|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением информатики № 68 г. Пензы Информационная справка о выполнении Программы развития школы за период с 1 декабря 2004 года по 15 февраля 2007 года Программа развития МОУ СОШ № 68 г. Пензы была разработана методическим советом школы, обсуждена и принята решением педагогического совета 5 ноября 2004 года (протокол № 3). Предполагаемый срок реализации программы с 1 декабря 2004 г. по 1 сентября 2009 года. В начале 2005-2006 учебного года программа развития была дополнена рядом задач и мероприятий по их решению, связанных с реализацией важнейших муниципальных образовательных и воспитательных программ и национального проекта «Образование». За отчетный период выполнены все мероприятия по реализации программы, запланированные на этот срок. В программе были предложены критерии оценки результатов развития, по которым можно оценить качество выполнения программы. Рассмотрим результативность работы по выполнению программы развития за период с 1 декабря 2004 года по 1 января 2007 года по группам задач, сформулированным в программе. 1 Здоровье и безопасность Для поддержки физического развития и наблюдением за состоянием здоровья детей в школе созданы все необходимые условия. Работают квалифицированные медицинские работники: медсестра, врач-педиатр, зубной врач. Оборудованы специализированные кабинеты: медицинский и стоматологический. Ежегодно по плану проводятся медицинские осмотры учащихся разного возраста. Согласно плану мероприятий программы развития, медицинскими работниками школы был создан и постоянно обновляется банк данных о состоянии здоровья учащихся школы. В начале 2004-2005 учебного года эти данные были созданы также и в электронном виде. ^ за последние три года по школе приведено в таблице. Таблица 1 Состояние здоровья обучающихся (за последние 3 года)
Как видно из таблицы, в школе удается решать задачу сохранения здоровья школьников. Количество практически здоровых детей и детей, имеющих отклонения в здоровье, за последние три года остается на примерно одинаковом уровне. Для всех учащихся в школе организовано горячее питание. Школа имеет оборудованную столовую площадью 195,4 м2, деятельность которой осуществляет ООО «Полярная звезда». C 2005 по 2007 год, благодаря большой разъяснительной работе, проделанной среди учащихся и их родителей с приглашением медицинских работников, удалось увеличить количество учащихся, охваченных горячим питанием с 42% до 65%. С целью улучшения организации учебного дня учащихся начальной и основной школы, в сентябре 2005 года была введена система «разных звонков». По этой системе расписание звонков начальной школы и учащихся с 5 по 11 класс различно. Время уроков представлено в следующей таблице. Таблица 2 Расписание звонков
Данная система позволила решить ряд проблем по организации учебного процесса, таких как: снять загруженность вестибюля школы в начале и конце учебного дня; уменьшить очереди в школьные раздевалки; организовать питание учащихся в школьной столовой в разное время; уменьшить количество учащихся в перерывах между уроками; лучше организовать двигательную активность учащихся начальной школы на переменах в рекреациях. С 2005-2006 учебного года в школе удалось снять проблему перегруженности за счет введения обучения 5-11 классов в одну смену. Таким образом, у учащихся этих классов освободилась вторая половина дня и стало возможным более оптимально организовать занятия детей в сфере дополнительного образования. При составлении расписания уроков и дополнительных занятий в школе обязательно учитываются санитарные правила и нормы, а также рекомендации по двигательной активности учащихся. Для составления расписания в школе используется компьютерная программа «Ректор» (г. Санкт-Петербург), в которую заложены санитарно-гигиенические требования к распределению нагрузки школьников в течение рабочего дня и недели. Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня с обязательным перерывом не менее 45 минут. В плане мероприятий программы развития школы была запланирована апробация авторских программ по реализации 3-го часа двигательной активности. С 2005-2006 учебного года в 11 классах для девочек был введен учебный предмет «Аэробика», который в течение года проводила учитель Кудряшова И. В. Инна Викторовна прошла специальную переподготовку по этому предмету на курсах в ИПКиПРО. Для работы на уроках педагог использует программу Г. Н. Курамшиной «Оздоровительная аэробика», изд-во Пензенского областного ИПКиПРО, 2004. В 1-6 классах реализуется авторская программа учителя Казанцевой Г. А. «Ритмика». Программа имеет положительную рецензию заведующей кабинетом художественно-эстетического образования Пензенского ИПКиПРО Т. Ф. Липовской и рекомендована для использования в школе. В 2005-2006 учебном году была начата работа по оптимизации дозировки домашних заданий учащихся. В ноябре 2005 года на педагогическом совете был рассмотрен вопрос об объеме домашних заданий. По решению педсовета в школе было проведено исследование, целью которого было установить объем времени, которое затрачивают учащиеся на выполнение домашних заданий и выработать практические рекомендации для педагогов. По результатам исследования для учителей школы были составлены памятки по организации домашней работы учащихся и запланирован контроль за их выполнением в течение учебного года. Для повышения двигательной активности учащихся в школе организована работа большого количества спортивных секций и двух хореографических коллективов. За отчетный период процент детей, занимающихся в детских объединениях по интересам на базе школы, вырос с 50% до 83%. Появились новые секции: джиу-джитсу, баскетбол для учащихся начальных классов, туризм, спортивное ориентирование. Для старшеклассниц, учителей школы и жителей микрорайона была организована секция аэробики, которую в настоящее время посещают 30 человек. Занятия проходят в специально оборудованных помещениях: спортивном зале школы (спортивные секции), актовом зале (хореография), гимнастическом зале на базе Центра досуга молодежи (хореография и аэробика). В 2005 году в школе был оборудован тренажерный зал. В настоящее время его посещают как школьники, так и жители микрорайона. Занятия проводятся под руководством тренера Павлова П. В. Количество занимающихся на данный момент – 52 человека. За отчетный период было проведено около ^ , в которых принимали участие учащиеся школы и их родители. В школе систематически ведется методическая работа с педагогами по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. C 2004-2005 учебного года одно из главных направлений работы методического объединения классных руководителей было определено как «Формирование здорового образа жизни». Заседания МО классных руководителей проводятся в форме семинаров и круглых столов с приглашением специалистов Госнаркоконтроля, Центра «Панацея», Центра «Д.А.Р» и Центра профилактики ВИЧ-инфекции. В помощь классным руководителям был подготовлен ряд методических разработок классных часов, диспутов, интеллектуальных игр, тренингов по формированию ЗОЖ. Обобщается опыт работы лучших классных руководителей по данному направлению. В школе была разработана система мероприятий по содействию в формировании ЗОЖ и профилактике безнадзорности правонарушений с учащимися 1-11 классов и детьми группы риска. Работа ведется как группами, так и индивидуально. На классных часах в 1-11 классах ведутся занятия по программе «Безопасное и ответственное поведение». В школе был организован ряд акций, посвященных профилактике вредных привычек, таких как «Мы – за здоровый образ жизни!», «Молодежь без наркотиков», «Здоровью – да, куренью – нет!». Ежегодно проводится конкурс газет и плакатов по этой теме. В течение отчетного периода были проведены тренинги с учащимися 8-11 классов «Умей сказать «Нет» специалистами Центра «Д.А.Р.» и Союза социальной защиты детей. Кроме мониторинга состояния здоровья учащихся, школьным врачом и медицинской сестрой регулярно проводятся беседы с учащимися по профилактике различных заболеваний. Медицинскими работниками школы оформляется специальный информационной стенд. ^ жизни ведется не только с детьми, но и с родителями. В отчетный период для родителей были организованы встречи с медицинскими работниками: наркологом, гинекологом, педиатром; работниками правоохранительных органов. Эти встречи проходили в форме «круглого стола», вечера вопросов и ответов. В профилактике вредных привычек и формировании потребности в здоровом образе жизни ведущая роль отводится участию школьников в спортивных мероприятиях школьного, районного, городского и областного масштаба. Достижения учащихся за последний учебный год представлены в следующей таблице. ^ Спортивные достижения учащихся школы
(см. приложения) В школе работает социально-психологическая служба, в состав которой входят педагог-психолог и социальные педагоги. Социально-психологическая служба создана для организации психолого-педагогического и социального сопровождения развития ребенка. Педагогом-психологом ведется работа по оказанию психологической поддержки учащимся, испытывающим трудности в обучении, а также психокоррекционная работа с дезадаптированными учащимися. Работа социально-психологической службы охватывает определение готовности к обучению ребенка в школе, обеспечение адаптации в школе, поддержку учащихся в решении задач личностного самоопределения, помощь в решении проблем социализации и формирования жизненных навыков. Специалистами службы реализуются программы предупреждения и коррекции социально-психологических зависимостей. Социально-психологическая служба школы реализует мероприятия психолого-педагогического просвещения для учителей и родителей учащихся. Были выполнены практически все мероприятия программы развития по усилению безопасности школы. В 2005/2006 учебном году разработан паспорт безопасности образовательного учреждения, в котором отражена деятельность всех сотрудников школы в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации. В декабре 2004 года установлена металлическая входная дверь с дистанционным открыванием, домофон для связи с вахтером. В сентябре 2005 года на двери был установлен контроллер доступа в школу, а все желающие родители учащихся приобрели электронные ключи для него. Теперь доступ посторонним лицам в школу закрыт. В марте 2006 года был закончен монтаж системы видеонаблюдения для внутреннего и внешнего контроля. В настоящее время семь видеокамер работают внутри школы, а две – снаружи. Вывод изображения осуществляется на мониторы, которые установлены на рабочих местах вахтера и администрации школы. Вахтер всегда имеет связь с дежурным администратором школы по внутреннему радиотелефону. С учащимися школы ведется систематическая работа по формированию способов деятельности в чрезвычайных ситуациях. Все школьники, с 1 по 11 класс, знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности, как на уроках, так и во внеурочное время. Соответствующие темы изучаются: в начальной школе – в рамках курса «Окружающий мир», в основной школе – в системе классных часов, в средней школе – в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Во внеурочной деятельности по этой теме реализуются различные формы работы: викторины, КВН, праздники, встречи с работниками МЧС. С целью профилактики травматизма на дорогах регулярно (два раза в год) проводятся встречи с инспекторами дорожно-патрульной службы. Инспектора ДПС также регулярно встречаются с родителями школьников на родительских собраниях. На 3-м этаже школы оборудованы стенды, посвященные правилам дорожной безопасности. На базе школы в рамках сотрудничества с детским центром «Спутник» организована работа детского объединения «Юные инспектора движения», в которое вовлечены все учащиеся начальной школы. Руководитель объединения проводит занятия с учащимися в группе продленного дня, на классных часах, организует праздники, конкурсы и викторины. Учащиеся принимали участие в областном конкурсе рисунков и сочинений. В 2006 году команда ЮИДД школы получила грамоту за активное участие в городских соревнованиях «Безопасное колесо-2006», а один из участников команды Алькаев Влад занял 3-е место на этапе «ПДД» данных соревнований. (см. приложения) 2 Оптимизация учебно-воспитательного процесса Для реализации задач программы развития этого блока в январе 2005 года в школе была разработана ^ (см. приложения), в которой были сформулированы цели и задачи образовательного процесса школы, модель выпускника школы на разных ступенях образования, представлен учебный план и программно-методическое обеспечение образовательной программы. Данная программа была рассмотрена при прохождении процедуры государственной аттестации школы и получила высокую оценку специалистов Министерства образования и науки Пензенской области. В сентябре 2005 и 2006 годов образовательная программа школы была переработана на 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы соответственно. Этот документ является определяющим для школы в организации образовательного процесса. Особенностями учебного плана школы является подготовка учащихся по ряду дисциплин, наиболее актуальных в современных условиях, а именно: - изучение иностранного языка и информатики со 2-го по 11 класс; - изучение экономики и основ предпринимательства в 10-11 классах; - введение учебного предмета «Обществознание» в 6 и 7 классах (в 2006 и 2007 году соответственно); - предоставление учащимся на выбор 13-ти предметных и межпредметных курсов предпрофильной подготовки из всех образовательных областей; - изучение специальных курсов по информатике, математике, иностранному языку в среднем и старшем звене; - изучение элективных курсов различной направленности в профильных классах (в том числе «Деловой английский», «Введение в историю отечественной культуры» и др.); - разнообразные факультативные курсы. Через систему различных профилей обучения и элективных курсов, учащимся школы предоставляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени обучения. Возможно обучение по индивидуальным учебным планам. Для построения преемственности между дошкольным и начальным образованием с детьми 5-6 летнего возраста в школе организована ^ . Работа ориентирована не на обучение детей счету, письму, чтению, а обеспечивает такие направления развития дошкольников как эмоционально-личностное, художественно-эстетическое, физическое и познавательное. При организации работы Школы раннего развития администрация школы руководствовалась методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 17.02.2004г. №14-151—36/13 «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе». В работе ШРР используются следующие программы: «Ступеньки к школе» (авторы М. М Безруких, Т. А. Филиппова), «Школа 2100» (авторы Р. В. Бунеев, Н. П. Бунеева). Работа школы раннего развития пользуется большой популярностью в микрорайоне. В 2006-2007 учебном году школу посещают 60 детей, из которых только 13 проживают в микрорайоне школы. В марте 2005 года школа успешно прошла процедуру государственной аттестации и получила свидетельство о государственной аккредитации серии АА № 162299, рег. № 3399 от 20 мая 2005 года. Аттестация проходила с применением технологии «КАС-ДОУ-Аттестация» и показала следующие результаты:
Как видно из приведенных данных, выпускники начальной и средней школы показали очень высокие результаты обучения. Несколько хуже обстоит дело с выпускниками основной школы. Аттестационной комиссией было предложено для совершенствования учебно-воспитательного процесса принять меры к обеспечению повышения уровня усвоения основных знаний, умений и навыков в основной школе. Работа над этой проблемой была включена в план работы школы на 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы. При прохождении процедуры аттестации, школа смогла доказать свое право на присвоение статуса школы с углубленным изучением информатики, о чем было получено соответствующее заключение. В 2006 году была подготовлена новая редакция Устава и школа официально получила новый статус (постановление Главы администрации города Пензы № 596 от 13.06.2006 г., лицензия серии А № 234738, рег. № 8465 от 13 декабря 2006 г.). Одной из основных задач программы развития школы является повышение качества результатов обучения. Этот показатель оценивается по различным критериям. Так, по итогам 2005-2006 учебного года, количество учащихся, окончивших год на «4» и «5», составило в целом по школе 54,5% (в 2004/2005 году – 51,3%, в 2003/2004 году – 48,3%). |