Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар icon

Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар



НазваниеМирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар
Дата конвертации23.08.2012
Размер59.39 Kb.
ТипСеминар




Диалог как метод психологического консультирования










Форма ведения: семинар (круглый стол)

Мирошник Сергей Николаевич – психолог, научные приоритеты в области духовно - ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям.

Преамбула:

Содержание и научная основа семинара базируется на основных идеях, методах и практиках духовноориентированного диалога, разработанного Т.А. Флоренской. Он направлен на выявление внутреннего диалога "духовного Я " и "наличного Я ". "Духовное Я " ( "потенциальное Я ") это сущностное ядро личности человека, часто называемое "голосом совести ". Осознание этого начала происходит в подростковом возрасте, когда наряду с открытием своего Я происходит открытие своего внутреннего, второго Я:

"Совесть это второе Я человека, обязательное у всех. И обязательно это Я должно быть идеально правильным, верным, оно должно подсказывать человеку, что, как надо, когда надо делать "

. "Совесть это как бы вторая душа, обладающая только хорошими качествами этого человека " [2; 6].

"Наличное Я " человека включает в себя все многообразие его состояний и представлений о том, каким ему хотелось бы быть. Внутренний диалог предполагает признание "духовного Я " и значительного расстояния между этим началом и своим "наличным Я ", предполагает видение последнего в свете "духовного Я ".

Духовноориентированный диалог возможен при соблюдении принципов: доминанты на другом, введенного А.А.Ухтомским, и принципа вненаходимости М.М.Бахтина.

Доминанта на другом означает, что собеседник ставится в центре внимания как уникальная, самоценная индивидуальность, несводимая к своему наличному состоянию, как носитель "потенциального Я ". Принцип вненаходимости предполагает неслиянность с консультируемым, точнее, с наличным состоянием консультируемого.

Более глубокое освещение принципов духовноориентированного диалога содержится в работах Т.А.Флоренской [7][8,9].

^ Цель семинара:

Понимание слушателями общегуманитарных оснований диалогического подхода, его основных принципов и противоречий, а также вариантов дальнейшего развития

Семинар призван помочь участникам сформировать принципиально новое видение интуиции и внутреннего диалога, понять, почувствовать и опробовать (освоить) новые инструменты работы с интуицией и применение этих знаний в диалоге.


^ Задачи семинара:

  • Осознание границы внешней и внутренней реальности личности, научение разграничивать свою внутреннюю реальность и реальность другого человека.

  • Опробование (освоение/ прочувствование) основных способов доступа к интуитивному миропониманию и мировосприятию.

  • «Калибровка» участниками самих себя как инструмента интуиции.

  • Знакомство с принципами диалогического консультирования: умение слышать внутренний диалог собеседника.


Основные результаты семинара:



  • Понимание несводимости личности к ее наличным психическим характеристикам

  • Появление возможности дальнейшей осознанной и произвольной самостоятельной тренировочной работы.



^ Ключевые вопросы семинара:

Возможности и ограничения объективной психологии в исследовании личности.

 Несводимость личности к ее наличным психическим характеристикам.

Какие модели интуитивного процесса можно быстро освоить?

Какова топология пространства интуиции?

Какими навигационными инструментами можно пользоваться при работе с интуицией?

Каковы физически реализуемые траектории движения в пространстве интуиции?

Какова типичная патология интуитивных ошибок?

Определения диалога в широком и узком смыслах.

Понятия наличного "Я" и духовного "Я".

Предпосылки и основные понятия диалогического подхода

Постулаты диалогического подход

Противоречия диалогического подхода

Основные положения диалогического подхода к психологическому консультированию


 ^ Структура семинара:

Семинар состоит из трех взаимосвязанных модулей:

1. Предпосылки и основные понятия диалогического подхода. Место интуиции в диалогическом процессе

2. Формализованные инструменты интуитивной работы для выстраивания внутреннего диалога участников семинара

3. Практикум по развитию интуиции – калибровка участниками самих себя на интуитивное переживание внутреннего диалога. Тренинговые занятия.

Содержание:


1. Введение в предмет

  • Представление авторского концепта.

  • Знакомство. Ожидания.

  • Структура семинара.

  • Правила и пожелания участников.

^ 2. Интуиция: наука, ремесло и искусство

  • Интуиция: феномен, термин, теория, концепт, алгоритм.

  • Понятия наличного «Я» и духовного «Я». Необходимость постулирования духовного «Я» в психологии личности.

  • Необходимость признания духовного плана общения, как между людьми, так и в пределах личного психологического пространства.

  • Взаимозависимость внутреннего и внешнего диалога, сопряженность их развития.

  • «Проблесковость» в принятии ответственных решений.

  • Понимание алгоритма нахождения верного решения с учетом «внутреннего» голоса.

^ 3. Принятие интуиции как феноменологического инструмента в осуществлении диалогического процесса

  • Расширение собственных возможностей восприятия.

  • Совесть как проявление духовного "Я"; проявление духовного "Я" и его уникальности в творчестве. 

  • Грамотное использование вербальных и невербальных средств общения, навыки слушания. Навыки внутренней тишины

  • Умение задавать правильные вопросы. Специфика использования вопросов для получения информации и для оказания влияния. Типы вопросов. Правила формулирования и применения. Техники постановки вопросов.

  • Признаком успешного диалога является переживание глубокого внутреннего контакта с собеседником и чувство спокойного удовлетворения, звучащего в голосе консультируемого и переживаемого самим консультантом.



4. Завершение

  • Обсуждения результатов семинара

  • О будущем – насколько полученные знания и навыки могут быть полезны и актуальны в практической деятельности и личной жизни.

  • Подведение итогов. Оценка семинара-тренинга.

.

Литература по семинару:



    1. Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1. Теория и методология. М.: МГППИ, 1999. – 288 с.

    2. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.

    3. . Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.: Академия, 2002

  1. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. // Вопросы психологии, 1990, 3, 17,25.

  2. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники // Моск. психотерапевт, журн. 1992. №1. С. 33,49

  3. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я. человека. // Вопросы психологии, 1995, 2, 5,19.

  4. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования. (Духовноориентированный подход) // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 5. С. 44 - 56.

  5. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.

  1. Флоренская Т.А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. С. 194,204

  2. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности чело-река // Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143-165.



1.

4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

5.

6.

7. Флоренская Т.А., Макеева М.Ю. Колючки совести // Семья и школа. 1983. № 10. С. 30 - 31.

8. Флоренская Т.А. Слово и молчание в диалоге // Диалог, карнавал, хронотоп. 1996. № 1. С. 49 - 62.


Ваши пожелания и предложения направляйте по адресу

smiroshnikk@mail.ru

тел 8 906 129 6205


 




Похожие:

Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconВ феврале 2010 года был проведен муниципальный этап краевого конкурса «Педагог-психолог Кубани -2010»
С 22 марта по 26 марта 2010 года победитель муниципального этапа педагог-психолог моу сош №5 Краснюк Татьяна Викторовна приняла участие...
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар icon«утверждаю» Директор моу дпос «умц»
Районный семинар «Содержание и педагогические принципы духовно- нравственного воспитания»
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconПрактическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба
Среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться. В помощь предлагаются окружающие...
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconПлан работы районного методического объединения преподавателей опк энгельсского муниципального района на 2011-2012 учебный год
Районный семинар «Содержание и педагогические принципы духовно- нравственного воспитания»
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconКлассный час о правильном питании. Для учащихся 9-11 классов психолог Гаврилец Е. Ю. подготовила психопрофилактическую беседу «Питание-основа жизни»
В целях пропаганды здорового образа жизни, заинтересованности учащихся изучением вопросов здорового питания 5 апреля 2012 года в...
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconДокументы
1. /Психолог.doc
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconДокументы
1. /психолог-педагогический блок.doc
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconПатент №2265456, практико-методическое занятие
Автор пмз: интегральный социальный педагог-психолог Поташевская Татьяна Геннадьевна
Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconДильтей (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) немецкий философ, психолог и историк культуры. Главные произведения: Введение в науки о духе

Мирошник Сергей Николаевич психолог, научные приоритеты в области духовно ориентированной психологии, православный психолог по убеждениям. Преамбула: Содержание и научная основа семинар iconЕвгений Вахромов "Между свободой и принуждением"
Данная статья была опубликована в n 39/2001 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов