Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации icon

Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации



НазваниеДиалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации
страница1/3
Дата конвертации10.08.2012
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
1. /Шевченко Главы учебника/Глава 11.doc
2. /Шевченко Главы учебника/Глава 12 .doc
3. /Шевченко Главы учебника/Глава 13.doc
4. /Шевченко Главы учебника/Глава 15.doc
5. /Шевченко Главы учебника/Глава 16.doc
6. /Шевченко Главы учебника/Глава 18.doc
7. /Шевченко Главы учебника/Глава 19 .doc
8. /Шевченко Главы учебника/Глава 20.doc
9. /Шевченко Главы учебника/Глава 8 9 10.doc
10. /Шевченко Главы учебника/Глава3 .doc
11. /Шевченко Главы учебника/Глава4.doc
12. /Шевченко Главы учебника/Глава5.doc
13. /Шевченко Главы учебника/Глава6 .doc
14. /Шевченко Главы учебника/Глава7.doc
15. /Шевченко Главы учебника/Шевченко Введение,Глава 1,2.doc
Философия сознания и медицина проблема сознания в философии и медицине
Специфика медицинского познания
Gutter=130> гшл философия общества
Философия глобальных проблем современности
Проблемы и перспективы современной цивилизации
Философия человека
Гиш и философия
Философия здоровья человека
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации
Древних цивилизаций как сказал в свое время Г. Гегель (1770-1831), философия есть «эпо­ха, отраженная в мышлении»
Становление классической философии и медицина античная философия и медицина
Русская философия и медицина
Учебник под редакцией Ю. Л. Шевченко Глава Современная Западная философия и медицина
Философия бытия
Ю. Л.
Шевченко Учебник для медицинских вузов Рекомендовано умо по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебник


ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА

КАК КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.

СИНЕРГЕТИКА - ТЕОРИЯ

САМООРГАНИЗАЦИИ

Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснения сути общественного развития, понимания законов обще­ства. Соотношение объективных процессов и деятельности человека может быть познано лишь при условии диалектического подхода к общественной форме движения материи.

Диалектический способ мышления имеет глубокую связь с есте­ствознанием, его достижениями. История развития философского зна­ния доказывает, что естественно-научные открытия уточняют и даже изменяют содержание философии.

Диалектика как существенный элемент философского знания имеет свой предмет и структуру.

1. Диалектика как научная система

В комплексе философских проблем важное место занимает уче­ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш­ления — диалектика.

Термин «диалектика» в переводе с древнегреческого языка означа­ет «рассуждать», «вести беседу».

Древняя Греция была родиной диалектики, где возникла ее первая форма, представленная в учениях Гераклита, Зенона, Сократа, Плато­на, Аристотеля.

Диалектика, с одной стороны, выступала как метод спора, поиска истины, а с другой стороны, характеризовала изменчивость, текучесть мира, его противоречивость и внутреннюю гармонию.

В средние века элементы диалектики содержатся в учениях Авгус­тина Блаженного, Фомы Аквинского. Диалектика здесь выступает как школа логики, реализуется в учениях о троице, о творении мира. Развитой формой диалектики является диалектика немецкой клас­сической философии от Канта до Гегеля. Гегелевская система идеали-


стической диалектики выступает как развитие абсолютной идеи и охватывает в своем единстве практически всю совокупность знаний своей эпохи.

Естествознание XVI II -XIX веков разрабатывает идеи развития в природе. Французский врач-философ Ж.О. Ламетри (1709-1751), ав­тор книги «Человек- машина» (1747), выступал против представлений о неизменности видов, доказывал, что нынешние виды животных пред­ставляют собой результат длительного процесса смены менее совер­шенно устроенных организмов более совершенными. Автор «Ес­тественной истории» Ж.Л. Бюффон (1707—1788) критиковал идею неизменяемости видов и заявлял, что в пределах родов может проис­ходить смена одних видов другими. Ламарк в своей «Философии зо­ологии» также не принимал метафизического тезиса о вечности видов. Наконец, Ч. Дарвин в труде «Происхождение видов путем естествен­ного отбора» рассматривал движущие силы эволюции живой при­роды. Развитие понимается Ч. Дарвином как непрерывный процесс создания новых видов путем скачков.

Опираясь на достижения науки своего времени, К. Маркс и Ф. Эн­гельс разработали материалистическую диалектику, показали действие ее законов в природе и обществе, рассмотрели ее как методологию познания и преобразования действительности. Нельзя не сказать о вкладе в развитие диалектики русской философии и естествознания.

В X веке на Руси становится известным сочинение Иоанна Дамас-кина (ок. 675-753), классика византийской патристики. Созданный им энциклопедический труд «Источник знания» одной из частей вклю­чал в себя «Диалектику», разъяснявшую логические понятия.

Высокого уровня развития диалектика достигла в трудах русских революционных демократов А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Свой вклад в развитие диалектического метода мышления внесли врачи-философы России. К.Ф. Вольф (1734-1794) отверг теорию постоянства видов и разрабатывал учение об эволюции; С. Г. Зыбелин (1735-1802) рассматривал организм человека с позиции целостности; В.Я. Дани­левский (1852-1939) с научных позиций объяснял диалектику внут­ренних и внешних взаимодействий организма, проблемы причиннос­ти, необходимости, отражения. И. В. Давыдовский (1887-1968) уделил большое внимание проблемам причинности в медицине.

Диалектика является для науки важной формой мышления, ибо она представляет собой аналог и метод объяснения происходящих в мире процессов. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, буду­чи применена к природе, выступает как диалектика природы; будучи примененной к обществу, выступает как диалектика общественного

174 -0- Философия медицины Ф- Раздел III Ф- Глава 8

Диалектика и метафизика как концепции развития...

175


развития; диалектика, взятая как наука о законах и формах мышле­ния, выступает как диалектика мышления.

Диалектика — это наука, систематизированное, стройное знание, все части которого связаны друг с другом и представляют собой об­ширный арсенал принципов, законов и категорий.

Принципы диалектики — это основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Диалектика включает целый ряд принципов. Субординация принципов в этом ряду должна отражать действитель­ность, принципы должны быть связаны и детерминированы друг с дру­гом, последовательно выводиться друг из друга и тем самым представ­лять собой целостную, открытую, динамичную систему, которая может быть представлена в следующем виде: принцип объективности бытия, принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип функционирования.

Вторым системным элементом диалектики являются законы. Закон — это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь-отно­шение, характеризующая взаимозависимость явлений, порядок их стро­ения и функционирования, тенденции их возникновения и развития.

Многообразие мира порождает многообразие его законов, которые можно классифицировать по степени их общности: всеобщие, общие и частные. Законы диалектики относятся к числу всеобщих, действу­ющих и в природе, и в обществе, и в мышлении.

Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и опреде­ляет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изме­нений раскрывает механизм, характер развития.

Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, связь старого и нового.

Категории - третий элемент диалектики.

Категории - это наиболее общие, основные узловые понятия, свя­занные с законами, отражающие существенные свойства, связи и от­ношения предметов действительности. Категории диалектики носят всеобщий характер, отражая объективную действительность, взаимо­связаны, изменчивы, взаимопереходящи.

Категории диалектики можно систематизировать на основании си­стемы принципов, ибо последние синтезируют в своем содержании информацию о всеобщих свойствах бытия.

На основе принципа существования выводится категория «бытие». Принцип материального единства мира служит основанием выведе­ния категорий материи, сознания, единства.

Принцип неисчерпаемости материи конкретизируется в категори­ях элемента, части, отдельного, всеобщего, особенного, количества и качества (характеристики отдельного).

Принцип всеобщей связи дает возможность вывести раскрываю­щие его суть категории: взаимодействия, отношения, связи, законы, противоречия.

Принцип развития содержит категории изменения, движения, раз­вития, прогресса, регресса, скачка, меры, отрицания.

Принцип детерминизма является основанием для выведения кате­горий условия, причины, следствия, случайности, необходимости, формы.

Содержание принципа системности представлено категориями: система, организация, структура, сущность, функция.

Принцип функционирования выражается в категориях: свойства, явления, возможности, действительности.

2. Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях

Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор­динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но­сит открытый характер для изменений и дополнений.

Главным принципом диалектики является принцип развития, суть которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникно­вении и уничтожении, то есть в развитии.

Развитие представляет собой направленное необратимое измене­ние. Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущие силы, характер, направленность могут быть осмыслены на основании данных естествознания, биотической эволюции (см. схему).

Предметом биотического развития, его элементарной ячейкой яв­ляется популяция, которая развивается при внутренней детерминации, во взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях.

Формой развития живого является биогеоценоз — совокупность однородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т.д.), которые имеют свою специфику взаимодействия слагающих ком­понентов.




Проблема развития в ее философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник — это непосредственная, «делающая» причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредо­ванно воздействующих на процесс, связанных с побуждением « делать».

Источником развития в живой природе является борьба за суще­ствование, которая представляет собой многообразие противоре­чий: между особями вида и средой, межвидовые и внутривидовые про­тиворечия.

Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Пос­ледний представляет собой отбор способности, обеспечивающей вы­живание популяции, вида.

Следует также учитывать, что любое развитие, в том числе био­тическая эволюция, основывается на вероятностном детерминизме,

диалектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволю­ционный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порож­дает новые возможности развития органических форм. Главным гене­ратором случайности в живом является мутационный процесс. Однако фактором, вносящим определенность в эволюцию, является естествен­ный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалек­тическое превращение случайного в необходимое, возможного в дей­ствительное.

Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образо­вание подвидов, видов, классов.

Внутренняя противоречивость развития проявляется в его на­правленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и ре­грессивной, нисходящей ветви развития. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удер­жание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов развития.

В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вари­антов, имеющих шансы выжить.

Процесс развития можно определить как связанную последователь­ность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы.

В процессе развития философской мысли оформились две концеп­ции развития: метафизическая и диалектическая. Термин «метафизика» имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н.э.) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физи­ки». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До XVIII века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пре­делы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Мета­физика — метод, тяготеющий к построению однозначной статичной кар­тины мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем.

Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэто­му ведет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или толь-

178 •» Философия медицины ^ Раздел III •» Глава 8

ко к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, скач­кообразной формам.

Метафизика проявляется и в методологической ориентации совре­менной науки. Она ориентирует на исследование явлений без учета их материального единства, развития, без учета системы отношений каж­дого явления с другими. Базируясь на метафизическом методе мыш­ления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые обосновываются дарвинистами, по мнению сторон­ников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. На­ука способна фиксировать лишь процессы функционирования струк­тур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой орга­низм, - ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти пра­вила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции дают­ся Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законом химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.

В современных исторических условиях диалектика нередко отвер­гается, ее представляют как образец донаучного мышления, как част­ный случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую, опи­сательную и догматическую теорию.

Сторонники такого отношения к диалектике упускают из виду тот факт, что диалектика — это строгая, обоснованная форма категориаль­ного развития мысли, форма логически корректного и доказательного диалога. Диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности.

Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными система­ми мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики.

3. Синергетика как современное мировидение

Синергетика - новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем.

Это теория разработана И.Р. Пригожиным и его коллегами в рам­ках брюссельской школы.

В основных понятиях синергетики отражена общность процессов зарождения, усложнения, видоизменения и тенденций к распаду струк-

Диалектика и метафизика как концепции развития... -Ф- 179

тур в самых разных областях действительности. К дефинициям си­нергетики относятся категории системы, диссипации, структуры, воз­можности, нелинейности, неравновесности, неустойчивости, откры­тости, хаоса, бифуркации и др.

Наглядными моделями, претендующими на раскрытие парадоксов синергетики, по мнению некоторых авторов, являются математичес­кие закономерности процессов горения и теплопроводности. Давно замечено, что горение, огонь — символы самообновляющегося и са­морегулирующегося начала в универсуме. Уже в памятнике древнеин­дийской культуры, в Ведах, многие гимны посвящены Агни — богу огня; образ огня является центральным в буддизме. В философии Ге­раклита идея огня, равномерно возгорающегося и равномерно угаса­ющего, тоже отвечает идеям синергетики. Наглядной иллюстрацией синергетических идей может выступать образ вихря, в нем также за­ложено порождающее начало.

Сложная система представляет собой противоречивое единство множества согласованно действующих элементов, соединенных в оп­ределенную структуру, выполняющих определенные функции. Таки­ми сложными системами изобилует биология. Организм животных, человека состоит из огромного количества согласованно взаимодей­ствующих клеток. Здесь происходят многие тысячи метаболических процессов.

Синергетика рассматривает открытые, нелинейные, относительно устойчивые системы (системы — аттракторы), способные к самоорга­низации. Открытость системы означает наличие в ней источников и каналов обмена веществом, энергией с окружающей средой. Процесс обмена происходит не только с внешней средой, но и в каждой точке данной системы между ее элементами. Такой системой, например, яв­ляется кора головного мозга, пронизанная кровеносными сосудами, питающими ее.

Не всякая открытая система самоорганизуется, перестраивает струк­туры. Все зависит от борьбы двух начал: начала, создающего структуры, и начала рассеивающего. Если рассеивающее начало при создании системы пересиливает, то структуры не возникают. Однако роль рас­сеивания, так называемой диссипации, следует рассматривать как фак­тор устранения лишнего в системе, как элемент саморазвития мира.

Важнейшей категорией синергетики является хаос, отражающий независимость элементов мира, степень их свободы, стохастичность. Хаос в синергетике выступает в качестве созидающего начала, конст­руктивного механизма эволюции, он есть средство объединения, усложнения и гармонизации развития сложной структуры.

180 -0- Философия медицины •*• Раздел III -О- Глава 8

Понятие нелинейности является концептуальным моментом в но­вой теории. Концепция нелинейности выражается в идее многовари­антности развития, альтернативности его путей, в идее темпа, скорос­ти эволюции.

В синергетике рассматривается и понятие неустойчивости. Неус­тойчивость не есть зло или неприятность, она означает случайные дви­жения внутри определенной области параметров системы. Неустой­чивость диалектична, из нее вырастает устойчивость. Так, зарождение жизни с точки зрения синергетики, представляет собой развитие не­устойчивости, соответствующей нелинейной среды, но эта неустой­чивость приводит к свойствам живого.

Одной из центральных идей в парадигме синергетики является идея о поле путей развития, которая иллюстрирует некоторую предопреде­ленность развития. Нелинейная система совершает блуждание по полю набора возможностей и актуализирует лишь одну в период бифурка­ции. С позиции физики, точка бифуркации — это точка ветвления пу­тей эволюции открытой нелинейной системы. Нелинейная система содержит в себе бифуркации. Бифуркацию иллюстрирует биология в виде эволюционного дерева, которое наглядно представляет поле пу­тей эволюции живого. Прохождение через точки ветвления, сделан­ный выбор запрещает другие пути и открывает новые возможности.

Синергетика представляет собой новую теорию изменения и раз­вития. Суть этой теории в самом общем виде сводится к ряду положе­ний. Большинство систем являются открытыми, они взаимодейству­ют с окружающей средой. Главенствующую роль в окружающем мире играют неустойчивость и равновесие. Неустойчивая система функци­онирует, и ее флуктуации могут привести к разрушению существую­щей структуры. Этот переломный момент, момент бифуркации, мо­жет привести либо к хаосу, либо к другому уровню упорядоченности, то есть развитие происходит через неустойчивость. Новое, появляю­щееся в результате бифуркации, запрограммировано в виде спектра возможных путей развития. В неравновесных системах может совер­шаться переход от беспорядка к порядку.

Синергетика представляет собой новый стиль мышления постклас­сической науки, это синтез вероятностной картины мира, системных исследований, позволяющий раскрыть принципы эволюции сложных систем, раскрыть причины хаоса, кризисов, овладеть методами нели­нейного управления сложными системами. Эта область знания реша­ет проблему, как управлять, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из ее собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как преодолевать хаос, делая его творческим,

Диалектика и метафизика как концепции развития... -О- 181

превращая его в поле для рождения нового. Это путь созидания, воз­можность нового диалога человека с природой. Осуществляя выбор пути через нелинейную ситуацию, бифуркацию, субъект одновремен­но выбирает объективно присущий самой природе путь эволюции. Синергетика и появилась как ответ науки на вызов действительности следовать естественному пути развития вещей.

Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, а ле­чение обретает образ открытия себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обна­руживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Синергетика предлагает с позиции своего научного аппарата изу­чать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействий ее частей. Очевидно, что любое пато­логическое явление, возникающее в органе, ткани служит источни­ком возмущения не только этого органа, но и других. При этом воз­можно не только нарушение каких-либо связей, а формирование новых патологических связей, означающих наличие и прогрессирование заболевания.

Примером применения методологической функции синергетики являются исследования процессов взаимодействия систем человечес­кого организма с геокосмическими факторами. Геокосмические фак­торы представляют собой флуктуирующую систему, вариабельный ат­трактор. Такую же сложную систему являет собой и человек. Комплекс геокосмических факторов способен вызвать и вызывает разнонаправ­ленные изменения параметров организма. Сложность объяснения это­го процесса потребовала применения методологии синергетики. Ока­залось, что при флуктуирующем режиме аттракторов среднемесячные суммы корреляций лейкограмм, электролитного баланса, ферментно­го статуса крови синергетичны со среднемесячной динамикой косми­ческих лучей. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической при­спосабливаемое™ к изменениям факторов среды. Возникающий ха­ос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

Таким образом, синергетика становится способом не только позна­ния, но и создания реальности, влечет за собой новый диалог человека с природой. Однако следует признать, что синергетика диалектична, содержит в себе диалектику, ибо во многом пользуется ее категориаль­ным строем, рассматривает проблемы эволюции, системности, взаи­модействий, а также проблемы случайности, необходимости, возмож­ности и действительности.

182 -Ф- Философия медицины -Ф- Раздел III -Ф- Глава 8
  1   2   3



Похожие:

Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconФонд развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым» Основы концепции возрождения Крыма Симферополь, 2007
Представляемая работа содержит основы концепции возрождения Крыма, разработанные с позиций рыночной экономики и современных представлений...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconТеория как форма развития знания
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей опр-ой области...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconВопросы к контрольной работе №1 по курсу «Организация, управление, экономика природопользования и природоохранной деятельности»
Техногенный тип экономического развития. Концепция охраны окружающей среды. Ограничения экономического развития. Концепции мирового...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования зсош
Ального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconЦентр "синтез" античный космос. Диалектика и современная наука. План
Второе – по категории подвижного покоя. Необходимость астро­логии. Скорость света и теория относительности
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации icon1 Базовые концепции финансового менеджмента
Концепция (от латинского conceptio понимание, система) представляет собой определенный способ понимания. С помощью концепции или...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconЕ. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы
Тюгашев Е. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы докл и выступл...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconГегель Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? Мыслить? Абстрактно? Sauve qui peut! — «Спасайся, кто может!»
«метафизику». Ведь «метафизика» — как и «абстрактное» (да, пожалуй, как и «мышление») —слово, которое в каждом вызывает более или...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconГубанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы?
«порядка», «числа», «отношения», а, следовательно, с «разумом», «истиной», словом свет играет роль посредствующего звена, скрепляющего...
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconПояснительная записка Роль и место дисциплины
«Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.)....
Диалектика и метафизика как концепции развития. Синергетика теория самоорганизации iconО концепции развития теплоснабжения городов
По-прежнему, вопросам развития теплоисточников уделяется гораздо большее внимание, чем альтернативному уменьшению теплопотребления....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов