Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, icon

Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,



НазваниеМетодические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Дата конвертации10.08.2012
Размер105.88 Kb.
ТипМетодические рекомендации
1. /Аналитический отчет по мониторингу НОО.docМетодические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проводимого 17 мая 2011 года

В мае 2011 г. в Краснодарском крае проводился мониторинг введения ФГОС начального общего образования в первых классах общеобразовательных учреждений, являющихся пилотными площадками по введению ФГОС НОО. Его цель – определить эффективность введения нового стандарта, а именно оценить уровень сформированности у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, определить умение и готовность педагогов и школ края работать по новым стандартам, а так же понимание родителями идеологии и содержания нового образовательного стандарта. Мониторинг состоял из диагностической работы для учащихся, анкетирования учителей и заместителей директоров школ, уже реализующих обучение по стандарту, а также опрос родителей детей, обучающихся в пилотных школах.

Предложенный вариант мониторинга стал не только диагностическим, но и образовательным инструментом, позволяющим определить и осмыслить суть требований ФГОС НОО.

ФГОС НОО ориентирован на образовательные результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, вводятся метапредметные результаты.

Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия (УУД), которые могут быть применены на любом материале, в любых ситуациях, в которых может оказаться младший школьник. В результате изучения всех без исключения учебных предметов и во внеурочной деятельности в начальной школе у младших школьников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Диагностическую работу выполняли 5329 первоклассников из 232 классов 72 школ из 44 муниципалитетов (приложение 1). Работа представляла собой набор заданий, которые включали в себя материалы по разным предметам начальной школы, изучаемым в первом классе, и состояла из двух частей – основной и дополнительной.

Основная часть работы содержала пять заданий.
Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые послужат опорой в дальнейшем обучении. В работу вошли задания по русскому языку, чтению, математике, ознакомлению с окружающим миром. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижений планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части являлось обязательным для всех учащихся, а полученные результаты необходимо рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Показатели варьируются следующим образом. Диапазон сформированности УУД от 81,9% (ученик умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок) до 97,1% (ученик умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления).

В отличие от заданий основной части, задания дополнительной части имели более высокую сложность; их выполнение требовало самостоятельного овладения учащимися действий, направленных на моделирование новых знаний или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта и логики мышления. Выполнение заданий дополнительной части для учащихся не было обязательным – они выполнялись только на добровольной основе. В дополнительной части содержалось два задания. Здесь показатели оказались чуть ниже: от 73,4% (ученик может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) до 82,1% (ученик умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления).

В целом, результаты диагностической работы продемонстрировали достаточный уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. У педагогов появилась возможность определить проблемные поля в их деятельности.

Не все учителя начальных классов определили и осмыслили требования ФГОС НОО к планируемым результатам освоения основной образовательной программы. Следует планировать, формировать и диагностировать УУД младших школьников на каждом уроке и внеурочном занятии.

Рекомендуется систематизировать работу на уроках и внеурочной деятельности над формированием и диагностикой таких УУД младших школьников как:

ученик умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

ученик умеет читать текст, понять и осмыслить его содержание;

ученик умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием справочной литературы (ресурсов библиотеки и др.);

ученик умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

ученик умеет соотнести авторскую позицию содержания текста с личностными ценностно-смысловыми установками;

ученик умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов схем решения учебно-познавательных и практических задач;

ученик умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

ученик может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебно-познавательных и практико-ориентированных задач в зависимости от конкретных условий;

ученик умеет работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.

На всех уроках и во внеурочной деятельности учителя начальных классов должны проводить систематическую и целенаправленную работу над формированием навыков смыслового чтения: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Необходимо продолжить разработку и введение в образовательный процесс системы оценки метапредметных результатов; запланировать включение оценки универсальных учебных действий в итоговую оценку по результатам каждого года обучения в начальной школе; составлять контрольные (комплексные) работы и проводить их в течение учебного года с учетом соответствия свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; разрабатывать и систематически вводить задания на формирование универсальных учебных действий на каждом предметном учебном материале в урочной и внеурочной деятельности и предусматривать задания базового и повышенного уровня.

Важно развивать у младших школьников положительную мотивацию умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества, формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности.

Требуется активное включение родителей в формирование и диагностику УУД младших школьников их постоянное информирование о трудностях и проблемах формирования УУД их детей.

Одновременно с диагностикой учащихся был проведен опрос учителей и заместителей директоров, уже реализующих обучение по новому стандарту. Анкеты заполнили 150 учителей и 52 руководящих работника из 34 муниципалитетов. Анализ анкет позволил установить следующее.

Респонденты активно используют технические средства: проекторы и компьютеры – около 94%, интерактивные доски – 48%, используют интернет на уроке – 21%. При этом 19% учителей оценивают материальную базу своих ОУ как не позволяющую реализовать обучение на соответствующем техническом уровне (приложение 2).

58% опрошенных указали на наличие в школе системы электронного документооборота и электронных дневников. 60% используют для общения с родителями SMS рассылки и электронную почту. Половина учителей 1 раз в месяц и чаще размещают информацию на сайте школы. Из них 19% делают это раз в неделю. Рекомендуется в рамках информационного обеспечения реализации ФГОС НОО повысить такие показатели, как наличие информационной образовательной среды в ОУ, свободного доступа в Интернет, ведение электронной документации (дневников, журналов, расписания, электронных учебников и учебных пособий), а также использование Интернет-ресурсов для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения образовательной программы с участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).

Одним из важнейших требований реализации ФГОС НОО является наличие в каждом общеобразовательном учреждении психолога, логопеда и воспитателя группы продленного дня. Штатный психолог имеется в 79% общеобразовательных учреждений. В 15% ОУ психологи работают по совместительству. Логопеды есть в штате только 29% ОУ. Воспитатели группы продленного дня в 15% ОУ (приложение 3). Следует отметить, что отсутствие или необеспеченность кадровых условий в ОУ является тревожным сигналом о проблемах реализации ФГОС НОО.

Опрос родителей детей, обучающихся в пилотных школах, показал, что основная их масса осознает необходимость введения ФГОС НОО. Родители принимали участие в обсуждении основной образовательной программы ОУ, заключали договор с ОУ при приеме в первый класс. Необходимо и дальше развивать формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС, которые включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носят как обучающий, так и коррекционный характер. Методы коррекции в работе предполагают изменения отношения родителей детей к процессу воспитания, и в частности в вопросах формирования и диагностики УУД их детей.


Приложение 1

Результаты диагностической работы, проведенной в первых классах пилотных школ.

Универсальные учебные действия

Действие сформировано

Действие не сформировано

основная часть

дополнительная часть

основная часть

дополнительная часть

- ученик умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления

92,8%

82%

7,1%

18,1%

- ученик умеет читать текст, понять и осмыслить его содержание

96,1%

-

3,9%

-

- ученик умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием справочной литературы (ресурсов библиотеки)

92,3%

-

7,7%

-

- ученик умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

92,6%

73,4%

22%

26,6%

- ученик умеет соотнести авторскую позицию содержания текста с личностными ценностно-смысловыми установками

89,5%

-

10,5%

-

- ученик умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов схем решения учебно-познавательных и практических задач

96,9%

79,6%

3,1%

20,4%

- ученик умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

81,9%

-

18,1%

-

- ученик может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

-

73,4%

-

26,6%

- ученик умеет работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения

-

79,9%

-

20,1%

- ученик умеет работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи

-

79,3%

-

20,7%

- ученик умеет работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

-

76,1%

-

23,9%


Приложение 2


Данные по оценке учителями технической оснащенности ОУ







Приложение 3


Данные по наличию в ОУ вспомогательного персонала





Составители: Галутво Л.М., Мекерова Г.Г., Ракачев Д.Н., Кирюхин О.А.

(ГОУ Краснодарского края ККИДППО)



Похожие:

Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПлан мероприятий по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПриказ №119 «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
О подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconЕлань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2 Новохоперского района Воронежской области
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и с...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПоложение о Совете по введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования в мбоу сош №43
Совет по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее – Совет) является действующим...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПоложение о рабочей группе по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в моу сош №43
Настоящее положение регламентирует деятельность рабочей группы по введению новых федеральных государственных образовательных стандартов...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПлан работы Совета по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №43
Совета по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №43
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПриказ №127 -о д. Тямша
«Наша новая школа» «Обновление образовательных стандартов» и на основании приказа Государственного управления образования Псковской...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПриказ №128 -о д. Тямша
«Наша новая школа» «Обновление образовательных стандартов» и на основании приказа Государственного управления образования Псковской...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПриказ №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
В целях обеспечения эффективного введения Федеральных государственных образовательных стандартов и в соответствии с приказом Минобрнауки...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconОб утверждении плана мероприятий департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
С целью обеспечения эффективности процесса введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Методические рекомендации по итогам мониторинга показателей универсальных учебных действий в первых классах образовательных учреждений Краснодарского края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, iconПриказ №382 «О мероприятиях по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в «пилотных» школах Кабардино-Балкарской Республики»
О мероприятиях по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (фгос ооо)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов