Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г icon

Руководитель структурного подразделения "Социально – психологическая деятельность" Тупотилова А. В. Москва 2009 г



НазваниеРуководитель структурного подразделения "Социально – психологическая деятельность" Тупотилова А. В. Москва 2009 г
Дата конвертации10.08.2012
Размер317.41 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методический центр Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы


Методические рекомендации

по проведению классных часов

«Роль классного руководителя в формировании

национального самосознания и межнациональных отношений».


Руководитель структурного подразделения

"Социально – психологическая деятельность" Тупотилова А.В.


Москва 2009 г.

Уважаемые классные руководители!

Одной из функции воспитания подрастающего поколения страны – возрождение национального самосознания. С изменением социально-экономических условий менялись и меняются нормы и правила взаимоотношений человека и общества, взаимоотношений между людьми и каждой личности к самому себе. Рост возможностей человечества, который особенно стал, заметен в наступившем веке, часто просто мешает духовному и моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами в то же время несет в себе массу негативных проявлений: разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое другое. Особенно велико воздействие негативных сторон экономического прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто являются проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными. Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Она определяет качества человека, и мобилизуют его на труд во имя народа, укрепления морально-политического могущества своего государства, на сохранение народного достояния, природы и окружающей среды.

Цель работы: способствовать формированию национального самосознания и межнациональных отношений.

Задачи работы:

  • воспитание у учащихся патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

  • воспитание гуманистических качеств личности, включающих в себя уважение к другим народам, странам;

  • создание условий для формирования у учащихся коммуникативной культуры общения со сверстниками.


Патриотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, уважительном отношении к атрибутам своего государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответственности перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами.


Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны для всех стран. Но в нашем государстве они имеют особое значение. Причины особой актуальности национального воспитания подрастающего поколения кроются в непростой исторической судьбе российского народа. Сегодня россияне имеют гармоничное стечение исторических обстоятельств для того, чтобы создать на национальном историческом фундаменте в мощной и свободной демократической стране цивилизованную жизнь для своих граждан. У нас есть объективная возможность покончить с эпохой беспрерывных войн на нашей территории.

Кроме того, гуманизация образования и воспитания, которая предусматривает обращение к личности ребенка, имеет целью научить его жить, развиваться среди людей. В этой связи формирование гражданственности – интегрального качества человека, которое характеризует его взаимоотношения с государством – нужно рассматривать как необходимый этап в развитии полноценной личности. С другой стороны, проблемы формирования гражданина в условиях новых социальных и политических реалий становится объективным требованием современного гражданина. Это объясняется рядом причин, важнейшими из которых являются задача возрождения нашей республики как самостоятельного государства, что возможно при активном участии граждан в государственных делах. Кроме того, по мере создания в республике правового государства, роль формирования гражданских качеств подростков возрастает. Поэтому необходимо воспитать граждан, считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и выполнении законов. Еще одной причиной является задача построения гражданского общества в нашей стране, для решения которой необходимо выработка новой гражданской культуры у подрастающего поколения. Следовательно, для национальной системы воспитания возрождение национального самосознания российского народа является одной из важнейших задач. Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином своего Отечества. Надо только понимать, что чувство национального самосознания, которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с другими народами. Более того, осмысление исторического прошлого своего народа должно способствовать тому, что российский народ сможет почувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.

К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной культуры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому изучение народного искусства является базой, отправной точкой, мерилом искусства настоящего, современного. Народное искусство — это историческая память. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, печалями, радостями и обязательно в стремлении к искусству. В сказочной поэзии подростки и старшеклассники видят яркие, запоминающиеся образы и картины из жизни народа, его морально-этические устремления, жизненную мудрость, объяснение явлений природы, часто загадочных, своеобразие обычаев, традиций. Первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него есть Родина: семья, деревня, город, страна, в которой он живет. Знакомить с народным искусством необходимо уже в начальной школе, в противном случае время будет упущено, в старших классах ученики будут воспринимать его как экзотику, нежизненное, чужеродное явление.

Широкое применение в процессе воспитания национального самосознания подрастающего поколения может найти клубная работа по изучению истории, культуры, обрядов россиян. Так, в последнее время широкое распространение получили исторические клубы, в которых подростки изучают историю средневекового рыцарства. Ребят привлекает возможность изготовления своими силами оружия и доспехов средневекового воинства, участия в международных рыцарских фестивалях, которые часто и повсеместно проводятся в последнее время. Вместе с тем, в процессе изготовления доспехов, подготовки к турнирам участники клубов тщательным образом изучают историю нашей родины, что значительным образом способствует формированию чувства национального самосознания.

Одной из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы является проведение классных часов. Здесь преобладает формы свободного общения учащихся с классным руководителем. Тематика классных часов намечается в планах классных руководителей. Традиционно они посвящались вопросам идейно-нравственного воспитания, культуры поведения, обсуждению наиболее актуальных статей из газет и журналов, обсуждению новых книг, спектаклей, кинофильмов, проведению встреч с интересными людьми и т. п. Эту традиционную форму воспитательной работы с учащимися необходимо наполнить новым содержанием, способствующим воспитанию у школьников чувства национального самосознания. Для этого возможно проведение классных часов по определенной тематике. Так, например, это могут быть тематические беседы, обсуждения недавно прочитанных книг и просмотренных кинофильмов, выступления по определенному вопросу, которые школьники приготовят по предложенной классным руководителем теме. К другим формам фронтальной воспитательной работы традиционно относятся: коллективная подготовка и проведение массовых мероприятий, участие в общественно полезном труде, подготовка и выпуск стенгазеты, сбор материалов и оформление школьного музея, читательские конференции и диспуты, встречи с известными людьми, коллективное посещение театров, кино, музеев, туристко - краеведческие походы. И здесь существуют неограниченные возможности для того, чтобы классному руководителю наполнить эти формы национальным содержанием. Так массовые мероприятия могут быть связаны с традиционными календарно-обрядовыми праздниками российского народа. Общественно полезный труд может быть направлен на благоустройство родного города и села и в особенности памятных мест. Прикоснуться к подвигу в трудное время для Родины можно своим трудом и поступками. В этой связи можно предусмотреть рейды и походы учащихся по местам важнейших событий, как в годы сражений, так и в мирное время, принять участие в охране исторических памятников, природы, в разбивке парков и скверов, в озеленении микрорайона школы; объявить конкурсы на лучшую фотографию "Родная природа"; смотр готовности к продолжению трудовых и ратных традиций "Мы растем достойной сменой", "Родину-мать умей защищать", "Операция "памяти павших"; провести викторину "Знаешь ли ты свою Родину?". Все указанные мероприятия позволяют прикоснуться учащимся к родной земле, к ратному и трудовому подвигу старшего поколения.

В школьном музее могут быть представлены материалы по истории родного края. Старшеклассникам можно предложить диспут или конференцию о прошлом и настоящем российского народа на темы: "Мы продолжаем эстафету отцовских подвигов и дел", "Что, значит, быть патриотом сегодня?", "О мужестве в бою и в мирное время", "Сердцем прикоснуться к подвигу". Известными людьми, которые придут на встречу с детьми вполне могут быть поэты и барды. Можно предусмотреть проведение совместно с учителями-предметниками и библиотечными работниками читательских конференций по литературным произведениям, на основании которых возможно раскрыть удивительное чувство патриотизма: "О любви великих людей к своей Родине", "Стран на свете много, а Родина одна", "Патриотизм российского народа в поэзии и прозе". Классный руководитель, планирующий коллективное посещение театров и кино, музеев и выставок имеет возможность планировать такие мероприятия с учетом задач формирования национального самосознания и поэтому он откажется от посещения того, что не несет ничего для дела воспитания национальной культуры.

Перспективным элементом работы по формированию у учащихся чувства национального самосознания является деятельность школьных клубных объединений. Работа таких клубов может быть сориентирована не только на проведение свободного времени и отдых школьников. В деятельности школьных клубов, как нам кажется, таятся неисчерпаемые возможности для развития познавательной активности школьников, что может способствовать активизации мировоззренческих процессов, и, как следствие, помочь делу формирования национального самосознания учащихся. Важно только так организовать работу в клубах, чтобы она отличалась новизной, внимание к потребностям детей, искренней заинтересованностью успехами детей, что возможно, если уже на первом этапе создать в клубах положительное эмоциональное отношение к работе клуба. В дальнейшем возможно уже организовывать систематическую поисковую деятельность в разносторонних творческих объединениях. При выполнении этих задач будут созданы условия для самостоятельной целенаправленной деятельности в окончательно сформированном клубе. Деятельность клуба может заключаться в организации экскурсий по музеям, поездок в другие города и населенные пункты с целью ознакомления с памятными местами Отечества. Впечатления от этих поездок могут найти отражение в самых разных формах: отзывах, сочинениях-рассуждениях, фоторепортажах и т.д. В клубе также могут быть подготовлены и проведены беседы-сообщения познавательного характера. В качестве тем таких бесед, возможно, предложить учащимся – членам клуба - подготовить всевозможные сообщения об исторических местах родного города, о жизни и деятельности известных деятелей российской культуры. В клубе можно организовать также изучение фольклорно-этнографическое наследие.

В патриотическом и интернациональном воспитании хорошо зарекомендовали заочные путешествия по России и другим странам, в процессе подготовки и проведении которых самое активное участие принимают ученики. Они готовят планшеты, иллюстративный материал, статьи из периодических изданий, выполняют роль путеводителей, проводников, экскурсоводов, капитанов дальнего плавания, начальников команд, выступают перед сверстниками и младшими.

На основе собранных материалов можно изготовить альбомы "Наш город", "Наш город прежде и теперь", объявить конкурс на лучшее сочинение, исполнение песен и танцев, на лучший рисунок фотографию или рассказ.

Деятельность школьных клубных объединений хороша еще и тем, что помогает классному руководителю избежать одностороннего подхода в деле национального воспитания. С одной стороны, деятельность клуба находит отражение в воспитательной работе всей школы: знакомит учеников с национальной культурой, пропагандирует любовь к родному краю, привлекает учащихся тем, что члены клуба заняты интересным делом. С другой стороны – добровольное, необязательное членство в клубе способствует тому, что, формируя национального самосознание, можно будет избежать проявлений национального превосходства и исключительности.

Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность, вызывают проявление национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация, как известно, есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории, экономических связей, культуры, языка, традиций и обычаев народов. Поэтому определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть националистический подход к патриотизму. Такой подход ущербен не только для самой личности, но и для общества: в условиях многонациональной страны может привести не к объединению интересов людей, а к разъединению, противопоставлению. Для того чтобы добиться этого, классному руководителю необходимо поддерживать и развивать все, что способствует объединению различных национальностей. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств, определяющих отношение человека к своей этнической общности. Поэтому наряду и одновременно с патриотическим воспитанием следует прививать учащимся общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление к интернациональным связям и дружбе между народами.

Кроме того, появлению или усилению разного рода отклонений могут способствовать неуважительные или пренебрежительные отношения к инонациональному языку, культуре, добрым традициям. Выпячивание и обострение национального усугубляют педагогические просчеты, если допускается особое отношение к учащимся той или иной национальности, необъективное толкование исторических событий и т. д. Такие ошибочные действия могут стать причиной неуважительного отношения к людям иной национальности. Выявление причин такого особого отношения показало, что оно порождается не только стереотипами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности или возникающими на разной почве конфликтами (в школе, семье, на производстве). Недостатки одного человека или неуважительное к нему отношение подчас распространяются на всех людей данной национальности. Следовательно, классный руководитель должен помочь школьникам обрести уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, каков он человек, а не к какой национальности принадлежит; надо показать ученикам, убедить их в том, что нет «плохих» и «хороших» национальностей. Есть плохие и хорошие люди. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Таким образом, культура межнациональных отношений начинается с культуры отношений межличностных. Поэтому классному руководителю нужно предложить ребятам небольшие сочинения на такие темы: «Круг моего знакомства», «Круг привязанностей», «Зона отчуждения», «Деловое общение». Пусть школьники определят, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности они исповедуют, на что ориентируются.

В плане работы каждого классного руководителя должно быть место для бесед с учащимися о том что: « Международное сообщество все ближе подходит к единению человечества в рамках экономической, идеологической и духовной интеграции: принято Хельсинское соглашение "О сотрудничестве и мерах доверия между странами", в котором зафиксированы права и обязанности в условиях единения стран и народов». Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, чувство национальной исключительности. Поэтому участие школьников в подготовке и проведении международных праздников и знаменательных дат в жизни разных народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу и понять общечеловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной помощи. В прошлые годы создавались клубы интернациональной дружбы (КИД), которые хорошо помогали педагогическому коллективу школы в интернациональном воспитании учащихся. Они организовывали переписку с ребятами других стран мира, создавали комнаты и музеи, проводили встречи с учащимися разных национальностей, с людьми, побывавшими за рубежом по деловым, научным и культурным связям, с воинами армии и флота. Этот опыт, как нам кажется, можно использовать и сегодня. В плане классного руководителя можно предусмотреть литературные и музыкальные вечера на интернациональные темы, например: "Все народы, все люди, все мы Родину любим", "Музыка братских народов", "На одной планете, под одной звездой", "Планета моя по имени Земля". В каждом из названных мероприятий могут принять участие преподаватели литературы, музыки, изобразительного искусства, физкультуры и спорта, представители общественности и родители.

Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Поскольку для воспитания у учащихся интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание привлекательности и элементов неопределенности». Классный руководитель может предложить учащимся подготовить беседы по теме: «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру. Исследовательские группы школьников во главе с учителем, изучают проблемы «Язык твоего народа», «Национальные традиции». Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

В итоге проведенной работы, мы должны заметить следующее. Задача формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является важным звеном в деле формирования национального самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.

С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы классного руководителя с учащимися национальным содержанием, что будет способствовать знакомству учащихся с традициями, культурой, языком русского народа. Кроме того, перспективным направлением воспитательной работы классного руководителя с учащимися является привлечение учащихся к созданию и работе в клубах, чья деятельность направлена на изучение истории, культуры, традиций, обычаев и языка русского народа.

Вместе с тем, классному руководителю необходимо учитывать национальный состав учащихся. Хорошо, и даже необходимо, если работа по изучению национальной культуры будет вестись параллельно со знакомством с культурой, традициями и обрядами других народов. Это поможет преодолеть чувство национальной исключительности и позволит почувствовать учащимся место национальной культуры, как равной среди равных в ряду других культур народов мира.


Приложения

Справочные материалы для проведения мероприятий

Классный час по теме «Нации и межнациональные отношения» в 9-11-м классе

Цель классного часа: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

^ Задачи классного часа:

1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.



  • Тип классного часа – комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание),


Обеспечение классного часа: словари, раздаточный материал, доклады учащихся

Ход классного часа:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


План классного часа:

  1. Этнические общности.

  2. Национальное самосознание.

  3. Развитие межнациональных отношений в современном мире.

  4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

  5. Национальная политика.


Основные понятия : нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.


^ Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).


^ Проблема классного часа: Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.


Вопрос 1. Этнические общности.


В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общностиэто относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

^ Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.


Остановимся на вопросе «Этнос – его основные черты и особенности».

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнос


Племя Народность Нация


Черты этноса


Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение


Специфическая материальная

и духовная культура


Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нацияисторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.


^ Признаки нации


Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность


Задание: Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.


^ Вопрос 2. Национальное самосознание


Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

^ Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

^ Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.


^ Межнациональная дифференциация –

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.


^ Межнациональная интеграция –

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации


  1. Самоизоляция в целом

  2. Протекционизм в экономике

  3. Религиозный фанатизм

  4. Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции


  1. Экономические и политические союзы

  2. Транснациональные корпорации

  3. Международные культурные и народные центры

  4. Взаимопроникновение религий и культур, ценностей



Причины межнациональной интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.


Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС).



Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире.


По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% ( татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

  1. Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

  2. Рост сепаратистских тенденций на территории России.

  3. Демографические и миграционные процессы.


Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

^ Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления


Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».


Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?


^ Межнациональный конфликтодна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.


Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.


^ Причины межнациональных конфликтов:

  1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

  2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

  3. Колониальное население.

  4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.


Виды межнациональных конфликтов:

  1. По поводу спорных территорий.

  2. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

  3. Из-за произвольного изменения административных границ.

  4. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

  5. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

  6. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.


^ Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).


Пути разрешения межнациональных конфликтов:

  1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

  2. проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

  3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

  4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.


Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

  1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

  2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

  3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.


^ Вопрос 5. Национальная политика.

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика.


^ Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1.Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.


1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.


^ ЧАС ОБЩЕНИЯ «Я И МЫ »

Для учащихся 8- 9-х классов.

Учащиеся рассаживаются полукругом, так, чтобы всем было хорошо видно друг друга и

ведущего. При входе они получают карточки нескольких цветов, позднее по карточкам они будут

объединяться в пары или группы для выполнения задания. Доска оформлена фотографиями

разных людей – грустных и веселых, русских и американцев, белокожих и чернокожих и т. д.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые девятиклассники. Здравствуйте – говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете, желая, друг другу здоровья и благополучия. Мы подаем при встрече друг другу руку, приподнимаем шляпу. А как еще можно поздороваться с другим человеком?

^ Ребята предлагают варианты приветствия других людей .

Ведущая: Молодцы! Как приятно, когда люди так замечательно приветствуют друг друга. А

скажите, пожалуйста, по каким приметам среди огромного количества живых существ на

планете мы находим себе подобных, узнаем человека? Ведь люди, живущие на планете,

очень разные. Что же объединяет, «делает человеком » 75-летнего француза , 15-летнюю

шотландку,100-летнего грузина,5-летнего японца и др.?

^ Участники сначала называют общие качества человек, затем переходят к более сущностным .

Ведущая: Действительно, людей много объединяет. Но мы и очень разные. И чтобы понимать друг друга, нам, наверное, нужно время от времени повнимательнее присматриваться друг к

другу. Вот сегодня я хочу предложить вам для начала повнимательнее присмотреться к

своим одноклассникам. Вы вместе учитесь уже много лет, но хорошо ли вы знаете друг

друга?

^ Проводит игру «Встаньте те, кто …» Ведущая просит встать по сигналу тех, у кого есть та

особенность, которую она называет . Затем предлагает ребятам вспомнить , кто и по какому

поводу чаще всего вставал. Сначала это могут быть простые , внешние признаки (те , у кого

обувь черного цвета , у кого сегодня есть часы ), а затем можно перейти к качественным

характеристикам (те , кто считает себя добрым , кто может всегда помочь другому ).

Ведущая: Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом из здесь присутствующих, можно узнать много нового. Я предлагаю вам сегодня ответить на 5 вопросов. Ответив на них, мы поймем,

насколько хорошо мы можем понимать других людей.

^ Ведущая проводит тренинг по 5 вопросам и комментирует ход упражнений .

Вопрос 1 «Умеем ли мы слышать друг друга » (упражнения: «Испорченный телефон », «Рисунок по инструкции »).

Вопрос 2 «Умеем ли мы видеть друг друга » (упражнения: «Клякса », «Описание друг друга в

парах»).

Вопрос 3 «Умеем ли мы чувствовать друг друга » (упражнение «Пойми мое настроение »).

Вопрос 4 «Умеем ли мы понимать друг друга » (упражнения: «Слепец и поводырь », «Два желанья

на троих »).

Вопрос 5 «Знаем ли мы себя » (тест «Кто я?», упражнение «Волшебный стул »).

Ведущая: Ну что же, дорогие друзья! Наше занятие подходит к завершению. Я очень надеюсь,

что наш разговор вам был сегодня интересен. Я думаю, вы все согласитесь, что каждому

человеку очень важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно –

человеку знать самого себя. Я хочу попросить вас в завершение нашей игры нарисовать

свой портрет. И не обязательно в нем детальное сходство. Пусть он выражает вашу внутреннюю сущность, то, как вы себя сами воспринимаете.

^ Участники рисуют , затем устраивается выставка «Я во мне ».


ТОК - ШОУ «МЫ И ОНИ »

Тема этого ток - шоу очень деликатна.

Его повод – критичное, нетерпимое отношение к «непохожим » на других людям, которое

нередко проявляют современные подростки.

Его цель – способствовать осознанию подростками

ценности каждой человеческой личности, признанию того, что непохожие, «не такие » по

различным признакам люди, живут рядом с нами и нуждаются в нашем понимании. Нередко мы

не задумываемся о том, как живут, как смотрят на мир эти люди. Подобная тема сложна для

ведущего – слишком тонкие морально - этические стороны приходится ему затрагивать в разговоре.

Хорошо, если ведущий владеет способами ведения дискуссии, очень важно вовремя

стимулировать или останавливать ту или иную линию разговора.

Заранее все классы получают задание: представить легенду (рассказ от 1-го лица) человека,

не похожего на других людей, и подготовить по три - четыре вопроса, которые можно было бы

задать такому человеку. Это могут быть:

3 представитель неформальной группировки,

3 маленький ребенок,

3 человек - инвалид,

3 верующий человек,

3 одинокий человек.

По очереди подростки в соответствующей роли поднимаются на сцену, рассказывают о себе

(представляют свою легенду). Затем зал задает им вопросы. Затем сам «гость » задает вопросы

залу. Организаторам особое внимание нужно обратить на ребят, которые будут исполнять роли

гостей. Важно избежать «ерничанья », преувеличения проблем и качеств этих людей. Необходимо

«проникновение » в проблемы этих людей.


^ «МЫ РАЗНЫЕ »: ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ

Для учащихся 10-11 классов

По форме «Мы разные » – творческая пресс - конференция, во время которой участники

имеют возможность узнать об интересах «других », не похожих на «всех » людей. На пресс -

конференцию приглашаются представители различных социальных групп, религий, этносов и пр.

Каждый приглашенный (по очереди) усаживается на «стул откровений » и рассказывает всем

присутствующим, почему он «другой, отличающийся от остальных людей. Он может рассказать

также о том, где и когда в обществе он встречает непонимание, а может быть, откровенное

нарушение своих прав и интересов. Затем все присутствующие могут задать выступающему

вопросы (вопросы могут быть любого характера, единственное ограничение – нельзя оскорблять

личное достоинство участника).

Роль ведущего в этом деле – управление ходом пресс - конференции. Можно заранее

договориться, что ведущий имеет право отклонять некоторые вопросы. Ведущий также

определяет количество вопросов. Задача ведущего – обобщение и анализ вопросов и ответов,

мнений и общих выводов пресс - конференции. Важно, чтобы ведущий тактично подчеркивал идею «разности » всех граждан и их равноправие в обществе, необходимости признания всех людей равными.

В конце пресс - конференции участникам предлагается выступить с мнением о происходящем, анализом разных интересов и позиций людей в демократическом обществе.


^ ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я В ОТВЕТЕ »

для учащихся 8-11 классов


На этапе подготовки этого дела участники изучают через СМИ, книги, при встречах с

известными политическими деятелями наиболее серьезные проблемы мирового сообщества, проблемы, так или иначе касающиеся каждого человека на земном шаре. Выбранные 5–6 наиболее

актуальных тем выносятся на обсуждение всей группе учащихся.

^ Среди них могут быть названы такие проблемы:

. Гражданские права этнических меньшинств.

. Иммиграционная политика.

. Религиозные и идеологические конфликты.

. Мир и терроризм.

Обсуждение проводится в виде «мозгового штурма ».

^ Главная задача – найти как можно больше вариантов ее разрешения. Работа организуется в группах по 5–6 человек по принципу «вертушки »: каждая группа по очереди получает подготовленные заранее «карты анализа проблемы » и после 10–15 минутного обсуждения представляет свою оценку актуальности проблемы и возможные варианты выхода из нее .

Затем группы выступают с общей оценкой работы. Определяются возможные пути выхода с

предложениями по решению проблем на широкую общественность (выступления в СМИ, письмо -

обращение к общественным организациям, письмо - протест, участие в Интернет - обращениях и

пр.). Результаты этой игры могут быть использованы и в других делах.


Карта – анализа проблемы:


1. Сформулируйте как можно точнее и лаконичнее суть выявленной проблемы _____________________________________________

2. Кратко дайте историческую справку проблемы (когда и как возникла, какова причина

возникновения, стороны, заинтересованные в разрешении проблемы)_____________________

3. Раскройте подробнее сущность проблемы ______________________________________

4. Попытайтесь сформулировать негативные последствия проблемы _______________________

5. Опишите существующие варианты разрешения проблемы _______________________________

6. Предложите свой путь разрешения проблемы _____________________________________

7. Аргументируйте положительные стороны вашего предложения и его недостатки ___________





Проблема

Ваша оценка

Предложения

Ваш путь




















Похожие:

Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconНаименование Директору предприятия структурного "Контакт" подразделения Иванову А. Б

Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconНаименование Директору предприятия структурного "Контакт" подразделения Иванову А. Б

Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconПринято решением Совета гбоу школы №336 Невского района Санкт-Петербурга протокол №15 от 01. 11. 2011 утверждаю
Настоящее Положение регулирует деятельность структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения...
Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconЦели и задачи социально-психологической службы
Социально-психологическая служба (спс) является одним из структурных компонентов воспитательной системы учебного заведения, который...
Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconУчебный план моу кантемировский лицей структурного подразделения детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2011-2012

Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconДолжностная инструкция заведующего кабинетом вычислительной техники
...
Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconТаушканов Н. Н. 2003 г. Индивидуальная программа стажировки фамилия, имя, отчество
Наименование органа управления (структурного подразделения), в котором проводится стажировка отдел кадровой политики и государственных...
Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconПравительство ростовской области министерство общего и профессионального образования ростовской области
В связи с неоднократно возникающими вопросами о порядке аттестации заведующего, директора, ректора, заместителя директора, руководителя...
Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconДокументы
1. /Социально-психологическая характеристика конфликта.doc
Руководитель структурного подразделения \"Социально – психологическая деятельность\" Тупотилова А. В. Москва 2009 г iconАнализ работы школьного методического объединения учителей иностранного языков Руководитель Юсуфкулова А. Н. В 2008-2009 учебном год
В 2008-2009 учебном году методическое объединение учителей иностранных языков строило свою работу согласно разработанному плану и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов