Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация icon

Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация



НазваниеОлимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация
Дата конвертации10.08.2012
Размер106.93 Kb.
ТипДокументы

ОЛИМПИАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ
(2005 г.)


ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ.

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания
    Огляд..ва..ш..ся в..круг и вид..шь как все в пр..роде пр..обр..жает..ся св..тлеет н..босвод бл..годарно тр..пещ..т освеж..н..ая листва уже не бор..т..ся с истомой нас..комые жуж..ат шм..ли щ..бечут птиц.. по солом..нке как по лес..ниц.. шеству..т жуч..к л..тают разноцветные бабоч..ки и б..рюзовые стр..козы. Радос..но вид..ть прои..шедшие на глазах пер..мены в пр..род.. .

    ЛЕКСИКА.

  2. Распределите следующие слова по группам:
    заимствованные, диалектные, профессионализм, исконно русские общеупотребительные. Учтите, что одно слово может войти в две группы!

    Мальчик, ямщик, векша, пневмония, деревня, тулуп, стежка, эрозия, изгородь, кушак, кочет, курица, ставок, инкубация, ребенок, мебель, ласточка, лексема, лягушка, незабудка, гардероб, катанки, комната, знаменатель, огурец, скамья, криница, орфоэпия, колыбель.

    РЕЧЬ.

  3. Речевые ошибки допущены в предложении (найти и исправить)
    А) Вслед уходящему поезду провожающие махают руками.
    Б) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.
    В) Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи, стремления.
    Г) Артист был удостоен высокой награды.
    Д) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
    Е) Он самый старейший член нашего коллектива.

  4. Укажите правильный вариант употребления фразеологизма в предложении.
    А) Мы заморили червячков.
    Б) Они довели его до белого колена.
    В) Эта работа выеденного гроша не стоит.
    Г) Он первая спица в колеснице.
    Д) Я преклонил колени в знак почтения.
    Е) Кругом темнота - хоть глаз выколи.
    Ж) Он все льет крокодильи слезы.

  5. Закончите предложения, употребляя подходящие по смыслу фразеологизмы.
    А) Он умеет все делать. Да он ____________
    Б) Каретник мой плут. Он напроказничал, но каким-то образом уклонился от наказания.
    Одним словом, он ______________
    В) Этого мы так не оставим. Необходимо раскрыть его деяния и рассказать всем. Мы ____
    Г) Лирическая повесть оказалась последним, предсмертным проявлением таланта
    писателя, его _____________
    Д) Слабенький паренек преодолел немалое расстояние, чтобы повидать своего друга.
    Никому _________________

    ГРАММАТИКА.

  6. Допишите окончания.
    А) Это хорошо описано А.Н. Толстым в „Восемнадцатом год____“.
    Б) В „Горячем снег__“ Ю. Бондарев писал почти о себе.
    В) И в „Горячем снег___“ и в „Берег__“ Ю. Бондарева более всего интересует одна тема: человек на войне.
    Г) Эта мысль не нова, об этом говорил еще Данте в „Ад___“.
    Д) В „Вишневом сад___“ есть и грустное, и смешное, и комичное, и трагичное.

  7. Укажите слова женского рода.


    Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импрессарио, киви, миссис.

    ОРФОЭПИЯ.

  8. Расставьте ударения в словах:

    Мельком, безудержный, знамение, вероисповедание, мастерски, каталог, ракурс, апостроф, втридорога, танцовщица, красивее, иконопись

^ ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ
(2005 г.)


  1. Определите, о каком литературном направлении идет речь.

    А) Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, архаичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.
    Б) Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является "искусство для искусства", "тайнопись неизреченного", недосказанность, замена образа.
    В) Литературное течение, считавшее основой своей эстетики "образ", утверждавшее "теорию образных впечатлений".

  2. На стихи какого поэта написана пародийная "Поэма" Юрия Верховского?

    Я вдыхаю с балкона
    Запах одеколона:
    То принцессы и принцы
    Ждут внизу у колонн.
    Ждите, принцы, принцессы,
    Я закончу эксцессы
    И сойду к вам на землю —
    Красоты эталон.
    О, какое блаженство
    Выявлять совершенство.
    Воззвездиться над всеми!
    Я поэт — полубог!
    Я вздымаюсь, как знамя,
    Обжигая, как пламя,
    Предо мной Макс Волошин —
    Двухнедельный щенок.



  3. Какому литературному персонажу принадлежат эти слова? Назовите автора и произведение.
    „О, гляньте на меня, я погибаю! Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я, пропал! Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства, плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий! Господи боже мой, как больно! До костей проело кипятком. Я теперь вою, вою, вою, да разве воем поможешь?“

  4. Напишите статью «Верлибр» (определение, признаки) для словаря литературоведческих терминов.

  5. Определите, какие виды комического (юмор, сатира, ирония, сарказм) использованы в приведенных ниже фрагментах. Охарактеризуйте каждое явление.

    А) Откуда, умная, бредешь ты, голова?.. (обращение к ослу)
    Б) Вместо шапки на ходу он надел сковороду…
    В) Надменный временщик, и подлый, и коварный, монарха хитрый льстец…
    Г) И сойдешь ты в могилу, герой, втихомолку проклятый Отчизною, возвеличенный громкой хвалой…

  6. Кто из перечисленных поэтов входил в группу символистов, кто - в группу акмеистов, а кто- в группу футуристов: В. Брюсов, В. Маяковский, И. Анненский, М. Цветаева, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Блок, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Ахматова, В. Хлебников?

  7. Анализ поэтического текста. Сопоставьте два стихотворения поэтов-символистов о процессе творчества. Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

    К. Бальмонт, „Как я пишу стихи“
    Рождается внезапная строка,
    За ней встает немедленно другая,
    Мелькает третья, ей издалека
    Четвертая смеется, набегая.
    И пятая, и после, и потом,
    Откуда, сколько - я и сам не знаю,
    Но я не размышляю над стихом
    И, право, никогда не сочиняю.
    (1905)

    В. Брюсов, „Творчество“
    Тень не созданных созданий
    Колыхается во сне,
    Словно лопасти латаний
    На эмалевой стене.
    Фиолетовые руки
    На эмалевой стене
    Полусонно чертят звуки
    В звонко-звучной тишине.
    И прозрачные киоски
    В звонко-звучной тишине
    Вырастают, словно блестки,
    При лазоревой луне.
    Всходит месяц обнаженный
    При лазоревой луне…
    Звуки реют полусонно,
    Звуки ластятся ко мне.
    Тайны созданных созданий
    С лаской ластятся ко мне,
    И трепещет тень латаний
    На эмалевой стене.
    (1895)

УРОК-ТЕАТР
^ 9 КЛАСС.
А.С. ГРИБОЕДОВ. "ГОРЕ ОТ УМА".

"И ФАМУСОВА ШУМНЫЙ БАЛ…"
(Действие третье, явления 4-13).


Оборудование: доска с записанными на ней темой, эпиграфом и вопросами; музыкальная фонограмма;
альбом „А.С. Грибоедов: Жизнь и творчество“.

Эпиграф: Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны…

И.А. Гончаров, „Мильон терзаний“


Вопросы, записанные на доске:

  1. Гости Фамусова — в чем их сходство и различие?

  2. «Дом Фамусова» или «Грибоедовская Москва»?

  3. Почему Чацкий одинок среди гостей?

Звучит музыка (И. Штраус, „Жизнь артиста“).

УЧИТЕЛЬ: Добрый вечер, дамы и господа. Так и хочется сказать: «Добрый вечер», ведь в 19 веке настоящий бал устраивался именно в вечернее время. И сегодня нам с вами предстоит побывать на балу. Но это бал необычный — это бал литературный, в какой-то степени бал-маскарад, т.к. вы сами будете и участниками его (т.е. приглашенными гостями), и, главное, читателями, ведь этот бал проходит в хорошо знакомом вам доме Фамусова, где продолжают разыгрываться драматические и комические события пьесы А.С. Грибоедова „Горе от ума“. Итак, сегодня мы дочитываем и анализируем действие третье. И.А. Гончаров в своей статье „Мильон терзаний“ заметил, что около Чацкого «группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие… Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны…»

Обратите внимание на вопросы, на которые нам предстоит ответить в конце урока (чтение вопросов).

Итак, к дому Фамусова одна за другой подъезжают кареты, и первыми являются — кто?
Правильно, Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович.
Дома вы должны были подготовить рассказ-представление героя по следующему плану:

  1. Кто вы? Ваше имя и звание?

  2. Зачем приехали на бал к Фамусову?

  3. Чего ждете от бала?

  4. Как вы относитесь к Фамусову и его гостям?

1 УЧЕНИЦА: Я — Наталья Дмитриевна Горич. Я приехала на бал к Фамусову с целью показать и похвалиться своим мужем и новым платьем, узнать, что носят дочери князей Тугоуховских. Я жду от бала, что гости похвалят моего мужа и оценят по достоинтсву мой вкус. Еще я хочу развлечься, поболтать со знакомыми, узнать, что сейчас в моде. Что я могу сказать о Фамусове — московский барин, наш сосед. Я отношусь положительно к Чацкому, а также к семье Тугоуховских, к остальным гостям я отношусь лишь со светским почтением.

Чтение по ролям явлений 5 и 6.

Работа по вопросам:

  1. Как Наталья Дмитриевна относится к своему мужу?

  2. Можно ли сказать, что это Наталья Дмитриевна изменила мужа? Что конкретно она в нем изменила?

  3. Почему она отвечает за него?

  4. Как Платон Михайлович относится к этим переменам? Когда он сожалеет о женитьбе? (Вспомнить сцену разъезда гостей).

^ УЧИТЕЛЬ: Далее — князья Тугоуховские с шестью дочерьми!

2 УЧЕНИЦА: Меня зовут княгиня Тугоуховская. Я приехала, чтобы найти мужа для одной из моих дочерей, а если повезет, то и нескольких мужей сразу, а заодно показать красоту моих дочерей. Я думаю, что на балу встречу много богатых красивых людей, которые возьмут моих дочерей в жены. Фамусов мне не нравится, все время хочет казаться примерным семьянином, а сам, наверное, гуляка. Ни один из гостей мне не понравился, а особенно Чацкий, все сидел в углу и думал, что он Петра мизинец. А Наталья Дмитриевна обращается с мужем как с игрушкой.

Чтение по ролям явления 7.

Работа по вопросам:

  1. Почему слова «от-став-ный», «хо-лос-тый», «бо-гат» княгиня произносит по слогам?

  2. В чем важность авторской ремарки «громко, что есть мочи»?

  3. Можно ли сказать, что фамилия князей — говорящая?

^ УЧИТЕЛЬ: Новые гости — графини Хрюмины: бабушка и внучка.

3 УЧЕНИЦА: Я графиня Хрюмина (бабушка).я приехала на бал с целью показать свою внучку, подобрать ей жениха и узнать новости. Не скажу. Что на бал я приехала с удовольствием, "когда-нибудь я с пала та в могилу". Я повидала всех гостей и узнала много интересных сплетен.

4 УЧЕНИЦА: Я графиня Хрюмина (внучка). Я была приглашена на бал и хочу увидеть кого-нибудь из молодых гостей, пощебетать, посплетничать, узнать новости, развеяться. Я приехала посмотреть не на Фамусова, а на его гостей, большинство из которых мне неинтересны.

Чтение по ролям явления 8.

Работа по вопросам:

  1. Как характеризует графиню внучку ее первая реплика?

  2. Можно ли сказать, что фамилия этих персонажей — говорящая?

  3. Как вы думаете, почему у автора старая графиня так странно говорит — оглушая согласные?

  4. Можно ли сказать, что графиня бабушка — комический персонаж?

Н.И. Надеждин, критик журнала „Московский телеграф“, написал:
«Оригинальнее и любопытнее всех из них, без сомнения, князь Тугоуховский и графиня Хрюмина, эти два. Так сказать, идиотизма московского общества, составляющие его исключительную принадлежность: ибо где, кроме Москвы, старость и расстроенное здоровье, а тем более потеря слуха, не снимают с людей оков общежития и не дозволяют им спокойно доживать свой век в недрах семейства?»

^ УЧИТЕЛЬ: А вот и господин Загорецкий! Послушаем, что он скажет.

1 УЧЕНИК: Я Антон Антоныч Загорецкий. Я приехал на бал, чтобы вручить Софье Павловне билет на завтрашний спектакль, а заодно услужить большинству гостей. Я хочу втереться в доверие ко многим из гостей, а главное — послушать, что говорят и кто конкретно говорит, чтобы потом донести куда следует, о неблагонадежности тех или иных из приглашенных. Как отношусь к гостям Фамусова? Пустые люди, но в этом доме иногда встречаются любопытные экземпляры. Чтение реплик Загорецкого.

УЧИТЕЛЬ: Сам тип этого персонажа — «праздный человек» — был очень распространен не только в комедиях, но и в жизни российского общества эпохи Грибоедова. Вот что читаем в журнале „Вестник Европы“ за 1809 г.: «Праздный человек… занят более нежели другие. Он бегал по лавкам, покупал госпоже Б*** перчатки; Мондору курительный табак, Селине кружева, Селимене заказывал башмаки&… Он гражданин Английского клуба, развертывает все иностранные журналы, но читает со вниманием от начала до конца одну только статью в Московских газетах о приезжающих и отъезжающих. Он чрезвычайно услужлив — для вас нанимает ложу и вам достает билет в Благородный спектакль, никто не отыщет скорее его в собрании человека, не принесет даме солопа, не проводит ее лучше и проворнее к подъезду».

Работа по вопросам:

  1. Каково назначение ремарок автора: «Загорецкий мешается в толпу», «Загорецкий выставляется вперед», «Загорецкий исчезает»?

  2. Кто нелестно отзывается о Загорецком? Почему?

^ УЧИТЕЛЬ: Новая гостья — старуха Хлестова, свояченица Фамусова!

6 УЧЕНИЦА: Я — Хлестова, свояченица Фамусова, тетушка Софьи. Я приехала на бал от скуки и привезла с собой арапку-девку и собачку. Я не люблю Фамусова и его гостей, особенно Чацкого, но поскольку я — друг семьи Фамусовых, то отказаться от приглашения не могла. Приехала, чтобы поиграть в карты. От московских балов вообще давно уже ничего не жду — почти не встретишь нормальных, рассудительных людей.

Чтение по ролям явления 10.

УЧИТЕЛЬ: Послушаем небольшую историческую справку.

2 УЧЕНИК: «Арап — так в России 18-начала 19 веков называли негров. Во многих домах московских бар были арапы и арапки. Составлявшие представительность богатого барина. Следует обратить внимание на то, что факт продажи людей на ярмарке являлся даже в крепостнической России прямым беззаконием, — и тем не менее этот факт был широко распространенным. Так, при правительстве Александра в рязанском суде рассматривалось дело одного подпоручика, который на урюпинской ярмарке продавал крепостных. Суд принял строгие меры, но они не принесли никакого результата, и урюпинская ярмарка до самого уничтожения крепостного права была местом сбыта крепостных крестьян».

Работа по вопросам:

  1. Как характеризует Хлестову то, что она с перечислительной интонацией произносит: «арапку-девку и собачку»?

  2. Как ее характеризует построение фразы, когда она интересуется Чацким?

УЧИТЕЛЬ: а теперь поговорим о том, как проявляют себя на балу наши старые знакомые — Скалозуб и Молчалин. Обратимся к вопросам, записанным на доске.

К вопросу о «Грибоедовской Москве». Н. Надеждин писал: «Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы, ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества».

Другой критик, Полевой, писал: "…Забудем ли… мастера услужить Загорецкого, княгиню и князя Тугоуховских, Хлестову, графиню бабушку и внучку, шестерых княжон? Нет, они не дают забыть о себе, они все вокруг нас, за нами и перед нами. Это члены светского общества… это не личности, а характеры нашего времени, принадлежащие главной части общества, но не списанные ни с кого прямо, ибо тогда не были бы они так резки и сильны".

После работы по вопросам подводим итог:
Да, гости Фамусова разные, но всех их роднит то, что все они, как сказал сам Грибоедов, карикатуры, а живой человек между ними - Чацкий. Перед нами не просто званый вечер в одном случайно выбранном московском доме, - перед нами скорее всего «Грибоедовская Москва„ — это Москва в миниатюре, рассмотренная как бы сквозь призму авторского восприятия. Здесь самые разные чины, должности , титулы и возрасты. Но взгляды и чувства словно списаны с натуры и представлены в сцене этого шумного и совсем не веселого бала, на котором, как вы помните, Чацкий будет объявлен сумасшедшим. Но это уже — материал для размышлений на следующем уроке.

^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: попробуйте написать письмо „как прошел бал в доме Фамусова“ от лица того персонажа, о котором вы писали дома, отвечая на вопросы.

В финале урока под музыку звучит стихотворение А. Блока (отрывок из черновика поэмы „Возмездие“):

Кто б ни был ты, — среди обедов,
Или храня служебный пыл,
Ты, может быть, совсем забыл,
Что жил чиновник Грибоедов,
Что службы долг не помешал
Ему увидеть в сне тревожном
Бред Чацкого о невозможном,
И Фамусова шумный бал,
И Лизы пузленькие губки…
И - завершенье всех чудес —
Ты, Софья… Вестница Небес
Или бесенок мелкий в юбке?..
Я слышу возмущенный крик:
„Кто ж Грибоедова не знает?“
— Вы, вы! -Довольно. Умолкает
Мой сатирический язык, —
Читали вы „Мильон терзаний“,
Смотрели „Горе от ума“
В умах — все сон полусознаний,
В сердцах — все та же полутьма…
Звучит музыка И. Штрауса. Объявляются оценки. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Домашняя работа — письмо от лица персонажа.
Графиня-внучка.
Ах, мой друг, я недавно тебе сообщала о своем намерении посетить дом Фамусовых. Спешу тебя известить, что вчера вечером я побывала там. Но что за скука! Как я появилась, так сразу же толпа поклонников пала ниц передо мной, и они хором объявили меня прекраснейшей на этом балу. О! Это так утомительно - быть предметом всеобщего обожания! Один бедняга, Чацкий, сошел от меня с ума. Он преследовал меня, куда бы я ни направилась. Но, право, бал не удался. А во всем виновата скука!
Да, мой друг, я прощаюсь с тобой. И не забудь меня навестить на днях. Прощай




Похожие:

Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
Государственного стандарта общего основного образования по русскому языку (для 5 – 9 классов)
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconРабочая программа по русскому языку рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
Русский язык. 6 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconАнализа тренировочно диагностической работы №3 по русскому языку учащихся 11 (12) классов Павловского района (от 16. 04. 09 г.) 21 апреля 2009 год
Согласно плану дон 16 апреля 2009 года была проведена тренировочно – диагностическая работа №3 по русскому языку для учащихся 11...
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация icon19 апреля 2012 года в 14 часов Открытую районную олимпиаду по русскому языку
Целью олимпиады является проверка знаний учащихся выпускных классов и их готовности к сдаче егэ по русскому языку
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconДемонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2-х частей
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconДемонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 8 класса
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconПоложение по ведению тетрадей по русскому языку ( начальная школа )
Для выполнения всех видов обучающих работ по русскому языку учащиеся должны иметь 2 тетради
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconЗанимательные материалы по русскому языку Учитель начальных классов: Дроздова Е. С. Введение
Задумаемся над вопросом: каким образом с древнейших времен в народе проверяли у человека ум, смекалку, сообразительность? И ответим:...
Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconИтоги школьной олимпиады по русскому языку для начальных классов (муниципальный рейтинг)

Олимпиадные материалы по русскому языку для 10–11 классов (2005 г.) Орфография. Пунктуация iconПрограмма по русскому языку Т. Г. Рамзаева 2008 г. 3 Русский язык 2б Программа по русскому языку Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Программа по русскому языку Канакина В. П., Горецкий В. Г. образовательная система «Школа России» 2011 год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов