|
Благоприятные для человека условия жизни на Земле поддерживаются за счет непрерывной работы природных экосистем. Эффективность механизмов биосферной регуляции обеспечивается биологическим разнообразием на глобальном, биоценотическом, видовом и популяционном уровнях. Современные масштабы разрушения живого покрова планеты заставляют поставить приоритетную цель – безусловное сохранение имеющихся природных систем. Задача статьи – привлечь внимание научной общественности к необходимости сохранения биологического разнообразия как основы стабильности биосферы.^ Д.С. Павлов, Е.Н. Букварева Тревожные итоги тысячелетия Капитан экипажа шаттла Discovery Эллен Коллинз 4 августа 2005 г. передала с орбиты, что шокирована открывшимся ей зрелищем ущерба, который человек нанес природе Земли (http://news.bbc.co.uk/1/hi/sci/tech/4745963.stm). Благодаря проекту Google Earth (http://earth.google.com) сегодня в этом может убедиться каждый, кто имеет доступ в интернет. На рубеже тысячелетий стало ясно, что XX век был не только эрой научно-технической революции, но и эпохой самого массированного разрушения живого покрова Земли за всю историю человечества. ООН с 1972 г. проводит раз в 10 лет конференции по проблемам окружающей среды и глобального развития. Наиболее важные решения были приняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро: «Повестка дня на XXI век» [1], провозгласившая концепцию устойчивого развития, и Конвенция о биологическом разнообразии 1 [2]. К сожалению, через 10 с лишним лет после принятия этих документов приходится признать, что значимых успехов на пути к прекращению деградации биосферы не достигнуто [3]. Итоговый доклад международного проекта «Оценка экосистем на пороге тысячелетия», опубликованный в 2005 г., [4] убедительно доказывает глобальность масштабов и высокие темпы утраты природных экосистем и биоразнообразия. На сегодняшний день практически все наземные экосистемы Земли претерпели глубокие изменения в результате деятельности человека, в благоприятных для жизни и ведения сельского хозяйства природных зонах люди трансформировали и используют от 20 до 75% территории [4]. Продуктивных природных экосистем на Земле осталось совсем мало – это видно, если с карты мира убрать пустыни, полупустыни, ледники, а также сильно измененные человеком территории (рис.1). ![]() Рис.1. Оставшиеся массивы продуктивных природных экосистем суши. Белым цветом показаны малопродуктивные территории (пустыни, полупустыни, ледники), а также области, более трети которых изменено и используется человеком (по данным [4]). Серым цветом показаны травянистые и кустарниковые сообщества, черным - леса. Карта подготовлена на основе данных Global Land Cower 2000 (http://www-gvm.jrc.it/glc2000/ProductGLC2000.htm) Одновременно с сокращением площади живого покрова Земли происходит его упрощение. Последний обобщающий доклад, подготовленный в рамках Конвенции по биоразнообразию [5], в очередной раз предостерегает: богатство жизни сокращается на всех уровнях ее организации – от генетического разнообразия внутри отдельных популяций до разнообразия видов и экосистем в биосфере. Темпы этого разрушительного процесса не снижаются. Одним из глобальных индикаторов состояния биразнообразия является Индекс живой планеты, обобщенно показывающий тенденции изменения численности позвоночных животных в мире. Сегодня он включает данные примерно о 3600 популяций для 1300 видов в наземных, пресноводных и морских экосистемах разных регионов Земли. Этот показатель с 1970 г. по 2003 г. снизился на 30% [6]. В настоящее время под угрозой исчезновения согласно критериям МСОП (Всемирного союза охраны природы) находятся от 10 до 50% видов среди хорошо изученных групп растений и животных [7]. Объемы потерь в мало изученных группах организмов точно оценить невозможно, поскольку подавляющая часть видов исчезает, оставшись неизвестной науке2. Происходящее позволяет говорить о «шестом массовом вымирании» (сотни ссылок на публикации об этом можно найти на сайте «The current mass extinction” http://www.well.com/~davidu/extinction.html). Исчезновение видов – это по-настоящему необратимый процесс обеднения биосферы. Из-за утраты местных форм и широкого распространения инвазий распределение видов на Земле становится все более гомогенным. Таким образом, биосфера разрушается в двух направлениях, взаимно усиливающих друг друга:
Воздействие человека на биосферу продолжает нарастать. По оценкам экспертов из Global Footprint Network [6] оно уже превысило критический уровень, который биосфера может компенсировать. Использование возобновляемых природных ресурсов (глобальный «экологический след»3) с 1961 г. по 2001 г. выросло в 2,5 раза и сегодня на 25% превышает суммарную биологическую продуктивность Земли. Критический рубеж был пройден в конце 1980-х годов. Сегодня ресурсы биосферы расходуются быстрее, чем они могут восстанавливаться. |
![]() | Исследование функций Цели урока Понятие функции синуса. Исследование функции (ее свойства). Уметь строить график функции. Находить по графику промежутки возрастания... | ![]() | Задача Для заданной графически функции: а записать аналитическое выражение функции Задача Заданную на графически функцию продолжить на четным и нечетным образом. Полученные функции разложить в тригонометрический... |
![]() | Функции школьной библиотеки Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы... | ![]() | Функции школьной библиотеки Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы... |
![]() | Тригонометрические функции. Тригонометрические функции числового аргумента Определение чётной, нечётной функции. Как расположены графики четной и нечетной функции? | ![]() | Тригонометрические функции. Тригонометрические функции числового аргумента Определение чётной, нечётной функции. Как расположены графики четной и нечетной функции? |
![]() | Урок по теме: Четные и нечетные Функции Цель урока: Ввести понятие четной и нечетной функции; научить определять четность и нечетность функции; Формировать умение исследовать... | ![]() | Учет квадратичной нелинейности Квадратичную по искомой функции (по зависимой переменной) нелинейность можно учесть в ланранжиане членом, пропорциональным кубу этой... |
![]() | Урок №1 Тема: Линейная функция и ее график Цели: ввести понятие линейной функции, научить находить по формуле значение аргумента и значение функции; научить составлять формулу... | ![]() | Контрольная работа №7 «. Производная функции. Уравнение касательной к графику функции» 1 вариант Решить уравнение, если Найти все значения параметра, при которых производная функции принимает только положительные значения |