Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова icon

Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова



НазваниеАнализ собственных партий лекция Артура Юсупова
Дата конвертации31.07.2012
Размер398.71 Kb.
ТипЛекция
1. /ШБЧ-1/ГЛАВА 2 Анализ собственных партий.doc
2. /ШБЧ-1/ГЛАВА 3 О технике работы над своими и чужими партиями.doc
3. /ШБЧ-1/ГЛАВА 4 ОБ ИЗУЧЕНИИ ШАХМАТНОЙ КЛАССИКИ.doc
4. /ШБЧ-1/ГЛАВА 6 Чувство короля.doc
5. /ШБЧ-1/ГЛАВА 8 О творчестве учеников школы.doc
6. /ШБЧ-1/Глава 1 Достоинства и недостатки шахматиста.doc
7. /ШБЧ-1/Глава 5 Оценка позиции и выбор плана игры в миттельшпиле.doc
8. /ШБЧ-1/Глава 7 Мысли и советы великих шахматистов.doc
9. /ШБЧ-1/Предисловие и послесловие.doc
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов
Лекция Михаила Шерешевского
Чувство короля
Артур Юсупов
Достоинства и недостатки шахматиста, их влияние на ход шахматной борьбы. Лекция Марка Дворецкого
Оценка позиции и выбор плана игры в миттельшпиле лекция Алексея Косикова
Мысли и советы великих шахматистов
Марк Израилевич Дворецкий

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПАРТИЙ

Лекция Артура Юсупова

Почему я выбрал именно эту тему? Возможно, как шахматист я развивался достаточно успешно именно потому, что много времени уделял анализу своих партий. Я считаю, что анализ собственных партий - главное средство самосовершенствования. Убежден: рост шахматиста без критического осмысления своего творчества невозможен. Конечно, это не значит, что не надо заниматься другими видами шахматной работы. Надо изучать дебют, эндшпиль, миттельшпиль; исключительно полезно изучение партий сильных шахматистов... Но на своих примерах мы учимся, в общем-то, лучше.

Свои партии нам ближе, чем любые другие. Мы их играли, решали встававшие перед нами проблемы. В анализе можно проверить и уточнить оценки, которыми мы руководствовались в ходе борьбы, определить, где были неправы, где сыграли неточно. Иногда соперник наказывает нас за допущенные ошибки, но часто они остаются незамеченными и могут быть выявлены только в анализе.


На что, я считаю, важно обращать внимание, когда анализируешь собственные партии? Прежде всего нужно находить переломные моменты - определять, где допускались ошибки, менялась оценка положения или не использовалась возможность резко изменить ситуацию на доске. Уже само умение находить в анализе критические моменты партии исключительно важно, оно поможет вам угадывать такие моменты и в процессе игры. Это, может быть, самое сложное в шахматах - почувствовать переломный, критический момент в партии, когда нужно серьезно задуматься и решить проблему, когда от одного хода зависит исход всей борьбы.

Должен сказать, что даже среди первоклассных шахматистов немногие обладают этим качеством в полной мере. Я беседовал со Спасским по поводу творчества Р. Фишера которое мы все без исключения высоко ценим. Б. Спасский сказал, что видит у Фишера единственную небольшую слабость - он не всегда чувствовал перелом, критический момент в партии. Конечно, это была относительная слабость, только применительно к его общему высочайшему уровню игры, но и она иногда, по мнению Спасского, мешала Фишеру. Избавиться от такого недостатка можно лишь, критически изучая свое творчество.

Второй момент, на который нужно обратить внимание. При анализе своих партий, это поиск причин собственных ошибок. Выявляя ошибки, постепенно начинаешь понимать, с чем они могли быть связаны, видишь недостатки в своей игре. Конечно, проще, когда вам поможет тренер, когда все разжуют. Но толк будет лишь в том случае, если вы сами прочувствуете причины ошибок и не захотите больше с ними мириться. Объективное осознание собственных слабостей - необходимый первый шаг в серьезной работе по их исправлению.

Третий момент. Очень важно искать новые возможности, на которые в ходе партии вы не обратили внимания из-за увлечения какими-то другими своими идеями. После анализа начинаешь лучше чувствовать изучаемый тип позиции, глубже осваиваешь характерные для него стратегические и тактические приемы. Причем выводы, сделанные самостоятельно, врезаются в память намного прочнее, чем полученные из других источников.

И последнее. Анализируя сыгранную партию, вы должны задуматься над дебютной стадией. Попытаться усилить свою игру, особенно если вы не вполне удовлетворены дебютными итогами. Критически подойдя к проблемам, стоявшим перед вами в дебюте, можно обогатить свои знания, наметить новые планы, придумать важные новинки.

Хочу проиллюстрировать сказанное партией, которую я играл черными против Карпова в Москве, на чемпионате СССР 1983 года. Почему я выбрал именно ее? Игра партнера произвела на меня сильное впечатление. Не так часто я чувствовал, что меня переигрывают, а в данном случае почувствовал, но самое досадное - я не совсем понял, как это произошло и почему. Пришлось много поработать над этой партией.

В том чемпионате я сыграл неудачно и решил потом на досуге серьезно заняться анализа причин неудачи. Проделанная работа не пропала даром, способствовала, я уверен, будущим победам в межзональном турнире и матчах претендентов. Вообще я заметил, что если после провала мне удавалось по-настоящему поработать над своими партиями, это почти неизменно приносило большую пользу, я потом ощущал творческий рост. Такое было, например, в 1979 году, когда после неудачи в юношеском первенстве мира я примерно месяц занимался анализом партий; даже специальную тетрадку завел. И уже следующий турнир - 1-ю лигу чемпионата СССР - я сыграл достойно, наметился выход из кризиса. А затем, в том же году, мне удалось показать свой лучший результат в чемпионатах СССР - занять 2-е место в высшей лиге.

Испанская партия


Карпов – Юсупов

Москва 1983

1.е4 е5 2.f3 с6 3.b5 а6 4.а4 f6 5.0-0 :е4. Открытый вариант испанской партии - один из основных в моем репертуаре.

6.d4 b5 7.b3 d5 8.de e6. Каждый подбирает репертуар по своему вкусу. Мне нравятся позиции с элементами блокады. Я с удовольствием борюсь против сильной пешки е5, блокирую ее, пытаюсь как-то "обтекать". При случае удается коренным образом решить проблему центра, проведя f7-f6.

9.с3 с5 (часто играют здесь и 9...е7) 10.bd2. Белые, естественно, тревожат коня е4, занимающего сильную центральную позицию.

10...0-0. Пока размен на е4 для черных не опасен, они игнорируют угрозу.

11.с2 f5. В этой партии я решил защитить коня е4. Но есть и другое очень интересное продолжение - 11...:f2; я так играю достаточно регулярно.

12.b3. Белые завершают развитие и освобождают дорогу для чернопольного слона.

12...g6. Слон должен встать на защищенное поле, потому что грозило 13.:с5. Если 13.:е4, то черные берут пешкой, нападая на коня f3, - здесь у них все в порядке.

13.fd4 :d4 14.cd. Так получилось, что я начал играть открытый вариант черными как раз в связи с одной из партий Карпова. Изучая сборник его избранных партий, я наткнулся на партию Карпов - Савон (Москва 1971), прекрасно выигранную белыми, и нашел усиление игры за черных. Когда находишь свою идею в каком-то варианте, бывает заманчиво серьезно поработать над этим вариантом, изучить его поглубже, что я и сделал. Подготовив открытый вариант "испанки", я стал его успешно применять. Подобная схема освоения новой дебютной системы случалась у меня не раз: изучаешь партию сильных шахматистов, находишь усиление за одну из сторон, после чего уже начинаешь анализировать всерьез, знакомишься с другими партиями на ту же тему... Без какой-то своей идеи я дебютных вариантов не играл. Использовать только чужие мысли мне неинтересно.

14...а5. Именно так действовал в той партии В. Савон. Конь е4 расположен неустойчиво, белые могут прогнать его посредством f2-f3. Ход 14...а5 временно решает эту проблему: в ответ на 15.f3 последует 15...a4, вынуждая размен коней.

Вообще, пешечная структура, которая сейчас на доске, предполагает для белых наступление пешечного большинства на королевском фланге, а для черных более естественна игра на ферзевом фланге путем с7-с5. Конечно, события могут развернуться и совсем иначе. Для белых, например, соблазнительно организовать давление по полуоткрытой линии "с", а у черных есть подрыв f7-f6, позволяющий им рассчитывать на контригру на королевском фланге.

15.е3 а4 Савон избрал 15...b4 16.b1 a4 17.d2 а3, но после 18.с1!! его дебютная стратегия оказалась опровергнутой. Конечно, в своих примечаниях Карпов рассматривает и 15...a4, что, на мой взгляд, представляется более естественным.

16.d2. В современной практике встречается и ход 16.с1, ведущий к очень сложной, содержательной игре.

16...а3. Черные последовательно работают на коня е4, пытаются обеспечить ему плацдарм на поле с3. Поскольку 17.bа невозможно из-за 17...с3, белые практически уже вынуждены разменять коней.

17.:е4 ab (важный промежуточный ход) 18.b1.












18...:е4!. В своих комментариях Карпов рассматривает лишь 18...de 19.:b2 е7, что после 20.:b5 :а2 21.b1 а8 22.с1 приводит к трудной позиции для черных.

Когда я ту партию анализировал, мне показалось нелогичным бить на е4 пешкой, оставляя себе пассивного слону g6. Я начал изучать взятие на е4 слоном, что впоследствии и стало основным направлением данного дебютного варианта.

У белых сейчас небольшой выбор. На 19.:е4 я рассматривал любопытный, хотя и вряд ли форсированный, вариант с жертвой качества: 19...de 20.g4 :d4 21.fd1 c5 22.h6 g6 23.:f8 :f8. За качество у черных сильная позиция и много пешек. Нехорошо брать на b2 ввиду 24...f3+, а если 24.:е4, то 24...:а2, и пешка b2 очень неприятна для белых. Видимо, им остается лишь попробовать сыграть на вечный шах: 25.е6 fe 26.е5.

19.:b2 d7. Черные косвенно защищают пешку b5 (20.:b5 :е5).

20.d3. Этот ход - изобретение Р.Хюбнера. Ничего не дает 20.:е4 de 21.:b5 :d4 22.с5 fd8 23.:d4 :d4 24.:d4 :d4 25.:с7 h5 с равенством, как было в партии А. Иванов - Юсупов (чемпионат СССР 1979, первая лига). Именно в ней мне удалось впервые испытать на практике свои анализы в открытом варианте.

20...:d3. Ошибочно 20...b4 из-за 21.b5, и на 21...fb8 есть 22.:b4.

21. :d3 fb8. В случае 21...b4 22.с1 белые выиграли бы темп по сравнению с тем, что случилось в партии. Заслуживает изучения 21...а5 22.:b5 с6 23.е2 с4. Пожертвовав пешку, черные переводят коня на с4 и получают определенную контригру; например, 24.b3 h6 25.fb1 f5.

Теперь предлагаю вам немножко подумать над возникшей в партии позицией, над тем, какие идеи могуч проводить тут белые и черные.












Самый естественный план за белых - агрессивное 22. f4! с последующим f4-f5-f6. Посмотрим, как тогда будет складываться игра. Черные могут перевести коня на с4 - 22…а5. Но у белых находится очень интересная перегруппировка сил, она начинается профилактическим ходом 23.с1!, уводящим слона из-под возможного нападения и, что тоже важно, берущим под контроль поле а3. На 23...с4 следует 24.е2, усиливая угрозу прорыва f4-f5 и е5-е6. У белых отличные атакующие перспективы.

Вернемся чуть назад. Не удается застопорить белые пешки путем 22...f5 ввиду 23.ef gf 24.f5. Позиция черного короля ослаблена, белые хотят пойти h6 и атаковать. Например, 24...b4 25.h6 а3 26.d1 или даже 26.b3 :а2 27.b1. Эта позиция кажется очень опасной.

Вероятно, черным надо искать контригру путем 22...b4 с идеей получить поле а3 для ладьи. Предположим, 23.f5 а3 24.е2. Позиция белых все-таки грозная, но, может быть, стоит попробовать ходом 24...b3 самому активизировать фигуры по 3-му ряду. Главное здесь, я думаю, для черных - не ограничиваться пассивной обороной, теребить противника, пытаться контратаковать. Пока еще смертельных угроз белые не создали и у черных есть возможности для контригры. Скажем, после 25.аb а:b3 26.:b3 :b3 27.f6 появляется возможность перевода коня через d8 на е6.

Вернемся к партии. Интересно, что Карпов подходит к решению проблемы совершенно по-другому. Он -шахматист прежде всего профилактического плана. Вероятно, он сразу задал себе вопрос: что хочет противник, в чем замысел черных? А вы как считаете, о сейчас хотят черные? Конечно, а5-с4! И вот проследите, как каждым своим ходом Карпов препятствует ому переводу коня.

22.fb1 (нет 22…а5 из-за 23. :b5), 22...b4 23.h3. Это тоже профилактический ход. В партии Хюбнер - Корчной (Люцерн 1982) встретилось 23. d2, на что последовал активный ответ 23…g4. Карпов не только делает форточку - исключительно полезное мероприятие, но также берет под контроль поле g4.

Вместо 23. h3 немного обещает 23.а3 в расчете на ошибочное 23...:а3? 24.:а3 bа 25.:b8+ d8 26.а8, и белые выигрывают. После 23. bа 24.:b8+ :b8 25.:b8+ :b8 26.:а3 е6 (но не 26…е6 27.а8+ d8 28. g5). 27.е7 d7 у черных приемлемая позиция. Однако вполне возможно было немедленное 23.с1.

Показывая следующий отрезок партии примерно так, я его видел за доской, сознательно опущу один-два интересных момента, найденных уже позднее, в анализе. К ним мы потом еще вернемся.

23...h6. Черные решили, что форточка им тоже пригодится. Кое-какие сомнения по этому поводу у меня, конечно, были, но не столь уж сильные.

24.с1.












Что последует на 24…а5, видите? Продолжение 25.d2 c4 вполне устраивает черных. Зато есть ход 25.b1!. На 25…c4 следует 26. :b4 :b4 27. :b4, и нельзя 27…:а2 ввиду 28.b8+ h7 29.b1+ выигрышем ладьи. Честно говоря, я не сразу заметил этот вариант. Видите, как борется Карпов: он активизировал ладью и в то же время опять не дал сыграть а5.

24...b6 Я увел ладью на защищенное поле, защитил коня с6 и вновь планирую а5. Карпов опять препятствует переводу коня, нападая на пешку b4.

25.b1. Удивительно, как вся стратегическая борьба вертится вокруг всего одной идеи. Если черным удастся перевести коня на с4, они получат прекрасную позицию. Я в принципе сознавал это, но, видимо недостаточно глубоко.

25...аb8. Опять преследуя ту же цель - перевести коня на с4, и снова Карпов находит возможность помешать этому.

26.с5 d8. Ладья на с5 мне не нравилась, и я решил ее выжить. Карпов делает еще один профилактический ход.

27.сс2. Черные надеялись пойти b7 и потом а5, проникая на с4. Но противник заранее уводит ладью с поля, где она могла бы попасть под удар.

27...с6. Коню нечего делать на d8, и я вернул его назад. По-прежнему хочу пойти а5, и по-прежнему Карпов мне мешает.

28.с1. Малозаметное перемещение ладьи с c1 на с2 позволяет белым построить батарею оптимальным образом: ладью поставить перед ферзем.

28...8b7 29.с5. Опять нет возможности сыграть а5 Я уже совершенно растерялся. Когда не дают осуществить твою главную идею, очень трудно бороться.

29...е7. И вот тут Карпов сыграл очень коварно. Я ожидал каких-то активных действий, опасался хода g2-g4, позиция мне не нравилась. Но последовал скромный выжидательный ход, полезный для дальнейшего пешечного наступления.

30.h2. Ясно, что рано или поздно белые начнут пешечный штурм на королевском фланге. Эта угроза психологически довлела надо мной, хотелось быстрее получить какую-то контригру. И я допускаю ошибку, объясняемую еще и тем, что мне, к сожалению, иногда свойственно не замечать возможности противника.

30...f5? Просто зевок. Надо было придерживаться оборонительной тактики, играть 30…с6, сохраняя чуть худшую, но прочную позицию. Дождавшись какого-то активного хода со стороны белых, допустим g2-g4, можно было бы попытаться создать некоторую контригру путем b4-b3.

31.bс2 Я теряю пешку и понимаю, что после этого в борьбе с тогдашним чемпионом мира реальных шансов на спасение уже не остается. Тем не менее я решил умереть в открытом бою.

31...g6. Вы знаете, так часто бывает теряешь материал, но взамен вспыхивает какая-то контригра, которой до этого не было. Фигуры, прежде прикованные к защите слабостей, активизируются. К сожалению, в данном случае она не компенсирует потерянной пешки. Не лучше было и 31.b3 32.ab :b3 33. :с7 :с7 34. :с7 b5 - белые успевали создать угрозы раньше: 35. с8+ h7 36.с7.

32.:с7 :с7 33.:с7 b5. Черные пытаются максимально осложнить задачу противника. Конечно, имея преимущество, Карпову не хочется считать варианты после 34.с5.

34.g4!. Хороший ход. Меняться на е3 плохо - у белых здоровая лишняя пешка.

34...h4. Теперь уже 35.с5 давало белым форсированный выигрыш: на 35…f1 есть просто 36.:d5. .Карпов допустил здесь, пожалуй, единственную неточность в партии. Хотя сыграл он достаточно надежно.

35.с8+ h7 36.d1!. Карпов пока просто пытается удержать лишнюю пешку. Он надеется, что в будущем движение пешек королевского фланга приведет к выигрышу.

36...а6 37.с2 f5. Здесь черные могли бы еще упорно защищаться, скажем, ходом 37…а3, но их положение оставалось бесперспективным. Я понимал, что при 37…f5 проигрываю, но, учитывая, что у соперника оставалось мало времени, решил рискнуть, испытать практический шанс, поставить перед ним тактические проблемы. Вы знаете, иногда такой метод приносит успех. Я себя не ругал за это решение, хотя объективно оно не является сильнейшим и лишь ускоряет поражение.

Увы, и тут Карпов был точен. Попробуйте поставить себя на его место. Как бы вы сыграли? Думаю, вам было бы легче найти правильное решение, прочитай вы шестую главу книги.












38.g3! Фигур на доске не так много Карпов логично решает, что король должен принять участие в боевых операциях, и атакует им коня h4. Это единственное выигрывающее продолжение. Я его видел, но пошел на риск, полагая, что только в осложнениях могу получить практические шансы.

38...fg 39.:h4. Теперь нужно придумать за черных хоть какую-нибудь идейку.

39...gh. Я еще возлагал надежды на ход 39...g3. Идея в том, чтобы на 40.fg пойти 40...а3 со скрытой геометрической угрозой 41...b3 и 42...е7+. Увы, 41.с1 опровергает этот замысел. Решив, что опровержение слишком просто, я отказался от 39...g3. Но в принципе очень важно находить подобные ресурсы -иногда такой вот случайный шанс может изменить течение борьбы.

Идея хода 39...gh - в варианте 40.:h3 е6+ 41.h2 f5, и совершенно неожиданно малыми силами черные создают опасные угрозы. Карпов играет сильнее.

40. f4 е6 41.b5. Опять хороший ход. Белые препятствуют активизации неприятельских фигур.

41...е7+ 42.:h3 f7. Я испытываю последний шанс. Последняя маленькая задачка как здесь играть белыми?

43.b2! Угроза 43...g3+ 44.h4 h3+ отражена. Больше рассчитывать не на что.

43…d7 + 44.f5. Черные сдались. Отличная позиционная работа белых. Профилактический дух, пронизывающий всю их игру, весьма характерен для творчества Карпова.

Ясно, что партию я проиграл ходом 30…f5?. Но стратегическое сражение было, по-видимому, проиграно где-то раньше, когда Карпов сорвал перевод моего коня на с4. Чтобы разобраться в происшедшем, необходим вдумчивый анализ.

Вначале черные логично вели поединок, все их действия были обусловлены конкретными соображениями. Но вот после 23. h3 мой ответ 23…h6 явно необязателен.












Я повнимательнее рассмотрел эту позицию и обнаружил, что, во-первых, заслуживает внимания 23...b6!. Неизвестно, понадобится ли h7-h6, а вот ход b6 наверняка полезен, обезвреживая активный ответ белых 24.с1. Напомню: в партии было 23...h6 24.с1!, и выяснилось, что на 24...а5 есть тактическая идея 25.b1. А после 23...b6 24.с1 уже возможно 24...а5, и 25.b1 теперь неопасно. Черные как бы провели профилактику против профилактики соперника.

Кроме того, я нашел еще одну интересную возможность: 23...а4!?. Приходится, конечно, считаться с 24.а3. Есть идея жертвы пешки: 24...а5 25.:b4 b:b4 26.:b4 :b4 27.аb с4. Конь сильнее пассивного слона, что может дать некоторую компенсацию, хотя, мне кажется, белые все-таки сохраняют преимущество. Например, 28.h2 а4 29.f5. Это мне не нравится.

Однако жертвовать пешку необязательно. Можно сох­ранить равновесие, просто открыв форточку - 24...h6!.

А что будет, если белые сыграют 24.с2!? (вместо 24.а3)? Тогда есть 24...а6. Как отвечать на 25.с1, видите? Правильно, 25...:а2!. После 26.:а2 b3 27.b2 bа 28.:а2 белые все еще сохраняют давление по линии "с", так что некоторые проблемы у черных пока есть. Я думал о таком плане: 28..d8 29.а7 с8, потом е6 и даже g7-g6. Возникает в общем приемлемая для черных позиция.

Но это еще не все. У меня оставались сомнения: ведь ход 23...h6 не выглядит плохим, я не верил, что из-за него моя позиция должна стать трудной. Поэтому посмотрим повнимательней, что же происходило дальше. После 23...h6 24.с1! b6 25.b1 я сыграл 25...аb8. Ход, в общем-то, идейный, подготовляющий а5, но все же жалко убирать ладью с открытой линии.

Какие еще возможности есть у черных?












Пешку b4 можно было защитить и с другой стороны - 25...а4!. Теперь на 26.с5 (как было в партии) уже возможно 26...а5, а это колоссальное достижение для верных, решает все их проблемы. Если же 26.bс2, опять препятствуя ходу а5, то черные возобновят угрозу посредством 26...а7. Значит, и ход bс2 ничего не дает.

Остается проверить 26.с2, но и тогда есть 26...а7 27.с5 а5 28.с2 а7. Белым приходится либо примириться с ничейным исходом, либо пропустить коня на с4.

Когда я это обнаружил, мне как-то сразу стало легче. Все-таки моя оценка по ходу партии была более или менее верной (я считал, что положение примерно равное). Но восприятие позиции оказалось недостаточно тонким. Хоть у меня и было желание поставить коня на с4, оно, выходит, не было достаточно сильным, чтобы заставить просто загореться этой мыслью, попытаться ее любой ценой осуществить. Поняв дух позиции, ухватившись за нить игры, можно раскрутить любую ситуацию - такое понимание очень помогает шахматисту искать за доской единственно верные решения.

Подведем итоги. Что можно полезного извлечь из только что рассмотренной партии?

Ну, например, ценную дебютную информацию. Впоследствии я, использовав свой анализ, сделал в этом варианте ничью черными, когда это меня устраивало, - так сказать, защитил вариант.

Очень полезно также вдуматься в действия Карпова. Его игра производит сильное впечатление. Прежде всего - своим подходом к принятию решений, профилактическим настроем. Каждым ходом, каждым своим движением он учитывает замыслы соперника и борется с ними.

Поучительна и достаточно точная реализация перевеса. Может быть, в один момент Карпов мог сыграть и поконкретнее. Но когда возникла необходимость, он не побоялся пойти 38.g3!, 39.:h4, не уклонился от расчета конкретных вариантов, потому что это диктовалось требованиями позиции. Бывают ситуации, когда надо считать варианты, нужно идти на обострение - это единственный путь к цели.

Еще раз вернусь к теме путеводной нити. Вся партия, по существу, была партией одной идеи, борьба разворачивалась вокруг одного маневра. Такое иногда случается. Например, понимаешь, что главная задача - поменять белопольных слонов, и стараешься этот размен осуществить, а противник ему препятствует. Комментируя 9-ю партию матча за мировое первенство (I960), Таль вспоминает свою беседу с Ботвинником по поводу возникшей в миттельшпиле сложной позиции. Ботвинник сказал, что он долго сомневался в оценке, а потом понял суть позиции: ладьи надо менять, а ферзей охранить. Такая оценка показалась Талю слишком абстрактной, но потом, перебирая сложные варианты, которые ему пришлось рассчитывать по ходу партии, он убедился, что Ботвинник был абсолютно прав и высказанная им идея верна для многих вариантов.

Я хочу рассмотреть еще одну партию - из претендентского матча с Я.Тимманом. Она игралась при cчете 2,5:2,5 и, в общем-то, определила судьбу матча. Мы будем акцентировать внимание на тех моментах, о которых я говорил перед разбором партии с Карповым.

Ферзевый гамбит


Тимман - Юсупов

Тилбург 1986

6-я партия матча

1.d4 d5 2.c4 е6 3.с3 f6 4.f3 e7 5.g5 h6 6.:f6 :f6 7.b3. Я не ожидал этого хода, который ранее встретился в матче Каспарова с Карповым, и избрал тот же ответ, что и Карпов.

7...с6 8.0-0-0. Каспаров действовал спокойнее – 8.е3. Выбор Тиммана свидетельствует о его боевом настрое. Здесь я обдумывал различные продолжения, даже самые рискованные. Например, 8...b5, а также 8...b6 9. с2 dc 10.е4 - все это мне не очень нравилось. Я сыграл достаточно логично и в соответствии со своими вкусами.

8...dc 9.:с4 b5. У белых выбор, куда отступать ферзем: на b3 или d3. У каждого хода есть свои недостатки. На 10.d3 черные отвечают, скажем, 10.d7 11.e4 а5 с угрозой 12...b4 (пешка а2 немного зависает).

10.b3.












Получилась структура, типичная для некоторых вариантов ферзевого гамбита или славянской защиты. Стандартный план черных - подготовка с6-с5 путем d7, b7 и a7-a6 Есть и более рискованный план, который я избрал.

Одну вещь во время партии, думаю, я почувствовал правильно. Черным не следует торопиться с рокировкой, потому что после хода h7-h6 положение их короля оказывается уязвимым. Белые начнут пешечный штурм h2-h4, g2-g4-g5 и в данной ситуации могут успеть раньше.

10...а5 Конечно, это нахальный план, но выбрал я его не случайно. В матче есть своя специфика, в нем идет борьба за инициативу, за психологическое преимущество. Зачастую выигрывает не тот, кто сильнее играет, а тот, кто лучше настроен на борьбу, кто проявляет большую волю к победе. Ход 10…а5 очень хорош психологически - черные демонстрируют, что они не боятся противника и стремятся к максимально сложной игре. Думаю, что и объективно он неплох.

11.е4 Все по науке: в ответ на фланговую операцию белые играют в центре.

11...а4 12.с2 d7. Я обдумывал и 12…а6!?. Если 13. е5 е7 14.е4, нападая на пешки с6 и b5, то находится защита 14...с7!. Но все же решил развить коня к центру.












У Тиммана здесь был выбор. Мне кажется логичным продолжение 13.е5 е7 14.е4 b7 15.b1. Такая игра позиционно наиболее оправдана. Конечно, и в этом случае черные сохраняли контршансы после 15...b4. В перспективе у них, скажем, жертва пешки на b3 для вскрытия линий.

Тимман сыграл более резко. Видимо, он считал, что фланговое развитие черных должно быть опровергнуто немедленным прорывом в центре.

13.d5. Минус этого хода в том, что вскрывается диагональ для слона f6, который теперь заиграет в полную силу.

13...cd 14.ed а3. Идея чёрных выглядит логично -вскрыть игру на ферзевом фланге, где расположен р неприятельский король. Но в такой острой ситуации нельзя доверяться первому ощущению, надо подкреплять его расчетом. Правильный ход был – 14...0-0! (это существенно для теории данного варианта). После того как позиция на ферзевом фланге и в центре уже вскрылась, черные должны все-таки побеспокоиться о безопасности своего короля и лишь затем продолжать наступление.

Если, допустим, 15.de fe 16.:b5 (это меня и смущало во время партии), то есть перспективный ответ 16…а3. На 17. :а3 возможна жертва качества: 17…:а3 18.bа а5. Играя затем с5 и b7, черные разовьют жуткую атаку. Похоже, такой оборот событий к выгоде черных.

В случае 16. е4 черные могут выбирать между 16...а5, 16.. :с3 и 16...а3!?.

Наверное, сильнее 16.:b5. Тогда может последовать 16. а3 17.с4 (вроде бы логичный ход) 17…ab+ 18.b1 (типичный прием при защите спрятаться королем за пешку соперника; брать на b2, конечно, опасно). Позиция очень сложна, проанализировать ее досконально практически невозможно. Я покажу вам примерный вариант из своего анализа, носящий скорее иллюстративный характер: 18.. e6 (18…а5!?) 19. е4 е7 20.d4 с5 21. :с5 (точнее 21. bе1) 21. :с5 22.е4 :d4 23.:а8 b7 24.а3 е4+ 25. d3 а8 26.е7 а6, и черные выигрывают.

Анализу этого положения (впрочем, и тех, что получатся в партии дальше) можно, наверное, посвятить все занятие, и даже не одно. Но вывод ясен: 14…0-0! вело к очень сложной игре с обоюдными шансами. А после хода в партии белые могли добиться преимущества.

15.de ab+ 16.b1 fe. Я обдумывал жертву фигуры 16...0-0 17.ed а5 в расчете на 18.dс? f:c8, но, к сожалению, она опровергается путем 18.b3!, например 18...:с3 19.dс или 18...b7 19.d4 b4 20.cb5, невозможно поверить и в феерическое 18...:d7 19.:d7 fc8 (или 19…ас8).












17. е4!. Из множества заманчивых продолжений Тимман сумел выбрать сильнейшее. Ход 17. :b5 приводил к уже знакомой нам позиции, получавшейся после 14...0-0. В случае 17. : b5 0-0 18. с7 не проходит 18...b7? из-за 19. :а8 :а8 20. :d7 c6 (20... с8 21. с4 е4 22. d3) 21. а7! (не 21. d6? :а2+!). Но я видел достойное возражение - 18... а7! 19. :е6? :а2!.

Привлекательно выглядит 17. g6+, в ответ на что плохо 17... е7? 18. d4 b6 19. f5+!. Необходимо 17... f8, уже не опасаясь 18. d4 b6 19. е4 b7. Теряет силу по сравнению с партией 18. е4 ввиду 18... а5, и уже нельзя взять пешку е6 с шахом. Гроссмейстер А. Михальчишин рекомендовал 18. :b5, и плохо 18...а5 19. c4 b6 20. d6. Однако здесь тоже находятся ресурсы защиты: 18... b7 19.d6 (19.c4!?) 19...е7! 20.:b7 b6 с очень неясными последствиями (21.d6 а7; 21.d4 а3; 21.а6!? а4).

17...:с3!. Я уже говорил вам о психологическом настрое соперников на. эту партию, чем и была вызвана предпринятая мною жертва качества. Я сознавал, что она рискованна, быть может, даже некорректна. Но перспектива вести унылую оборону в эндшпиле без пешки после 17...b8 18.:е6+ е7 19.:е7+ :е7 20.d5+ меня уж совсем не устраивала.

В результате жертвы возникла исключительно запутанная и острая ситуация. В принципе проблемы черных связаны не с нехваткой материала, а с некоторой отсталостью в развитии. Если им удастся успешно "раскрутиться", то пешка b2, подкрепленная чернопольным слоном, обеспечит опаснейшую контригру. От изобретательности партнеров в течение ближайших ходов зависит, на чью сторону склонится чаша весов. Объективно перспективы белых выше. Но практическая игра - не домашний анализ, в условиях ограниченного времени на обдумывание почти невозможно безошибочно разобраться в возникающих диких осложнениях.

18.:а8 0-0. В пресс-бюро матча этот естественный ход расценили как ошибку в связи с последовавшим ответом Тиммана и рекомендовали 18...с7. Я думаю, оба продолжения примерно равноценны.












Сейчас напрашивалось 19.:b5. После 19...f6? 20.с6 фигуры черных полностью скованы - не видно, какой разумный ход они могли бы сделать. Но ресурсы защиты не исчерпаны.

Ульф Андерссон предложил 19...с7 20.с6 :с6 21.:с6 с5. Два опасных слона и грозная пешка b2 в известной мере компенсируют черным пожертвованное качество. Все же, согласно анализу Тиммана, белые сохраняют в эндшпиле лучшие шансы. Да и переход в окончание для них необязателен - есть 20. е4!?.

Быть может, заслуживает предпочтения скромный ход 19…е7!?.

19.с6. Кажется очень сильным. Нападая одновременно на слона и пешку e6, белые лишают противника возможностей 19…е7 и 19…с7 и как будто вынуждают ответ 19…f6, приводящий после 20.:b5, как мы уже знаем, к крайне тяжелым для черных последствиям. Но защита имеется и здесь.

Вообще, ресурсы обороны в шахматах очень велики. Бывает, сражение складывается для нас не совсем благоприятно. Но если не падать духом, продолжать сопротивляться изо всех сил, упорно выискивать практические шансы и ставить перед противником все новые и новые проблемы, то он в конце концов может не выдержать накала борьбы и начнет ошибаться. Именно так и произошло в этой партии.

Итак, главное при защите - хладнокровие, присутствие духа, упорство. Такими качествами сполна обладали шахматисты, прославившиеся своим искусством ведения обороны, - например, Эммануил Ласкер и Анатолий Карпов. Если вы займетесь изучением их партий, вы почувствуете это, а заодно освоите специфические приемы защиты трудных позиций - и чисто шахматные, и психологические.












19...b4!

Подумайте, как ответить на 20.b5. Есть 20...f6!, и если 21. :d7 :d7 22.:d7, то 22 ..d8.

Теперь рассмотрим 20.:е6+ h8 21.b5. Тут черным надо что-нибудь найти, иначе им придется просто сдать партию.

Проверим 21...f6. Явно не годится 22. :d7 :е6 23.:е6 :е6. Значит, 22.:f6 :f6 23.h4 h7, и не слишком страшно 24. d3 + g8. А грозит и g7-g5, и g4. Белым есть смысл отдать часть лишнего материала, сыграть на позиционное преимущество: 24.hе1!

Можно обдумать ту же идею в зеркальном отражении: 21...b6. После размена ферзей конь вместо f6 попадает на b6. В этом есть свои плюсы (открыта линия "f"), но есть и минусы.

Ясно, что появление слона или ферзя черных на диагонали b1-h7 может сразу решить партию, приведя к страшным материальным потерям. На этом основана вся контригра черных. У них есть и совсем уж фантастическая идея, которая, не удивлюсь, если окажется корректной. Я видел ее во время партии, а мой тренер Дворецкий нашел ее в пресс-бюро.

Попробуем пожертвовать ферзя: 21...с5!! 22. :d8 :d8. Белые должны охранять критическую диагональ, поэтому единственный ход - 23.g6 Черные в ответ хладнокровно завершают развитие: 23...е6!.

За пожертвованного ферзя у черных всего лишь слон. Но белым не так-то просто парировать угрозы 24…а8 и 24…g8 с последующим h7, приходится считаться и с 24…:а2+ 25.:а2 а8+.












Кстати, на эту тему позднее в Индии была сыграна партия, вы можете найти ее в 42-м томе "Информатора", партия N 566 (Я, правда, не уверен, что она игралась, а не была составлена, поскольку мы видим, что предыдущие ходы абсолютно необязательны для обеих сторон.)

Если хотите поразвлечься, проанализируйте возникающую после жертвы ферзя позицию. В комментариях к "индийской" партии доказывается, что белые сохраняют преимущество, но я нашел возможности усиления игры за черных и считаю, что объективный исход - ничья.

Жертва ферзя - лишь маленький, хотя и весьма любопытный островок в безбрежном море вариантов, содержащихся в нашем с Тимманом поединке. Анализировать такие схватки трудно, но очень полезно и интересно.

Вернемся к партии. Тимман не стал брать пешку е6.

20.с4 h8. Обычный в таких ситуациях профилактический ход (здесь он практически вынужден). Если вы посмотрите партии Каспарова, то заметите, что он часто перед решительным штурмом профилактически улучшает положение своего короля Вспомните хотя бы 16-ю партию его матча-реванша с Карповым (Ленинград 1986), которую он выиграл блестящей атакой в испанской партии Была сложнейшая позиция, он что-то жертвовал, но в какой-то момент сделал профилактический ход, обезопасил короля, а потом это оказалось просто выигрывающим продолжением.

21.е4?. Здесь Тимман сбился с верного пути. А что последовало бы на 21.:е6? Я видел во время партии вариант 21…f6! 22.:d7 f5+ и уже не смотрел дальше, это меня устраивало до поры до –времени. Тем более что выбора все равно не было. Не знаю, насколько опасно 22.d5, думаю, у черных здесь немало заманчивых возможностей.

Мы с Тимманом позднее пришли к выводу, что ему следовало избрать 21.d6 Я бы ответил 21...f6. Теперь нехорошо 22.:d7? из-за 22...:d7 23. :d7 g6+ и :g2. На 22.hd1 последовало бы 22...е5 23. :е5 :е5! 24.6d3 е7! и затем b7. Лучше всего 22.d3, прикрывая наиболее уязвимую диагональ. Черные, возможно, вынуждены играть 22…е5 23. :е5 :е5 24.е4 f5. Здесь есть определенная компенсация (пешка за качество).

Путь, который Тимман мог избрать, хоть и логичен, но довольно неочевиден: перед тем как взять под контроль диагональ b1-h7, надо активизировать ладью, пропустив ее вперед, то есть стремиться играть всеми своими фигурами. Вероятно, ходом 21. е4 Тимман хотел сразу захватить диагональ и использовать положение короля на h8. Но это ошибка.

21...с7. Правильный ответ, преследующий сразу несколько целей. Черные подготовили f6, создали угрозу f4. Тут я почувствовал, что инициатива переходит в мои руки.

Разберите еще одну фантастическую жертву ферзя всего лишь за легкую фигуру. 21...с5!? 22.:d8 :d8. На 23.е3 последует 23…b7, на 23. с2 – тоже 23...b7 24.е1 :f3. Надо выбирать между 23. g6 b7 24.g5!? hg 25. f3 и 23. h4 f6 24. h5 b7 25. е5. Думаю, что скромный ход, сделанный в партии, объективно сильнее.

22.h4 e5 (надо защититься от угрозы 23.g6+) 23.d3.












Как бы вы теперь сыграли, какие видите ходы-кандидаты? 23...g5 - один способ защититься от мата, 23...f5 - второй способ, 23...:d3 - третий.

Играть 23...g5, раскрывая позицию короля, не хотелось. Ход 23...:d3, который мне больше нравился, связан с несложным вариантом - я посчитал его аккуратно.

23...:d3! 24.g6+ (лучше было не торопиться с этим шахом) 24...g8 25.:d3. В случае 25.:f8 нельзя, конечно, брать на f2 из-за 26.h7+ и 27.hf1 -решает связка по линии "f". Но я видел ответ 25...с5!. Теперь линия "f" не вскрыта, поэтому 26.h7+ ничего не дает, а на 26.f3 следует 26...b7 с выигрышем.

Если 25.:d3, то 25...е8 с последующим 26...b7 и далее d5 или, при случае, е6-е5. Я оценивал позицию в свою пользу. Примерный вариант: 26.b5 f7 27.e5 f5+ 28.d3, и тут, может быть, просто 28...f8 - белые фигуры полностью перевязаны.

25...:f2 26.f3. Белые меняют активную ладью. Если 26.hd1, то возможно простое 26...f6, а есть еще и трюки вроде 26...d2. Сколько возможностей таится в этом положении!

26...:f3 27.gf. Такое соотношение материала - два слона и пешка против ладьи и коня - иногда встречается на практике, и очень часто два слона оказываются сильнее. А в данном случае, при страшной пешке b2, они обеспечивают решающее преимущество. Скажем, на 27.:f3 проще всего 27...f7, и после размена ферзей получается выигрышное окончание.












Как бы вы сыграли черными в данной позиции? Я исходил из простых соображений: ситуация для меня исключительно выгодная, надо только не дать Тимману активизироваться. Нужно понять, что соперник собирается сделать ближайшим ходом. Очевидно, он хочет развить ладью на открытую линию - 28.d1. Тогда легко находится и мой ответ.

27...d6. Я мешаю противнику, к тому же создаю угрозы 28...а6 и 28...b7. Если 28.с2, то 28...d7, угрожая шахом с а4. Лучшая защита - 28.f4, но все равно после 28...d7 и при случае c6 черные имеют роскошную позицию.

28.с2. Вновь белые планируют d1. Будучи шахматистом очень высокого класса, Тимман стремится играть всеми фигурами.

28...е5!. И вновь черные препятствуют планам противника. Что последует на 29.d1, понятно? Переход в выигрышное окончание 29...d1+ 30.:d1 f5+.

29.h4. Здесь я уже был в цейтноте (оставалось 5 минут на 12 ходов), но мне удалось довести партию до логического конца

29...е6. Возможно, были и Другие пути к цели, например, 29…f6. Но я считал, что е6 проще.

30.с11 d4. Тут я немножко подзевнул. Но, поскольку позиция очень мощная, оказалось, что все в порядке. Белые могли сыграть 31. :b2, но это наталкивалось на опровержение 31…d8! 32. f2 f6 33.g3 :а2+! Если же 31. f5, то 31. а6 32. а4 b3.

31.а4. Последняя попытка активизироваться. Угроза понятна – 32.е8+. Если с той же целью 31. g6, то проще всего 31…d7 с тактической угрозой 32…:а2 + и а4 +.

31…d8. Конь сторожит поле f5, и я его атакую. Позиция белых тяжелая, к тому же они делают неудачный ход.

32.е6 d5. Здесь белым уже совсем плохо: висит конь, а на какой-нибудь ход типа 33. b5 есть крайне неприятный ответ 33...а8. Фигуры белых здорово скоординированы, у них решающее преимущество.

33.:d4 ed 34.b5 а8 35.:b2 :а2 + 36.с1 а1+ 37.d2 с3+ 38.d1 b3+. 3десь Тимман сдался.

Вот такой головоломный поединок. Я хотел бы обратить ваше внимание (эта мысль интересна и мне самому) вот на что: данная партия, как и предыдущая, в каком-то смысле - партия одной идеи. Черные ухватились за одну, может быть, даже абстрактную позиционную мысль, точнее - в конструкцию: слон на с3, пешки на b2 и b4. Я понимал, что в ней - моя единственная надежда, я должен ее использовать: стремиться где-то выпрыгнуть слоном на f5 или что-то пожертвовать на а2. Благодаря такому настрою мне было легче играть, легче искать решения проблем, встававших перед черными

Напоследок предлагаю вам решить три примера из современной практики. Поскольку это не этюды, то решение может оказаться не строго единственным, возможно, вы найдете и другие хорошие продолжения. Я хочу, чтобы вы восприняли задание, как некий вызов себе. Дело в том, что позиции весьма содержательны, потребуют от вас фантазии, изобретательности, точного расчета. В двух из этих позиций очень сильные гроссмейстеры допустили ошибки. Так что у вас есть шанс доказать, что вы с поставленной проблемой можете справиться лучше. Надеюсь, что и при анализе собственных партий вы будете постоянно искать (и иногда находить) такие же упущения.

Все три примера показывают, что реализация преимущества - дело не одной лишь техники. Почти всегда наступает момент, когда необходимо напрячься, точно посчитать варианты и найти кратчайший путь к цели. В противном случае достижение выигрыша может оказаться затруднено, если вообще возможно.

УПРАЖНЕНИЯ













1. Ход белых












2. Ход белых












3. Ход белых

Ответы на упражнения


1) Юсупов - Тимман (Рейкьявик 1988).

Форсированно выигрывало 38.е6! :d6 39.e7 с6

40. f8+ h7 41.f5+! g6 42. d8 f6 43.d7 :d7 44.:d7.

Я не заметил промежуточного шаха 41.f5+!, избрал 38.g3? h7 39.g2 :g2 40.:g2 g6 41.f8, но у Тиммана нашлась защита 41...b2!, после чего реализовать лишнюю пешку оказалось невозможно.

2) М.Гуревич - Разуваев (Москва 1987).

Позиционный перевес белых сомнений не вызывает, вопрос в том, как его лучше использовать. Гуревич нашел блестящее решение, завершив борьбу всего за два хода.

30. h5! g5 31.d5!!. Черные сдались ввиду 31...ed 32.:е7 :е7 33.:f5+ и 34.:с8. Парадоксально: самый укрепленный пункт черных f5 в мгновение ока стал их главной слабостью.

3) Долматов - Николич (Гастингс 1990). 31.d5! c7 (иначе черные теряют пешку, не получая за нее никакой компенсации) 32.с6 а6 33.b6 е8. Далее было 34.с8? :d6 35.:а6 c6 36.:а5 :с4! 37.:е5 с1 + 38.h2 c6. Реализовать такую лишнюю пешку крайне трудно, в дальнейшем черные добились ничьей.

Белые упустили форсированный выигрыш: 34.с5! (с угрозами 35.а7 и 35.с8) 34...:d6 35.cd d8 36.с7!! (именно этого изящного хода не увидел Долматов) 36...:с7 37.:с7 а4 38.d7 а8 39.d8 + :d8 40.:d8 а3 41.а5 а2 42.с3.

ПРИЛОЖЕНИЕ


СОМНЕНИЯ КОММЕНТАТОРА

М. ДВОРЕЦКИЙ - Г. АГЗАМОВ


Полуфинал Всесоюзных студенческих игр Алма-Ата, 1976

1. с4 f6 2. с3 е6 3. e4 d5 4. e5.

Как известно, в случае 4. cd ed 5. e5, жертвуя пешку, черные получают отличную контригру путем 5 ... е4! Например: 6. : e4 de 7. а4 е6 8. :е4 d4! 9. :d4 :d4 10. d1 f5 11. d3 0–0–0.

После хода в партии аналогичная жертва менее эффективна: 4 ... е4 5. : e4 de 6. е4 е6 7. : e4 d4 8.  : d4  : d4 9. d1, и, по сравнению с предыдущим вариантом, черным труднее активизировать белопольного слона.

Партия Дворецкий – Петросян (XLIII чемпионат СССР, высшая ли­га) развивалась так: 9 ... с5 (или 9 ... d7 10. d3 О–О–О 11. е3) 10. d3 е6 (если 10 ... f5, то 11. g4 h6 12. h3 :f2 13. g2 и далее f3, е2 и d4 с перевесом) 11. f4 f6 12. f3 fe 13. fe 0–0 14. e2 d7 15. d2 e8 16. g5 d7 17. g4 ае8 18. с3 с преимуществом.

4 ... d4 5. ef dc 6. bc.

Встречалось и 6. fg cd 7. : d2 или 7. :d2.

6 ...  : f6 7. d4 c5 8. f3 h6.

После 8 ... cd 9. g5! f5 10. cd b4 11. d2 черные, видимо, могут уравнять игру, но защищаться им на­до точно, а главное – шансов на большее нет никаких. Неудивительно, что Агзамов избирает более сложное продолжение.

9. d3!

Связано с жертвой пешки. Спокой­ное 9. e2 не создает черным труд­ностей, например: 9 ... cd 10. cd b4 11. d2 :d2 12. d2 е6 13. 0–0 0–0 либо 9 ... d6 10. 0–0 0–0 11. е3 е6 12. b3 e5 с равны­ми шансами (Микенас – Черепков, Ленинград, 1954)

9 ... с6.

Теперь уже 9 ... cd 10. cd b4 11. d2 :d2 12. d2 е6 13. е3 0–0 14. 0–0 не ведет к уравнению в связи с возможностями е4 и аb1. Совсем плохо 14 ... b6?? из-за 15. е4. В партии Дворецкий – Лангевег (Вейк-ан-Зее, 1976) случилось 9 ... d6 10. 0–0 0–0 11. е2 d8? (лучше 11 ... е6) 12. е4 f5 13. b4!, и белые выиграли.

10. 0–0 cd.

Черные решаются принять жертву пешки, хотя по быстроте, с которой я делал дебютные ходы, мой партнер мог понять, что жертва подготовлена заранее.

Решение черных сомнительно: за пешку у белых слишком большой пе­ревес в развитии. Конечно, надежнее 10 ... d6 11. е2 0–0 (11 ... cd 12. cd  : d4 13.  : d4  : d4 14. b2 f4 15. g3), но и здесь шансы белых пред­почтительнее: они могут, например, получить лучший эндшпиль путем 12. е4 а 13. :f5 или 13. :с6.

11. cd :d4 12. :d4 :d4 13. b1 d8.

На 13 ... е7 последовало бы 14. b2.

14. f3.

В случае 14. b2 снимался удар с пешки b7, что позволяло черным развить слона с8. Белые избирают другой план.

14 ... е7.

На 14 ... с5 очень сильно 15. b5!, например: 15 ... е7 16. g3 d4 17. е4 с угрозой 18. а3. А при 14 ... d6 я всерьез подумывал о том, что­бы осуществить ту же идею ценой еще одной пешки – 15. с5?!  : c5 16. b5.

15. d1.

Конечно, использовать столь заман­чивую атакующую позицию, чтобы отыграть пешку посредством 15. е4 0–0 16. :b7, мне не хотелось.

15 ... е7 16. b5.

Таким путем белые не дают про­тивнику рокировать (16 ... 0–0 17. :h6! gh 18. g4 g5 19. :g5 или 18 ... h8 19. b5 с выигрышем). Но черные заставляют ладью перейти на поле h5, где она расположена не сов­сем удачно.

16 ... а6! 17. h5.

Упрощения – 17. f4 d6! – бе­лым ни к чему.

17 ... d7 18. f4 с8.

Хладнокровный и правильный ход. В случае 18 ... d6 19. :d6 d6 белые добивались большого перевеса, играя просто 20. :b7 с6 21. b6. Гораздо слабее заманчивое 20. g6?. После 20 ... е7 21.  :f7 :f7 22. : f7  : f7 23.  : d7 g6 24. h3 hd8 25. g3 f6 26.  g: g7 : d7 27.  : d7 с8 28.  : b7  : с4 29. b1 с2 30. а1 нужно доказывать выигрыш в ладейном эндшпиле, и еще менее ясен вариант 20 ... :d1 21.  : d1 fg 22. с5 с6!

19. е5.

Серьезного внимания заслуживало 19. g3. Тогда 19 ... g5 20. е5 f6 приводило к выгодной для белых пози­ции, случившейся в партии. На 19 ... f6 сильно 20. d6, а если 19 ... f8, то хотя бы 20. d6  : d6 (20 ... е8 21. е4 с6 22.  : с6 bс 23. c5 с пре­имуществом у белых) 21. d6 g8 22. с5 с6 23. е4 – впрочем, пос­ле 23 ...  : e4 24.  : с8 : с8 белым было бы очень непросто реализовать свой материальный перевес

19 ... f6 20. е3.

После 20. g6 f8 черные угро­жали упростить позицию путем 21 ... e8. В этом случае не видно, как бе­лым усилить атаку, поэтому они реша­ются на жертву фигуры.

20 ... g5?

В случае 20 ... fe 21.  : g7 f8 чер­ный король в опасности, но четкого выигрыша за белых сразу найти не удается. На 22. : h6? Возможно 22 ... с5! Белые, вероятно, сыграли бы просто 22. : e5, сохраняя опас­ные угрозы. Например, на 22 ... с7 23. g6 d8 последует не 24.  : е6 с5! с контршансами, а 24. f5! Нельзя 24 ... :f5 25. :f5 ef 26. g8, а на 24 ... с8 решает 25.  : d7!  : d7 26.  : е6 с6 (26 ... d8 27. d5; 26 ... e8 27. g6 d8 28. d5 d6 29. c5: 26 ... d6 27. c5 с6 28. d5) 27. d5 b6 28. : е7 с неотразимыми угрозами. В случае 22 ... d8 заслуживает вни­мания 23. e2 (с угрозой а4) 23 ... b5 24. c5, угрожая 25. е4 а7 26. с6 или 25.сb

Думаю, что лучшей возможностью было хладнокровное 20 ... f8! А на ход в партии у белых оказалась заго­товленной решающая комбинация.

21. g6 f8.

На 21 ... d8 самое энергичное – 22. f7.












22. h4! e8.

Конечно, не 22 ... fe 23. f3.

23. hg! fe.

Или 23 ...  : g6 24. gf!, и черные беззащитны.

24. : h6!

Конечно, не 24.  : e5?  : g6! 25. b8 f7. слабее и 24. gh :g6 25. : g6 g8, и после отступления ферзя – 26 ... f6.

24 ... g8.

На 24 ...  : h6 25. gh f6 выигры­вает 26. f3 е7 27. а3! с ма­том.

25. f3 g7 26. е4.

Проще всего, хотя, конечно, вело к мату и 26. h7 :g6 27. е4 или 27. h5, например: 27. е4 : g5 28. d3.

26 ... f8.

Или 26 ... h8 27.  : h8  : h8 28. h3 с матом в 4 хода.

27. h7 g8 28. h3. Черные сда­лись,

Анализ партии как будто закончен, но сейчас мне хотелось бы поразмыс­лить о том, какими должны быть примечания к партиям. Ведь на страни­цах шахматных изданий комментиру­ются тысячи, десятки тысяч партий, и комментируются по-разному.

Мне всегда казались особенно ин­тересными комментарии к собствен­ным партиям. Как правило, в них меньше аналитических ошибок (ведь одни и те же проблемы автор приме­чаний решает сначала за доской, за­тем – при совместном анализе с партнером и, наконец, уже готовя пар­тию для печати). Еще важнее то, что такие примечания редко ограничива­ются простой констатацией событий– комментатор рассказывает о своих мыслях во время партии, о причинах допущенных ошибок и т. д.

Но, к сожалению, помимо очевид­ных достоинств таким примечаниям, как правило, свойственны и некоторые органические недостатки. Эти не­достатки совсем не очевидны, и они мешают получить точное и полное представление об изучаемой партии. Чтобы не ходить далеко за примера­ми, стоит вернуться к только что рас­смотренной партии, которую я внача­ле прокомментировал, а затем через некоторое время снова стал анализи­ровать.

Начнем с дебюта. Как будто он ос­вещен достаточно подробно. Но по­смотрите внимательнее. Был разыгран сравнительно редкий вариант. Может быть, он почти не встречается на практике из-за того, что за черных найдены надежные пути к уравне­нию? Но где они, эти пути, – автор примечаний ничего о них не гово­рит. И дело не в формальном отсут­ствии рекомендаций – скажем, оцен­ка позиции, выраженная в примеча­нии к 8-му ходу черных, могла бы быть сформулирована и иначе, напри­мер, так: «После 8 ... cd 9. g5 f5 10. cd b4 черные получали хорошие шансы уравнять игру».

Может быть, автор примечаний не знает, что можно со всей определен­ностью рекомендовать черным? Ко­нечно, нет! Есть продолжения, кото­рые ему кажутся неприятными, но со­знательно или подсознательно он предпочитает ими не делиться, не хо­чет рассказывать и о разработанных им методах борьбы с различными пла­нами черных. И это естественно: ведь дебютные разработки могут ему по­надобиться в турнирной борьбе,

Думаю, что «уклончивое» освеще­ние дебюта – характерная особен­ность комментирования собственных партий.

Есть и вторая особенность. Как из­вестно, все мы, грешные, склонны свои поражения считать случайностью, тогда как в победах хотим видеть об­разцы шахматного искусства. И подда­ваясь (как правило, – подсознательно!) этому желанию, мы начинаем с преувеличенным вниманием отно­ситься к собственным решениям, а из действий противника выделять лишь те, на которые у нас были заготов­лены красивые возражения.

Все, не укладывающееся в эту схе­му, даже не отбрасывается (добросо­вестность не позволяет, напомним, мы говорим сейчас о вполне добросовест­ных комментаторах), а просто упоми­нается после ничего не значащего вступления вроде «заслуживало вни­мания также ... » или «возможно, следо­вало подумать о ... ». И в результате часто оказывается, что мимо самых важных, иногда переломных, моментов партии читатель пробегает, почти не задерживаясь. Что, например, можно пока сказать о только что рассмот­ренной партии? Белые уже в дебюте предприняли позиционную жертву пешки, затем, используя тактические моменты, уверенно развивали инициа­тиву и закончили сражение красивой комбинацией.

Цельная партия, не правда ли? Но посмотрим внимательнее. В при­мечании к 20-му ходу черных в ос­новном разбираются последствия при­нятия черными жертвы фигуры, и ми­моходом указывается лучшая защита: 20 ... f8! Что же получается в этом случае? Давайте вернемся к этой по­зиции.












Если 21. d6, то 21 ... : d6 22. : d6 f7, и после 23. с5 с6 у белых нет времени для 24. e4 из-за 24 ... .d8. Здесь не видно, как белым усилить атаку.

Неубедительно и 21. g6 е8 22. d6 :g6 (22 ...  :d6 23. :d6 g8 24. с5) 23. :е7 :е7 24. : g6. За пешку у белых есть ини­циатива, но шансы на успех весьма сомнительны (сказывается положение ладьи на h5).

Сопоставляя эти соображения с примечанием к 19-му ходу белых, до­казывающему, что при 19, g3 белые сохраняли лучшие шансы, можно сде­лать вывод, что 19. е5 – ошибка, после которой у белых, во всяком случае, уже нет перевеса

Но ведь и после 19. g3 белые по­лучают не так уж много, а позиция обещала большее. Не были ли допу­щены ошибки раньше?












Здесь белые сыграли 16. b5 и пос­ле 16 ... а6 перебросили ладью на h5. Может быть, этот маневр не лучший?

Анализ показывает, что сильнее было 16. f4 е5 (хуже 16 ... с6 17. : c6 bc 18. e4 d7 19. b7 с опас­ными угрозами) 17. g3, и после 17 ... 0– 0 18. е4 f5 19. d5 белые отыгрывают пешку, сохраняя давле­ние.

В примечании к 13-му ходу черных я указал на ход 14. b2 и объяснил, почему я так не сыграл. А если изу­чить позицию конкретнее?












14. b2 d7 15. e4. Теперь ответ 15 ... с6 приводит после 16. :с6 be 17. f3 или 17. g4 к подавляю­щему перевесу белых. Совсем плохо и 15 ... с8 16. :g7! :g7 17. :g7 d8 18. :а8 :а8 19. d6 d8 20. b8 е8 21. с5.

А на 15 ... с7 очень сильно 16. е1!, например: 16 ... с6 17. е5! с8 18.. f3 с угрозой 19.  : b7!

Таким образом, теперь уже можно дать более объективную оценку игре партнеров. Удачно пожертвовав в де­бюте пешку, белые неважно ориенти­ровались в «стратегии атаки», не­сколько раз избирали не лучшие пла­ны развития инициативы, в результа­те чего рисковали остаться у разби­того корыта. А черные играли порой излишне смело. Вследствие этого они сначала поставили себя в опасное по­ложение, приняв жертву пешки, а за­тем, уже почти отразив атаку, все же потерпели неудачу, неосторожно ос­лабив свою позицию ходом 20 ... g5?

Почему же сначала партия получи­ла иную оценку? Ошибки в примеча­ниях? Нет, мы ведь не опровергли ни одного варианта. Все дело лишь в неправильно расставленных акцентах. Великое дело – эти акценты! С их помощью, ничего не меняя в вариан­тах, можно доказать, что партия бы­ла интересной, и что партия была не­интересной, что ошибок было много, и что ошибок почти не было ...

Поэтому, если вы хотите получить полное представление об изучаемой партии, проверяйте и перепроверяйте доводы комментаторов и будьте осо­бенно внимательны к малозаметным, «проходным» рекомендациям, вроде тех, которые нам удалось расшифро­вать в данном случае.




Похожие:

Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconЭренфест–Иоффе научная переписка (М.: Наука, 1973. – фрагменты из книги) стр. 8
...
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconДокументы
1. /лекция 10_современное тв и радио.doc
2. /лекция...

Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconДокументы
1. /11/08-1014.doc
2. /11/Лекция ь10(03_11_98).doc
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconДокументы
1. /Аппроксимация/1/lab5.doc
2. /Аппроксимация/2/CHM5.DOC
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова icon«Тестирование датчиков цифровой лаборатории «Архимед» Разработка и изготовление собственных датчиков для цифровых лабораторий» Камышенкова Алла
Учебно-исследовательская работа посвящена тестированию датчиков цифровой лаборатории Архимед, разработке и изготовление собственных...
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconОбсуждение устройств Артура Маа, применение цифр и пропорций
На форуме
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconДокументы
1. /(Мэлори Т) Смерть Артура.txt
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconР. Фейнман Нобелевская лекция
Лекция, прочитанная Р. Фейнманом в Стокгольме при получении Нобелевской премии 1965 г. [R. P. F е у n m a n, The Development of the...
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconВторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания
Философский подход нацелен на критический анализ основ (предпосылок и предположений), обоснований (способов получения, методологии)...
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова iconДокументы
1. /(Мэлори Т) Смерть Артура.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов