Тема дороги в произведениях русской классической литературы icon

Тема дороги в произведениях русской классической литературы



НазваниеТема дороги в произведениях русской классической литературы
Куликова И.Ю
Дата конвертации10.08.2012
Размер104.49 Kb.
ТипДокументы

Министерство образования РФ

МОУ средняя школа №68


Тема дороги в произведениях русской классической литературы




Работу выполнила:

Литюк Яна, 9«Е» класс

Научный руководитель:

Куликова И.Ю.


Пенза – 2003

Мы все говорим о лирике Пушкина, Лермонтова и других русских классиков, о теме свободы, любви, одиночества в их творчестве. Но почему-то мало кто выделяет тему дороги в их произведениях особо.

На мой взгляд, человек в дороге – особенный человек, у него особое состояние души. Поэтому, описывая русских людей и жизнь России, писатели и поэты помимо своей воли затрагивают эту тему. Она звучит и прослеживается в очень многих произведениях нашей родной литературы.

Цель моей работы – исследуя произведения русской классики, выяснить, почему же тема дороги является одной из ключевых тем. Я хотела хоть немного прикоснуться к загадке русской души, научиться глубже понимать состояние главных героев, узнать, что же отличает русскую литературу от зарубежной, что присуще только ей.

Перечитывая критическую литературу, я не нашла каких-либо фактов, на которые можно было бы опереться, поэтому начинать все приходилось практически с нуля. В списке использованной литературы вы увидите только тексты первоисточников. Исследование я проводила самостоятельно. Основные методы – это моя собственная интерпретация художественного текста (поэтического и прозаического), а также литературоведческий анализ произведений.


* * *


«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить…»


Эти замечательные слова в свое время сказал великий русский поэт Федор Иванович Тютчев.

На протяжении многих веков сотни выдающихся людей, мыслителей, философов и поэтов пытались понять русскую душу, вечно что-то ищущую, заглянуть в самые потаенные уголки русского сердца.

Может быть, через произведения русской классической литературы нам удастся приоткрыть завесу над тайной непостижимой русской души и понять, чего же хочет русский человек, к чему стремится его беспокойная душа и чего жаждет его пламенное сердце.

Взлелеянные в бескрайних степях Руси, вскормленные хлебами ее полей, великие русские люди: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Николай Алексеевич Некрасов – болели за Родину душой. Судьба любого писателя неразрывно связана с судьбой всей Руси.
Тысячи прекрасных слов написано про ее алые рассветы и багряные закаты, журчащие ручьи и березовые рощи, тихие дубравы и ночные песни соловья…


Исполненный поэтического восторга в лирических отступлениях своей бессмертной поэмы «Мертвые души», Николай Васильевич Гоголь пишет о чарующей природе России. Перед нами - образ человека, горячо любящего свой народ, тесно связанного с его культурой.


« Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе…Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?»


В лирические раздумья Гоголя вплетается еще одна тема – тема будущего России, ее исторической судьбы и то место, которое она занимает и сможет занять в судьбах человечества.


«Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…» - в этих словах Гоголь выражает гордость за свою Родину, за свой могучий народ.

И хотя «мимо темных строев елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком летит … нехитрый дорожный снаряд», который «наскоро живьем с одним топором и долотом снарядил и собрал ярославский расторопный мужик», и «не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вот … понеслась, понеслась, понеслась!..»

Действительно, не в красивой одежде железной одежде прелесть русского человека, а в его безудержной душе, «стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – и способной понестись «невесть куда в пропадающую даль».

«Не так ли и ты, Русь, - звонко восклицает Гоголь, - что бойкая, необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?.. Русь, куда ж несешься ты?»

Может быть, этот поэтический символ тройки, которым завершается первый том поэмы, олицетворяет мечту писателя о светлом будущем его Родины, к которому так стремится русский народ…

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». «Сколько раз, как погибающий и тонущий», автор «хватался за нее», и она «всякий раз великодушно выносила и спасала». Николая Васильевича спасала вера в Отчизну, он находил в ней вдохновение. Но неслучайно автор много внимания уделял ночной дороге. На мой взгляд, писатель изображал смутное для Руси время, когда у нее, измученной войнами, междоусобицами, бесконечными завоеваниями не было уже сил на возрождение.

Но среди этого мрака «один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек» и «сияние месяца тут и там» – это люди, сильные душой, дающие надежду уставшему народу, благодаря которым над могучей страной вновь взойдет солнце.

^ Но не только Гоголь верил в таких людей.

Пушкинское время, по словам критика М.П.Еремина, - это время великих событий, великих надежд и великих разочарований. Лучшие люди Европы, в том числе и России, уже и тогда пытались осмыслить уроки недавней революции во Франции. Пушкин был младшим современником участников Великой Отечественной войны и заграничного похода; у него на глазах героическими усилиями его товарищей и друзей создавались тайные общества первых русских революционеров. Эта обстановка повлияла на мировоззрение Пушкина, что отразилось в его творчестве. Он воспевал свободу, хотя знал, что её путь тернист и опасен, но верил, что в конце концов она все-таки победит. Он возлагал свои надежды на декабристов – просвещеннейших и умнейших людей того времени.

^ Даже в стихотворении «Зимняя дорога» сквозь описание печальной природы прослеживается мотив вольнолюбивого движения, движения Руси к свободе и счастью:


«Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она…»

Все в жизни России напоминает седой туман – иногда светлая полоса озарит его, подобно тому, как яркая луна озаряет поляны в зимнем лесу – это декабристы, надежда измученной России, а почти всегда – «однозвучный колокольчик», «ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег». И снова лунный лик отуманен, и снова люди, борющиеся за счастье Отчизны, арестованы. Время медленно тянется, как полосатые версты, и нет им ни конца, ни края…

Лирического героя охватывает отчаяние за судьбу державы, он стремится к дому, к милой. Именно в такие моменты жизни человек осознает, как дороги ему его близкие. Как приятно бывает после долгой, утомительной поездки согреться у камина, помечтать, забыться, глядя на языки пламени. В нашей жизни бывают такие «островки», «пристанища», когда мы, ищущие и бегающие, не замечающие ничего вокруг, находим приют души рядом с любимым человеком…

Последователь Пушкина – Лермонтов – тоже придавал особое значение дороге. «Белеет парус одинокий…» – эти строки знакомы с детства каждому. Но задумывался ли кто-нибудь над истинным значением этих слов?

Михаил Юрьевич Лермонтов умел одухотворять природу. Поэтому даже обыкновенный белеющий парус наделен человеческими страстями – ему ведомы и свобода, и одиночество, и глубокая, неутолимая грусть. Он рвется на свободу, чтобы познать радость бури, когда «мачта гнется и скрыпит». Нет! Он не ищет счастья. Он одинок в целом мире. Но он плывет… Плывет навстречу жизни. А буря – это ведь и есть жизнь. Это кипящий страстями водоворот судьбы. Только здесь он может вкусить свободу. Свободу и покой… Он «не ждет от жизни ничего» и «не жаль ему прошлого ничуть». Ему не нужны «золотые лучи солнца», светлые штили. Потому что такое спокойное существование оскорбительно для мятежной души. И он стремится вдаль – к чему-то бескрайнему, бушующему, неумолкающему, свободному, неведодомому…

Но что заставляет «тучек небесных», «вечных странников» стремиться прочь от «милого севера»? Может, «судьбы решение»? А может, «тайная зависть» или «открытая злоба»? Здесь великий поэт одухотворяет тучи, задает им вопросы, свойственные только людям: «Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?»

^ И тут совершенно неожиданно он сам отвечает на них, потому что ему знакомо такое состояние туч. Он много раз покидал Родину. Но почему?

Они отшельники, им все чуждо: и страсти, и страдания. И потому что они живут не в согласии с миром, а по собственным правилам, у них нет Родины, а значит, нет и изгнания.

Внешне они такие свободные, такие спокойные, такие холодные, а внутри, может быть, у них горит пламенный огонь чувств, неведомый ни одному смертному. И никогда никто не узнает, что же происходит у них в сердце на самом деле – все будут только поражаться их холодности и величавости…

На мой взгляд, и одинокий парус, и небесные тучи олицетворяют самого поэта – «гонимого миром странника», который после долгих скитаний, так и не найдя покоя, решается доверить свою судьбу Богу. Он «выходит один на дорогу», чтобы проследить там свою жизнь. Почему на дорогу? Да потому что для такой страстной и мятежной души не может быть другого дома, других границ. Ведь часто поэты, горя душой за счастье Родины, негодуя из-за несправедливости властей, не боясь цензуры, выходили за рамки, писали стихи, строки которых обличали, были политически острыми. Поэтому часто поэты обращались к дороге, как к родной матери, которая всегда пожалеет, даст приют пламенной душе. И им не безразлично было, куда заведет эта дорога их Отечество и их народ.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и читателю. Мы видим и «кремнистый путь», и «сияние голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии и могучей природе.

От этого ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысли поэта переносятся в человеческую душу, в которой бушуют страсти и тревоги. Поэту «больно…и трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь такой, какая она есть, с радостями и невзгодами, и гонит прочь мысли о ее конце, о «холодном сне могилы». В конце стихотворения появляется образ дуба, сильного и могучего, выдержавшего все бури и метели. Дуб – это символ вечности…

^ Стихотворение Лермонтова по идейному содержанию перекликается с пушкинскими «Дорожными жалобами».

Александр Сергеевич свое стихотворение сразу начал с вопроса:


«Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?»


Наша жизнь непредсказуема. Никогда не знаешь, кем в ней окажешься – лихим наездником, мчащемся навстречу солнцу, или одиноким путником, идущим куда глаза глядят. Но рано или поздно и к наезднику, и к путнику придет их последний час. И неизвестно, где застанет их смерть. Может, «в наследственной берлоге», а может, и среди «отческих могил». Но лирический герой Пушкина знает, что ему «господь судил» умереть на большой дороге. Или «на каменьях под копытом», или «на горе под колесом», или «во рву, водой размытом», или «под разобранным мостом».

А может, все произойдет еще страшнее, может, он нелепо закончит свою жизнь из-за лесного злодея, вздумавшего его ограбить? А вдруг он замерзнет на морозе или, того хуже, его «чума подцепит».

Именно такими вопросами и проникнуто его стихотворение. Ведь каждый человек в глубине души боится смерти; нет, наверное, такого, которого бы не мучил вопрос «Когда?», «Где?» Но почему-то такие мысли приходят чаще всего в дороге, потому что, как мне кажется, человек чувствует себя одиноким, незащищенным перед природой и наедине с самим собой, и понимает, как мала его сила что-либо изменить…

В этом отношении, конечно же, хотелось бы упомянуть и чеховскую «Степь». При первом прочтении кажется, что в повести запечатлена действительно история одной поездки.

Степь, картины окружающей природы передаются через восприятие девятилетнего мальчика Егорушки, которого старшие везут в город поступать в гимназию. Что же видит юный Егорушка? «…перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь, едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…»

Эту бескрайность видит Егорушка. А Чехов здесь видит гораздо больше. Думается, что весь замысел «Степи» кроется в том, чтобы показать эту унылую, однообразную картину, невольно сравнивая ее с той жизнью, укладом, общественным застоем, которым было отмечено чеховское время. Это подтверждается картинами грозы, настигшей путников. Когда внимательно всматриваешься в зарождение так необходимой всему живому грозы, от первых ее признаков до обрушившихся струй на изнывающее от зноя все живое, - невольно вспоминается буревестник Горького: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает…» У Горького здесь явный революционный призыв: «Пусть сильнее грянет буря!»

А отчего бы Чехову, который написал: «Обедать, пить шампанское, галдеть, говорить речи на тему о народном самосознании, о народной совести, свободе и т.п., в то время, когда кругом стола снуют рабы во фраках, те же крепостные, и на улице, на морозе ждут кучера, это значит лгать святому духу, « – и воскликнул: «Больше так жить невозможно!» - не выразить свое внутреннее состояние, как художнику, через ожидаемую с нетерпением, всеочищающую, несущую свежесть и жизнь всему жаждущему жить грозу? Известно ведь, что писатель выражает себя, свое внутреннее состояние через окружающий мир. Вот и Чехов увидел в приближающейся грозе надежду на то, что жизнь после очистительной грозы (общественного переустройства) изменится к лучшему, жить будет можно. А «до грозы» - «…жить невозможно».

Может быть, я не совсем права, но то, что чеховская «Степь» - это тоже наша дорога, дорога Руси с ее извечным стремлением к свободе, к народной совести, человеческому благосостоянию, - не сомневаюсь.


* * *


Исследуя эту тему, я поняла, что она является философской, одной из ключевых тем в русской литературе. Она затрагивает проблемы и смысл бытия человека, поэта и самой России.

^ В будущем, в 10 и 11 классах, я собираюсь продолжить исследование этой темы по мере изучения русской классической литературы.

Однако уже сейчас я поняла, что наша родная литература отличается от зарубежной психологизмом и глубоким проникновением в тайны человеческой души.

^ Я убеждена, что тема дороги безгранична и поэты и писатели обращались, обращаются и будут к ней обращаться, создавая прекрасные произведения.

* * *


Дорога, дорога, нет в тебе ни начала, ни конца. Ты простираешься бесконечной лентой вдаль, и, кто знает, может, где-то там, за горизонтом, русского человека ждет счастье. И он мчится на своей тройке в погоне за ним. А дороге все нет конца. Но надежда умирает последней…


Список использованной литературы:



  1. Н.В.Гоголь. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1987

  2. М.Ю.Лермонтов. Сочинения. Том I. – М.: Правда, 1988

  3. А.С.Пушкин. Лирика. – М.: Художественная литература, 1952

  4. А.П.Чехов. Повести. – М.: Советская Россия, 1975




Похожие:

Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconТематическое планирование по литературе в 11 классе. 4 часа в неделю (136 часов по программе)
Лекция учителя об особенностях развития литературы. Великие традиции русской классической литературы и устного народного творчества....
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconЦелью работы
И только в работах отечественных исследователей последних лет по-настоящему глубоко и серьезно поставлена проблема прочтения первого...
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconСценарий внеклассного мероприятия по литературе. Игра «Кто хочет стать пятионером?»
Цели игры: Углубить понимание идейно-художественного богатства повести; проверить навыки внимательного чтения, способности видеть...
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconЛекция №26а. 1950-е. Конец классической "советской литературы"
Ретроспективный взгляд на довоенное бытие отечественной литературы. “Жизнь даётся только раз”1
Тема дороги в произведениях русской классической литературы icon«Северный текст русской литературы»
Вас принять участие в Международной научной конференции «Северный текст русской литературы», посвященной исследованию образа Русского...
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconВ. Г. Воздвиженским курсу истории русской литературы 1-й семестр (текущий семестр см со стр. 40) Появ нов учебник
Появ нов учебник Мусатов В. В. История русской литературы первой половины ХХ века. (Советский период). М.: 2000, Academia
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconМетафизика русской литературы льва шестова
Диссертационная работа выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета мгу имени М. В. Ломоносова
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconУрок музыки в 7 классе по программе Д. Кабалевского Тема четверти: «Музыкальный образ». Тема урока: «Авторская песня»
Задача: дать представление о творчестве Юрия Визбора, найти черты авторской песни в некоторых его произведениях
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconГвардия Наполеона в Москве в 1812 г. Тема московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения»
Дарьи Оливье, которая, как известно, имела русские корни и обращалась к русской и советской историографии. Но… Это особая тема…
Тема дороги в произведениях русской классической литературы iconПредмет: Народоведение
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с историей русской тройки, с образом коня в произведениях искусства — прозе и поэзии,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов