О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов icon

О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов



НазваниеО технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов
страница1/3
Дата конвертации31.07.2012
Размер396.06 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
1. /ШБЧ-1/ГЛАВА 2 Анализ собственных партий.doc
2. /ШБЧ-1/ГЛАВА 3 О технике работы над своими и чужими партиями.doc
3. /ШБЧ-1/ГЛАВА 4 ОБ ИЗУЧЕНИИ ШАХМАТНОЙ КЛАССИКИ.doc
4. /ШБЧ-1/ГЛАВА 6 Чувство короля.doc
5. /ШБЧ-1/ГЛАВА 8 О творчестве учеников школы.doc
6. /ШБЧ-1/Глава 1 Достоинства и недостатки шахматиста.doc
7. /ШБЧ-1/Глава 5 Оценка позиции и выбор плана игры в миттельшпиле.doc
8. /ШБЧ-1/Глава 7 Мысли и советы великих шахматистов.doc
9. /ШБЧ-1/Предисловие и послесловие.doc
Анализ собственных партий лекция Артура Юсупова
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов
Лекция Михаила Шерешевского
Чувство короля
Артур Юсупов
Достоинства и недостатки шахматиста, их влияние на ход шахматной борьбы. Лекция Марка Дворецкого
Оценка позиции и выбор плана игры в миттельшпиле лекция Алексея Косикова
Мысли и советы великих шахматистов
Марк Израилевич Дворецкий

О ТЕХНИКЕ РАБОТЫ НАД СВОИМИ И ЧУЖИМИ ПАРТИЯМИ

Лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов

Поговорим о том, как следует изучать партии, классические или свои, о некоторых приемах, позволяющих извлечь из такой работы максимальную пользу.

Нельзя стать настоящим шахматистом без серьезного изучения шахматной классики, точно так же, как невозможно себе представить, скажем, писателя или поэта, не читавшего Шекспира, или художника, не видевшего картин Рембрандта.

Даже беглый просмотр классических партий дает очень много для улучшения позиционного понимания Ведь крупные шахматисты владели в совершенстве общими принципами стратегии, умело расставляли свои фигуры. По их партиям можно изучать типичные шахматные позиции, стандартные планы, типовые приемы игры. То есть классика - серьезное подспорье в овладении искусством ведения борьбы в миттельшпиле.


Помните, мы разбирали мою партию с Карповым (во второй главе книги), и я обратил ваше внимание на его подход к принятию решений, на его профилактическое восприятие позиции? Изучая партии выдающихся шахматистов, вы начинаете понимать, как они мыслят, как решают сложные проблемы, какими психологическими приемами пользуются. Это тоже очень полезная для вашего совершенствования информация.

Старайтесь сосредоточить свое внимание на каких-то определенных, наиболее сильных аспектах творчества того шахматиста, партии которого вы выбрали для изучения. Например, знакомясь с творчеством Петросяна, конечно, надо главное внимание обратить на то, как он профилактически воспринимал позицию, как боролся с замыслами противника. Такая работа особенно полезна тем, у кого данная сторона игры является наиболее уязвимым местом. При изучении партий и комментариев Алехина нужен совсем другой подход. Очень интересно проследить, как логично и конкретно Алехин оценивает позицию и выбирает план, с какой неумолимой последовательностью и колоссальной энергией он свои планы осуществляет.

Несколько слов о приемах, которые полезно использовать при изучении партий. Вы можете поиграть в «угадайку». Разыграв дебют, прикройте последующий текст в книжке листком бумаги и попробуйте угадывать ходы, сделанные гроссмейстером. Сопоставляя свое восприятие позиции с восприятием большого шахматиста, вы развиваете интуицию, чувство позиции. Таким приемом пользовался, скажем, Нимцович.

Другой прием. Вы видите диаграмму или большое примечание. Ясно, что тут кроется серьезная, содержательная проблема, был сделан (или упущен) неожиданный и трудный ход. Вы можете, углубившись в позицию, попробовать самостоятельно решить эту проблему, а затем сверить свои выводы с комментарием к партии.

И еще один очень полезный, как мне кажется, прием работы. Вы посмотрели партию и какой-то эпизод борьбы произвел на вас впечатление, показался интересным и поучительным. Сделайте «позиционную картинку» на эту тему. На отдельном листке бумаги нарисуйте диаграмму и вкратце опишите, почему эта позиция показалась вам интересной, что в ней любопытного. Оставьте сбоку место для возможных в будущем добавлений или уточнений. Добавляйте на тот же листок новые примеры лишь тогда, когда они очень близко перекликаются с уже имеющимся.

Партия, которую мы сейчас посмотрим, игралась совсем «недавно» - всего лишь сто с лишним лет назад. Почему я выбрал именно ее? Это одна из красивейших шахматных партий, в ней была осуществлена замечательная комбинация. Иоганн Цукерторт - соперник Стейница в первом матче на первенство мира - был разносторонним шахматистом. Особенно изобретательно он атаковал, но умело действовал и позиционно.

Дебют ферзевых пешек


Цукерторт – Блэкберн

Лондон 1883

1. с4 е6 2. е3 f6 3. f3 b6 4. e2 b7 5. 0-0. В те годы дебют разыгрывали без больших претензий - просто разумно развивали фигуры. Но здесь я хочу обратить ваше внимание на следующие ходы Блэкберна. Он нашел удачную, грамотную расстановку фигур.

5... d5 6. d4 d6 Расположение фигур, конечно, дело вкуса. Можно играть и иначе, например, 6…dc, 6…е7, 6…bd7, 6…с5. Но лично мне больше нравится расстановка, избранная Блекберном. Позднее в аналогичных ситуациях так действовали Алехин и Рубинштейн.

7. с3 0-0 8. b3. Развивая слона на b2, Цукерторт заканчивает развитие.

8…bd7. Вот расстановка, о которой я говорил. Активные слоны на b7 и d6 нацелены на королевский фланг. Их раньше называли «слонами Горвица» (по имени немецкого мастера прошлого века Бернгарда Горвица, который любил так расставлять своих слонов). В дальнейшем черные мечтают сыграть е4, f7-f5 и затем перебросить ферзя или ладью через поле f6 для атаки на короля.

9. b2.












Конечно, черные могут сейчас сыграть 9…с5 или 9...е4, но я бы предпочел 9…а6, чтобы предотвратить 10. b5. Слон на d6 - очень сильная фигура, и белые мечтают поменять его на коня с3. Конечно, выпад b5 не всегда эффективен. Слон может отойти на е7 и после а7-a6 спокойно вернуться обратно. Но если ладья или ферзь белых уже заняли линию «с», то слону уже не отступить ввиду слабости пункта с7. Поэтому в такого рода положениях ход а7-а6 является хорошим профилактическим приемом.

А вот Блэкберн недооценил угрозу b5.

9... е7?! 10. b5 e4 11. : d6 cd. Видите, как изменилась позиция? У черных уже слегка испорчена Пешечная структура, белые получили преимущество двух слонов. Коня е4 они разменяют или прогонят ходом f2-f3. В общем, положение белых предпочтительнее.

Вернемся чуть назад. Мне кажется, ситуация перед 9-м ходом черных достаточно любопытна. Здесь как раз можно было бы нарисовать упомянутую «позиционную картинку» на тему профилактических ходов, внимания к . угрозам противника.

Итак, возьмите листок бумаги, озаглавьте его, скажем, «Внимание к возможностям противника». Нарисуйте диаграмму. Над ней напишите «Цукерторт -. Блэкберн (Лондон 1883)», внизу - «ход черных» (или «после 9. b2»). Далее можно отметить, что в партии черные неаккуратно сыграли 9…е7, допустив размен слона d6 на коня с3. Следовало предварительно защитить поле b5 путем 9... а6 - этот ход типичен для подобных положений.

В принципе вы можете записать любые свои комментарии, любые рассуждения на эту тему. Если позднее вам встретится другой интересный и очень похожий по идее пример, добавьте его на тот же лист. В итоге у вас подберется коллекция поучительных позиций на самые разные темы. При этом они надежно врезаются в память, расширяя и закрепляя ваш позиционный арсенал.

Теперь снова вернемся к партии. Итак, благодаря неточности Блэкберна белые добились небольшого преимущества.

12. d2 df6. Если 12..f5, то после 13. cd :d5 14. f3 белые постепенно подготовили бы е3-е4. Но полагаю, размен 12... :d2 лучше, чем ход в партии.












А сейчас предлагаю на некоторое время задуматься над позицией.

Недавно мы обсуждали эту партию с Дворецким, и он обратил внимание на ход 13.b1!. Сто лет назад, конечно, так в шахматы не играли. Этот позиционный прием - нестандартное уклонение от размена – появился намного позднее. Марк Израилевич легко нашел сильнейший ход потому, что он уже изучал такие ситуации, даже написал на эту тему статью «Лишняя фигура».

И здесь я тоже сделал бы «позиционную картинку». Прокомментировать ситуацию можно примерно так:

«Заслуживает внимания неожиданное 13.b1. Уклоняясь от размена, белые имеют в виду путем 14. f3 оттеснить коня с е4, затем сыграть с3, подготавливая е3-е4. В этом случае они сохраняют больше фигур на доске, что выгодно стороне, имеющей перевес в пространстве».

Сходные ситуации иногда встречаются в английском начале или в голландской защите, в системе «каменная стена».

Дополнительный нюанс - при случае появляется ход а3, что важно, скажем, в варианте 13.b1 е5 14. f3 g5 15. de de 16. а3 с выигрышем качества. В партии белые сыграли проще, допустили размен коней и тем самым уменьшили свое позиционное преимущество.

13. f3 :d2 14. :d2 dc. Возможное решение, хотя некоторые критиковали Блэкберна за этот ход. А чем бы вы взяли на с4?

Пешка на с4 слабенькая, поэтому взятие слоном выглядит более естественным. Тем самым мы убеждаемся, что вместо 14…dc заслуживало пристального внимания 14... а6.

15. : c4 d5 16. d3 Теперь нужно занять ладьей открытую линию. Вопрос в том, какой ладьей? Если сыграть 16…ас8, то надо считаться с ответом a2-a4!. Появляется угроза а3, а также опасный план наступления на ферзевом фланге а4-а5.

16... fс8 17. ае1. Здесь можно было бы подумать и над планом игры на ферзевом фланге – 17. а4. Но 17. ае1 выглядит очень естественно, можно сказать натурально, а Цукерторт в позиционном плане был шахматист естественный, предпочитал такие здоровые ходы.












Теперь предлагаю вам немного поразмыслить над позицией и принять решение за черных.

Да, вы попали в точку, если предложили ход 17…а5!. Сейчас ситуация для черных небезопасна. Их слон b7 пассивен, а у белых преимущество двух слонов и реальная перспектива наступления в центре е3-е4. Если сыграть беспланово, бездумно, то можно остаться без контригры и попасть в трудную позицию.

Ходом а7-а5 (который на самом деле не был сделан в партии) черные преследуют сразу несколько целей. Появляются по меньшей мере три перспективных возможности: контригра на ферзевом фланге ходом а2-а4, размен белопольных слонов после а6 и при случае - выпад b4.

Скорее всего белые боролись бы с а5-а4 путем 18. а4. Тогда черные меняли бы белопольных слонов и получали вполне достаточную контригру, вряд ли рискуя проиграть партию. С доски исчезла очень активная белая фигура, к тому же ослаблялось поле с2, что усиливало угрозу сдвоения черных ладей по линии «с».

После того как мы нашли ход 17…а5!, становится ясно, что если уж белые выбрали план игры в центре, они должны были проводить его путем 17.е2! (вместо 17.ае1). Ферзь с поля е2 не только помогает сыграть е3-е4, но и мешает черным разменять белопольных слонов.

На эту тему также можно сделать «позиционную картинку». Заголовок - «Размен фигур». Часто бывает очень важно понять, какие фигуры должны быть разменены, или наоборот, какие менять не следует. Правильный вывод может оказаться ключом ко всей позиции, помочь наметить верный план.

Блэкберн сыграл шаблонно. Он увидел, что открыта линия и начал по ней сдваивать ладьи.

17...с7 18.е4 ас8. Многие шахматисты так бы, вероятно, и поступили - сдвоились бы ладьями, а уж затем стали думать, что делать дальше. Но делать-то, в общем, нечего - поля вторжения по линии «с» надежно контролируются белыми слонами. Тем не менее кое-какие тактические возможности, связанные с вторжением на с2, у черных еще остаются. Скажем, при случае есть идея а6, хоть и не видно, как ее подготовить.

Подумайте теперь, как бы вы тут действовали белыми?

19.е5 е8 20. f4. Логичное развитие плана. Белые увеличивают свой пространственный перевес, готовят атаку на короля. А что бы вы здесь предложили за черных?

Допускать f4-f5 крайне опасно. Значит, приходится выбирать между 20…g6 и 20...f5. Второе продолжение представляется более оправданным.

20…g6. К этому ходу Цукерторт в турнирном сборнике поставил вопросительный знак и дал совершенно справедливое примечание: «Конечно, черным необходимо остановить наступление белой пешки «f», но, принимая во внимание, что ходом в партии черные ослабляют позицию короля, не приобретая взамен никаких выгод, наверное, лучше было прямо сыграть f7-f5». Да, двигать пешки от короля нужно очень осторожно. После 20…f5! 21. ef :f6 у черных появилась бы контригра, связанная с возможностью е4.












21.е3.

Если теперь 21...g7, то белые продолжили бы наступление посредством 22. g4.

21...f5. Немножко непоследовательно, но так бывает часто: сначала сделал один ход, потом понял, что надо играть по-другому.

Попробуйте теперь на некоторое время углубиться в позицию, предугадать дальнейшее развитие борьбы.

Из каких соображений вы выбрали 22. ef? Да, конечно, это самый напрашивающийся ход. При двух слонах естественно вскрывать игру - появляется надежда, что и слон b2 как-нибудь включится в атаку. Однако необходимо учитывать контригру, которая может при случае вспыхнуть после f6-e4, так что ход 22. ef должен быть точно рассчитан.

Можно было бы сыграть и спокойнее h2-h3 и g2-g4. Но тогда очень трудно, если вообще возможно, пробить позицию черных.

22.еf!. Начало красивейшей комбинации.

22...:f6. Если бы черные предвидели игру Цукерторта, они предпочли бы 22...f6 в надежде как-то упереться, скажем, после 23.е1 g7. Белые развивали бы инициативу ходом g2-g4, но позиция черных оставалась еще достаточно прочной. Однако Блэкберну захотелось сыграть более активно, тем более что он, видимо, уже заметил контригру, связанную с 25. с2.

Как действовать белым теперь? Тут уж никак обойтись общими рассуждениями, нужно посчитать конкретные варианты.

23.f5. Этот ход произвел очень сильное впечатление на комментировавшего партию Стейница, который назвал его «началом замечательной концепции грандиозного масштаба».

23...е4 (а что еще делать?) 24.:е4 de.












Бросается в глаза, безусловно, идейный ход - 24.d5. В позициях с разноцветными слонами материальное преимущество не имеет большого значения, а играет роль активность слона. Ходом d4-d5 белые вскрывают для слона большую диагональ, грозят ходом d4, в общем, это очень интересное продолжение Но проверим конкретно: 25. d5 с2 26. d4 e5, после размена на е5 – :d5, и у черных все шансы на ничью. Значит, надо проверить, есть ли в позиции другие возможности. Очень может быть, что Цукерторт их уже предвидел, играя 22.ef. Он был на редкость изобретательным шахматистом и наверняка нашел идею комбинации заранее.

25.fg!. Понятно, слабее 25.f6, потому что черным даётся передышка: они играют 25…f7 26.с3 d5, получая реальные виды на ничью. Ход в партии, вскрывающий позицию, - самый энергичный. Теперь неудачно 25...hg, на что очень неприятно 26.g3 (26...g7 27.d5, и если 27...с2, то 28.:с2).

25...с2 26.gh+ h8. Типичный прием в защите -король прячется за пешку. Понятно, плохо 26...:h7 из-за 27.h3+ и 28.h6.

27.d5 + е5 28.b4!!.












Наверное, здесь можно уже и прервать расчет: чувствуется, что у белых опаснейшая атака, достаточная по крайней мере для ничьей. Но все же давайте досчитаем до конца вариант 28...:b4 29.:е5+ :h7. Белые играют 30.h3+ g6 31.g3+ h6 32.f6+, затем f5(f7)+ и f4+. Видите матовую конструкцию? Это и есть идея комбинации. Три белые фигуры матуют с непрерывными шахами.

На 28...g7 или 28...g5 решает 29.g3.

28...8с5. Сейчас уже очевидно, что позиция белых выиграна. Помимо красивого пути к победе, который избрал Цукерторт, мне удалось найти и другой выигрыш.

29.f8+!. Очень красивое отвлечение. Если 29...:f8, то 30.:е5+ :h7 31.:е4+ h6 32.h3+, и мат в несколько ходов. Стейниц делает здесь такое примечание: «Предыдущие ходы и только что сделанный ход белых составляют одну из величайших комбинаций, может быть, самую красивую из всех, которые когда-либо были созданы на шахматной доске. Не хватает слов, чтобы выразить наше восхищение высоким мастерством, которым Цукерторт провел эту партию». Стейниц Время соперничал с Цукертортом, но он искренне любил шахматы, восхищался красивыми идеями и поэтому отдаёт должное своему сопернику. Пример, достоин подражания!

Но решал и менее эстетичный ход 29.:е4, правда с чуть более сложными вариантами. Если 29...:b2, то уже теперь 30.f8+! :.f8 31.:е5+ :h7 (31...g7 32.е8+ :h7 33.h3+ h6 34.f7+) и здесь проще всего 32.h5+ g7 33.g3+ f6 34.f3+ е7 35.е5+ с выигрышем ферзя.

В подобных случаях надо выбирать один ход, который больше нравится, и досчитывать его до конца.

29...:h7 30.:е4+ g7 31.:е5+. Здесь уже идет добивание, но красивое. Надо отдать должное эстетическому чувству Цукерторта.

31...:f8 32.g7+ (симпатичный удар) 32...g8 33.:e7. Черные сдались.
  1   2   3




Похожие:

О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconДезиллюзионис т
Аллана Кардека, Леона Дени и Артура Конан-Дойля, делится с читателями своими мыслями о фундаментальных проблемах бытия, приглашая...
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconГори, костер, поярче!
Если ты с друзьями много лет выезжаешь на одно и то же место, то пользуйся старыми кострищами. Своими, чужими – не важно. А важно,...
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconОтношение св. Марка Эфесского к спорам во Флоренции об исхождении Святого Духа
Марка на Соборе, тот тут необходимо учитывать проблемы, обсуждаемые в течение более чем полувека с 1360 года по 1430. Мои наблюдения...
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconСвоими горькими слезами Над нами плакала весна

О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconА. С. Обуховская Исследовательская проектная деятельность старшеклассников Статья
Статья отражает опыт организации работы учащихся старших классов над исследовательскими проектами естественно-научной направленности....
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconУрока: Изготовление цветка мака в технике «бумажная пластика» Цель урока: Формирование умений работы с крепированной бумагой. Задачи урока
Знакомство учащихся с технологическими особенностями изготовления цветка мака в технике бумажная пластика
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconК-камнесказ?
Острозуб из сказок. Завернув за один из камней, он остановился и уставился своими большими желтыми глазками на кота, склонившегося...
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconПроблема и ее обоснование. В кабинете математики отсутствуют трафареты и инструменты для работы по теме «Функции и их графики»
«Функции и их графики». В то же время все эти шаблоны могут школьники изготовить своими руками. Учащиеся 9 класс заканчивают основную...
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconS m s от 21. 11. 2007 международная срочная всем
На основании ПланетоГенеза по Саросу 06. 2007 на картах мира Россия и другие государства полностью отсутствуют и территориально,...
О технике работы над своими и чужими партиями лекция Артура Юсупова и Марка Дворецкого А. Юсупов iconТематическое планирование ( по учебнику Угринович Н. Д. и др.) 8 класс
Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов