм (Дж.Толанд, Вольтер), учение о естественных правах человека (Руссо). Формирование понятия «гражданское общество». Английское и американское Просвещение: теоретические основания новоевропейской демократии.

Влияние западноевропейской науки и философии на становление светской философии в России. М.В.Ломоносов и развитие русской материалистической традиции. Философская антропология конца XVIII в. (А.Н.Радищев).


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ДЛУГАЧ Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М.: Наука, 1995.

История философии: Запад–Россия–Восток (Кн.2. Философия XV-XIX вв.). – М.: Греко-латинский кабинет, 1996. – С.229-312.

Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994.

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 2 ч. Ч.1. – М.: Прометей, 1994. – С.245-277.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. – С.301-390.


^ ТЕМА 8.  НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX ВВ.


Немецкая классическая философия: единство и многообразие форм. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Понятие «категорического императива» в этике И.Канта.

Объективный идеализм и диалектический метод в учении Гегеля. Философия истории Гегеля.

Антропологический материализм и критика религии в философии Л.Фейербаха.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


БУШУЕВА В.В. Философия XIX века. – М.: Изд-во Московского экстерн. гуман. Университета, 1994.

ГУЛЫГА А.В. Кант. – М.: Соратник, 1994.

МОТРОШИЛОВА Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.: Наука, 1990.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика, 1995.


^ ТЕМА 9.  НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

XIX ВЕКА


МАРКСИЗМ. Переосмысление предмета и роли философии. Философия как учение о закономерностях развития природы, общества и сознания. Диалектический и исторический материализм. Бытие и сознание. Практика и познание. Философия как теория революционного преобразования общества.

ПОЗИТИВИЗМ. О.Конт: стадии развития человеческого мышления. Соотношение науки и философии в позитивизме. Переосмысление предмета философии. Г.Спенсер: идеи глобального эволюционизма.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (МАХИЗМ). Философия Э.Маха и Р.Авенариуса. Позитивистская методология: сенсуализм, редукционизм, сциентизм.

НЕОКАНТИАНСТВО. Методология наук о духе (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Кризис классической рациональности во второй половине XIX в. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Волюнтаризм как альтернатива рационализму. «Воля к жизни» и «воля к власти». Этические учения Шопенгауэра и Ницше.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


МАРКС К. Экономически-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.

НИЦШЕ Ф. Так говорил Заратустра. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

РЕАЛЕ ДЖ, АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С.120-133, 189-213, 247-257, 265-278.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика, 1995.


^ ТЕМА 10.  СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ

ФИЛОСОФИЯ


Роль философии как интегрирующего фактора культуры (XX в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров.

Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия.

Религиозная философия ХХ века (неотомизм, персонализм) о мире и человеке.

Проблемы методологии научного познания в неопозитивизме. Концепция науки в постпозитивизме; структурализм, «критический рационализм».

Прагматизм и понимание истины.

Герменевтика и ее взгляд на познание.

Феноменология: природа и содержание сознания. Культура и ценности человеческого бытия.

Основные тенденции философии конца ХХ века; попытки синтеза различных философских направлений и поиски новой модели рациональности. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ГАЙДЕНКО П.П. Проблема рационализма на исходе ХХ века // Вопросы философии. – 1991. – № 5.

ЗОТОВ А.Ф., МЕЛЬВИЛЬ Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994.

МУНЬЕ Э. Что такое персонализм? – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1994.

ПОППЕР К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Культ. инициатива, 1992.

Современная западная философия. Словарь. – М.: ТОН – Остожье, 1998.


^ ТЕМА 11.  РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Формирование русской философской мысли. Основные периоды ее развития. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Становление самобытной философской проблематики (IX-XIII вв.). Историософские идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона. Формирование национального самосознания и русского типа мудрствования (XIV-XVII вв.) (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич). Возникновение русской философии (XVIII – I половина XIX в.) (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Роль «Общества любомудров» в теоретическом обосновании русского национального идеала. Философия истории в работах Чаадаева, Герцена и славянофилов. Философия всеединства В.С.Соловьева, ее влияние на русский религиозно-философский «ренессанс» конца XIX – начала ХХ в. (Н.Бердяев, Н.Лосский, С.Булгаков, А.Лосев и др.). Русский космизм в его религиозно-философском и естественнонаучном вариантах (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский).

Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Евразийство как новая разновидность русского самобытничества.

Русская философия в контексте мировой философской мысли.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ЗАМАЛЕЕВ А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995.

ЛЕВИЦКИЙ С.А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон, 1996.

Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А.Маслина. – М.: Республика, 1995.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.

Русская философия. Конец XIX – начало ХХ вв.: Антология. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993.


^ ТЕМА 12.  УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)


Бытие как философская категория. Основные виды бытия. Понятие «становление». Субстанция как общее основание многообразия бытия. Бытие, материя, природа. Представления о бытии и субстанции в истории философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понимание бытия в русской религиозной философии (С.Л.Франк, Н.А.Бердяев и др.). Понятие материального и идеального.

Пространство и время. Изменение содержания этих понятий в истории философской и научной мысли. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Картины мира: религиозная, философская, научная. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Квантово-релятивистская картина мира ХХ века.

Синергетика как теория самоорганизации систем. Ее место в современной научной картине мира. Современное понимание единства мира. Единство биосферы и космоса, общества и природы.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВЕРНАДСКИЙ В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.

ГОРЕЛОВ А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997.

КНЯЗЕВА Е.Н., КУРДЮМОВ С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. – 1992. – № 12.

МОИСЕЕВ Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. – 1999. – № 4.

ПРИГОЖИН И., СТЕНГЕРС И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986.


^ ТЕМА 13.  ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ

ЕГО ЖИЗНИ


Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме. Критический анализ биологизма, социологизма и рационалистических концепций.

Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Этика жизни (биоэтика).

Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, творчество, свобода. Понятие творчества. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Мораль, справедливость, право. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


БЕРДЯЕВ Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.

О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

ОГУРЦОВ А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. – 1994. – № 3.

Смысл жизни: Антология. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1994.

ФРАНКЛ В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

^ ТЕМА 14.  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Сущность философского подхода к обществу. Эволюция понимания общественной жизни людей в истории философии. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство.

Проблемы общественного развития и социального прогресса. Свобода и необходимость в общественном процессе. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Человек как движущая сила истории. Возрастание личностного начала в ходе исторического процесса. Личность и массы. Соотношение стихийности и сознательности. Насилие и ненасилие: их разновидности.

Культура – фактор социального развития, специфически человеческий способ бытия. Культура и цивилизация: взаимосвязь и противоречия. Диалог культур. Взаимосвязь социума, культуры и природы.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


АРЕФЬЕВА Г.С. Общество как объект социально-философского анализа: Учебное пособие / Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики. – М., 1995.

АРОН Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Издат. группа «Прогресс». – «Политика», 1992.

ГОБОЗОВ И.А. Введение в философию истории. М.: ТЕИС, 1993.

ВАСИЛЬКОВА В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной организации. – СПб.: Лань, 1999.

Очерки социальной философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1994.


^ ТЕМА 15.  ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ


Природа сознания и его уровни. Историко-философский аспект проблемы сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Язык и мышление. Информация, знак и значение. Знаки и символы: символика в жизни человека и общества. Проблема идеального. Общественная природа сознания. Активность сознания и особенности ее проявления. Самосознание и личность. Общественное и индивидуальное сознание.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВИДИНЕЕВ И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М.: Мысль, 1989.

ИВАНОВ А.В. Сознание и мышление. – М.: МГУ, 1994.

МИХАЙЛОВ Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М.: Наука, 1990.

ФРЕЙД З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.


^ ТЕМА 16.  ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

(ГНОСЕОЛОГИЯ)


Познание как социокультурный, социально-исторический процесс. Сознание и познание. Становление субъектно-объектного видения мира. Агностицизм. Знание и вера. Соотношение познавательной и практической деятельности в их историческом развитии. Основные принципы классической теории познания. Неклассическая теория познания и ее особенности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности: творчество и интуиция.

Проблема истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Законы формальной логики.

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Заблуждающийся разум?: многообразие вненаучного знания. – М.: Политиздат, 1990.

Знание за пределами науки. – М.: Республика, 1996.

ИЛЬИН В.В. Теория познания. Эпистемология. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

КАСАВИН И.Т. Познание в мире традиций. – М.: Наука, 1990.

ХИНТИККА Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. – 1996. – № 9.


^ ТЕМА 17.  ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ


Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Системность, обоснованность, универсальность и незавершенность научного знания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Структура научного познания, его методы и формы. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

Наука и техника. Философские аспекты техники. Соотношение науки и техники в процессе их исторического развития. Структура и функционирование научно-технической теории. Инженерная деятельность и проектирование. Современный этап инженерной деятельности.

Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Этика науки. Этические кодексы инженеров.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ГОРОХОВ В.Г., РОЗОВ В.М. Введение в философию техники. – М.: 1998.

КОЧЕРГИН А.Н. Методы и формы научного познания. Спецкурс. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

МИТЧЕМ К. Что такое философия техники? – М.: Аспект-Пресс, 1995.

ПОППЕР К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.


^ ТЕМА 18.  ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-

ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ


Традиционное, индустриальное и информационное общество. Понятие и сущность информационной революции: компьютеризация и информационные сети. Особенности и перспективы развития информационного общества. Знание, информация, непрерывное образование – основные ценности культуры информационного общества; демассификация, индивидуализация, мобильность, суперсимволичность, плюрализм – ее основные черты.

Информационная культура и возможности самореализации человека. Новые требования к человеку в постиндустриальной цивилизации. Перспективы духовного, морального и интеллектуального развития личности в условиях массовой информатизации.

Сложности и противоречия становления информационного общества. Этические проблемы компьютеризации.

Глобализация как последствие информационной революции и условие существования информационного общества. Информационный разрыв между развитыми и развивающимися странами.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


АБДЕЕВ Р.Ф. Философия в информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994.

ВОРОНИНА Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995.

ГЛИНСКИЙ Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1990.

ИНОЗЕМЦЕВ В.Л. Теория постиндустриального общества как методическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. – 1997. – № 10.

РАКИТОВ А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991.


^ ТЕМА 19.  БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ


Предвидение будущего как условие деятельности человека и общества. Способы предвидения: утопический, гипотетический и прогностический. Проблема предвидения будущего в современной западной философии. Прогноз и реальность: информационные технологии и «самореализующийся прогноз».

Глобальные проблемы современности: понятие сущности, пути их познания и решения. Обострение глобальных проблем и будущее человеческой цивилизации. Совместные усилия человечества – основное условие решения глобальных проблем.

Космопланетарные факторы эволюции человечества. Возникновение информосферы и ноосферы. Возможность вселенского обитания человека. Предвидения и догадки о будущем в трудах представителей «русского космизма». Концепция «общего дела» в трудах Н.Ф.Федорова.

Исторические формы отношения к природе. Экофобность и экогуманизм. Философские аспекты экологических проблем. Вопросы сохранения и развития экосистемы человек–природа. Современные концепции коэволюции общества и природы. «Экологический императив».

Роль инженера в решении экологических, энергетических, антропологических и др. проблем, связанных с научно-техническим прогрессом. Оптимизация социальных, экологических и технических параметров инженерного проекта. Этика инженера.

Будущее: процветание человечества или крах цивилизаций? Правомерна ли эсхатология?

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ГОРЕЛОВ А.А. Социальная экология. – М.: Изд. РАН, Ин-т философии, 1998.

КОЧЕРГИН А.Н. Философия и глобальные проблемы. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

МОИСЕЕВ Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.

ОЛЕЙНИКОВ Ю.В., ОНОСОВ А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. – М.: 1999.

ФУКУЯМА Ф. Пересматривая грядущее // Свободная мысль. – 1998. – № 8.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПО КУРСУ

ФИЛОСОФИИ:


(УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ

ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ, СЛОВАРИ)


Антология мировой философии. – Т.1-4. – М.: Мысль, 1969-1972.

БЛИННИКОВ Л.В. Великие философы: Словарь-справочник для студентов. М.: Логос, 1997.

Историко-философское введение. Философская мысль с древних времен до эпохи Просвещения. Учебное пособие. – М.: МИРЭА (ТУ), 1997.

Историко-философское введение. Развитие философии от Канта до постпозитивизма. Учебное пособие. – М.: МИРЭА (ТУ), 1997.

История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 1-4. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995-1999.

Мир философии. Ч.1-2. – М.: Политиздат, 1991.

РАССЕЛ Б. История западной философии. Т.1-2. – М.: МИФ, 1993.

РЕАЛЕ ДЖ., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-4. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.

Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Современная западная философия. Словарь. М.: ТОН-Остожье, 1998.

Философия: Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Учебное пособие. Ч.1-2. М.: МИРЭА (ТУ), 1999.

Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983, 1989.


Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. Ч.1-2. – М.: Прометей, 1994.

Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1996.



Содержание










Философия как учебный предмет (Предисловие)

3







Тема 1.  Философия, ее предмет и место в культуре




человечества

4







Тема 2.  Философия Древнего Востока

5







Тема 3.  Античная философия

5







Тема 4.  Философия европейского Средневековья

6







Тема 5.  Философия эпохи Возрождения

7







Тема 6.  Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

8







Тема 7.  Философия Просвещения (XVIII в.)

8







Тема 8.  Немецкая философия XVIII-XIX вв.

9







Тема 9.  Неклассическая философия XIX века

10







Тема 10.  Современная западная философия

11







Тема 11.  Русская философия

12







Тема 12.  Учение о бытии (онтология)

13







Тема 13.  Природа человека и смысл его жизни

14







Тема 14.  Социальная философия

15







Тема 15.  Проблема сознания

16







Тема 16.  Философия познания (гносеология)

16







Тема 17.  Философия науки и техники

17







Тема 18.  Человек в информационно-техническом мире

18







Тема 19.  Будущее человечества. Глобальные проблемы

19

современности










Библиографический список по курсу философии




(учебники, учебные пособия, хрестоматии, словари)

21






Похожие:

Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconПрограмма для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
Программа предназначена для студентов дневного отделения факультета истории и международных отношений Брянского государственного...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconПояснительная записка Роль и место дисциплины
Программа предназначена для первого класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии,...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по философии для специальностей: «Фармация» 060108
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по философии для специальностей: «Педиатрия» 060103
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по обж для 9 класса Петрунина С. Н., учителя обж принято на заседании педагогического совета
Государственного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа обеспечивает изучение курса «обж» в соответствии с образовательным...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по обж для 8 класса Петрунина С. Н., учителя обж принято на заседании педагогического совета
Государственного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа обеспечивает изучение курса «обж» в соответствии с образовательным...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по обж для 7 класса Петрунина С. Н., учителя обж принято на заседании педагогического совета
Рабочая программа по курсу обж составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Программа по философии разработана в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом. Программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов мирэа iconРабочая программа по философии для специальностей: «Медико-профилактическое дело» 060104
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов