Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» icon

Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I»



НазваниеУдивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I»
Дата конвертации23.08.2012
Размер224.56 Kb.
ТипПояснительная записка
1. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/1. Титульный лист.doc
2. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Зачет по повторению.doc
3. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Зачетная работа 10 класс по теме.doc
4. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Итоговая контрольная работа по теме углеводороды.doc
5. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Контрольная работа - классификация.doc
6. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Контрольная работа 10 кл,4четв..doc
7. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Контрольная работа 10класс.doc
8. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Контрольная10 кл. 3 чет. dok.doc
9. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СМЕСЕЙ.doc
10. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/Экзамен 10 класс.doc
11. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/10 класс/кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА,10КЛАСС.doc
12. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/2. Пояснительная записка.doc
13. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/3. Учебно-тематический план.doc
14. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/4. Содержание тем.doc
15. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/5. Требования к учащимся.doc
16. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/6. перечень литературы.doc
17. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/Приложение.doc
18. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/1. Титульный лист.doc
19. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/2. Пояснительная записка.doc
20. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/3. Учебно-тематический план.doc
21. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/4. Содержание тем.doc
22. html">/r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/5. Требования к учащимся.doc
23. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/6. Перечень литературы.doc
24. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/7. Приложения.doc
25. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 11 класс/Документ Microsoft Word (3).doc
26. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/1. Титульный лист.doc
27. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/2. Пояснительная записка.doc
28. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/3.Учебно-тематический план.doc
29. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/4. Содержание тем.doc
30. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/5. Требования к учащимся.doc
31. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/6. Перечень литературы.doc
32. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/7. Приложения.doc
33. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Документ Microsoft Word.doc
34. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Карточки 1 чет.doc
35. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Карточки.doc
36. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Конт.doc
37. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Контрольная 1.doc
38. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Контрольная работа 8 класс.doc
39. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Контрольная работа ь2, 8 класс.doc
40. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/Практическая работа.doc
41. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа по химии 8 кл/8 класс/контрольная ь4.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района города Саратова
2. Опишите первое валентное состояние атома углерода
Зачетная работа 10 класс по теме “Спирты и фенолы”
Программа «А»
Вариант Ответьте на вопросы теста по формулам веществ
2. Напишите уравнения реакций для следующих превращений
Вариант I. Ответьте на вопросы теста по формулам веществ
Нсоон, нсон, сн
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I»
Г. В. Экзаменационный материал по химии
Составьте структурные формулы следующих соединений
1- пояснительная записка
2- учебно-тематический план по химии 10 класс. Умк о. С. Габриеляна
Тема урока Тип урока
Знать/понимать важнейшие химические понятия
Учебно-методической литературы Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. 2-е изд., перераб и доп. М.: Дрофа, 2006
Контрольная работа №1 по теме: «Углеводороды»
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
1- пояснительная записка
Всего часов
Тема урока Тип урока
Знать/понимать важнейшие химические понятия
Учебно-методической литературы Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. 2-е изд., перераб и доп. М.: Дрофа, 2006
Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества»
Б. Катализатор. В. Концентрации реагирующих веществ г
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Структурные элементы рабочей программы
Тематическое планирование по химии 8 класс
Тема урока Тип урока
Знать/понимать химическую символику
Учебно-методического обеспечения габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. 2-е изд., перераб и доп. М.: Дрофа, 2006
Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»
Самостоятельная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия»
Что такое химический элемент?
Выберите из перечня формул оксиды металлов (основные) и назовите эти вещества: F
Контрольная работа по теме: "тэд"
Cu(OH)2 равна: а) 96 г/моль
Проверочная работа по теме: «Простые вещества»
Контрольная работа по теме: "Соединения химических элементов"
Практическая работа №5 Свойства кислот, оснований, оксидов, солей Вариант 1 Цель
Вариант задание №1 Охарактеризуйте химический элемент – Na

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СМЕСЕЙ

Вдовина Т. О., учитель химии МОУ «Физико-технический лицей № I», г. Саратов

Пояснительная записка


Элективный курс «Удивительный мир смесей» предназначен для изуче­ния в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.

Знания о взвесях, коллоидных и истинных растворах являются ключевы­ми в формировании представлений о сложных химических системах. Они по­зволяют более глубоко осознать процессы, протекающие в окружающем мире, увидеть необычные свойства привычных объектов.

В федеральном компоненте государственного стандарта основного обще­го образования по химии на изучение теоретических вопросов по теме «Раство­ры» (растворение, гидратация, кристаллогидраты, растворимость веществ в во­де, теория электролитической диссоциации) отводится всего 5 часов учебного времени, причем рассматриваются преимущественно водные растворы. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать полноценные знания и закрепить не­обходимые умения и навыки по столь важной теме.

Элективный курс «Удивительный мир смесей» имеет ярко выраженную практическую направленность, базируется на идее интеграции знаний, преду­сматривает опору на знания, полученные учащимися ранее, требует постоянно­го обращения к их субъектному опыту.

Целями представленного курса являются формирование и развитие у школьников:

- современных представлений о дисперсных системах, водных и невод­ных растворах, их роли в природе, а также значении в промышленности и по­вседневной жизни;

- интеллектуальных и практических умений: самостоятельной работы с учебным текстом, проведения лабораторных опытов и химического экспери­мента, решения химических расчетных задач;

- интереса к химии в качестве устойчивого мотива учебной деятельности. Программа курса рассчитана на 6 двухчасовых занятий (всего 12 часов). Это позволяет более рационально использовать учебное время и эффективно проводить закрепление нового материала непосредственно после его изучения.

При организации элективных курсов по химии целесообразно формиро­вать небольшие учебные группы в составе 12-15 учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению. Кроме того, появляет­ся возможность провести более объемный и интересный ученический экспери­мент.

Так как при изучении химии в 8 классе учащиеся уже познакомились с важнейшими представлениями о растворах и с теорией электролитической дис­социации, предлагаемый элективный курс может изучаться в 9 классе в любой период учебного года.


Содержание курса


Занятие 1. Что такое «дисперсные системы»?


Смеси. Гомогенные и гетерогенные системы. Взвеси: суспензии, эмуль­сии, пены, аэрозоли. Дисперсные системы в природе: воздух, туман, смог;

кровь, цитоплазма; природные минералы и горные породы. Дисперсные систе­мы в технике: нефть, газ, пористые материалы, строительные растворы. Колло­идные системы и растворы: золи и гели. Коллоидные системы в быту и пище­вой промышленности: желе, муссы, кремы, студни.


Занятие 2. Практическая работа «Изучение свойств дисперсных и коллоидных систем».

Приготовление раствора для побелки (взвесь мела в воде), фруктового желе, овсяного киселя, крахмального клейстера; золя и геля кремниевой кисло­ты; эмульсии растительного масла в воде. Наблюдение за состоянием, свойст­вами и устойчивостью приготовленных дисперсных систем.

Демонстрационный эксперимент. Эффект Тиндаля (рассеяние света при прохождении луча через коллоидный раствор).


Занятие 3. Что мы знаем о растворах?


Физическая и химическая теории растворов. Современная физико-химическая теория растворов. Гидратная теория Д.И. Менделеева. Водные рас­творы. Строение молекул воды. Водородная связь между молекулами воды. Аномальные свойства воды. Физические константы, связанные со свойствами воды: температурная шкала Цельсия, 1 кг, 1 л. Вода - полярный растворитель. Диполь - дипольные, ион - дипольные взаимодействия. Силы Ван-дер-Ваальса. Гидратация. Тепловые явления при растворении. Неводные растворы. Сольва­тация.

Демонстрационный эксперимент. Явление изменения объема жидкостей при приготовлении растворов этанола, глицерина, уксусной кислоты в воде. Выделение теплоты при растворении серной кислоты этанола в воде.


Занятие 4. Что происходит с веществами при растворении?


Растворение различных веществ в воде. Электролитическая диссоциация. Молекулярные и ионные растворы. Растворение газов в воде.

Демонстрационный эксперимент. Получение и растворение в воде угле­кислого газа, кислорода, хлоро водорода, аммиака, хлора. Растворение в воде глюкозы, этанола, безводного сульфата меди (II), гидроксида натрия, металли­ческих натрия и кальция. Испытание среды полученных растворов индикатора­ми. Изучение электропроводности этих растворов. Сравнение поведения систем «вода-растительное масло» и «бензин-растительное масло».


Занятие 5. Как приготовить раствор заданной концентрации?


Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворен­ного вещества, процентная концентрация. Молярная концентрация раствора (молярность). Расчеты с использованием концентраций растворов.

Практическая работа «Приготовление растворов заданных концентра­ций». Проведение необходимых расчетов. Взвешивание веществ. Измерение объема воды с помощью мерной посуды. Использование специальных мерных колб для приготовления растворов определенной моллрности.


Занятие 6. Что влияет на процесс растворения?


Растворимость веществ в воде. Кривые растворимости солей. Насыщен­ные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Влияние различных факторов на растворимость и скорость растворения (температура, давление, агрегатное со­стояние веществ, степень их измельчения, перемешивание). Растворы в живом организме: внутриклеточная жидкость, лимфа, слюна, моча. Растворы в меди­цине: микстуры, растворы для инъекций, физиологический раствор.

Практическая работа «Чаепитие в кабинете химии». Наблюдение за про­цессами заваривания чая (экстракция) в кипящей и теплой воде. Растворение кускового сахара и сахара-песка (влияние площади соприкосновения веществ и степени измельчения). Понижение температуры чая при растворении в нем са­хара (тепловые явления при растворении). Изменение окраски чая при помеще­нии в него дольки лимона (изменение среды раствора). «Чайная сода» - гидро­карбонат натрия.


Учебно-тематический план





Тема занятия


Часы


Формы

работы


Образовательный

продукт


1


Что такое «дисперсные системы»?


1


Лекция; демонстраци­онный эксперимент


Конспект лекции


2


Практическая работа «Изучение свойств дис­персных и коллоидных

систем».


1


Лабораторные опыты, ученический экспери­мент


Отчет о практиче­ской работе


3


Что мы знаем о растворах?


1


Лекция, демонстраци­онный эксперимент


Конспект лекции


4


Что происходит с вещест­вами при растворении?


1


Лекция, демонстраци­онный эксперимент


Конспект лекции


5



Как приготовить раствор заданной концентрации? Практическая работа «Приготовление растворов заданных концентраций»


1


Беседа, решение расчетных задач, лабораторные опыты


Отчет о практиче­ской работе


6


Что влияет на процесс рас­творения?

Практическая работа «Чаепитие в кабинете хи­мии»


2


Беседа, решение рас­четных задач, учени­ческий эксперимент

Представление зачетных работ

Отчет о практиче­ской работе





ИТОГО:


7










Практическая работа

«Чаепитие в кабинете химии» (опыты с заваркой и сахаром) Инструкция для учащихся

Цель работы: выявить химическую природу и общие химические законо­мерности в привычном и знакомом процессе чаепития.

Оборудование: стеклянные стаканы, чайные ложки, электрический чай­ник, сахар-песок, сахар-рафинад, заварка в пакетиках, лимон, холодная кипяче­ная вода.

Для выполнения практической работы учащихся следует разделить на группы по 4-5 человек.

Задание 1:

Налейте в четыре стакана кипяток, а еще в два стакана - теплую и холод­ную кипяченую воду. Опустите пакетики с заваркой. Не перемешивайте! На­блюдайте, как происходит заваривание чая, как распространяется заварка в ста­кане.

Ответьте на вопросы:

• В каком случае процесс заваривания чая происходит быстрее? Как на­зывается этот процесс? Какой водой следует заваривать чай?

• В каком случае заварка в стакане распространяется быстрее? Почему? Как называется это явление?

Задание 2:

Одновременно положите в три стакана с чаем по одному кусочку сахара-рафинада, а еще в три - по ложке сахара-песка. По одному стакану с рафинадом и сахаром-песком отставьте, а в остальных стаканах одновременно начните размешивать сахар. Наблюдайте внимательно за растворением.

Ответьте на вопросы:

• Какой сахар растворяется быстрее - рафинад или песок? Почему?

• В каком чае растворение происходит быстрее - в холодном или горя­чем? Почему?

в Когда растворение происходит быстрее - при перемешивании или без него? Почему?

Задание 3:

Положите в стаканы столько сахара, сколько вы обычно кладете себе в чай. Примерная масса одного кусочка сахара - 3 г. Примерный объем стакана -200 мл. Учитывая, сколько кусочков сахара вы положили, рассчитайте про­центную и молярную концентрации полученного раствора. Запишите решение этой расчетной задачи.

Задание 4:

В стакан с заваренным чаем положите дольку лимона. Наблюдайте изме­нение цвета чая. Добавьте в чай немного гидрокарбоната натрия. Наблюдайте изменение цвета. Ответьте на вопросы:

• Что может быть причиной изменения цвета заварки?

• Как называются вещества, которые изменяют окраску в зависимости от среды раствора?

• Почему гидрокарбонат натрия называют «чайной» содой?

Задание 5:

Примерная масса одного кусочка сахара - 3 г. Рассчитайте:

• Сколько калорий вы употребили, выпив чай, если калорийность 100 г сахара равна 374 ккал? (Считайте, что заварка калорий не содержит).

• Hа уроке вы расходуете около 120 ккал. Хватит ли вам выпитого чая, чтобы компенсировать расход энергии? Какой практический вывод можно из этого сделать?


Литература

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.:

«Просвещение», 1995. - 96 с., ил.

2. Браун Т., Леммей Г.Ю. Химия - в центре наук. В 2-х ч. Ч. 1: Пер. с англ. -М.:Мир, 1983.-448 с, ил.

3. Крестов Г.А., Кобенин В.А. От кристалла к раствору. - Л., «Химия», 1977. -112с.

4. Колтун М. Мир химии. — М.: «Детская литература», 1988. — 303 с., ил.

5. Некрасов Б.В. Основы общей химии. В 3-х т. Т. 1 - М.: Изд-во «Химия», 1969.-519 с.

6. Фримантл М. Химия в действии- В 2-х ч. Ч. 1: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991. — 528 л., ил.


УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СМЕСЕЙ

Вдовина Т. О., учитель химии МОУ «Физико-технический лицей № I», г. Саратов

Пояснительная записка


Элективный курс «Удивительный мир смесей» предназначен для изуче­ния в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.

Знания о взвесях, коллоидных и истинных растворах являются ключевы­ми в формировании представлений о сложных химических системах. Они по­зволяют более глубоко осознать процессы, протекающие в окружающем мире, увидеть необычные свойства привычных объектов.

В федеральном компоненте государственного стандарта основного обще­го образования по химии на изучение теоретических вопросов по теме «Раство­ры» (растворение, гидратация, кристаллогидраты, растворимость веществ в во­де, теория электролитической диссоциации) отводится всего 5 часов учебного времени, причем рассматриваются преимущественно водные растворы. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать полноценные знания и закрепить не­обходимые умения и навыки по столь важной теме.

Элективный курс «Удивительный мир смесей» имеет ярко выраженную практическую направленность, базируется на идее интеграции знаний, преду­сматривает опору на знания, полученные учащимися ранее, требует постоянно­го обращения к их субъектному опыту.

Целями представленного курса являются формирование и развитие у школьников:

- современных представлений о дисперсных системах, водных и невод­ных растворах, их роли в природе, а также значении в промышленности и по­вседневной жизни;

- интеллектуальных и практических умений: самостоятельной работы с учебным текстом, проведения лабораторных опытов и химического экспери­мента, решения химических расчетных задач;

- интереса к химии в качестве устойчивого мотива учебной деятельности. Программа курса рассчитана на 6 двухчасовых занятий (всего 12 часов). Это позволяет более рационально использовать учебное время и эффективно проводить закрепление нового материала непосредственно после его изучения.

При организации элективных курсов по химии целесообразно формиро­вать небольшие учебные группы в составе 12-15 учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению. Кроме того, появляет­ся возможность провести более объемный и интересный ученический экспери­мент.

Так как при изучении химии в 8 классе учащиеся уже познакомились с важнейшими представлениями о растворах и с теорией электролитической дис­социации, предлагаемый элективный курс может изучаться в 9 классе в любой период учебного года.


Содержание курса


Занятие 1. Что такое «дисперсные системы»?


Смеси. Гомогенные и гетерогенные системы. Взвеси: суспензии, эмуль­сии, пены, аэрозоли. Дисперсные системы в природе: воздух, туман, смог;

кровь, цитоплазма; природные минералы и горные породы. Дисперсные систе­мы в технике: нефть, газ, пористые материалы, строительные растворы. Колло­идные системы и растворы: золи и гели. Коллоидные системы в быту и пище­вой промышленности: желе, муссы, кремы, студни.


Занятие 2. Практическая работа «Изучение свойств дисперсных и коллоидных систем».

Приготовление раствора для побелки (взвесь мела в воде), фруктового желе, овсяного киселя, крахмального клейстера; золя и геля кремниевой кисло­ты; эмульсии растительного масла в воде. Наблюдение за состоянием, свойст­вами и устойчивостью приготовленных дисперсных систем.

Демонстрационный эксперимент. Эффект Тиндаля (рассеяние света при прохождении луча через коллоидный раствор).


Занятие 3. Что мы знаем о растворах?


Физическая и химическая теории растворов. Современная физико-химическая теория растворов. Гидратная теория Д.И. Менделеева. Водные рас­творы. Строение молекул воды. Водородная связь между молекулами воды. Аномальные свойства воды. Физические константы, связанные со свойствами воды: температурная шкала Цельсия, 1 кг, 1 л. Вода - полярный растворитель. Диполь - дипольные, ион - дипольные взаимодействия. Силы Ван-дер-Ваальса. Гидратация. Тепловые явления при растворении. Неводные растворы. Сольва­тация.

Демонстрационный эксперимент. Явление изменения объема жидкостей при приготовлении растворов этанола, глицерина, уксусной кислоты в воде. Выделение теплоты при растворении серной кислоты этанола в воде.


Занятие 4. Что происходит с веществами при растворении?


Растворение различных веществ в воде. Электролитическая диссоциация. Молекулярные и ионные растворы. Растворение газов в воде.

Демонстрационный эксперимент. Получение и растворение в воде угле­кислого газа, кислорода, хлоро водорода, аммиака, хлора. Растворение в воде глюкозы, этанола, безводного сульфата меди (II), гидроксида натрия, металли­ческих натрия и кальция. Испытание среды полученных растворов индикатора­ми. Изучение электропроводности этих растворов. Сравнение поведения систем «вода-растительное масло» и «бензин-растительное масло».


Занятие 5. Как приготовить раствор заданной концентрации?


Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворен­ного вещества, процентная концентрация. Молярная концентрация раствора (молярность). Расчеты с использованием концентраций растворов.

Практическая работа «Приготовление растворов заданных концентра­ций». Проведение необходимых расчетов. Взвешивание веществ. Измерение объема воды с помощью мерной посуды. Использование специальных мерных колб для приготовления растворов определенной моллрности.


Занятие 6. Что влияет на процесс растворения?


Растворимость веществ в воде. Кривые растворимости солей. Насыщен­ные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Влияние различных факторов на растворимость и скорость растворения (температура, давление, агрегатное со­стояние веществ, степень их измельчения, перемешивание). Растворы в живом организме: внутриклеточная жидкость, лимфа, слюна, моча. Растворы в меди­цине: микстуры, растворы для инъекций, физиологический раствор.

Практическая работа «Чаепитие в кабинете химии». Наблюдение за про­цессами заваривания чая (экстракция) в кипящей и теплой воде. Растворение кускового сахара и сахара-песка (влияние площади соприкосновения веществ и степени измельчения). Понижение температуры чая при растворении в нем са­хара (тепловые явления при растворении). Изменение окраски чая при помеще­нии в него дольки лимона (изменение среды раствора). «Чайная сода» - гидро­карбонат натрия.


Учебно-тематический план





Тема занятия


Часы


Формы

работы


Образовательный

продукт


1


Что такое «дисперсные системы»?


1


Лекция; демонстраци­онный эксперимент


Конспект лекции


2


Практическая работа «Изучение свойств дис­персных и коллоидных

систем».


1


Лабораторные опыты, ученический экспери­мент


Отчет о практиче­ской работе


3


Что мы знаем о растворах?


2


Лекция, демонстраци­онный эксперимент


Конспект лекции


4


Что происходит с вещест­вами при растворении?


2


Лекция, демонстраци­онный эксперимент


Конспект лекции


5



Как приготовить раствор заданной концентрации? Практическая работа «Приготовление растворов заданных концентраций»


3


Беседа, решение расчетных задач, лабораторные опыты


Отчет о практиче­ской работе


6


Что влияет на процесс рас­творения?

Практическая работа «Чаепитие в кабинете хи­мии»


2


Беседа, решение рас­четных задач, учени­ческий эксперимент

Представление зачетных работ

Отчет о практиче­ской работе





ИТОГО:


11










Практическая работа

«Чаепитие в кабинете химии» (опыты с заваркой и сахаром) Инструкция для учащихся

Цель работы: выявить химическую природу и общие химические законо­мерности в привычном и знакомом процессе чаепития.

Оборудование: стеклянные стаканы, чайные ложки, электрический чай­ник, сахар-песок, сахар-рафинад, заварка в пакетиках, лимон, холодная кипяче­ная вода.

Для выполнения практической работы учащихся следует разделить на группы по 4-5 человек.

Задание 1:

Налейте в четыре стакана кипяток, а еще в два стакана - теплую и холод­ную кипяченую воду. Опустите пакетики с заваркой. Не перемешивайте! На­блюдайте, как происходит заваривание чая, как распространяется заварка в ста­кане.

Ответьте на вопросы:

• В каком случае процесс заваривания чая происходит быстрее? Как на­зывается этот процесс? Какой водой следует заваривать чай?

• В каком случае заварка в стакане распространяется быстрее? Почему? Как называется это явление?

Задание 2:

Одновременно положите в три стакана с чаем по одному кусочку сахара-рафинада, а еще в три - по ложке сахара-песка. По одному стакану с рафинадом и сахаром-песком отставьте, а в остальных стаканах одновременно начните размешивать сахар. Наблюдайте внимательно за растворением.

Ответьте на вопросы:

• Какой сахар растворяется быстрее - рафинад или песок? Почему?

• В каком чае растворение происходит быстрее - в холодном или горя­чем? Почему?

в Когда растворение происходит быстрее - при перемешивании или без него? Почему?

Задание 3:

Положите в стаканы столько сахара, сколько вы обычно кладете себе в чай. Примерная масса одного кусочка сахара - 3 г. Примерный объем стакана -200 мл. Учитывая, сколько кусочков сахара вы положили, рассчитайте про­центную и молярную концентрации полученного раствора. Запишите решение этой расчетной задачи.

Задание 4:

В стакан с заваренным чаем положите дольку лимона. Наблюдайте изме­нение цвета чая. Добавьте в чай немного гидрокарбоната натрия. Наблюдайте изменение цвета. Ответьте на вопросы:

• Что может быть причиной изменения цвета заварки?

• Как называются вещества, которые изменяют окраску в зависимости от среды раствора?

• Почему гидрокарбонат натрия называют «чайной» содой?

Задание 5:

Примерная масса одного кусочка сахара - 3 г. Рассчитайте:

• Сколько калорий вы употребили, выпив чай, если калорийность 100 г сахара равна 374 ккал? (Считайте, что заварка калорий не содержит).

• Hа уроке вы расходуете около 120 ккал. Хватит ли вам выпитого чая, чтобы компенсировать расход энергии? Какой практический вывод можно из этого сделать?


Литература

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.:

«Просвещение», 1995. - 96 с., ил.

2. Браун Т., Леммей Г.Ю. Химия - в центре наук. В 2-х ч. Ч. 1: Пер. с англ. -М.:Мир, 1983.-448 с, ил.

3. Крестов Г.А., Кобенин В.А. От кристалла к раствору. - Л., «Химия», 1977. -112с.

4. Колтун М. Мир химии. — М.: «Детская литература», 1988. — 303 с., ил.

5. Некрасов Б.В. Основы общей химии. В 3-х т. Т. 1 - М.: Изд-во «Химия», 1969.-519 с.

6. Фримантл М. Химия в действии- В 2-х ч. Ч. 1: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991. — 528 л., ил.


«Утверждаю»

________Т.Г.Клочкова


Учебно-тематический план

по элективному курсу “Удивительный мир смесей»

на 4 учебную четверть 2008-2009 учебного года

Учитель Царева Т.В.





Тема занятия


Часы


Дата занятия

Формы

работы


1


Что такое «дисперсные системы»?


1


1-4 апреля 2009

Лекция; демонстраци­онный эксперимент


2


Практическая работа «Изучение свойств дис­персных и коллоидных

систем».


1


6-11 апреля 2009

Лабораторные опыты, ученический экспери­мент


3


Что мы знаем о растворах?


1


13-18 апреля 2009

Лекция, демонстраци­онный эксперимент


4


Что происходит с вещест­вами при растворении?


1


20-25 апреля 2009

Лекция, демонстраци­онный эксперимент


5



Как приготовить раствор заданной концентрации? Практическая работа «Приготовление растворов заданных концентраций»


2


27 апреля-8 мая 2009

Беседа, решение расчетных задач, лабораторные опыты


6


Что влияет на процесс рас­творения?



2


11-23 мая 2009

Беседа,

решение рас­четных задач,

представление зачетных работ




ИТОГО:


8



1 апреля-23 мая 200 2009 г.2009






Похожие:

Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconПрезентация Учителя химии моу сош №3 г. Нелидово Майковой Ирины Георгиевны Тема: «Растворение. Растворимость веществ в воде» Цель урока
Познакомиться с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconУрок-исследование Тема: Скорость химических реакций Учитель химии моу «Лицей №4» Ширяева Татьяна Анатольевна Цель урока
Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconУрок по теме: «Предмет органической химии» 9 класс Учитель химии и биологии моу «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»
Цель урока: Сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ. Познакомить с понятием...
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconКонкурс внеклассных мероприятий по химии «Химическая эстафета», посвященном Международному году химии, учителя химии моу «Лицей №4» Ширяевой Татьяны Анатольевны
Работа на региональный конкурс внеклассных мероприятий по химии «Химическая эстафета»
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconФормирования фонда оплаты труда и заработной платы работников Лицея №4
Председатель Совета Директор Председатель по моу лицей №4 моу лицей №4 моу лицей №4
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconМосковский физико-технический институт 49-ая Выездная физико-математическая олимпиада мфти решения заданий по математике
Сумма квадратов равна нулю только если каждое слагаемое равно нулю, т е удовлетворяет исходной системе
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconЗаработная плата (оплата труда работника)
Председатель Совета Директор Председатель по моу лицей №4 моу лицей №4 моу лицей №4
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconКонтрольные работы по химии (по текстам гуо) учащихся моу «Лицей №43»

Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconСистема внеклассной работы по химии в лицее №4 Выступление на областном семинаре учителя химии моу «Лицей №4» Ширяевой Т. А
Внеклассные мероприятия: для «малышей» учащихся 6-7 классов по теме: «Занимательная химия». для учащихся 8-х классов «Посвящение...
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconСправка по итогам проверки соблюдения тб в кабинетах физики, химии, информатики
Согласно плану вшк была проведена проверка соблюдения техники безопасности на уроках физики (учитель Шиляпова Е. В.), химии (учитель...
Удивительный мир смесей вдовина Т. О., учитель химии моу «Физико-технический лицей № I» iconИнтегрированный урок обж и химии. Дата проведения 23 апреля 2009 года. Класс Учитель Холодова С. В., учитель химии
Тема урока: «Аварийно химически опасные вещества. Поведение человека в чс техногенного характера»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов