Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет icon

Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет



НазваниеГ. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет
Дата конвертации10.08.2012
Размер43.71 Kb.
ТипДокументы

Г.Ю. Аманбаева

Карагандинский государственный университет

ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ СЕМИОТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сложной и многогранной природой текста как автономного объекта детерминирована современная парадигма текстоцентризма. Дифференциация направлений лингвистики, грамматики, семиотики, стилистики и прагматики текста обусловлена разграничением предметов исследования, эксплицирующих соответствующий уровень текста. Интегративностью содержательных планов текста, вариативностью его структурной организации объяснялись противоречия в понимании сущности объекта, относящиеся к периоду становления текстоцентричных исследований: “неясно, например, следует ли считать текст единицей языка или единым знаком, что далеко ни одно и тоже, следует ли считать текстом любой отрезок речи, больший, чем предложение, или конституирующим фактором является не размер текста, а что-то другое, и что именно” [1]. В стремлении обозначить инвариантные параметры текста лингвистами делимитировалась структурно-семантическая плоскость формальной организации и сфера модусов функциональной реализации текста. В развернутой дефиниции И.Р. Гальперин следующим образом отражает прототипические контуры объекта: “текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объектированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку” [2]. Последующая систематизация объективированного знания закрепляется в определении текста как целостной структурно- семантической метареальности. В различных содержательных вариациях, демонстрирующих свойства текста, регламентируется и наличие текстообразующих категорий и текстообразующих сегментов. В структурной проекции текст манифестируется как совокупность дистрибутивных фрагментов. Характер дистрибуции раскрывается в процессе анализа многоуровневой ритмической стратификации текста.

Вхождение текста в плоскость семиотической интерпретации ставит задачи исследования целостности его формальной и содержательной организации, а также выдвигает на первый план аргументацию принципов семиотической типологии текстов. В качестве универсального параметра выдвигается инвариантная модель текста как макрознака, представляющая бинарную структуру, состоящую из плана содержания и плана выражения. В семиотической трактовке текст выступает в качестве некоторого содержательного континуума, характеризующегося целостностью, недискретностью и автосемантичностью. Концепция семиотической интерпретации текста была сформулирована в связи с содержательной инкретичностью текста и его интенциональной детерминированностью.
Порождение и восприятие текста как знака осуществляется на фоне пресуппозитивных и импликационных знаний, обусловливающих модус реализации текста как особой знаковой метареальности. Свойство семиотической целостности и единство осмысления текста достигается в процессе актуализации текстовых знаков, скрепленных уровнями локальной и глобальной связанности. Когерентность как интегральный признак смысловой целостности текста достигается путем последовательного развертывания изотопной цепочки, которая организует содержательную стратегию текста путем комбинаторики актуализируемых задачами текста построения знаков. Целостность содержательного наполнения текста формируется в горизонтальной и вертикальной последовательности, развертывающейся в моделях синтагматического и парадигматического сцепления микроструктур текста. Линейная последовательность содержательных сегментов регламентируется идеей нарративности, обусловливающей дефиницию текста как последовательного представления некоторых событий, отраженных в индивидуальном сознании говорящего и воспроизведенных в проекции авторской интерпретации. Парадигматическое сцепление содержательных конституентов текста предполагает инвариантную общность содержательных сегментов, опирающуюся на идею, на целостную смысловую направленность текста и вычленяющую противопоставленные элементы ее реализации: денотативные, референциональные и прагматические. Анализ контуров референциональности и прагматичности текста обусловливает автономность соответствующего аспекта, определяющего текст в качестве дискурса. Иерархия конкурирующих метаязыков, описывающих текст с различных исследовательских позиций, выделяет в качестве традиционной, базовой теории лингвистику текста.

В лингвистике текста формируется представление о тексте как о единстве содержательных сегментов и их структурно- формальных коррелятов. Однако выявление механизмов структурированности текста, по мнению многих лингвистов, не позволяет сформировать целостное представление о субстанциональных и функциональных свойствах объекта. Отчетливую формулировку семиотической сущности текста дает Р. Барт, разграничивающий понятие дискурса и собственно текста. Новая материальность – дискурс, по его определению включает “любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый со вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям организацию, причем связанный с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся собственно к языку” [3].

Обозначенные Р. Бартом контуры семиотической природы дискурса разграничили представление о тексте как о высшей единице языковой иерархии и тексте как семиотическом сегменте целенаправленного социального действия, реализующего весь спектр коммуникативно-прагматических установок говорящего. Разграничение ракурса структурно-семантической репрезентации и семантико-прагматической целенаправленности обусловило делимитацию эксплицитного уровня информации, сформулированного в результате синтаксических и логико-семантических связей языковых знаков, входящих в текст. В соответствии с вариантивностью декодирования объема информации от адресанта к адресату определяется наличие второго, имплицитного уровня семиотической информации, выявляющегося интерпретатором в процессе восприятия и осознания полученного сообщения. Декодирование имплицитной информации регламентируется семиотическим правилом интерпретации полученного сообщения, провозглашенным в знаковой концепции Пирса-Морриса. В этой плоскости актуализируется как свойство ситуативной референциональности, так и способность интерпретатора и его коммуникативного партнера создавать субъективный метаконспект, раскрывающий индивидуальную установку в порождении текстовых пропозиций.

Библиографический список


Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. ст. СПб., 1999. С. 148.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 48.


Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике: Сб. ст. М., 1978. Вып. 8.




Похожие:

Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconРезюме кардаш Галина Ивановна 24 февраля 1964 год полька 8-961-163-86-20 Высшее юридическое Карагандинский Государственный университет, юридический факультет Специальность правоведение Период обучения-1981-1986 г г.

Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconЯрославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Волгоградский государственный педагогический университет Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ран
«Ономастика Поволжья», которая состоится с 13 по 14 сентября 2012 года в г. Ярославле на базе факультета русской филологии и культуры...
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconОргкомитет всероссийского тренинга «путь к олимпу»
Благотворительный фонд наследия Менделеева, Химический факультет мгу им. М. В. Ломоносова, рхту им. Д. И. Менделеева, рхо им. Д....
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconКомиссия по славянской фразеологии международного комитета славистов фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ниу «БелГУ»)
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconДоговор о сотрудничестве по проведению практики студентов
Российский государственный социальный университет (далее «Университет») в лице ректора Жукова В. И., действующего на основании Устава,...
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconМинистерство образования и науки РФ фгбоу впо «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Фгбоу впо «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Г. Ю. Аманбаева Карагандинский государственный университет iconМеждународная научно-теоретическая конференция «Ценности современной науки и образования» (Киров) Уважаемые коллеги! Гоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет»
Гоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет» приглашает научных сотрудников, преподавателей и аспирантов к участию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов