Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам icon

Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам



НазваниеПредисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам
страница1/41
Дата конвертации10.08.2012
Размер5.34 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

 


Содержание:

Предисловие переводчика.................................................................10

Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам.....................13

Первая серия парадоксов: чистое становление.......................15

Платонистское различие между вещами, обладающими мерой, и умопомешательством - Бесконечное тождество - Приключения Алисы или "события"

Вторая серия парадоксов: поверхностные эффекты.............19

Стоическое различие между телами, положениями вещей, бестелесными эффектами и событиями - Расщепление причинной связи - Вынесение на поверхность - Открытие поверхности в работах Льюиса Кэррола

Третья серия: предложение.........................................................29

Денотация, манифестация, сигнификация: их отношения и цикличность - Есть ли у предложения четвертое отношение? - Смысл, выражение и событие - Двойная природа смысла: выражаемое в предложении и атрибут положения вещей, упорство и сверх-Бытие

Четвертая серия: дуальности.....................................................44

Тела-язык, есть-говорить - Два вида слов - Два измерения предложения: денотация и выражение, поглощение и смысл - Две серии

3

Пятая серия: смысл................................................................... 49

Бесконечное размножение - Стерильное раздвоение - Нейтральность, или третье состояние сущности - Абсурд и невозможные объекты

Шестая серия: сериацця............................................................. 59

Сериальная форма и однородные серии - Их полагание - Точка схождения серий - парадокс Лакана: странный элемент (пустое место или пассажир без места) - Лавка Овцы

Седьмая серия: эзотерические слова.......................................... 67

Синтез сокращения в одной серии (коннекция) - Синтез координации двух серий (конъюнкция) - Синтез дизъюнкции, или разветвление серий: проблема слов-бумажников

Восьмая серия: структура........................................................ 75

Парадокс Леви-Стросса - Условия структуры - Роль сингулярностей

Девятая серия: проблематическое..............................................80

Сингулярности и события - Проблема и событие - Занимательная математика - Случайная точка и сингулярные точки

Десятая серия: идеальная игра...................................................87

Правила обычных игр - Необычная игра - Два прочтения времени: Эон и Хронос - Малларме

Одиннадцатая серия: нонсенс.....................................................
97

Характеристики парадоксального элемента - Что значит для него быть нонсенсом; две фигуры нонсенса - Две формы абсурда (без значения), производные от парадоксального элемента - Соприсутствие смысл и нонсенса - Смысл как "эффект"

Двенадцатая серия: парадокс................................................... 107

Природа здравого смысла и парадокс - Природа общезначимого смысла и парадокс - Нонсенс, смысл и так называемая вторичная организация языка

4

Тринадцатая серия: шизофреник и маленькая девочка.... 117

Антонин Арто и Льюис Кэррол - Есть-говорить и шизофренический язык - Шизофрения и провал поверхности - Слово-страдание и его уничтоженные буквенные значимости, слово-действие и его неартикулируемые тонические значимости - Различие между нонсенсом глубины и нонсенсом поверхности, первичный порядок и вторичная организация языка

Четырнадцатая серия:двойная каузальность........................135

Бестелесные события-эффекты, их причины и квазипричины - Бесстрастность и генезис - Теория Гуссерля - Условия реального генезиса: трансцендентальное поле без Я, или центра индивидуации

Пятнадцатая серия: сингулярности....................................... 141

Битва - Трансцендентальное поле не может удерживать форму сознания - Безличные и до-индивидуальные сингулярности - Трансцендентальное поле и поверхность - Дискурс индивидуального, дискурс личности и дискурс без основания: существует ли четвертый дискурс?


Шестнадцатая серия: статичный онтологический генезис.......153

Генезис индивидуального: Лейбниц - Условие "со-возможности" мира или схождения серий (непрерывность) - Превращение события в предикат - От индивидуального к личности - Личности, свойства и классы

Семнадцатая серия: статичный логический генезис........... 164

Переход отношений предложения - Смысл и предложение - Нейтральность смысла - Поверхность и подкладка

Восемнадцатая серия: три образа философов........................174

Философия и высота - Философия и глубина - Новый тип философа: стоик - Геракл и поверхности

Девятнадцатая серия: юмор..................................................... 182

От сигиификации к денотации - Стоицизм и Дзен - Классический дискурс и индивидуальность, романтический дискурс и личность: ирония - Дискурс без

5

основания - Дискурс сингулярностей: юмор или "четвертое лицо единственного числа"

Двадцатая серия: этическая проблема в философии стоиков............................. 191

Два полюса этики: физическое предсказание вещей и логическая способность представления - Представление, способность и выражение - Понимать, желать и представлять событие

Двадцать первая серия: событие...............................................198

Вечная истина события - Осуществление и контросуществление: актер - Два аспекта смерти как события - Значение выражения "желать события"

Двадцать вторая серия: фарфор и вулкан.........................205

"Крушение" (Фицджеральд) - Два процесса и проблема их различения - Алкоголизм и депрессивная мания - Дань психоделии.

Двадцать третья серия: Эон...................................................216

Характеристики Хроноса и их низвержение становлением глубины - Эон и поверхность - Организация, производная от Зона, и ее отличие от Хроноса

Двадцать четвертая серия: коммуникация событий.........225

Проблема алогичной несовместимости - Лейбниц - Позитивная дистанция и утверждающий синтез дизъюнкции - Вечное возвращение, Эон и прямая линия: более страшный лабиринт...

Двадцать пятая серия: единоголосие......................................235

Индивидуальность и событие - Продолжение вечного возвращения - Три значения единоголосия

Двадцать шестая серия: язык............................................. 240

Что делает язык возможным - Краткое резюме по поводу организации языка - Глагол и инфинитив

Двадцать седьмая серия: оральность................................245

Проблема динамического генезиса: от глубины к поверхности - "Позиции" согласно Мелани Клейн - Шизофрения и депрессия, глубина и высота, Симу-лякр и Идол - Первый шаг: от шума к голосу

6

Двадцать восьмая серия: сексуальность...........................257

Эрогенные зоны - Второй шаг динамического генезиса: формирование поверхностей и их координация - Образ - Природа Эдипова комплекса, роль генитальной зоны

Двадцать девятая серия: благие намерения всегда наказуемы........................... 266

Эдипово предприятие и его отношение к полаганию поверхности - Восстановить и возвратить - Кастрация - Намерение как категория - Третий шаг генезиса: от физической поверхности к метафизической поверхности (двойной экран)

Тридцатая серия: фантазм...................................................276

Фантазм и событие - Фантазм, Эго и сингулярности - Фантазм, слово и язык

Тридцать первая серия: мысль.............................................285

Фантазм, переход и начало - Супружеская пара и мышление - Метафизическая поверхность - Ориентация психической жизни, рот и мозг

Тридцать вторая серия: различные виды серий.................293

Серии и сексуальность: коннективные серии и эрогенная, зона, конъюнктивные серии и координация - Третья форма сексуальной серии, дизъюнкция и расхождение - Фантазм и резонанс - Сексуальность и язык: три типа серий и соответствующих им слов - От голоса к речи

Тридцать третья серия: приключения Алисы.................. 307

Напоминание о трех типах эзотерических слов Льюиса Кэррола - Сравнительные выводы из "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье" - Психоанализ и литература, невротический интимный роман и роман как произведение искусства

Тридцать четвертая серия: первичный порядок и вторичная организация...................314

Маятниковая структура фантазма: резонанс и вынужденное движение - От речи к слову - Конец динамического генезиса - Первичное и вторичное подавление - Сатирическое, ироническое, юмористическое

7

Симулякр и античная философия

I. - Платон и симулякр....................................................... 329

Платоническая диалектика: сигнификация разделения - отбор претендентов.

Копии и симулякры - характеристики симулякра.

История представления

Низвержение платонизма: произведение современного искусства и реванш симулякров - Явное и скрытое содержание вечного возвращения (Ницше против Платона) - Вечное возвращение и симуляция - Современность.

II. - Лукреций и симулякр........................................................ 347

Различие - Природа и нетотализируемая сумма - Критика Бытия, Единого и того же самого. Различные аспекты принципа причинности - Две фигуры метода - Клинамен и теория времени - Подлинное и ложное бесконечное - Смятения души - Истечения глубины, симулякры поверхности, теологические, бредовые и эротические фантазмы - Время и единство метода - Происхождение ложного бесконечного и смятения души. Натурализм и критика мифов.

Фантазм и современная литература

III. - Классовски, или тело-язык............................................. 366

Дизъюнктивный силлогизм с точки зрения тел и с точки зрения языка - Порнография и теология

Смотреть и говорить - Отражения, резонансы и симулякры - Денонсирование - Флексия тел и флексия языка

Обмен и повторение - Повторение и симулякр - Положение застывшей сцены

Дилемма: тела-язык - Христос и Антихрист: два порядка.

Кантианская теория дизъюнктивного силлогизма -

Роль Бога - Трансформация этой теории у Клоссовски.

8

Порядок Антихриста - Намерение: интенсивность и интенциональность - Вечное возвращение как фантазм.

IV. - Мишель Турнье и мир без другого.............................. 395

Робинзон, стихии и конечные цели - Проблема перверсии.

Эффект другого в восприятии - Другой как априорная структура - Эффект другого во времени - Отсутствие Другого - Двойники и стихии. Три смысла разрушения другого - Симулякр фантазма. Другой и перверсия.

V. - Золя и трещина..............................................................422

Трещина и наследственность - Инстинкты и их объекты.

Две наследственности - Инстинкт смерти и инстинкты. Человек-зверь. Объект фантазма - Трагическое и эпическое.

ДОПОЛНЕНИЕ

М. Фуко Theatrum philosophicum........................................... 441


Предисловие переводчика

"Возможно когда-нибудь нынешний век будет известен как век Дел±за"1, - так отозвался Мишель Фуко о двух решающих работах выдающегося философа современности Жиля Д±леза Различение и повторение (1968) и ЛОГИКА СМЫСЛА (1969). Сегодня имя Дел±за уже вошло в русскую культуру: переведен ряд его статей и довольно объемное произведение Представление Захер-Мазоха2.

Мы предлагаем читателю одно из ключевых произведений философа, излагающее основную стратегию его мысли. Получив "официальное" философское образование, отмеченное, по словам Дел±за, "бюрократией чистого разума", находящегося "в тени деспота", то есть государства, сам автор Логики смысла так охарактеризовал годы своего ученичества: "В то время меня не покидало ощущение, что история философии - это некий вид извращенного совокупления или, что то же самое, непорочного зачатия. И тогда я вообразил себя подходящим к автору сзади и дарующим ему ребенка, но так, чтобы это был его ребенок, который при том оказался бы ещ± и монстром"3. Несмотря на экстравагантность этой фразы, по ней можно судить об основных посылках философствования Дел±за: заглянуть за предел, вывернуть наизнанку уже вошедшие в обиход концепции, выявить "бессознательное культуры".

Главный принцип философии, согласно Дел±зу, состоит не в том, чтобы отражать (рефлектировать) то, что выступает как налично данное. Речь, скорее, идет о созидании понятий, но не понятий о чем-то, что уже предсуществует и требует своего осмысления, а понятий о том, что еще должно стать объектом, чего пока нет "на самом деле". Именно в этом случае философ становится "врачом цивилизации", ибо "хотя врач не изобрел болезнь, он, однако, разъединил симптомы, до сих пор соединенные, сгруппировал симптомы, до сих пор разъеди-

___________

1 М. Foucault, Theatrum Philosophicwn - Paris, Critique, ј 282 (1970), р. 885. (Перевод этой статьи предлагается в качестве дополнения к данному изданию Логики смысла).

2 Ж. Дел±з, Представление Захер-Мазоха, - в кн. Л. фон Захер-Мазох, Венера в мехах (перевод А. В. Гараджи), - М., Ad Maiginem, 1993.

3 Интервью с Эрве Жубер, Le Mond, 6 October, 1983.

^ ЛОГИКА СМЫСЛА

ненные, - короче, составил какую-то глубоко оригинальную клиническую картину"4. Для культуры такими "клиницистами цивилизации" выступают в том числе и художники, собственным телом выразившие "болезнь бытия".

Потому наиболее важным делом философии, для Дел±за, выступает новое расчленение образов вещей, считающихся концептуально целостными, и группирование новых образов вещи, которая должна еще стать объектом. Отсюда апелляция к Бергсону с его идеями становления, длительности и нового "прочтения" времени (Дел±з посвятил данной теме одну из своих ранних работ - Бергсонизм). Именно в этом смысле Дел±з противопоставляет себя "классической" линии философствования, отмеченной связкой Платон-Гегель и полагающей смыслы уже пред-данными. Смыслы порождаются - порождаются Событием, и анализу этого смысла-события посвящена вся работа Дел±за, требующая выхода за пределы традиционных построений, базирующихся на трансцендентализме и феноменологии.

Местом, где возможно такое "выхождение за пределы" не только указанных философский стратегий, но и "статичного" понимания жизни и бытия, Дел±з считает язык - и прежде всего его выразительную функцию. Смысл выражается предложением, но присутствует в вещах. Это разделяющая и, одновременно, соединяющая граница между вещами и предложениями. Но удержаться на такой кромке - большое искусство, доступное разве что Кэрролу или стоикам.

Я не могу не отметить, что при подготовке второго издания данного перевода, дополненного Приложением, в которое входит ряд ранних статей Дел±за, и Дополнением. (куда я счел нужным поместить статью М.Фуко, комментирующую Логику смысла и Различие и повтор), неоценимую помощь мне оказали своими критическими замечаниями В.Подорога и М.Рыклин. Безусловно, как и в отношении первого издания, я благодарен за поддержку со стороны В.Аршинова, Л.Богорада, С.Свирской, чье сочувствие и участие безусловно облегчали работу над переводом.

________

4 Ж.Дел±з, Представление Захер-Мазоха, с. 191.


Предисловие (от Льюиса Кэррола к стоикам)

Произведения Кэррола всегда ориентированы на то, чтобы доставить удовольствие читателю: детские книжки или, скорее, книжки для маленьких девочек; восхитительные странные эзотерические слова; шифры и расшифровки; рисунки и фотографии; основательное психоаналитическое содержание; логический формализм и лингвистические примеры. Но сверх и помимо простого удовольствия здесь присутствует что-то еще: игра смысла и нонсенса, некий хаос-космос. Бракосочетание между языком и бессознательным - уже нечто свершившееся. Оно празднуется на все лады. А коль скоро это так, то необходимо еще раз исследовать подлинную природу такого союза в работах Кэррола: с чем еще связан этот брак, и в чем же, собственно, заключается то, что, благодаря Кэрролу, здесь празднуется?

В этой книге мы предлагаем серию парадоксов, образующих теорию смысла. Легко объяснить, почему такая теория неотделима от парадоксов: смысл - это несуществующая сущность, он поддерживает крайне специфические отношения с нонсенсом. Мы отводим особое место Кэрролу именно потому, что он предоставил первый крупный отчет, первую великую мизансцену парадоксов смысла - иногда собирая, иногда обновляя, иногда изобретая, иногда препарируя их. Мы отводим особое место стоикам потому, что они стали зачинателями нового образа философа, порывающего с досократиками, с сократической философией и с платонизмом. Этот новый образ весьма близок к парадоксальной конституции теории смысла. Значит, каждой серии соответствуют фигуры

^ 13 ЛОГИКА СМЫСЛА

не только исторические, но также топологические и логические. Будто на чистой поверхности, определенные точки одной фигуры каждой серии отсылают к точкам другой фигуры: целая совокупность созвездий-проблем с соответствующими действиями, историями и местами - некое сложное место, некая "история с узелками". Предлагаемая читателю книга - это попытка написать роман, одновременно логический и психоаналический.

В качестве приложения мы предлагаем семь статей, уже опубликованных ранее. Мы несколько подправили и изменили их, но тема осталась прежней, хотя и развивает определенные пункты, на которые лишь вкратце указывается в предыдущих сериях (мы отмечаем каждый раз такую связку в сноске). Статьи следующие: 1) "Низвержение платонизма", Revue de metaphysique et de morale, 1967; 2) "Лукреций и натурализм". Etudes philosophiques, 1961; 3) "Клоссовски и тела-язык". Critique, 1965; 4) "Теория другого" (Мишель Турнье), Critique, 1967; 5) "Введение к Человеку-зверю Золя", Cercle precieux du livre, 1967.


Первая серия парадоксов: чистое становление

В "Алисе в Стране Чудес" и "Алисе в Зазеркалье" речь идет о категории очень специфических вещей: о событиях, чистых событиях. Когда я говорю: "Алиса увеличивается", - я полагаю, что она становится больше, чем была. Но также верно, что она становится меньше, чем сейчас. Конечно, она не может быть больше и меньше в одно и то же время. Сейчас она больше, до того была меньше. Но она становится больше, чем была, и меньше, чем стала, в один и тот же момент. В этом суть одновременности становления, основная черта которого - ускользнуть от настоящего. Именно из-за такого ускользания от настоящего становление не терпит никакого разделения или различения на до и после, на прошлое и будущее. Сущность становления - движение, растягивание в двух смыслах-направлениях сразу: Алиса не растет, не сжимаясь, и наоборот. Здравый смысл утверждает, что у всех вещей есть четко определенный смысл; но суть парадокса состоит в утверждении двух смыслов одновременно.

Платон предлагает различать два измерения: (1) измерение ограниченных и обладающих мерой вещей, измерение фиксированных качеств - постоянных или временных, - всегда предполагающих паузы и остановки, фиксацию настоящего и указывание на предмет: выделенный предмет со свойственной ему величиной - большой или маленькой - в данный момент времени; а затем (2) чистое становление вне какой-либо меры, подлинное и непрерывное умопомешательство, пребывающее сразу в двух смыслах. Оно всегда избегает настоящего и заставляет будущее и прошлое, большее и меньшее, избыток и недостаток слиться в одновременности непокорной

^ 15 ЛОГИКА СМЫСЛА

материи ("...Ни более теплое, ни более холодное, принявши определенное количество, не были бы больше таковыми, так как они непрестанно движутся вперед и не остаются на месте, определ±нное же количество пребывает в покое и не движется дальше"; "младшее - старше старшего, а старшее - моложе младшего. Но стать таковыми они не могут, потому что, если бы они стали, то уже не становились бы, а были бы")1.

Мы узнаем этот платоновский дуализм. Но это вовсе не дуализм интеллектуального и чувственного. Идеи и материи, Идей и тел. Это более глубокая, более таинственная двойственность, скрытая в самих чувственных и материальных телах - подземный дуализм между тем, на что Идея воздействует, и тем, что избегает ее воздействия. Скорее, различие здесь проходит не между Моделью и копией, а между копиями и симулякрами. Чистое становление, беспредельность - вот материя симулякра, поскольку он избегает воздействия Идеи и ставит под удар как. модели, так и копии одновременно. Обладающие мерой вещи лежат ниже Идей; но нет ли ниже этих вещей еще какой-то безумной стихии, живущей и действующей на изнанке того порядка, который Идеи накладывают, а вещи получают? Сам Платон иногда сомневается, не находится ли такое чистое становление в совершенно особом отношении с языком. В этом, видимо, основной смысл Кратила. Может быть такое отношение становится существенным для языка как раз в случае "потока" речи или неуправляемого дискурса, непрерывно скользящего по своему референту? И нет ли вообще двух языков или, скорее, двух типов "имен": один обозначает паузы и остановки, испытывающие воздействие Идеи, другой выражает движение и мятежное становление?2 Или даже так: нет ли двух разных измерений, внутренних для языка как такового, - одно всегда заслонено другим и тем не менее постоянно приходит "на помощь" соседу или паразитирует на нем?

Парадокс чистого становления с его способностью ускользать от настоящего - это парадокс бесконечного

______

1 Платон, Филеб, 2411; Парменид, 154-155.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41




Похожие:

Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconОглавление издательство Предисловие Предисловие к третьему изданию 6
Вопрос об условиях тождественности фарадеевской и максвелловской формулировок закона электромагнитной индукции 58
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconСодержание предисловие
Предисловие (Йог Раманантата)
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconПредисловие к русскому изданию предисловие I. Чувство направления
Беседа Питера Брука с Питером Робертсом во время репетиций “Короля Лира” в Стратфорде-на-Эйвоне в 1962 году
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconВ. Н. Сагатовский Антропокосмизм мировоззрение для пост-новой эры Оглавление предисловие 4 диагностика 5 Урок
Предисловие 4 диагностика 5 Уроки ХХ века. Конец «новой эры» 5 Разочарование 6 Аксиологическая типология человечества 11 Кто я и...
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconПри переносе запятой на два знака вправо число 240,13
Задача Льюиса Кэрролла. В бою 70 из 100 пиратов потеряли глаз, 75 — одно ухо, 80 получили ранение в руку и у 85 была ранена нога....
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconПредисловие

Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconПредисловие переводчика

Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам iconСодержание предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов