Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине icon

Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине



НазваниеФилософия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине
Дата конвертации10.08.2012
Размер286.69 Kb.
ТипДокументы
1. /Шевченко Главы учебника/Глава 11.doc
2. /Шевченко Главы учебника/Глава 12 .doc
3. /Шевченко Главы учебника/Глава 13.doc
4. /Шевченко Главы учебника/Глава 15.doc
5. /Шевченко Главы учебника/Глава 16.doc
6. /Шевченко Главы учебника/Глава 18.doc
7. /Шевченко Главы учебника/Глава 19 .doc
8. /Шевченко Главы учебника/Глава 20.doc
9. /Шевченко Главы учебника/Глава 8 9 10.doc
10. /Шевченко Главы учебника/Глава3 .doc
11. /Шевченко Главы учебника/Глава4.doc
12. /Шевченко Главы учебника/Глава5.doc
13. /Шевченко Главы учебника/Глава6 .doc
14. /Шевченко Главы учебника/Глава7.doc
15. /Шевченко Главы учебника/Шевченко Введение,Глава 1,2.doc
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине
Специфика медицинского познания
Gutter=130> гшл философия общества
Философия глобальных проблем современности
Проблемы и перспективы современной цивилизации
Философия человека
Гиш и философия
Философия здоровья человека
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации
Древних цивилизаций как сказал в свое время Г. Гегель (1770-1831), философия есть «эпо­ха, отраженная в мышлении»
Становление классической философии и медицина античная философия и медицина
Русская философия и медицина
Учебник под редакцией Ю. Л. Шевченко Глава Современная Западная философия и медицина
Философия бытия
Ю. Л. Шевченко Учебник для медицинских вузов Рекомендовано умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебник

Глава 11.


ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И МЕДИЦИНА

1. Проблема сознания в философии и медицине

Среди фундаментальных философских и естественнонаучных про­блем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна.

Сознание является объектом изучения многих наук. В своей сово­купности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изу­чить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуаль­ного сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преи^^шественно индивидуального сознания и их матери­альный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моде­лируют отдельные функции сознания, к которым относят распозна-нание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и пе­рекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на при­мере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эво­люции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методо-иогического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства язы­ка и мышления; моделирования функций мозга.

В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтоло­гическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходи­мо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психи­ка, бессознательное, рассудок, разум. Сознание - одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая вые-

218 •» Философия медицины •» Раздел III •» Глава 11

ший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, резуль­тат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объектив­ной реальности. Бессознательное — совокупность психических процес­сов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде пси­хологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания; Рассудок - способность рассуждения, позволяющая познавать все от­носительное, земное, конечное. Разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

История развития взглядов на сознание показывает, что на ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения созна­ния и неосознанного, идеального и материального в трактовке психи­ческих явлений. Так, основа сознательных действий человека обо­значалась, например, Гераклитом термином «Логос», под которым понималось слово, мысль и сущность самих вещей. Ценность челове­ческого разума определялась степенью его приобщенности к этому ло­госу - объективному миропорядку. Равным образом и в учениях других ранних греческих мыслителей психические процессы рассматривались наравне с материальными (воздух, движение атомов и др.).

Впервые грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сокра­том, акцентировавшим своеобразие актов сознания в сравнении с ма­териальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный все­му материальному. Платон считал, что как для всего космоса бесте^ лесный разум является перводвигателем, источником гармонии, си­лой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в индивидуальной душе каждого человека ум созерцает самого себя и, вместе с тем, явля­ется активным началом, регулирующим человеческое поведение.

Аристотель рассматривает сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей. Он говорил о том, что мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способно­сти мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный от­личать вечное от тленного; только сознание может существовать от­дельно от всех других психических функций.

Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психического сыграли достижения естествознания и медици­ны. Они позволили отграничить сознание, как способность человека

Философия сознания и медицина -0- 219

иметь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявлений психического. Особенно значимы взгляды, деятельность, открытия Клавдия Галена — римского врача и естествоиспытателя. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и, вместе с тем, разрушил миф Аристоте­ля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от серд­ца. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма — это какой-то материальный первоисточник жизни, по сво­им свойствам неизвестный ему. Человек рождается с физической пер­вичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался, утончался. В результате этого получался новый вид пневмы — животная. Назначение данной пневмы — управление жиз­ненными процессами организма. Животная пневма, попавшая в же­лудочки мозга, подвергается новому утончению, в результате чего она превращается в психическую пневму, от которой зависят произволь­ные движения и психические процессы. Психическая пневма, по мне­нию Галена, двигалась по нервам, которые являлись ее проводниками. Из головного мозга на периферию они несли импульсы, вызывающие движения, а с периферии к центру - ощущения. В этой теории на­мечались проблески некоторых догадок о кровеносной и нервной си­стемах человека.

В античной философии содержание сознания представляет собой отпечаток материального или след, воспоминание идеального. Разум или ум космичен и является синонимом универсальной закономерно­сти. В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохот­ная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вме­сте с тем, в недрах христианства возникает идея спонтанной актив­ности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину (354—430), все знание заложено в душе, которая живет в Боге. Бессознательная душа была оставлена за растениями и живот­ными, у человека же все психические акты, начиная с ощущения, на­делены признаками сознательности.

Важным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является от­крытие самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаи­моотношений души и духа, в том числе техники их слияния.


220 •$• Философия медицины -Ф- Раздел III -Ф- Глава 11

Материалистические традиции в эпоху Средневековья развива­ли арабоязычные мыслители — Ибн Сина (980—1037), а также Иоанн Дуне Скот (1266/1270—1308), выдвинувший учение о том, что мате­рия мыслит.

На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, ко­торое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о соб­ственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опы­том, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессозна­тельном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламет-ри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе.

Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была от­крыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувствен­ного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социаль­но-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, опреде­ляется историческими формами общественной жизни.

Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благода­ря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспе­риментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изуче­нию творческой активности и к абсолютизации автономности и ин­дивидуальности сознания.

В целом же основные направления в философии считают сознание или свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной суб­станцией (идеализм). Таким образом, в истории философии существует несколько концепций сознания. Представители объективного идеализ­ма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух

Философия сознания и медицина -0- 221

как вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания. Представители субъек­тивного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъек­та или рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его ак­тивность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источ­ника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой.

Особое место в истории философии занимает дуалистический под­ход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций — мате­риальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала.

2. Сущность, структура и функции сознания

Материалистическая концепция рассматривает сознание в связи с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки воз­никновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отра­жение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структу­ре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и каче­ственно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии ма­терии к более высоким.

В неживой природе отражение проявляется в механических, физи­ческих, химических процессах и имеет относительно пассивный, сле-дообразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает ответную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение че­ловека по берегу моря воспроизводится в его следах на песке.

Изменение температуры окружающей среды приводит к расшире­нию или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает от­ветные изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые свя­зи, элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы, биологическая форма отражения, имеет более активный, приспособи­тельно-опережающий характер. Здесь результаты отражения исполь­зуются как информация о мире, позволяющая регулировать жизнеде­ятельность организма.


222 -О- Философия медицины О- Раздел III -0- Глава 11

В процессе развития живого мира, который по данным науки существует около 3 млрд лет, приспособительно-опережающее от­ражение прошло длительный путь от простейших биологических форм (раздражимость, возбудимость нервной ткани) до психической формы отражения высших животных (психические акты, условный рефлекс).

Отражательная деятельность высших животных протекает в форме психических процессов (ощущений, восприятий, представлений). Однако психические процессы животных не тождественны психике человека. Животные не в состоянии осознать свое отношение к среде, целенаправленно изменить ее. Они не вычленяют содержание инфор­мации из ее носителя, из сигнала, не обладают абстрактным, поня­тийным мышлением. В отличии от разума человека, психика живот­ных представляет собой лишь «зачаток интеллекта, предметностное мышление», как в свое время говорил И.П. Павлов.

На социальном уровне отражение приобретает принципиально но­вый характер. В отличие от приспособительных реакций животных, человеческое отображение, - осознаваемое чувствование и мышле­ние, — становятся в полном смысле активным, конструктивно-твор­ческим. Активно отражая мир, человек выделяет себя из природы, осоз­нает себя как действующее лицо, ставит цели, планирует действия, конструирует вещи. Качественно изменяется на социальном уровне развития и форма отражения. Она становится специфически челове­ческой, идеальной формой. Более глубокое и осознанное содержание приобретает чувственное отражение. Возникает своеобразная над­стройка над ним — абстрактное мышление, обобщенно отражающее мир в понятиях. Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в не-живой природе переходит в свою проти­воположность — в идеальную форму на уровне социальной организа­ции материи. Развитие досоциальных форм отражения является пре­дысторией человеческого сознания. В этой предыстории важную роль играют общие и непосредственные его биологические предпосылки. К общим биологическим предпосылкам появления сознания относят­ся: возникновение живых организмов, дифференциация живой мате­рии, появление диффузных нервных клеток, а затем формирование и развитие центральной нервной системы (особенно головного мозга). Непосредственные биологические предпосылки связаны с эволю­цией древних антропоидов — общих предков человека и современных человекообразных обезьян. Ближайшей биологической предпосылкой возникновения сознания является, прежде всего, развитая нервная



223

Философия сознания и медицина

система, а также телесная организация человекоподобных существ и стадная форма их существования.

Непосредственные биологические предпосылки подготовили воз­можность появления сознания. Однако их недостаточно для превра-

| щения данной возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия,

| факторы общественной жизни: труд, зарождение членораздельной речи, речевое общение, образование общинных связей, жизнь в чело-

| веческом коллективе. Важнейшим фактором становления сознания выступает труд, трудовая деятельность формирующихся людей.

В возникновении и развитии трудовой деятельности выделяются три стации: 1. Орудийно-приспособительные действия высших обе­зьян (от дриопитеков до австралопитеков); 2. Трудовая деятельность формирующихся людей (питекантропов, синантропов и др.); 3. Труд

| людей современного физического типа.

На первой стадии осуществляется переход от единичного, случай­ного к систематическому использованию естественных предметов в качестве орудий добывания пищи, нападения или защиты. Под влия­нием орудийной деятельности развивалась предсознательная психика антропоидов, устанавливались простейшие связи между предметами. Зачаткам трудового процесса соответствовали формы наглядно-дей­ственного «ручного» мышления, включающего элементы анализа, син­теза, сравнения, обобщения, непосредственно вплетенные в предмет­ную деятельность.

Глубокие изменения в развитии психики наших предков происходи­ли на второй стадии, которая характеризуется переходом орудийно-при-способительных действий антропоидов в труд формирующихся людей с постепенным пробуждением сознания. Систематическая орудийная деятельность изменила анатомию человека. Труд завершил переход к прямохождению, усовершенствовал руку, привел к резкому обогащению человеческого мозга информацией и способствовал его быстрому раз­витию. Труд требовал общения, стимулировал развитие органов речи, закреплял и совершенствовал формы совместных действий. На этой стадии возникает качественно новая форма деятельности — использо­вание орудий, их обработка с помощью других орудий. Создание про­стых орудий труда из камня, дерева является фактором, определившим выделение человека из животного состояния. Процесс изготовления орудий постепенно совершенствует высшую нервную деятельность. Мышление приобретает элементы самостоятельности, сначала суще­ствует в форме наглядно-образного, а затем все более принимает от­влеченный характер, становится абстрактно -образным мышлением.

224 -О- Философия медицины -Ф- Раздел III •$• Глава 11

Философия сознания и медицина -Ф- 225


На третьей, высшей стадии своего развития труд приобретает соб­ственно человеческий характер. Его важнейшими особенностями ста­новятся: применение разнообразных по назначению сложных орудий; разделение труда, форм производственной деятельности; творческий характер, создание новых, не существующих в самой природе предметов.

Развитому трудовому процессу соответствует абстрактное, понятий­ное мышление, разум человека.

Труд породил сознание человека, а сознание рационализирует труд, делает его целенаправленным, творческим. В зарождении и развитии человеческого сознания важное значение имеет речевое общение, язык. Таким образом, «сначала труд, — писал Ф. Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превра­тился в человеческий мозг» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 490).

Вначале, на стадии орудийной деятельности, в качестве средств сигнализации выступали конкретные предметы, затем жесты и звуки, символизирующие действия с оружием. Путь к возникновению язы­ка, видимо, начинается от сигнального значения звуков, издаваемых животными. В ходе эволюции начинает формироваться членораздель­ная речь. Учитывая те преимущества, которые дает речь, уместно пред­положить, что на этом этапе естественный отбор продолжал свою рабо­ту в пользу лучше говорящих. Так открылись возможности для развития потомков с совершенствующейся 2-й сигнальной системой. Постепен­но создавались условия, чтобы суждения, понятия могли существо­вать как во внутренней речи, так и во внешней. Затем членораздель­ные звуки переходили в слова, развивали артикуляционный аппарат.

Таким образом, речь обеспечила усложнение самого языка, разви­тие артикуляционного аппарата, создала вторую сигнальную систему, обеспечила переход от оперирования предметами к оперированию понятиями. И.П. Павлов писал, что «слово составило вторую сигналь­ную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Поэтому-то человеческая деятельность регламентируется в первую очередь общественными, а не биологическими законами. Но этого еще недостаточно для появления такого сознания человека, каким оно яв­ляется в настоящее время. Для этого необходимо еще одно условие — сообщество человеческих предков, жизнь в коллективе, которая вле­чет за собой формирование элементарных нравственных норм (взаи­моподдержка, взаимозащита, сопереживание, альтруистические жер­твы). И это одна из важнейших причин, сохранивших человека в условиях жесткого естественного отбора. Общинная жизнь позволила выработать индивидам представления о себе, об окружающих его

себе подобных. Так появляется «Я» и «Не-Я», «Мы», формируется са­мопознание.

Итак, анализ биологических и социальных предпосылок сознания приводит к выводу, что в процессе взаимодействия социального и биологического решающее влияние на формирование человеческого сознания оказывают социальные условия. Именно они обусловили вы­деление человека из природы, его предметную и умственную деятель­ность, создали условия развития сознания.

К критериям наличия сознания следует отнести следующие при­знаки: сознание есть оперирование знанием, способность к направ­ленной передаче информации от одного лица другому в виде абстрак­тных символов. Это объективный признак сознания. Сознание есть ощущение жизни, своего бытия в окружающем мире. Оно складыва­ется из осознания своей способности воспринимать и понимать окру­жающее, сообразовывать его со своими потребностями. Это субъек­тивный критерий сознания.

Известно значительное количество попыток дать определение со­знанию. Несмотря на разнообразие формулировок и значений, боль­шинство дефиниций сознания имеет общие черты, которые можно сум­мировать следующим образом: 1. Определения не отвечают на вопросы, что такое сознание, когда и как оно формируется, а перечисляют его функции. 2. Функции сознания описываются не как инертные объек­ты, а как активные процессы.

Основные функции сознания — это оценка, хранение и последую­щая мобилизация как внутренних, так и внешних воздействий при помощи мышления, запоминания, чувств, желаний и других процес­сов. Для того, чтобы можно было рассматривать эти явления более конкретно, следует выяснить: 1. Существует ли хоть одна функция со­знания, не связанная с внутренними или внешними возбуждениями?

  1. Может ли сознание проявляться в чем-то ином, кроме поведения?

  2. Может ли сознание существовать без функционирующего мозга?

И если на все три вопроса дается отрицательный ответ, то мы впра­ве заключить, что сознание обязательно связано с возбуждением, по­ведением и функционированием мозга. Очевидно, что без возбужде­ния мозга сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать. Поскольку сознание с момента рождения и на протяже­нии всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной ин­формации, его можно определить как переработку в мозгу поступаю­щей информации. При этом центр тяжести переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и послед­ствий этой информации.

8-2120

226

Философия медицины ^ Раздел III •» Глава 11

Философия сознания и медицина

227


Сущность сознания с позиций диалектико-материалистического под­хода выражается посредством анализа происхождения сознания, что по­зволяет выявить аспект вторичности сознания по отношению к материи. На основании чего можно сделать вывод, что сознание есть продукт ис­торического развития материи? Оно возникает лишь на определенном этапе развития материи, с появлением ее наиболее сложноорганизован-ных форм. Рассмотрение конкретных форм сложноорганизованной ма­терии, непосредственных носителей сознания, выявляет вторичность сознания по отношению к своему органу — мозгу. Таким образом, со­знание есть функция мозга, свойственная общественно развитому челове­ку. Сознание есть особая высшая форма отражения действительности. Именно в этом и заключается его глубинная сущность, раскрываемая рядом важных, характерных черт сознания. Сознание - это специфи­чески человеческое, идеальное отражение бытия. Сознание воспроиз­водит объективное содержание в субъективной форме. Сознание — это творческое, активно преобразующее отражение действительности.

Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознание есть продукт исторического развития материи, выс­шая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоя­щая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении дей­ствительности.

В структурном отношении сознание включает в себя знание, эмо­ции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание - это отражение объективных характери­стик действительности в сознании человека. Знания могут быть обы­денными, житейскими и научными.

Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Совре­менное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему ин­формационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека.

Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информа­ционного гомеостаза. На современный поток интенсивной информации он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация фи­зических процессов при избытке информации, — все это разрушает адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится по­нятие информационного гомеостаза, под которым понимается эволю-ционно отработанный механизм поддержания внутренней упорядо­ченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредствен­ного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% - безразлич­ны, 4% неопределены (Вейн А.М., Каменецкая Б.М. Память человека. М., 1973. С.9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают созна­ние индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями — с изучением центров приятного и неприят­ного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Ока­залось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначе­ние которой - оценивать действительность в форме непосредствен­ного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, под­готавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздраже­нии вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувствен­но-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека при­мерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или не­приятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практико­валось с целью лечения и диагностики: раздражая током определен­ные участки, уточняли местоположение болезнейного очага для пос­ледующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились попутно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импуль­сов вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это подробно описано в его книге «Мозг и сознание».

Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании созна­ния играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей дея­тельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля

228 -0- Философия медицины -Ф- Раздел III •$• Глава 11

необходима, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение до­биться цели, невзирая на имеющиеся препятствия.

Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду на­личие бессознательного с его скрытыми мотивациями. 3. Фрейд ви­дел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств.

Интересна трактовка 3. Фрейдом проблемы сознательного и бес­сознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осоз­наем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изме­няющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обшир­ное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессозна­тельное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также вос­поминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными.

В завершении анализа структуры сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важ­ных для человека функций.

Имеется значительное количество подходов к выделению функций сознания. Так, профессор С.-Петербургского государственного уни­верситета В. Сагатовский предложил выделить три функции: 1. Функ­ция прогностики, проектирования, целеполагания (смыслопонима-ние, творчество). 2. Функция отражения (мира, накопления знаний). 3. Функция любознательности — самоценность жизни как высшая по­требность. Таковы важнейшие функции сознания, по мнению видного отечественного философа. Все они взаимосвязаны и взаимно перепле­таются. В своей совокупности они создают необходимые предпосыл­ки социальной активности сознания. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым выделяется шесть функций: 1. Функция адек­ватного отражения (единство познания, осознания, самоосознания).



229

Философия сознания и медицина

2. Аккумулятивная функция — накопление знаний. 3. Аксиологическая функция - оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным ориентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека.

  1. Продуктивно-творческая функция планирования, конструирования.

  2. Функция целеполагания - человек ставит цель. 6. Функция комму­
    никативно-регулятивная — управление.

Количество функций сознания зависит от критериев их выделе­ния - необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в моногра­фии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» — физикалистский, бихевиоральный (от англ. ЬепаV^ои^ — поведение) и синергатический (функционалистский).

Физикалистский подход заключается в стремлении провести прин­цип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следу­ет программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философ­ских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материали­стов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упро­щенном виде.

Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и моз­говые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство пси­хического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно реф­лексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на сво­еобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.

Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.

Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятель­ности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.

Много интересного в проблему сознания вносит психофармаколо­гия. Говорят об огромном и все возрастающем значении «химии на­строений». Но при этом не обходится без преувеличений, связанных с непониманием социальной природы сознания. Влиять на психику че­ловека, в том числе на его «настроение», при помощи медикаментоз­ных средств в известных пределах можно. Но любое подобное воздей-

230 -О- Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 11

ствие не отменяет общественной сущности человека. Возможности направленного воздействия фармакологическими средствами на фиц» зиологию высшей нервной деятельности в интересах здоровья чело* века будут возрастать, но необходимо учитывать, что «таблетками* нельзя заменить или изменить духовный мир человека.

Естественнонаучные исследования убедительно доказывают связь сознания и языка. Они свидетельствуют о том, что все 100% времени] бодрствования человек «говорит». В данном случае, разумеется, учи-.! тывается и так называемая внутренняя речь (т.е. модуляция мышц гор-' тани и т.д.), сопровождающая мышление. Если в буквальном смысле речь означает мысли вслух, то «внутренняя речь» — это мысли про себя. При этом примерно 30% времени бодрствования человек говорит' вслух, 45% - слушает, 16% - читает, 9% пишет.

Сознание человека играет громадную роль в его жизнедеятельное* ти. При некоторых условиях слово может стать как целебным факто-ром, так и пусковым компонентом причины болезни. Наиболее пока­зателен в этом отношении анализ развития неврозов - болезненных состояний, обусловленных психической травматизацией. Многочис­ленными исследованиями установлено, что причинами неврозов, как правило, являются индивидуально значимые для данного человека психические факторы. Знание этих факторов позволяет разработать систему как патогенетического лечения, так и эффективную систему психотерапии. Неврозы, как правило, сопровождаются изменением деятельности внутренних органов. В свою очередь, многие соматичес­кие болезни осложняются невротическими состояниями, обозначен­ными как «вторая болезнь». Последняя подчас становится главной, а после излечения соматического заболевания — и единственной болез­нью. Психосоматическая проблема приобретает особую актуальность в современных условиях.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем ин­формации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность дан­ных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной систе­ме, что может выражаться нарушениями психического состояния, за­болеваниями внутренних органов, сочетанием психической и сомати­ческой патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и

Философия сознания и медицина ^ 231

составляет содержание психосоматического подхода к современной медицине. Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает сегодня необходи­мость применения системного подхода для понимания патологии че­ловека. Однако практика медико-биологической, научно-исследова­тельской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний - биологический подход, поскольку даже в тех случа­ях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная система, она анализируется преимущественно средствами нейрофизиологии и клинической неврологии. Научное изучение вра­чом психосоматических отношений возможно только при мульти-дисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием фи­зиологических процессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии и единой оценки результатов психо­логического и психиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который помог бы им найти взаи­мопонимание. Психосоматическая проблема сохраняет актуальность среди философов, физиологов, патологов, врачей всех специальностей. Современная наука о человеке исходит из определения предмета свое­го исследования как биопсихосоциальной сущности его. Признание правильности такого определения означает необходимость психологи­ческого, а значит, личностного подхода к пониманию любых проблем жизни человека, в том числе и к медицинской проблематике.

Освоение психосоматического подхода требует от врача специаль­ной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, зна­ния закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Безусловно, необходимым для становления врача — специалиста в об­ласти психосоматических исследований - являются знания истории развития кортико-висцеральной патологии. Применение психосома­тического подхода к решению вопросов происхождения и течения со­матических заболеваний дает возможность значительно полнее по сравнению с традиционным подходом представить природу сомати­ческой патологии человека и причины разнообразия их клинических вариантов. Личность является продуктом развития истории человека, обусловливает характер, интенсивность и длительность психологичес­кого реагирования на жизненную обстановку, что имеет свой посто­янный вегетативный подтекст. Однако только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем, кон-

232 -О- Философия медицины -О- Раздел III •$• Глава 11

ституции, наследственности, возраста, пола, характера перенесенной соматической патологии и других делает реальным становление той или иной специфической болезненной структуры. С позиций личнос­тного подхода следует изучать и причины особенностей клиники со­матических болезней.

Различные варианты патологических личностных реакций на за­болевание резко деформируют его течение, затрудняют и тормозят ре­ализацию реабилитационных мероприятий. Таким образом, предме­том медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Меди­цинским следствием динамического единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических соотношений. Теоретической ос­новой подхода к изучению психосоматических соотношений являет­ся философское решение психофизиологической проблемы, то есть понимание личности и организма как взаимосвязанных элементов еди­ной системы «человек — среда». Конкретное изучение врачом психо­соматических взаимосвязей опирается на знание основных закономер­ностей функционирования личности и организма. Психосоматические отношения становятся доступными для понимания будущим врачом после освоения им основ учения о личности, психогении, эмоциональ­ном стрессе, нейродистрофическом процессе.

Ранняя диагностика и адекватное лечение психофизиологических расстройств в структуре аффективных нарушений, своевременное рас­познавание и купирование эмоциональных болезней, сущность кото­рых составляет реакция организма на неблагоприятные для него вли­яния окружающей среды, становится приоритетной. Широкое внедрение психотерапии в соматическую медицину не случайно рас­сматривается как одна из важнейших задач здравоохранения.

Проблема своевременного распознавания и рациональной терапии больных с висцеровегетативными расстройствами в структуре аффек­тивных нарушений может быть решена лишь при условии совместных усилий психиатров и терапевтов. Сближение наук, слияние научного знания о психике и соматической основе человека открывает большие научные и практические перспективы здравоохранения в сохранении психического и соматического здоровья человека.

Сохраняет актуальность проблема, имеющая не конкретно-науч­ный, а методологический характер, получившая в естествознании на­звание психофизической, а с конца XIX века - психофизиологичес-

Философия сознания и медицина -О- 233

кой проблемы. Данная проблема актуальна для врача в силу того, что психофизиологическая проблематика имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, — таких, как пред­мет психологии, проблема редукционизма в психологии и ряд других. И, конечно, она связана с проблемой целостного подхода к больному как биопсихосоциальной сущности. Очевидно, что объяснить из­мененную психическую активность возможно исходя из признания первичности патологических изменений в субстратной основе, в ней­рофизиологических процессах. Такой подход обеспечивает одновре­менно рассмотрение психики как относительно самостоятельного и особого материального явления, способного к формированию нема­териальных признаков и процессов целеполагания, творческой актив­ности, осознаваемой информации.

Вместе с тем, современное понимание материально-психического и идеально-психического не сводится к их вульгарному отождествле­нию. Например, необходимо всегда учитывать при диагностике пора­жений человеческого мозга недостаточную изученность его глубин­ных структур и функций, более творчески осмысливать достижения современной нейрофизиологии, вскрывающей механизмы функцио­нирования сознания человека. Одна из главных функций нервной си­стемы состоит в восприятии, хранении, использовании и воспроизве­дении полученной информации в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности человеческого организма. Таким образом, созна­ние есть продукт исторического развития материи, а решающими фак­торами возникновения сознания являются социальные. Сознание обладает сложной структурой и функциями, лишь гармоничное их раз­витие формирует цельную, всесторонне развитую личность.

Литература

Антология русской философии. Т. 1. СПб., 2000.

Боровков М.И., Прокудин Ю.А., Иошкин В.К. Основы философии. СПб., 2003.

Дельгадо X. Мозг и сознание (Пер. с англ.). М., 1971.

Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествозна­ние. М., 1990.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3.

Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. М., 1985.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

234 •» Философия медицины •» Раздел III -0- Глава 11 Вопросы для самоконтроля

  1. В чем специфика философского анализа сознания?

  2. Как понималось сознание в эпоху Возрождения и Нового времени?

  3. В чем заключается сущность сознания с точки зрения материализма и
    идеализма?

  4. Какие факторы являются ведущими в процессе возникновения созна­
    ния?

  5. По каким основаниям выделяются элементы сознания?

  6. Каковы основные структурные элементы сознания?

  7. Каковы основные функции сознания?

  8. В чем заключается психосоматическая проблема в медицине?

Темы докладов и рефератов

  1. Религиозная и эволюционная концепция сознания: за и против.

  2. Сознание в эпоху Античности, Средневековья и Нового времени.

  3. Современная философия и естественнонаучные взгляды на сознание.

  4. Психосоматическая проблема в медицине.



Похожие:

Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconКоличественная классификация сознания
Вводится понятие информационного спектра сознания и предлагается классификация этого спектра. Вводится диаграмма «спектр – мощность...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине icon«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии»
Но прежде чем обсуждать универсальные методы становления валеологического сознания, давайте разберемся в понятии валеологии, и ее...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconРасширение сознания учёного и использование идей живой этики в научных исследованиях
Способность к расширению сознания и её реализация ― это сущностное качество человека, проявляющееся в процессе развития и интеграции...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconНекоторые особенности сознания
Попробуем найти ответ на этот вопрос. Но так как оторвать эволюцию человека от эволюции других форм жизни невозможно, то при рассмотрении...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconФеномен рефлексии в художественном творчестве
Уникальная способность художника, актера, писателя, музыканта к вынашиванию и кристаллизации замысла почти не исследована. Эта проблема...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconСпонтанность сознания. В. В. Налимов. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания
Ого мифа, по-видимому, находится в Египте, с которым европейская культура оказалась связанной через все многообразие идейных течений...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconЦентр "синтез" Непрерывность сознания. Практика осознанных сновидений
Поэтому у нас есть уникаль­ная возможность достичь непрерывности сознания и большого ду­ховного развития в более сжатые сроки
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconПроблема человека в социальной философии русского консерватизма 09. 00. 11. Социальная философия
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В....
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconВ. В. Эволюция сознания. Журнал Доклад
Мурашкин В. В. Эволюция сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 74. Электронный
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconАнанта-Ачарья дас
Эта книга часть цикла о первых последователях движения Сознания Кришны в бывшем Советском Союзе является откликом на желание взглянуть...
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине iconИсследовательская работа учащихся
Цели: Формирование экологического сознания школьников, активной гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов