Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» icon

Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»



НазваниеОсвещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»
страница1/3
Дата конвертации10.08.2012
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3



Освещение проблемы ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях


Программа и материалы для проведения занятий

в 5-11 (12) классах


Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь


Составители:

В.М.Быкова, Е.А.Гурман

Программа «Освещение проблемы ВИЧ/СПИД

в общеобразовательных учреждениях» 5-11/12 классы.



Пояснительная записка

Эпидемия СПИДа – это бедствие мирового масштаба, касающееся людей в каждой стране без исключения. Наличие в обществе большого и ежегодно увеличивающегося количества ВИЧ-инфицированных и, как следствие, больных СПИДом, является экономической, демографической, социальной проблемой для любого государства. ВИЧ-инфекция, больше чем любая другая болезнь, поражает самых молодых, активных, трудоспособных. Многие молодые люди считают, что ВИЧ-инфекция не представляет для них угрозы. Некоторые подростки начинают вести половую жизнь в раннем возрасте, не имея при этом необходимой информации, навыков, помогающих им защититься от ВИЧ-инфекции, венерических болезней. Значительную роль в развитии эпидемии ВИЧ/СПИДа играет инъекционное употребление наркотиков. Оказать влияние на распространение ВИЧ-инфекции среди молодежи можно путем предоставления доступной информации по проблеме ВИЧ/СПИД об изменении рискованного поведения на безопасное.

Программа «Освещение проблемы ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях» рассчитана на 2 часа в каждом классе (5-11/12 классы). Рассматривает проблему ВИЧ/СПИД в тесной связи с морально-этическими, биологическими, медицинскими и правовыми аспектами.

Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного

отношения к сохранению своего здоровья;

предотвращение распространения ВИЧ-инфекции среди данного

контингента;

повышение информированности учащихся по проблеме

ВИЧ/СПИД.

Задачи: предоставление учащимся доступной информации по всем

аспектам ВИЧ/СПИД;

овладение учащимися основными знаниями по ВИЧ/СПИД

тематике;

формирование навыков безопасного ответственного поведения.

5 класс (2 часа).

^ 1. Что такое СПИД и почему он опасен? Как уберечь себя от заражения?

Клетки крови и защитные силы организма (иммунитет); вирусы, вызывающие заболевания у человека; вирус иммунодефицита человека, как один из болезнетворных вирусов; разрушение защитных сил организма под его влиянием; конечный результат ВИЧ-инфекции – СПИД.


Пути передачи ВИЧ-инфекции (через кровь, от матери ребёнку, половой). Использование предметов личной гигиены, как профилактика ВИЧ-инфекции.

^ 2. Гуманное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.

Поддержка ВИЧ-инфицированных (доброта, милосердие, дружба).

6 класс (2 часа).

1. ВИЧ-инфекция. История возникновения и гипотезы происхождения ВИЧ.

Определения: ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД. Историческая справка о возникновении проблемы ВИЧ/СПИД (Центр по контролю за заболеваниями, Калифорния – 1981 г.). Факторы, способствующие распространению ВИЧ на планете: биологические особенности вируса (длительный латентный период инфекции, протекающий бессимптомно), отсутствие эффективных способов лечения, распространение наркомании, либерализм половых отношений в современном обществе, недостаточный уровень образованности и информированности населения. Гипотезы возникновения вируса («обезьянье» происхождение вируса; ВИЧ – результат генной инженерии).

^ 2. Здоровый образ жизни – основа профилактики ВИЧ-инфекции.

Забота о здоровье. Личная гигиена. Использование индивидуальных предметов личной гигиены (зубные щетки, маникюрные принадлежности). Обработка и наложение повязок при повреждении кожи. Воздержание от необдуманных поступков (нанесение татуировок, участие в обрядах братания, прием наркотиков, от провакационных предложений со стороны ровесников или старших мужчин вступления в половые отношения). Правильный выбор (ответственное отношение к своему здоровью и поведению).

7 класс (2 часа).

^ 1. ВИЧ-инфекция и наркомания.

ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД. Распространенность ВИЧ-инфекции. Пути передачи ВИЧ. Распределение ВИЧ-инфицированных в зависимости от способа заражения. Виды наркотиков. Масштабы наркомании. Последствия, связанные с употреблением наркотиков.

^ 2. Безопасное и ответственное поведение.

Отказ от приема наркотических веществ, вступления в ранние половые отношения. Умение сказать «нет» (рассмотрение ситуаций с твердым и решительным заявлением о своем несогласии совершать действия опасные для здоровья – употребление наркотиков, склонение к половым контактам и др.).

8 класс (2 часа).

^ 1. Пути передачи ВИЧ.

ВИЧ, ВИЧ-инфекции, СПИД. Происхождение ВИЧ, влияние на организм. Передача вируса через кровь, от ВИЧ-инфицированной матери ребенку, при половых контактах. Группы населения с высоким риском заражения (наркопотребители, женщины секс-бизнеса, мужчины, имеющие секс с мужчинами, молодёжь, заключенные, военнослужащие).

^ 2. ВИЧ-инфекция – глобальная проблема человечества.

Распространенность. Демографические (снижение средней продолжительности жизни, снижение рождаемости, повышение смертности), социальные (дети-сироты, потеря квалифицированных кадров), экономические последствия от ВИЧ-инфекции (пособия, лекарственные препараты, лабораторные исследования). Меры, принимаемые в стране по предупреждению распространения ВИЧ.

9 класс (2 часа).

^ 1. ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

Строение, устойчивость. Иммунитет. Механизм воздействия ВИЧ на иммунную систему организма. Содержание вируса в различных биологических жидкостях организма.

^ 2. СПИД и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП).

Распределение количества ВИЧ-инфицированных в мире в зависимости от способа заражения. Взаимосвязь ВИЧ-инфекции и ИППП. Признаки ИППП. Современные методы диагностики. Основные стратегии профилактики ИППП и ВИЧ-инфекции: первичная, вторичная профилактика. Отсрочка начала половой жизни, соблюдение взаимной верности, сознательное отношение к выбору партнера. Отказ от наркотиков.

10/11 класс (2 часа).

^ 1. СПИД и его профилактика.

Стадии ВИЧ-инфекции, клинические проявления. Фатальность исхода. Лабораторная диагностика. Лица, подлежащие обследованию на ВИЧ (добровольность, анонимность, конфиденциальность). Основные принципы лечения. Перспектива специфической профилактики.

^ 2. ВИЧ-инфекция и семья.

ВИЧ-инфицированные дети. Сиротство, как следствие ВИЧ-инфекции. Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей. Забота о своем здоровье и будущей семьи.

11/12 класс (2 часа).

^ 1. Пути передачи, их характеристика, значимость в распространении ВИЧ.

Определения ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД. Источник заражения ВИЧ-инфекцией. Передача вируса через кровь, от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку, половой путь. Как ВИЧ не передается. Понятие об уязвимых группах к заражению ВИЧ. Течение ВИЧ-инфекции. Лечение. Обследование. Общегосударственные, медицинские, личные меры профилактики.

^ 2. Правовые аспекты проблемы ВИЧ/СПИД.

Взаимоотношения общества и людей, живущих с ВИЧ/СПИД. Поведение ВИЧ-инфицированного или больного СПИД в обществе. Уголовная ответственность за заражение других лиц. Право граждан на освидетельствование на ВИЧ, в том числе анонимное. Права ВИЧ-инфицированных на получение медицинской и социальной помощи. Неизбежность сосуществования ВИЧ-инфицированных или больных СПИД и окружающих. Отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИД в семье, по месту жительства, работы или учебы; сострадание, участие, забота о них.

Информационный материал к программе

«Освещение проблемы ВИЧ/СПИД в

общеобразовательных учреждениях»

(5-11/12 классы).


5 класс

Занятие 1.

Тема: «Что такое СПИД и почему он опасен? Как уберечь себя от заражения».

В повседневной жизни человека окружают миллионы различных микроорганизмов (вирусы, бактерии, простейшие, грибки и др.). Некоторые из них могут причинить вред человеческому организму. Главным защитным механизмом против вторжения микроорганизмов, которые могут проникнуть через кожу или слизистую оболочку и вызвать у человека болезнь является иммунная система. Функция иммунной системы – защищать организм от поражения бактериями, вирусами и другими чужеродными «агентами». Иммунная система человека состоит из специальных органов и клеток, которые способны распознавать, убивать и уничтожать чужеродные микроорганизмы в организме человека.

В природе существует вирус, способный разрушать клетки, ответственные за иммунную защиту. Этот вирус называется ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

Как и другие вирусы, ВИЧ представляет собой мельчайший микроорганизм (на полоске длинной 1см могут поместиться до 100 вирусных частиц). ВИЧ не имеет возможности функционировать независимо от других форм жизни, поэтому активная жизнедеятельность вируса связана с пребыванием его внутри живых клеток. Вне клеток ВИЧ выживает непродолжительное время. После проникновения вируса в клетку (Т-лимфоцит), он прикрепляется к ней и передает свою генную информацию. С этого момента вирус становится составной частью наследственного аппарата клетки. При делении клетки вирус передается дочерним клеткам. Одновременно ВИЧ разрушает изнутри пораженную клетку. С течением времени погибает значительное число Т-лимфоцитов и у инфицированного человека развивается клинически выраженный иммунодефицит (или СПИД – последняя стадия ВИЧ-инфекции), который проявляется серьезными заболеваниями различных органов и систем.

Итак, основное действие ВИЧ на организм человека заключается в нарушении функции деятельности иммунной системы, которая у здоровых людей представляет собой хорошо отлаженный механизм.

Заразиться ВИЧ можно только от другого человека. Чтобы произошла передача вируса, он должен попасть в кровоток или на слизистую оболочку вместе с биологической жидкостью инфицированного человека, содержащей достаточное для заражения количество вируса. В высокой концентрации вирус иммунодефицита человека содержится в спинномозговой жидкости, в крови, в выделениях мужских и женских половых органов, поэтому контакт с этими жидкостями потенциально опасен. ВИЧ также передается от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку во время беременности, родов и кормления грудью.

ВИЧ в небольших количествах содержится в слюне, моче, слезах и поте ВИЧ-инфицированного человека, поэтому контакт с этими жидкостями не представляет опасности заражения.

Существует риск передачи ВИЧ при совместном пользовании такими предметами, как бритвы, маникюрные принадлежности, зубные щетки. Для исключения возможности заражения следует пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

ВИЧ не передается при бытовых контактах, при пользовании общей посудой, бельем, предметами личного обихода, при укусах насекомых.

Занятие 2.

Тема: «Гуманное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом».

Для нормального развития и формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые заботятся о нем, любят и принимают его как личность, с которыми он живет одними интересами и имеет возможность познавать окружающий мир в общении со взрослыми и сверстниками. Главными условиями, при которых ребенок вырастает счастливым и общительным, являются теплые доверительные отношения в семье и возможность общения ребенка с другими детьми с раннего детства. Каждый ребенок, независимо от его ВИЧ-статуса, от других заболеваний и физических «дефектов», прежде всего – ребенок, и он нуждается в любви и заботе, как каждое человеческое существо.

Ребенок с ВИЧ-инфекцией при надлежащем специальном лечении может жить и развиваться практически также, как и его сверстники, посещать детский сад или школу. Поскольку ВИЧ не передается при бытовых контактах, ВИЧ-инфицированный ребенок может принимать участие в совместных играх с другими детьми. Дети могут использовать одни и те же игрушки, карандаши, книжки, спортивный инвентарь. При соблюдении несложных правил, нахождение ВИЧ-инфицированных детей в коллективе неопасно для окружающих детей. К сожалению, сегодня ВИЧ-инфекция все еще вызывает страх у большинства людей, и поэтому ВИЧ-позитивные дети часто становятся изгоями общества, ограничиваются в общении со сверстниками. Сначала некоторые взрослые стараются избегать этих детей, потом учат своих детей не дружить с ними, потому что «они плохие». В итоге ВИЧ-инфицированные дети начинают испытывать чувство ненужности, неполноценности и одиночества.

ВИЧ-позитивные дети вынуждены расплачиваться за ошибки своих родителей. Многие дети растут в неполноценных семьях, часто один или оба родителя являются потребителями наркотиков или алкоголя. В большинстве случаев эти дети в раннем возрасте остаются без родителей и передаются на попечительство и воспитание государству. В настоящее время более 14 миллионов детей во всем мире остались без родителей – их родители умерли от СПИДа. Лишившись заботы родителей и оказавшись в интернатном учреждении, такие дети испытывают одиночество, более того – с ними боятся играть и даже разговаривать.

Если взрослые и дети будут общаться с ВИЧ-позитивным ребенком, как с самым обыкновенным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, играть с ними, тогда ВИЧ-позитивный ребенок будет считать себя таким же как все, и не будет чувствовать себя ущербным и «особенным».

Для создания в классе атмосферы переживания, взаимной поддержки, интереса к проблеме взаимной зависимости людей друг от друга, можно предложить детям некоторые игры. Например:

1). «Поводырь»

Группа делится пополам. Выбирается один или несколько наблюдателей, либо ведущий принимает на себя эту роль. Объявляется, что одна половина группы временно потеряла зрение и слух. Другая половина группы приглашается на роль поводырей, которые должны безмолвно пригласить на прогулку «слепых» и по возможности познакомить их с миром в новых условиях. Обычно такая прогулка продолжается не менее 20 минут, после чего «слепые» и «поводыри» меняются ролями и снова проводят прогулку.

После проведения игры обязательно обсудите ее. При обсуждении необходимо, чтобы каждый высказал свои впечатления о том, как он чувствовал себя в роли «слепого»: как воспринимал мир, помогал ли ему «поводырь», или тащил, куда считал нужным; и в роли «поводыря»: было ли взаимопонимание со «слепым», какие чувства были по отношению к нему.

Участники игры смогли убедиться в том, что когда рядом находится друг и помогает в трудную минуту, то обойти все препятствия намного легче, чем в одиночку.

2). «Разговор через стекло»

Цель игры – осмысление трудностей общения между людьми, взаимопонимания.

В ходе игры нескольким парам участников предлагается «поговорить» друг с другом, как если бы их разделяло тонкое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хотел сказать один и что понял другой. При обсуждении можно подсказать, что таким «стеклом» может быть наличие у ребенка какого-нибудь заболевания, например, ВИЧ-инфекции.

Продолжительность игры – 10-15 минут.


6 класс

Занятие 1.

Тема: «ВИЧ-инфекция. История возникновения и гипотезы происхождения ВИЧ».

^ ВИЧ - вирус иммунодефицита человека

ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита

Ученые считают, что первые случаи СПИДа имели место в США и на Африканском континенте уже в 70-х годах 20 столетия. Однако точкой отсчета истории СПИДа стало лето 1981 года, когда в Американском центре по контролю за заболеваниями было зафиксировано увеличение редко используемых лекарств, связанное с лечением необычных иммунных нарушений у мужчин-гомосексуалистов и наркопотребителей. В 1982 году Американский центр по контролю заболеваний ввел в реестр болезней новое заболевание – синдром приобретенного иммунного дефицита – СПИД. С этого времени в США и Западной Европе за схожими проявлениями болезни началось официальное наблюдение. В 1983 году из лимфатического узла больного СПИДом был выделен вирус – возбудитель СПИДа. Открытие вируса произошло почти одновременно в двух лабораториях: в институте им. Пастера (Франция) и в Национальном институте здоровья (США). Возбудитель болезни получил название – ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

Единой достоверной гипотезы происхождения ВИЧ на сегодняшний день нет. Результаты массового обследования жителей некоторых африканских стран позволили ученым предположить, что этот вирус распространялся в этом регионе достаточно давно, и в далекие времена эпидемии СПИДа стирали с лица Земли целые народы. В скрытой форме вирус приспосабливался к определенному кругу хозяев: он циркулировал в изолированных от внешнего мира группах коренного населения Африки.

Очередная версия происхождения вируса построена на основании его сходства с вирусами, выявленными у ряда зеленых мартышек: предполагается, что вирус шимпанзе, претерпев мутационные изменения на фоне повышенной радиационной активности, преодолел видовой барьер и стал представлять определенную опасность для человека. Передача вируса от шимпанзе человеку произошла при разделывании туш этих животных и употреблении сырого мяса в пищу.

Наиболее обсуждаемой версией в средствах массовой информации стала так называемая «пентагоновская» версия, согласно которой ВИЧ был искусственно создан в лабораторных условиях методом генной инженерии.

Некоторые ученые связывают широкое распространение ВИЧ-инфекции с нарушением равновесия между распространенными в мире болезнями и исчезновением тяжелых инфекционных болезней, таких, как чума, натуральная оспа, холера, что открыло путь «затаившемуся» вирусу.

Основными особенностями, которые отличают ВИЧ-инфекцию от инфекций, передаваемых половым путем, является отсутствие лекарств и длительный период времени, в течение которого человек, инфицированный ВИЧ, не зная о своем заболевании может передавать вирус другим. «Скрытый период» ВИЧ-инфекции иногда длится годами (3-5 и более лет), и в течение этого периода носитель вируса может передавать инфекцию своим половым партнерам, партнерам по совместному употреблению наркотических веществ. Вероятность заражения ВИЧ-инфекцией при половом контакте возрастает в 6-9 раз, если у человека имеются инфекции, передаваемые половым путем.

Результаты социологических исследований, проводимые в разных странах, свидетельствуют о том, что молодые люди проявляют сексуальную активность в более раннем возрасте, а добрачные связи получают все более широкое распространение. Во многих странах значительная часть молодых людей начинают половую жизнь в возрасте до 15 лет, часто меняют половых партнеров. Кроме того в молодежной среде становится популярным потребление наркотиков, в том числе инъекционных, что создает дополнительные условия для распространения ВИЧ-инфекции.

Недостаточный уровень информированности населения о путях передачи ВИЧ-инфекции в ряде развивающихся стран привел к стремительному распространению инфекции среди взрослого населения (Кения, Свазиленд, Замбия и др.) и как следствие – к большому количеству ВИЧ-инфицированных детей, получивших заболевание от матери.

Таким образом, до тех пор, пока не будет найдено лекарство или вакцина, основным путем снижения темпов распространения ВИЧ будет оставаться повышение уровня информированности населения и формирование безопасного ответственного поведения.

Занятие 2.

Тема: «Здоровый образ жизни – основа профилактики ВИЧ-инфекции».

Самое дорогое у человека – это жизнь. Главное в жизни здоровье. Заботясь о своем здоровье, мы заботимся о будущих поколениях. Здоровье человека зависит от многих причин: от наследственных факторов, медицинской помощи, состояния окружающей среды и образа жизни. Образ жизни складывается из привычек, характера, потребностей того или иного человека, его материального и духовного состояния, традиций и т.д. Для того, чтобы чувствовать себя благополучно, нужно стремиться вести здоровый образ жизни. Ведь еще великие люди говорили: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» (Т.Карлейль). Здоровый образ жизни тесно связан с информированностью человека о закономерностях развития организма, знанием того, что для него полезно, что вредно. Самая опасная из всех болезней – невежество. Здоровый образ жизни включает в себя соблюдение правил личной гигиены, занятие физической культурой и закаливанием, правильное питание, воздержание от употребления алкоголя, табака, наркотиков, умение справляться с различными переживаниями. Полезные и вредные привычки могут как способствовать сохранению и укреплению здоровья, так и быть направлены против него.

Очень важны для здоровья занятия физической культурой. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ).

Наиболее опасное влияние на здоровье человека оказывает употребление алкоголя, табака и наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы, сосуды, головной мозг и возникают серьезные болезни. От таких привычек очень трудно отказаться, и они становятся «необходимыми» в повседневной жизни. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не в состоянии справиться с ними самостоятельно. Особенно сложно избавиться от вредных привычек, если они формируются в молодом возрасте. Организм только формируется и не способен оказывать сопротивление разрушающему воздействию вредных веществ. Болезни возникают чаще, протекают тяжелее и приводят к печальному исходу. Есть болезни, которые излечимы: грипп, респираторные заболевания, дизентерия и др. Но ВИЧ-инфекция ― заболевание, заканчивающиеся смертельным исходом.

Для того, чтобы избежать заражения ВИЧ необходимо знать условия и пути передачи вируса и соблюдать профилактические меры.

Специалистами обозначены 3 пути передачи ВИЧ:

  • через кровь;

  • при половом контакте с носителем вируса;

  • от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку.

Высокий риск заражения ВИЧ возникает при контакте с кровью. Остатки крови могут находиться на медицинских инструментах, маникюрных принадлежностях, лезвиях и других предметах личной гигиены. Для исключения заражения необходимо пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены (в т.ч. зубными щетками).

При попадании крови на поврежденный участок кожи (на рану, эрозию, язвочку) в целях предупреждения инфицирования необходимо промыть рану проточной водой, обработать спиртосодержащим раствором или 3% перекисью водорода и наложить повязку (заклеить лейкопластырем).

Одной из мер профилактики заражения в парикмахерских, косметических салонах является соблюдение санитарных правил, которыми предусмотрено выполнение различных методов дезинфекции парикмахерского инструментария и поверхности рабочих столов.

Для исключения риска инфицирования ВИЧ необходимо отказаться от татуировок, пирсинга и других манипуляций, связанных с повреждением кожных покровов, и от употребления инъекционных наркотиков. Подавляющее большинство инъекционных потребителей наркотиков являются носителями ВИЧ. В силу того, что люди, употребляющие наркотики внутривенно, часто относятся к совместному пользованию инструментарием для приготовления и введения наркотиков как к проявлению дружеских, взаимодоверительных отношений, вероятность передачи ВИЧ очень высокая. ВИЧ сохраняет жизнеспособность в полости игл и шприцев в течение нескольких суток. Даже однократный прием наркотиков может стать причиной заражения неизлечимыми заболеваниями.

Совместное использование инструментария для приготовления и приема наркотиков также опасно в плане заражения другими заболеваниями (например, вирусными гепатитами В, С или сифилисом).

Необдуманное поведение (раннее начало вступления в половые контакты, беспорядочные половые связи, употребление наркотиков) может привести к непредвиденным последствиям, которые коренным образом изменят жизнь подростка. Поэтому необходимо воспитывать в себе сильную личность, неподдающуюся на сомнительные соблазны, а так же ответственное отношение к своему здоровью.

Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно (Л.Берне).


7 класс

Занятие 1.

Тема: «ВИЧ-инфекция и наркомания».

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

^ В (вирус) – паразитирующий микроорганизм, способный размножаться только в живых клетках.

И (иммунодефицита) – разрушение защитной функции организма (иммунодефицита).

Ч (человека) – носителем этого вируса является человек.

ВИЧ является возбудителем длительно протекающего инфекционного заболевания – ВИЧ-инфекции.

ВИЧ разрушает защитную (иммунную) систему человека. С момента заражения до появления признаков заболевания может пройти несколько лет. Человек долгое время может выглядеть вполне здоровым и при этом представлять определенную опасность в плане передачи ВИЧ-инфекции.

В течение болезни выделяют несколько стадий. Последняя стадия – СПИД.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита.

^ Синдром – совокупность признаков.

Приобретенного – т.е. не наследственная болезнь, а приобретенная в течение жизни..

Иммунного – относящегося к иммунной системе человека.

Дефицита – неспособность иммунной системы выполнять защитные функции.

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

  • парентеральный (через кровь);

  • половой (при половом контакте);

  • вертикальный (от матери ребёнку).

Парентеральный.

Передача ВИЧ через кровь зависит от концентрации вируса, содержащегося в определенном количестве крови. Передача ВИЧ через кровь возможна при:

  • переливании крови;

  • трансплантации донорских органов и тканей;

  • внутривенном употреблении наркотиков;

  • пользовании не стерильным медицинским, косметическим инструментарием (в т.ч. инструментами для нанесения татуировок, пирсинга);

  • попадании крови на поврежденный участок кожи (например, при драке).

Половой.

При всех видах сексуального контакта существует риск передачи ВИЧ. Наличие заболевания, передаваемого половым путем, увеличивает риск заражения ВИЧ. Применение презерватива снижает риск передачи ВИЧ до 98%.

Вертикальный.

Передача ВИЧ от матери ребёнку возможна:

  • во время беременности;

  • родов;

  • кормления грудью.

Риск рождения инфицированного ребёнка от ВИЧ-позитивной женщины составляет 25-40%.

В настоящее время во всех странах имеет место реализация всех трех путей передачи ВИЧ-инфекции. Однако в отдельных регионах всегда имеется один превалирующий путь передачи ВИЧ-инфекции. Например, в странах Африканского континента, Австралии, Новой Зеландии ведущим путем передачи ВИЧ является половой, в странах Восточной Европы – парентеральный (в основном в среде инъекционных потребителей наркотиков). Однако в последние годы в странах Европы и Азии наметилась тенденция увеличения количества новых случаев ВИЧ-инфекции за счет полового пути передачи.

По оценочным данным в мире число людей, живущих с ВИЧ/СПИД, составляет более 40 миллионов человек. Глобальная эпидемия ВИЧ/СПИДа унесла более 20 миллионов жизней. Ежегодно в мире заражается 5 миллионов человек, умирает более 3 миллионов взрослых и детей. Молодежь особенно уязвима к ВИЧ-инфекции: доля ВИЧ инфицированных среди молодежи по всему миру быстро возрастает; 67% новых случаев инфицирования ВИЧ в развивающихся странах приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет.

Проблема ВИЧ/СПИДа актуальна также и для Беларуси. Регистрация первых случаев ВИЧ-инфекции на территории нашей республики приходится на 1987 год.

На 01.12.2006 года общее число зарегистрированных в Республике Беларусь случаев ВИЧ-инфекции 7703 (показатель инфицированности на 100 тысяч населения составляет 79,0). На протяжении последних лет ежегодно регистрируется 500-700 новых случаев ВИЧ-инфекции. В эпидемический процесс вовлечено 180 административных территорий.

По числу зарегистрированных случаев на первом месте находится Гомельская область (показатель инфицированности – 283,6 на 100 тысяч населения).

Подавляющее число ВИЧ-инфицированных – это молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет; (удельный вес в общей структуре ВИЧ-инфицированных – 74,6%). На протяжении 1996–2005г.г. в структуре ВИЧ-инфицированных уменьшился удельный вес возрастной группы 15–19 лет с 24,5% в 1996 году до 4,5% в 2005 году, за одиннадцать месяцев 2006 года удельный вес данной группы составил 2,8% (19 случаев).

Основной путь передачи инфекции – парентеральный, реализующийся при инъекционном введении наркотических веществ – 63,8%.

Употребление наркотических веществ оказывает негативное влияние как на здоровье каждого человека, употребляющего наркотики, так и на здоровье населения в целом: растет заболеваемость, смертность, падает рождаемость. Из-за огромных затрат на оказание медицинской помощи наркопотребителям, осуществления правоохранительных мероприятий, государству наносится колоссальный экономический ущерб. Масштабы потребления наркотиков увеличиваются с каждым годом. Это приводит к стремительному росту распространения ВИЧ-инфекции. Так, в России, Украине, странах Балтии, Польше, Казахстане, Беларуси и ряде других стран потребление инъекционных наркотиков с начала 90-х годов ХХ столетия стало главной причиной распространения ВИЧ. По официальным сведениям в Беларуси около 10 тысяч человек принимают наркотики. Но, чтобы получить более реальную картину, эту цифру следует увеличить в 4-5 раз. Общее число больных наркоманией в стране составляет порядка 45-50 тыс. человек. Ежегодно их количество увеличивается на 15-20%.

Наркотики – вещества природного или синтетического происхождения, способные вызывать приятные субъективные переживания и приводящие к психической и физической зависимости, т.е. желание снова и снова употреблять наркотик.

Словом «наркотик» раньше называли те вещества, которые использовались в медицинских целях для усыпления пациентов, т.е. для наркоза – опиаты, барбитураты, эфир.

Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – страстое влечение) – заболевание, возникающее вследствие употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон. Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению употребляемых доз, формированием психической и физической зависимости.

Различают следующие виды наркомании:

1. Опийная (морфинная), когда употребляется опий, морфин и их производные, в том числе кустарно приготовленные препараты из мака.

2. Гашишная, возникающая при употреблении препаратов, изготовляемых из конопли, обычно применяемых в виде курения (гашиш, анаша, марихуана, план).

3. Кокаиновая – вследствие употребления кокаина, который получают из листьев южноамериканского растения – кока.

4. Наркомания, обусловленная злоупотреблением психостимуляторами или снотворными.

5. Наркомания, обусловленная приемом галлюциногенов – препаратов, вызывающих резкое возбуждение нервной системы, сопровождаемое галлюцинациями.

Среди известных наркотиков наиболее опасным и «тяжелым» является героин. Он относится к группе опийных (морфиноподобных) препаратов, которые получают из незрелых коробочек мака. Героин быстро приводит человека к физической и психической зависимости. Состояние наркотического опьянения длится недолго, с течением времени потребителю требуется увеличение дозы для достижения желаемого эффекта. Человек попадает в «рабскую» зависимость от наркотиков.

В середине 80-х годов стало популярным использование «экстази» среди молодёжи. «Экстази», весьма простой в употреблении наркотик, сочетает в себе свойства психостимулятора и галлюциногена. Однако одна таблетка «экстази» способна заставить человека двигаться без перерыва в течение 8-10 часов. Во время непрерывного танца организм перегревается, температура тела доходит до 40˚С, может произойти закупорка сосудов и наступить смерть.

Популярный современный писатель Паоло Коэльо выражает свое мнение по поводу потребления наркотиков следующими словами: «…наркотики тем и опасны, потому что дают удивительные ощущения, не позволяя при этом увидеть, как они тебя постепенно губят, уничтожают твою волю, превращая тебя в раба, неспособного принять в жизни ни одного решения. Это ловушка, великий обман».

Употребление наркотиков приводит к серьезным последствиям:

  • наблюдается уклонение от жизненных проблем, самоуничтожение и отчуждение;

  • происходит задержка социальных и потеря трудовых навыков;

  • нарушается функционирование всех органов и систем организма, что приводит к серьезным соматическим и психическим заболеваниям;

  • многие наркопотребители являются ВИЧ-инфицированными и больными гепатитами.

Занятие 2.

Тема: «Безопасное и ответственное поведение».

Во многих странах Восточной Европы, Азии, Латинской и Северной Америки основной причиной заражения ВИЧ является инъекционное потребление наркотиков. На территории нашей республики употребление инъекционно наркотиков стало причиной стремительного роста новых случаев ВИЧ-инфекции, начиная с 1996 года, когда за полгода в г.Светлогорске было выявлено более 800 случаев ВИЧ-инфекции, что в 7 раз превысило суммарные данные всех выявленных в республике случаев ВИЧ/СПИД за предыдущие 9 лет.

Существует бессчетное количество факторов, которые влияют на человека (особенно в подростковом возрасте), когда он оказывается в ситуации выбора в пользу или против наркотиков, выбора в большей или меньшей степени добровольного. Это – непростые отношения с окружающими, погоня за новыми впечатлениями, любопытство, свойственное подросткам стремление к протесту.

Установлено, что существует прочная взаимосвязь между алкоголизмом/наркоманией и курением. Для тех, кто выкуривает более 20 сигарет или соответствующее количество табака в день, риск стать наркоманом в 20 раз больше, а риск стать алкоголиком в 25 раз выше, чем у некурящих. Поэтому утверждение, что конопля – дорога, ведущая к другим наркотикам, справедливо только отчасти, поскольку табак и алкоголь тоже играют немаловажную роль в возникновении наркозависимости. Первое знакомство с наркотиками часто происходит вследствие любопытства или из-за неумения противостоять давлению со стороны сверстников или старших.

Некоторые исследователи подчеркивают специфические черты личности, характерные для наркоманов, например, такие, как потребность принадлежать к какой-либо субкультуре, демонстрируя тем самым неприятие общественных норм и правил. В характере наркоманов могут быть ярко выражены такие черты, как отсутствие чувства ответственности, недостаточная вера в себя, неумение отказаться от немедленного удовлетворения потребностей.

Существует общепринятый сценарий развития патологического отношения к наркотикам и формирования так называемой наркозависимой личности. Это процесс, в течение которого наркоман проходит три ступени на пути к ранней смерти.

^ На первой стадии человек обращается к внешнему миру в поисках средств, способных изменить его восприятие, например, в поисках наркотиков. На этой стадии наркотик подрывает нормальные отношения к семье, общественному окружению. Это ложится в основу зависимости и «эмоциональной логики наркомана»: на первый план выступают чувства, импульсивные побуждения, и лишь потом наступает черед логики – точно также, как у маленьких детей. Человек, употребляющий наркотики, оставляет человеческие отношения ради наркотиков. Важнейшие отношения для него отныне – с объектами: наркотики, опьянение, изменение восприятия.

^ Вторая стадия наступает, когда зависимая личность заполучает контроль над человеческим «я», завладевает им. Наркоман меняет круг друзей, его поведение всё больше обуславливается зависимостью от наркотиков. Частыми становятся половые связи со случайными партнерами. Наркозависимый человек получает роль ни за что не отвечающего, безответственного, в то время как все остальные окружающие несут ответственность за всё происходящее. Это как раз то, к чему подсознательно стремится зависимая личность. Наркоман становится в позу жертвы. Никто его не понимает. А истина в том, что наркозависимый человек действительно стал жертвой, но не окружения (как ему самому кажется), а наркотиков.

^ На третьей стадии теряется способность контакта с окружающим. В условиях регулярного употребления наркотиков магическая сила опьянения теряет свою притягательность и становится обычной физической потребностью. Наркозависимым человеком овладевает постоянный нарастающий страх. Если в тот момент общество или семья не вмешаются, то наркозависимый погибнет, часто по причине самоубийства. Здесь скорее можно говорить об убийстве зависимой личности, чем о самоубийстве, ведь наркоман ненавидит то, что видит в зеркале, он сам больше не считает себя человеком.

Некоторым людям, употребляющим наркотики, удается от них отказаться. Но коварство наркотика заключается в том, что человека, испытавшего на себе его действие, влечет к этим ощущениям снова. После периода отвыкания чувство удовольствия при новом приеме наркотика снова переживается очень остро. Некоторое время наркоман может продержаться на небольших дозах, однако потом снова наступает привыкание, и дозу приходится увеличивать. Многие наркоманы год за годом блуждают по этому замкнутому кругу: колются, отвыкают, снова колются и т.д.

Каждый может оказаться в ситуации, когда приходится делать выбор.

Потому скажите решительное «нет» наркотикам.

Как это сделать?

1. Хорошо знать, чего вы хотите и что не хотите делать.

2. Не скрывать этого от других.

3. Точно знать, что ваши желания не причинят вреда другим людям.

4. Знать, что у вас есть право говорить «нет», где и когда вы сочтете нужным это сделать.

5. Лучше говорить серьезно: если вы будете говорить в шутливом тоне, это может быть истолковано неправильно. Однако, если вам надо сказать «нет» человеку, который не желает вам зла и, может быть, хочет вам помочь, шутливая форма предпочтительнее. Помните: шутка не исключает решительности.

6. Смотреть в глаза человеку, в разговоре с которым нужно проявить твердость.

7. Если у вас совсем нет опыта отказа и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете – матери, отцу, учителю, психологу, старшему другу.

Упражнения:

^ 1. Отработка навыков сопротивления давлению взрослого.

Ведущий (взрослый) садится в центр круга и «заставляет» учащихся по очереди «принять наркотик». Задача каждого отказаться от предложения.

2. Отработка навыков конструктивного сопротивления давлению сверстников.

Группа учащихся делится на подгруппы. Каждой подгруппе дается задание сыграть мини-спектакль по темам:

1. Празднование Нового года в компании старших друзей. Со стороны мужчины/женщины поступает предложение вступить в половую связь. Цель: ответить отказом.

2. Компания отмечает день рождения. Один участник отказывается курить «легкий» по мнению сверстников наркотик, все его уговаривают. Его задача не согласиться.

3. К старшему брату/сестре пришли друзья. Вечеринка по поводу сдачи очередной сессии. Предлагают попробовать «кайф», только один раз. Цель: ответить отказом.

В процессе обсуждения сыгранных спектаклей важно обратить внимание участников на чувства, которые они испытывали, играя свою роль.


8 класс

Занятие 1.

Тема: «Пути передачи ВИЧ».

СПИД (cиндром приобретенного иммунодефицита) был впервые обнаружен в начале 80-х годов ХХ века. Ученые считают, что первые случаи СПИДа имели место в США, Африке, на Гаити, и других регионах в середине 70-х годов, хотя вероятнее всего всё началось намного раньше. Трудно делать заключение только на основании записей врачей, наблюдавших схожие проявления болезни за 20-30 лет до регистрации официальных случаев. Пациенты, предположительно инфицированные вирусом в 50-60 годах ХХ столетия, к моменту открытия вируса (1982 г.) уже умерли, и по настоящий день нет единой версии о происхождении вируса.

После регистрации первых случаев СПИДа и внесения его в реестр болезней Американского центра по контролю за заболеваниями была установлена связь СПИДа с переливанием крови, инъекционным потреблением наркотиков и врожденными инфекциями. Также исследователи и врачи-практики остановились на том, что СПИД является результатом вирусной инфекции, передающейся при сексуальных контактах мужчин-гомосексуалистов. Изначально были выделены группы, подверженные риску заражения ВИЧ. Это: реципиенты крови, донорских органов, потребители инъекционных наркотиков, мужчины, имеющие секс с мужчинами.

По мере изучения вируса и регистрации новых случаев заболевания учёные пришли к выводу, что заразиться ВИЧ можно только от ВИЧ инфицированного человека при половом контакте или через кровь. ВИЧ-инфицированная женщина может передать инфекцию ребенку.

^ Половой путь передачи.

ВИЧ передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов очень опасны. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивает опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при половых контактах.

^ Парентеральный путь передачи.

Основным фактором передачи является контакт с кровью инфицированного человека.

Он может произойти при:

- совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно;

- употреблении наркотика, зараженного вирусом при изготовлении или фасовке;

- пользовании общими предметами (посудой для приготовления наркотика, шприцем для деления «дозы», фильтрами);

- использовании не стерильного инструментария для нанесения татуировок или пирсинга (прокалывание частей тела); совместном использовании маникюрных или бритвенных принадлежностей;

- существует вероятность заражения при переливании инфицированной крови и ее препаратов. Однако с введением в 1987 году в Республике Беларусь обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием донорской крови и ее препаратов, сведена к минимуму.

^ Вертикальный путь передачи.

Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности (через плаценту), родов (при прохождении через родовые пути) и кормления грудью (при наличии язвочек, трещин на сосках и в ротовой полости ребенка). ВИЧ-инфицированной беременной женщине в ходе консультации объясняют последствия сохранения беременности и опасность рождения инфицированного ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 25-30%. Своевременное выявление вируса у беременной и применение медикаментозной терапии позволяет значительно уменьшить риск рождения инфицированного ребенка до 2-5%.

В «группы повышенного риска» входят люди, у которых в силу своих поведенческих особенностей вероятность заражения выше, чем у людей, не практикующих «опасных» форм поведения. Можно выделить следующее «группы повышенного риска»: инъекционные потребители наркотиков, женщины секс-бизнеса, мужчины, имеющие секс с мужчинами. В странах, где гетеросексуальные отношения являются основным путем передачи ВИЧ-инфекции, случаи инфицирования в начале регистрируются в среде работников секс-бизнеса и их клиентов, а затем распространяются в более широких слоях населения (например, страны Юго-Восточной Азии, Южная Африка). Группу повышенного риска представляют также лица, находящиеся в заключении. В условиях изоляции от общества заключенные могут подвергаться высокому риску инфицирования ВИЧ – главным образом вследствие употребления инъекционных наркотиков, добровольного или принудительного секса, опасных приемов нанесения татуировок.

В силу своих поведенческих особенностей наибольший удельный вес среди ВИЧ-инфицированных составляет молодёжь (15-29 лет).

И все же, в большинстве случаев риск заражения ВИЧ-инфекцией определяется не принадлежностью к какой-либо группе, а индивидуальным поведением. Высокая вероятность заражения ВИЧ зависит от образа жизни человека. В условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя исключить возможности инфицирования каждого из нас.

Занятие 2.

Тема: «ВИЧ-инфекция – глобальная проблема человечества».

Впервые мир услышал о СПИДе в 1981 году, тогда были сделаны первые прогнозы в отношении распространения ВИЧ/СПИДа. Однако, масштабы кризиса СПИДа превзошли все наихудшие сценарии двадцатилетней давности: десятки стран охвачены эпидемиями ВИЧ/СПИДа, и еще большее их количество находится на грани эпидемии. По оценочным данным, во всем мире проживает более 40 миллионов людей с ВИЧ/СПИД, 5 миллионов заразились в течение 2005 года, 800 000 из них - дети. В течение следующих 10 лет, при отсутствии соответствующего лечения и ухода, эти люди разделят участь более 20 миллионов человек, умерших от СПИДа с момента регистрации первого клинического случая СПИДа в 1981 году. Ясно также, что подавляющее большинство людей, включая тех, кто живет в странах с высокой распространенностью ВИЧ, пока не инфицированы вирусом.

ВИЧ встречается практически во всех странах. В некоторых странах лишь небольшая часть населения инфицирована ВИЧ, и его воздействие ощутимо, в других странах лишь немногие семьи избежали трагедии заболевания СПИДом.

Самоуспокоенность людей, живущих в регионах относительно стабильных в отношении ВИЧ-инфекции, особенно опасна потому, что инфекция слишком долго остается невидимой. К тому времени, как люди начинают умирать в массовом масштабе, вирус уже глубоко распространяется в обществе. Взрывоопасные темпы роста неизбежно приводят к распространению эпидемии среди широких слоев населения.

Ни одна страна не имеет иммунитета к ВИЧ и её не обойдет СПИД. Те особенности поведения, при которых передается ВИЧ в той или иной степени свойственны любому обществу.

Распространенность ВИЧ выражают как уровень, определяющий количество случаев инфицирования на определенное количество населения (например: распространенность ВИЧ в Республике Беларусь на 01.12.2006 г. составила 79 человек на 100 тысяч населения, распространенность в Гомельской области - 283 человека на 100 тысяч населения; в странах Африки, расположенных к югу от Сахары каждый девятый житель живет с ВИЧ/СПИДом).

В южной Африке распространенность ВИЧ до сих пор не достигла стабильного естественного предела. В некоторых районах показатели заболеваемости продолжают расти; так в некоторых странах Африки до 40-50% женщин репродуктивного возраста инфицированы ВИЧ. Это приводит к снижению рождаемости, повышению смертности, в т.ч. детской. В Восточной Европе, Центральной Азии предположение о том, что эпидемия не выйдет за пределы маргинальных групп населения, таких как инъекционные потребители наркотиков, женщины/мужчины секс-бизнеса, оказалось принятием желаемого за действительное в его наихудшем варианте: эти регионы переживают самый быстрый рост эпидемии в мире. В Российской Федерации продолжается, отмечавшийся на протяжении последних лет, стремительный рост ВИЧ-инфекции: число вновь зарегистрированных случаев инфицирования удваивается ежегодно, начиная с 1998 г. Стремительное распространение ВИЧ наблюдается в Эстонии, Литве, Латвии, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. Наиболее пострадавшей страной в постсоветском пространстве, а также в Европе, является Украина, где распространенность ВИЧ среди взрослого населения составляет 1%.

Во всех странах, в которых эпидемия ВИЧ/СПИДа получила широкое распространение, государству и людям в частности приходится сталкиваться с экономическими последствиями: затраты на лекарственные препараты, лабораторные исследования, которые в настоящее время являются дорогостоящими.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа наносит огромный урон трудовым ресурсам, обращая вспять экономическое развитие и социальный прогресс. Подавляющее число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом во всем мире, принадлежат к возрастной группе от 15 до 49 лет, т.е. они находятся в наиболее трудоспособном возрасте. Таким образом, СПИД ослабляет экономическую активность, снижая производительность труда, повышая расходы, связанные с затратами на содержание и лечение людей, живущих с ВИЧ/СПИД. Государства выплачивают социальные пособия родителям, воспитывающим ВИЧ-инфицированных детей, определенные финансовые средства выделяются на содержание детей-сирот, потерявших родителей. Дети, осиротевшие в результате смерти родителей от СПИДа, есть практически во всех странах: в некоторых странах их число составляет несколько сотен или тысяч. По оценкам специалистов в странах Африки на сегодняшний день проживает 12 миллионов детей, потерявших одного или обоих родителей; ожидается, что к 2010 году это число превысит 18 миллионов.

Глобальные действия государств в отношении ВИЧ/СПИДа:

  • обеспечить выполнение широко масштабных профилактических программ во всех странах;

  • обеспечить доступность молодых людей в возрасте 15-24 лет к информации, образованию и услугам, необходимым для развития их жизненных навыков в целях снижения уровня их уязвимости к ВИЧ;

  • снизить на 25% уровень распространенности ВИЧ среди молодых людей в возрасте 15-24 лет в наиболее пострадавших странах;

  • обеспечить защиту от дискриминации и соблюдение прав человека в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и уязвимых групп;

  • расширить возможности женщин в профилактической деятельности по ВИЧ/СПИД;

  • обеспечить доступное лечение и уход за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом.

Дальнейший рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией можно приостановить только с помощью массового расширения профилактических программ. Крайне важно внедрять программы для молодежи, и эти программы необходимо реализовывать по мере того, как новые поколения молодежи достигают половой зрелости.

Профилактика приносит максимальную пользу, если она включена в комплексные мероприятия, возглавляемые правительствами государств, которые понимают, что замалчивать проблему ВИЧ/СПИД нельзя, и выделяют на борьбу с ВИЧ/СПИДом значительные людские и финансовые ресурсы. Эффективность таких мероприятий усиливается за счет масштабных стратегий в области здравоохранения и развития, направленных на преодоление глубинных социально-экономических причин, ведущих к уязвимости людей к инфекции, которая возникает из-за гендерного неравенства, нарушений прав человека и дискриминации маргинальных групп. Кроме того, в контексте более эффективного лечения ВИЧ-инфекции и снижения цен на антиретровирусные препараты, профилактические мероприятия должны проводиться в тесной связи с уходом и поддержкой людей, живущих с ВИЧ/СПИД. Поскольку характер эпидемии постоянно меняется, профилактические мероприятия во всех государствах разрабатываются с учетом развития эпидемии.

В Республике Беларусь принята Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, основной задачей которой является предупреждение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции среди населения, минимизация ее негативных последствий. Государственной программой предусмотрено развитие сотрудничества с международными и общественными организациями по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, реализация профилактических программ среди населения республики и, прежде всего, среди лиц с повышенным риском заражения. Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных в Республике Беларусь – молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет (75%), поэтому большинство образовательных профилактических программ адресовано данной возрастной категории.


9 класс

Занятие 1. Тема: «ВИЧ – вирус иммунодефицита человека».

Большинство ученых единодушны в том, что СПИД вызывается вирусом. С июля 1986 г. для обозначения этого вируса было принято название «вирус иммунодефицита человека» или «ВИЧ».

ВИЧ, как и другие вирусы, представляет собой простой микроб, не способный функционировать независимо от других форм жизни. У вирусов отсутствует основной механизм репродукции и им необходимо внедряться в другие организмы для воспроизводства.

^ В – вирус: паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.

И – иммунодефицита: снижение функций иммунной системы, т.е. способность организма противостоять болезням.

^ Ч человека: данный вирус способен выживать и размножаться в организме человека.

Если рассмотреть вирус иммунодефицита человека под электронным микроскопом, он напоминает экзотический цветок или морскую мину. Размеры ВИЧ очень малы: на линии в 1 сантиметр может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц. Как и любой другой вирус, ВИЧ способен выживать и размножаться только в живых клетках. Оболочка вируса имеет шарообразные выступы, своего рода лепестки, которые называются рецепторами, с помощью которых вирус прикрепляется к пораженным в организме человека клеткам.

Попадая в организм человека, ВИЧ действует избирательно: клетка-хозяин (жертва), которую выбирает ВИЧ – это CD-4 – клетка или Т-лимфоциты-помощники, которые являются важным составляющим звеном иммунной системы. Основным назначением иммунной системы является защита организма от проникновения различного рода инфекций (вирусов, бактерий).

Все процессы иммунной системы и вместе с ними и всю иммунную систему можно разделить на четыре больших блока исходя из функций:

1. дозорная функция (дозорный блок);

2. идентификация инфекции или поражения, которым подвергся организм, а также хранение информации о поражениях и методах оптимальной реакции на них (блок идентификации и хранения информации);

3. поиск инфекции или места повреждения и активизация процесса уничтожения инфекции или «ремонт» повреждения (блок поиска инфекции и активизация уничтожения);

4. уничтожение инфекции (блок киллеров).

  1   2   3




Похожие:

Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconОсвещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconВ рамках часов учебного плана 5-11(12) классов) Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconРекомендации по организации работы немедицинских служб и ведомств по профилактике вич-инфекции Отделы образования райисполкомов Приказом по отделу назначается куратор проблемы вич/спид, в должностные инструкции вносятся обязанности по данному направлению работы.
План (программа) мероприятий по профилактике вич/спид на год отдельный, либо как раздел общего плана работы отдела. Определяются...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconГосударственное казенное учреждение Краснодарского края Центр оценки качества образования
В целях качественного проведения информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconПроек т положение о муниципальном образовательном учреждении, организующем инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Оказание помощи детям осуществляется в учреждениях специального (коррекционного) образования, в специальных (коррекционных) классах...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconПрезентация На сцену выходят 3 человека из будущего
Спид – последняя стадия вич инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита спид – болезнь века. Вирус вызывающий спид был обнаружен...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconИнструкция для организаторов проведения единого государственного экзамена в Краснодарском крае Общие положения
Инструкция предназначена для организаторов проведения егэ в пунктах проведения экзамена (далее ппэ) в период государственной (итоговой)...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconПроблемы технико-криминалистического обеспечения исследования наркотических средств
Опубликовано: Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. – Омск: Омский юридический институт, 2004...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Направляем для использования в практической работе
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России Управлением воспитания и дополнительного...
Освещение проблемы вич/спид в общеобразовательных учреждениях Программа и материалы для проведения занятий в 5-11 (12) классах Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» iconПрограмма проведения туристско-спортивного выездного лагеря туристического клуба «Памирка»
Спортивно-туристический лагерь «Памирка» является внешкольным воспитательно-оздоровительным учреждением, для учащихся общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов