Как часть культуры icon

Как часть культуры



НазваниеКак часть культуры
Дата конвертации10.08.2012
Размер89.63 Kb.
ТипДокументы

Религиовед.изуч-ся как форма обществ.сознания, как соц.феномен, как часть культуры. Религия в общ-ве сущ-т много тыс.лет. За это время она прошла путь от простейших форм верований до развитых религиоз.систем. Религия как форма сознания всегда имела и имеет б.влияние в общ-ве, и, прежде всего, она влияла на быт людей, образ их жизни, на их сознание, поведение, на развитие экономики, политики и особенное влияние оказыв.на нравст-ть. Как часть культуры, религия имела б.знач-е в развитии искусств и их форм вплоть до формир-я особой религиоз.культуры и религ.иск-ва. Под влиянием свящ.текстов и сюжетов из них в общ-ве сохран.велич.памятники иск-ва и немало шедевров(в литре, архитект., живописи, скульптуре, приклад.иск-ве, в иск-ве танца). К наст.времени в мире сущ.приверженцы традиц.религий и новых религ.движ.: христ-во(ок.2 млрд.чел.); ислам(1 млрд.); индуизм(ок.900 млн.); буддизм(700 млн.); иудаизм(14 млн); родоплемен.культы-язычество(200 млн.); новые религ.движ-я(150 млн.). В христ-во входят 3 круп.направления: католичество(1 млрд.500 млн); протестантизм(б.600 млн); православие(б.200 млн.). Религиоз.ситуация в России. За послед.20 лет религ.ситуация в Р. претерпела очень сильные изм-я. Они связ.с произошедшими переменами в экон.жизни страны, в идеолог.и дух. сферах, в политике. Изм-я в религ.сит.чаще всего рассм.в 4х аспектах. Во-первых, в Р. созд.ситуация религ.или вероисповед.свобод. До этого конституция предоставл.свободу совести гражданам СССР и Р., однако сфера религ.жизни-деят-ть религ.орг-ций наход-ся под сильным контролем партий.органов и госуд.власти. Предоставл.свободы в выборе мировоз-я, веры сильно огранич. Религ.орг-ции не имели 2х фундамент.прав: права юрид. лица и права иметь собств-ть. Гос-во при всех объявлен.конституц.свободах проводила политику по искоренению религии. Довольно активно велась антирелиг.работа по атеистич.воспитанию. За 70 лет совет.истории Р.много потер.из памятников религ.хар-ра, воспит.боязнь за свою веру. И только на рубеже 80-90хх. годов эти огранич-я спали, и гос-во не только декларирует свободу совести и вероисповеданий, но и гарантирует их защиту. В это время впервые был принят и утверждён(1994г.) спец.закон «О свободе совести и о религ.объед-ях». Во-вторых, в Р.за обозреваемое время(послед.20 лет) значит. кол-во верующих граждан(раньше до 20%, сейчас ок.60%), но среди них на 1 месте по числу приверженцев-православные(до 80%), По своему менталитету Р.была и есть православ. В-третьих, в Р.появ-сь немалое кол-во новых религ.движений и орг-ций. По праву Р.можно назвать «многоконфессиональной» (конфессия-самост.религ.направление). Перед перестройкой в совет.время самост.конфессий насчит.до 13, сейчас-более 60, однако самые многочислен.по числу приверж-цев и кол-ву общин на 1 месте-православ., мусульман., буддист. Новые религ.течений мало и приверж-цев до полмлн.чел-к. В-четвёртых, за эти годы б.
изм-я претерпели госуд-конфес. отношения (ГКО). Это отнош.в Р.в своей истории имели неск-ко этапов:1. Совет. период (ГКО-конфронтация, слож.отнош. между гос-вом и верующими)-17 год до сер.80-х. 2. Перестройка(с 80-х до рубежа 80-90хх); период диалога между госуд.органми и религ.орг-циями). 3. Постсовет.период( с нач.90-х и далее; развитие взаимод-я между госуд. структурами и религ.орг-циями. Это взаимод-е осущ.в некот.сферах - законотворч.деят-ть, в воен., образоват.культуры, соц.сфере. Гос-во содействует религ.объед-ям в их делах милосердия и соц.служения.


^ Религиовед.как самост.отрасль форми-ся в основном в Запад.Европе в сер.19 века. К этому времени шло накопление знаний и религии. До этого врем.монополию об этих знаний держали богословы(теологи). Но сер.19 века начин.выходить серьёз.работы о религии(Гегель «Философия религии»; Фейербах «Происх-е христ-ва»). В это время появл. плеяда уч-ых, кот.заним.только религией, они созд.эту отраль знаний, опираясь на др.области знаний(история, литра, псих-я, фольклористика, лингвистика, естеств.науч.знания). Это англ.исследов.: Э.Тайлор, Дж.Фрезор, М.Мюллер; франц.-Эмиль Дюрк Гейм; русские-Афанасьев, Гольковский, Соловьёв, Рыбаков. Религ-е явл.как академ.знанием и практич. Вузовский курс религиоведения: введение в рел-е; как соц.феномен; рел-е истории соврем-ти; свободы мысли и секуляризации; свободы совести и госуд-конфес.отношений. Религиовед.раздел.на: академич.(в ней изуч.углубл.та или иная религия и закономерности их сущ-ий); практич.(использ.знания академ.р-я); судебное; воен.(взаимод.воен.орг-ций с сил.струтурами); образоват.(знания из академ.); социальное(взаимод.с религ.структурами, о формах содействия этим структ.в их соц.служении. Разбираются вопросы особ-ти общения религ.структур, формы обращ.к этим представит.).Формы обращения. Общ-во в своём сущ-ии формирует и передаёт из поколения в поклоение различ.традиции. Они м.б.отнесены м в формы обращения как в светской сфере общения, так.и в религиоз.. В свет.сферах формы обращений чаще меняются и ввод.новые; в религ.сфере эта традиция более стабильна и консервативна. Однако и в свет.жизни могут схран.те или иные формы обращения.В редигиоведч.грамотность входят знания о том, как правильно обратиться к верующему или к лидеру религ.стуктур. Нужно показать религ.грамотнотсь и не обидеть. В русской православ.церкви сущ. 3 степени священства и представит.каждой степени своя форма обращения.1 степень священства: епископ. Её представители – архиереи( от.греч. «иерей»-священник, «архи» -высшая степень). В этой степени сущ.след.саны: Патриарх(Ваше Святечество), Митрополит и Архиепископ(Ваше Высокопреосвященство), Епископ(Ваше Преосвященство). Менее офиц.форма – Владыко(патриарх –Святейший Владыко). 2 степень: присвиториат. Её представители – священники. 3 формы обращения: Ваше Преподобие, Отец, Батюшка. 3 степень: диаконат. Её представители – дьяконы( Отец дьякон). Священник обычно поверх рясы носит крест. У дьякона нет креста. Палагия – мал.иконка с изображением Богоматери(у епископов). Патриарх- куполообраз.формы голов.убор.(куполь). Ислам. Шейх-предводитель мусульман. Муфтий-председатель дух.управления мусульман к.-н.региона. Кади – судья, кот.судит по шариату, в.кот.изложены законы ислама. Мулла – служитель мечети, обучает мусульман чтению Корана на араб. языке. Муэдзин – служитель мечети, среди прочих обяз-тей ему надо созывать мусульман на общую молитву(пятница). Ко всем ним обращение: «Уважаемый». Иудаизм. Раввин – руковод. иудейской общины, большой знаток Библии, Торы. Кантор – знает ритуал, молитв.собрание – Синагогия. Обращаться «Господин». Протестантизм. Пресвитор( обращ.по имени и отчеству) – рук.общины.


Религия мира:история и современность. 1.Типологии религий. В религовед. всё многообразие религий раздел.по типам или классиф.Все эти типологии основ.на тех или иных принципах. Вся эта классиф.призвана для углубл.науч.изучения. Одной из самой простой типологии явл.деление всех религий на мёртвые и живые. Мёртвые-это те, кот. некогда возникнув сущ-ли,но с исчезновением народов, носителей этих религий, исчезли и сами религии. Однако некот.эл-ты этих м.б.ещё время сущ-ть как мифология.До сих мифология изуч-ся в лит-ре. Выпускаются сборники мифов им.народов.На примере их воспитыв. дети. Живые религ.-те, кот.возникнув,сущ.и ныне, явл.основой дальнейшего развития рел.творч-ва и явл. Основой для появления новых рел.движений. В вуз. курсе изуч-ся 2 типологии: Iтипология. Эта типология строится на основе учета, веры людей в какое-то кол-во божеств. Сюда входят 2 типа религий:1.-политеизм(поли-много,теос-Бог)-многобожие. Вера людей в нередко большое кол-во божеств.напр.синтоизм(Ян),индуизм(инд).2.монотеизм(моно-единый,теос-Бог)-единобожие. Вера в одного Бога.Напр.,иудаизм,христ-во,ислам.В религиов.счит-ся,что процесс религиов.творч-ва шёл от политеизма к монотеизму. II типология.Эта типология строится на основе принципов историко-хронологич.и нац. В эту типологию входят 5 типов верований и религий:1.-элементарной формой религ.жизни или первобыт. религии. 2.-родоплемен.культы(язычество)3.-национальн.религ.4.-миров.религ.5.-новые религ. движения (НРД).1)элементарн.формой рел.жизни или первобыт.религ. Их происхождение уходит в глуб.древность.Ученые изуч.нес-ко форм элемент.верований.Согласно теории Эд.Тайлора самой первонач.формой у всех народов была вера людей в духов,в души.Эту теорию назв. анимистич.теорией (анима-дух,душа). Сп.форма-фетишизм. Вера людей,что некот. прир.стихии,некот.предметы, имеют в себе духов. В нашей современ.сущ.остатки фетишизма-талисманы и амулеты.


Тотеизм. Эта вера связана с культом предков,а также с тем, что люди счит.,что их род ведёт своё начало от какого-либо живот.или растения. Магия. Это первобытн.ранняя дух.-практич.деят-сть,основ.на почитании сохрайного, священного. В неё входят ритуалы,а так же в магич.представлениях есть вера, что один чел-к может воздейств.на др.через предметы,кот.у него были.Магия вкл.в себя охотничью магию, промысл., воен., лечебную или целебиозную, любовную.Первые племена склад.из людей ,кот.сосредотач.в себе знания мифов и ритуалов-жрецы, магия, кудесники.Эти люди заним.не только сугубо религ.деят-стью,но сосредот.в себе знания на основе примет,наблюд. Могли быть и врачами, психологами, метеоролог. 2)родоплем.культы.Эти культы (языч-во)вбир.в себя ---- представления,фетишист.и тотемистич.На стадии развития родоплем.культов происх.переход от веры в духов.к представл.о божествах.20тыс.-30тыс.лет назад происх-е,но в некот.местах сущ.до сих пор.(в Австралии,Нов.Зеландии,севере России).В вузов.курсе придается значение изучению верований древн.славян,а точнее древневост.славян,т.к.именно на террит.Киевск.Руси до принятия христианства и существ.верования древн.славян.Глубоко изучены были эти верованиянашим отечеств.историком,археологом и литературоведом Борисом Ал.Рыбаковым.3)нац.религия.В вуз.курсе среди форм этого типа религий мы уделяем внимание 2 религиям:индуизм и иудаизм.План:1.когде где возникла религия. 2.был ли основоположник религии. 3.в каких условиях(соц-эк, полит, идеолог.)возникла религия. 4.свящ.тексты.5 явл.ли религия продолжением какой-либо др.религии или она синкритична. 6.особ-ти учения, культ.практики, орг-ции. 7.вопросы распространения религии. 8.знач-е религии в жизни народов. 9.религия в России. Индуизм - Это и национ.,и политоистич.религия. Начало её формиров.-сер.2-го тыс.до н.э.До этого у индусов были протоиндийские культы, а в сер.2-го тыс.в Индию вторг. Племена - арийцы. Эти арии приносят свою культуру, свои верования.Арии принесли свод Свящ. текстов «Веды».Это знания о многочисл.Богах.,как арийского,так и протоиндийского происх-ния. Но среди многочисл.Богов индусы выделяли 3 Бога:Бог Брахма, Шива,Вишну.От 1-го Бога первонач.стадия индуизма имела название-рахманизм. Священнослужители получ.звание- брамины(брахманы).В индуизме получ. глуб. проникновение-учение о душе, о её вечной жизни,о её переселении. Движение этой души было названо сансарой. Состояние чел.души после смерти чел-ка от кармы-воздояние. Карма зависит от того, как жил чел-к. Душа преступника никогда не найдет покоя. В индуизме развито учение соц.хар-ра. Инд.регимитировал(узаконил)своими ведич. текстами соц.расслоение инд.общ-ва. Первонач.-варны в дал.-касты. На 1-м.-брахманы-свящ-ки в инд.храмах.Хр.стр-ся из камня,пирамидальные.Экстерьер-резьба по камню,воспр.сюжет из «Вед».Интерьер более скромен.Глав.атрибут-изобр-е бож-ва. Много храмов посвящ. Вишну,Шиве. При храме есть танцовщицы- баядерки. Танцы символичны, язык сложен. Рус.люди познаком.через купца-путеш-ка А.Никитина в 14 веке.Позднее в некот.местах Р.(16в) были подворья шир.храмов,част. в Астрахани.В 80-е гг.в США появл.первые индуисы - кришнаиды. Кришнаизм счит.в Р.новым религ. движ. Основат.-Праба Хунада, выходец из Индии,первые общины образ.в США среди бедных и хиппи. Ритуал жертвоприношения- преподнесение пищи Богам. Просад-пища. Правосл.не советуют употр.эту пищу,т.к. она посвящ.языч.Богам.


Иудаизм. Иудаизм,как нац.религ.так и монотоистичн. Формир.в конце 2-го тыс.до н.э. на Бл. Востоке(Месопот.,Сирия,Халдея, Палестина).Об этой религ. сущ. историч. известия, предметы, найд.в раскопках Ближ.Востока,но об этой религ.больше мы изучаем из вечн. книги -Библии.

^ Структура Библии. Библия в наст.время переведена на более 1000 языков и диалектов. Переводы продолжаются. Стоит на 1м.по тиражам изданий.В рел-ях:иудаизм,христ-во,-книга эта священ.,имеет знач-е культ.предмета,участв.в богослужениях.До нас немало сохран. экземпляров,счит.шедеврами среди иск-ва.Состоит из 2-х частей: Ветхий и Новый Завет. Как в н.завет,так и в ветх.з.вход.немало книг.По содержанию в этих заветах все книги делятся на 4 груп.книг:1)историч.2)законополож.3)учительные4)пророческие. В законополож.книги ветх.завета относится Тора,или Пятикнижне Моисея.Пишется рукописно на пергаменте,свитке.Пишут такие книги спец.люди-сойферы.Раз в году в Сенагоге отмеч.праздник,посвящ.Торе. Тора, в пер.на рус.-закон. Имеет Библия мировоз. знач-е. Книга-бытие. В ней рассказано о том, как Бог творил мир и венцом его стал чел-к. Положила начало Библ.мировоз-ю. Учения Ветх.Завета. Бог вступал часто в отношения с людьми:первый-Адам, проотец Адам и Моисей. Моисей-личность историч.Его знач-е в том,что когда библ.народ был в плену у египтян, он вывел свой народ оттуда. На горе Синай Моисею было откровение Бога и это место явл.святым для евреев и христиан. На это место сущ.синайс-монастырь св. Екатерины. Моисею и был дан закон,вместе с ним и две камен.скрижали.На них были выбиты тексты Деколога(10 заповедей)4-ре первых посвящ.Богу,а в др.-нравств.жизни людей. Заповеди впоследствии стали общечелов. 1-е четыре имеют сугубо богослов.хар-ер. «Нельзя изображать Бога», «Чти день субботний»,»Иудей должен верить в одного Бога. В этот день не разжигай костра, не включай свет, не красяться».Остальные гласят: «Чти отца и мать» «Не убей», «Не кради», «Не желай имущество ближнего своего». «Не ври».В истор.книгах рассказыв.история еврейского народа,как народ получил «Землю обетованную». Первое гос-во: Иудео-израил.царство.К истор.книгам относ.книги царств,книги сидей и др.Судя по этим книгам на долю иуд.народа пало много страданий. В 6в.до н.э. второе нападение-Вавил.пленение. Построен храм в Иерусалиме Саломоном. Храм был разрушен, но в конце старой эры заново построен. Велич. архитект. ценность.В нем поисх. жертвоприношение. Моисею посвящ.некот.худ.произвед.В 70 г.н.э. сын императ. Веспислана по им.Тит разрушил этот храм.Больше евреи его не востан. Произошло распятие иудей-возникла диаспора. Распятие по всему миру,собир.в Синагогах -община,архит.сооружение.Здесь осущ.молитв.собрания,кот.ведут раввин и кантор. Одним из таких знаменит.праздников явл.Пасха(у них-Пасек). Вывод евреев из плена Моисеем. Один раз в году в Иерусалиме собир.евреи у места, где был храм. От 10х годов н.э. римляне сохранили зап.стену, здесь и собир.иудеи. Иудаизм имеет много направлений. Одно из них –оригодоскальное, есть хасидизм(хасиды – представит.этого направления), есть модерниз., обновл.направление. В росии иудаизм счит.трад.религией. Об иудаизме знали в Киев.Руси. Князь Владимир среди др.выделял и эту. Построено много синагог. В совет.время пострадали и иудеи. В Москве открыта евр.академия им.Маймонида(евр.философ 12 века). Иудаизм – это национ.религия, центр.идеей кот.явл.народ.(еврей.) – богоизбранный, религия монотеистич. В учит.книгах(в част.Псалтырь, Притча Соломона) разрабат.мессианская идея.




Похожие:

Как часть культуры iconРусская философия как составная часть русской православной культуры предисловие автор предлагаемой монографии «Русская философия как составная часть русской православной культуры»
«околонаучную» позицию. Всякий образованный европеец знает, что именно Европа достигла наивысшей ступени развития мировой культуры...
Как часть культуры iconБюрократический рационализм и политический традиционализм
Западной Европы и Северной Америки, подобно тому как культуры Востока изучались для того, чтобы уяснить ре­лигиозную инновацию европейской...
Как часть культуры iconДокументы
1. /ЧАСТЬ I. КАК СДЕЛАТЬ ПРОСТЕЙШИЙ WEB-САЙТ/Как создаются Web-страницы.doc
2.
Как часть культуры iconВолчёнков Н. Г. В 67 Программирование на Visual Basic 6: в 3-х ч. Часть 1
Книга предназначена уче­никам 11-го класса. Третья часть, задачник, полезна при изучении как 1-й, так и 2-й книги
Как часть культуры iconВолчёнков Н. Г. В 67 Программирование на Visual Basic 6: в 3-х ч. Часть 1
Книга предназначена уче­никам 11-го класса. Третья часть, задачник, полезна при изучении как 1-й, так и 2-й книги
Как часть культуры iconРабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Как часть культуры iconОcновы религиозных культур и светской этики учебная программа курса «основы религиозных культур и светскойэтики»
Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры...
Как часть культуры iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Математика здесь подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также элемент...
Как часть культуры iconУчебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» это комплект из 10 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры,...
Как часть культуры iconДокументы
1. /kult_lit_radugin/История античной культуры(2.3).doc
2. /kult_lit_radugin/Кризис...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов