Использование игровых ситуаций на уроках географии icon

Использование игровых ситуаций на уроках географии



НазваниеИспользование игровых ситуаций на уроках географии
Дата конвертации10.08.2012
Размер124.33 Kb.
ТипУрок

Использование игровых ситуаций на уроках географии


Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7кл), природного явления (6кл), государства (7кл, 10кл) и представить его на «суд мировой общественности» класса.

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.

Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект Японии, и.т.д.

Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию.

На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».

Вопросы для геолото которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.


В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, зачит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.

При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые игры. Например, в седьмом классе при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации:

1. Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике. Расскажите о случившемся, о попытках выжить.

Восьмиклассникам после изучения темы о Сибири и Дальнем Востоке предлагаю следующие ситуации:

1. Вы едете в поезде по Транссибирской магистрали от Хабаровска до Омска. Что вы увидите из окна поезда?
2. Представьте, что в начале сентября вы пошли в лес за грибами в тайгу Предбайкалья и заблудились. У вас куртка, сапоги, коробка спичек, два бутерброда. Что в таких экстремальных условиях вы сможете предпринять?

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать.

Очень интересно проходит деловая игра по экономической географии. Вот несколько ситуаций для девятого класса:

1. Вы работаете в окрестностях Уренгоя на буровой. Какие трудности в работе и в быту вы испытываете?
2. Вы - руководитель крупного акционерного общества в районе Южноякутского ТПК. Выберите и обоснуйте профиль строящихся предприятий. Как будут решать ся проблемы кадров жилищного строительства, охраны окружающей среды?

Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

Отчет о проделанной работе за учебный год (2000-2001) над методической темой «Воспитание патриотизма у школьников девятых классов через обучение географии».

Патриотизм (от греч. «patris» — Родина) — любовь к Родине, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». (СЭС). На протяжении всей своей истории народы, населявшие Россию, отличались высоким патриотизмом. Именно это чувство позволяло нашм предкам одерживать многочисленные победы над теми, кто посягал на территории страны, на свободу и независимость её народа. Каждое государство, проводя внутреннюю политику, разрабатывает и осуществляет (на различных уровнях) систему мер, направленных на воспитание патриотизма у своих граждан. Люди среднего и старшего возраста хорошо помнят, как на протяжении многих лет через средства массовой информации, литературу, кинематограф, пионерскую, комсомольскую организации, на каждом уроке в школе в нас вселяли чувство гордости за то, что нам посчастливилось родиться в этой стране. Пусть методы были небезупречными, но, надо признать, что мы выросли патриотами. Что же изменилось сегодня? Распались пионерская и комсомольская организации (при этом ничего равностоящего молодежь взамен не получила). Кинематограф несет в нашу жизнь очень много зла, насилия, пошлости. Мы давно признали, что наши дети очень мало читают литературу серьезную. В лучшем случае - это справочники, энциклопедии, учебная, научная литература. В худшем - дети совсем ничего не читают! Говорят, что в последние годы средства массовой информации стали более правдивыми. Но как-то уж очень однобоко, с одной, черной стороны, показывают нам правду. Как будто нет ничего хорошего вокруг! Время летит быстро. И вот уже слышно со всех сторон, что растет поколение злое, бездушное, не любящее своей Родины. А что они должны любить? Наши дети не знают ничего хорошего о своей стране! В прошлом учебном году, на одном из уроков в девятом классе, с одной из учениц у нас началась дискуссия о преимуществах жизни в другой стране. Послушав со стороны, можно было подумать, что мы живем не в одной стране, - так по-разному мы её характеризовали. Я видела, как менялись взгляды учеников в процессе дискуссии и поняла, что мы, учителя, можем, а значит должны влиять на жизненную позицию этого «упущенного» поколения. Вот почему в этом учебном году я выбрала себе тему «Воспитание патриотизма у школьников девятых классов через обучение географии».

В девятых классах на уроках географии мы изучаем экономику России (в восьмом классе — природу). Еще летом, при выборе учебника и составлении программы я обращала внимание на темы, при изучении которых возникает чувство гордости за свою Родину. При подготовке к урокам, стараюсь строитть их таким образом, чтобы ученики чувствовали свою сопричастность к проблемам страны. Ведь знающий, активный, думающий, ищущий пути решения проблемы ученик — неравнодушный к судьбе своей Отчизны, уже наполовину патриот. Но самое главное, конечно качество знаний. Ведь не зря говорят «Патриотизм начинается с глубокого изучения своей Родины». Чтобы повысить качество знаний включаю в программу большое количество практических работ и социокультурные практикумы. А с целью повышения интереса к изучаемому материалу провожу внеурочную работу по предмету. В осенние каникулы ездила с группой учеников по «Золотому кольцу» России. Выбор как самого маршрута, так и каждой экскурсии, был не случаен. С учениками оговаривалась цель каждого посещения. После поездки мы неоднократно собирались, обсуждали увиденное. Ребята оформили стенды, которые висят в рекреации у кабинета географии. По теме «Народные промыслы Центральной России» была собрана выставка изделий народных промыслов и показана во время вечера, который состоялся в рамках проводимой недели географии в школе. Сейчас закончен сбор материалов для следующих стендов. Мы приглашаем учителей литературы и музыки присоединиться к нам, с тем, чтобы вся рекреация третьего этажа была посвящена России, её географии, истории, литературному и музыкальному наследию. Воспитывая тем самым у учащихся чувство гордости за свою Родину. С двадцать первого по двадцать шестое июня запланирована поездка в Санкт-Петербург с последующим оформлением стенда. А так как невозможно эту работу остановить, бросить, то на следующий год я уже планирую с ребятами походы, поездки по Саратовской области с целью более близкого знакомства со своим краем, своей малой Родиной, продолжая воспитывать тем самым чувство патриотизма у наших детей.

^ Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Гидросфера»


Цели урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Гидросфера». Обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов, через литературные произведения.

Оборудование урока: Физическая карта полушарий, таблицы с изображением объектов гидросферы, технические средства обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

Правила игры:
Играют шесть команд по пять-шесть человек. Каждой команде задается по одному-два вопроса или задания на каждом этапе. Если команда отвечает неправильно, или не может ответить на вопрос, то имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает жетон. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

II. Обобщение, систематизация и контроль знаний.

Задание 1 «Географическая цепочка».
Командам предлагается определить, что обозначают цифры, написанные на карточках:

18м, 1054м., 2%., .11022м., 35%0, 1620м., 42%0,
10км/ч., 3530м., 30.000км., -402м., 80м. в сутки.

Задание 2 «Найди лишнее слово».

1) исток, устье, марена, водораздел.
2) Волга, Дон, Обь, Амазонка.
3) Обь, Амазонка, Аму-Дарья, Волга.
4) Балхаш, Байкал, Каспийское.
5) Ниагарский, Панамский, Анхель, Виктория.
6) Гренландия, Аравийский, Кольский, Скандинавский.
7) Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Течение Западных Ветров.
8) Бенгальский, Мексиканский, Магелланов, Персидский.
9) Черное, Балтийское, Средиземное, Карибское.
10) Новая Гвинея, Сахалин, Индостан, Гавайские.

Задание 3 «Конкурс эрудитов».
1) В каком море ловят рыбу - жителя трех частей света?
2) Какое море в древности называлось Янтарным и почему?
3) На каком материке нет рек?
4) В какое море не впадает ни одна река?
5) Какое море самое пресноводное в мире?
6) Может ли соленая вода превратиться в пресную?
7) Устье какой крупнейшей реки Европы находится ниже уровня океана?
8) Гда расположено самое большое скопление островов?
9) Есть на земле замечательный материк. Следуя вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана. Что это за материк?
10) Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, два материка, два государства?
11) Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами?
12) Воды каких двух океанов омывают все материки кроме одного?
Задание 4 «Литературные загадки».
1) Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

«Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но в Волге вода есть реки Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле,
И в Таньганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки - часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.».

И. Якимов.

2) Почему М. Ю. Лермонтов изобразил Терек диким и необузданным? В чем причина?

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.»

3) О какой реке написал эти стихи наш саратовский поэт
Н. Палькин? Где берет начало река?

«Вот отсюда, именно отсюда.
Из глубин лесного рудника,
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.»

4) Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А.С. Пушкиным на поверхности моря?

«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго помнить буду
Твой гул в вечерние часы.»

«К морю».

5) Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

Как море чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.

И. Ландо.

6) О какой реке написал эти стихи А. Твардовский?

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
Из гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль - семь тысяч рек,
Она со всех концов собрала -
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.

Задание 5: «Знаешь ли ты карту?»
Не пользуясь картой, назовите правильный ответ:
1. Остров Мадагаскар находится от Африки на Юго-Востоке или Юго-Западе?
2. Какое течение южнее: Гольфстрим или Лабрадорское?
3. На территории Западно-Сибирской равнины протекает река Обь или Лена?
4. Какое море расположено севернее: Охотское или Берингово?
5. Какое озеро расположено западнее: Ладожское или Онежское?
6. Какой океан омывает Южную Америку с запада - Тихий или Атлантический?
7. Что расположено южнее: Карибское море или Мексиканский залив?
8. Бенгальский залив омывает Индостан с запада или с востока?
9. Что находится севернее: Гибралтарский пролив или Бискайский залив?
10. Что находится западнее: Баренцево или Карское море?
11. Какой водопад находится севернее: Анхель или Игуасу?
12. Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
Задание 6. Географические загадки-шутки по теме «Гидросфера».
1. Название какого озера состоит из теплой материи и буквы? (Байкал).
2. Какой остров заявляет, что он спортивная одежда? (Ямайка).
3. Слог первый - название востока,
Второй же - в земле вырывают глубоко,
А целое можно узнать без труда:
Его окружает сплошная вода. (Остров).
4. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой длинной рекой Европы (Иволга).
5. Какой нос всегда мерзнет? (Канин нос).
6. Какой остров говорит о своей величине? (Ямал).
7. Где и почему «Илья Муромец» низвергается с «Небес на Землю»?
8. В какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские Ворота).
9. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля).
10. Какой пролив в древние времена носил название Геркулесовых столбов?
11. Назовите «цветные моря», где они находятся?
12. Существует ли море без берегов?

III. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество баллов, и самые активные учащиеся.


^ Географическая игра «Что? Где? Когда?»


Организация игры.

В игре принимают участие все учащиеся класса, которые разделены на команды. В центре класса находится стол с рулеткой, вокруг него 6 стульев.

Рулетка представляет собой обычный круг, разделенный на сектора, которые закрашены в различные цвета. В центре вращается стрелка. На каждом конверте с вопросом стоит цифра, соответствующая номеру сектора и индекс (1А, 2Б, 3В и т. д.), соответствующий какой-либо команде класса.

Правила игры:

1. За нарушение дисциплины, подсказку, выкрики и т.п. жюри имеет право снять с команды от 1 до 3 очков.
2. За стол садятся 6 членов одной команды.
3. За правильный полный ответ команде присуждается два очка.
4. Если команда не смогла ответить на вопрос, то 1 очко присуждается той команде, в которой состоит ученик, придумавший вопрос.
5. За самый интересный вопрос жюри присуждает 3 очка.
6. Если команда ответила на вопрос частично, то на усмотрение жюри количество очков можно разделить между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос.
7. Если вопрос принадлежит команде (это видно по индексу на конверте), которая в данный момент играет, то она отвечает на следующий вопрос по ходу часовой стрелки.

Игра начинается с короткого рапорта капитанов: «Команда знатоков присутствует в полном составе и готова играть».

Затем ведущий поздравляет ребят с очередной встречей, желает победы достойнейшим и приглашает к столу команду участников.

Раскручивается рулетка, ведущий берет конверт, на который показывает стрелка, и зачитывает вопрос. После минуты обсуждения, один из знатоков отвечает. Жюри комментирует ответ и объявляет результат, затем приглашает к столу очередную команду. В заключении жюри объявляет общий результат встречи и набранные командами очки. Жюри также называет и комментирует самый интересный вопрос, поздравляет его автора и команду-победительницу. Встреча закончена.

Вопросы к игре.

1. Уважаемые знатоки! Какой из Южных материков совсем не искали, но неожиданно обнаружили? А какие из них долго и упорно искали, но нашли очень не скоро?
Ответ: Южную Америку, Австралию и Антарктиду.
2. Уважаемые знатоки! Свои ледники имеют все Южные материки кроме какого?
^ Ответ: Австралии.
3. Уважаемые знатоки! Кочевники Сахары говорят: «В пустыне больше людей погибло от наводнений, чем от жары». Можете ли вы дать объяснение этому факту?
Ответ: В пустыне преобладает ливневый характер выпадения осадков. На короткое время по руслам, сухим на протяжении почти всего года (их местное название - вади), устремляются мощные потоки воды, застигающие врасплох некоторых путешественников.
4. В одном из австралийских штатов была организована геолого-разведочная экспедиция для поисков золота и драгоценных металлов. Её путь начался в городе Алис-Спрингс, а конечным пунктом маршрута была точка с координатами 200ю.ш. и 1300в.д. С какими трудностями пришлось столкнуться участникам экспедиции?
^ Ответ: Жаркий сухой климат, отсутствие пригодной для питья воды.
5. Уважаемые знатоки! При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе «Австралия» допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, пирамидальная сосна.
^ Ответ: Зонтичная акация, казуария, бутылочное дерево, фикус, пирамидальная сосна. Забытое дерево - эвкалипт.
6. Уважаемые знатоки! Ученые обнаружили в горных породах, слагающих Антарктиду, окаменевшие остатки папоротников, лесных деревьев и даже динозавров. Как вы думаете, чем это можно объяснить и какое природное явление может быть причиной их гибели?
^ Ответ: Антарктида была частью древнего материка Гондваны. Похолодание климата после раскола Гондваны и движения материка к югу.
7. Уважаемые знатоки! Почему в амазонской сельве обитает только один представитель копытных - тапир? Какую природную зону, наоборот можно назвать «царством копытных»?
Ответ: Отсутствие открытых пространств. Зона саванн и редколесий.
8. Испанские конкистадоры в Южной Америке предпочитали селиться в основном в горах а не на побережье. Объясните почему.
Ответ: По сравнению с побережьем, в горах более благоприятный климат. Там менее жарко (например, в столице Колумбии Боготе, расположенной на высоте 2700м над уровнем моря, среднегодовая температура составляет 14-160C) и в зависимости от географической широты влажнее или суше, чем на побережье.




Похожие:

Использование игровых ситуаций на уроках географии iconИспользование игровых ситуаций на уроках географии
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя выбрать...
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconПрезентация «Использование электронных учебных пособий на уроках географии»
За 2005-2006 учебный год мной совместно с учителем информатики нашей школы Муравьевой М. Е, разработано несколько уроков по географии...
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconИспользование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад»
Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей...
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconЕрунцова Тамара Георгиевна Директор Учит географ. 29. 01. 1950 Высшее ргу 41 41 2008 І 2005 Нетрадиционные урок
Нетрадиционные уроки и формы обучения. Использование лок и лос на уроках географии
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconОригинальные способы активизации знаний на уроках биологии
Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических...
Использование игровых ситуаций на уроках географии icon11. 01. 2010 года состоялся семинар-практикум учителей биологии по теме «Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках биологии»
«Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках биологии», в котором приняли участие 20 педагогов района
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconПлан мероприятий гимназии №88 по реализации темы «Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе». 2008-2009 учебный год
«Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе»
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconМетодическое объединение учителей общественных наук работает над методической темой: «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и географии»
«Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и географии»
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconИспользование возможностей информационных технологий при создании практико-ориентированных проектов по географии
Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, но и методики...
Использование игровых ситуаций на уроках географии iconЛ. П. Богданова учитель иностранного языка мбоу сош №5 г. Нелидово Использование мультимедийных средств обучения на урок
Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках немецкого языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов