Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания icon

Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания



НазваниеМолчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания
страница1/3
Дата конвертации10.08.2012
Размер358 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3





федеральное АГЕНТСТВО по образованию

Российской Федерации


Южно-Российский государственный

технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)

______________________________________________________________________


Шахтинский институт (филиал)


Методические указания


К выполнению лабораторной работы по


химико-аналитическому анализу

природных вод


НОВОЧЕРКАССК – 2009


УДК 547 (076.5)

ББК  20.1

М 54


Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры «Физика и химия» Шахтинского института (филиала) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) и рекомендованы к использованию в учебном процессе, протокол № 1 от 31 августа 2007 года.


Составители:

Молчанов Сергей Валентинович, ст. преподаватель каф. «ФиХ»;

Волкова Валентина Константиновна, ст. преподаватель каф. «ФиХ»;

Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог МУЗ ГБСМП.


М 54 Методические указания к выполнению лабораторной работы по химико-аналитическому анализу природных вод. / С.В. Молчанов, В.К. Волкова, Н.А. Молчанова; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009, 36 с.


Методические указания к выполнению лабораторной работы по химико-аналитическому анализу природных вод содержат краткую теоретическую справку, подробную методику проведения лабораторной работы, указания по обработке полученных экспериментальных данных, рекомендации по составлению выводов, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы. Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения, изучающих общую химию, в особенности для студентов I курса дневной формы обучения специальности 230201 «Информационные системы и технологии», а также, изучающих аналитическую химию и общую экологию.


УДК 574 (076.5)


 ЮРГТУ (НПИ), 2009

 С.В. Молчанов, В.К. Волкова,

Н.А. Молчанова, 2009


Правила работы в химической лаборатории

при выполнении лабораторных работ

по общей и аналитической химии



  1. Перед каждой лабораторной работой необходимо изучить соответствующий лекционный, литературный материал и материал настоящих методических указаний.

  2. Лабораторные работы выполнять тщательно, аккуратно, без лишней торопливости.


  3. В лаборатории необходимо соблюдать абсолютную тишину!

  4. В лаборатории необходимо всегда работать на своем рабочем месте (на лабораторном столе).

  5. Не загромождать рабочее место портфелями, сумками, свертками, пакетами и тому подобное.

  6. Не уносить приборы, аппараты, реактивы и другое оборудование общего пользования на свое рабочее место.

  7. Внимательно наблюдать за ходом опыта, отмечая каждую его особенность (выпадение и растворение осадков, изменение окраски, температуры, появление запаха, паров и так далее).

  8. Реактивы брать в количествах, указанных в методике проведения данной лабораторной работы.

  9. Избыток взятого реактива не выливать и не высыпать обратно в склянку или банку, из которых он был взят. Если же случайно было взято раствора, жидкого или сухого реактива больше, чем необходимо, то излишки выбросить в специально отведенное для этого место во избежание загрязнения реактива.

  10. После употребления реактива банку или склянку тотчас же закрыть пробкой и поставить на место.

  11. Сухие реактивы и индикаторы (красители) необходимо брать при помощи стеклянного микрошпателя. Микрошпатель должен быть всегда сухим и чистым. После употребления следует тщательно его промыть проточной водопроводной, а затем дистиллированной водой и обсушить фильтровальной бумагой или бумажным фильтром.

  12. Если реактив отбирается пипеткой, ни в коем случае нельзя той же пипеткой, не вымыв ее, брать реактив из другого сосуда.

  13. Пипетки необходимо заполнять реактивами, например, буферным раствором, только с помощью резиновых груш.

  14. Всю химическую посуду и принадлежности к ней необходимо промывать сначала несколько раз проточной водопроводной водой, а затем дистиллированной водой.

  15. Работу с вредными веществами проводить только под тягой! Концентрированные кислоты и щелочи наливать осторожно в вытяжном шкафу; не уносить их на свое рабочее место!




  1. При разбавлении концентрированных кислот, особенно серной, вливать кислоту в воду, а не наоборот!

  2. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг на лицо или одежду!

  3. При попадании брызг жидкости на лицо или руки надо тотчас промыть их проточной водой, после промывания, если попала кислота, следует еще раз промыть 2,0-3,0 % раствором гидрокарбоната натрия, после чего наложить стерильную марлевую повязку, смоченную 1,0-2,0 % раствором перманганата калия.

  4. Попавшую на кожу щелочь надо смывать проточной водой до тех пор, пока участок кожи, на который она попала, не перестанет быть мылким, затем промыть 1,0-2,0 % раствором борной, уксусной или лимонной кислотами и вытереть полотенцем насухо.

  5. При попадании кислоты, щелочи или какого-либо другого реактива в глаза надо промыть их обильным количеством проточной воды, наложить стерильную марлевую повязку и немедленно направить пострадавшего к врачу!

  6. При нагревании жидкости в пробирке, последнюю держать отверстием от себя и окружающих с помощью специального держателя пробирок!

  7. Растворы с осадками солей серебра необходимо сливать в специально отведенную склянку.

  8. Нюхать выделяющиеся газы и пары нужно издали, слегка направляя рукой ток воздуха от сосуда к себе.

  9. При отравлении сероводородом, хлором, парами брома, оксидами углерода (II) и (IV) и другими веществами, в том числе органическими, следует немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух, освободив его от стесняющей одежды и вызвать врача!

  10. Надо помнить, что соли ртути, свинца, цинка, меди и других металлов, а также многие органические вещества ядовиты! После работы с ними следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть насухо!

  11. Не выбрасывать в раковину отработанные металлы и другие опасные органические вещества, а собирать их в специально отведенный для этого сосуды.

  12. Без указания преподавателя не проводить никаких дополнительных опытов и экспериментов!

  13. Бюретку следует заполнять титрованным раствором с помощью стеклянной воронки, вытащив ее из бюретки после заполнения бюретки.

  14. После окончания работы вымыть использованную посуду, выключить воду, газ, электричество, вытяжку, привести в порядок рабочее место и сдать его дежурному лаборанту.

  15. По каждой лабораторной работе составить лабораторный отчет, согласно указаниям преподавателя и правилам оформления отчета по лабораторным работам по химии. Отчет должен содержать: название лабораторной работы; дату ее выполнения; ее номер; цель работы; основные задачи; перечень приборов, реактивов и материалов; методику проведения лабораторной работы; математическую и/или логическую обработку; анализ результатов и выводы.




  1. При выполнении и обработке лабораторных работ необходимо использовать единицы физических величин по Международной системе единиц (СИ) или их производные.

  2. Математическую обработку результатов можно производить с использованием микрокалькулятора или компьютера (ПЭВМ). Результаты необходимо округлять от единиц до сотых долей единицы, в зависимости от конкретного случая и по указанию преподавателя.

  3. На все контрольные вопросы дать исчерпывающие ответы в устном или письменном виде, если таковые имеются по указанию преподавателя.



^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА


Химико-аналитический анализ

ПРИРОДНЫХ ВОД


Химико-аналитический анализ природных вод имеет большое значение. C помощью химико-аналитического анализа можно получить достоверную информацию о составе и свойстве данной природной воды, закономерностях ее формирования, о пригодности использования природной воды для народного хозяйства и технологических процессов.

Зная химико-аналитический состав природной воды, можно предсказать, например, каким химическими и электрохимическими процессами будет сопровождаться взаимодействием данной природной воды с бетонными и железобетонными конструкциями и тому подобное. На основании этих процессов можно разработать мероприятия по борьбе с коррозией.

При выполнении лабораторной работы можно проследить проявление химической формы движения материи, глубокую связь между качественными и количественными сторонами химических веществ (при определенных количественных изменениях происходят соответственные качественные изменения).

Природная вода подвержена максимальному антропогенному воздействию и загрязнению. По своему характеру загрязнители природной воды разделяют на: легко поддающиеся разложению органические вещества (бытовые стоки), трудно или совсем не поддающиеся разложению (промышленные стоки), соли (хлориды, сульфаты, нитраты и другие) и соединения тяжелых металлов (олова, сурьмы, ртути, кадмия и другие).

Анализ данных гидрометслужбы по качеству донской воды за последние 10 лет показывает, что в местах забора питьевой воды для городов Ростова, Шахт, Новочеркасска ПДК ряда соединений превышены во много раз (по фенолам – в 27-50 раз, по нефтепродуктам – до 50 раз, по ПАВ – в 3 раза и так далее).

Подготовка природной воды для питьевых целей включает в себя целый ряд мероприятий: грубая фильтрация, тонкая фильтрация, обеззараживание хлором (хлорирование – этот метод в России используется более 100 лет, но является наименее эффективным с эколого-гигиенических позиций), озонирование, использование адсорбентов, поглощающих нефтепродукты, ПАВ, канцерогенные вещества, соединения тяжелых металлов и другие соединения. Моральное и техническое старение установок по очистке природной воды приводит к ухудшению качества питьевой воды, накоплению в питьевой воде соединений хлора, железа, серы и так далее, вследствие чего могут поражаться различные системы и органы человека, а также организм в целом.


Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете, она присутствует во всей биосфере и является основой всех жизненных процессов и единственным источником кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе.

В нашем регионе важнейшим источником пресной воды является река Дон, вода которого на настоящий момент оказалась самой уязвимой частью природы. По данным гидрометслужбы по качеству воды в Ростовской области ежегодно в Дон и его притоки поступает 110,0-120,0 т органических загрязнений, 900,0-1500,0 т хлоридов, 10,0-1000 кг цинка, 40,0-200,0 кг никеля, 6,0-9,0 кг меди, до 1,5 т железа, до 10,0 т фосфатов и другие соединения.

Прозрачность природной воды зависит от наличия примесей и взвешенных частиц (ила, глины, песка и тому подобное), а также от содержания микроорганизмов. Чистая природная вода, взятая в малом объеме, бесцветна. В толстом слое она имеет голубоватую окраску. Изменение окраски природных вод связана с интенсивным развитием микроорганизмов, водорослей (зеленые оттенки), с наличием гумуса (оттенки желтого и бурого цветов), присутствием солей железа (бурый цвет) и другие цвета.

Запах природной воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем или со сточными, бытовыми и промышленными, водами. По характеру запахи делятся на две основные группы: естественного (землистый, травянистый, плесневелый, тухлый, гнилостный и тому подобное) и искусственного (ацетоновый, уксусный, спиртовой, бензиновый, хлорный, фенольный и тому подобное) происхождения. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной шкале.

Изменение водородного показателя (рН среды) природной воды происходит вследствие антропогенного воздействия, что приводит к гибели живых организмов: при рН=7,5 происходит интенсивное цветение водоема, при рН=6,0 погибают улитки и ракообразные, при рН=5,0 исчезает фитопланктон, а при рН=4,5 начинают развиваться анаэробные процессы. При этом водоем как наземная экосистема пресноводного, морского или болотного типа перестает существовать.

Природная вода (какого бы высокого качества она не была) всегда содержит примеси неорганического и органического происхождения. В природе окисляемость воды обусловлена, прежде всего, присутствием микроорганизмов и разнообразных органических веществ, а также, сероводорода и катионов железа (III). Величина окисляемости – важная гигиеническая характеристика воды, которая характеризует степень биологического загрязнения. Внезапное повышение окисляемости воды, как правило, является следствием загрязнения ее бытовыми (или промышленными) стоками. Грунтовые незагрязненные воды имеют окисляемость около 4,0 мг/л О2, озерные воды – 5,0-8,0 мг/л О2, болотные – до 400,0 мг/л О2, окисляемость речных вод колеблется в широких пределах от 1,0 до 60,0 мг/л О2, что связано с наличием биологических сгущений в толще речных вод. Для питьевой воды окисляемость должна быть не более 15,0 мг/л О2, а в канализационных водах она варьируется от 100,0 до 700,0 мг/л О2.


^ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение основ химико-аналитического анализа природных вод.


ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: определение некоторых веществ (соединений), катионов и анионов (, , , , , , и другие), водородного показателя (рН) и других химических, физико-химических и органолептических показателей природной воды.


^ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: бюретки с оливами или притертыми кранами емкостью 20,0 и 50,0 см3; пипетки Мора емкостью 10,0, 20,0 и 100,0 см3; градуированные пипетки емкостью 1,0, 2,0 и 5,0 см3; мензурки емкостью 100,0 и 150,0 см3; конические колбы емкостью 200,0 и 250,0 см3; компаратор с пробирками; стеклянные воронки диаметром 2,0, 5,0 и 10,0 см; стеклянные микрошпатели; химические стаканы с носиками емкостью 10,0, 50,0, 100,0 и 150,0 см3; лабораторный штатив; лапки для штатива; муфты для штатива; титровальная установка; пробирки обыкновенные; пробирки центрифужные емкостью 10,0 см3; цилиндры емкостью 250,0, 500,0 и 1000,0 см3 без градуировки и градуированные по высоте шкалой в сантиметрах; стандартный шрифт на бумаге с высотой букв 3,5 мм; фильтры (различного диаметра) или фильтровальная бумага; чистые листы белой бумаги; инженерный калькулятор или ПЭВМ, электрическая плитка, стеклянные палочки, склянки емкостью 5,0 и 10,0 л, резиновые, стеклянные и корковые пробки различного диаметра.


^ РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ: окрашенная стандартная шкала для определения рН среды или раствор универсального индикатора или универсальная индикаторная бумага; соляная кислота 0,1 н. раствор, хлорид бария 0,1 н. раствор, хлорид магния 0,1 н. раствор, нитрат серебра 0,1 н. раствор; трилона Б 0,05 н. раствор; гидроксид натрия 25,0 % раствор; аммиачный буферный раствор; хромат калия 10,0 % раствор; метилоранж 1,0 % раствор; хромоген черный ЕТ-00; мурексид; индикаторная бумага конго или 1,0 % раствор; хлорид натрия; роданид калия 20,0 % раствор; азотная кислота концентрированный раствор; пероксид водорода 3,0 % раствор; ацетатный буферный раствор; йодид калия; крахмал растворимый 0,5 % раствор; тиосульфат натрия 0,01 н. раствор; перманганат калия 0,03 % раствор; дистиллированная вода.


^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ


Лабораторную работу выполнять коллективно (по бригадам) – по три человека в бригаде. Каждой бригаде получить у преподавателя или лаборанта образец природной воды в количестве 2000,0 мл, а также необходимую посуду, принадлежности, приборы, аппараты и реактивы для проведения химико-аналитического анализа природной воды.

Определение сульфат-анионов производится методом обратного титрования, все остальные ионы и соединения определяются методом прямого титрования. Полученные экспериментальные данные в ходе проведения химико-аналитического анализа природной воды свести в табл. 1.


Работа с пипеткой и бюреткой. Для наполнения пипетки (обычной или пипетки Мора) необходимо нижний конец ее опустить в раствор и втянуть жидкость в пипетку немного выше метки (ртом или резиновой грушей для токсичных растворов). Затем быстро закрыть верхний конец пипетки указательным пальцем и выпустить избыток жидкости, ослабляя нажим пальца. Когда уровень жидкости опустится до метки (определение по нижнему мениску), перенести нижний конец пипетки в коническую колбу, открыть верхний конец и выпустить жидкость, держа пипетку вертикально и прикасаясь кончиком ее к стенке колбы. Когда жидкость вытечет, подождать около 10 с и только тогда отнять пипетку. Оставшееся на стенках пипетки небольшое количество жидкости не следует выливать или выдувать, так как объем пипетки рассчитан на свободное выливание жидкости.

Установить бюретку вертикально в лапке штатива и влить в нее через воронку столько раствора, чтобы уровень ее приходился выше нулевого деления. Удалить воздух из кончика бюретки, спуская часть жидкости сильной струей. В случае надобности бюретку снова долить раствором. Выпуская по немного жидкость, установить уровень ее на нулевом делении бюретки (отсчет по нижнему мениску). При этом нижний мениск жидкости должен касаться черты деления. При отсчете глаз наблюдателя должен находится точно на уровне жидкости. Для лучшей видимости рекомендуем позади бюретки поместить в качестве фона лист белой бумаги или включить подсветку на титровальной установке.

Вылить часть жидкости из бюретки через оливу или кран и определить уровень оставшейся жидкости (по нижнему мениску) с точностью до 0,1 см3.


Определение водородного показателя (рН среды). Водородный показатель (рН среды) природной воды определить колориметрически с помощью компаратора и универсального индикатора. В пробирку налить исследуемой природной воды до метки, соответствующей 5,0 см3, прибавить 5-6 капель универсального индикатора, закрыть пробкой, перемешать раствор и поместить пробирку в компаратор. В другую пробирку налить 5,0 см3 исследуемой природной воды и также поместить ее в компаратор. Окраску исследуемой воды сравнить со стандартной шкалой. Рассматривать окраску в пробирках сверху.


Для этого шкалу поместить в нижнюю часть компаратора под пробирку с водой без индикатора и передвигать ее до совпадения окраски раствора с одним из эталонов. Значение рН исследуемой природной воды, которое обозначено на шкале, совпавшем по окраске с окраской раствора в пробирке, записать в табл. 2. Также рН природной воды можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги согласно инструкции к этой бумаге (или с помощью электронного прибора – рН-метра с точностью до 0,01 единиц рН).


Определение прозрачности природной воды. Установить цилиндр на стандартный шрифт. Цилиндр наполнить исследуемой природной водой, до такой высоты, пока буквы, рассматриваемые сверху, станут плохо различимы. Определить высоту водяного столба в сантиметрах.


Определение цветности природной воды. Для определения цветности цилиндр с исследуемой природной водой установить на чистый лист белой бумаги и рассмотреть сверху на белом фоне при дневном освещении.


Определение запаха природной воды. Характер запаха описать словесно. Интенсивность запаха оценивается по семибальной шкале, согласно табл. 5.


Качественное определение катионов железа (III). В пробирку налить 5,0 мл исследуемой природной воды, подкислить 2 каплями концентрированной азотной кислотой, добавить к раствору 10 капель раствора пероксида водорода и 0,5 мл 20,0 % раствора роданида калия. Качественно оценить присутствие катионов железа (III) в исследуемой природной воде.


Определение остаточного активного хлора. В коническую колбу насыпать 0,5 г йодида калия, растворить в 2,0 мл дистиллированной воды, прибавить 10,0 мл ацетатного буферного раствора (смесь уксусной кислоты и ацетата натрия) и 150,0 мл исследуемой природной воды. Колбу закрыть бумажным колпачком и поместить в темное место не менее чем на 10 минут. Через 10 минут выделившийся йод оттитровать раствором тиосульфата натрия до появления соломенно-желтой окраски. Затем прибавить в колбу 1,0 мл раствора крахмала и продолжать титрование тиосульфатом натрия до полного исчезновения синего окрашивания.


Определение степени окисляемости. В пробирку налить 5,0 мл исследуемой природной воды, добавить к ней 5 капель раствора перманганата калия, оставить полученный раствор на 30 минут. Спустя обозначенное время наблюдать окраску полученного раствора.


Определение гидрокарбонат-анионов. Чисто вымытую бюретку установить вертикально в лапке штатива или титровальной установки, сполоснуть сначала дистиллированной водой, затем небольшим количеством 0,1 н. раствора соляной кислоты, который будет наливаться в бюретку.


После споласкивания бюретку заполнить раствором соляной кислоты и установить уровень жидкости на нулевом делении.

Взять чисто вымытую пипетку Мора емкость 100,0 см3, набрать в нее 10,0 см3 исследуемой воды и сполоснуть внутреннюю поверхность пипетки. Отмерить этой же пипеткой 100,0 см3 исследуемой воды, вылить в коническую колбу, добавить 5 капель раствора метилоранжа. Поставить колбу с водой под бюретку на белый лист чистой бумаги и приливать по каплям раствор кислоты из бюретки в колбу до перехода желтой (или оранжевой) окраски в розовую, постоянно помешивая раствор, осторожными вращательными движениями колбы в одном направлении.

После появления розовой окраски отметить уровень кислоты в бюретке. Отсчет производить с точностью до 0,1 см3.

Для большей точности титрование повторить еще 2 раза. Из трех полученных отсчетов отбросить ненужное, а из двух – взять среднее значение и занести в табл. 1.


Определение суммы катионов кальция и магния. Сумму катионов кальция и магния определить объемным трилонометрическим методом. Техника подготовки и титрования такая же, как и в опыте по определению гидрокарбонат-анионов. Заполнить бюретку раствором трилона Б и установить уровень жидкости на нулевом делении.

Отмерить пипеткой в коническую колбу 10,0 см3 исследуемой природной воды, прибавить 50,0 см3 дистиллированной воды, 1,0 см3 буферного раствора и 100,0 мг сухого индикатора ЕТ-00. Содержимое колбы перемешать и медленно титровать раствором трилона Б до перехода окраски из винно-красной через фиолетово-синюю в ярко голубую. Конец титрования лучше всего наблюдать, если рядом поставить перетитрованую пробу (титрование со свидетелем), до цвета которой и следует титровать исследуемый раствор.

Для большей точности титрование повторить еще 2 раза. Из трех полученных отсчетов отбросить ненужное, а из двух – взять среднее значение и занести в табл. 1.


Определение катионов кальция. На определение катионов кальция отобрать в коническую колбу 10,0 см3 исследуемой воды, туда же добавить 50,0 см3 25,0 % раствора гидроксида натрия и 30,0 мг сухого индикатора мурексида. Раствор перемешать и медленно по каплям титровать раствором трилона Б до перехода розовой окраски в фиолетовую, устойчивую в течении не менее трех минут.

Для большей точности титрование повторить еще 2 раза. Из трех полученных отсчетов отбросить ненужное, а из двух – взять среднее значение и занести в табл. 1.


Определение катионов магния. Катионы магния определить расчетным путем (смотреть обработку результатов).


Из суммы катионов кальция и магния вычесть содержание катионов кальция по уравнениям, приведенным в разделе обработки результатов.


Определение сульфат-анионов. Отобрать 10,0 см3 исследуемой природной воды, поместить в коническую колбу, нейтрализовать 0,1 н. раствором соляной кислоты (в присутствии небольшого кусочка бумаги конго до перехода ее окраски из красной в сиреневую или универсальной индикаторной бумаги – до перехода окраски из оранжевой (или желтой) в розовую), добавить 50,0 см3 дистиллированной воды, 5,0 см3 0,1 н. раствора хлорида бария. Раствор перемешать в течение 10-15 минут и затем прилить 1,0 см3 буферного раствора (смесь гидроксида и хлорида аммония), 1,0 см3 0,1 н. раствора хлорида магния (прибавлять для улучшения четкости титрования), 100,0 мг индикатора ЕТ-00, содержимое колбы тщательно перемешать и медленно по каплям титровать раствором трилона Б до перехода винно-красной окраски раствора в голубую. Если переход окраски не четкий, то необходимо добавить еще 1,0 см3 0,1 н. раствора хлорида магния и оттитровать трилоном Б. Титрование производить в присутствии «свидетеля», которым является перетитрованная проба.

Для большей точности титрование повторить еще 2 раза. Из трех полученных отсчетов отбросить ненужное, а из двух – взять среднее значение и занести в табл. 1.

Количество растворов хлорида бария и хлорида магния, прибавленное к исследуемой воде, и объем трилона Б, пошедшей на титрование, занести в табл. 1.


Определение хлорид-анионов. Отобрать 20,0 см3 исследуемой природной воды, поместить в коническую колбу, прибавить 5 капель 10,0 % раствора хромата калия и тировать по каплям 0,1 н. раствором нитрата серебра при постоянном помешивании до появления неисчезающей бурой окраски раствора.

Для большей точности титрование повторить еще 2 раза. Из трех полученных отсчетов отбросить ненужное, а из двух – взять среднее значение и занести в табл. 1.


Определение суммы катионов натрия и калия. Определение производить путем расчета по уравнениям, приведенным в разделе обработки результатов.


^ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


Таблица 1

Экспериментальные данные

химико-аналитического анализа природной воды



п/п

Наименования

определяемых

ионов

Объем

исследуемой

природной воды,

10-3, л

Растворы для определения ионов

Наименование

Концентрация,

н. (моль/л)

Объем,

10-3, л

1.

Гидрокарбонат-

анионы ()

100,0

Соляная кислота

()

0,1




2.

Сумма катионов

кальция и магния

( + )

10,0

Трилон Б

0,05




3.

Катионы кальция

()

10,0

Трилон Б

0,05




4.

Сульфат-анионы

()

10,0

Трилон Б

0,05




Хлорид бария

()

0,1




Хлорид магния

()

0,1




5.

Хлорид-анионы

()

20,0

Нитрат серебра

()

0,1




6.

Остаточный

активный хлор

()

150,0

Тиосульфат натрия

()

0,01



  1   2   3




Похожие:

Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconС. В. Молчанов В. К. Волкова Н. А. Молчанова Методические указания
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, изучающих курсы «Химия» («Общая химия»), «Органическая химия»...
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconДокументы
1. /каф. ЭиУ/Метод. к выполн.курс. р. ЭиУ.doc
2. /каф....

Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconМетодические указания по бухгалтерскому учету мпз методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)
Эти Методические указания для налоговых целей не применяются, торговые организации вправе использовать их для целей бухгалтерского...
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconДокументы
1. /Gp_paper (Что должен сделать в течении недели).doc
2. /Otchet_0...

Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconМетодические указания по подготовке курсовых работ Москва 2002 утверждено
Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 350 800 "Документоведение и документационное обеспечение...
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconРевина Наталья Николаевна; призеры (III место) участники агитбригады мбоу «оош №3» учителя Сатаева Адиля Александровна, Трунова Елена Александровна; в конкурс
Трунова Елена Александровна; в конкурсах Лучшая разработка виртуальной экскурсии
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconКонференция Адутовых. I. Список Сопредседателей оргкомитета
Асфандиаров Анвар Закирович, проф каф. Отечественной истории Баш гу, лауреат Государственной Премии рб. (Уфа)
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconМетодические указания по подготовке, выполнению, оформлению и защите дипломной работы, по ее рецензи­рованию
Методические указания по выполнению дипломных работ для студен­тов специальности "Мировая экономика" / Сост. Л. В. Левченко. Самара:...
Молчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания iconВыборнова Наталья Александровна учитель высшая Фукс Валентина Антоновна учитель I методическая тема шмо: Применение компетентностного подхода на урок
«Применение компетентностного подхода на уроках математики и информатики с целью повышения качества образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов