Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке icon

Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке



НазваниеПолитика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке
Дата конвертации10.08.2012
Размер286.93 Kb.
ТипДокументы




Политика, экономика. АФРИКАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ОБЩИНА И ПОЛИТИКА США В АФРИКЕ

М. ВИШНЕВСКИЙ

Доктор исторических наук

Важность "этнического фактора" в африканской политике США уже длительное время является предметом исследований как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

Американцы африканского происхождения - третья по величине после англо-саксонской и латиноамериканской этническая группа в США. В настоящее время количество людей с черным цветом кожи превышает 36 млн. человек (по данным известного американского африканиста, профессора Р. Эмерсона, в начале 70-х гг. численность африкано-американцев составляла 10% всего населения США 1 ), что само по себе не может не находиться в поле зрения администраций в Белом доме при формулировании политики в отношении стран Африки, "родины предков" современных африкано-американцев.

Этому вопросу уже посвящено множество трудов, среди которых по широте охвата и глубине постановки проблем следует выделить двухтомник "Черные американцы в истории США", опубликованный в СССР в 1986 г., и "Классический черный национализм. От американской революции до Маркуса Гарвея", опубликованный в США в 1996 г. 2

Вместе с тем, влияние африкано-американцев на современную политику США в Африке еще не нашло должного освещения в отечественной литературе. Данная статья призвана дать толчок к дальнейшим исследованиям этой проблемы.

^ ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДВИЖЕНИИ АФРИКАНО-АМЕРИКАНЦЕВ

Их прошлое отмечено печатью горя и страданий, гибелью многих людей, живших в нечеловеческих условиях. Работорговля, каторжные условия труда на плантациях для людей с темным цветом кожи сформировали устойчивое представление об африканце как о человеке низшего сорта. Питательной средой этого мифа уже после освобождения рабов и принятия Тринадцатой поправки к Конституции США стали те группы населения страны, которые были экономически заинтересованы в его существовании. Как хорошо известно из истории США, "черных последними брали на работу и первыми увольняли".

О том, что в этом мифе многие заинтересованы, свидетельствует известная темнокожая писательница Т. Моррисон, лауреат премии Пулитцера за роман "Любимый", освещающий расовые предрассудки. По ее мнению, в США черные всегда использовались в качестве буфера между различными силами, чтобы предотвратить классовую войну. Если бы не было чернокожих в этой стране, иммигранты просто "перегрызли бы друг друга" 3 .

Выступая в палате представителей Конгресса США, демократ от штата Нью-Йорк, известный африкано-американский политик Ч.
Рэнджел подчеркивал, что, если говорить о черных, то у многих из них сложилось твердое убеждение, что они мало кому нужны в этой стране 4 .

Вместе с тем выходцы из Африки своим трудом внесли весомый вклад в становление американского общества. Проживая в США не одну сотню лет, они с не меньшим основанием, чем белые, могут считать эту страну своей родиной, в процветание которой ими вложено столько сил.

Неудивительно, что расизм белых вызывает у африкано-американцев ответную реакцию протеста, принимающего разные формы - от уличного вандализма до кампаний политического характера. Но реализацию своего стремления к равным с белыми правам (не формальным, а реальным) чернокожие политики понимают по-разному. Еще во время Гражданской войны в США в движении негров начали формироваться две тенденции - соглашательская и радикальная.

Соглашательская (ее наиболее ярким представителем в конце

стр. 18



XIX в. явился Б. Вашингтон) исходила из представления о превосходстве белой расы над черной, о руководящей роли белых в мировом прогрессе и подчиненном, второстепенном положении черных, роль которых сводится к поддержке белых в реализации их исторической миссии. Свое кредо он высказал в речи на Выставке хлопковых штатов в Атланте в сентябре 1895 г.: "Как мы уже доказали нашу преданность вам в прошлом, ухаживая за вашими детьми, за вашими больными матерями и отцами, провожая их зачастую со слезами на глазах в последний путь, так и в будущем мы будем вместе с вами с лояльностью, незнакомой ни одному иностранцу, в готовности положить за вас наши жизни, если потребуется, взаимодействуя с вами в промышленности, торговле, гражданской и религиозной сферах жизни таким образом, чтобы интересы двух рас совпали" 5 .

Родоначальником радикального движения среди африкано-американцев выступил Ф. Дуглас. В годы Гражданской войны он прославился призывами к вооруженной борьбе с рабовладельцами и со всеми теми, кто им симпатизировал. После войны в противовес Б. Вашингтону он выступил за единство с белыми тружениками, которых считал "рабами капиталистической экономики" 6 . Бывшие рабы и новые рабы должны объединиться - вот лозунг, который выдвинул Ф. Дуглас.

Затем идеологию активного сопротивления белому расизму восприняли другие политики. Но если М. Гарвей в 1919 - 1921 гг. призывал черных в массовом масштабе эмигрировать в Африку, уничтожать там колониальные империи европейских держав и уже с Африканского континента оказывать нажим на белых в США, добиваясь от них отказа от расизма, то лидеры партии "Черные пантеры" (Д. Форман, И. Барака, Р. Иннис и другие) в конце 60-х гг. не мыслили своего освобождения от "тирании белых" иначе, как на путях активной политической борьбы (ультрарадикалы стояли за вооруженное столкновение с властями) за гражданские права, за привлечение к ней африканских народов и их руководителей (в форме солидарности, доходящей до объединения в некую "федерацию") 7 .

Идейный вдохновитель этого движения Х. Малькольм, убитый в 1965 г., за год до гибели предложил создать в Америке организацию афро-американского единства (ОААЕ) по типу ОАЕ в Африке. В ее рамках предполагалось сформировать независимые от государственного аппарата африкано-американские учреждения, прежде всего школы и культурные центры, которые должны были воспитывать выходцев из африканских стран в духе поддержки идеи большего участия во внутриполитической жизни США, в частности во время избирательных кампаний, и большей поддержки идей панафриканизма в Африке 8 .

"Вы даром тратите свое время в этой стране, - утверждал он, - если вы не находитесь в непосредственном соприкосновении с вашим братом на Африканском континенте, у которого уже есть независимость. И в ней он говорит в полный голос, и в этом голосе звучит сила, и когда ты и я соединяем нашу борьбу с его борьбою, то его борьба становится нашим общим делом" 9 .

К середине 1970 г. деятельность партии "Черные пантеры" приобрела настолько опасный для правительства характер, что администрация Никсона приняла репрессивные меры: партия была запрещена, а ее активисты либо арестованы или убиты (факт убийства ряда членов этой партии был зафиксирован на слушаниях в палате представителей Конгресса США, проходивших по инициативе конгрессмена Ч. Диггса, который проводил парламентское расследование событий в штаб-квартире партии "Черные пантеры" в Чикаго) 10 , либо вынуждены были отойти от политической деятельности.

В 60-х гг. прошлого века в США существовало мощное африкано-американское движение во главе с М. Л. Кингом. С позиции сегодняшнего дня его можно рассматривать как центристское между двумя ведущими тенденциями. Социальной опорой нового течения стала африкано-американская буржуазия, формирование которой пошло ускоренными темпами в результате проводимой американскими властями политики поддержки "черного капитализма".

^ "ЧЕРНЫЙ КАПИТАЛИЗМ" И ЕГО ИДЕОЛОГИ

Американские исследователи отмечали, что в основном движение африкано-американцев формировалось в северных штатах Америки. Начало процессу было положено в период бурного развития капитализма в США после окончания Гражданской войны, когда многие тысячи освобожденных африкано-американцев хлынули на север с бывшего рабовладельческого юга в поисках лучшей доли. Предки современных африкано-американских миллионеров заработали свои состояния главным образом в сферах розничной торговли, страхования, спорта и индустрии развлечений 11 .

стр. 19



О возможностях африкано-американских состоятельных людей свидетельствует тот факт, что к 1997 г. в США действовали 270 предприятий и компаний (каждое с капиталом свыше 10 млн. долл.), принадлежавших людям с черным цветом кожи, на которых работало более 60 тыс. человек, а балансовая стоимость приближалась к 14 млрд. долл. 12

В целом совокупная покупательная способность этой общины, по данным американского политолога К. Вини, составляла 500 млрд. долл. в 2002 г. 13

Какой бы фантастической на первый взгляд не казалась эта цифра, она ясно показывает результат развития по пути "черного капитализма", потенциальные резервы африкано-американцев. И эта тенденция не могла не пройти незамеченной в среде белых политиков. Принятие в 1964 - 1965 гг. законодательства о гражданских правах подвело юридическую базу под стремление африкано-американской общины США оказать воздействие на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах. Так, например, в 1965 г. чернокожий конгрессмен Д. Пэйн говорил: "Мы, африкано-американцы, считаем, что Африка должна стать частью наших национальных стратегических интересов. Если еврейские избиратели интересуются положением в Израиле, американцы греческого происхождения - ситуацией на своей исторической родине, то африкано-американцам следует интересоваться положением в странах Африки" 14 . Речь шла о том, чтобы африкано-американская община получила весомое представительство в Конгрессе США: прежде всего туда должны были избираться политики, "заинтересованные" в проведении ее точки зрения по африканским проблемам. Предполагалось также, что африкано-американец получит пост руководителя комитета или подкомитета в Конгрессе, который непосредственно займется законодательным оформлением политики США в Африке 15 .

Уже в конце 1970 г. одна из ведущих партий - Демократическая - сумела провести в палату представителей Конгресса США сразу 16 африкано-американцев и более 600 - в легислатуры штатов. Наиболее влиятельный из них, адвокат Ч. Диггс, получил пост председателя подкомитета по Африке комитета по международным отношениям в этой палате. Через него чернокожие политики, опять же впервые, получили возможность влиять на принимаемые администрацией США решения, касающиеся отношений этого государства со странами Африки 16 . Для справки: в 1977 г. количество конгрессменов африкано-американцев возросло до 18, а в 1991 г. - до 25 человек 17 . В последующем эта цифра неуклонно увеличивалась.

Значение африкано-американцев консервативного направления постепенно возрастало. В 70 - 80-е гг. прошлого века в полном объеме раскрылись политические таланты Э. Янга из Конференции христианского руководства на юге США и Д. Джексона, лидера коалиции "Радуга" 18 . Их программа сводилась к развитию "черного" предпринимательства в США и в странах Африки, что, как они полагали, скорее, нежели любые разговоры о "революции", объединят американцев с темным цветом кожи и африканцев.

В этой связи представляют интерес некоторые места из выступления Д. Джексона на предвыборном съезде Демократической партии США в июле 1992 г. В частности, он сказал: "Мы должны говорить о сотрудничестве, а не о поляризации. Наступило время перестроить Америку. У нас должен быть план такой перестройки, соответствующий масштабности задач, стоящих перед нами. Мы должны понять, что развитие стран третьего мира и экономическое процветание США тесно взаимосвязаны. Мы можем стать силой, стремящейся к миру на Ближнем Востоке, к развитию государств Африки и Латинской Америки, надеждой для Восточной Европы и бывшего Советского Союза" 19 .

Оба названных политика принимали и поныне принимают самое активное участие в проведении политики США в отношении стран Африки. Во второй половине 70-х гг. Э. Янг был членом администрации США как постоянный представитель США при ООН. В свое время его авторитет в странах Африки был довольно высок, особенно после того, как он совместно с министром иностранных дел Великобритании Д. Оуэном участвовал в подготовке политического урегулирования конфликта в Родезии в конце 70-х гг. 20

В настоящее время постаревший Э. Янг высказывает взгляды, которые отличаются критичностью в отношении современной политики США в Африке. Возможно, это связано с недовольством африкано-американцев медлительностью американской администрации в поддержке их основного требования как к властям, так и к бывшим колониальным державам - выплатить репарации за века работорговли.

Э. Янг, например, считает, что война с "террористами" ведется не с уголовниками или международными преступниками, а с теми, кто выступает против американских интересов в мире. По сути дела, современный "терроризм" - это фактически восстание бедных и угнетенных против господ - угнетателей. По мнению Э. Янга, действия президента Зимбабве Р. Мугабе по конфискации принадлежащих белым фермерам земель представляются вполне законными и оправданными 21 .

Вместе с тем в среде африкано-американских политиков существует и другая точка зрения на положение в Зимбабве и внутреннюю политику современного зимбабвийского руководства. В начале июня 2003 г. было опубликовано открытое письмо в адрес президента Р. Мугабе, которое подписали президент Коалиции черных профсоюзов У. Луси, исполнительный директор организации "Африканское действие" С. Букер, президент Форума "Транс Африка" У. Флетчер, директор Центра международных отношений имени Ральфа Банча Говардского университета Х. Доусон, вице-президент Международного союза наемных служащих П. А. Форд, исполнительный директор Прогрессивной национальной конвенции баптистов священник Д. Ривс. В этом письме руководители указанных африкано-американских организаций осудили нарушения прав человека в Зимбабве со стороны правительства Р. Мугабе и призвали руководство Африканского Союза срочно вмешаться, чтобы создать в Зимбабве условия для более эффективной защиты демократических прав всех граждан этой страны 22 .

По мнению политиков, подписавших это письмо, отказ президента Зимбабве принять их рекомендации будет иметь негативные последствия, поскольку возрастает угроза совместной военной интервенции США и Вели-

стр. 20



кобритании в этой африканской стране 23 .

Д. Джексон получил широкую популярность в Африке как посредник при решении сложных или запутанных внутриполитических проблем и конфликтных ситуаций. В частности, этот африкано-американец способствовал во второй половине 90-х гг. налаживанию отношений США с Нигерией.

В 80-х гг., как общеизвестно, Д. Джексон дважды баллотировался на пост президента США по списку Демократической партии 24 . И несмотря на двойную неудачу на так называемых "праймериз" (первичных выборах), его влияние на африкано-американское население, его позиции в самой партии остаются весомыми.

В 90-х гг. прошлого века активно проявил себя еще один крупный африкано-американский политик, священник Л. Салливан из Филадельфии. В частности, с апреля 1991 г. по его инициативе проводятся встречи на высшем уровне ("Африка - Африкано-американская община США") в какой-либо из африканских стран, на которых обсуждаются в основном вопросы торгово-экономического сотрудничества, а не проблемы борьбы с расизмом и за равноправие с белыми 25 .

В борьбе за равенство с белыми африкано-американские политики под руководством Д. Джексона ищут политическую опору и в странах Африки. Как считают сторонники движения "Назад в Африку", исторически популярного в среде чернокожих, духовная ассимиляция с "родиной предков", постижение культурных и иных достижений африканских народов не только обогатит мировоззрение африкано-американцев, но и придаст новый импульс борьбе за гражданские права в США 26 .

Движению "Назад в Африку" присущи элементы "черного патернализма", что является следствием пропаганды некоторых гегемонистских идей в стиле "американского мирового лидерства" - таких, как "превосходство американцев", пусть с небелым цветом кожи, над всеми другими народами мира. Эта идея нашла политическое воплощение в восхвалении практики фашизма со стороны виднейшего представителя освободительного движения черных в США М. Гарвея. В частности, в 1937 г., после захвата итальянскими фашистами Абиссинии, он заявил: "Мы были первыми фашистами. Мы дисциплинировали мужчин, женщин, детей, готовя их к освобождению Африки. Массы черных увидели, что в этом экстремальном национализме скрывается их единственная надежда, и они с готовностью поддержали его. Муссолини скопировал фашизм у меня" 27 .

Среди многих африкано-американцев распространено также мнение о том, будто африканцы не имеют собственного исторического прошлого, а вся их культура тесным образом связана с европейской цивилизацией. При этом поскольку "технологически" США ушли далеко вперед от стран Африки, то, по мнению сторонников Д. Джексона, миссия американцев с темным цветом кожи должна состоять в "руководстве" народами Африки. Сам Джексон рассматривал эту проблему в контексте политики администрации, направленной на поощрение предпринимательства черных в странах Африки 28 .

В стиле Б. Вашингтона указывая на стремление африкано-американской общины работать вместе с администрацией над обеспечением интересов США в Африке, Д. Джексон представил развернутое определение этих интересов: экономически США заинтересованы в расширении торговли с Африкой; политически Америка нуждается в стойких союзниках на Африканском континенте; стратегически США заинтересованы в укреплении и расширении связей с рядом африканских стран в своих долгосрочных интересах 29 .

Эта взаимосвязь интересов, которую пропагандирует Д. Джексон и поддерживают американские администрации (достаточно вспомнить высказывания Билла Клинтона относительно "партнерства" со странами Африки в рамках "общего мира" 30 ), находит все больше сторонников в странах Африки, которые рассчитывают опереться на экономическую мощь США в своем стремлении к развитию.

Подход африкано-американцев к этому вопросу отмечен прагматизмом. Если африканцы рассматривают политиков и бизнесменов, выходцев из США как интеллектуальную и финансовую силу, способную наряду с американскими белыми помочь экономике стран Африки, то африкано-американцы стремятся придать своим отношениям с африканцами прежде всего оттенок "духовного родства". Они считают его надежным средством политической консолидации в целях борьбы с преобладанием белых во всех сферах общественной жизни США. Не случайно в 1988 г. Д. Джексон выступил инициатором успешной кампании за то, чтобы людей с черным цветом кожи в США называли не афро-американцами, а африкано-американцами 31 .

стр. 21



Налицо не просто семантические различия. Речь шла о подчеркивании именно африканского происхождения негров, а следовательно и их особой исторической миссии как связующего звена между цивилизациями американских "белых" и африканских "черных" 32 .

По сути дела, это перепев старого мотива времен М. Гарвея. Иммигрируя в Африку и разрушая там колониальные империи, африкано-американцы должны были объединить африканские народы в Соединенные Штаты Африки, сделать это под руководством чернокожих лидеров.

Но, на наш взгляд, если М. Гарвей в конечном счете считал, что патернализм черных из США в отношении африканцев будет служить рычагом давления на белых в целях уступок с их стороны (вряд ли Гарвей отбрасывал как политически неприемлемую саму возможность будущего соглашения между "белыми" США и "черной" Африкой под патронажем американцев африканского происхождения), то Д. Джексон и его сторонники считают возможным в союзе с белыми осуществить намерения африкано-американской буржуазии в Африке.

Активность последователей движения "Назад в Африку" в его патерналистском понимании поставила африканских руководителей в неловкое положение. С одной стороны, их государственные интересы требовали развития отношений с американской администрацией и ее институтами, с другой - их национальные интересы (помноженные на культурные и расовые намерения) заключались в развитии связей с африкано-американской общиной США.

По нашему мнению, этот дуализм интересов африканские руководители демонстрируют на путях сотрудничества и с администрацией, и с представителями ведущего политического течения в африкано-американской общине США. Политические звезды в лице Д. Джексона, руководителей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, Национальной городской лиги, Христианского руководства на юге не являются членами Конгресса США, однако имеют практически повседневный контакт с конгрессменами и тесным образом координируют с ними свою работу.

^ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИКУ США В АФРИКЕ

Ведущей лоббистской и посреднической организацией африкано-американцев в США в 70 -90-е гг. XX в. являлась "Транс Африка".

Эта организация была создана в 1977 г. на Конференции черного руководства, созванной по инициативе "черной фракции" ("черного кокуса") в Конгрессе США. В ней состоят на неформальной основе чернокожие конгрессмены, принадлежащие к обеим ведущим политическим партиям США. По словам первого руководителя "Транс Африки" Р. Робинсона, цель ее создания состояла в объединении африкано-американцев, которые "заинтересованы во всех аспектах американской политики, имеющих последствия для стран Африки и Карибского бассейна" 33 .

Лидеры "Транс Африки" занимались лоббированием интересов африкано-американской общины как внутри США, так и непосредственно в странах Африки, где они выступают как бы в двойном качестве - как граждане США и как представители своей общины.

За годы своей деятельности эта организация провела целый ряд эффективных внешнеполитических кампаний. Среди них - принятие в 1986 г. Конгрессом США так называемого "Всеобъемлющего закона о борьбе с апартеидом".

После создания Африканского Союза в июле 2002 г. руководители "Транс Африки" занялись налаживанием отношений между африкано-американской общиной США и этой общеконтинентальной африканской организацией. В своем официальном заявлении по поводу этого события "Транс Африка" призвала всех людей с черным цветом кожи придерживаться "идеалов панафриканизма" 34 .

"Транс Африка" стояла за организацией африкано-американских встреч в верхах для обсуждения предполагаемых или уже проходящих акций масштабного характера, затрагивающих интересы как США, так и стран Африки. В частности, на пятой конференции, проходившей в мае 1999 г. в Аккре (Гана), приняли участие главы 11 африканских государств, а также видные государственные и политические деятели негритянской общины США и африканских государств (в общей сложности, более 4 тыс. человек) 35 .

Другим важным итогом деятельности "Транс Африки" и других организаций чернокожего населения США явилось изменение позиции ряда африканских руководителей в отношении африкано-американцев. Длительное время политические и общественные деятели стран Африки рассматривали африкано-американцев (и не без оснований) как "агентов влияния" США. С окончанием холодной войны ситуация изменилась: африкано-американцы все чаще рассматриваются как желанные партнеры африканцев, вплоть до того, что в некоторых случаях им предоставляется двойное гражданство. Так, сразу же после конференции в Аккре и по представлению тогдашнего президента Д. Роулингса парламент Ганы принял специальное решение предоставить всем желающим африкано-американцам "право на жительство" в стране. Принятие аналогичного законодательства возможно и в других странах Африки, особенно в тех случаях, когда потенциальный иммигрант - африкано-американец располагает крупными денежными или материальными ресурсами, которые он намерен вложить в экономику африканской страны 36 . Задачи экономического развития определяют заинтересованность африканских руководителей в приезде именно чернокожих предпринимателей вместе с их капиталами, оборудованием и технологиями, необходимыми для участия в производственной жизни.

И эти расчеты не лишены оснований. Так, например, в 1998 г. 1000 африкано-американцев работала в 300 южноафриканских компаниях 37 . В марте 2003 г. группа африкано-американских предпринимателей посетила Гану в целях "изучения возможностей для капиталовложений", а также "установления связей с родиной предков". Члены делегации провели переговоры с представителями деловых кругов Ганы, были приняты ганским президентом. Результатом поездки стало расширение торгово-экономических связей африкано-американской общины США с этой африканской страной 38 . В других странах Африки также отмечено появление чернокожих предпринимателей из США.

стр. 22



Иммиграция африкано-американцев из США вряд ли возможна, потому что немаловажную роль играет разница в уровне жизни в США и странах Африки. Следует ожидать, что в Африку в рамках движения "Назад в Америку" скорее поедут энтузиасты, чем широкие массы африкано-американцев. Рабочей силы в Африке более чем достаточно, и поэтому африканские руководители приветствуют иммиграцию только квалифицированных африкано-американцев, т.е. малого количества тех, кто возможно желал бы поехать в Африку в надежде избавиться от расовой дискриминации и получить работу, поскольку безработицей в США охвачена главным образом чернокожая часть самодеятельного населения.

Как представляется, движение "Назад в Африку" не имеет перспективы с точки зрения массового переселения африкано-американцев на историческую родину, хотя как политический лозунг вполне устраивает американскую администрацию, поскольку, с одной стороны, смягчает разногласия с представителями радикального крыла африкано-американской общины, а с другой, - способствует укреплению влияния США в странах Африки.

Вместе с тем развитие "черного капитализма" в США способствует относительной консолидации наиболее активной части американо-африканской общины, что на практике выливается в проведение крупномасштабных и далеко идущих по своим внешнеполитическим последствиям акций типа требований выплаты репараций за работорговлю и единства действий африкано-американцев и африканцев под лозунгом "Африка нуждается в США".

^ ПРОБЛЕМА РЕПАРАЦИЙ И ДВИЖЕНИЕ АФРИКАНО-АМЕРИКАНЦЕВ

С наибольшей очевидностью эта тенденция проявилась на Конференции ООН против расизма и расовой дискриминации в Дурбане (ЮАР) в августе 2001 г. На ней представители африкано-американской общины США во главе с Д. Джексоном (часть из них входила в состав "малопредставительной" американской делегации, которую возглавлял заместитель помощника государственного секретаря США по африканским делам М. Саутуик; К. Пауэлл отказался участвовать в работе этой конференции по решению президента Дж. Буша, который выразил несогласие с формулировкой предварительного проекта решения форума от имени подготовительного комитета, в котором сионизм был квалифицирован как расизм 39 ) стремились добиться поддержки со стороны африканских стран своей идеи выплаты репараций за работорговлю бывшими колониальными державами и США 40 . Сама идея не вызывала сомнений ни у африкано-американцев, ни у африканских стран. Камень преткновения оказался в другом: американцы с черным цветом кожи настаивали на получении основной части будущих репарационных выплат в ущерб странам Африки. Последние же в своем большинстве, как представляется, были готовы ограничиться на первом этапе декларациями со стороны бывших колониальных держав об их "глубоком сожалении" по поводу колониализма и работорговли 41 .

Для африкано-американцев, которые получили возможность высказать свою точку зрения на этой конференции, вопрос о выплате репараций имел принципиальное значение в силу особенностей внутриполитической борьбы в США на современном этапе, когда репарации рассматриваются как средство достижения реального равенства с белым населением Америки. Как представляется, африкано-американцы намереваются использовать поступающие репарационные платежи для финансовой подпитки "черного предпринимательства".

В США родоначальником идеи выплаты репараций за работорговлю считается епископ Г. Тернер, вице-президент Американского колонизационного общества. Он предложил ее в конце эпохи Реконструкции юга после Гражданской войны в США 42 . Впоследствии эта идея приобрела более осязаемые черты. В конце 60-х гг. XX в. в США возникло движение за создание "Республики Новая Африка" в составе американских штатов Луизиана, Миссисипи, Алабама, Джорджия и Южная Каролина. На конференции сторонников этого движения в Детройте в 1968 г. его лидеры - И. Обаделе и А. Обаделе потребовали от администрации Джонсона выплаты репараций в размере 400 млрд. долл. в качестве компенсации за работорговлю и сегрегацию 43 .

В настоящее время это движение насчитывает в своих рядах до 10 тыс. человек, и его деятельность находится под наблюдением ФБР 44 .

В 1988 г. И. Обаделе организовал Национальную коалицию черных в Америке за репарации, которая потребовала от властей США выплаты уже 1 трлн долл. в счет репараций. Этот призыв был зафиксирован в документе "6 требований к прави-

стр. 23



тельству США о выплате репараций" на конференции движения в Сент-Луисе (Миссури) в июне 1999 г. 45

Впоследствии эти требования поддержали законодательные собрания ряда крупных городов США. В частности, в феврале 2001 г. такое решение приняли вслед за законодателями Вашингтона (округ Колумбия) и их коллеги в Чикаго (штат Иллинойс) 46 .

Проблема репараций из чисто американской превратилась в международную, когда ею занялась ОАЕ в 90-х гг. прошлого века. В рамках Секретариата этой континентальной организации была создана Координационная группа во главе с известным африканским ученым профессором А. Мазруи, работающим в США. Он вступил в партнерские отношения с И. Обаделе для реализации этой идеи, хотя с самого начала африкано-американец взял под свой личный контроль все этапы практического воплощения в жизнь репарационных требований 47 .

Однако, несмотря на усилия этой группы, не удалось согласовать позиции всех заинтересованных сторон вследствие разного понимания размеров и назначения возможных репарационных платежей.

Несогласованность позиций африкано-американской общины США и стран Африки на конференции в Дурбане, по сути дела, позволила администрации Дж. Буша вообще уйти от принятия решений по данной проблеме 48 .

Объясняя позицию администрации Дж. Буша по поводу выплаты репараций на конференции в Дурбане членам Конгресса США, заместитель помощника государственного секретаря США по делам международных организаций У. Вуд заявил: "США постоянно выступают против призывов выплатить репарации по ряду причин, и мы будем продолжать эту политику. Однако в США нет единства по этому вопросу" 49 .

На самой Конференции разногласия в вопросе о репарациях между представителями африкано-американской общины США и стран Африки, по-видимому, послужили основной причиной смягчения формулировок в Итоговом документе по поводу работорговли по сравнению с первоначальным проектом. Если проект требовал от европейских стран и США официально осудить работорговлю и извиниться за нее (накануне конференции африкано-американские и африканские политики весьма надеялись на то, что США сделают это точно так же, как они принесли извинения Японии по поводу действий администрации Рузвельта в отношении американцев японского происхождения во время Второй мировой войны 50 ), то на самой Конференции представители ЮАР изменили свою позицию и отказались характеризовать колониализм и работорговлю как "преступления против человечества" 51 . Их поддержали представители Сенегала и Нигерии, в то время как делегаты Намибии, Зимбабве и Замбии выступали в пользу формулировок, которые содержались в первоначальном проекте 52 .

Финал дипломатических битв по поводу работорговли на Конференции в Дурбане получился следующим: европейские страны отказались осудить работорговлю, хотя в Итоговой декларации было зафиксировано, что "рабство и работорговля, включая трансатлантическую торговлю рабами, это трагедия в истории человечества не только потому, что они сопровождались откровенным варварством, но и с точки зрения их заранее спланированного коммерческого характера и особенно надругательства над их жертвами", что "рабство и работорговля являются преступлениями против человечности и всегда останутся таковыми, особенно трансатлантическая торговля рабами, среди наиболее важных проявлений расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, и что африканцы и народы африканского происхождения, азиаты и народы азиатского происхождения и индейцы были жертвами этих актов и продолжают находиться под влиянием их последствий" 53 .

По нашему мнению, изложенные выше формулировки показывают, что Конференция в Дурбане ограничилась расплывчатыми фразами об общем осуждении колониализма и работорговли. Участник этого форума, исполнительный директор африкано-американской организации "Конференция по гражданским правам" У. Хендерсон высказался еще резче по поводу его итогов: "США и Европа никак не могут заставить себя извиниться за работорговлю; они прячутся за проблемой Палестины, чтобы избежать принятия решений по указанному выше вопросу" 54 .

Параллельно с Конференцией ООН в Дурбане проходила и конференция, организованная неправительственными организациями. Среди них были и представители африкано-американской общины США. На открытии этой встречи выступил президент ЮАР Т. Мбеки, который призвал к единству действий всех стран и народов против расизма, за осуждение рабства и колониализма 55 .

В Декларации, принятой на форуме неправительственных организаций, было подчеркнуто, что трансатлантическая торговля рабами и рабство - это преступление против человечества. Был разработан план действий, рассчитанный на десять лет, по проведению общемировой кампании в поддержку решений данного форума. По мнению национального секретаря американской организации Конгресс чернокожих радикалов (Black Radical Congress) Ф. Бил, многие делегаты из США не ожидали, что дискуссия по поводу расизма и работорговли на конференции неправительственных организаций примет характер не только решительного осуждения расизма и работорговли, но и требования восстановления справедливости в форме выплаты репараций 56 .

Решения организованной ООН Конференции в Дурбане вызвали чувства неудовлетворенности среди представителей африкано-американской общины США, поскольку не был решен основной вопрос, ради которого они прибыли в Дурбан. Осталось и желание продолжать уже начатую работу в деле получения репарационных платежей.

В апреле 2002 г. группа адвокатов, представляющая интересы африкано-американской общины США, представила иск трем крупнейшим американским корпорациям в области страхования, как к получившим, по мнению истцов, выгоду от работорговли 57 . Началась судебная тяжба, которая формально не закончилась до сих пор.

В мае 2002 г. вопрос о репарациях приобрел оборот, неожиданный для многих политиков по обе стороны Атлантики. В это время в странах Африки с "ознакомительной целью" находилась правительственная делегация США во главе с министром фи-

стр. 24



нансов П. О'Нилом. В состав делегации входил популярный в США африкано-американский певец по имени Боно, который выступал от имени чернокожих американцев. В ходе этой поездки Боно обратился к правительствам США, Великобритании, Голландии, Франции, Испании, Италии, Бельгии и Дании с требованием выплатить компенсации за "незаконное перемещение, разрушение и уничтожение материальных и человеческих ресурсов и ценностей из Африки между 1503 и 1957 гг. и даже в течение 60-х гг. XX в." в форме репарационных платежей в размере 777 млрд. долл. 58

Предложенная Боно датировка требует пояснения. Как представляется, 1503 г. упомянут потому, что именно в это время Португалия начала "осваивать" Африку после того, как в 1499 г. португальский мореплаватель Васко да Гама открыл "путь в Индию" мимо южной оконечности африканского материка. 1957 г. выбран потому, что с завоеванием независимости Ганы фактически начинается распад колониальных империй в Тропической и Южной Африке, который в основном завершился только в 70-е гг. прошлого века.

Присутствие при акции Боно министра финансов США позволяет предположить, что сам по себе данный вопрос изучается американской администрацией. Однако указанная сумма вряд ли будет признана и когда-либо выплачена, принимая во внимание экономические возможности как США, так и названных европейских государств. Интересно, что Боно не требовал наличных денег: стремясь хоть что-то получить, африкано-американская община соглашалась на то, чтобы на эти средства были построены больницы, обеспечены современной оргтехникой школы и т.д. 59

Что касается "единства действий" африкано-американцев и африканцев под лозунгом "Африка нуждается в США", то практическим воплощением в жизнь этой политики занялась созданная в начале 90-х гг. в США организация юристов с темным цветом кожи под названием "Избиратели за Африку". Ее возглавил М. Фут, имеющий тесные связи с темнокожими конгрессменами. Эта организация проводит многочисленные семинары и образовательные форумы по всей территории США, привлекает к своей работе предпринимателей с темным цветом кожи, приглашает к сотрудничеству членов Конгресса США из африкано-американской фракции 60 .

Общая направленность этой организации позволяет предположить, что ее основная цель -способствовать формированию поддержки в законодательном органе США и среди членов африкано-американской общины идеи создания некоего "единства действий" между африканскими странами и африкано-американцами при главенстве последних. Не случайно свою статью по этому вопросу в газете "Ньюсдей", издаюшейся в Нью-Йорке, М. Фут назвал: "Африканцы и черные должны объединиться в одно целое" 61 .

В принципе влияние африкано-американцев на внутриполитическую жизнь в США становится все заметнее. В частности, в 2001 г. президент Дж.Буш назначил двух представителей африкано-американской общины, К. Пауэлла и К. Райе, на ключевые посты в своей администрации, причем на те из них, которые связаны с разработкой и осуществлением внешней политики США. Поступая таким образом, глава американской администрации как бы убил одним выстрелом двух зайцев: удовлетворил африкано-американцев (в целом, как представляется, они были недовольны итогами подсчета голосов на президентских выборах 2000 г.) и способствовал укреплению влияния США как в странах Африки, так и в мировой африканской диаспоре.

В 2001 г. группа конгрессменов во главе с Р. Делламсом организовала серию встреч и круглых столов под названием "Законодатели для Африки". На них приглашаются ведущие деятели американской администрации, представители деловых кругов и общественных организаций, политики и деятели из стран Африки для неформального обсуждения актуальных проблем политики США в Африке и положения на Африканском континенте. Одна из таких конференций прошла 9 - 17 сентября 2002 г. и была посвящена проблемам реализации программы "Нового партнерства для Африки" (НЕПАД). С докладом выступил профессор У. Нкулу, советник по экономическим вопросам президента ЮАР. Указанные встречи спонсирует по очереди одна из компаний - членов Корпоративного совета по Африке. Спонсором данной встречи была корпорация "Шеврон Тексако" 62 .

Еще одной организацией африкано-американской общины США, которая стремится оказать воздействие на официальную политику Вашингтона как в отношении африканских стран, так и в целом в мире, является "Юристы за Африку". В частности, в марте 2003 г., когда в Совете Безопасности ООН произошел раскол по поводу возможной военной акции против Ирака, "Юристы за Африку" обратились с письмом к правительствам Гвинеи, Камеруна и Анголы (непостоянные члены СБ ООН в это время) с просьбой не поддерживать стремление администрации Дж. Буша получить одобрение ООН своих планов проведения войны против Ирака. В письме особенно подчеркивалось, что эта война "не в интересах африканских и арабских народов" и принесет "катастрофические последствия" остальным странам мира. Против нее выступает 81% африкано-американцев США 63 . Против военной акции США и Великобритании в Ираке выступили и руководители "Транс Африки", которые обратились со специальным письмом к своим сторонникам, в том числе и в странах Африки 64 .

Вместе с тем конгрессмены, представляющие африкано-американскую общину США в высшем законодательном органе страны, полностью поддержали политику администрации Дж. Буша в отношении событий в Либерии летом 2003 г. Так, например, Э. Каммингс, председатель "черной фракции" в Конгрессе США, обратился к американскому президенту с настоятельной просьбой ускорить отправку в эту страну воинского контингента для проведения там "миротворческой операции". При этом он просил самого президента "возглавить" международные усилия по нормализации обстановки в Либерии. От имени африкано-американских законодателей он выразил готовность отправиться в Либерию для проведения соответствующих переговоров 65 .

Для оперативной связи с африкано-американцами, а также для информирования американской общественности о положении дел на черном континенте

стр. 25



секретариат ОАЕ создал в Вашингтоне Информационное бюро, которое приступило к работе весной 1988 г. Деятельность этой организации проходит в тесной координации с руководителями африкано-американской общины, иногда они проводят совместные мероприятия. В частности, во время поездки президента Клинтона по странам Африки в 1998 г. в США и в странах Африки прошли демонстрации в поддержку большего участия США как в политической, так и, особенно, экономической областях жизни в африканских государствах 66 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, изложенный выше материал позволяет с полным основанием утверждать, что африкано-американская община - не только влиятельная политическая сила внутри США, но и в Африке. Она способна оказывать реальное воздействие на формирование и осуществление политики США в отношении африканских стран. Американские администрации активно используют "этнический фактор" при проведении своей внешней политики не только в Африке, но и в других частях мира, где компактно присутствует африкано-американское население (имеется в виду Центральная и Южная Америка).

Правительства африканских государств учитывают весомую роль африкано-американской общины в политике США и стремятся опереться на "расовую идентичность" в поисках дополнительных возможностей для отстаивания своих интересов в самих Соединенных Штатах.

В результате возникает внешнеполитическая конструкция в составе "африкано-американская община США - страны Африки", элементы которой тесно взаимодействуют друг с другом. По сути дела, эта конструкция представляет из себя прообраз того союза людей с темным цветом кожи, о котором мечтали африкано-американские политики на протяжении десятилетий. Причем, в этом союзе, как представляется, основную роль играют африкано-американцы, которые, как граждане США, несомненно, встроят его в общую систему американской внешней политики, что, в свою очередь, во многом усилит конкурентноспособность США на Африканском континенте, где действуют другие великие державы, в основном бывшие колониальные метрополии.

-----

1 Clough M. Free at Last? U.S. Policy Toward Africa and the End of the Cold War. N.Y. A Council on Foreign Relations Book, 1992, p. 29.

2 Черные американцы в истории США. М., Мысль, 1986; Classical Black Nationalism: From The American Revolution to Marcus Garvey. N.Y. New York University Press, 1996.

3 См.: Черные американцы в истории США. Т. 2 (1917 - 1985). М. Мысль, 1986; Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки. М., Институт Африки РАН, 1992, с. 18.

4 Clough M. Указ. соч., с. 29.

5 Great American Speeches, Ed. by Suriano G. R. N. Y. Gramercy Books, 1993, p. 111.

6 Подробно см. Classical Black Nationalism: From The American Revolution to Marcus Garvey. N.Y. New York University Press, 1996.

7 См.: Черные американцы в истории США, т. 2 ; также: Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки. С. 19.

8 Подробно см. справку о Малькольме X, помещенную на сайте http://www.allAfrica.com/Articles/tt_327.htm. Washington. 29 August, 2001.

9 Подробно см Sowell Th. Ethnic America: A History. N.Y. Basic Books Publishers, 1981.

10 Подробно об этом см. http://www.africana.com/Articles/tt_633.htm, dated 24 August, 2001.

11 Sowell Th. Указ. соч., с. 216.

12 Jeune Afrique Economic P. Aout 1998.

13 African Issues. V.XXX/1. New Brunswick: African Studies Association Press, 2002. P. 5.

14 Ibid., p. 4.

15 Ibidem.

16 Подробно об этом см. http://www.africana.com/Articles/tt_633.htm, dated 24 August, 2001.

17 Clough M. Указ. соч., с. 50.

18 Эта коалиция объединяла либерально настроенных африкано-американских политиков, ориентированных на большее участие в политике США в Африке. Впоследствии эта организация была переименована в движение "ПУШ" (Люди, объединившиеся для спасения человечества).

19 Great American Speeches. P. 307.

20 Подробно см. Громыко А. А. Конфликт на юге Африки. М., Мысль, 1979.

21 Подробно см. интервью Э. Янга редакции сайта: www.allAfrica.com, Washington. 22 July, 2002.

22 TransAfrica Forum News. African American Leaders Send Letter to Robert Mugabe Condemning Political Repression in Zimbabwe. Wash. 3 June, 2003. (http://mail.yandex.ru/msg?mesid=140000005192981&folder=7000000051529&mes ort=ord)

23 Ibidem.

24 Clough M. Указ. соч., с. 33.

25 Ibid., p. 34.

26 Подробно см. Черные американцы в истории США. Т. 2.

27 Там же. С. 33.

28 www.allAfrica.com, Wash. 22 July, 2002.

29 См.: Черные американцы в истории США. Т. 2; также: Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки. С. 21.

30 President William J. Clinton. Opening Remarks at the National

Summit on Africa. Wash. Released by the White House Office of the Press Secretary, 17 February, 2000.

31 Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки, С. 22.

32 Подробно см. Sowell Th. Указ. соч.

33 TransAfrica Forum News. Chicago, 29 August, 2001 (htto://www.africana.com/Articles/tt_431.htm).

34 VOA News.Wash. 26 July, 2002.

35 Африка в современном мире и российско-африканские отношения. М., Институт Африки РАН, 2001, с. 63.

36 Глобальные и стратегические исследования (Вып. 2). М., Институт Африки РАН, 2002, с. 45.

37 African Issues. V.XXX/1. New Brunswick: African Studies Association Press, 2002, p. 5.

38 "The Accra Mail". Accra, 28 March, 2003.

39 US Backs Race Conference Stipulations. 1 September, 2001. (http://www.imadr.org/durban.news.usa.html).

40 Pay Up Says Jesse Jackson. 3 September, 2001 (http://www. imadr.org/durban.news.usa.html).

41 "The New York Times". 6 September, 2001.

42 Подробно см. http://www.Africana.com Daily Articles/index 20000601.htm, dated 29 August, 2001.

42 Ibidem.

44 Подробно см. http://www.africana.com/Articles/tt_433.htm, dated 29 August, 2001.

45 Подробно см. http://www.Africana.com Daily Articles/index 20000601.htm, dated 29 August, 2001.

46 VOA News. 5 February, 2001.

47 VOA News. 1 August, 2001.

48 "The New York Times". 4 September, 2001.

49 Ibidem.

50 Ibid. 6 September, 2001.

51 Ibidem.

52 Ibidem.

53 "The Washington Post". 8 September, 2001.

54 Ibid. 7 September, 2001.

55 Подробно см. http://allafrica.com/stories/printable/200201070222.html, dated 9 January, 2002.

56 Ibidem.

57 См. www.allafrica.com, 10 April, 2002.

58 "The Accra Mail". Accra, 24 May, 2002.

59 Ibidem.

60 "Newsday". New York, 8 July, 2002.

61 Ibidem.

62 www.allafrica.com, 28 August, 2002.

63 Ibid. 7 March, 2003.

64 TransAfrica Forum News. Urgent Action Appeal. 13 May, 2003. (http://consumer.mci.com/customer_service/ContactUs.jsp).

65 VOA News. Robinson D. African-American Lawmakers Urge Bush to Send Troops to Liberia. Wash. 26 July, 2003. 66 BBC News. L. 24 March, 1998.

стр. 26


Вишневский М. Африкано-американская община и политика США в Африке // Азия и Африки сегодня.- 2004.-№9.- С. 18-26

При перепечатке и любом другом использовании материалов ссылка на автора и сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА. БГУ Исторический факультет © 2007

http://orientbgu.narod.ru




Похожие:

Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconМеждународное положение и внешняя политика
Маршалла”: оказать широкомасштабную экономическую помощь Европе, поставив ее в зависимость от США
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconДокументы
1. /эКОНОМИКА РЫНОК МОНОПОЛИЯ СОЦ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ЛЕКЦИЯ.doc
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconУтверждаю директор моу «сош №21» Паршикова Т. В. Приказ от 19. 05. 2012 №176
Настоящая Политика обработки персональных данных в моу «сош №21» (далее Политика)
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconПолитика в области цензуры
Политика в области цензуры в 80-х — начале 90-х гг была направлена на искоренение инакомыслия даже в самой умеренной форме
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconОбщие правила для успешного выполнения заданий егэ части «С» по обществознанию
Определить область, из которой нужно брать информацию. (Экономика, право, политика и т д.)
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconЕ. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы
Тюгашев Е. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы докл и выступл...
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconВнешняя политика Александра III (“Союз трех императоров”)
Внешняя политика Александра III не случайно принесла ему титул “Миротворец”: в его правление страна не вела ни одной войны
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconЛубский А. В. Политика // Политология. – Ростов н/Д: Март, 2001
В повседневной жизни слово «политика» вызывает у людей самые разнообразные ассоциации. У одних они связаны с образом президента,...
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconIii ивановича. Собор 1503 года: вопрос о монастырских вотчинах; “особое мнение” преподобного Нила Сорского
Государственная политика в XVI-XVII веках в отношении монастырских вотчин. Политика Петра I и его преемников в отношении монастырей...
Политика, экономика. Африкано-американская община и политика США в африке iconПолитика энергосбережения в Республике Беларусь, итоги и перспективы. Политика энергосбережения в Республике Беларусь, итоги и перспективы
Выполнение заданий по энергосбережению и увеличению потребления мвт и вэр в 2005 году в сравнении с 2004 годом
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов