Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь icon

Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь



НазваниеКонцепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь
Дата конвертации10.08.2012
Размер189.21 Kb.
ТипЛитература


Министерство образования Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

ГУО «Академия последипломного образования»


Концепция профилактики ВИЧ-инфекции

в учреждениях образования

Республики Беларусь

Одобрена коллегией Министерства образования (постановление коллегии №1.17 от 24.01.2008 года) и коллегией Министерства здравоохранения Республики Беларусь (протокол от 22.02.2008 года)


Минск

2007

Содержание

  1. Введение

  2. Цель и задачи Концепции

  3. Основные положения Концепции

  4. Базовые принципы и основные направления осуществления профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде

  5. Нормативно-правовые аспекты проблемы ВИЧ и СПИД

  6. Механизмы реализации Концепции профилактики ВИЧ-инфекции и мониторинг деятельности, проводимой в учреждениях образования Республики Беларусь по ВИЧ и СПИД

  7. Глоссарий

  8. Литература


1. Введение


ВИЧ-инфекция – глобальная угроза, которая вынуждает правительства государств принимать решения по сдерживанию распространения ВИЧ-инфекции с учетом складывающейся ситуации.

В Республике Беларусь распространение ВИЧ-инфекции требует комплексного подхода к противодействию развития эпидемии. С 1987 по 2007 годы в стране зарегистрировано 8737 случаев ВИЧ-инфекции. По оценочным данным реальное количество белорусских граждан, инфицированных ВИЧ в 3 раза превосходит данные официальной статистики, составляя 20000 – 25000 человек. В эпидемический процесс вовлечены в основном молодые люди 15-29 лет (71,5% от выявленных случаев). Дети в возрасте до 14 лет составляют 1,5% (133 человека) от общего числа зарегистрированных случаев. Изменяется соотношение между численностью ВИЧ-инфицированных мужчин и женщин. В 2007 году оно составило 1,2: 1 (1996-97гг. – 4:1). 63% ВИЧ-позитивных женщин относится к возрастной группе 20-29 лет. Увеличивается количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей: 1997 год - 17, 2007 год - 145. До 2005 года в Беларуси доминировал шприцевой путь заражения ВИЧ-инфекцией при внутривенном введении наркотиков. На протяжении последних лет по своей значимости определился половой путь передачи. Это свидетельствует о выходе вируса из групп риска в общую популяцию населения.

Распространение ВИЧ-инфекции среди молодых людей является одним из негативных факторов, влияющих на демографическую, экономическую, социальную ситуацию в стране.

По данным социологических исследований молодые люди, в силу своих поведенческих стереотипов практикуют опасные формы поведения в плане заражения ВИЧ (злоупотребление наркотическими средствами, рискованное сексуальное поведение).
Снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции возможно за счет формирования нравственной культуры личности, реализации информационно-просветительских программ, направленных на изменение поведения молодежи с участием широкого круга государственных и общественных организаций. Особая роль в реализации таких программ отводится учреждениям образования, которые являются важнейшими социальными институтами в области обучения и воспитания молодежи, и не могут ни с кем сравниться по количеству охваченных молодых людей.

Разработанная «Концепция профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь» предназначена для реализации Министерством образования и другими заинтересованными министерствами, международными и общественными организациями, занимающимися вопросами профилактики ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь.

Концепция содержит основные положения, цели и задачи, базовые принципы, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ и СПИД в образовательной среде.

Принимая во внимание международный опыт борьбы с ВИЧ-инфекцией, разработка данной Концепции с учетом ступеней образования, единых подходов, возраста, позволит систематизировать и усовершенствовать работу по проблеме ВИЧ и СПИД, и как результат сформировать у молодых людей навыки здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения и тем самым снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции среди данной категории населения.


^ 2. Цель и задачи Концепции


Цель: Унификация подходов в обучении основам знаний и совершенствование профилактической работы по проблеме ВИЧ и СПИД в учреждениях образования Республики Беларусь.


Задачи:

  1. Формирование системного подхода к вопросу профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь.

  2. Организация профилактической работы по проблеме ВИЧ и СПИД на основе повышения нравственной культуры и формирования жизненных навыков.

  3. Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь.


^ 3. Основные положения Концепции


Концепция профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь предполагает формирование стратегии и определяет подходы к процессу профилактики ВИЧ-инфекции, основные направления и принципы ее осуществления.

В профилактической работе предполагается использовать методы, которые будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений о СПИДе не только как о болезни, но и как явлении, обусловленном социальными и морально-этическими факторами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни; недостаточной информированностью подростков и молодежи о СПИДе и путях распространения ВИЧ-инфекции; невысоким уровнем нравственной культуры; половой распущенностью; приобщением к наркотикам и т.п.

В стратегическом подходе осуществление профилактической работы с одной стороны, должно воспитывать необходимость соблюдения соответствующих мер безопасности по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией, с другой, формировать убеждение, что этот вирус не передается воздушно-капельным и бытовым путем и в отношении ВИЧ- инфицированных в обществе не должны иметь место дискриминирующие проявления и паническая боязнь общения с ними.

Осуществление профилактической работы предполагает использование традиционных подходов и методов:

1. Информационный подход основан на том, что недостаточная информированность населения о проблеме ВИЧ и СПИД и способах защиты от ВИЧ-инфекции или недоступность достоверной информации по проблеме приводит к тому, что население республики допускает рискованное поведение. Повышение их уровня знаний по проблеме ВИЧ и СПИД дает возможность осознать последствия заражения ВИЧ и более ответственно подходить к своему здоровью. Информационный подход утрачивает эффективность при применении метода запугивания, сознательного формирования страха. Страх приводит к отторжению в сознании человека предоставляемой информации. Эффективность информационного подхода возрастает при сочетании его с другими подходами, которые имеют более глубокое воздействие.

2. Подход, основанный на развитии жизненных навыков опирается на то, что люди ведут себя рискованно в отношении сохранения своего здоровья, поскольку не обладают навыками безопасного и ответственного поведения, общения, решения конфликтных ситуаций, способности сказать “нет”, отстоять свои позиции. Данный подход предполагает непрерывную длительную, комплексную работу, использование разнообразных методов профилактики, включая развитие различных жизненных навыков, повышение личной уверенности и жизненной компетентности учащихся и студентов, начиная с начальной школы.

3. Подход ценностной альтернативы опирается на факт того, что значимая альтернативная деятельность способствует отказу от практики рискованного поведения. Данный подход предполагает формирование у детей и молодежи нравственной культуры, ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, приоритета семейных ценностей.

4. Социальный подход основан на учете роли социальных факторов, которые способствуют или препятствуют рискованному поведению. Чаще всего социальный подход реализуется через ролевые игры и методики усиления определенных видов ответственного социального поведения. Подход аффективного (эмоционального) обучения концентрируется на ощущениях, переживаемых человеком, его умении их распознавать и управлять ими. Данный подход опирается на факт того, что рискованное поведение чаще всего практикуется молодыми людьми, имеющими проблемы в определении и выражении эмоций, низкую самооценку, трудности во взаимодействии с близким окружением (семья, друзья). Реализуется в оказании помощи преодоления «эмоциональной глухоты и немоты», в развитии важных личностных качеств и формировании адекватной самооценки.

Положения Концепции могут быть реализованы только высоко-квалифицированными специалистами соответствующим образом подготовленными из числа педагогов и медицинских работников с высоким уровнем коммуникативности, необходимыми психологическими данными, успешным педагогическим опытом.

С учетом того, что молодые люди склонны в большей степени доверять информации полученной от сверстников, весьма целесообразно привлечение к профилактической работе специально обученных учащихся по системе «Равный обучает равного».

Настоящая Концепция является основой для разработки соответствующих целевых программ профилактики в области ВИЧ и СПИД среди подростков и учащейся молодежи с учетом специфики территориально-поселенческого фактора, эпидемиологической ситуации в регионе.


^ 4. Базовые принципы и основные направления осуществления профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде


Профилактика — это совокупность активных поступательных мер предупреждения каких-либо ситуаций и состояний в различных сферах человеческой деятельности, и меры сохранения состояния, необходимого для поддержания благополучия. Таким образом, определение понятия “профилактика” демонстрирует двойственный характер - предупреждение и поддержание необходимого состояния.
^
Виды профилактики:

Первичная профилактика – комплекс мероприятий, предупреждающих приобщение к социально нежелательным практикам поведения, ведущим к возможному заражению ВИЧ. Это подготовка к встрече с проблемой, рискованной ситуацией.

Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений у людей, «эпизодически» практикующих рискованное поведение. Это предупреждение повторения рискованных ситуаций.

Третичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, после того, как оно вошло в жизнь человека. Это предупреждение вторичных последствий, помощь в восстановлении личностного и социального статуса.
^
Настоящая концепция предполагает проведение первичной профилактики среди учащихся и студентов учреждений образования Республики Беларусь.
При организации и проведении профилактической работы по проблеме ВИЧ и СПИД необходимо учитывать типы и уровни профилактики.
^
Типы профилактики:
Неспецифическая профилактика – сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему ВИЧ и СПИД, а влияющая на неё косвенно.
^
Специфическая профилактика - деятельность, направленная непосредственно на те или иные проявления проблемы ВИЧ и СПИД.
Уровни профилактики:

Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью повышения его нравственной культуры, сохранения здоровья.

Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью и ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.

Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам через проведение профилактических мероприятий среди детей и молодежи Республики Беларусь.

Все виды профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ и СПИД большое значение имеет учет специфики принципов, методов, средств и форм ее проведения.

К основным принципам, которыми необходимо руководствоваться в работе по данному направлению относятся принципы: научности, доступности, объективности и достоверности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, системности и последовательности, связи с жизнью, целенаправленности, согласованности, рациональности, профессиональной ответственности, учета особенностей региона и типа поселения.

Принцип научности, объективности, достоверности требует, чтобы излагаемая информация по проблеме ВИЧ и СПИД основывалась на научных данных, не была искажена, не содержала сенсационных предположений и гипотез. Недостоверная информация может нанести большой вред и привести к искаженному пониманию вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предусматривает, чтобы обучение и воспитание строились на уровне возможностей участников профилактического процесса, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, общение с родителями и воспитателями. В младшем и среднем возрасте – учебная деятельность и общение с учителями, в подростковом и старшем школьном возрасте –общение со сверстниками, получение знаний в ходе учебно-воспитательного процесса. Это не означает, что в каждом возрасте следует заниматься только этими видами деятельности, но следует учитывать доминирующие из них. Это будет способствовать повышению эффективности проводимой профилактической работы.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов темы. Данный принцип предполагает, что профилактические мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной профилактика становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система информирования и обучения представляет собой последовательное и пошаговое действие в области информирования молодёжи о проблеме ВИЧ и СПИД, истории болезни, основных стадиях её течения, признаках, путях передачи и мерах профилактики. Необходимо, чтобы полученные знания, практические навыки закреплялись у участников профилактического процесса.

Принцип связи с жизнью вытекает из учения о единстве теории и практики и предполагает подкрепление первой конкретными фактами тех ситуаций, которые существуют в области ВИЧ и СПИД сегодня. Говоря с молодежью о ВИЧ-инфекции необходимо подбирать убедительные примеры, иллюстрирующие научные понятия и законы.

Принцип целенаправленности предупреждает стихийность, придает целеустремленность, сознательный и творческий характер. Приступая к работе по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо продумать конкретный план действий в данном направлении, формы, методы работы со всеми участниками педагогического процесса.

Принцип согласованности. В вопросах профилактики ВИЧ-инфекции учебно-воспитательные учреждения (школа, внешкольные учреждения) и родители должны быть партнерами и дополнять друг друга.

Принцип профессиональной ответственности. Ответственность организаторов содержит в себе требования, направленные на то, чтобы работу с молодёжью в области профилактики ВИЧ-инфекции осуществляли подготовленные люди. Принцип нацеливает организаторов этой работы на ответственность за предоставляемую информацию, которая должна быть научно обоснована. В то же время профилактическая работа должна вестись в рамках нравственности, этических норм, защиты психического и физического здоровья учащихся.

Принцип рационального сочетания различных форм и методов работы предполагает широкое и разнообразное их использование при организации профилактических мероприятий.

Принцип регионального подхода. В профилактике ВИЧ-инфекции необходимо учитывать особенности региона, типа поселения (город, село) для проведения наиболее эффективной работы по этой проблеме. Это зависит от готовности аудитории воспринимать ту или иную информацию по проблеме ВИЧ и СПИД, от конкретной средовой ситуации, позиции родителей, самой молодёжи, учителей, вероисповедания и других факторов, которые исследуются организаторами профилактической работы до её начала.

Основные направления профилактики ВИЧ-инфекции:

  1. Формирование нравственной культуры, ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, приоритета семьи.

  2. Формирование навыков безопасного поведения в ситуациях, приводящих к возможному риску заражения.

  3. Информирование о путях передачи ВИЧ-инфекции.

  4. Информирование о мерах предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией с учетом путей передачи.

  5. Информирование о диагностике и лечении ВИЧ-инфекции.

  6. Предотвращение стигмы и дискриминации людей живущих с ВИЧ.


^ 5. Нормативно-правовые аспекты проблемы ВИЧ и СПИД


Правовую основу Концепции профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования составляют нормативные правовые акты и другие документы, регулирующие деятельность сфер образования и здравоохранения в области ВИЧ и СПИД.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года);

Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 15 декабря 2004 года;

Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29 июня 2003 года;

Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 года;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 года;

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 14 декабря 2006 года;

Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы от 4 апреля 2006 года;

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы от 15 мая 2006 года;

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы от 18 декабря 2003 года;

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы от 26 марта 2007 года;

Программа развития национальной системы образования на 2006-2010 годы от 25 мая 2006 года;

Указания Министерства образования «Об активизации работы по формированию здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции среди детей и учащейся молодежи» от 7 июня 1995 года;

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 года;

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 года;

Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям воспитывающим детей» от 30 октября 1992 года;

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 года;

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999года;

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 годы» от 21 августа 2006 года № 1068;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения» от 18 июля 2002 года № 963;

Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «О программе неотложных мер государств – участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД» от 30 мая 2002 года;

Приказ Министерства здравоохранения № 351 «О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД» от 16 декабря 1998 года;

Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении перечня документов по оказанию медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и детям» от 05 сентября 2003 года № 147;

Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении схемы организации оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИД» от 28 января 2003 года № 18;

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции» от 30 декабря 2006 года № 123;

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами и попечителями, приемными родителями» от 25 февраля 2005 года № 4.


^ 6. Механизмы реализации Концепции профилактики ВИЧ-инфекции и мониторинг деятельности, проводимой в учреждениях образования Республики Беларусь по ВИЧ и СПИД


Главным координирующим и контролирующим органом по реализации Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции и настоящей Концепции является Республиканский межведомственный совет по профилактике ВИЧ-инфекции и венерических болезней, деятельность которого позволяет привлекать к профилактической работе республиканские органы государственного управления, иные государственные организации подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, общественные объединения и др.. На основании Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции и настоящей Концепции в каждом учреждении образования должны быть разработаны рабочие программы профилактики ВИЧ-инфекции.

Профилактические программы смогут достичь своей цели, если методы обучения будут эволюционировать от традиционно «лекторского» стиля к интерактивному, когда учащиеся играют ключевую роль в обучающем процессе. Программы по профилактике ВИЧ-инфекции должны включать не только информационные материалы о медицинских аспектах проблемы, но также развивать жизненные навыки и установки.

В качестве механизмов реализации Концепции профилактики ВИЧ-инфекции должны использоваться те методы, которые будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений о ВИЧ-инфекции не только как о болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о ВИЧ-инфекции и путях ее распространения, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Наиболее действенными путями профилактики ВИЧ-инфекции являются педагогически выверенные с учетом возраста участников разного рода деловые интерактивные игры, викторины, самостоятельная работа с литературой, лекции, беседы, разъяснения связанных с ВИЧ-инфекцией специфических ситуаций, консультации и т.п.

В контексте системы работы по профилактике ВИЧ-инфекции особое внимание должно уделяться подготовке и проведению Всемирного дня борьбы со СПИДом (1-е декабря), а также Международного дня памяти жертв СПИДа (3-е воскресенье мая). В рамках этих мероприятий может быть рекомендовано следующее:

  • проведение семинаров, конференций, пресс-конференций и других информационных мероприятий (лекции, встречи) для различных групп населения;

  • подготовка материалов для публикаций в газетах, участие в теле-, радиопередачах по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и мероприятий, связанных с проведением Всемирной кампании против СПИДа;

  • проведение встреч в различных организациях;

  • организация концертов, дискотек, вечеров или других культурно-зрелищных мероприятий для молодежи под эгидой борьбы со СПИДом;

  • проведение акций («Молодежь против СПИДа», «Спорт против СПИДа» и др.);

  • оформление стендов в организациях, учреждениях образования, на промышленных предприятиях и др.;

  • проведение специальных конкурсов и выставок рисунков, плакатов, стенгазет или фоторабот с целью профилактики ВИЧ-инфекции.

Реализация Концепции предполагает:

  • разработку специализированных образовательных программ по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и их методическое обеспечение;

  • внедрение этих программ в практику учреждений образования и интеграция вопросов превентивного обучения в области профилактики ВИЧ и СПИД в программы общего и дополнительного образования, в систему социальной и воспитательной работы;

  • обеспечение системы подготовки педагогических кадров по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях высшего профессионального образования и последипломного образования;

  • создание механизмов экспертизы программ превентивного обучения в области ВИЧ и СПИД в образовательной среде на основе объективных критериев безопасности, эффективности и действенности;

  • создание системы мониторинга профилактики ВИЧ-инфекции, основанного на современных научных методах. Вопросы проведения мониторинга должны быть упорядочены нормативными актами и реализовываться по поручению и под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами. Результаты мониторинга должны использоваться при анализе эффективности профилактических программ, мероприятий и дальнейшем планировании и осуществлении профилактической работы;

  • создание поддерживающего окружения путем реализации программ родительского всеобуча в области репродуктивного здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции, программ по принципу «равный обучает равного», вовлечения общественных организаций, СМИ в превентивное обучение в области профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде;

  • усиление взаимодействия учреждений образования с организациями здравоохранения, труда и соцзащиты, СМИ, МВД, общественными организациями, а также органами, координирующими деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции.

Самым доступным и эффективным направлением осуществления первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание подростков и молодежи, которое предполагает формирование социально безопасной модели поведения.

Воспитание гармоничной, нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения.

Только методологически обоснованная, организационно и методически выверенная и социально-психолого-педагогически обеспеченная систематическая работа может содействовать воспитанию у подростков и молодежи установок нравственного и физического здоровья.

В осуществлении профилактики ВИЧ-инфекции основополагающим фактором является взаимодействие «медицинского» и «педагогического» подходов.

Контроль за реализацией Концепции и программ профилактики ВИЧ-инфекции осуществляют соответствующие органы образования и здравоохранения в рамках специального мониторинга.


Глоссарий


Вирус – неклеточная форма жизни, обладающая геномом (ДНК или РНК), но лишенная собственного синтезирующего аппарата и способная к воспроизведению лишь в клетках более высокоорганизованных существ.

^ ВИЧ – вирус иммунодефицита человека – возбудитель ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция – неизлечимое, длительно протекающее инфекционное заболевание, при котором поражается и медленно разрушается иммунная (защитная) система человека.

ВИЧ-инфицированный – лицо, зараженное вирусом иммунодефицита человека. К категории ВИЧ-инфицированных относятся как лица без клинических проявлений (носители ВИЧ-инфекции), так и больные СПИДом.

Иммунитет – состояние врожденной или приобретенной невосприимчивости организма к возбудителям инфекционных заболеваний и их токсинам, обладающим антигенными свойствами.

^ Иммунный дефицит – снижение или полное отсутствие способности организма защищать себя от воздействия микроорганизмов, опухолевых клеток; обусловлен недостатком или подавлением функциональной активности клеток, ответственных за иммунитет.

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

^ Рискованное поведение — привычки и стереотипы поведения, увеличивающие риск подвергнуться опасности заражения ВИЧ. Такое поведение включает в себя незащищенные половые контакты и использование нестерильных игл и шприцов для инъекций.

^ Синдром – сочетание признаков (симптомов) болезненного состояния организма, характерное для данного заболевания.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – последняя стадия ВИЧ-инфекции, сопровождается резким похуданием, длительными лихорадками, диареей и почти полным угнетением защитных сил организма, развитием множественных инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей.


Литература


  1. Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: Спецкурс. Мн., 2002.

  2. Вместе против СПИД: Пособие в помощь педагогическим работникам и др. специалистам. Мн., 2003.

  3. Инновационные подходы в профилактике ВИЧ-инфекции: Пакет справочных материалов. Мн., 2006.

  4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 2007.

  5. Пособие «Вместе против СПИД», Республиканский центр профилактики СПИД, Министерство образования, ЮНИСЕФ. Мн., 2003 г.

  6. Методические рекомендации для организации работы по профилактике ВИЧ-инфекции в детско-юношеских спортивных школах «Здоровье и спорт против СПИД». Мн., 2004.

  7. Методические рекомендации. Организация медицинской и психологической помощи ВИЧ-инфицированным детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. ЮНИСЕФ, 2005.

  8. Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков. Методическое пособие. МН., 2005.

  9. Практическое руководство для социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей «Организация работы по предупреждению ВИЧ/СПИД». Мн., 2005.

  10. Сборник сценариев культурно-зрелищных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД «Выбираем жизнь». Мн., 2006.






Похожие:

Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconПостановление Министерства образования республики беларусь 17 июля 2007 г. N 35а об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях
В соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики...
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconМинистерство образования республики беларусь
Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconАнализа работы по выполнению мероприятий Государственной программы профилактики вич-инфекции в немедицинских ведомствах. Выполнение плана работы на год
...
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconПостановление Совета министров республики беларусь 4 февраля 2011 г. №142
О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам...
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconМетодические рекомендации "Организация и проведение рейда-проверки готовности физкультурно-спортивных сооружений учреждений образования, их обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием к началу нового учебного года" разработаны на основании пунктов 25 и 27 Государственной программы развития
Ением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. №1777, и в соответствии с нормативными правовыми и инструктивно-методическими...
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconТекст документа по состоянию на 1 февраля 2009 года
Беларусь, Министерства труда Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики...
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconГлоссарий Стратегические приоритеты ис в 2011-2015 гг
Приложение Стандарты информационных материалов на тему профилактики вич-инфекции
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconГлоссарий Стратегические приоритеты ис в 2011-2015 гг
Приложение Стандарты информационных материалов на тему профилактики вич-инфекции
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconТекст документа приведен по состоянию октябрь 2009 г
Трудового кодекса Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 80, 2/70) Министерство...
Концепция профилактики вич-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь iconПостановление Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь
Зарегистрировано в Национальном центре правовых актов Республики Беларусь 10 ноября 2011 г регистрационный номер 8/24371
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов