Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения icon

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения



НазваниеСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения
Дата конвертации10.08.2012
Размер97.34 Kb.
ТипДокументы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «ООШ №2» (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут,

  • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,

  • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,

  • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.


В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей

  • учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,

  • родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

  • учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

    • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,

    • начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,

    • совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,

    • обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

^ Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается в хо­де реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образователь­ной программе, включая внеурочную деятельность, реализуе­мую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней по­зиции обучающегося — принятие и освоение новой социаль­ной роли обучающегося; становление основ российской граж­данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при­надлежности; развитие самоуважения и способности адекват­но оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и сла­бые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личност­ного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающими­ся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодо­лению этого разрыва;

морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо­ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов представляет со­бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результа­тов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познава­тельной деятельности и управление ею. К ним относятся:

• способность обучающегося принимать и сохранять учеб­ную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практи­ческую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инфор­мационных источников;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо­вым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен­ность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных резуль­татов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

^ Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Оценка предметных результатов проводится как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эф­фективности деятельности системы образования и образова­тельного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной дея­тельности обучающихся на начальной ступени общего обра­зования.

При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему зна­ний данного учебного курса (содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных резуль­татов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного ма­териала, представленного в разделе «Выпускник научится».)

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и проме­жуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении ито­говой оценки.

^ Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

На начальной ступени общего образования особое значе­ние для продолжения образования имеет усвоение обучающи­мися опорной системы знаний по русскому и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией

коммуникативными, необходимыми для учебного со­трудничества с учителем и сверстниками.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизирован­ные письменные и устные работы, проекты, практические ра­боты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблю­дения и др.).

^ Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Индивидуальные образовательные достижения обучающихся МОУ «Основная общеобразовательная школа №2» накапливаются в портфеле индивидуальных образовательных достижений – портфолио.

Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся 1-4 классов за определенный период обучения, и сводную ведомость результатов.

Сводная ведомость является формой планирования достижений и их фактического накопления обучающимися в процессе самореализации.

Комплексный подход к оценке индивидуальных образовательных достижений позволяет решать следующие задачи:

  • поддерживать высокую образовательную мотивацию;

  • поощрять самостоятельность, расширение возможностей самообразования, самореализации;

  • формировать умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность;

  • развивать навыки самооценки результатов деятельности;

  • создавать дополнительные возможности для успешной социализации обучающихся.


Система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

В портфеле индивидуальных образовательных достижений формируется оценка следующих достижений обучающихся:

  • учебные достижения;

  • внеучебные достижения;

  • надпредметные компетенции;

  • ключевые компетенции;

  • социальные компетенции.

Основными принципами оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся являются:

  • единые процедура и технология оценивания;

  • достоверность используемых данных;

  • сопоставление перспективного планирования результатов и оценки фактических достижений;

  • соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации.

Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения обучающимися традиционных учебных программ. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливаются по результатам государственной (итоговой) аттестации школьников, мониторинговых исследований.

Показатели внеучебных достижений и общего комптентностного уровня включают в себя показатели индивидуальных достижений обучающегося, сформированные в учебное и внеучебное время. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе выполнения работ в рамках исследований качества знаний обучающихся, на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практической деятельности, социально-значимых проектах и акциях различной направленности.

Портфель индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей, педагогов, классных руководителей, администрации школы в виде накопительной папки за полугодовой учебный период.

Сводная ведомость результатов хранится в электронном виде и на бумажном носителе.

В течение установленного полугодового периода сводная ведомость результатов заполняется дважды: в начале полугодия - планируемыми результатами, в конце полугодия – фактическими достижениями, подтверждаемыми соответствующими документами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

  1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.




Похожие:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №72 г. Саратова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом систе­мы оценки результатов образования на ступени начального общего образования,...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconПрограмма Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения
Азовательной программы начального общего образования мбоу сош №6 взяты: 1) требования к результатам освоения ооп ноо (фгос, раздел...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения icon1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconДокументы
1. /7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 учебный год с учетом Федерального государственного образовательного стандарта
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 99
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования зсош
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconПрограмма по фгос ноо программа составлена Колесниковой З. М. заместителем директора по увр в начальных классах
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов