Всош №1 icon

Всош №1



НазваниеВсош №1
страница1/3
Дата конвертации23.08.2012
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
1. /Журнал ь 3- 2006г.docВсош №1



Школьный методический журнал








ВСОШ №1


г. Энгельс


Школьный методический журнал

«Методический калейдоскоп» № 3, 2006г.


Выходит 3 раза в год


Содержание:


1. Теория и практика

  • Метод проектов как средство достижения нового качества образования.



2. Из опыта работы


  • Школьный проект «Что нам стоит дом построить…».


3. Советы методиста


  • Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков.


4. В помощь классному руководителю


  • Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного

классного часа.


Редколлегия: Слугачёва А.И., Филенкова Л.М.

В номере принимали участие: Долгова М.Е., Слугачёва А.И., Новинкина С.Г.

Компьютерная вёрстка: Слугачёва И.С.

Тираж: 10 экземпляров


1. Теория и практика методической работы


Метод проектов

как средство достижения нового качества образования

Материал подготовлен

заместителем директора по УВР

Слугачёвой А.И.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

В реальной практике работы по методу проектов многое зависит от результатов наблюдений и анализа познавательных потребностей и интересов детей.
При определении тематического поля проекта можно опираться на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно-полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом выбор темы проекта не должен быть связан со спецификой учебного предмета. Основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика - основа для формирования его ответственности за процесс обучения. Степень конкретизации темы может определяться Вами, исходя из опережающей зоны развития Ваших учащихся, индивидуального уровня знаний Ваших учеников.

Место метода проекта в образовательном процессе.

Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представлений в рамках устной или письменной презентации».

Метод проектов - набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку:

а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;

б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования ключевых компетенций учащихся.

Использование метода проектов позволяет не только создать естественную среду для формирования компетентностей, но и обеспечить:


  • освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании;

  • появление опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;

  • выведение образования за пределы школы (сетевую организацию общего и дополнительного образования, использование образовательного потенциала «необразовательных» ресурсов);

  • «разгрузку» учебного дня ученика.


Необходимость организационных изменений.

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно-урочной системы:

выполняя проект, учащийся решает субъективно значимую проблему, основное время ему необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т.п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива. Выполняя проект, учащийся достигает поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока. Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы в достижении других результатов образования: базовых знаний, навыков, предметных умений (которые можно рассматривать как ресурс для формирования компетентностей или как самоценный результат образования) не ставится под сомнение. В этой ситуации основной задачей школьной администрации является совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса в режиме функционирования школы. Другие задачи, которые также следует решить для введения метода проектов в образовательную практику, связаны с формированием определённой среды и подготовкой кадров. Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом. Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и его выполнении. Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

К критериям оценки проектов можно отнести: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты.

Общественные проблемы, даже малые, обычно в одиночку не решаются - только группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию. Методика работы команд состоит из нескольких стадий:

  • Подготовка к работе над проектом.

  • Выбор проблемы.

  • Сбор информации.

  • Разработка собственного варианта решения проблемы.

  • Реализация плана действий команд.

  • Подготовка к защите проекта.

  • Презентация проекта.

  • Рефлексия (анализ).

Представляет несомненный интерес каждая позиция. Но для примера остановимся на рассмотрении одной из них - подготовке к защите. С нашей точки зрения, эта стадия работы над проектом демонстрирует существенное отличие учебного

проекта от иных, ставших привычными, форм обучения.

Подготовка к защите включает в себя работу всей команды:

  • оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

  • подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);

  • подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);

  • создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.

На подобных защитах ребята демонстрируют знание содержания проблемы, умение компетентно представить вариант ее решения, аргументировано и четко ответить на вопросы, отстаивая разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

«Школа памяти» строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этой школы является формирование знаний, умений, навыков. Ведущим типом деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящий. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого.

«Школа развития» ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. При таком подходе оценка результативности образовательной среды может осуществляться следующим образом:

критерием овладения мыслительными операциями может быть деятельность учащегося по созданию и защите проекта;

  • критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве, его увлеченность и интерес в работе над проектом;

  • критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации, в ситуации интеграции знаний разных предметных областей;

  • критерием развития потребностно - мотивационной сферы может быть стремление учащегося и далее участвовать в подобных проектах, мотив к личностному росту и овладению продуктивным типом деятельности.

Как показывает анализ практических находок учителей, педагог-мастер создает особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от них. Здесь ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие или разработанный и защищенный проект. Ученик открывает мир для себя и - себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая технологии обучения.

Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:

  • самоопределенческая - способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;

  • коммуникативная - способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

  • имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы.

  • проблемно-поисковая - способность решать проблемы и проблемные ситуации;

  • деятельностная - способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

  • рефлексивная - способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор;

  • предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно (без подсказки);

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Цели и особенности проектного обучения

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

  1. Способствовать повышения личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности. Создавая условия для появления у личности мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я - концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.).

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. По сути дела, речь идет и о разных философских подходах к образованию, о разных концепциях, парадигмах построения образовательного пространства, о постановке и разном технологическом обеспечении образовательных целей.

В ПАПКУ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА. Этапы проведения проекта.

1. Подготовительный или вводный (погружение в проект).

  1. Выбор темы и её конкретизация (определение жанра проекта)

  2. Определение цели и формулирование задачи.

  3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

  4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)

  5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

  6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап.

  1. Определение источников информации.

  2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3 Подготовка к исследованию и его планированию.

  1. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

  2. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап.

  1. «Предзащита проекта»

  2. Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

  3. Подготовка к публичной защите проекта:

  1. определение даты и места;

  1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиа-поддержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъёмка и проч.);

  1. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап.

  1. Публичная защита проекта.

  2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА.

  1. Подходите к проведению этой работы творчески.

  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.

3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

  1. Помните о главном «педагогическом» результате - не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

  1. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

  1. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

  1. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

  • учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

  • старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

  • старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

8. В процессе работы не забывайте о воспитании.


ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ

(выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

  1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

  2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

  3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

  4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите её.

  5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

  6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

  7. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?

  8. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

  9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

  10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

  11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/Нет)

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас: ученики, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет.

  2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.

  3. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для подготовки домашних заданий по ...? Часто Иногда Никогда

  4. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по ...

  5. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас доверия?

Учебник Учитель Другой источник

  1. У вас есть дома компьютер? Да Нет

  2. Где вы можете пользоваться компьютером? Дом Школа Другое (вписать)

  3. Есть ли у вас доступ к сети Интернет? Да Нет

  4. Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для домашних заданий? Часто Иногда Никогда

  5. По каким учебным предметам?



2. Из опыта работы

Школьный проект «Что нам стоит дом построить…»

Материал подготовлен

заместителем директора по УВР

Слугачёвой А.И.

МАТРИЦА ПРОЕКТА (литература)


1. Название проекта: «Что нам стоит дом построить…»

2. Тематическое поле: изучая литературные произведения, воспитывать у учащихся потребность в знании своих корней, своей родословной, связи поколений, а также любовь к отчему дому, родному краю.

3. Авторы проекта: Смирнова А., Волкова Е., Морозов А., Муртазина Р., Седова В.

Руководитель проекта: Васильева В.А., Волкова Т.Н.

4.Проблема, сформулированная учащимися: На уроках литературы мы изучаем художественные произведения, пословицы, поговорки сказки, знания художественной литературы помогают нам приобрести необходимый жизненный опыт.


4.1 Цель проекта учащихся:


4.2 Цель работы над проектом для учителя:


Обретение нравственных ориентиров, умение отличать добро от зла через призму семьи, дома.

Формирование:

- навыков работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения;

- речевых навыков и умений: оформление результатов своей работы;

- интеллектуальных умений: устных высказываний, написание сочинения «Мой дом – моя семья (в будущем)»




5.1 Задачи работы над проектом для учащихся:

5.2 Задачи работы над проектом для учителя:

- разбиться на группы по областям и интересам;

- собрать нужную информацию и обработать её;

- написать сочинение;

- оформить выставку книг о семье, о доме; плакат с пословицами и поговорками.

- предложить направление поиска информации;

- консультировать по формам подачи материала к оформлению






6.1 .Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта:

6.2 Описание результата работы учащихся над проектом, порученного учителем

Плакат, литературная композиция, музыкальное сопровождение

Научились извлекать необходимую информацию из художественной литературы, газетного и жизненного материала.

Отработаны навыки делового общения с библиотекарем, друг с другом, учителями.



7. Тип проекта: творческий по типу деятельности и по содержанию.


8. Учебные предметы, содержание которых включено в проект:


8.1. Основной учебный предмет:

Название учебного предмета

Раздел

Тема

Кол-во часов

Литература


- Л.Толстой «Война и мир»

- М.Шолохов «Тихий дон»


«Мой дом – моя семья»

2 часа

8.2. Другие учебные предметы:

Название учебного предмета

Раздел

Тема

Кол - во

часов

История России

Средние века

Домострой

1 час

Обществознание

Человек и общество

Семья

1 час



9. «Надпредметная» информация, необходимая учащимся для выполнения проекта:


Область человеческих знаний


Необходимая информация


Психология

Этика семейных отношений

Принципы общения с людьми


10. Количество школьников, участвующих в проекте: 7 человек


11 .Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: тексты художественной литературы, бумага, репродукции картин художников 19 – 20 веков, стихи, плакат с пословицами и поговорками, стенгазета.


12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта

:

Этап

Кол-во часов

Содержание деятельности уч-ся на различных этапах урока

Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта

Поисковый

1час

- распределяются на группы,

- отбирают материал по теме.

- собрать фольклорный материал о доме, о семье;

- собрать литературный материал о доме, о семье

Аналитический

1час

Проводят сбор информации, изучают её и систематизируют

Анализ художественных текстов



Практический

1час

Делают выводы по проделанной работе в своей группе.

Контролирует по вопросам:

- оформление плаката, газеты;

- выразительное чтение;

- подготовка литературной композиции

Презентационный

1час

Короткие выступления учащихся от групп, обсуждение проекта.

Каждая группа представляет свой материал.

Выступаем в качестве экспертов:

- по организации выступления,

- по подведению итогов презентации



Контрольный

0,5 час

Проводят самооценку и оценку других учащихся.

Помогаем выбрать критерии оценки.

Анализируем результаты работы через собеседование с учащимися.

Участвуем в оценке проекта.





13. Организационные формы работы учащихся над проектом:


Форма работы учащихся


Количество часов


Групповая работа

2 ч.

1

Самостоятельная работа учащихся

3

Консультации с руководителем проекта


1

Консультации с экспертами (педагогами – предметниками, внешними экспертами)


1


14. Форма проведения презентации: музыкально- литературная композиция

  1   2   3



Похожие:

Всош №1 iconАнализ результатов к/р по алгебре и началам анализа (17. 03. 2009) учащихся 12 классов всош павловского района
Анализ результатов к/р по алгебре и началам анализа (17. 03. 2009) учащихся 12 классов всош
Всош №1 iconАнализ результатов к/р по алгебре и началам анализа (17 марта 2009) учащихся 11классов всош павловского района
Анализ результатов к/р по алгебре и началам анализа (17 марта 2009) учащихся 11классов всош
Всош №1 iconАнализ результатов к/р по алгебре (12 марта 2009) учащихся 9-х классов всош павловского района

Всош №1 iconАнализ результатов к/р по алгебре (7 апреля 2009) учащихся 9-х классов всош павловского района

Всош №1 iconПоложение о получении общего образования в форме экстерната Общие положения
Настоящее Положение о получении общего образования в форме экстерната (далее по тексту – Положение) определяет порядок получения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы