Портнов а. В. педагог-психолог icon

Портнов а. В. педагог-психолог



НазваниеПортнов а. В. педагог-психолог
Дата конвертации23.08.2012
Размер80.54 Kb.
ТипДокументы

ПОРТНОВ А. В. – педагог-психолог

ГУ СРЦ «Гармония» г.о. Тольятти


Уважаемые коллеги!

Я бы хотел вынести на обсуждение два аспекта, на мой взгляд, серьёзно влияющих на выбор поведенческих стратегий в брачно-семейных отношениях. Один из них, это тип сотрудничества, к которому прибегают люди в совместной деятельности. Другой – это степень развитости общих адаптационных способностей к межличностному взаимодействию в брачной и семейной жизни.

Как известно, супружеским отношениям пока нигде не учат, права и обязанности, хотя и передаются через систему социальных норм, обычаев, традиций, в конкретной семье имеют неповторимые черты. В Кодексе о браке и семье БРАК определяется как «добровольный союз мужчины и женщины, порождающий взаимные права и обязанности супругов друг перед другом, перед детьми и перед родителями». Вряд ли кто-то «навскидку», быстро и полно, ответит на такой вопрос: «С какой целью заключается этот самый «добровольный союз?»

Позвольте напомнить, что цель бракаорганизация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения всех (материально-органических, духовных, общественных и других) потребностей.

Мужчина и женщина, заключившие брак, оказываются на долгие годы включёнными в самую разнообразную совместную деятельность, успешность которой требует от них взаимопонимания, слаженности, чёткой кооперации. Иными словами, молодожёнам необходимо наладить сотрудничество.

Рассматривая вопрос о типе сотрудничества, мне хотелось бы познакомить вас с концепцией, которая была предложена в 80-х годах ХХ века Георгием Александровичем Ваниевым (к.т.н., деканом Карагандинского политехнического института, а затем Директором школы современного управления при Доме науки и техники г. Караганды) и апробирована им в организационной практике. Автор выделяет шесть типов сотрудничества и соответствующие им механизмы сотрудничества: инерционный, принудительный, авторитарный, договорный, коллегиальный и единоусловный.


  • Инерционный

  • Принудительный

  • Авторитарный

  • Договорный

  • Коллегиальный

  • Единоусловный



При инерционном типе сотрудничества основным механизмом обеспечивающим согласованность действий и, как следствие, их эффективность, являются традиции и привычки.

Принудительный тип сотрудничества, как правило, опирается на механизм кнута и пряника и осуществляется по принципу: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»

При авторитарном типе сотрудничества активность исполнителя базируется на стремлении как можно точнее исполнить указания вышестоящей инстанции.
А при возникновении разногласий взаимодействие спорящих сторон строится по принципу: «Вот приедет барин, барин нас рассудит!»

При договорном типе сотрудничества основным механизмом является договор, в котором отражаются как права, так и обязанности договаривающихся сторон, а также предусматриваются санкции, применяемые к каждой из сторон, за невыполнение условий договора.

Коллегиальный тип сотрудничества опирается на высокий уровень профессионализма всех сотрудников и их готовности решить часть общей задачи в рамках своей компетенции.

Единоусловный тип сотрудничества осуществляется по принципу: «Всё для фронта! Всё для победы!»

Единоусловный и коллегиальный типы сотрудничества основаны на осознанном подходе к решению основных задач деятельности и являются высшими типами сотрудничества. Обязательным условием при этих типах сотрудничества является активная позиция каждой из сотрудничающих сторон и стремление наилучшим способом разрешить возникающие проблемы.

В повседневной жизни при организации совместной деятельности у людей могут проявляться разные поведенческие стратегии. Одна из них это манипулирование. Исследователь этого вопроса в США Э. Шостром утверждает, что человек, прибегающий к манипулированию, встаёт на путь разрушения своей личности. И альтернативой стратегией здесь выступает стратегия актуализации.

Другой тип поведенческой стратегии это доминантно-рецессивные отношения (о них мы поговорим на мастер-классе), которые могу порождать массу психологических проблем и серьёзно затруднять адаптацию супругов.

До вступления в брак потребности молодых людей удовлетворялись независимо и автономно. В браке же требуется согласование не только потребностей, но и интересов молодых супругов. Появляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, требующая уступок, компромиссов, которые не обходятся без споров и конфронтаций. Степень семейного согласия во многом зависит оттого, насколько каждый из членов супружеской диады способен поставить себя на место другого и понять ту или иную ситуацию, т.е. проявить адаптационные способности.

В ходе совместной деятельности люди, так или иначе, проявляют весь арсенал приёмов межличностного взаимодействия, который был ими освоен в добрачный период жизни. И эффективность совместной деятельности в значительной степени будет зависеть от уровня развитости у них адаптационных способностей. Но, прежде чем говорить об адаптационных способностях вступающих в брак, важно отметить несколько видов брачной адаптации, таких как:

  • адаптация к брачным ролям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе, к совместной согласованной деятельности;

  • адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнёра;

  • адаптация к темпераменту, характеру, ко всему психическому миру партнёра;

  • адаптация физиологическая, в том числе и сексуальная;

  • адаптация к основным ценностям жизни, к «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнёра;

  • адаптация к профессиональной деятельности партнёра.

И это не исчерпывающий список видов адаптации (попробуйте его дополнить).

Процесс взаимной адаптации является залогом успеха хороших взаимоотношений между супругами, так отчего же зависит этот процесс и что надо сделать, чтобы он не провалился? Успешность или неуспешность адаптации к совместной жизни в браке будет зависеть от того какой комбинацией черт характера и способностей обладает тот или иной человек. К группе общих адаптационных способностей индивида к межличностному взаимодействию можно отнести:

  1. способность к сотрудничеству;

  2. способность к общению;

  3. способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;




  1. способность к самоконтролю и самопознанию;

  2. умение выбирать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств.


Естественной базой этих способностей являются врождённые и приобретённые качества, свойства и черты: а) центральной нервной системы; б) темперамента; и в) характера. И если особенности темперамента человек наследует от родителей по биологической линии, то черты характера приобретаются им в процессе воспитания и самовоспитания.

В таблице представлены черты характера и темперамента в зависимости от того как они влияют на успешность процесса брачной адаптации.

Процесс межличностной адаптации происходит

положительно

затруднительно

положительно

затруднительно


Уступчивость

Общительность

Гибкость

Уравновешенность Уживчивость

Решительность

Покорность

Добросердечие

Отходчивость

Отзывчивость

Открытость

Деликатность

Заботливость

Радушие

Щедрость


Непреклонность

Замкнутость

Заторможенность

Импульсивность

Сварливость

Робость

Властность

Неприветливость

Мстительность

Холодность

Подозрительность

Грубость

Чёрствость

Сухость

Жадность


Мягкосердечие

Сдержанность

Естественность

Доступность

Снисходительность

Инициативность

Сострадание

Дружелюбие

Теплота

Неуверенность

Терпимость

Раскованность

Весёлость

Беззаботность

Мягкость


Деспотичность

Суетливость

Скованность

Высокомерие

Непреклонность

Неповоротливость

Надменность

Агрессивность

Суровость

Самоуверенность

Непримиримость

Эмоциональность

Грусть

Озабоченность

Упрямство


Каждый из супругов вырабатывает особый, индивидуальный стиль общения с другим партнёром. Происходит выработка взаимосогласованной оценки той или иной жизненной ситуации, возникающей перед брачными партнёрами. Таким же путём у брачной пары формируются достаточно устойчивые ориентации относительно друг друга, т.е. вырабатываются определённые типы поведения. В результате брачная адаптация супругов складывается как интегральный показатель согласованности действий относительно всех сторон жизни данной семьи.

Если судить об адаптационных свойствах человека по комбинации способностей, а вернее и точнее, по степени их развитости и наличия, то можно выделить четыре типа личностей:

  1. высоко адаптированные личности;

  2. средне адаптированные личности;

  3. низко адаптированные личности;

  4. дезадптированные личности.

Имея такой набор интегральных групп по степени и уровню адаптации к межличностному взаимодействию, можно составить девять виртуальных вариантов возможных супружеских союзов.


1) ВЛ + ВЛ 4) ВЛ + ДЛ «??» 7) СЛ + ДЛ «??»

2) ВЛ + СЛ 5) СЛ + СЛ «?» 8) НЛ + НЛ «?»

3) ВЛ + НЛ «?» 6) СЛ + НЛ «??» 9) НЛ + ДЛ «??»

Где «?» - означает асоциальные, невротические, алкогольные союзы,

а «??» - это брачные союзы, стабильность которых весьма низкая.


Все эти, вместе взятые «блоки» и «подсистемы» и определяют диапазон индивидуальной адаптации к брачной и семейной жизни.

Думаю, что всё выше сказанное, наглядно показывает, насколько важной является задача подготовки молодёжи к браку в добрачный период и считаю, что крайне необходимо иметь в системе образования государственную программу по этому вопросу. Предпринятая в 80-х годах ХХ века в СССР попытка осуществить подобного типа подготовку молодого поколения успешно провалилась из-за недостаточной продуманности организационных вопросов и неготовности государственных структур к их решению. Однако положительный опыт всё-таки есть, и, я думаю, его надо обогащать и совершенствовать


Использованная литература

  1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

  2. Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации. – В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

  3. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. – В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

  4. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.,1981.

  5. Сысенко В.А. Молодёжь вступает в брак. М., «Мысль»,1986.

  6. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1994.




Похожие:

Портнов а. В. педагог-психолог iconВ феврале 2010 года был проведен муниципальный этап краевого конкурса «Педагог-психолог Кубани -2010»
С 22 марта по 26 марта 2010 года победитель муниципального этапа педагог-психолог моу сош №5 Краснюк Татьяна Викторовна приняла участие...
Портнов а. В. педагог-психолог iconСоциально-психологическая служба. Работа с родителями
Консультации проводят социальный педагог – чернушко анжелика евгеньевна и педагог-психолог волотовсктий антон сергеевич
Портнов а. В. педагог-психолог iconПрограмма утверждена на утверждаю заседании педагогического совета Директор школы: Е. Потетюрина протокол №1 от 31 августа 2011 г. Программа развития Сроки реализации
В настоящее время в школе работает 73 педагога, из них 2 старшие вожатые, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 учителя- логопеда,...
Портнов а. В. педагог-психолог iconПатент №2265456, практико-методическое занятие
Автор пмз: интегральный социальный педагог-психолог Поташевская Татьяна Геннадьевна
Портнов а. В. педагог-психолог iconТаблица "матрица" контрастный вариант. Данные опросов класса за три года
Опрос провела учитель высшей квалификации педагог психолог Гимназии Р. И. Назарова
Портнов а. В. педагог-психолог iconПшукова Марина Хазраиловна, зам директора по вр, педагог-психолог
Пшукова Жанна Ильинична, учитель английского языка, руководитель М/О гуманитарного цикла
Портнов а. В. педагог-психолог iconИнформационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1»
Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс
Портнов а. В. педагог-психолог iconНа тему: «Влияние семейных факторов на психическое развитие ребенка». Педагог- психолог: Ладыко А. А
Неосознаваемые семейные отношения, которые могут послужить катализаторами возникновения невротических реакций у детей
Портнов а. В. педагог-психолог iconБендус Галина Александровна В, сгпи,1990,Пимно 1 кат,2006 22 Авагян Эльмира Андронниковна В, азпи,1985,русский яз и литература
В, Ставропольский Госуниверситет, учитель начальных классов,2001 педагог-психолог, 2007
Портнов а. В. педагог-психолог iconКоррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50
Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов