Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка icon

Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка



НазваниеПедагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка
Дата конвертации23.08.2012
Размер317.04 Kb.
ТипПояснительная записка

Матюнина Галина Владимировна, заместитель заведующей МДОУ «Детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит» по воспитательной работе


Педагогический час

«Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»


Пояснительная записка


В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, декларациях и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.


Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.


Ребенок – это лицо, которому должно оказываться особое покровительство. Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам, поэтому требуется их особая защита со стороны многих институтов. Кроме этого, от степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества.


Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений - взять на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.


^ Ожидаемые результаты.


Изучение педагогами методических материалов по теме «Нормативно – правовые документы и защита прав детей в дошкольных образовательных учреждениях».


Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ для организации индивидуальной работы с родителями, то есть сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.


Повышение правовой культуры среди родителей.

^ План-конспект мастер-класса


Тема: Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.


Место проведения: МДОУ «Детский сад №1 «Олененок»


Характеристика аудитории: педагоги и узкие специалисты дошкольного учреждения «Оленёнок».


^ Цель: Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения.



Задачи: Разработка системы изучения прав ребенка с последующим включением в воспитательно-образовательный процесс: изучение педагогами методических материалов по теме «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в дошкольных образовательных учреждениях»; повышение правовой культуры среди родителей и укрепление морального облика семьи.

Оборудование:

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

Всеобщая декларация о правах человека (1949 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Конституция РФ.

Гражданский и семейный кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ».

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.


^ Оформление (слайды):

Декларация (с лат.- провозглашение) не имеет обязательной силы, это
рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.


Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).


Ратификация (лат. ratus — утвержденный и facio — делаю) - утверждение со стороны верховной государственной власти международного договора, заключенного ее уполномоченными. Выступает одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.


^ Вступительное слово о международных документах по правам ребенка.

Проблема реализации прав и свобод ребенка достаточно сложна. Впервые в XX веке о ней заговорила Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, на заседании Генеральной Ассамблеи, где спустя всего 3 года после окончания второй мировой войны была принята Всеобщая декларация прав человека.


В ее положениях признается, что дети являются объектом особой защиты. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства.


К 20-летию принятия Декларации прав ребенка ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка.


Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через 30 лет после принятия Декларации прав ребенка.


В настоящее время 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль над соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Итак, Конвенция ООН о правах ребенка – это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Впервые в нем права ребенка рассматривались на уровне международного права.


Документ состоит из 54 частей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Называют этот документ еще «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией»


В 1996 году, по инициативе Франции, 20 ноября - день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции - было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.


С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию. Только в результате демографических движений за реформы государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.


Организация Объединенных Наций провозгласила 2001-2010 годы Международным десятилетием культуры, мира и ненасилия для детей Земли.


В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

Дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества.


Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений - взять на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.


Педагогам предлагаются нормативно-правовые документы по проблеме охраны прав детства:

  • Всеобщая декларация о правах человека (1949 г.).

  • Декларация прав ребенка (1959 г.).

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

  • Конституция РФ.

  • Гражданский и семейный кодекс РФ.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ».

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.



Обсуждение извлечений из нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав детства:

Конвенция. Международным правовым документом, защищающим права ребенка, является «Конвенция ООН о правах ребенка». В Российской Федерации она вступила в действие с сентября 1990 году.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.


Конвенция – документ особого социально-нравственного значения. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о детях: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.


Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые
должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение
активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов.


Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен
более ранний возраст достижения совершеннолетия.


Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.


(Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен
юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться
Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают
краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического
документа.
Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания
Конвенции.
Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка
в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой
области.
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо
до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций –
приоритетность интересов детей перед интересами общества.



Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство;
сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.



Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на
выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.
Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались
в международных актах.



Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.



Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и

обязательного начального.


Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.



Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.



Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержаниии механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.



Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно- правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН).



Чтение Декларации прав ребенка (1959 г.)

Вывод: Декларация не имеет обязательной силы. Это рекомендации, в которых провозглашены 10 социальных и правовых принципов. Декларация в свое время оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Декларация - смысловая основа для важнейшего международного документа – Конвенции ООН о правах ребенка.

^ Обмен мнениями: реализация основных положений Декларации в ДОУ.


Краткий обзор российского законодательства о правах ребенка.

Программа «Дети России»:

  • «Дети-инвалиды»

  • «Дети-сироты»

  • «Дети Севера»

  • «Планирование семьи»

  • «Дети Чернобыля»

  • «Одаренные дети»

  • «Организация летнего отдыха детей»

  • «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»


С целью обеспечения выживания, защиты и развития детей разработана
Федеральная целевая программа «Дети России».


В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды» (направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в которых они воспитываются, и создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе);


«Дети-сироты» (включает комплекс мер по созданию наиболее
благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);


«Планирование семьи» (ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей);


«Дети Чернобыля» (программа нацелена на снижение воздействия на детей
неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы);


«Дети Севера» (программа нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом, психологическом им социальном развитии в течение всего периода социализации);


а также программы: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Принцип адресности и целенаправленности социальной работы реализуется через региональные и территориальные программы, предусматривающие дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих детей.


Памятка педагогам: Алгоритм работы с родителями


1. Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями:

  • Создание доверительно-делового контакта с родителями.

  • Участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский клуб, родительский комитет).

  • Изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно – ролевых игр).

Приложение № 2 (анкета для родителей).


2. Форма работы с родителями:

    • Средства наглядной агитации (сообщения, в которых четко прописаны права и обязанности родителей для стендов)

Приложение № 1, № 2.


  • Схема примерного стенда по правам ребенка

Приложение № 3.


  • Листовки с вопросами, связанными с правовой культурой (стимулировать родителей

к ответу на вопросы, не называя своих фамилий).

Приложение № 4.


3.Работа узких специалистов (педагога – психолога):

  • Родительское собрание

  • Консультации

  • Индивидуальная работа с неблагополучными семьями


4.Административная работа: взаимосвязь с органами опеки и попечительства:

  • Профилактика

  • Контроль

  • Содействие


Анкетирование педагогов:


1. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями (здесь и далее ответы подчеркните):

  • общаемся постоянно

  • общаемся эпизодически, нерегулярно

  • почти не общаемся.

2. Назовите мотивы Вашего общения с родителями:

  • изучение особенностей семейного воспитания

  • необходимость согласования воспитательных воздействий или решения образовательных задач

  • установление доверительных партнерских отношений

  • Организационные вопросы (оплата за посещение детского сада, подготовка утренников).

3. Какие качества педагога способствуют установлению контакта с родителями?

4. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и

воспитателей:

  • родители должны в точности следовать советам воспитателей

  • желательно, чтобы родители и воспитатель учитывали точки зрения друг друга

  • родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным.



Примечание:

Обработка анкет проводится заместителем заведующей по воспитательно-образовательной работе для дальнейшего совершенствования работы ДОУ по соблюдению прав ребенка.

^ Обмен опытом: установление тесного, доверительно-делового контакта с родителями.


Обсуждение плана работы с семьями воспитанников ДОУ


Организация работы с семьями воспитанников ДОУ



^ Содержание мероприятий

Ответственные

Результат

Проведение семинара-практикума «Декларация прав ребенка» (насколько данное положение реализовано в ДОУ)

Заместитель

заведующей по УВР

Повышение правовой культуры работников ДОУ

Оформить стенд «Права и обязанности родителей»

Воспитатели

Повышение правовой культуры родителей.

Распространение листовок с вопросами, связанными с изучением правовой культуры родителей.

Воспитатели

Получение информации для дальнейшей работы по повышению правовой культуры родителей

Распространение листовок среди родителей с информацией по правам ребенка (статьи из Конвенции о правах детей)

Воспитатели

Повышение правовой культуры родителей.

Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями.

Воспитатели

Отразить характерные признаки каждой семьи

Посещение на дому семей, относящихся к группе неблагополучных или асоциальных.

Заместитель

заведующей по УВР Воспитатели

Ответственность за детей, посещающих ДОУ. Защита прав и достоинств ребенка, защита от жестокого обращения, от психического и физического насилия над ним.

Создание социального банка данных семей воспитанников ДОУ. Ведение журнала «Информация о родителях, не надлежаще выполняющих свои родительские обязанности».

Воспитатели

Индивидуальные беседы,

регистрация в журнале по группам. Взаимосвязь со школой (передача информации при поступлении детей в первый класс).


Взаимосвязь с органами опеки и попечительства:

  • систематическое уточнение списка семей стоящих на учете, дети которых посещают ДОУ;

  • еженедельное предоставление оперативной информации о детях, посещающих ДОУ, в которой указывается фамилия, имя ребенка, количество посещенных и пропущенных дней за неделю, причина непосещения ребенком ДОУ;

  • еженедельно (по средам) выезд в семьи, которые состоят на учете в КДН и ЗП.

Заместитель

заведующей по УВР Воспитатели

Защита прав и достоинств ребенка, защита от жестокого обращения, от психического и физического насилия над ним



Организация и проведение просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

требующим повышенного внимания и нуждающихся в особой помощи (многодетным, малоимущим, неполным);

неблагополучным семьям группы риска, асоциальным:

  • создание рубрик «Традиции семейного воспитания»;

  • родительские собрания на тему:

«Защита прав и достоинств ребенка»


(Материал для собрания: «Управление ДОУ», 2005г., № 6, стр. 100 -105)

Приложение № 5)


«Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка»


Предшествующая работа к проведению собрания:

1.Тест-опросник родительского отношения

2. Методика «Семья в образах животных»

3.Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка»


Приложение № 7: Памятка Правила поведения родителей

(обсуждается с родителями и вручается по итогам собрания)

  • консультации «О наказаниях», Какие права ребенка нарушаются чаще всего?»;

  • общие праздники в детском саду:

«Игры – соревнования, «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  • неформальные беседы: «Что изменилось во взаимоотношениях с ребенком?», «Какие права ребенка вам труднее всего осуществлять», «Достижения и неудачи ребенка напрямую зависят от образа жизни родителей»;

  • проведение акции «Подарите радость ребенку» (сбор вещей, игрушек для семей нуждающихся в особой помощи).




Заместитель

заведующей по УВР

Воспитатели Педагог - психолог



^ Ожидаемый результат.

Повышение правовой культуры среди родителей и воспитателей ДОУ.

Защита прав и достоинств ребенка.


Приложение № 1


Конвенция о правах ребенка (извлечения)

Конвенция о правах ребенка была принята ООН в ноябре 1989 года.


В сентябре 1990 года она вступила в действие в Российской Федерации.


«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста» (часть 1, статья 1).


«Государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (часть 1, статья 6, пункт 2).


«Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение в устной, письменной или форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (часть 1, статья 13, пункт 1).


«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию» (часть 1, статья 16, пункт 1).


«Родители или законные опекуны несут основную ответственность за воспитание или развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (часть 1, статья 18, пункт 1).


«Государства – участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного обращения со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (часть 1, статья 19, пункт 1).


^ Резюме прав, определенных международной Конвенцией ООН о правах ребенка


1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.


2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.


3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.


4. Дети имеют право на медицинский уход.


5. Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.


6. Дети имеют право на отдых.


7. Дети имеют право на бесплатное образование.


8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.


9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.


10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.


11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.


Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которых провозглашаются 10 социальных и правовых принципов.


Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.


Декларация - смысловая основа для важнейшего международного документа - Конвенции ООН о правах ребенка.


^ Родителям: права ребенка. Нарушение прав ребенка в семье


Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.


•  Действительная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действительная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.


•  Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотри, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.


•  Действительная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.


•  Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.


•  Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.


•  Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю от - того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».


•  Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.


•  Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним. Признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от этого чудовища».

 

Помните:


•  Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.


•  Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.


•  Ваш ребенок не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.


•  Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, какой он есть.


•  Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Приложение № 2


Анкета для родителей «Приемлемость наказания, как метода воспитания ребенка»


1. Наказание происходят, потому что…


2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он…


3. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? (Нужное подчеркните: пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаками, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на крупу, не разговаривали, лишали удовольствия).


4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к своему ребенку?


5. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку?


6. Кто наиболее строг из Ваших родителей? В Вашей семье?


7. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?


8. Можете ли Вы в публичном месте повысить голос на своего ребенка?


9. За что, в какой ситуации Вы можете ударить ребенка?


10. Что раздражает Вас в ребенке?


11. В жене / муже?


12. В родителях?


13. В себе самом (ой)?


Приложение № 3 (схема стенда)


Права ребенка


«.. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в

семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания».

Из конвенции ООН о правах ребенка





Приложение № 4


Листовка: Выдержки из Конституции Российской Федерации


Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливается гарантированный

максимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 1, часть 1; статьи 7 и 18; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1).


Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, часть 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.


Конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равность возможностей предполагает равный доступ в существующие государственные и муниципальные учреждения.


Конституционная обязанность государства обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт «е», Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с родителями в силу конституционной обязанности заботиться о детях, не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Приложение № 5

Памятка для родителей.


«Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»


(Размышляют психологи Владимир Леви, Юлия Гипперейтер и Алла Спиваковская)





1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать - это скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.


2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли, про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!


3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание - только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний - блюдо не для детской души.


4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год - это чревато риском задержки психического развития.


5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпано, страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!


6. Без унижения. Что бы ни было, какой ни была бы вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!.


7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.


8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может привести к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.


9. Наказание - не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят


Приложение № 6

Тест-опросник родительского отношения


Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.


«Принятие – отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из – за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.


«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.


«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автоматизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.


«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.


«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка, кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.


Тест опросника


1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они

его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8 Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую

пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не

стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.

18.. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку липнет все «дурное».

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не

такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по

поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю

его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я часто интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по – своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок неспособен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что – либо сделать самостоятельно, а если и сделает,

то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю это от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его

родителям.


Ключи к опроснику


1 – я шкала. «Принятие – отвержение»:

«да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;

«нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.

По остальным шкалам суммируют только положительные ответы.

2 – я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3 – я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4 – я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5 – я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11,13,17, 22, 28, 54, 61.


Порядок подсчета тестовых баллов


При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающих с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – гиперсоциализация,

5 – инфантилизация.

Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй – 9 баллам, третьей – 3, четвертой – 2, пятой – 0.


^ Методика «Семья в образах животных»


Инструкция. «Нарисуй семью животных, где все члены семьи – разные животные, не семью зайцев или семью медведей, а семью, где мама – кто?..- , а ребенок кто-нибудь совсем другой».


Основные вопросы к рисунку: «Кто здесь нарисован? Где они находятся? Чем они сейчас заняты? (Этот вопрос можно задавать даже в тех случаях, если рисунок статичный.) Кто самый сильный, слабый, красивый, любимый, счастливый, трусливый и т.д.?


Необходимо побеседовать о каждом нарисованном персонаже рисунка. В образах животных важно выделить, какими характеристиками наделяет человек каждое животное (кошка – гуляющая сама по себе или: мягкая, заботливая, ласковая). Можно спросить о том, почему для этого рисунка выбраны именно эти животные. Если испытуемый – ребенок, то можно задать этот вопрос приблизительно в такой форме: «Почему волшебник превратил твою семью именно в этих животных?»


Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка»


1. Знаете ли Вы, какими правами обладает ребенок?

  • Знаю

  • Частично

  • Не знаю

2. Знаете ли Вы документы, защищающие права ребенка?

  • Знаю

  • Частично

  • Не знаю

3. Где ребенок может узнать о своих правах?

  • Дома

  • В детском саду

  • У друзей

  • Нигде

4. Приходилось ли Вам наблюдать жестокое отношение к детям со стороны взрослых?

  • Приходилось

  • Нет

5. Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям об их правах?

  • Да

  • Нет

6. Ваши предложения по организации работы по правам детей в детском саду?

  • Давать информацию о Конвенции на родительских собраниях

  • Проводить с детьми беседы, игры, читать книги

  • Пригласить на общее собрание юриста

  • Проводить тренинги, беседы с психологом для детей и родителей.



Приложение № 7


Памятка «Правила поведения родителей»




Основные правила, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.

  1. Никогда не выясняйте отношения при ребенке.

  2. Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это из-за тебя...»

  3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: «Это плоды твоего воспитания» - могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.

  4. Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии. Уединившись, постарайтесь успокоиться. Затем приступая к беседе, объясните, расскажите о своих чувствах (обидно, стыдно, неприятно и т.п.) и, Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.

  5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.

  6. Стол переговоров - оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.

  7. Педагогический ликбез - книги и журналы по педагогике и психологии - могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми.

Помните, что залог эффективного воспитания ребенка – это разумная любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между членами семьи.




Похожие:

Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconПедагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка
Матюнина Галина Владимировна, заместитель заведующей мдоу «Детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит» по воспитательной работе
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconМ. В. Смолонская 200 года Положение об Уполномоченном по защите прав и закон
Уполномоченный моу гимназии №88 по защите прав и законных интересов ребенка (далее Уполномоченный) назначается в целях усиления гарантий...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconПрограмма кружка «школа здоровья» для учащихся 4 б класса моу-сош № Руководитель Явич Т. В. Петровск 2008-2009 уч год Пояснительная записка
Предлагаемый курс занятий «Школа здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconПояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний»
...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconПоложение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении
Фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании»,...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconПравовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов
Поэтому в теории права для фиксации конкретного единства ду­ховной и практической правовой деятельности используется понятие право­вой...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconКомиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав информирует
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации мо волосовский муниципальный район информирует о том, что 20...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconКлассный час "Курить здоровью вредить!" Форма: работа микрогрупп, дискуссия, беседа с использованием мультимедиа. Цели и задачи
Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, формирование осознанного негативного отношения к курению. Расширение знаний...
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconДокументы
1. /Защита прав/ЕС/ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ.doc
Педагогический час «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка» Пояснительная записка iconКлассный час на тему : "Права ребенка" Учитель: Емельянова Н. Ю
Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов