Минск Церковь «Пробуждение» icon

Минск Церковь «Пробуждение»



НазваниеМинск Церковь «Пробуждение»
страница1/35
Дата конвертации10.08.2012
Размер7.33 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


В.С. Немцев


Возлюбите

чистое словесное молоко


Пособие по гомилетике


Минск

Церковь «Пробуждение»

2007


Немцев, В.С.


Возлюбите чистое словесное молоко : пособие по гомилетике / В. С. Немцев. — Минск : Церковь Пробуждение, 2007. — 464 с.


ISBN 978-985-6184-27-0.


В книге изложены основы гомилетики, экзегетики и герменевтики. Рассмотрена классификация проповедей, приведены требования к христианскому проповеднику, подробно описаны этапы подготовки разъяснительной проповеди с одной главной мыслью, содержащейся в тексте Библии, работа с текстом, методы толкования Писания. Рассмотрены требования к произнесению проповеди и особенности ее анализа. Особое внимание уделено тому, чтобы научить христианских служителей проповедовать чистое Божие Слово, а не изложение человеческих нравоучений, доносить чистое словесное молоко, содержащееся в Писании, верно преподавать слово истины.

Книга полезна для христианских проповедников, служителей церквей, преподавателей и учащихся христианских учебных заведений.


ISBN 978-985-6184-27-0

© Немцев В.С., 2007

Содержание


Глава 1. Предмет гомилетики и связь гомилетики с другими богословскими дисциплинами 4

Глава 2. Что значит «проповедовать». Проповедь, лекция, беседа 8

Глава 3. Первостепенная роль проповеди Слова Божьего в жизни Церкви 13

Глава 4. Краткая история развития проповеди 19

4.1. Ветхозаветная проповедь 19

4.2. Древняя риторика 20

4.3. Евангельская проповедь и проповедь во времена Нового Завета 22

Глава 5. Классификация проповедей. Разъяснительная проповедь 30

5.1. Типы проповедей 30

5.2. Преимущества разъяснительной проповеди 32

5.3. Примеры разных проповедей 35

5.3.1. Тематическая проповедь 35

5.3.2. Текстовая проповедь 36

5.3.3. Разъяснительная проповедь 38

Глава 6. Личность проповедника 40

6.1. Ответственность в служении проповедью Слова Божьего 40

6.2. Требования к проповеднику 45

Глава 7. Составление проповеди 71

7.1. Необходимость подготовки проповеди 71

7.2. Выбор библейского текста и темы проповеди 73

7.2.1. Использование качественного перевода Библии 73

7.2.2. Выбор темы проповеди и текста Библии 78

7.3. Толкование текста Библии 83

7.3.1. Необходимость верного толкования и верного применения Писания 84

7.3.2. Важнейшие евангельские позиции веры при изучении и толковании Писания 86

7.3.3.
Дедуктивный и индуктивный подходы к изучению Писания 92

7.3.4. Систематическое изучение Писания 94

7.3.4.1. Ознакомление с текстом и изучение текста 96

А. Чтение 97

Б. Постановка вопросов к тексту и поиск осмысленных ответов 100

В. Исследование предпосылок и фона. Контекстуальный и историко-культурный анализ 103

Г. Исследование литературного стиля и лексико-синтаксический анализ 106

Д. Исследование значения слов и их происхождения (этимология) 110

Е. Исследование структуры текста 112

Ж. Исследование основных истин и извлечение основной мысли из текста Писания 114

7.3.4.2. Толкование текста 116

А. Общие принципы толкования 116

Б. Специальные принципы толкования 125

7.3.4.3. Согласование со всем Писанием 127

7.3.4.4. Практическое применение 129

7.3.5. Последовательность этапов при изучении и толковании Писания для подготовки

и составления проповеди 138

7.4. Подготовка проповеди. Принципы составления проповеди 141

7.5. Основная идея проповеди 154

7.6. Структура проповеди 157

7.6.1. Введение 162

7.6.2. Основная часть 165

7.6.3. Заключение 166

7.7. Иллюстрации в проповеди 169

7.8. Примеры разъяснительных проповедей 172

Глава 8. Произнесение проповеди 182

8.1. Требования к произнесению проповеди 182

8.2. Слушание проповеди 190

Глава 9. Евангелизационная проповедь 193

9.1. Особенности евангелизационной проповеди и требования к ней 193

9.2. Примеры евангелизационных проповедей 198

9.3. Действие Духа Святого, а не проповедника 208

Глава 10. Основные ошибки в проповеди. Анализ проповеди 210

10.1. Ошибки в проповеди и методы их устранения 210

10.2. Анализ проповеди 212


Литература 214

Справочный материал для изучающих гомилетику 219


Глава 1. Предмет гомилетики и связь гомилетики с другими богословскими дисциплинами


Тому, кто не постиг науки Божьей любви и добра, всякая иная наука может не принести никакой пользы. Гомилетика как духовная наука не может быть постигнута только одним знанием, для этого нужна вера в Господа, любовь к Богу и к людям, любовь к Божьему Слову, искреннее желание доносить людям сокровища Священного Писания. Христианская гомилетика имеет дело с Божьим Словом и с разными методами провозглашения Божьих истин. Здесь весьма уместна мысль, которую высказал французский ученый Б. Паскаль: «Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную науку надо полюбить, чтобы понять ее».

В работах по гомилетике мы встречаем разные определения основных терминов, относящихся к этому предмету.

«^ Гомилетика - это искусство составления и произнесения проповеди», - пишет Дон Девельт [1]. Этот автор дает такое определение проповеди: «Проповедь – это устное выступление, обращенное к массовой аудитории и основанное на истине, взятой из Писания и тщательно разработанной для достижения цели убеждения».

И.С. Проханов говорит о гомилетике как об учении о проповеди и определяет проповедь следующим образом: «В ближайшем значении слова «проповедь» есть сама в себе законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своей целью: 1) призыв неверующих грешников к вере и покаянию; 2) назидание или утверждение верующих в вере и добродетели; и 3) разъяснение учения Христа» [2]. И.С. Проханов, а также другие авторы курса по гомилетике дают объяснение происхождения слова «гомилетика» [2;3]:

«Слово «гомилетика» происходит от греческого слова «гомилия», которое в начале означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а впоследствии получило значение речи, которая держится в религиозном собрании. В первое время «гомилию» отличали от проповеди. В первые века христианства «гомилией» называлось то пояснение, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Священного Писания. Таким образом, «гомилия» была истолковательной речью, которая произносилась при чтении избранной части Священного Писания и которая состояла из последовательных пояснений на каждый стих с применением смысла их к практической жизни.

^ Для проповеди у первых христиан существовало другое слово logov (логос) — «слово» в смысле отдельной речи или khrugma: (керугма) — «проповедь» (1Кор. 2:4) в общем смысле проповеднического служения. Проповедь отличалась от «гомилии» тем, что в то время как «гомилия» состояла из кратких последовательных пояснений на слова текста, неразрывно с ним связанных, проповедь являлась самостоятельною речью, опиравшеюся на определенный текст Священного Писания или имевшею определенную тему из Священного Писания. Но впоследствии слово «гомилия» стали употреблять вообще в смысле проповеди — самостоятельной речи в религиозном собрании на какой-либо текст или тему из Священного Писания. В настоящее время от этого слова получило название учение о проповеди — гомилетика» [2].

В Новом Завете, который был написан на греческом языке, слово «гомилия» как существительное встречается только один раз в 1Кор.15:33 для обозначения сообщества, а как глагол оно встречается три раза (Лк.24:14; Деян.20:11; Деян.24:26) в значении «беседовать».

Гомилетика — это учение о подготовке, составлении и произнесении проповеди на основании Священного Писания.

Проповедь — это передача библейских истин, полученных через исследование определенного текста (или нескольких текстов) Священного Писания, посредством словесного обращения проповедующего к слушателям с верой в эти истины и личной убежденностью с целью приближения слушающих к Богу и практического исполнения ими в жизни истин Божьего Слова.

Еще в первые века христианства верующие стали осознавать необходимость внимательного отношения к проповеди и к гомилетике как к христианской науке.

Гомилетика в широком смысле слова знакомит с искусством проповеди и включает в себя:

  1. Учение о Божьем призвании к проповедничеству и о качествах проповедника.

  2. Учение о подготовке и составлении проповеди.

  3. Учение о том, как донести Слово Божье слушателям, о произнесении проповеди в силе Духа Святого, основы риторики (правильная дикция, ясность речи, контакт с аудиторией, жестикуляция, словарный запас проповедника).

  4. Критерии оценки и анализа проповеди.


Цель гомилетики — научить служителя, используя силу Духа Святого и силу Божьего Слова, личную веру, субъективные переживания и пафос, словесно доносить людям, верно и без искажений, истины Священного Писания для личного познания ими Бога и спасения через покаяние, для приближения к Богу и для прославления Бога через применения Божьих истин в практической жизни и возрастания в святости.

Гомилетика тесно связана со всеми богословскими дисциплинами, и особенно с догматикой, экзегетикой и герменевтикой. Говоря о богословии в целом, Ч. Райри пишет: «Богословие — это обнаружение, систематизация и изложение истины о Боге на основании Слова Божия» [4]. В зависимости от предмета и метода исследования богословие условно разделяется [4; 5] на:

1) историческое богословие, которое включает библейскую историю, историю Церкви, историю миссионерского дела, историю доктрин и историю вероучений и исповеданий (занимается историческим развитием христианского учения и показывает, каким образом Церковь познавала истины Библии, какие преодолевала трудности и ошибки, как достигала побед);

2) систематическое богословие, которое включает доктрины и апологетику и рассматривает все библейские откровения как единое целое (занимается общей структурой библейского учения, систематизацией и защитой доктрин);

3) экзегетическое (библейское) богословие, которое включает толкование Писания, интерпретацию текстов Библии (занимается непосредственно изучением текстов Библии, библейских языков, археологии, библейской герменевтикой, т.е. методами толкования Писания);

4) практическое богословие, которое включает учение о Церкви и церковной организации, богослужение, пастырелогию, евангелизм, ученичество и миссионерство, христианское образование (занимается практическим применением всех областей богословия к делу возрождения, освящения, назидания, обучения и служения людей Богу).

Для того, чтобы правильно доносить людям то, что хочет сказать им Бог, необходимо хорошо знать догматику, дух Писания, правильно толковать Слово Божье, и самому проповеднику быть в правильных отношениях с Господом. Проповеднику, который желает в страхе Божьем и благоговении верно преподавать слово истины, необходимо изучать не только гомилетику, но и связанные с ней другие богословские предметы, наиболее важными из которых являются догматика, экзегетика и герменевтика.

Догматика — это систематическое изложение основных истин Священного Писания с целью воплощения их в практической жизни. Догматика выделяет и всесторонне исследует одну за другой основные истины Библии (доктрины Библии) и помогает нам заниматься каждой библейской доктриной в отдельности, не упуская из виду ни одной (о Боге, о Церкви, о человеке, о спасении и т.д.). Догматическое богословие является систематизацией доктрин, выраженных в символах веры.

Экзегетика — это методы тщательного, систематического изучения Писания для обнаружения первоначально предполагаемого значения текстов Библии. Греческое слово «экзегеза» буквально означает «вытягивать». Экзегетика занимается тем, что Бог говорил «там» и «тогда» тем людям, которым было адресовано Слово Божье, и выясняет его первоначальный смысл. Авторы книги «Как читать Библию и видеть всю ее ценность» так объясняют назначение экзегетики:

«Первая задача толкователя называется экзегеза.^ Экзегеза — это тщательное, систематическое изучение Писания для обнаружения первоначально предполагаемого значения. Это в основном историческая задача. Это попытка услышать Слово, как его должны были услышать первые получатели информации, выяснить, каково было изначальное значение слов в Библии. Это задача, часто требующая помощи «эксперта», т.е. человека, образование которого помогло ему (или ей) хорошо знать язык и обстоятельства тех текстов в их оригинальном виде. Но не нужно быть экспертом, чтобы хорошо выполнять экзегезу.

^ Вообще-то, каждый из нас — экзегет, т.е. толкователь. Единственный вопрос, насколько хороший толкователь...

Чтобы избежать ошибок в толковании, нужно учиться мыслить экзегетически, т.е. начинать с «тогда» и «там», и так с каждым текстом.

На самом высоком уровне экзегеза, естественно, требует знания многих вещей, которого нельзя ожидать от читателя этой книги, а именно: знание библейских языков, еврейских, семитских и эллинистических реалий; как определять оригинальный текст, когда в манускриптах имеются разночтения; как использовать все виды первоисточников и орудия труда. Но вы можете научиться хорошо выполнять экзегезу, даже не имея доступа ко всем этим умениям и орудиям труда. Для этого надо вначале осознать, что вы можете сделать сами, а затем научиться пользоваться трудами других. Ключ к хорошей экзегезе и, следовательно, к более точному чтению Библии — умение внимательно читать текст и задавать к нему правильные вопросы». [6] А этому надо постоянно учиться.

Второй задачей является герменевтика. Герменевтика — это методы истолкования Писания применительно к нашей жизни. Хотя термин «герменевтика» обычно относится ко всему толкованию, включая экзегезу, он также используется и в более узком значении в смысле поиска современных соотношений с древними текстами, т.е. как применить то, что было «там» и «тогда», нам в жизни «здесь» и «сейчас». Дух Святой при руководстве написанием Библии вкладывал в определенные тексты Библии изначальный смысл. И Слово Божье, которое было тогда живым и действенным, сегодня также является таковым, и оно то же сегодня для нас, что и было для христиан в первом веке и для праведников Ветхого Завета. Мы не можем толковать Библию так, как это выгодно нам, а потом приписывать свои мысли Духу Святому. Дух Божий не будет противоречить Сам Себе. Его помощь нам заключается в раскрытии изначального значения текста Библии и в руководстве нами, когда мы, применяя веру, знание и здравый смысл, будем стараться честно применить это значение к сегодняшним ситуациям в собственной жизни, подчиняя себя Слову Божьему, а не Слово Божье под свои интересы. Изначальное значение текста является объективной точкой отсчета, и правильная экзегеза и герменевтика должны исключать субъективизм и неверное толкование.

Чаще всего термин «герменевтика» обычно относится ко всему толкованию, включая экзегезу. В таких случаях часто используют термин «толкование Писания», которое предполагает экзегетику и герменевтику в совокупности. Толкование писания должно ответить на следующие вопросы:

1. Что хотел выразить автор той или иной книги Библии, что хотел донести до своих первых читателей?

2. Что именно он сказал (само содержание текста)?

3. Почему он сказал это в данном месте?

4. Как это относится к нам и как должно применяться нами в наше время?

Герменевтика подразделяется на:

1. Общую герменевтику — изучение правил, которые управляют толкованием всего Библейского текста (историко-культурный, контекстуальный, лексико-синтаксический и теологический анализ).

^ 2. Специальную герменевтику — изучение тех правил, которые применяются к конкретным жанрам, таким как притчи, аллегории, пророчества, поэзия, псалмы, прообразы и т.д.

Необходимость в герменевтике обусловлена следующими причинами, препятствующими произвольному пониманию Писания.

1. Разница во времени, отделяющая нас от авторов оригинального текста и его первоначальных читателей.

2. Разница в культуре древних евреев и еллинов и нашей современной цивилизации.

3. Разница в языке.

4. Разница в мировоззрении.

Для полноты понимания Писания необходимо не только руководствоваться благочестивым чтением с мыслью, что Дух, Который вдохновил написание Библии, может в равной степени вдохновить и ее чтение, но и помнить, что благочестивое чтение — не единственное, что следует делать. Нужно не только читать, но и учиться понимать, учиться изучать Библию, исследовать Писание, применять правильную герменевтику, которая начинается с серьезной и глубокой экзегезы. Нельзя своевольно толковать Писание. Само Писание дает ответы практически на все вопросы, одни места Писания толкуются другими местами Писания, и Слово Божье дает правила толкования. Библия — это эталон, а не орудие для споров. Один служитель Божий сказал в адрес спорящих христиан, которые запутались в простых вопросах и более искали своего, чем истины: «Слово Божье — не пистолет для того, чтобы убивать мнение другого, оно — истина, чтобы возвышать всех, кто ищет Божьего, а не своего». Нельзя вносить в толкование тот смысл, который не вкладывал в Свое Слово Бог. Авторы [6] приводят пример такого привнесенного смысла. «В Евангелии от Марка 10:23-25 (Мф.19:23; Лк.18:24) в заключение рассказа о молодом богаче Иисус говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: «дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Часто упоминают о том, что в Иерусалиме были ворота, известные как «Игольное ушко», через которые верблюд мог пройти только опустившись на колени, да и то с трудом. Суть такого «толкования» в том, что верблюд вообще-то проходил сквозь «Игольное ушко». Беда с такой экзегезой в том, что все это — просто неправда. В Иерусалиме никогда не было таких ворот за всю его историю. Самое раннее известное «свидетельство» этой мысли относится к 11 веку в комментарии, сделанном греческим священником по имени Теофилакт, у которого были с текстом те же трудности, что и у нас. В конце концов, невозможно верблюду пройти сквозь игольное ушко, и именно это имел в виду Иисус. Невозможно тому, кто верит в богатство и надеется на него, войти в Царствие».

То, что говорит Бог через Писание — это безусловная истина (Ин.17:17). Текст Священного Писания имеет только одно значение, которое вкладывал Бог, хотя из него следует много применений для человека. В Писании нет противоречий, противоречия могут встречаться лишь в подходах к толкованию Писания. Самая главная причина необходимости в толковании лежит в природе самого Писания. Библия одновременно и человеческая и Божественная. Как сказал профессор Джордж Лэдд: «Библия — это Слово Божие, переданное словами (людей) в истории». Эта двойная природа Библии и ставит перед нами задачу толкования.

Гомилетика должна быть очень тесно связана с экзегетикой и герменевтикой, потому что для достоверной передачи Слова Божьего проповедник должен владеть методами исследования и толкования Библии. Р. Мэйхью отмечает: «Я бы сказал, что функция того, кто толкует и передает Божие Слово, состоит в том, чтобы донести Слово в том виде, в котором оно было дано первоначально, без всяких уклонений, передает ли его профессор семинарии, пастор, учитель воскресной школы или отец семьи в своем доме. В этом состоит суть того, что Павел говорил Тимофею (см. 2 Тим 2:15). Ты имеешь дело со Словом Божьим, Тимофей, не со своим собственным. Поэтому будь вестником Божьим, а не провозглашай свои идеи; сеятелем, а не творцом семени; глашатаем, а не авторитетом; слугой, а не хозяином; проводником, а не автором; подающим духовную пищу, а не поваром. Какой была она дана тебе прямо с кухни, такой поставь ее на стол и дай людям есть. Тебе не нужно ни прибавлять что-то к ней, ни перемещать ее компоненты, ни убавлять что-то от нее» [7].

Незнание догматики и методов толкования Писания может приводить к глубоким заблуждениям. Проповедование Слова Божьего — это великая ответственность. Библия имеет непоколебимые и вечные истины, которые необходимо правильно передать людям. Библия велика, а потому и ответственность должна быть великой. В одной из работ о важности Слова Божьего воспевается такой гимн хвалы Библии: «Век идет за веком, а она остается. Империи появляются и исчезают в забвении, а она остается. Одна династия сменяется другой, а она остается. Правителей коронуют и свергают с престола, а она остается. Короли издают указы об ее уничтожении, а она остается. Ненавистники раздирают ее на части, а она остается. Атеисты возводят вокруг нее заборы, а она остается. Агностики цинично смеются над ней, а она остается. Нечестивые остряки-безбожники пародируют ее, а она остается. Неверующие отказываются от нее, а она остается. Известные критиканы отрицают ее утверждение о богодухновенности, а она остается. Ее лижут языки пламени, а она остается. Стрелы ненависти летят в нее, а она остается. Радикализм беснуется в пустословии, а она остается. Туман изощренности маскирует ее, а она остается. Неверующие пытаются предсказать ее забвение, а она остается. Модернизм предпринимает попытки извратить ее, а она остается. Она — прямой путь в рай. Она — свет ночью на самой темной дороге. Она ведет людей к чистоте и честности. Она — великий утешитель в лишениях. Она пробуждает мужчин и женщин, погрязших во грехах. Она предлагает пути решения любых душевных проблем. Она — крепость, подвергающаяся нападениям, но отвергающая их. Ее здравому смыслу можно доверять, ее аргументация поражает своей логикой. Она призывает к спасению. Ее цель — вечная жизнь. Она разрешает любые противоречия. Ее многогранное предвидение распространяется на все. Она превосходит любые другие книги по продолжительности существования, по роли и положению, по достижимости и распространению. Полагайтесь на не, любите ее, подчиняйтесь ей, и вы обретете вечную жизнь» [8].

Правильному толкованию Писания помогают:

1. Дух Святой, Который есть внутри верующих, ставших детьми Божьими, и Который «наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13) и будет управлять нашим духом.

2. Наш обновленный разум, который способен познавать волю Божию, благую, угодную и совершенную (Рим.12:2), а также способен «судить духовно» (1Кор.2:14), потому что верующие, а особенно трудящиеся со Словом Божьим, должны иметь «ум Христов» (1Кор.2:16).

3. Наша стремящаяся к чистоте совесть. Билли Грэм так говорит о совести: «Бог вложил в каждого из нас нечто, открыто выражающее свое сопротивление в тех случаях, когда мы поступаем неправильно. Совесть следит за тем, куда мы идем, и открыто осуждает каждый наш грех. Совесть — бдительное око, перед которым любые фантазии, идея или поступок оцениваются с точки зрения их осуждения или одобрения. Мне кажется, что в мире нет более сильного аргумента в пользу существования Бога, чем совесть. Это голос Бога, обращенный к нашему внутреннему «я». Совесть — наш мудрый советчик, самый преданный и терпеливый друг» [9]. Апостол Павел пишет:

2Кор.4:2 «Но, отвергнув скрытые, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».

4. Наша стремящаяся к принятию истины воля, которая подчинена воле Божьей. «^ Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию», — говорит Апостол Павел (Деян.20:27).

5. Наша угодная Богу жизнь в чистоте и святости, которая будет способствовать принимать в Христовой свободе верные решения (Рим.6:16-18; Иак.1:25; 2Кор.3:17; Гал.5:13).

6. Плоды жизни и исполнения учения, которому последовали, будут свидетельствовать об истине (Мф.7:15-20).

7. Любовь к Богу, которая назидает и посредством которой Бог дает знание любящим Его (1Кор.8:1-3).

8. Наши чувствования, которые должны быть такими же, какие и во Христе Иисусе (Флп.2:4-8), и должны являть покой и мир, предоставляя хорошую почву для сеяния правды (Иак.3:18).

9. Смирение перед Богом (1Пет.5:5-10).

10. Многолетний опыт церкви Христовой, подражание вере добрых наставников, учителей, духовных братьев, которое приводит к единству (Евр.13:7; Иуд.3; Флп.1:27).

Таким образом, гомилетика тесно связана с экзегетикой, герменевтикой и догматикой. Всякий проповедник и служитель по донесению истин Божьего слова должен всегда помнить слова Апостола Павла:

2Тим.2:15 «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».

1Тим.4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя».

Словосочетание «верно преподающим» в буквальном смысле означает «разрезающий прямо» и определяется как «держащий неизменный курс» [10].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35




Похожие:

Минск Церковь «Пробуждение» icon-
Возлюбите чистое словесное молоко : пособие по гомилетике / В. С. Немцев. — Минск : Церковь Пробуждение, 2007. — 464 с
Минск Церковь «Пробуждение» iconЧтений: " Церковь перед вызовом глобальной цивилизации "
Республика Беларусь, 220030, г. Минск, пр-т. Независимости, 24 Av. Nezalejnasti, 24, Minsk, 220030, Belarus
Минск Церковь «Пробуждение» iconПроповедь, прочитанная накануне дня Всех святых
Русской Церкви. В тот трудный момент, когда Константинопольская Церковь, Церковь-мать оказалась в таких трудных обстоятельствах,...
Минск Церковь «Пробуждение» icon© Александр Потупа (Alexander Potupa) Ловушка в цейтноте. «Ловушка в цейтноте»
Ловушка в цейтноте. «Ловушка в цейтноте». Эридан, Минск, 208 с., 100 тыс экз., 1990; «Нечто невообразимое». Эридан, Минск, 640 с.,...
Минск Церковь «Пробуждение» iconПо берегам онежского озера
Марциальные воды (16-17). История Кондопоги (17-18). Успенская церковь в д. Кондопоге (18-27). Петропавловская церковь в Лычном Острове...
Минск Церковь «Пробуждение» iconИльмира Болотян
Церковь. Однако, с другой стороны, Церковь точно определяет своё отрицательное отношение к сектам, поскольку их деятельность нарушает...
Минск Церковь «Пробуждение» iconПоход в церковь
«Схожу с женою в церковь лично, Чтоб их там всех разоблачить, Ну и жену чтоб проучить!» Ивот пошли мы с нею вместе
Минск Церковь «Пробуждение» iconПояснительная записка. Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть»
Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М. Мамардашвили),...
Минск Церковь «Пробуждение» iconВысокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая
Трехпрестольная церковь построена в 1881-1886 гг. (приход существовал с конца XVI в.). Правый придел освящен во имя Святителя и Чудотворца...
Минск Церковь «Пробуждение» iconРоссийская истинно-православная церковь
Семи Вселенских Соборов как догматы, являющиеся непреложной истиной. Для регламентации внутрицерковной жизни Соборы утвердили «Правила...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов