Пешечные окончания icon

Пешечные окончания



НазваниеПешечные окончания
Дата конвертации31.07.2012
Размер254.8 Kb.
ТипДокументы
1. /Пожарский/V 20 правил игры в эндшпиле.doc
2. /Пожарский/V-1 Пешечные окончания.doc
3. /Пожарский/V-10 Ферзевые окончания.doc
4. /Пожарский/V-11 Борьба фигур без пешек.doc
5. /Пожарский/V-12 Лишнее качество при пешках.doc
6. /Пожарский/V-2,3 Фигура против пешки Позиционная ничья.doc
7. /Пожарский/V-4 Ладейные окончания.doc
8. /Пожарский/V-5-9 Легкофигурные окончания.doc
9. /Пожарский/VII-1 Атака Как надо и как не надо атаковать короля.doc
10. /Пожарский/VII-2 Атака на слабый пункт f2.doc
11. /Пожарский/VII-3 Атака на нерокировавшего короля.doc
12. /Пожарский/VII-4 Не рокируйте под атаку.doc
13. /Пожарский/VII-5 Атака при односторонних рокироыках.doc
14. /Пожарский/VII-6 Атака при разносторонних рокировках.doc
15. /Пожарский/VII-7 Контратака.doc
16. /Пожарский/VIII Ответы-стратегия.doc
17. /Пожарский/VIII Упражнения Основы стратегии.doc
18. /Пожарский/VIII-А Что такое стратегия и стратегический план.doc
19. /Пожарский/VIII-Б Мобилизация сил-главный стратегический принцип.doc
20. /Пожарский/VIII-В Центр.doc
21. /Пожарский/VIII-Г Расположение пешек - основа позиции.doc
22. /Пожарский/VIII-Д Взаимодействие сил.doc
23. /Пожарский/VIII-Е Борьба за линии и поля.doc
24. /Пожарский/VIII-Ж Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных.doc
25. /Пожарский/Заключение Совершенствование шахматиста.doc
20 правил игры в эндшпиле
Пешечные окончания
Ферзевый эндшпиль
Ладейные окончания
5. Коневые окончания
html">Vii атака на короля Как не надо и как надо атаковать короля
2. Атака на слабый пункт f7 (f2)
Бондаревский Каспарян
4. Не рокируйте под атаку
5. Атака при односторонних рокировках
6. Атака при разносторонних рокировках
На фланговую атаку контрудар в центре
351 Гулько Хюбнер
Viii основы стратегии
Б. Мобилизация сил глав­ный стратегический принцип
В. Центр
Г. Расположение пешек основа позиции Рассматривая различные ви­ды центра, мы могли убедиться, что выбор правильного плана игры в сильной степени зависит от располо­жения пешек как говорят, от пе­шечной конфигураци
Д. Взаимодействие сил
Е. Борьба за линии и поля
Ж. Ограничение подвижнос­ти сил противника и активи­зация собственных фигур
Заключение

Пешечные окончания

Глава V

Курс шахматных окончаний

Логику шахмат начина­ющим легче всего освоить, изу­чая окончания, когда на доске сравнительно небольшое коли­чество фигур.

Уже в первые месяцы шахматных занятий полезно знакомить детей с простейши­ми окончаниями, прежде всего, пешечными и ладейными.

Особо следует подчерк­нуть и затем многократно на конкретных примерах напоми­нать юным шахматистам, что окончания отличаются от дру­гих стадий шахматной партии двумя принципиальными осо­бенностями:

1) одна из задач окончания -проведение пешки в ферзи;

2) король, который в начале и в середине партии прятался на последней линии за своими пешками, в окончании стано­вится активной, атакующей фигурой.

Король может нападать на пешки и фигуры противника и помогать своей пешке пройти в ферзи.

Очень часто в окончани­ях даже при полном материаль­ном равенстве (одинаковое ко­личество фигур и пешек у бе­лых и черных) победы добива­ется тот из соперников, кто имеет активного, лучше распо­ложенного короля.

Поэтому опытный шах­матист после размена ферзей, при переходе партии в окончание, начинает думать о том, чтобы перевести своего короля или в центр, откуда королю легче контролировать оба флан­га, или на один из флангов, ес­ли у противника имеются там слабые пешки, хотя бы одну из которых можно выиграть.

I. Пешечные окончания


Умение правильно разы­грывать пешечные окончания исключительно важно для шах­матиста. Можно назвать по крайней мере три причины, по которым начинающие должны с особой тщательностью изу­чить пешечные окончания. Во-первых, в них наиболее нагляд­но проявляются многие шах­матные законы, поняв которые, можно будет их использовать и в более сложных позициях.

Во-вторых, к каждому продвижению пешки надо отно­ситься с особым вниманием, так как пешки назад не ходят и исправить ошибку нельзя (впрочем, это относится к игре пешками в любых позициях).

В-третьих, во многих пар­тиях шахматисту приходится решать вопрос - переходить ли в пешечное окончание или ос­тавить на доске по одной ладье или легкой фигуре. Последствия неправильного перехода в пешечное окончание, как правило, гибельны для партии.

Правило квадрата


Чтобы выиграть пешеч­ное окончание, необходимо до­вести пешку до последней гори­зонтали и превратить ее в фигу­ру, если на доске нет пата, то в ферзя.

Пешка, на пути которой нет неприятельских пешек, на­зывается проходной. Только ко­роль противника может догнать и уничтожить проходную пеш­ку, что он и старается сделать.

Для того, чтобы опреде­лить - догонит ли король про­ходную, существует простое правило - правило квадрата: если король при своем ходе входит в квадрат пешки, то до­гоняет ее (диагр.141).




 141







Правило квадрата


При ходе белых король входит в квадрат белой пешки g5 путем 1. Крс6 (квадрат опре­деляется полями g5-g1-c1-c5), до­гоняет пешку, и партия заканчи­вается вничью. Если в позиции на диаграмме ход черных, то после 1... g5-g4 проходная пешка входит в новый квадрат (g4-g1-d1-d4), король с поля b6 достичь этого квадрата за один ход не мо­жет, поэтому пешка неудержи­ма, и черные выигрывают.

Обычно дошкольники, умеющие считать до десяти, после непродолжительной тре­нировки легко усваивают пра­вило квадрата.

Когда королю мешает собственная пешка

Если король по диагона­ли догоняет проходную пешку, но на пути ему мешает собственная пешка, то из-за этой помехи партия может быть проиграна (диагр.142).




 142







Ход белых. Помеха на поле f6.

Белый король надежно контролирует поле f1 – превращения черной пешки "f", а вот надежды на выигрыш у белых могут быть связаны только с отрывом пешки «h».

Итак: 1. h4 Kpd4 (Чёрный король чувствует себя yверенно - ведь он в квадрате белой пешки "h") 2. h5 Кре5 h6 Кре6 (Увы, поле f6 занято! Приходится обходить свою пешку, теряется темп, теряется квадрат...) 4. h7, и пешечка посылает черному королю прощальный привет.




 143







Ход белых.

Черный король - в квадрате обеих белых пешек кажется, что черные легко делают ничью. Но не все так просто... 1. de Крс6 2. Крс2 (Белые делают выжидательный ход королем, и выясняется, что черному королю мешает своя же пешка на поле с7, из-за нее черный король вынужден от­ступить, т.е. выйти из квадрата пешки е6) 2... Крb7 3. е7, и пешка проходит в ферзи.

Король и пешка против короля. Оппозиция

Важнейшее для начинаю­щих окончание - король и пеш­ка против короля. Шахматист, имеющий лишнюю пешку, стремится выиграть, но при пра­вильной игре соперник создает ему трудности. Король силь­нейшей стороны должен про­двигаться впереди своей пешки.




 144







Ничья.

В позиции на диаграмме 144 белый король не успел выйти вперед, и черные добива­ются ничьей. Черный король вынужден будет отступать к последней линии, но должен делать это так, чтобы на каж­дый ход вперед белого короля занимать по отношению к нему положение оппозиции, когда короли расположены напротив друг друга через одно поле по вертикали.

1. f3 Kpf5! (Проигрывает 1. ... Kpg3, так как после 2. Кре3 Kph4 3. Kpf4 Kph5 4. Kpf5 белый король обеспечива­ет своей пешке продвижение до поля f8) 2. Кре3 Кре5! (Черные занимают оппозицию). 3. f4+ Kpf5 4. Kpf3 Kpf6 5. Kpg4 Kpg6 6. f5+ Kpf6 7. Kpf4 Kpf7 8. Кре5 Кре7 9. f6+ Kpf7 10. Kpf5 Kpf8 11. Kpg6 Kpg8! (Чер­ные владеют оппозицией, и это обеспечивает им ничью) 12. f7+ Kpf8 13. Kpf6 - пат.

Дети должны научиться правильно разыгрывать следую­щую позицию (диаграмма 145) — выигрывать белыми при ходе белых и делать ничью черными при ходе черных. Обычно это не вызывает трудностей после некоторой тренировки.



 145








При ходе белых - выигрыш, при ходе черных - ничья.

Сначала рассмотрим, как черные делают ничью при своем ходе.

1. ... Kpf7 2. Кре2 Kpf6 3. Кре3 Кре5! (Только оппози­ция позволяет черным сделать ничью. Если 3. ... Kpf5, то 4. Kpf3, и белые выигрывают). 4. Kpf3 Kpf5 5. Kpg3 Kpg5. Чер­ные держат оппозицию. Белые вынуждены продвинуть пешку, тогда получается уже разобранное окончание с ничьей.

Вернемся к позиции по­следней диаграммы и рассмот­рим, как белые выигрывают при своем ходе.

1. Кре2! (Быстрее коро­лем вперед! Этот ход обеспечи­вает победу) 1. ... Kpf7 2. Kpf3 Kpf6 3. Kpf4! (Белые владеют оппозицией) 3. ... Кре6 4. Kpg5 Kpf7 6. Kpf6 (Белый король продолжает оттеснять своего коллегу с помощью оппозиции) 5. ... Kpg7 6. Кре6 Kpf8 (Если 6. ... Kpg6, то 7. f4) 7. Kpf6 Kpg8 8. f4 Kpf8 9. f5 Kpe8 10. Kpg7 Кре7 11. f6+ Кре6 12. f7 Kpd5 13. f8Ф.

Если в позиции на по­следней диаграмме у белых пешка расположена на а2 или h2 (или на другом поле край­ней вертикали), то черные лег­ко достигают ничьей, так как невозможно удалить черного короля из угла. При белой пеш­ке "а" черный король стремит­ся к полю а8, при пешке "h" - к полю h8.

Рассмотрим следующую позицию (диаграмма 146).



 146








Ход белых.

Белые выигрывают пеш­ку, но не могут выиграть пар­тию:

1. Кр:а7 Кре7 2. а6 Крс8 3. Кра8 (Или 3. Крb6 Крb8 4.а7+ Кра8 5. Кра6 - пат.) 3. ... Крc7 4. а7 Kpc8, из-за ничья к пата.

Как оттолкнуть «плечом» короля.

В партии Шлаге - Ауэс (Берлин, 1921) возникла следующая позиция:



 147








Ход белых.

Простой расчет показывает, что белые первыми успевают к пешке а7 и выигрывают ее. Но достаточно ли это для победы?

В партии последовало 1. Кре6! Крс3 2. Kpd6? Kpd4 3. Крс6 Кре5 4. Kpb7 Крd6 5.Кра7 Крc7

(Черные успели занять оппозицию на поле с7 и не пропускают белого короля на поле b8) 6. Кра8 Kpc8, и партия кончилась вничью. Как впоследствии указал Майзелис, белые выигрывали ходом 2. Kpd5! Белый король "отталкивает плечом" черного короля. Это, конечно, шутка –короли не встречаются. Но в каждой шутке есть доля правды. Смысл хода 2. Kpd5 в том и состоит, что черные не могут сыграть 2. ... Kpd4, а вынуждены сделать бесполезный ход 2. ... Kpd3 (no сравнению с партией Шлаге -Ауэс продвижение черного ко­р*оля отстает на один ход, или, как говорят шахматисты, чер­ные "потеряли темп". Этого до­статочно, чтобы белый король съел пешку а7 и вышел с ли­нии "а" на линию "b"). 3. Крс6 Kpd4 4. Kpb7 Крс5 5. Кр:а7 Крс6 6.Крb8, и пешка "а" про­ходит в ферзи.

Таким образом, в пози­ции из партии Шлаге - Ауэс белые могли выиграть, поста­вив своего короля на поле d5 для заслона черному королю. Для этого белый король должен был двигаться к пешке по ло­маной линии Kpf7-e6-d5-c6-b7.

"Золотое" правило оппозиции

Мы познакомились с од­ним из важных шахматных по­нятий - оппозицией.

Оппозиция - это такое расположение королей, когда они находятся на одной линии (вертикали, горизонтали или диагонали).

Вот как звучит "золотое" правило оппозиции:

"Если короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то оппозицией владеет тот из партнеров, кто ходил последним. Владею­щий оппозицией получает пре­имущество".

Если между королями одно поле, оппозиция называет­ся ближней, если три или пять полей, оппозиция называется дальней.

Владение оппозицией часто позволяет выиграть пе­шечное окончание даже с рав­ным количеством пешек или сделать ничью без пешки (диаг­рамма 148).



 148








Ход белых. Белые выигрывают.

Если шахматист не зна­ком с "золотым" правилом оп­позиции, то ему нелегко будет найти единственный выигрыва­ющий ход: 1. Кре2! (Белые за­нимают дальнюю вертикальную оппозицию). 1. ... Kpd7 2. Kpd3 (Белые продолжают владеть оп­позицией) 2. ... Kpd6 3. Kpd4 Крс6 (После 3. ... Кре6 4. Крс5 Kpf5 5. Kp:b5 Kpg4 6. Крс4 Kp:h4 7. b5 Kpg4 8. b6 h4 9. b7 h3 10. b8Ф белые выигрывают) 4. Кре5 Крс7 5. Kpd6 Крb6 6. Kpd6 (Белые занимают ближ­нюю горизонтальную оппози­цию и оттесняют черного коро­ля от пешки b5) 6. ... Кра6 7. Крс6 Кра7 8. Kp:b5 Kpb7 9. Крс5 Крс7 (Только после про­игрыша пешки черные смогли занять оппозицию, но их поло­жение проигранное, так как имеются пешки на противопо­ложном фланге, куда и направ­ляется белый король) 10. Kpd5! (Именно так! Не следует при­ближать пешку "b" к черному королю. Пусть он потратит вре­мя на движение к ней) 10. ... Крb6 11. Кре5 Крb5 12. Kpf5 Kp:b4 13. Kpg5 Крс5 14. Kp:h5 Kpd6 15. Kpg6! Кре7 16. Kpg7! Белый король успел вовремя.

Если бы его черный коллега за­нял поле f8, то была бы ничья. Теперь же пешка "h" проходит в ферзи беспрепятственно.

Запасные ходы для овладения оппозицией

В следующей позиции (диаграмма 149) ход белых. Это означает, что черные владеют оппозицией.



 149








Ход белых.

Белые выигрывают.

Почему же белые доби­ваются победы? Дело в том, что в нужный момент белые сдела­ют выжидательный ход пешкой с4-с5 и передадут очередь хода черным. 1. Kpd5 Kpc8 2. Крd6 (Грубой ошибкой был бы ход 2. с5, так как черные делают ни­чью, отвечая 2. ... Крс7) 2. ... Kpd8 3. с7+ Kpc8, и теперь бе­лые выигрывают выжидатель­ным ходом 4. с5.

Матаев Далфун (Ставропольский край, 9 лет) - Ишбулатов Сагат (Уфа, 9 лет)



 150








Ход белых.

Следующая позиция воз­никла в финале первенства Рос­сийской Федерации среди маль­чиков до 10 лет (Ярославль, 1994).

Белым невыгодно играть 1. Кре5 из-за 1. ... Крс5. Если же первым ходом белые двига­ют пешку 1. b4, то черные за­нимают оппозицию 1. ... Kpd6, легко добиваясь ничьей.

Поэтому, пытаясь запутать соперника, Матаев сыграл 1. Кре3. Последовало: 1. ... Крс5 2. Kpd3 Крс6? 3. Кpd4! Kpd6 (Черные заняли оппозицию, но у белых есть важный запасной ход) 4. b4 (Передаёт очередь хода черным и отнимает у черных важное поле с5) 4. ... Крс6 5. Кре5, и белые выигрывают обе черные пешки ферзевого фланга, а с ними и партию.

Ничья достигалась легко (вместо 2. ... Крс6?) ходом Kpd6 и теперь если 3. b4, то 3. ... Kpd7 4. Kpd4 Kpd6, а в случае 3. Kpd4 Крс6 повторялась начальная позиция.

Запасной темп для овладения оппозицией часто выигрывается путем жертвы одной из сдвоенных пешек (диаграмма 151).



 151








Ход белых.

Черные владеют оппозицией и кажется, что добиваются ничьей, так как на королевском фланге одна пешка удерживает две сдвоенные пешки белых.

Однако белые выигрывают темп для запасного хода путем жертвы пешки и овладевают оппозицией: 1. h6! gh 2. h5 Kpd5 3. Крb4, и белые выигрывают.

Король и две пешки против короля с пешкой


Следующее важное и час­то встречающееся в практике начинающих окончание - король в две пешки против короля с пешкой (диаграмма 152).



 152








Ход белых. Белые выигрывают.

Черные заняли оппози­цию, поэтому белый король не может ходить вперед, и прихо­дится делать ход пешкой. Но грубой ошибкой было бы 1. с3+ из-за 1. ... dc+ 2. dc+ Kpc4, и черные добиваются ничьей. По­этому 1. d3. Теперь черные могут ответить 1. ... Кра4 или 1. ... Крс5.

. а) 1. ... Кра4 2. с3 dc+ 3. Кр:с3 Kpb5 4. Kpd4 Крс6 5.Кре5 Kpd7 6. Kpd5, и белые выигрывают.

б) 1. ... Крс5 2. Кра3! (Белые занимают диагональную оппо­зицию - короли расположены через одно поле по диагонали) 2. ... Kpb5 3. Крb3 Крс5 4. Кра4 Kpd5 5. Крb5! (Белые занимают горизонтальную оппозицию) 5. ... Кре6 6. Крс6 Кре5 7. Крс5 Кре6 8. Kp:d4, и с двумя лиш­ними пешками белые легко вы­игрывают.

Король гуляет "по треугольнику"

Когда для овладения оп­позицией необходимо передать очередь хода сопернику, а за­пасных ходов пешками уже нет, надо посмотреть, нельзя ли сыграть королем "по треуголь­нику" (диаграмма 153).
Г.Фарни

(теоретическое окончание)



 153








Ход белых. Белые выигрывают.

Прямолинейный ход 1. Крс5 не позволяет продвинуть­ся королем вперед из-за 1. ... Крс7 и в случае 1. Kpd6 черные владеют оппозицией 1. ... Kpd8 2. с7? Kpc8, и ничья.

Чтобы белые могли вы­играть, надо, сохранив началь­ную позицию, передать очередь хода черным. Тогда на любой ход черного короля белые овладевают оппозицией.

Передача хода соперни­ку достигается движением ко­роля "по треугольнику":

1. Kpd4 Kpd8 (Черные для ничьей должны так манев­рировать королем, чтобы на ход Kpd5 ответить Крс8) 2. Крс4! Крс8 (На восьмой горизонтали королю тесно и он вынужден вернуться на с8) 3. Kpd5! (Возни­кла начальная позиция, но ход черных. Белые овладевают оп­позицией и выигрывают) 3. ... Крс7 4. Крс5 Крс8 5. Kpb6, и бе­лые выигрывают вторую пешку.

Лишняя пешка — никогда не лишняя

Один пожилой шахма­тист первого разряда любил го­ворить своим соперникам: "У меня нет лишней пешки. У ме­ня их столько, сколько надо. Это у вас одной не хватает".

Если пешки расположе­ны на двух флангах, то лишняя пешка (если она не сдвоенная) в пешечном окончании обычно обеспечивает легкую победу. Сначала на том фланге, где лишняя пешка, производится размен пешек и организуется проходная. Король соперника вынужден бороться с этой про­ходной, а в это время король сильнейшей стороны покидает свою проходную, проникает к пешкам противника на другом фланге, уничтожает их и прово­дит свою пешку в ферзи (диаг­рамма 154).



 154








Ход белых.

1. Kpf2 Kpf4 2. g3+ Kpe4 3. h3 Kpe5 4. Кре3 Kpf5 5. Kpf3 Kpg5 6. а4 b6 7. b4 а5 8. b5!

В таких позициях полез­но не меняться, а сохранить свои пешки на ферзевом фланге, так как белый король равно уничтожит там все чёрные пешки.

8. ... Kpf5 9. h4 Kpg6 10. g4 hg 11. Кp:g4 Kph6 12. Kpf5 Kph5 13. Кре6 Kp:h4 14. Kpd6 Kpg4 15. Крс6 Kpf4 16. Kp:b6 Kpe5 17. Kp:a5 Kpd6 18. Kpb6 Kpd7 19. Kpb7 Kpd6 20. a5, и белые выигрывают.

При лишней пешке победа, как правило, не вызывает особых трудностей, однако и здесь требуется внимательность и точность. В частности, нельзя ошибиться, когда начинаешь двигать пешки для образования проходной. Какую пешку двинуть первой - этот вопрос часто имеет решающее значение.



 155








Ход белых.

Для выигрыша (диаграмма 155) белым необходимо образовать проходную на коро­левском фланге. Это достигает­ся надвижением пешек "g" и "h". Однако грубой ошибкой было бы 1. h3?? из-за 1. ... h4! и выясняется, что белые пешки неподвижны, одна пешка h4 тормозит две белые пешки g2 и h3. Позиция ничейная.

Победа достигается хо­дом 1. g3. Пешка, на вертикали которой нет пешки противника, называется пешкой-кандидатом (имеется в виду - кандидатом в ферзи). Как правило, надвижение пешек для образования проходной надо начинать с пешки кандидата.

Активный король — как лишняя фигура

Активный король в окончании нападает на слабые пешки, ограничивает подвиж­ность короля соперника и помо­гает своим пешкам продвигать­ся в ферзи (диаграмма 156).

Маттисон — Алехин


Прага. 1931



 156








Ход белых.

Белый король прорыва­ется на поле g6 и после продви­жения пешки h5-h6 черные не справляются с защитой на ко­ролевском фланге.

1. Kpf5 Кре7 2. Kpg6 Kpf8 3. f5 Kpg8 (С таким пас­сивным королем позицию не спасет даже Алехин). 4. h6 gh 5. Kp:h6 Kpf8 6. Kpg6 Кре7 7. Kpg7, и белые выигрывают.

Следующий пример - из творчества юных шахматистов.

Яковенко Дима (10 лет) - Ройз Миша (10 лет)

Первенство России среди мальчиков до 10 лет. Казань, 1993



 157








Ход белых.

Белые выигрывают из-за совокупности двух причин:

1) у белых более активный король, он оттеснил черного ко­роля на седьмую линию и на­пал на пешку d5, чем связал ее единственную защитницу пешку с6;

2) на ферзевом фланге у чер­ных ослаблена позиция из-за сдвоенных пешек (если бы пеш­ка с7 стояла на b7, была бы ни­чья).

1. b5! cb (приходится бить этой пешкой) 2. Kp:d5 Kpd7 3. Крс5 Kpd8 (или 3. ... с6 4. Kpb6 Kpd6 5. Кр:а6 Крс7 6. Кра7+-) 4. Крс6 Крс8 5. d5 (активность белого короля при­несла успех - черный король оттеснен на восьмую линию и не в состоянии защитить пеш­ки а6 и b5) 5. ... Крb8 6. d6. После этого хода черные сда­лись из-за варианта 6. ... cd 7.Kp:d6 Kpb7 8. Kpd7 Kpb8 9. Крс6 Кра7 10. Крс7, и белые выигрывают две пешки. Но черные совсем не обязали бить пешку d6. Ходом 6. ... Крс8! они могли поставить белым ло­вушку: 7. dc? b4, и ничья. Или 7. d7? Kpd8 8. Kpb7 с5, и по­беждают уже черные. И все-та­ки черные сдались правильно - белые выигрывают ходом 7. Kpd5 Kpd7 8. dc Kp:c7 9. Крс5.

Еще проще победа дости­галась активным ходом короля 6. Kpd7 и только после 6. ... Kpb7 7. d6! с5 8. Кре8 b4 9. d7.

Отдаленная проходная пешка


В следующей позиции на королевском фланге пешки рас­положены совершенно одинако­во, а на ферзевом - у белых пешка "а", у черных - пеш­ка "с" (диаграмма 158).



 158








Ход чёрных. Белые выигрывают.

О таких позициях гово­рят, что у белых отдаленная проходная. Имеется в виду, что проходная пешка "а" располо­жена дальше от пешек королев­ского фланга, чем проходная пешка "с".

Преимущество имеет тот, у кого отдаленная проходная. План выигрыша прост: белые от­дают пешку «а», забирают пешку «с», оба короля движутся к пешкам королевского фланга, но белый король первым начинает бить пешки противника.

1. ... Кр:а3 2. Крс4 Kpb2 3. Кр:с5 Крс2 4. Kpd5 Кр:d2 5. Кре5 Кре2 6. Kpf5 Kpf2 7.Kp:g5 Kp:g2 8. Kpg4! (только этим ходом, занимая оппозицию, белые обеспечивают победу. Теперь очередь хода за чёрными, и они вынуждены сделать проигрывающий ход) 8. ... Kpf2 (Или 8. ... Kph2 9. Кр:h4) 9. Kp:f4 Kpg2 10. Kpg4 Kph2 11. f4, и белые выигрывают.

«Прибежали санитары – зафиксировали нас» (как малыми силами удержать превосходящие силы противника)

Рассмотрим два примера из книги чемпиона мира Рауля Капабланки "Учебник шахматной игры", в которых иллюстрируется "один из наиболее ценных шахматных принципов, а именно принцип силы — одна пешка удерживает две неприятельских" (Капабланка).



 159








Ход белых

В этой позиции (диаграмма 159) - полное материальное равенство.

Белые имеют лишнюю пешку на королевском фланге, черные - на ферзевом.

Но у белых есть два по­зиционных преимущества. Во-первых, их король на один ход ближе к центру. Во-вторых, на ферзевом фланге черная пешка-кандидат отстала от своей соседки -пешки "а". Это последнее обстоятельство имеет решающее значение для результата пар­тии, так как ход белых, и они могут одной пешкой "а" зафик­сировать (сделать неподвижны­ми) две пешки противника. Но сначала заметим, что если бы был ход черных, они могли ис­править недостатки своего по­ложения, играя Kpe8-d7-c6 и затем надвигая пешку-канди­дата b7-b5.

При ходе белых они вы­игрывают 1. а4! Kpd7 2. Kpd3 Крс6 3. Крс4 (Позиция прояс­нилась. Белые удерживают пре­восходящие силы противника на ферзевом фланге и готовы приступить к образованию про­ходной на королевском) 3. ... b5 (Черные подготовили ловушку) 4. g3 (Только так! Первой начи­нает движение пешка-канди­дат. Ошибочно было бы 4. h3?? из-за 4. ... h4, белые пешки не сдвинутся с места). 4. ... b6 5. h3 Kpd6 6. Крb5 Крс7 7. g4, и белые выигрывают.



 160








Ход белых.

Вторая позиция Капа­бланки более сложная, так как на ферзевом фланге две пешки белых борются с тремя пешка­ми черных (диаграмма 160).

Пользуясь тем, что чер­ная пешка "b" отстала от своих соседок, белые первым же хо­дом спешат застопорить все пешки ферзевого фланга: 1. а4! (теперь черные пешки "а", "b", "с" самостоятельно не в состоя­нии двинуться. Поэтому чер­ный король спешит им на по­мощь) 1. ... Крс6 2. Kpd3 b5 3. ab+ Kp:b5 4. Крс3 (Здесь Капабланка прерывает анализ, пре­доставляя ученикам возмож­ность закончить его самостоя­тельно. Думается, что для боль­шинства начинающих позиция остается неясной, поэтому про­должим вариант) 4. ... с4 (Или 4. ... а4 5. ba+ Kp:a4 6. Крс4, и белые выигрывают) 5. bс+ Крс5 (Теперь у черных отдаленная проходная "а", к которой дол­жен будет отвлечься белый ко­роль. Поэтому белые должны спешить организовать две проходные, с которыми черный король не справится). 6. f3! a4 7. e4! a3 8. е5! (Так как белый король - в квадрате черной пешки "а", белые успевают сде­лать этот выигрывающий ход - теперь белые проходные "с" и "е" неуязвимы) 8. ... а2 9. Kpb2 f4 10. Кр:а2 g5 11. Крb3, и бе­лые выигрывают.

В одной из партий дет­ского турнира второго разряда возникла следующая позиция (диаграмма 161).



 161








Ход белых.

На доске - материальное равенство, по пять пешек. Но если белым удастся на королев­ском фланге разменять две пешки и организовать проход­ную, то черный король вынуж­ден будет отвлечься на королев­ский фланг, и белые легко вы­игрывают, уничтожая все чер­ные пешки на ферзевом фланге.

Итак, белые начинают движение пешек королевского фланга: 1. f5?? (Прекрасная ил­люстрация важнейшей шахмат­ной мысли: нельзя играть по шаблону, на основании заучен­ных общих правил, а необходи­мо вникать в каждую конкрет­ную позицию. В данном случае движение пешки-кандидата - грубая ошибка. Надо было обра­тить внимание, что белая пешка "g" отстала. Белые выигрывали путем 1. g4 или 1. h5) 1. ... h5! (Вот в чем дело! Теперь на королевском фланге две черные пешки удерживают три неприятельских, и белые пе­шечки "h", "g" и "f” могут хором спеть отрывок из песни Владимира Высоцкого "Прибе­жали санитары - зафиксировали нас". Однако на этом приклю­чения в партии еще не закон­чились. Видимо, обрадовавшись, что удалось спасти партию, черные, сделав ход 1. ... h5, предложили ничью, которая и была принята соперником. А между тем, после 2. b4 (Не помогает и 2. а4 bа 3. bа а5) 2. ... а6 черные легко выигрывали благодаря проходной пешке "d".

Защищённая проходная

Несмотря на одинаков число пешек у обеих сторон, в следующей позиции белые выигрывают, так как у них защищённая проходная пешка (диаграмма 162).



 162








Ход белых.

Защищенная проходная часто еще опаснее, чем отдалённая проходная, так как король противника не может её уничтожить, даже находясь рядом.

План выигрыша для белых прост – организовать проходную на ферзевом фланге, а если не удастся сохранить пешки "а" и "с", то после разменов подойти к королевскому флангу и выиграть пешку g5.

1. а4 Кре5 2. ab коем случае не 2. с4??, так как черные отвечают 2. ... b4, образуя свою защищенную проходную, и получается ничья) 2. ... cb 3. с4 b4 4. с5, и черный роль не может задержать проходные "с" и "f".

Чья пешка первая проходит в ферзи

Шахматистам во время партии часто приходится рассчитывать, чья пешка первая проходит в ферзи. Если пешки достигают последней горизонта­ли одновременно, необходимо внимательно посмотреть - не может ли ферзь, появившийся на доске первым, выиграть (поставить мат или выиграть фер­зя или другую фигуру) с помо­щью шахов.

Прежде всего надо опре­делить, пользуясь правилом квадрата, могут ли короли дог­нать проходные пешки. Если пешки вне досягаемости коро­лей, посчитать сначала для бе­лых, а потом для черных, сколько ходов требуется, чтобы пешка превратилась в ферзя (диаграмма 163).



 163








Ход черных. Черные выигрывают.

Белым для превращения пешки в ферзя требуется пять ходов - 4 хода пешкой "b" и одни ход пешкой "а" (размен пешек на поле b6 можно не учитывать, так как на размен и белые, и черные затрачивают по одному ходу). Черным для появления ферзя нужны пять ходов пешкой "h". Итак, ферзи появляются одновременно (точнее сказать, один за другим). Но в начальной позиции - ход черных, поэтому после появле­ния двух ферзей - черного на h1 и белого на b8 - очередь хо­да будет за черными. Посмот­рим, не могут ли черные выиг­рать с помощью шахов. Оказы­вается, могут! Сначала черные дают шах ферзем на поле а1, белый король вынужден перей­ти на линию "b", шах на b1 - и выигрывается ферзь b8.

Расчет закончен - чер­ные выигрывают! Поехали:

1. ... h5 2. b5 h4 3. а5 h3 4. b6 ab 5. ab h2 6. b7 b1Ф 7. b8Ф Фа1+ 8. Крb4 Фb1+ 9. Крс5 Ф:b8, и чёрные выигрыва­ют.

Начинающие приобретут опыт подобных расчетов в практических партиях. Но тре­неру и родителям рекомендуем ставить для детей побольше уже готовых подобных оконча­ний со взаимными проходными пешками с заданием - сначала рассчитать окончание, не пере­ставляя фигур, а затем проде­монстрировать решение - устно или на доске.

Как король гонится "за двумя зайцами" (этюд Рети)

Р.Рети, 1921



 164








Ход белых. Ничья.

Сделать белыми ничью в этой позиции кажется совер­шенно невероятным. Ведь чер­ный король находится в квад­рате белой пешки, а белый король на два хода отстает от чер­ной пешки)

И все-таки белые делают ничью. "Чудо", придуманное чешским гроссмейстером Рихардом Рети, становится воз­можным благодаря движению белого короля по диагонали b8-е5, при этом король с каждым ходом приближается и к чу­жой, и к своей пешкам. В нуж­ный момент король резко сво­рачивает с этой диагонали, или обеспечивая своей пешке пре­вращение в ферзя, или догоняя пешку "h".

Вот уж действительно, за двумя зайцами погонишься и одного поймаешь!

1. Kpg7! (Спасение толь­ко в движении по этой диагона­ли) 1. ... h4 2. Kpf6! (Куда идет король - пока большой секрет!) 2. ... Kpb6 3. Кре5! b3 (Или 3. ... Кр:с6 4. Kpf4, и чудо свер­шилось - король в квадрате пешки "h"!) 4. Kpd6 (На по­мощь своей проходной!) 4. ... h2 5. с7 Крb7 6. Kpd7 b1Ф 7. с8Ф+, и ничья.

Изумительный этюд, до­ставляющий величайшее эсте­тическое наслаждение и начи­нающим, и высококвалифици­рованным шахматистам.

Из этого этюда изучаю­щему шахматы полезно усвоить две практически важные идеи:

1) двигаясь по диагонали, король несет с собой двойную угрозу (в данном примере — и в направлении ферзевого фланга, и в направлении королевского фланга);

2) количество ходов королем от одного поля до другого по одной горизонтали равно коли­честву ходов по двум диагоналям (по ломаной линии). В пример, если надо идти королем от поля h8 до поля b8, количество ходов по горизонтали равно 6 (g8, f8, e8, d8, с8, b8). Если король идет по диагоналям g7-f6-e5-d6-c7-b8, то количество ходов тоже равно шести. Поэтому с учетом первой идеи (двойной угрозы) во многих позициях полезно двигаться королем по диагонали.

Пешечный прорыв


Иногда с помощью жертвы одной или нескольких пешек можно провести в ферзи одну пешку через цепь неприятельских даже без помощи короля. Такой проход пешки в ферзи называется пешечным прорывом. Если у одной из сторон на фланге лишняя пешка, а короли далеко и не могут влиять на фланговое сражение, пешечный прорыв часто осуществляется легко.



 165








Ход белых.

1. h4 Kpb6 2. h8 gh 3. fg 4. f7, и белые выигрывают.

Другой пример - диаграмма 166



 166








Ход белых.

1. g5 hg 2. f6 gf 3. h6, и пешка проходит в ферзи.
Капабланка - Эм.Ласкер

Лондон,1914



 167








Ход белых.

Капабланка против Ласкера (диагр. 167) сыграл 1. h6! и выяс­няется, что нет защиты от хода 2. g6, после чего белая пешка проры­вается в ферзи. Черные сдались.

Возможен прорыв и при равенстве пешек на фланге.



 168








Ход белых.

1. b6! ab 2.a6 ba 3.c6+-
Ван Дер Вейн - Грушкова-Бельска
Амстердам, 1957

(вариант из партии)



 169








Ход белых

Белые наметили пешеч­ный прорыв с3-с4, во сначала надо закрыть дорогу черному королю к белой пешке "d" (пре­дотвратить ход Kph4-g5). Поэ­тому белые играют: 1. Kpf4! Kph3 2. с4! dc 3. d5 c3 4. Кре3! Белый король - в квадрате чер­ной пешки "с", а белая пешка d5 неудержима.

Цугцванг


Рассмотрим этюд, в ко­тором у черных две пешки, а у белых - одна (диаграмма 170).
Р.Скуя



 170








Ход белых. Ничья.

На первый взгляд, поло­жение белых безнадежно, так как черный король находится в квадрате белой пешки е6, а белый король, кажется, не в сос­тоянии задержать две проход­ных противника.

Тем не менее белые дела­ют ничью благодаря возможно­сти активизировать своего ко­роля и ограничить активность короля противника. 1. Kpf5 Kpg7 (В случае 1. ... d5 белые отвечали 2. Kp:f6) 2. e7 Kpf7 3. е8Ф+! Кр:е8 4. Кре6!! (Белый король занял оппозицию и от­нял у черного короля полезные ходы. Теперь движение любой пешки приводит к ничьей, на­пример: 4. ... d5 5. Kp:d5 Kpf7 6. Kpe4 Kpg6 7. Kpf4 и ничья) 4. ... Kpd8 (не лучше и 4. ... Kpf8 5. Kp:f6) 5. Kp:d6. Белые сохраняют оппозицию, блокируя короля противника, и через два хода теряется последняя черная пешка. Ничья.

Вернемся к положению после четвертого хода белых (диаграмма 171).



 171








Ход черных.

В этой удивительной по­зиции белые делают ничью только потому, что сейчас ход черных. При своем ходе белые вынуждены были бы взять одну из пешек, например, Kp:f6, пос­ле чего обходным движением короля Kpe8-d7-c6-c5 черные достигают выигранной позиции.

А ничья получается, потому, что у черных нет ни полезного, ни выжидательного хода, и черные вынуждены сделать бесполезный ход (или бесполезно сместиться королём, или отдать пешку ее продвижением вперед). О таких позициях говорят, что черные находятся в цугцванге.

Цугцванг - это положение, в котором при своем ходе любой ход ведет к ухудшению позиции (т.е. отсутствуют полезные, так и выжидательные ходы, которые могли передать очередь хода сопернику).

В переводе с немецкого цуг - ход, цванг - вынуждение, насилие. Смысл шахматного понятия цугцванг: черные (или белые) вынуждены сделать плохой ход.

Возможны позиции взаимного цугцванга (диагр. 172).



 172








Проигрывает тот, чья очередь хода.

В этой позиции оба короля демонстрируют поистине высочайшую вежливость, стараясь уступить ход друг другу. Дело в том, что и белые, и чёрные при своем ходе находятся в цугцванге. Например, при ходе белых король должен отойти от своей пешки и после 1.Kpf4 Kp:d4 2. Kpf3 Крс3 черная пешка без затруднений проходит в ферзи.

Не меняй последнюю фигуру, если пешечное окончание - проигранное

Многие дети очень любят менять фигуры. После того, как они разбираются в сравни­тельной ценности фигур и узна­ют, что ферзь сильнее ладьи, а ладья сильнее слона или коня, они уже без раздумья не пожер­твуют ладью за легкую фигуру, но предложить размен ладей (или других фигур) могут со­вершенно беспечно, не задумы­ваясь о последствиях. Зачастую в равных ладейных окончаниях на размен ставится последняя ладья, после чего возникает проигранное пешечное оконча­ние.

В детском турнире вто­рого разряда (играли второ­классники) возникла следую­щая позиция (диаграмма 173).



 173








Ход черных.

При сохранении на дос­ке ладей партия скорее всего закончилась бы вничью. Но только несколько секунд на обдумывание потребовалось игра­ющему черными мальчику, чтобы предложить размен ла­дей: 1. ... Ле7? 2. Л:е7 Кр:е7 3. Кре5, и у черных безнадежная позиция из-за возможности об­разования белой проходной пешки на королевском фланге и активного белого короля, не позволяющего черным органи­зовать проходную на ферзевом фланге.

Будьте особенно внима­тельны при размене последних фигур!

Не переходите в проиг­ранное пешечное окончание!

Переход в выигранное пешечное окончание — надежный путь к победе

Сильные шахматисты, получив материальный или по­зиционный перевес, не упуска­ют возможности перейти в вы­игранное пешечное окончание. Обычно это самый простой и надежный способ реализации преимущества.
Керес — Гольденов
Москва, 1952



 174








Ход белых.

В позиции на диаграмме 174 у белых лишнее качество (ладья за коня), но они предпо­читают его вернуть, разменяв все фигуры и переходя в легко выигранное пешечное оконча­ние:

1. Лd8+ Кре5 2. Л:d5+! Л:d5 3. Л:d5+ Kp:d5 4. a4 h5 б. f6 h4+ 6. Kpg4 Кре6 7. а5 (Чер­ные бессильны против двух проходных пешек "а" и "f") 7. ... е3 8. Kpf3 g4+ 9. Кр:е3. Чер­ные сдались.

Стр.



Похожие:

Пешечные окончания iconДокументы
1. /Панченко/Два слона Позиции для разыгрывания.doc
2. /Панченко/Два...

Пешечные окончания iconСловосочетание Словосочетание
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Смысловая связь устанавливается с помощью вопроса, а грамматическая выражается...
Пешечные окончания iconПриказ №165-од от 30. 03. 2012 г, о порядке окончания 2011-2012 уч года в общеобразовательных учреждениях Петровского района
«О порядке окончания 2011-2012 учебного года», Закона РФ «Об образовании» в части проведения государственной (итоговой) аттестации...
Пешечные окончания iconПриказ №618 «О порядке окончания 2011/2012 учебного года»
В целях организованного завершения 2011/2012 учебного года, во исполнение приказа министерства образования Саратовской области от...
Пешечные окончания iconПриказ №618 «О порядке окончания 2011/2012 учебного года»
В целях организованного завершения 2011/2012 учебного года, во исполнение приказа министерства образования Саратовской области от...
Пешечные окончания iconПриказ №1099 «О порядке окончания 2009 2010 учебного года, организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х, Х1 (Х11) классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края»
О порядке окончания 2009 2010 учебного года, организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников
Пешечные окончания iconИ год окончания вуза
Паспорт: серия № выдан
Пешечные окончания icon7 а класс по случаю успешного окончания учебного года совершил традиционный ежегодный поход на природу

Пешечные окончания iconДокументы
1. /Праздник окончания Букваря Занков НВ.doc
Пешечные окончания iconДокументы
1. /Русский язык 3 кл Окончания глагола Занков.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов