Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока icon

Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока



НазваниеЦель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока
Дата конвертации23.08.2012
Размер119.15 Kb.
ТипУрок

Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа


Открытый урок истории в 6–м классе


Тема: Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов в 13 веке.


Тип урока: Лекция с элементами беседы и использованием видеофрагмента.

Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа.

^ Задачи урока:


1. Проследить основные события борьбы народов нашей страны с агрессией немецких и шведских феодалов в 13 веке. Создать образ исторического деятеля с помощью фактов об известной личности.

2. Продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с документами и исторической картой, понятиями и датами.

3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.


Оборудование:

Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в 13 веке».

Карта - схемы сражений: Невская битва, Ледовое побоище.

Рисунки учебника.

Портрет Александра Невского.

Учебная картина «Ледовое побоище» художника А.Горбунова, либо другая.

Рисунки или фотографии ордена Святого Александра Невского и ордена Александра Невского. Видеофрагмент фильма «Невская битва», сцена сражения.

Схемы сражений и рисунки учебника можно заменить иллюстрациями Приложения, которые можно спроектировать на большой экран.


^ Основные понятия: - орден, «свинья».


Основные даты: 1240 г., 1242 г.

Ход урока:

I. Повторение пройденного материала:


Учитель: На долю древней Руси выпало немало тяжёлых испытаний. Одно из них монголо-татарское нашествие.


^ Вопросы к классу:

- Кто такие монголо-татары?

- Почему они напали на Русь?

- Какова была военная организация монголо-татар?

Учитель: Вот два высказывания современников о татарском нашествии и его последствиях:

«И во граде (Рязань) многих людей, и жён, и детей мечами посекли…и весь город пожгли и всю красоту знаменитую…»

А теперь о Владимире: «Навел он (бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей…Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни…кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Села поросли сорной травой, смирилось величие, и погибла красота наша».

^ Вопросы к классу:

- О чём переживают современники?

- Как русский народ встретил нашествие монголо-татар?

- Назовите и покажите на карте города, оказавшие сопротивление монголо-татарским завоевателям.

- Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? Видно ли по карте, почему монголо-татарам удалось покорить Русь в XIII веке?

- Каковы последствия монголо-татарского нашествия?


- Что обозначают понятия: хан, иго, дань, баскак, ярлык, Золотая орда?


^ II. Изучение нового материала


1. Сообщение темы урока.

Учитель: В 13 веке врагом, ослабившим положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственным врагом. На западе существовал ещё один опасный и коварный враг.

Как можно представить себе Русь того времени? В каком облике? Представить надо в виде пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника - с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось – быть или не быть.

- Какой враг наступал с запада, а какой с востока?

Тема нашего урока «Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов».

2. Лекция с элементами беседы.

Из курса «Истории средних веков» мы знаем, что в 13 веке западноевропейские рыцари вели крестовые походы с целью захвата и грабежа чужих земель. Немецкий феодал Фридрих Барбаросс провозгласил поход немецких рыцарей на восток. А востоком для них были прибалтийские и русские (прежде всего новгородские и псковские) земли (показ по карте).


^ Вопросы к классу:

- Рассмотрите карту и назовите народы, населявшие Прибалтику в 12-13 веках, покажите территорию их расселения.

- Что могло привлекать крестоносцев на востоке?

- Каковы повод и причины этих походов?

Учитель: Для организации походов на восток была создана рыцарская организация (Орден) в Прибалтике.

Орден - это объединение, определённым уставом. Орден меченосцев - организация с целью похода крестоносцев в Прибалтику и на Русь.

Учитель: Следом за немецкими рыцарями в Прибалтику вторглись датские и шведские феодалы. Так как ряд племён платили русским князьям дань, то для защиты своих данников отряды русских земель пришли в эти земли. Большая помощь была оказана тогда Русью при защите прибалтийских земель. В начале 13 века было совершено четыре похода против рыцарей в Прибалтику. Но рыцари продолжали натиск. Покорив Прибалтику, они подошли к границам новгородско-псковской земли.

Шёл 1240 год. Труднейшее для Руси время. В Новгороде тогда правил двадцатилетний князь Александр Ярославич (демонстрируется портрет А. Невского). Это был высокого роста, красивый молодой человек с громким голосом, который гремел перед народом как «труба». В нём сочетались большие способности государственного деятеля, мудрого дипломата и талантливого полководца.

«…Много поту утёр за Русскую землю». Так говорили современники о Владимире Мономахе. Эти же слова можно сказать и о князе Александре Ярославиче. Он прожил всего 43 года. За это время на его долю выпали тяжкие испытания, как для князя и полководца, так и для человека.

Его отца, великого князя Владимирского, слуги привезут мертвым из Каракорума. Туда отец был вызван для утверждения на княжение. Ханша Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак величайшей милости покормила князя из своей руки, а еда была отравлена. Внезапно умрёт в день свадьбы старший брат Фёдор. Рано князь потеряет свою умную советчицу мать - Феодосию Игоревну.

Были, конечно, и радости. Девятнадцати лет - не по расчёту, а по любви Александр женился на Александре, дочери полоцкого князя. На Полоцко-Минское княжество, не разграбленное монголо-татарами, зарились крестоносцы, особенно литовские князья. Так, что Александр получил в приданое за невестой обязанность защищать от врагов и земли новой родни.

Позже, Александр получил от хана ярлык на великое княжение Владимирское, и до конца жизни оставался великим князем. Тяжелы и унизительны были поездки в Золотую Орду, но Александр несколько раз ездил туда, чтобы предотвратить новые опустошительные набеги монгольских ханов на разоренную Русь. Для Александра, защита родной земли была самым важным делом жизни. Твёрдость, ум, дальновидность и воля великого князя заставили считаться с ним даже в Орде. Поездка к хану в 1263г. была последней. Нужно было остановить новое бедствие. Хан приказал присылать русские полки для участия в его набегах и войнах. Александру удалось убедить хана отменить этот тяжелый и позорный для русских людей приказ. Беда от Руси была отведена. На обратном пути Александр тяжело заболел и умер, не доехав до Владимира (по одной из версий он был отравлен).

Впервые полководческое искусство князя проявилось во время знаменитой Невской битвы.(1240 г.) Это было время, когда на Русь напали немецкие и шведские рыцари. Первыми выступили шведы. Враг был уверен в успехе. Он думал, что Русь, разорённая монголо-татарами, не сможет дать отпор. Шведский правитель Биргер начал поход вверх по реке Неве. Подойдя к устью реки Ижоры (рассматривается карта - схема битвы, рис.1-2), он остановился и устроил себе отдых. Биргер послал к Александру послов с письмом: «Если можешь – сопротивляйся! Знай, что я уже пришёл и покорю твою землю». Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Он знал, что Александру не поможет его родное княжество Владимирское, которое было разорено и не оправилось ещё после монголо-татарского нашествия. К тому же Александр был молод и неопытен. Не о том ли времени сказано: «Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой»?

Новгород до приезда послов был на ногах. Народ (в том числе и бояре) одобрил решение князя – идти к Неве и пока враги прибывают в беспечности, ударить по ним.

Войско Новгорода состояло из дружины (знать: бояре и их отряды) и ополчения (ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в особых случаях). Иногда новгородцы привлекали небольшие отряды наёмников. Основная часть войска - пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные и метательные приспособления (рассматриваются рисунки учебника, рис. 6-8). Щиты закрывали воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, шлемы-шишаки – составляли защитное вооружение новгородца. У всадников были мечи, у пехотинцев – копья, боевые топорики.

Как выглядели рыцари того времени? Они были закованы в броню с ног до головы (рассматриваются рисунки учебника, рис. 9). На голове тяжелый цилиндрической формы шлем с прорезями для глаз. Он соединяется с панцирем, прикрывающим тело. На руках рыцарей железные перчатки, на ногах железные поножи. Кони рыцарей также закованы в броню. Рыцари вооружены тяжелыми мечами с крестообразной рукояткой и длинными копьями. На конце копья у каждого рыцаря его личный знак в виде флажка. Дополняет вооружение рыцаря своеобразной формы щит с изображением креста. Пешие воины вооружены легче. На голове открытый шлем. Шею и плечи прикрывает кольчужная сетка, в руках небольшой круглый щит и короткий меч. Некоторые пехотинцы - лучники вооружены арбалетом (лук с прикладом). На боку лучник носил колчан со стрелами.

^ Вопрос к классу: Чьи доспехи и вооружение были легче? Надёжнее?

Учитель: Рыцарями было трудно управлять, они увлекались захватом добычи, а иногда просто самовольно выходили из строя. Чтобы преодолеть эти недостатки и навести дисциплину создавались духовно - рыцарские ордена (Тевтонский).

Александр со своей дружиной достиг Невы в кротчайший срок (рассматривается карта - схема Невской битвы, рис. 3-4). Шведские корабли стояли при впадении реки Ижоры в Неву, перекинув мостики на берег. Шведская знать, рыцари ночевали в шатрах. Опёршись на копья, дремала стража. Остальные воины спали на кораблях.

Шведское войско значительно превосходило русское по численности, победу могли принести только внезапность нападения, умелое использование того обстоятельства, что шведы разобщены (рассматриваются рисунки учебника, рис. 9) (При наличии видеофрагмента, идёт его показ, при отсутствии - далее излагается ход сражения).

Молодой полководец превосходно использовал обстановку. В сомкнутом строю, княжеская дружина выехала из леса (рассматривается карта - схема рис. 5). И ударила в центр спящего шведского войска. Тревожно завыли трубы. Воины на кораблях спешно вооружались, чтобы прийти на помощь, гибнущим на берегу рыцарям. Но, русская пехота уже бежала вдоль берега, рубила и сбрасывала мостики, отталкивала суда от берега. Помощи рыцари так и не дождались.

На берегу шла жестокая сеча. Русские дружинники везде теснили шведов. Многие русские витязи отличились в бою: дружинник Савва пробрался к шатру предводителей шведского войска и подрубил опорный столб - шатёр рухнул, вызвав панику в рядах шведов. Конный дружинник Гаврила Олексич так увлёкся погоней за одним из знатных рыцарей, что въехал верхом на палубу корабля. Шведы сбросили храбреца с конём в реку, но он сумел выбраться на берег и тут же схватился со шведским воеводой, пытавшимся собрать вокруг себя рыцарей. Новгородец по имени Миша со своим отрядом потопил три шведских корабля. Сам Александр Ярославович сошёлся в рыцарском поединке с Биргером и ранил его, как говорит летопись «возложил печать на лицо остриём своего меча».

Шведы, бежавшие на суда, подняли паруса. А те, кто остался на берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна. Пустили вдогонку за живыми с поднятыми парусами. Разгром шведов был полный. Это было 15 июля 1240 года. Новгородцы потеряли всего 20 воинов. Этих воинов в церковных службах поминали более трёх столетий. Среди них были и простые, и знатные люди, сложившие головы в этом бою.

За победу в этой битве молодой князь Александр Ярославович получил почётное прозвище «Невский». Александр Невский - так мы зовём знаменитого полководца и сейчас.

^ Вопрос к классу: Каково значение победы русских войск на Неве?

Учитель: Тем временем пришли в движение немецкие рыцари. Поражение шведов на реке Неве не остановило их. С огромными силами они двинулись на Русь.

В 1240 году они захватили Псковскую землю (показ по карте). А затем вторглись и в новгородские земли. Борьбу народа против врагов вновь возглавил Александр Невский. На помощь ему пришло Суздальское княжество. Он освободил Псковскую землю и стал искать сражения с главными силами Ордена.

Послав несколько разведывательных отрядов, Александр выяснил, что немцы идут к Псковскому озеру (показ по карте). Здесь, в протоке между Псковским озером и лежащим севернее Чудским озером, у острова Вороний камень решено было дать сражение.

Немецкие рыцари строили своё войско клином («свинья») (рассматриваются рисунки учебника, рис. 10). Внутри клина – пехота, а остриё и бока клина занимала конница: рыцари, одетые в тяжёлые доспехи и их кони, покрытые железом. Грозно движется клин на противника, рассекает его на части и уничтожает. Много побед одержали, таким образом, рыцари над пешими войсками разных стран.

У Александра войско в основном пешее. Поэтому на ровной местности с пешим противником рыцари должны были начать сражение именно в своём любимом построении. Князь и воеводы предвидели это. Они расставили войска следующим образом: (рассматривается карта – схема сражения, рис. 11) в центре – серединный полк - самый сильный. По бокам (на флангах) – полк правой руки и полк левой руки – слабее. Это знали крестоносцы. Но, Александр решил, что серединный полк будет состоять из ополченцев: горожан, селян, вооружённых копьями, топорами, ножами. Опытных же воинов, хорошо вооружённых, он разместил на флангах. Там же поставили конные дружины. Позади серединного полка были поставлены сани, на которых привезли оружие, доспехи, продовольствие. За санями был обрывистый берег, усеянный большими камнями (валунами). Между камней и саней не очень-то поскачешь на лошади отягощенной железом. Зато ополченцы, одетые в лёгкие доспехи, будут действовать ловко и сразу получат преимущество перед медлительными рыцарями (вооружение рыцаря в среднем весило 50 кг, а русского воина -16 кг.). Так Александр готовил победу своему народу.

Сражение произошло 5 апреля 1242 года. Первыми вступили в сражение лучники, которых князь поставил перед серединным полком (рассматривается карта – схема сражения, рис. 12).

Войско крестоносцев – рыцарей в шлемах с рогами, в белых плащах с чёрными крестами двигалось как таран (рассматривается карта – схема сражения, рис. 13). Подпустив войско немцев ближе, русские лучники начали осыпать его стрелами. 6 прицельных стрел может выпустить в минуту хороший лучник. Клин сузился, но удар его по серединному полку был мощный. Теперь рыцари должны были добить русских воинов. Но ополченцы окатились за обозные сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на берег со льда, медленно кружили среди камней и саней. Получая удары со всех сторон (рассматривается карта – схема сражения, рис. 14).

В этот момент в бой вступили полк правой руки и полк левой руки во главе с А.Невским. Бой был жестоким и кровавым (рассматривается учебная картина). Летописец пишет: «И была здесь злая и великая сеча …, слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что…не видно было льда, потому что он покрылся кровью». Весенний лёд надламывался под тяжестью бьющихся, рыцари тонули вместе с лошадьми. Вскоре, рыцари, нарушив обет быть до конца стойкими, обратились в бегство.

Александр приказал преследовать беглецов. И ёщё за много верст от места сражения путь был усеян телами врагов. Много русских воинов полегло в этой битве. Но и враг понёс потери ещё больше: 500 человек было убито и 50 взято в плен. Потрясающий урок получили германцы. Летом, в Новгород приехали послы и попросили мира у Александра. Мир был заключён. Говорят, Александр произнёс слова, ставшие на Руси пророческими: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

В 1725 году был учрежден орден Святого Александра Невского, которым награждались за военные и гражданские заслуги в дореволюционной России. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались генералы и офицеры Советской Армии за отвагу, мужество и храбрость (демонстрируется фотографии или рисунки орденов).

Ш. Закрепление изученного материала


^ Вопросы к классу:

- Почему русские сумели победить рыцарей?

- В чём заключается полководческий талант Александра Невского?

- Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну (1942 г.) был учрежден орден Александра Невского?

- Каково историческое значение Невской битвы и битвы на льду Чудского озера?

Учитель: Благодаря мужеству и героической борьбе русского народа за свободу своей земли, немецкие и шведские феодалы не смогли установить своё господство на русских землях.

IV. Домашнее задание: параграф; нарисовать рисунок, посвящённый одному из сражений.

V. Подведение итога урока. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


При наличии времени, можно предложить учащимся расставить схемы этапов сражений 1240 г., затем 1242 г. в хронологическом порядке.




Похожие:

Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconДеяния Александра Невского в краю Усвятском
Много предводителей литовских отрядов было избито полками благоверного князя или взято в плен. «Теперь литовцы начали,- как говорит...
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconДокументы
1. /ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.doc
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconДокументы
1. /ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.doc
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconДокументы
1. /ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.doc
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconУрок №8 Тема урока: Перспектива в изобразительном искусстве. Цель урока: Проследить путь и степень влияния геометрических познаний на развитие живописи. План проведения урока
«И, поистине, живопись – это наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…»
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconУрок №5 Тема урока: Замечательные кривые Цель урока: Познакомиться с полярной системой координат. Научиться стоить с помощью компьютера графики замечательных кривых
Несколько слов о замечательных кривых. Задачи, приводящие к различным замечательным кривым
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconПлан-конспект дополнительного занятия по овп с 6 взводом (6а казачье-кадетский класс) Тема занятия: Дни воинской славы России День победы воинов Александра Невского на немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) 5 апреля 1242 года
Тема занятия: Дни воинской славы России – День победы воинов Александра Невского на немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое...
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconУрок №11 Тема урока: Геометрия архитектурной гармонии. Цель урока: Познакомиться с проявлением закона золотого сечения в архитектуре. План проведения урока
...
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconУрок №9 Тема урока: Пропорция. Золотое сечение. Цель урока: познакомиться с золотым сечением и его примерами в математике. План проведения урока
«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них- теорема Пифагора, другое деление отрезка в среднем и крайнем отношении.»
Цель урока: познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа. Задачи урока iconГосударственные уроки и спасительные заветы Александра Невского
Тема сегодняшняя как никогда важна. Россия после выборов выбирает путь дальнейшего государственного движения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов