Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 icon

Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004



НазваниеД. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004
страница1/21
Дата конвертации10.08.2012
Размер3.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Д.В. Морозов. Поколение Китеж. http://www.kitezh.org






Д.В. Морозов

Поколение Китеж


М.: «Эльф ИПР», 2004.

© Морозов Д.В. 2004


В книге отражены новые методики воспитания, реабилитации и адаптации детей, в том числе потерявших родителей, апробированные на базе терапевтического сообщества «Община Китеж». Пособие рассчитано на приёмных родителей, социальных работников, а также всех у кого есть дети.

Содержание


Часть 1. Советы любящим родителям

Часть 2. Размышления об идеальной школе

Часть 3. Община "Китеж"


Предисловие №1

Когда я начинал писать предисловие, то даже не знал, как Дмитрий Морозов назовёт эту книгу... Дмитрий передал мне руко­пись и сказал: «Действуйте, как сочтёте нужным — вычёркивайте, правьте». Что он имел в виду, давая мне такое право, для меня ос­таётся загадкой: или он действительно оказывал мне полное дове­рие, или же знал, что, всё равно, из настоящей книги, как из пес­ни, уже не выкинешь ни одного слова. При чтении рукописи у ме­ня ни на одной её странице не возникала мысль что-то править. Я думал о другом. О том, что находил подтверждение своей мысли. А моя мысль состоит в следующем: педагогика, как высшая культура общечеловеческого, планетарного, рискну сказать, Вселенского сознания, есть состояние духа человека. Пусть никто не говорит, что он никакой не педагог, а, скажем, врач или электронщик, или литератор, или просто рабочий. Если кто называется человеком, он тут же и есть педагог — в образе матери, отца, дедушки, бабуш­ки, дяди, тёти, взрослого, в образе профессионала-учителя, воспи­тателя, наставника. Дело в том, что кто-то из нас до глубины души переживает заботу о ребёнке (сыне, дочери, ученике, воспитанни­ке), и потому открывает в себе доступ к некой Вселенской или, в крайнем случае, планетарной Мудрости воспитания. Кто-то же мало будет озабочен воспитанием даже собственного ребёнка, а больше чем-то другим. Поэтому он мало что поймёт в мудрости воспитания.

К какой группе людей можно отнести Дмитрия Морозова?

Передавая рукопись книги, он как бы извинялся: «Я не педа­гог,» — говорил он мне. — «Поэтому, может быть, тут всё не так». И пусть его, раз он твердит, что не педагог, но написал он прекрасную педагогическую книгу. И как хорошо, что в нём нет замашек пи­сать по-научному, а пишет просто, как чувствует, как видит, как переживает и страдает. То есть, так же, как писал Корчак, Сухомлинский. Литературный дар автора прекрасного романа «Дваждырождённые» теперь также прекрасно проявляется в данной книге.
Дмитрий Морозов открывает дверь в мир планетарной культуры педагогического сознания спокойно, вежливо, стеснительно, но не с боязнью, ибо несёт с собой искренний дар своего духа. И так как этот дар достойный, мы, уже старожилы мира образования, вынуждены обернуться к нему и поприветствовать.

Книга удивит и заинтересует читателя. Чем она удивит?

Педагогическое сознание развивается так же медленно, как медленно эволюционирует человеческое сознание вообще. Пото­му говорить о неких выдающихся открытиях не приходится. Педа­гогическая наука со своим огромным количеством кандидатских и докторских диссертаций не может похвастаться, что имеет дело с открытиями, способными перевернуть педагогическое сознание. Однако эта книга удивит читателя тем, что автор размышляет о сложных вопросах воспитания с применением необычных форм и, порой, предлагает необычные выводы и советы. И делает он это, опираясь на свой опыт педагогической жизни, на опыт своих кол­лег и общинников из Китежа. Всё, о чём он говорит в связи с роди­тельской программой воспитания и детской программой воспита­ния, свежо, необычно, а самое главное, убедительно. Я не гаранти­рую, что правильно, ибо истинным критерием педагогических идей, опыта и рекомендаций является сам человек, нуждающийся в них, со своим мировоззрением, убеждениями и интересами. Для одних мысли и выводы Дмитрия Морозова будут, как глоток чис­того воздуха. Другие могут сказать, что так не воспитывают. Тре­тьи, очевидно, задумаются и пойдут дальше. Но я должен сказать ещё об одном критерии ценности Морозовской гуманной педаго­гики, который исходит от него самого — это его действительно дет­ская искренность. А искренность есть матерь истины и истиннос­ти, правды и правдивости.

Книга читается с огромным интересом. Это потому, что, наря­ду с самим ходом мышления, автор предлагает для анализа живые, настоящие примеры. С ними читатель будет знакомиться то со слезами на глазах, то с замиранием сердца, то с восхищением. И не раз в них будет находить прообраз того, что мучает его самого, и ради чего он читает эту книгу. История Даши, история Андрея, истории Маши, Киры, Фёдора, Филиппка, Аниты, Ани, Кати, Шу­рика — это целые эпопеи жизни современных детей, жизни кото­рых находились у пропасти.

Мир Китежа, каким бы маленьким он нам не показался, боль­шой, резонанс его жизни разносится по всей планете. Это мир рус­ской общины, открытой всему мировому сообществу. Граждане Китежа — преданные труженики - они и строители своего города, и пахари своих угодий, и ремесленники, и высокие профессиона­лы, и учителя, и ученики, и воспитатели, и воспитанники. Они ро­дители своих собственных детей, и олицетворение истинных роди­телей для приёмных детей. Они — люди, объединённые своей ду­ховно-философской и педагогической конституцией, которая воз­вещает возможное будущее гражданского общежития. Открытость Китежа и связь общины со всем миром определяет благородство выбранного пути.

Дмитрий Морозов, основатель Китежа, даёт в книге краткую историю общины, которой недавно исполнилось всего десять лет, и увлечённо описывает жизнь в ней, как педагогику, как терапию, как восхождение и как тяжёлый труд с печалями и праздниками.

В заключение - совет читателю: прочтите сперва в конце кни­ги два абзаца, которые автор назвал так — «Вместо эпилога». На разных встречах с учителями мне часто задавали вопрос: «Что вы можете сказать о Китеже?» Я говорил, что мог, но мой ответ был бедным. Теперь же могу сказать: «Почитайте книгу Дмитрия Мо­розова, основателя этого сообщества».


^ Москва, январь 2004г. Шалва Амонашвили. академик


Предисловие №2

Сегодня очень редко можно встретить лидеров образователь­ных или социальных инициатив, которые пишут о своих проектах во время их непосредственного осуществления. Каким-то образом трудная задача ежедневной поддержки и помощи молодым людям и тем, кто учит и заботится о них, мешает записывать то, что про­исходит в реальном масштабе времени. Дмитрий Морозов проти­востоит этой тенденции и присоединяется к той небольшой груп­пе авторов-практиков, которая существует в сфере терапевтичес­ких решений проблем детей с неустойчивой и поломанной психи­кой.

Китеж заслуживает того, чтобы о нем написали. За одиннад­цать лет его существования в зарубежной и российской прессе бы­ло опубликовано несколько восторженных материалов. Подобно таинственному городу Китежу из старинной русской легенды, именем которого Детская община и была названа, она в самом де­ле является символом возможного расцвета новой эпохи работы с детьми-сиротами в России. И сегодня уже есть первые обнадежи­вающие признаки того, что люди, которые отвечают за выработку общенациональной политики, начали проявлять к этому актив­ный интерес.

В чем же заключается тот особый подход, применяемый Мо­розовым и теми, кто приехал к нему в Китеж? Это, во-первых, деинститутализация социального обеспечения ребенка. Китеж не является учреждением, где присматривают за детьми ради удобст­ва властей. Это настоящее, ориентированное на детей поселение-содружество приемных семей, где отлично сосуществуют жесткая образовательная программа и групповой, и индивидуальный тера­певтический процесс, цель которого - усилить жизненные силы самых слабых детей и дать им ощущение, что они, наконец-то, добрались до места, где они находятся в безопасности, где их ценят, и где жизнь, со всеми ее заботами, может включать в себя еще и свободу играть, и получать удовольствие.

В Китеже дают любовь тем, кто когда-то был ее лишен, с по­ниманием относятся к вызывающему поведению детей, которые вынуждены были принять его под давлением улицы, работают с этим поведением и исправляют его. Если для некоторых это звучит упрощенно, то примите мои извинения, но это все действительно имеет место в Китеже за очень небольшими исключениями. Тот процесс усиления жизненные сил, о котором я уже упоминал, ста­новится для ребенка основным инструментом его восстановления, так как он учится сам управлять этим процессом собственного вы­здоровления и развития. Приемная семья, к которой присоединя­ется ребенок, не назначается ему какими-то далекими социальны­ми организациями, а постоянно поддерживается и взращивается другими подобными семьями и усиливается динамическим при­сутствием родных детей, чей вклад в тот процесс нельзя недооце­нить.

Здесь приемный родитель-новичок учится на опыте тех, кто в течение нескольких лет уже активно применяет это искусство. Од­нако, для Китежа этого всегда было мало. Морозов активно стре­мился к опыту зарубежных социальных новаторов и практиков, которые приезжали в Китеж, чтобы увидеть все своими собствен­ными глазами, дать рекомендации и предложить пути развития на основе своего обширного опыта с детьми, имеющими аналогич­ные проблемы. Затем с холодным бесстрастным профессионализ­мом и верностью своим первоначальным принципам, для выра­ботки которых он немало потрудился, Морозов и его коллеги вы­борочно адаптировали эту мудрость к российским реалиям и заста­вили ее работать на Китеж.

Сейчас Китеж - международный партнер Чартерхаузской Группы терапевтических общин Великобритании, имеющей впе­чатляющий список стандартов обслуживания и обучения для обес­печения поддержки и помощи. На конференции Группы в 2003-м году в Англии впервые прозвучала информация о Китеже и еще об одной общине из Дании, и было предложено принять Китеж ряды ее членов. Позже, в том же году, это предложение было поддержа­но всеми членами Группы, что запустило процесс полезного обмена визитами, свежими идеями и практическими наработками меж­ду Китежем и некоторыми самыми успешными организациями, которые многие годы ведут терапевтическую работу с проблемны­ми детьми. И этот процесс уже даёт результаты.

После десяти лет консультационной работы с российскими министерствами, местными властями и отдельными детскими до­мами и школами мне было чрезвычайно приятно и лестно в тече­ние последних пяти лет наблюдать за развитием этой замечатель­ной общины и, возможно, помогать ей. Они уже готовы сделать еще один большой шаг вперед - создать второе поселение. Этот ам­бициозный проект потребует от китежан применить на практике все, чему они научились. То мужество, которое они уже продемон­стрировали, продвинувшись так далеко вперед в рамках зачастую скептического общества, сослужит им хорошую службу. В настоя­щее время у них есть ощутимая поддержка их новаторской работы в России, и со временем, я очень надеюсь, они окажут положи­тельное профессиональное влияние на то, как люди думают и ра­ботают по всей стране. Эта книга поможет совершить это путеше­ствие.


^ Шотландия, февраль 2004 г Дэвид Дин, ОВЕ


Дэвид Дин, Кавалер Ордена Британской Империи, в течение 10 лет работал в независимой прогрессивной школе Англии, затем был назначен директором новой специальной школы в Уэльсе. В 1978 году в Шотландии он основал школу Рэддери - терапевтичес­кую школу для детей с особыми требованиями, в которой он про­работал 17 лет с 40 детьми и 40 преподавателями, развивая нова­торскую локальную программу на основе принципов холистичес­кой и групповой психотерапии. У школы есть маленькая, хорошо функционирующая ферма, образовательная программа, проводи­мая вне стен школы, и прекрасный опыт использования музыки и психодрамы.

Важно отметить, что отличительной чертой Рэддери, о кото­рой много говорили и за которую много хвалили правительствен­ные чиновники, посетители и сами дети, было сочетание образовательного, социального, эмоционального и духовного развития детей и мощное привлечение их к процессу принятия решений в общине. В этот период Дэвид Дин работал в различных областях как Председатель Группы Независимых Специальных Школ Шот­ландии и Вице-председатель Чартерхаузской Группы терапевтиче­ских общин Великобритании.

В настоящее время, будучи почти на пенсии, он работает в рамках Экологии Траст как международный советник и консуль­тант для Китежа и, отдельно, для Британской Зарубежной Испол­нительной Службы, в рамках которой он помогал организациям в России, Румынии и Уганде. В 1990 году в Великобритании он был удостоен награды за «Заслуги перед образованием», и в том же го­ду он бьш отмечен Министерством Образования в Москве за по­мощь в программах обмена для специальных школ, детских домов и специальных профессиональных школ.


Моим родителям Виктории и Владимиру Морозовым, позволившим мне стать самим собой, а также всем родителям и де­тям Китежа с благодарностью по­свящаю


-1-


Вступление


Вопрос, а правильно ли мы воспитываем детей, по существующей традиции считается, вообще говоря, неприличным. Хотя бы потому, что последние лет двадцать общество обращает внимание на детей только во время рекламы подгузников.


По счастью еще не перевелись любящие, ответственные родители, (а также дедушки и бабушки, воспитанные в старых традициях) которые пытаются в индивидуальном порядке подготовить ребенка к встрече со взрослой жизнью. Эта книга предназначена им.


Составлена она на основании десятилетнего опыта воспитательной работы, (то есть открытий и ошибок) моих соратников – жителей Китежа. Китеж это поселок, собравший мене двух десятков людей, с мечтой создать новое поколение. Мы понимаем, сколь ничтожны наши силы и спорны методы. Но человеку полезно мечтать.


Средневековые алхимики пытались открыть философский камень, а заложили основы науки химии. Пока мы двигались к мечте о новом поколении, по дороге узнавали много нового в области воспитания и терапии.


В 2003 году Китеж был официально принят в Британское сообщество терапевтических общин «Честерхауз групп».


А когда это только начиналось, наши мечты не простирались дальше нескольких бревенчатых изб. Мы и не думали, что превратим собственную судьбу в эксперимент…. над собой (как и подобает настоящим ученым).


Сначала это представлялось как-то совсем просто. Мы думали просто построить поселок для добрых людей, готовых взять в семьи детей-сирот. В процессе создания поселка, некоторые из нас осознали, что цель поставлена неверно. Дети, испытавшие горькое очарование неприкаянности, все равно обречены в нашем обществе на гибель, если просто полностью не сменят свой взгляд на жизнь. А хорошие, добрые взрослые иногда не желали становиться профессиональными воспитателями, считая, что их «житейской мудрости» хватит, чтобы справляться с детскими проблемами. Но ее (мудрости) явно не хватало! Лет через пять до многих из нас стала доходить простая истина, что, не поменявшись самим, нельзя поменять наших детей. Впрочем, не менее половины наших соратников категорически заявили, что о нежелании что либо менять в самих себе. Не желавшие меняться сменили место проживания, а оставшиеся в поселке начали длительный эксперимент с непредсказуемыми последствиями по созданию Нового мира, целиком ориентированного на развитие личности ребенка. Теперь мы создали условия и накопили опыт, чтобы решать проблемы детей, причем не только сирот, но и вообще любых детей, попавших в кризисную ситуацию.


КИТЕЖ в 21 веке – это терапевтическое сообщество, занимающееся излечением детей-сирот от ненависти к миру и неверия в будущее. Среди наших воспитанников есть те, кому ставят диагноз ЗПР и аутизм, есть бывшие беспризорники с опытом выживания в экстремальных условиях улицы, есть дети из Московских семей, которые при живых и, часто, вполне благополучных родителях не ходят в школу, а зарабатывают приводы в милицию.


Для нас воспитание ребенка – это образ жизни и одновременно творчество, немыслимое без любви, сопереживания, вдохновения и прочих атрибутов искусства. Только в этом случае свою положительную роль играет и научное знание. Книга – обобщение нашего коллективного опыта.


Первая часть книги содержит конкретные советы родителям, вторая – учителям, третья часть – сотрудникам и основателям терапевтических сообществ.


ЧАСТЬ 1


^ СОВЕТЫ ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ


Риторический вопрос - может ли назвать себя счастливым человек, у которого даже если и есть все мыслимые материальные блага и власть, но несчастливы дети.


Или так: Ваши дети счастливы?


Ответ: А ваши? (На тайном взрослом языке это означает – Не лезь, мои дети, как хочу, так и воспитываю.)


В рекламных приложениях врачи предостерегают: «Вам только кажется, что вы здоровы, а вы проверились на хламидии и простатит?»


И человек с содроганием начинает думать еще о сотне болезней, которыми он может быть уже давно и неизлечимо болен. А меж тем, если бы он оторвалась от рекламных приложений и повнимательнее присмотрелся к своим детям, то действительно бы обнаружил массу проявлений «не полного» их здоровья. Не надо анализов, финансовых затрат. Но зато надо подготовиться к встрече со страшным вопросом, а что же делать? Я расскажу вам как сильные, любящие, заботливые родители стирают индивидуальную программу развития ребенка, сами того не ведая, лишая его надежды на счастье самореализации, и выбирая за него сомнительную безопасность прозябания вместо творческого поиска собственной судьбы.


А что такое ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ?


И главное, как теперь исправить положение?


Все течет, все изменяется. Когда-то спартанский метод воспитания считался самым прогрессивным. Когда-то в аристократических школах Великобритании порка была популярным педагогическим методом. Потом в Америке законодателем мод в воспитании стал доктор Спок и пороть детей стало неприлично. Впрочем, журнал «Караван историй» пишет, что призывая к гуманности, сам доктор отнюдь не отличался терпением в отношении к собственным детям.


Совершенно очевидно, что через какие-то 100 – 200 лет и наша форма семейного и школьного воспитания потомства будет восприниматься как нечто экзотическое. Но c коль-либо серьезно, предсказаниями на этот счет занимаются только писатели-фантасты. Именно их разум наиболее открыт к тончайшим изменениям, которые не фиксируются официальной наукой.


Поэтому в этой книге мы используем, помимо личного опыта , также прозрения духовных подвижников, предсказаниях фантастов и назидания сказочников. Для большей научной недостоверности повествование сдобрено изрядным количеством цитат из самых уважаемых автором философов, богословов, психологов-реформаторов и народных целителей. Сам автор – сторонник диалектического подхода, что подразумевает решимость дальше исследовать проблему, поэтому он сохраняет за собой право по прошествию времени не соглашаться с тем, что написано в этой книге.


Книга составлена по концентрическому принципу.


В некоторых случаях автор занудливо повторяю одну и ту же мысль разными словами. Не стреляйте в редактора. Путь повторов весьма примитивен, но разве не им обычно идет любой школьный учитель? Это позволяет подходить к одной и той же проблеме на разном уровне, проверять на прочность разные цепочки умозаключений, или, если хотите, пробовать одно и тоже блюдо под разными соусами.


У нас не было задачи впихнуть в ваше сознание еще одну стройную научную теорию. Мы хотим просто привлечь ваше внимание к тем проблемам детского развития, которые вы, возможно, раньше и не замечали. А затем, показать, как вы сами можете найти способ их решения. Наша задача – научить вас правильно ДУМАТЬ о детях.


^ ЧТО ТАКОЕ ЗАБОТА О ДЕТЯХ И КАК ОТ НЕЕ ЗАЩИТИТЬСЯ?


В России 90-х в период первоначального накопления капитала можно было часто слышать - «Я сейчас заработаю, что бы хоть мои дети пожили хорошо». Детская болезнь левизны в капитализме! Только в детски наивных умах постсоветских граждан могла родиться иллюзия, что «хорошая жизнь» тождественна «богатой жизни», а деньги родителей способны сделать их отпрысков счастливыми.


^ ЗАРИСОВКА С НАТУРЫ


Лара попала к нам в Китеж в возрасте 14 лет. Ее папа занимал ответственный пост в нефтяной компании. В третьем классе девочка была отличницей, в пятом - прилежной ученицей.


«Все началось после 7 класса. Родители отправили меня за границу со старшими детьми. Мы там в гостинице жили, я почувствовала себя взрослой. Потом вернулась домой, а мне – хватит гулять, иди спать. Ну я родителей и послала, потом в школе «забила» учиться.


-А что запомнилось заграницей?


-Взрослость. Никогда раньше не думала, что смогу со старшими девчонками пойти за угол купить сигареты и пиво.


(Она вступила в возраст, когда ей стало наплевать на мнение родителей, а вот откровенное пренебрежение одноклассников ее приводило в отчаяние. Чувства ударили по телу. Пальцы рук покраснели и стали шелушится. Диагноз - нейродернит. Это, естественно не прибавило ни уверенности в себе ни легкости общения с одноклассниками. Девочка почувствовала себя отверженной именно в тот период своей жизни, когда ей было необходимо признание собственной значимости. И она нашла выход.)


Со старшими хорошо тусоваться. Пойду в 10 класс – «Здорово народ, как дела?» « О, - говорят, - Ларка пришла, наша.» Я их в столовую тащила, покупала чипсы, шоколад. Деньги у родителей тырила. Тогда, в восьмом и стала отжираться. Йогурты, шоколадки, пивко….пойти в школу куда-нибудь забуриться. (У многих людей чувство тревожности отступает во время еды.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




Похожие:

Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconДокументы
1. /1986 - Поколение X/01 - Поколение Х.txt
2. /1986...

Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconПрограмма Фестиваля «менестрель 2004» Programme du Festival "menestrel 2004" 3 мая 2004 / le 3 mai 2004 Время

Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconМесто проведения
Место проведения: ул. Восстания д. 8, Гуманитарная гимназия №209 (проезд до ст метро Восстания) Заявки на участие: до 30-ого января...
Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconОт вашего клуба приглашаем принять участие в соревнованиях пары
Место проведения: ул. Восстания д. 8, Гуманитарная гимназия №209 (проезд до ст метро Восстания) Заявки на участие: до 30-ого января...
Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconДокументы
1. /Оформление и реализация ИПР.docx
Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconДокументы
1. /Эльф розового куста.txt
Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconДокументы
1. /10 - Бунт на корабле (2004)/01 - Хардкор по-русски.txt
2. /10...

Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconДругое поколение

Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconИсточник ~1~
Высокий эльф с черными не по-эльфьи коротко стрижеными волосами непроницаемым красивым лицом и ледяным сердцем с таким спокойствием...
Д. В. Морозов Поколение Китеж М.: «Эльф ипр», 2004 iconДокументы
1. /01 - Новый Ерусалим (1998) часть2/07 - Russo Matroso.rtf
2. /01...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов