В апреле земля преет icon

В апреле земля преет



НазваниеВ апреле земля преет
Дата конвертации10.08.2012
Размер221.4 Kb.
ТипДокументы



В апреле земля преет.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Апрель водою славен.

Апрель всех напоит.

Апрельские ручьи землю будят.

Апрель с водоюмай с травою.

Мокрый апрель хорошая пашня.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Играй пока, матушка Ока,апрель на дворе.

Апрель открывает ключи и воды.

Апрель богат водой, а октябрь пивом.

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит;

а мужик глядитчто-то будет?

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.

^ Не ломай печи еще апрель на дворе.

Первый апрельский дождь воза золота стоит.

Три дождя в апреле да один в мае тысячи дождей стоят.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

^ Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.

В конце мартаначале апреля прилетают скворцы.

Апрельский скворец—весны гонец.

Синка (трясогузка) прилетит, так через двенадцать дён

река пойдет. Синка на лед садится,

лед ножками топчет и растопчет (Пинежъе).

В апреле ждут ледохода, смотрят, когда третья хвоя падет.

Перва, втора, третья хвоя падет,

одна от одной через четыре недели.

Как третья хвоя падет, так через две недели

и река пойдет—ледоход (Пинежъе)

В апреле заготавливали соковицу — сладкий березовый
сок, поэтому в древней Руси апрель назывался «березозол».

Из березы течет много сока к дождливому лету.

Перестают топить в избах печи во избежание пожаров.

Для печения хлеба и варения пищи устраивают

летние кухни или землянки (Воронежская губ.).







^ Какова погода 1 апреля, такова и 1 октября, и наоборот.

Дарья
желтые или замаранные проруби, обгадь проруби.

Около прорубей начинает сильно таять и делается грязь,
а вода становится желтая.


Ранняя весна большое половодье.
С Дарьи холсты белят.
Стели кросна по заморозкам.




^ Выверни оглобли: прекращается санная дорога.
С крыш свисают сосульки, с елок слетают чешуйки.


На Василия теплого солнце в кругах к урожаю.
Если в этот день при восходе солнца видны на небе


красные круги, то этот год обещает плодородие.



^ Коли ночь теплая, то весна будет дружная.



На Благовещение весна зиму поборола.

Благовещенье самый большой у бога праздник.

На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.

Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

^ Покров не лето, Благовещение не зима.

Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает).

Весна до Благовещенья или недели не достоит,

или неделю перестоит. (Тамбовская губ.)

^ Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья

или неделю спустя.

Каково Благовещение, такова и святая (Пасха).

На Благовещение птица гнезда не вьет,

девка косы не плетет.

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят

(запрет работы).

Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего

и выходят спать в сени, в клети).

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.

^ Если на Благовещение курица или гусь снесет яйцо,

из последнего высиживается урод или калека.

(Воронежская губ.)

Если в день Благовещенья ветер,

иней и туман к урожайному году.

На Благовещенье дождь — родится рожь.

Мокрое Благовещенье грибное лето.

На Благовещенье хороший улов рыбы.

На Благовещенье мороз — урожай на грузди.

На Благовещенье гроза к теплому лету, к урожаю орехов.

Ведро в Благовещенье — к пожарам.

Коли в Благовещенье снег на крышах есть,

так будет еще на Егорья в поле.

На Благовещенье солнечный день — пшеница уродится:

если звезд мало на небе, то яиц мало будет (Воронежская губ.).

Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.

^ В Благовещенье мороз—-под кустом овес.

Нельзя на Благовещение надевать новую одежду,

в противном случае ее порвешь или испортишь

(Воронежская губ.).

Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат

лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет

(Тамбовская губ.).

С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло,

утром и вечером светло).

Благовещенскую золу сохраняют для капусты

и других огородных растений, когда они портятся,

то посыпают их этою золою.

На Благовещенье сжигают зимние постели (солому)

и перебираются спать в клеть.

^ Окуривают дымом одежду от зимы.

«Около Благовещенья в лес ездят уже только по утрам.

Растаявший днем снег ночью покрывается

сверху ледяной корой,

которая называется настом или чарымом,

по насту легко молено ходить на лыжах,

не рискуя провалиться в снег.

В это время обыкновенно рубят полозья, или облеса,

из которых зимою делают сани» (Тюменский край).

^ Накануне Благовещения сеют горох.

Благовещенскую капусту мороз не бьет

(т. е. из семян, собранных на Благовещенье из кочня).

Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что
«день Благовещения — день несчастный: ссоры, скандалы
и всякие недоразумения происходят».

В прошлом веке кое-где сохранялось верование «в огонь,
через который в этот день скачут, чтобы избавить себя от
призора; окуривают свои платья для того, чтобы предосте-
речь себя от „обаяния"».

Икону Благовещения ставят «в кадку с яровым зерном,
предназначающимся для посева, приговаривая при этом:

Мать божья! Нас урожаем благословите:

Гавриил-архангел! Овсом да рожью,
Благовестите, Ячменем, пшеницей

Благоволите, И всякого жита сторицей!»

«Пожилые женщины пережигают в этот день соль в пе-
чи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса
в разных болезнях, они пекут небольшие булки, предназнача-
емые для лечения скота и называемые „бяшки"».

Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь
год будет выигрывать деньги в эту игру.

На Благовещенье воры заворовывают — для счастья на
весь год.

В некоторых местах на Благовещение выносят пчел: от-
бивай омшаник, доставай улья.

Черногуз прилетает, бурый медведь из берлоги встает,
птиц на волю выпускают.

Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги
не вскочит.

Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых
пней — ежи, из куч — лесные муравьи.

Раньше в Москве на Благовещенье соблюдали обряд «от-
пущенья птиц на волю». Утром горожане покупали у ловцов
птиц и тут же выпускали их.

Синички-сестрички, Воры воробьи!

Тетки-чечетки, Вы по воле полетайте,

Краснозобые снегирюшки, Вы на вольной поживите,

Щеглята-молодцы, К нам весну скорей ведите!

^ Благовещенье без ласточек холодная весна (Южные области).
Благовещенье
птиц на волю отпущенье.



^ Какова погода 8 апреля, такова она будет 8 октября,

и наоборот.

В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней.

Василий выверни оглобли, закинь на поветь,

выскочи из куста. Это значит,

что санная езда уже прекращается.

Зачерпни сапог, промочи подметки.

Все, что ни родится на день Гавриила, уродливо, неспоро.

Если прясть на Гавриила — работа не впрок.

^ В этот день женщины оканчивают пряжу, а тем,

которые еще продолжают прясть после сего дня,

говорят: «Не пойдет».



^ Матрены-настовицы — от насту, окреплого снегу,

или от настовиц пигалицы, чибисы.

На Матрены прилетают чибисы.

Чибис прилетел, на хвосте воду принес.

На Матрену овсянка затягивает свою песенку:

«Покинь сани, возьми воз!»

Чибис кричит с вечера к ясной погоде.

Чибис летит низко — к продолжительной сухой погоде.

К Матрене реки поднимаются, вздуваются. Говорят в эту
пору:
«Щука хвостом лед разбивает»; «Вешний ледок, что чу-
жой порог — ненадежен».

^ Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены отразилась
и в загадке о реке подо льдом:


Гола Матрена для всех страшна,
Лубком же покрыта для всех ходка.

^ Матрену называют полу репницей оттого, «что поселяне
отбирают годные репы для семян, что и составляет у них от-
дельную, неприкосновенную половину».

В течение долгих веков репа и капуста были одним из
основных продуктов питания русского крестьянина, вот поче-
му репа оказалась персонажем популярных сказок, объектом
загадок, героиней детских игр.


Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

Сама клубочком и хвост под себя.

Брошу порохом, очутится клубом под зеленым лугом.

Однажды говорила о себе репа: «Я, репа, с медом хоро-
ша!»— «Поди прочь, хвастунья!— отвечал ей мед.— Я и без
тебя хорош».

РЕПКА

Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за
репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка баб-
ку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не
можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дед-
ка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла суч-
ка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за
репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога. Нога
за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дед-
ка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла дру-
га нога: друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потя-
нут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Приш-
ла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три но-
ги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потя-
нут: вытянули репку!

РЕПКА (детская игровая сказка)



1. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел репу рвати,
Пришел одноногий:
Ножка —за лапку,
Лапка —за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,

Не вытянули репку!

2. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел репу рвати,
Пришел двухногий:
Две ноги за ножку,
Ножка за лапку,
Лапка за бабку,

Бабка — за дедку,
Дедка —за репку,
Не вытянули репку!

3. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,

Сеяли репу...

Пришел трехногий:
Три ноги — за две,
Две ноги — за ножку
и т д. до «десятиногого»

10.Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел репу рвати,
Пришел десятиногий:
Десять — за девять,
Девять — за восемь,
Восемь — за семь,
Семь ног—за шесть,
Шесть ног —за пять,
Пять — за четыре,
Четыре ноги — за три,
Три ноги — за две,
Две ноги — за ножку
Ножка за лапку,
Лапка за бабку,
Бабка —за дедку,
Дедка — за репку,—
Вытянули репку!



^ В этот день пекут из тестя лестницы для восхождения

в будущей жизни на небо.

На Иоанна Лествичника домовой бесится (до полуночи,

пока не запоет петух).

Средний срок начала тяги вальдшнепов.

Если тяга вдруг прекращается —

жди скорого похолодания или снега.



^ Марья половодье начинает.

Полая вода и память о зиме уносит.

Весенней воды никто не уймет.

Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.

^ С Марии снег и за колодой растает.

Лед ломается хрястно—ходить опасно.

Если лед сходит вдруг (быстро) год будет легкий,

хороший.

Марья пустые щи: выходит запас капусты,

изводится кислая капуста.

Захотел ты в апреле кислых щей!

Существует и иное объяснение соединения Марии Египет-
ской с пустыми щами: Мария считается покровительницей
раскаявшихся блудниц и блудников и судьей (на страшном су-
де) тех, кто не раскаялся, поэтому, например, в Тамбовской
губ. почиталось за грех есть в этот день что-либо, кроме пу-
стых щей. И в других местах день этот крестьяне проводили
в воздержании.


Полагают, что в этот день просыпается домовой, и поэто-
му нужно обманывать друг друга. (День Марии Египетской
по старому стилю приходился на 1 апреля.)


Обманывать знакомых—обычай, практикуемый среди го-
родских жителей, где девушки «стараются обмануть как
можно больше людей в той уверенности, что в таком случае
женихи не проведут их, а, наоборот, они будут водить моло-
лых людей за нос».



^ Когда вешний лед по озерам и затонам не тронется,

а потонет, год будет тяжелым.

Весенняя вода течет медленно — народу будет тяжело.

Коли лед не ушел, то лов рыбы будет плохим.

^ Не прошел лед пуст перемет.

Поликарпов день начало бесхлебицы.

До самого нета все было есть.
С одного конца нет, и с другого нет,
а в середке и не бывало. На нет и суда нет.
Ни крохи, ни зерна, ни капли, ни волосу.
Всех и вся, и обедня вся.
У кого ничего, а у нас пуще того.
Ничего-то у нас и дома много.
Всякого нета припасено с лета.


^ С TumaПоликарпа начинается интенсивное токование глухарей.

День Тита приходится на период великого поста, чем
объясняется ряд, шуток, поговорок, присловий про Тита.

Наш отец Тит и в великий пост блудит.

Пьяный Тит псалмы твердит

У нашего Тита и пито, и бито.

Тит тащит спина трещит.

  • Тит, иди молотить!

  • Брюхо болит.

  • Тит, иди кисель есть! (Тит, пойдем вино пить!)

  • А где моя большая ложка? (А где мой старый кафта-
    нишко?)



В западных губерниях «крестьяне в день святой Агафий
освящают в церкви хлеб, натыканный кусками соли, и потом
вешают этот хлеб на рога коров».

Коли на Никиту лед не прошел (на Оке), то лов рыбы бу-
дет плохой.

На Никиту водяной просыпается от зимней спячки. Рыба-
ки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе,
дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу се-
мью!»

Водяной — «у него борода, как трава-то растет, тина-то
сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, то-
же с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя,
но это не чешуя. Ноги в воде» (Нерчинская обл.).

^ МУЖИК И ВОДЯНОЙ

У одного бедного мужика была жена-рукодельница. Вот
она вышила ширинку и послала мужа продавать. Муж про-
дал ширинку и идет по мосту. Вдруг водяной: «Мужик, давай
деньги!» Отдал мужик водяному деньги, пришел домой
и рассказал жене про свое горе. «Не печалься, милый муж,—
говорит жена,— я вышью другую ширинку, лучше прежней».

Вышила жена-рукодельница ширинку лучше прежней
и послала мужа продавать. Продал мужик ширинку дороже
прежнего. Идет через реку, а водяной опять: «Мужик, пода-
вай, деньги!» Жаль мужику денег, но делать нечего, отдал во-
дяному, а тот ушел в воду, только вода закружилась и запени-

лась, Жена опять утешает мужа: «Не печалься, милый
муж:, я вышью новую ширинку, лучше и краше первых
двух».

Вышила рукодельница третью ширинку лучше и краше
первых двух, расшила ее цветами и узорами, шелками и гару-
сом и послала мужа продавать. Продал мужик ширинку
и взял много денег. Идти надо было чрез реку, миновать
нельзя, и только зашел он на мост, как водяной опять: «Пода-
вай, мужик, деньги!» Не посмел мужик перечить водяному
и отдал деньги. Пришел домой и говорит жене: «Не житье
нам здесь, водяной обидит. Прощай, жена! Пойду за море та-
лан-счастье искать, разживусь — назад ворочусь иль тебя до-
стану, а не разживусь — не поминай лихом!»

Пришел мужик к морю и видит — корабль готовится
к отправке, выпросился он в кочегары и поплыл за море.
Плывут день — ладно и другой день проплыли — ничего; на
третий день корабль словно наткнулся на что, стал — и ни
с места, а место глубокое — ни камней, ни мелей, и ветер по-
путный. «Верно, водяной держит», — думают корабельщики.
Думали, гадали, как от беды такой избавиться, и решили ко-
го-нибудь кинуть в море, на выкуп водяному. Бросили жре-
бий, и жребий пал на бедного мужика-кочегара. Делать нече-
го, приготовился мужик к смерти и — бух в воду! Только
вода закружилась и запенилась, глубже и глубже идет ко
дну; вдруг слышит, кто-то его подхватил и держит. «Это я,
водяной,— слышит он голос,— я и корабль держу, ходу не
даю, а за тебя и твои деньги отпущу корабль и тебя награжу».
С этими словами водяной дал мужику камень и приподнял
вверх. Корабельщики увидали мужика поверх воды и доста-
ли на палубу. Корабль тотчас же тронулся с места и поплыл
дальше. Наконец он пристал к берегу иноземного царства.
Царь той страны потребовал к себе корабельщиков на по-
клон. Пошли корабельщики к царю во дворец кто с сере-
бром, кто с золотом, с дорогими мехами и тканями. У одно-
го бедного мужика не нашлось никаких даров, взял он каме-
шок от водяного, серый и невзрачный, как булыжник, и по-
шел с ним.

Царь заморский, веселый и ласковый, принимал дары
с благодарностью. Последним подошел бедный мужик и под-
нес свой серый камешок. Разгневался царь, стал грозный, не-
милостивый за то, что осмелился мужик булыжник поднес-
ти, бросил камень о пол. И что же? Как слетела скорлупка,
так всех и осветило, как солнечным лучом: то был такой ред-
кий алмаз, какого не сыскать по всей земле, ни в одном
царстве иль конце, только у русского царя в венце. Царь
вдруг переложил гнев на милость и говорит мужику: «Будь
в моем царстве важным барином!» Но мужик не пожелал бо-
ярской чести и стал проситься домой к жене-рукодельнице.
Царь его отпустил и в награду дал корабль с разными товара-
ми и подарками (Пермская губ.).



^ Окна настежь теплу дорогу застишь!

Иосиф-песнопевец в народном сознании оправдывает свое
определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок
сверчка и впервые подает голос журавль.


^ Сверчки просыпаются.

Огородные сверчки начинают свои скачки.

Если сверчок кричит время пахать под рожь.

(Воронежская губ.).
Под полом едет барин с колоколом. (Сверчок.)

На печи кочет поет, спать Акульке не дает. (Сверчок.)

Маленькая птичка, а громко поет. (Сверчок.)

В этот день журавль в первый раз крикнет.

У костромских крестьянок существовало поверье: чтобы
спина не болела от полевых работ, надо, «увидя в первый раз
весною пролетающих журавлей, лечь на траву и семь раз пе-
рекувырнуться через голову или перевернуться с боку на бок,
приговаривая:

Журавель, журавель,
У тя шея колом,
А у мня спина колесом,
А не крюком».

Спина при полевых работах будет «пружинная».

Дети, «увидев летящих в родные края журавлей, вторя их
голосам, приветствуют:

Ики, йки, йки, йки —
Крики! Крики! Крики!
Иклй, иклй, иклй —
Это журавли! Это журавли!

Курлй, курлй, курлй,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-сй,
По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!»










^ В эту пору с особенным удовольствием исполняли ребятишки

известную песню «Журавель»:

Повадился журавель, журавель

На бабьину конопель, конопель.

Припев: Такой, такой журавель,
Такой, такой зобастый,
Такой, такой носастый,
Такой, такой длинный —
Конопельку щиплет.

Уж я же того журавля изловлю,
Сетью крылья обовью, обовью.

Такой, такой журавель...

Чтоб он больше не летал, не летал,
Конопельки не щипал, не щипал.
Такой, такой журавель...

^ В Самарской губернии про журавля небылицу рассказывали:

А сороки-белобоки
Пошли танцовати,
А вороны стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,

Долгоногой журавель А сороки-белобоки

На мельницу ездил, Пошли танцовати,

Коза муку мелет, А вороны стережены

Козел засыпает, Пошли примечати.

А маленьки козленочки Сова из-за угла смотрит,
Муку выгребают,

Ногами топчит,
Головой вертит.

А барашки круты рожки Ногами топчит,

В дудочку играют Головой вертит.



^ Пришел Федул —тепляк подул.

До Федуля дует сиверок, с Федула — теплынью тянет.

На Федула растворяй оконницу.

На Федула пораньше вставай да оконницу отворяй

(выставляй рамы).

Федул губы надул (ненастье).

  • Федул, что губы надул?

  • Кафтан прожег.

  • Велика ли дыра?

  • Один ворот остался.

Уставь соху, паши под овес.

Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.

Крестьянская доля на широком поле.

Не печь кормит, а поле,

Земля-мать клад.

Черная земля золотую рожь родит.

Земелька черная, а хлебец белый родит.

У пахаря рука черна, да хлеб бел.

Без хозяина земля — круглая сирота.

Земля без устройства и на кладбище не годится.

^ Земля заботу любит.

Землю уважай, будет и урожай.

Земля — кормилица.

Мужички, мужички,
Готовьте сошнички,
Пора пашенку пахать,
Пора сев начинать!

^ Если на дне оврага пятно снега осталось с корову,
пахать можно.


Рано пар паши — урожаи хороши.

Уродится, не уродится, а паши.

Вовремя вспашешь веселей запляшешь.

Около Федула появляются бабочки-крапивницы, ожива-
ют божьи коровки.

Божья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.

Бабка-коровка, ветер или дождь?




^ На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых.





^ Если на Акулину дождь — яровые плохие, калина хорошая.
Дождь на Акулину — хороша калина.



Если ветер, то лети, если дождик — упади!



На Руфа дорога рушится.

Агафы-Руфы, земля рухнет (т. е. растает и будет прини-
мать в себя воду).


^ ЗАГАДКИ О СНЕГЕ

Живет — лежит, умрет — бежит.

Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.

На дворе горой, а в избе водой.

Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрет, тогда заревет.

Всю зиму смирно лежит, а весною убежит.

^ На Родиона-ледолома встреча солнца с месяцем: добрая —
ясный день и хорошее лето, худая
ненастье и плохое лето.

В большинстве районов именно к Родионову дню приурочи-
вают выражение:
«Уставь соху, паши под овес».

^ Весной час упустишь, годом не наверстаешь.
Овес сей в грязь
будешь князь, а если оглобля мокра,
так и вырастет метла.




^ Овес сеять хоть в воду, да в пору,
а рожь
обожди часок, да посей в песок.

Хоть грязь топчи, а овес мечи.

Когда на дороге грязь, тогда овес князь.

Лягушка с голосом сей овес.

Лягушка квачет, овес скачет (Воронежская губ.).

Когда дуб развернется в заячье ухо — сей овес.

Посев овса продолжается до тех пор, пока цветут яблоч-
ные и грушевые деревья, и пока не перестанут летать черные
длинные мухи, которые вместе со цветом этих дерев пропа-
дают; эти мухи называются овсяные.

^ Если кроты и хомяки весною начинают выбрасывать

из своих норок землю, то это знак,

что надо сеять овес (Воронежская губ.).

Овес и сквозь лапоть прорастает.
Овес сей, когда береза распускается.




^ Антип воду распустил.

На Антипу-водопола стоит полая вода.

Вскрываются реки, и вода бывает в разливе.

Примечают, что если начинается полая вода и не видно птиц

(чибиса и рыбака), то это не настоящая полая вода.

Чибис прилетел, на хвосте воду принес (Тамбовская губ.).

^ Снег после половодьябольшое для озими невзгодье.

Если воды не вскрываются, то лето плохое (Замосковъе).

Половодье Антипа в овражке топит.

^ По Антиповой воде о хлебушке гадай.

В этот день медведь из берлоги выходит.

Появляются крапивные всходы.

Была бы водица, а зелень народится.

В некоторых местностях первый выезд в поле — на Антипа.

^ Клада не ищи, я землю паши и найдешь.
Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.


Священномученик Антипа почитается «целителем раз-
ных человеческих болезней и в особенности утишителем зуб-
ной боли». «Иногда в случае зубной боли наши простолюди-

ны прибегают к такого рода способу: берут мелкую монету и,
подержав ее несколько времени на больном зубе, пробивают
ее насквозь и вешают на икону св. Антипы в надежде, что он
избавит их от докучливой болезни»










^ Василий Парийский землю парит.

Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает.

Запарил землю Василий выверни оглобли,

закинь сани на поветь.

Медведь в этот день обязательно должен встать и выйти
из берлоги.

Зайцы бегают днем.

Заяц, заяц, выскочи из куста!

Заяц дорогу перебежал — к неудаче, беде.









^ На Мартына лисица норы меняет: старые на новые.

Переселение лисиц в новые норы, ворон — в новые гнезда.

На Мартына на лисиц нападает курячья слепота.

Ворон купает детей и отпускает в отдел (в раздел).

Ай дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченая:

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.

«Жена плетку плетет,
Свого мужа продает —
За лисицу, за тряпицу
За лысого кобеля,
За медведя...

(Тульская губ.)
Вот и села на пенек —
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,—
Лисе негде будет жить —
И пришлось с горя топиться.
(Владимирская губ.)

«Бежала лисица по лесу, увидала на дереве тетерева и го-
ворит ему: «Терентий, Терентий! Я в городе бы-
ла».— «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была».—«Терентий, Те-
рентий! Я указ добыла».— «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла, гак
добыла».—«Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам,
г все бы гулять по зеленым лугам».—«Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гу-
лять так гулять».—«Терентий, кто там едет?» — спрашивает
лисица, услышав конский топот и собачий лай. «Му-
жик».—«Кто за ним бежит?» — «Жеребенок».— «Как у него
хвост-то?»— «Крючком».— «Ну так прощай, Терентий! Мне
дома недосуг».

«Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса го-
ворит раку: «Давай с тобой перегоняться». Рак: «Что ж, лиса,
ну давай!»

Зачали перегоняться. Лишь лиса побегла, рак уцепился
лисе за хвост. Лиса до места добегла, а pак не отцепляется.
Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился
и говорит: «А я давно уж жду тебя тут».

«...Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась пере-
зимовать у нет. На зиму запаслась она цыплятами, положила
их иод себя и ела понемножку. Медведь однажды и спраши-
вает: «Что ты, кумушка, ешь?» — «Да что, куманек, изо лба ки-
шочки таскаю да и кушаю».—«И сладко?» —спрашивает мед-
ведь. «Сладко, куманек». — «Дай-ка попробовать!» Она ему да-
ла немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать се-
бе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел.
А лисица этому и рада. Ей и пищи на целым год, и мягкая
постель, и теплая конура».







^ На святого Пуда доставай пчел из-под спуда.
У кого медок и маслице
у того праздничек.



^ Около 29 апреля лед в реках и озерах, по народному заме-
чанию, начинает таять у берегов, отсюда
Ириньи урви
берега.



Полая вода подмывает берега.
Ирины-рассадницы
сей капусту на рассадниках.

^ Сибиряки ждут вскрытия Иртыша.



В этот день вывозят пчел на пасеки. По выставлении ста-
новят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на
него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду
и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь
Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженною све-
чою, кропят ее освященной водой. После этого над дверью,
через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол и произ-
носят:

«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми
восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи. Как
осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу бо-
жию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бе-
жит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу божию, моя
пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов,
с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набрав- I
шись, напившись желтыми восками, садились в свои ульи со
всем смиренством, с плодом и с повозом, господу богу на
славу, а мне, рабу божию, в пожиток, во веки веков, аминь».

^ Открыв летки, произносят:

«Как океан-море из всех рек и протоков собирается и си-

лен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес

и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые лу-

га и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасе-

ке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, I
с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных



лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе
тей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не
ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четы-
рех оборонялась».

^ От нападения чужой пчелы поступают еще так: делают
из осинового дерева три кола и, перекрестясь, вколачивают
их посреди пасеки, потом, положив в них веник, говорят:
«Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы и на веник и от-
сюда не отходите».

Без бога ни до порога,

а без Зосимы-Савватия — ни до улья.

Рой родится Зосима-Савватий веселится.

Пчела знает, где мед брать.

На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.

Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся,

если нет вишень не будет.

Пчелушки,
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые,


В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут,—


приговаривают дети, когда идут мимо ульев (Калужская губ.)



6. Круглый год




Похожие:

В апреле земля преет iconГеография-8 Задание по карте карта выполняется на стр. 14 Рабочей тетради
Земля Франца-Иосифа, Врангеля, Северная Земля, Новосибирские, Новая Земля, Колгуев, Курильские, Сахалин
В апреле земля преет iconВ этом году лицею исполнилось 20 лет
В апреле 1992 года состоялась совместная коллегия Управления образования и Управления культуры Саратовской области, где было принято...
В апреле земля преет icon1 сентября 2011 года во всех классах мбоу сош №9 прошёл Всекубанский классный час «Земля отцов моя земля!»

В апреле земля преет iconУрок «Земля отцов моя земля!»

В апреле земля преет iconЗемля и море
...
В апреле земля преет iconМероприятия, посвященные 75-летию Краснодарского края 09. 11г. Праздничная линейка, посвященная дню Знаний
Музей им. Е. Д. Фелицина в гостях у начальной школы. Выставка «Земля отцов – моя земля»
В апреле земля преет iconКлассный час ребятам очень понравился
Информация о проведенном Едином Всекубанском классном часе «Земля отцов – моя земля», посвященном 74 годовщине со дня образования...
В апреле земля преет icon[ вернуться к содержанию сайта ] почему земля вращается против часовой стрелки?
Участников «Диалога» было трое: Сагредо, Сальвиати и Симпличио и братьев как раз трое. Нашлась и подходящая тема беседы, устраивавшая...
В апреле земля преет icon1. Подчеркни названия природных объектов
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег
В апреле земля преет iconНина целищева у доброго дела — широкие крылья в апреле этого года во Владимире прошёл третий Международный конкурс им. А. С. Макаренко и Макаренковские чтения
В апреле этого года во Владимире прошёл третий Международный конкурс им. А. С. Макаренко и Макаренковские чтения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов