Роль членов предложения в создании художественного образа icon

Роль членов предложения в создании художественного образа



НазваниеРоль членов предложения в создании художественного образа
Дата конвертации10.08.2012
Размер65.62 Kb.
ТипУрок
1. /Урок-исследование. Роль членов предложения.docРоль членов предложения в создании художественного образа

Министерство образования Республики Мордовия

Лямбирское районное управление образования

МОУ "Большеелховская средняя общеобразовательная школа"


Роль членов предложения в создании художественного образа



Урок русского языка с использованием

компьютерных технологий.

Разработала: учитель русского языка и

литературы Разумова Т.Н.


Компьютерную поддержку выполнил:

учитель информатики Разумов В.Н.


2007

Урок – исследование текста.

Тема урока: Роль членов предложения в создании художественного образа.

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса.

Слайд 1



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу.

- Нужна ли запятая в следующем предложении? (Предложение проецируется на экран)

Луна как огромный сверкающий круг.

Слайд 2



Ученики находят грамматическую основу предложения. В предложении говорится о луне (что?). Луна – это подлежащее, выраженное существительным. Луна есть что? круг. Это составное именное сказуемое, которое присоединяется с помощью сравнительной частицы как. Следовательно, запятая перед как не нужна.


Словарная работа.

На экран проецируется запись: Изысканный, -ая, -ое. Утончённый, изящный.


Слайд 3



Учитель предлагает составить и записать словосочетания с этим словом (изысканная фраза, изысканный наряд).

Демонстрируется портрет Н.С.Гумилева.

Слайд 4



Звучит "слово" о поэте, в одном из стихотворений которого мы встречаемся с образом изысканного жирафа.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил "Музой дальних странствий".


Слайд 5



В 1906 году он совершил первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, - в Париж, где учился в Сорбонне, затем – Италия, древние, гордые города-государства. Потом последовали Греция, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой.

Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях; он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, записывает легенды, сказания, сочиняет стихи.

Звучит стихотворение Н. С. Гумилева "Жираф" в исполнении Андрея Смолякова.

Слайд 6




Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко. далеко, на озере Чад,

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран.

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.


Беседа.

  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?

  • Кому адресован рассказ о жирафе?


Далее ученикам предлагается выполнить задание.

- Вставьте пропущенные буквы. Устно обоснуйте, какие орфограммы чаще всего встречаются.

Сегодня, я вижу, особе(н,нн)о грустен твой взгляд,

И руки особе(н,нн)о тонки, к...лени обняв.

Послушай: д..лёко, д..лёко, на оз..ре Чад,

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.

Ему грац..озная стройность и нега дана,

И шкуру его укр..ша..т в..лшебный узор,

С которым равня(тся,ться) осмелится только луна,

Др..бясь и к..чаясь на влаге ш..роких озер.

Вд..ли он подобен цв..тным п..русам к..рабля,

И бег его плавен, как радос..ный птичий п..лет.


Я знаю, что много чудес..ного вид..т земля,

Когда на з..кате он пряч..тся в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки т..инстве(н,нн)ых стран.

Про ч..рную деву, про страсть м..л..дого в..ждя,

Но ты слишком долго вдыхала тяж..лый туман,

Ты верить не хоч..шь во что(нибудь), кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про зап..х (не)мысл..мых трав.

Ты плач..шь? Послушай… д..леко, на оз..ре Чад

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.


Назовите сказуемые, которые передают состояние женщины. Определите их вид. (Составное именное).

Перестроим первое сказуемое. Ты грустишь. Что изменилось? Второе (тонки) перестроить нельзя. Цель употребления этих сказуемых – описать состояние.

Найдем сказуемые, относящиеся к жирафу. Распределим их на три столбика.

Слайд 7




  • В чем особенность употребления составного глагольного сказуемого? (неопределенная форма + вспомогательный глагол).

  • Заменим второе слово на может, хочет (может равняться, хочет равняться). Сравним эти словосочетания с использованным осмелится равняться.

Вывод: инверсия логически выделяет слово осмелится.

  • Выпишем словосочетания, в состав которых входят дополнения. (Дана ему, знаю сказки, украшает шкуру, вдыхала туман). Их немного, следовательно, не дополнения несут основную смысловую нагрузку.

  • Выпишем словосочетания, в состав которых входят обстоятельства, обозначим их вид.

времени  степени  степени  места 

Сегодня грустен, особенно тонки, особенно грустен, далеко бродит…





  • Какой способ связи в данных словосочетаниях?

  • Какие из обстоятельств стоят в начале предложения? (Места и времени – очерчивают пространственные и временные рамки).

  • Есть ли обстоятельства, выраженные какими-либо оборотами? Какова их роль?


Наблюдения над ролью определений.

Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, широких озер, цветным парусом, мраморный грот, шкуру его, на влаге озер, парусам корабля.



  • Каких определений больше – согласованных или несогласованных?

  • Назовите эпитеты.

Сделайте вывод: почему же жираф не просто пятнистый, длинношеий, а изысканный? Какие члены предложения наиболее активно участвовали в создании художественного образа.


Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выполнить практическую работу


Практическая работа

Стихотворение, прочитанное вами, всецело проникнуто волнующим ощущением манящего «далека».4 Ощущение скорее даже не юношеское, а детское: так непосредственны впечатления лирического героя. Экзотической романтике, им воспеваемой, противостоит «тяжелый туман», который окутал безмолвную собеседницу героя, погруженную в печальные думы.

Интересна изобразительная структура стихотворения. Почти буквальный повтор двух финальных строк в начале и конце текста создаёт композиционное обрамление. 4

Автор специально сосредоточивает внимание читателя на сравнениях. Лунное отражение в озерной воде и корабельные паруса мы представляем себе не менее явственно, чем самого жирафа. Его образ приобретает и символический смысл: в нем олицетворено всё культурно-географическое пространство тропической Африки, близкое лирическому герою и автору стихотворения.

Задания.

I вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

  2. Обозначить в тексте

а) согласованные определения

б) виды обстоятельств

II вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

  2. Обозначить в тексте

а) прямые дополнения

б) определения, выраженные причастными оборотами


Литература.

  1. Гумилёв Н.С. Стихотворения и поэмы. – М., Современник, 1989.

  2. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  3. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М., Просвещение, 1993.




Похожие:

Роль членов предложения в создании художественного образа iconРоль членов предложения в создании художественного образа
Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconДокументы
1. /Роль грима в создании сценического образа.doc
Роль членов предложения в создании художественного образа icon«Обособленные члены предложения» в 8 классе завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал и представляет собой своеобразный переход к сложному предложению. В центре внимания оказывается пунктуационное выделение членов предложения при их обособлении
Тема «Обособленные члены предложения» в 8 классе завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconОдносоставные предложения
Простое предложение это синтаксическая единица языка с одной грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов предложения...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconТема: «Синонимы» знать: роль синонимов в создании точности

Роль членов предложения в создании художественного образа iconОбособленные члены предложения
Обособленные члены предложения – члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. На письме выделяются запятыми, реже тире....
Роль членов предложения в создании художественного образа iconСемантически осложнённые предложения с атрибутивными вторично-предикативными структурами в современном английском языке (на материале произведений художественного и научного стилей)
Семантически осложнённые предложения с атрибутивными вторично-предикативными структурами в современном английском языке
Роль членов предложения в создании художественного образа iconОднородные члены предложения Однородные члены предложения
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и связаны между собой...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconСоюзы Союз
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconТатьяна Бараулина
Задачей альтернативной концепции в изучении этого типа миграций должен стать критический взгляд на роль государства в создании социальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов