Роль членов предложения в создании художественного образа icon

Роль членов предложения в создании художественного образа



НазваниеРоль членов предложения в создании художественного образа
Дата конвертации10.08.2012
Размер65.66 Kb.
ТипУрок

Министерство образования Республики Мордовия

Лямбирское районное управление образования

МОУ "Большеелховская средняя общеобразовательная школа"


Роль членов предложения в создании художественного образа



Урок русского языка с использованием

компьютерных технологий.

Разработала: учитель русского языка и

литературы Разумова Т.Н.


Компьютерную поддержку выполнил:

учитель информатики Разумов В.Н.


2007

Урок – исследование текста.

Тема урока: ^ Роль членов предложения в создании художественного образа.

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса.

Слайд 1



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу.

- Нужна ли запятая в следующем предложении? (Предложение проецируется на экран)

Луна как огромный сверкающий круг.

Слайд 2



Ученики находят грамматическую основу предложения. В предложении говорится о луне (что?). Луна – это подлежащее, выраженное существительным. Луна есть что? круг. Это составное именное сказуемое, которое присоединяется с помощью сравнительной частицы как. Следовательно, запятая перед как не нужна.


Словарная работа.

На экран проецируется запись: Изысканный, -ая, -ое. Утончённый, изящный.


Слайд 3



Учитель предлагает составить и записать словосочетания с этим словом (изысканная фраза, изысканный наряд).

Демонстрируется портрет Н.С.Гумилева.

Слайд 4



Звучит "слово" о поэте, в одном из стихотворений которого мы встречаемся с образом изысканного жирафа.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил "Музой дальних странствий".

Слайд 5

png" name="graphics5" align=bottom width=261 height=197 border=0>

В 1906 году он совершил первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, - в Париж, где учился в Сорбонне, затем – Италия, древние, гордые города-государства. Потом последовали Греция, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой.

Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях; он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, записывает легенды, сказания, сочиняет стихи.

Звучит стихотворение Н. С. Гумилева "Жираф" в исполнении Андрея Смолякова.

Слайд 6




^ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко. далеко, на озере Чад,

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

^ Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

^ Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран.

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

^ Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

^ Изысканный бродит жираф.


Беседа.

  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?

  • Кому адресован рассказ о жирафе?


Далее ученикам предлагается выполнить задание.

- Вставьте пропущенные буквы. Устно обоснуйте, какие орфограммы чаще всего встречаются.

Сегодня, я вижу, особе(н,нн)о грустен твой взгляд,

^ И руки особе(н,нн)о тонки, к...лени обняв.

Послушай: д..лёко, д..лёко, на оз..ре Чад,

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.

Ему грац..озная стройность и нега дана,

И шкуру его укр..ша..т в..лшебный узор,

С которым равня(тся,ться) осмелится только луна,

^ Др..бясь и к..чаясь на влаге ш..роких озер.

Вд..ли он подобен цв..тным п..русам к..рабля,

И бег его плавен, как радос..ный птичий п..лет.


Я знаю, что много чудес..ного вид..т земля,

^ Когда на з..кате он пряч..тся в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки т..инстве(н,нн)ых стран.

Про ч..рную деву, про страсть м..л..дого в..ждя,

Но ты слишком долго вдыхала тяж..лый туман,

^ Ты верить не хоч..шь во что(нибудь), кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про зап..х (не)мысл..мых трав.

Ты плач..шь? Послушай… д..леко, на оз..ре Чад

^ Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.


Назовите сказуемые, которые передают состояние женщины. Определите их вид. (Составное именное).

Перестроим первое сказуемое. ^ Ты грустишь. Что изменилось? Второе (тонки) перестроить нельзя. Цель употребления этих сказуемых – описать состояние.

Найдем сказуемые, относящиеся к жирафу. Распределим их на три столбика.

Слайд 7




  • В чем особенность употребления составного глагольного сказуемого? (неопределенная форма + вспомогательный глагол).

  • Заменим второе слово на может, хочет (может равняться, хочет равняться). Сравним эти словосочетания с использованным осмелится равняться.

Вывод: инверсия логически выделяет слово осмелится.

  • Выпишем словосочетания, в состав которых входят дополнения. (Дана ему, знаю сказки, украшает шкуру, вдыхала туман). Их немного, следовательно, не дополнения несут основную смысловую нагрузку.

  • Выпишем словосочетания, в состав которых входят обстоятельства, обозначим их вид.

времени  степени  степени  места 
^

Сегодня грустен, особенно тонки, особенно грустен, далеко бродит…





  • Какой способ связи в данных словосочетаниях?

  • Какие из обстоятельств стоят в начале предложения? (Места и времени – очерчивают пространственные и временные рамки).

  • Есть ли обстоятельства, выраженные какими-либо оборотами? Какова их роль?


Наблюдения над ролью определений.

^ Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, широких озер, цветным парусом, мраморный грот, шкуру его, на влаге озер, парусам корабля.



  • Каких определений больше – согласованных или несогласованных?

  • Назовите эпитеты.

Сделайте вывод: почему же жираф не просто пятнистый, длинношеий, а изысканный? Какие члены предложения наиболее активно участвовали в создании художественного образа.


Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выполнить практическую работу


^ Практическая работа

Стихотворение, прочитанное вами, всецело проникнуто волнующим ощущением манящего «далека».4 Ощущение скорее даже не юношеское, а детское: так непосредственны впечатления лирического героя. Экзотической романтике, им воспеваемой, противостоит «тяжелый туман», который окутал безмолвную собеседницу героя, погруженную в печальные думы.

Интересна изобразительная структура стихотворения. Почти буквальный повтор двух финальных строк в начале и конце текста создаёт композиционное обрамление. 4

Автор специально сосредоточивает внимание читателя на сравнениях. Лунное отражение в озерной воде и корабельные паруса мы представляем себе не менее явственно, чем самого жирафа. Его образ приобретает и символический смысл: в нем олицетворено всё культурно-географическое пространство тропической Африки, близкое лирическому герою и автору стихотворения.

Задания.

I вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

  2. Обозначить в тексте

а) согласованные определения

б) виды обстоятельств

II вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

  2. Обозначить в тексте

а) прямые дополнения

б) определения, выраженные причастными оборотами


Литература.

  1. Гумилёв Н.С. Стихотворения и поэмы. – М., Современник, 1989.

  2. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  3. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М., Просвещение, 1993.




Похожие:

Роль членов предложения в создании художественного образа iconДокументы
1. /Роль грима в создании сценического образа.doc
Роль членов предложения в создании художественного образа iconДокументы
1. /Урок-исследование. Роль членов предложения.doc
Роль членов предложения в создании художественного образа icon«Обособленные члены предложения» в 8 классе завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал и представляет собой своеобразный переход к сложному предложению. В центре внимания оказывается пунктуационное выделение членов предложения при их обособлении
Тема «Обособленные члены предложения» в 8 классе завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconОдносоставные предложения
Простое предложение это синтаксическая единица языка с одной грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов предложения...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconТема: «Синонимы» знать: роль синонимов в создании точности

Роль членов предложения в создании художественного образа iconОбособленные члены предложения
Обособленные члены предложения – члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. На письме выделяются запятыми, реже тире....
Роль членов предложения в создании художественного образа iconСемантически осложнённые предложения с атрибутивными вторично-предикативными структурами в современном английском языке (на материале произведений художественного и научного стилей)
Семантически осложнённые предложения с атрибутивными вторично-предикативными структурами в современном английском языке
Роль членов предложения в создании художественного образа iconОднородные члены предложения Однородные члены предложения
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и связаны между собой...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconСоюзы Союз
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного...
Роль членов предложения в создании художественного образа iconТатьяна Бараулина
Задачей альтернативной концепции в изучении этого типа миграций должен стать критический взгляд на роль государства в создании социальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов