Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г icon

Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г



НазваниеМосковский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г
Дата конвертации23.08.2012
Размер313.45 Kb.
ТипКурс лекций


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр экологического образования и устойчивого развития


ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Курс лекций для учителя


Москва 2007 г.


УДК

ББК


Э


Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.: , с.


Главный редактор — Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик РАО, член-корр. РАН, научный руководитель городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».


^ Редакционная группа:

Аргунова М. В., кандидат биологических наук, директор Центра экологического образования и устойчивого развития (ЦЭОУР) МИОО

Моргун Д. В., кандидат философских наук, старший научный сотрудник ЦЭОУР МИОО

Плюснина Т. А., кандидат химических наук, старший научный сотрудник ЦЭОУР МИОО


^ Авторский коллектив:


Ягодин Г. А. (раздел I), Аргунова М. В. (раздел II, IV), Карагашкин В. С. (раздел IV), Курочкина О. Н. (раздел III), Моргун Д. В. (раздел III), Плюснина Т. А. (раздел IV), Ракитина Н. Г.(раздел III, IV), Речкалова Н. И. (раздел IV), Савинов И. А. (раздел V, III), Севрук Ю. А. (раздел IV), Синегаева С. Н. (раздел III, V).


ISBN


Настоящее издание представляет собой лекции к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учителя. Пособие является одним из изданий в рамках учебно-методического комплекта, дополняющих программу курса и методические рекомендации для учителя.

Пособие содержит справочно-информационные материалы, освещающие основные разделы учебного курса и расширяющие базовый уровень программы.

Основной задачей книги является создание справочной базы для учителя при подготовке к преподаванию отдельных разделов и тем. Издание также нацелено на обеспечение учителя текстовым материалом при использовании различных педагогических технологий: чтения и письма для развития критического мышления, «мозгового штурма», обучения в малых группах сотрудничества, дискуссионных форм работы.

Предназначено для учителей общеобразовательных школ, методистов окружных управлений образования, педагогов дополнительного образования.


© Издательство , 2007


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………...

Раздел I. Особенности цивилизации XXI века………………………………………….

1. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике, экологический и социальный кризис…………………………………………………………………….…………..

2.
Модель устойчивого развития……………………………………………..…….

3. На пути к устойчивому развитию…………………………………..………........

3.1. Стабилизация населения……………………………………..…………...

3.2. Переход к энергетике, безопасной для экосистемы Земли………..……

3.2.1. Традиционная энергетика……………………………………........

3.2.2. Изменение климата…………………………………………..….....

Альтернативная энергетика

3.2.3. Ядерная энергетика………………………………………..…..…..

3.2.4. Геотермальная энергетика...…………………………………..…..

3.2.5. Гидроэнергетика…………………………………………………...

3.2.6. Ветроэнергетика…………………………………………………....

3.2.7. Прямое использование энергии солнечного света………….…...

3.2.8. Водородная энергетика……………………………………….…...

3.2.9 .Энергетические прогнозы на XXI век………………….……….…

Раздел II. Москва — мой древний и любимый город………………………...…….…....

1. От города до мегаполиса………………………………………………………..…

2. Характеристика экономико-географического положения столицы………….…

3. Восприятие города. ……………………………………………………….……….

Раздел III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды……………………………………………………………………………………..….

1. Город как урбосистема. Городская среда………………………………………...

2. Основные виды воздействия человека на окружающую среду в городе……....

3. Рельеф и геология………………………………………………………………...

4. Почвы и грунты города. Экологические проблемы почв……………………..

5. Состояние атмосферы и климат Москвы……………………………………….…

6. Биоразнообразие Москвы……………………………………………………….…

6.1. История формирования природного комплекса……………………….....

6.2.Флора. …………………………………………………………………….....

6.3. Состояние и роль зелёных насаждений …………………………….

6.4. Рекреационная система и лесопарковый пояс Москвы

6.5 Фауна Москвы. ……………………………………………………………..

6.5.1.Млекопитающие……………………………………………………

6.5.2. Птицы ……………………………………………………..

6.5.3.Пресмыкающиеся……………………………………………………

6.5.4. Земноводные…………………………………………………………

6.5.5. Рыбы………………………………………………………………….

6.5.6. Животные-синантропы……………………………………………...

7. Функциональная и планировочная структура города…………………………....

8. Демографический портрет современной Москвы………………………………

9. Экономическая база города. Занятость населения…………………………...…

10. Ресурсный цикл в городе………………………………………………………....

Раздел IV. Управление городской средой…………………………………………..….…

1. Городские власти……………………………………………………………….…..

1.1. Законодательная власть…………………………………………………….

1.2. Исполнительная власть…………………………………………………….

1.3. Судебная власть…………………………………………………………….

2. Административно-территориальное деление города Москвы………………….

3. Водоснабжение населения. Качество воды……………………………………….

3.1. Водоснабжение Москвы……………………………………………………

3.2. Источники водоснабжения…………………………………………………

3.3. Водопроводная сеть…………………………………………………….…..

3.4. Контроль качества питьевой воды…………………………………………

3.5. Канализация Москвы……………………………………………………….

3.6 Экологическое состояние водных объектов

4. Транспортный комплекс города………………………………………………

5. Топливно-энергетический комплекс Москвы……………………………………

6. Городские отходы……………………………………………………………………

7. Влияние качества городской среды на здоровье человека

7.1. Здоровье человека…………………………………………………………..

7.2. Факторы влияния на здоровье жителей Москвы…………………….

7.3. Здоровое питание

8. Природоохранная деятельность………………………………………………...…

8.1. История охраны природы в России………………………………………..

8.2. Типы ООПТ в Москве……………………………………...……………….

8.3. Права и обязанности граждан и юридических лиц в сфере охраны окружающей среды………………………………………………………..……

9. Градостроительный план Москвы…………………………………….…………..

9.1. Градостроительное законодательство и Генеральный план развития Москвы………………………………………………………………….………..

9.2. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды столицы (градостроительные аспекты)………….………………………..….…………..

9.3. Основные результаты и перспективы решения экологических проблем Москвы……………………………………………….………………………….


Раздел V. Москва в будущем мире……………….……………………………

1. Москва на пути к культуре мира…………………………………………………..

2. Города Европы за устойчивое развитие. Индикаторы устойчивого

развития городов…………………………………………………………………........

3. Города Европы за устойчивое развитие. Принципы устойчивого развития городов………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

«Главные проблемы этого мира – результат различия между тем,

как работает природа, и тем, как мыслит человек».

^ Грегори Бэйтсон, английский философ и учёный (1904-1980)

Термин «экология» введен Э. Геккелем в 1866 году как части биологической науки, описывающей взаимодействие организмов, связанных друг с другом и средой общего обитания. Происхождение слова идёт от греческого «ойкос» — дом и «логос» — наука. Длительное время она развивалась в двух направлениях: применительно к месту обитания (экология болота, экология трухлявого пня и др.) или к объекту обитания (экология зайца-беляка, экология дрофы и др.).

По мере проникновения слова «экология» в массовое сознание людей оно превратилось в русском языке в характеристику качества окружающей среды в том или ином регионе: плохая экология, хорошая экология.

Интересно отметить, что во второй половине прошлого века то же самое произошло со словом «технология». Изначально термин, означавший науку о производстве, был подменён понятием качества этого производства, а в других языках — техникой производства, способом производства.

По мере осознания роли живого вещества (совокупности всех живых организмов, по В. И. Вернадскому) в круговороте всех веществ в природе, в том числе при образовании залежей каменного угля, нефти и многих руд: сернистых, карбонатных, фосфатных, сформировалось понятие биосферы. Биосфера — область существования живых организмов и (или) частично образованная из их останков, которая занимает определенные слои литосферы, гидросферы и атмосферы. Если представить планету Земля уменьшенной до размеров яблока, то биосфера будет не толще его кожуры.

С развитием цивилизации человек превратился в мощную силу, преобразующую мир. Для удовлетворения своих потребностей растущее человечество использует существенно больше перемещений пород земли, чем производят вулканы и все погодные явления вместе взятые. Из-за несовершенства современных технологий количество неиспользованной части этих материалов превышает 90 и более процентов.

В результате количество изъятий из природы практически всех необходимых для цивилизации исходных продуктов превысило их восполняемость, обеспечиваемую круговоротом веществ. Это относится к пресной воде, плодородной почве, лесам, полезным ископаемым.

С другой стороны, количество неиспользуемой части сырья, то есть отходов, превысило пределы ассимиляции их природной средой. Человеческая практика изменила природные циклы круговорота вещества, разомкнув многие из них, что привело к нарушению систем жизнеобеспечения на Земле. Это приводит к загрязнению воздуха и развитию заболеваний органов дыхательной системы, ухудшению качества питьевой воды.

По существу, наша планета Земля представляет собой совершенный космический корабль, перемещающийся с большой скоростью и по сложной траектории. Человек на этом корабле не только капитан, но и команда обслуживания. От целей и линии поведения этой команды зависит её собственная жизнь и, вероятно, самое ценное, созданное миллиардами лет эволюции — живое вещество, совокупность всех живых организмов.


^ РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА

«Будущее — это не то, куда мы идём, а то, что мы создаём».

Джон Шаар, американский писатель


Цель раздела — введение в проблематику устойчивого развития: знакомство с ключевыми терминами и понятиями курса, обзор основных положений концепции устойчивого развития.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности, причины возникновения экологических кризисов, уделив внимание современному этапу развития цивилизации;

  2. Показать неизбежность стратегии устойчивого развития как единственного пути выживания цивилизации;

  3. Определить роль образования при переходе на путь устойчивого развития общества.

^ Основные понятия и термины:

альтернативная энергетика: ядерная, геотермальная, гидроэнергетика, ветроэнергетика, прямое использование энергии солнечного света, водородная; воспроизводство населения; индекс уровня образованности, климат; коэффициент развития человеческого потенциала; научно-технический прогресс; мировоззрение; мировой кризис; образование в интересах устойчивого развития; поддерживающая способность биосферы; рождаемость; смертность; традиционная энергетика; устойчивое развитие; цивилизация; экологический и социальный кризисы.


^ 1. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике, экологический и социальный кризис


Последнее столетие было замечательной демонстрацией успеха цивилизации, развивающейся по пути научно-технического прогресса. С одной роковой поправкой. Как и с момента возникновения человека, природа представлялась бесконечно большой кладовой, из которой можно черпать как угодно много исходных для развития цивилизации продуктов, и природа представлялась бесконечно большим естественным реактором, перерабатывающим все отходы человеческой деятельности и превращающим их в исходные продукты природы. К сожалению, обе эти посылки ложны.

Действительно, валовой мировой продукт в товарах и услугах вырос в 33 раза, мощность производства возросла в 10 раз, народонаселение Земли — в 6 раз. Фактически, до 1950 года, с момента обособления человека в вид «человек разумный», на Земле жило и умерло столько же людей, сколько живёт сейчас. Особенно быстрый рост всех мировых экономических показателей наблюдался во второй половине прошлого века. Валовой мировой продукт с 1950 года вырос в 7 раз, с 6 триллионов долларов США в 1950 году до 43 триллионов долларов США в 2000 году. Уровень жизни людей в развитых странах вырос до уровня, о котором не могли и мечтать сто лет назад. Увеличилась продолжительность жизни людей. Создана принципиально новая система обмена информацией и её хранения. К началу нового века на рынке зерна установились самые низкие цены. Например, средняя урожайность зерновых в 2000 году составляла 28 ц/га, суммарный урожай зерновых превысил количество зерна, собранного за все 11 тыс. лет с начала аграрной революции. Это верный признак, что недостаток продовольствия не угрожает ближайшему будущему. Но эти успехи достигнуты ценой всё более ускоряющегося разрушения экосистемы Земли. Действительно, изъятие из природы продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превышает способности природы их восстанавливать или компенсировать их исчезновение. Так, одна треть земельных угодий не восполняет плодородия почвы, и она всё более деградирует. Например, в Казахстане обрабатываемые земли за период с 1950 по 1980 гг. сократились в два раза, так как в результате выветривания снизилось плодородие бывших целинных земель. В 1958 году было собрано 13 млн. т пшеницы, а в 2000 году — только 8 млн. т пшеницы.

Половина пастбищ Земли из-за нарушения их предельной продуктивности (несущей ёмкости), позволяющей иметь только определённое количество скота, превращается в пустыню. Ежегодно пустыни Земли прирастают на 156 миллионов км2. Например, в Нигерии ежегодно превращается в пустыню 500 км2.

Леса, сократившиеся с началом аграрной революции в два раза, продолжают исчезать с нарастающей быстротой за счёт превышающей норму воспроизводства вырубки и лесных пожаров. Сейчас ежегодные потери леса в мире превышают 9 млн. га.

Повсюду нарастает дефицит пресной воды. Это особенно сказывается в местах интенсивного земледелия. В настоящее время около 10 % населения живёт на орошаемых землях. С введением в хозяйство орошения за счёт забора подземной воды при использовании бурения, с помощью дизельных и электрических насосов, уровень подземных вод ежегодно опускается на 1,5 м и более. Это относится к Северному плато в Китае, где производится 25 % всего китайского зерна; к водоносным слоям Огаллала, питающим пятую часть всех пахотных земель в США; Пенджабу — хлебной корзине Индийского полуострова.

В результате перезабора воды не доходят до моря в определенное время года такие реки, как Колорадо, Хуанхэ, Инд и Ганг. По этой же причине из-за полного использования воды из Амударьи на ирригацию погибло Аральское море.

Несмотря на все успехи современной науки и техники, уровень современного производства продуктов потребления в сравнении с природными процессами остаётся крайне несовершенным.

По самым оптимистичным оценкам, выход полезного продукта из сырья, изымаемого из природы, не превышает 1 %. Это означает, что из 100 кг сырья мы извлекаем 1 кг полезного продукта и возвращаем в окружающую среду 99 кг вещества в виде отходов.

Население Земли численностью более 6,6 млрд. человек оказывает огромную антропогенную нагрузку на атмосферу. В первую очередь, это относится к диоксиду углерода, главному побочному продукту современной энергетики. Нарушение баланса диоксида углерода в природе ведёт к нестабильности климата, возрастающему количеству ураганов и наводнений, повышению температуры выше пределов, оптимальных для существования людей. Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 40 %. В ближайшие 50 лет, по прогнозам ученых, в летние месяцы ледовый покров в Арктике будет исчезать. Кроме того, это грозит таянием материкового льда и повышением уровня океана, таянием ледников и катастрофами. Ледовый покров Гренландии доходит до 2 км по толщине. Если он растает, уровень океана поднимется на 7 м.

В результате деятельности человека стало заметно истощение в стратосфере озонового экрана, защищающего жизнь на Земле от жёсткого ультрафиолета.

Примеров отрицательных последствий деятельности человека на состояние экосферы не счесть. Может быть, одним из самых опасных из них является сокращение биоразнообразия. За время эволюции погибло гораздо больше видов, чем существует на Земле сейчас. Но это был медленный процесс, и суммарно количество видов на Земле увеличивалось. Сейчас процесс исчезновения видов убыстрился из-за преобразования планеты в результате человеческой деятельности. В настоящее время под угрозой исчезновения находится каждый восьмой из 9946 описанных видов птиц, каждый четвёртый вид млекопитающих из 4763, каждый третий вид рыб из описанных 25000. В некоторых странах это весьма ощутимо. Так, за последние 200 лет в Австралии исчезли 26 видов млекопитающих из обитавших там 140 видов. В реке Колорадо исчезли, частично из-за высыхания мест обитания, 29 из 50 видов рыб, обитавших там.

Это ставит под угрозу самое большое богатство Земли — генетический банк. Мы уничтожаем то, что даже не исследовали, не выяснив его значение не только для природы в целом, но и для человека. Тем более, как показывают эксперименты с восстановлением мамонта, уничтожение вида — это навсегда.

По данным ООН, относящимся к 1991 г., экономическое неравенство в мире вопиюще (рис. 1). Это положение усугубляется. Если в 1960 г. соотношение доходов 20 % богатого населения и 20 % бедного населения составляло 30:1, к 1989 г. оно было уже почти в 2 раза выше (59:1). Не удивительно, что в этих условиях примерно треть людей на Земле недоедает, имеет пониженный, по отношению к норме вес, страдает от болезней, имеет низкую продолжительность жизни, причем большое количество людей умирает от голода.



Рис. 1. Распределение доходов и экономическое неравенство в мире.

Особенно это сказывается на детях и женщинах. В то же время другая треть человечества переедает и страдает от болезней, связанных с избыточным весом.

Ещё одной абсолютно недостойной характеристикой вида «человек разумный» является использование вооружённых конфликтов для достижения политических или социальных целей. Военные конфликты начались с момента выделения человека разумного в самостоятельный вид, а может быть и до этого времени, и не прекращаются до сих пор. На протяжении 2 миллионов лет становления и развития человечества, геноцид был нормой отношений между соседними племенами. Английский философ Т. Гоббс (1588–1679 гг.)охарактеризовал это формулой «война всех против всех».

Начиная с периода неолита, стали возникать союзы определённых сообществ, направленные против общего врага. Борьба с внешним врагом консолидировала племенную, государственную и любую другую иерархическую систему, и зачастую использовалась политиками именно для этих целей. В значительной степени история человечества представляет собой историю непрерывных войн между племенами, народами, нациями, империями, кланами и партиями.

После использования США атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки и последовавшей за этим гонкой вооружений, человечество как будто осознало необходимость отказа от использования ядерных вооружений из-за угрозы ликвидации самого существования человеческой цивилизации. После Второй мировой войны была создана система ООН с Советом Безопасности, главной задачей которой является реализация переговорного подхода при решении конфликтов между государствами.

Тем не менее, локальные войны не прекратились. За период с 1945 – 1985 гг. в мире имели место 160 вооруженных конфликтов, причем 151 из них в развивающихся странах. В этих войнах погибло 25 – 35 млн. человек. За 40 лет только 26 дней были свободны от войн!

В 1993 г. на планете произошли 34 военных конфликта. В их основе лежала борьба за власть, территории и ресурсы. На рисунке 2 показана схема мировых военных расходов в сравнении с долей затрат, необходимых для решения основных проблем сохранения биосферы, развития систем образования и здравоохранения через программы ООН. Эти данные взяты из книги Hazel Henderson. Paradigms in Progress. Life Beyond Economics, опубликованной в 1991 году, но положение практически остаётся таким же и теперь.



Рис. 2. Военные расходы в мире и доля затрат, необходимых для решения основных проблем сохранения биосферы, образования и здоровья. Вся таблица: совокупные военные расходы в год – 1 триллион долларов США,  - одна десятая 1 % ежегодных мировых военных расходов: 1 млрд. долларов США.

^ 2. Модель устойчивого развития


К последней четверти прошлого века в мире всё больше происходило осознание того факта, что стихийное социально-экономическое развитие цивилизации ведёт её в тупик. Народонаселение растёт экспоненциально, межгосударственные, межэтнические, межрелигиозные противоречия не только не ослабевают, но продолжают решаться с позиций силы, в том числе ценой кровопролитных и разрушительных войн. Круговорот веществ в природе не восполняет изъятий из нее необходимого сырья для удовлетворения всё возрастающих потребностей людей продуктами экономики. Биосфера не успевает ассимилировать выбросы различных отраслей производств и других продуктов жизнедеятельности человека. Уменьшается плодородие почв, все больше сокращается площадь лесов, главных поставщиков кислорода в атмосферу земли. Нарастает скорость исчезновения видов растений и животных, всё больше ощущается недостаток пресной воды, изменение климата всё в большей степени затрагивает образ жизни людей. Появилась угроза истощения озонового слоя, ведущая к стерилизации жизни.

Несоответствие изъятий из природы и выбросов в неё с возможностями биосферы по их восполнению и ассимиляции всегда приводили к кризисам, которые, как правило, носили локальный характер.

Таких кризисов в истории цивилизации было много. Уничтожение источников питания после истребления крупных животных во время неолита, гибель многих локальных цивилизаций: шумеров, майя, острова Пасхи и т.д.

Развитие социальной динамики и методов компьютерного моделирования сделали возможными виртуальные эксперименты по исследованию тенденций развития цивилизации. Большое влияние по формированию идей по выходу цивилизации из кризиса оказало исследование Денниса и Донеллы Медоуз с коллегами, выполненное по заказу Римского Клуба. Их книга «Пределы роста» была опубликована в 1972 г. и сразу стала одной из самых популярных в мире.

Основная идея книги состоит в том, что развитие цивилизации по сложившемуся механизму формирования и удовлетворения потребностей всё возрастающего народонаселения неизбежно ведёт к её катастрофе.

В основу модели положены сложившиеся к настоящему времени взаимозависимости роста народонаселения, производства продуктов питания, исчерпания природных ресурсов, роста промышленного производства и изменения уровня загрязнения окружающей среды.

Главная движущая сила изменений в природе состоит в удовлетворении различных потребностей организмов, причём сам процесс их удовлетворения вызывает у них чувство удовольствия. Все организмы стремятся к увеличению численности своего вида. В природе их количество регулируется достаточностью пищевого ресурса, пищевыми цепями. Человек в результате овладения огнём, организации социума, развития науки и техники, осуществления сельскохозяйственной и промышленной революций, казалось бы, преодолел это ограничение (см. рис. 3). Именно это и породило опасность мировой катастрофы.




Рис. 3. Численность видов животных в зависимости от их массы.

В основе идеологии современного товарного общества лежит свободное предпринимательство и извлечение прибыли. Всё это должен регулировать свободный рынок. Однако рынок, как правило, не учитывает истинных затрат на производство продукта, связанного с якобы бесплатностью природных ресурсов: воды, воздуха, восстановлением природных ландшафтов, ухудшением качества среды обитания для всех форм жизни.

Фактически на Земле в настоящее время функционирует потребительское общество, в котором удовлетворение сиюминутных желаний определяет всё его развитие на долгосрочный период. Из рис. 4. видно, что собственные, личные интересы и проблемы наиболее значимы для каждого человека в течение длительного периода его жизни.



Рис. 4. Области интересов человека.


Авторы «Пределов Роста» неоднократно обращали внимание, что речь идет не столько о предсказании катастрофы в определённый промежуток времени, сколько о неизбежности изменения пути развития цивилизации в наиболее короткий срок. Большинство учёных считают, что именно XXI век должен стать поворотным событием в истории цивилизации, и что необратимые изменения в природе произойдут в середине этого века.

При внесении в рассматриваемую модель изменений определённых параметров и, в первую очередь, стабилизации народонаселения, можно достичь улучшения основных характеристик качества жизни людей с последующим их сохранением в будущем.

.



Рис. 5. Состояние мира и материальный уровень жизни.

Типичные кривые, характеризующие тенденции происходящих во времени изменений, показаны на рисунке 5.

ООН создала специальную комиссию «Наше общее будущее». Эта комиссия выработала концепцию устойчивого развития, в основе которой лежат идеи улучшения качества жизни людей текущего поколения, не лишая последующие поколения таких же возможностей.

Условием достижения устойчивого развития является его осуществление в пределах несущей ёмкости биосферы, то есть в пределах её самовосстановления.

По существу, речь идёт о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на Земле.

Главное содержание концепции устойчивого развития состоит в необходимости гармонизации отношений человека, общества и природы, их согласованных изменений, коэволюции. Это должно привести не только к улучшению качества жизни людей, но и к сохранению биоразнообразия в природе.

Сейчас у концепции устойчивого развития нет разумной альтернативы. Среда обитания живого вещества на Земле отвечает на рост экономики глобальным изменением климата, опустыниванием, деградацией почв и сокращением биоразнообразия. В настоящее время всё заметнее, что развитие экономики с нарушением экологических законов меняет условия существования жизни любых организмов.

Это очень сложный процесс. Он может быть охарактеризован многочисленными индикаторами. Так, в области окружающей среды это:

— потребление чистой первичной продукции, то есть использование продукции фотосинтеза, включая её потери как неизбежные, так и предотвращаемые, причём оптимальное потребление полностью определяется вторым законом термодинамики;

— прирост или сокращение площадей земного пространства, ненарушенных хозяйственной деятельностью;

— отслеживание прироста или истощения природных ресурсов: обрабатываемых земель, пресной воды, минерального сырья, растений и животных;

— загрязнение природных сред и оценка риска, вызванного им для живых организмов;

— динамика биоразнообразия;

— изменения в составе атмосферы и состояние озонового слоя.

^ В области экономики это:

— тенденции в изменении объёма валового национального продукта, материало- и энергоёмкости изделий и процессов;

— отслеживание реструктуризации экономики;

— показатели производительности труда,

— совершенствование технологии, уменьшение отходов, их переработка и захоронение;

— увеличение доли вечных и возобновляемых источников энергии в общем энергетическом потреблении.

^ В области социальной сферы:

— численность народонаселения, включая возрастной, гендерный, национальный состав и соотношение городского и сельского населения;

— рождаемость и смертность, продолжительность жизни, индикаторы здорового образа жизни;

— доступ к образованию и информации;

— уровень доходов и разрыв в обеспеченности разных категорий граждан;

— показатели влияния окружающей среды на здоровье людей;

— показатели социальной активности граждан: участие в выборах, референдумах, работе местных органов самоуправления и общественных организациях.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН по устойчивому развитию. Она была созвана в Бразилии, в г. Рио-де-Жанейро. Конференция приняла программный документ «Повестка дня на XXI век». Почти все государства, члены ООН разработали национальные программы по переходу к устойчивому развитию. Эти документы, естественно, отражают исключительно различное состояние разных государств в современный момент, так как каждая страна не только располагает разными ресурсами, но и имеет свои главные проблемы как тактического, так и стратегического характера.

Тем не менее, неоднократно делались попытки найти общий показатель по измерению продвижения отдельных государств к этой цели. Одной из наиболее удачных попыток на данный период времени является так называемый индекс развития человеческого потенциала. В английском языке — Human Development Index (HDI). Это безразмерная комплексная величина, учитывающая три области человеческой деятельности: ВНП на душу населения, образованность населения и среднюю предполагаемую продолжительность жизни при рождении человека. Анализ показывает, что наибольшее влияние на изменение индекса развития человеческого потенциала во времени оказывает средняя предполагаемая продолжительность жизни при рождении человека.

Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООH по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В 1996 г. в России была разработана и принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

На следующем рисунке (рис. 6) показана ситуация в России с 1985 по 2002 гг.



Рис. 6. Индекс развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

В докладе о развитии человеческого потенциала, в Российской Федерации за 2006-2007 г. выделяются четыре региона с высоким индексом развития человеческого потенциала: Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан. В подавляющем большинстве субъектов РФ индекс вырос, хотя динамика была разной. Быстрее всего рос индекс развития человеческого потенциала ресурсно-экспортных регионов, особенно нефтедобывающих. Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область – с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан – с Болгарией, при этом северная столица заметно уступает странам Балтии. Таким образом, индекс развития человеческого потенциала этих благополучных регионов России сопоставим с индексом развитых стран.

Спустя 10 лет после конференции в Рио-де-Жанейро состоялся международный форум в Йоханнесбурге в 2002 году ( Рио 10). Главным итогом которого было подтверждение признания значимости движения мирового сообщества по пути к устойчивому развитию. Одной из основных задач стало составление программы практической деятельности по экологическому обустройству мира, намеченной на конференции в 1992 г.

Итак, в заключение этой части следует признать, что деятельность человека подвела биосферу к пороговой черте. Движение общества по пути индустриализации, без учёта потребностей будущих поколений является гибельным, поэтому альтернативы у концепции устойчивого развития нет. Практическая реализация концепции устойчивого развития требует согласованных действий всего человечества. Выбора нет, и времени для развертывания этой деятельности остаётся всё меньше.


^ 3. На пути к устойчивому развитию

3.1.Стабилизация населения


Одной из главных задач цивилизации на пути устойчивого развития является стабилизация народонаселения. К 2000 г. на Земле проживало 6 миллиардов 300 миллионов человек. Это такое же количество людей, сколько жило и умерло за период с момента выделения Homo sapiens 4 миллиона лет назад в самостоятельный вид до 1950 г. При этом ежегодный прирост населения составлял 80 миллионов человек. Столько людей проживает сейчас в Великобритании, Бельгии, Дании и Швеции, вместе взятых. Рост народонаселения характеризуется большой неравномерностью по материкам и странам. Это рождает целый ряд деликатных проблем, связанных с развитием и сохранением культуры разных народов, государственной целостности, справедливого распределения труда, развития торговли.

Бурный рост народонаселения произошел во второй половине XX века, за счёт снижения смертности при практически том же уровне рождаемости в странах третьего мира. Обобщённая модель роста народонаселения представлена на рисунке 7.




Рис. 7. Обобщённая модель переходного периода движения населения.


Изменение численности населения определяется как разница между количеством родившихся и умерших жителей. Модель переходного периода естественного движения населения включает в себя 4 стадии. На первой, допромышленной стадии население мира почти не росло, так как высокая рождаемость компенсировалась высокой смертностью. К началу сельскохозяйственной революции население Земли составляло всего 8 миллионов человек, существенно меньше, чем в современной Москве. С развитием промышленной революции на переходной стадии смертность уменьшается из-за улучшения питания и соблюдения определённых норм санитарной гигиены. Численность населения растет со скоростью 2,5 – 3 % в год.

В индустриальной стадии рождаемость снижается и приближается к смертности. На уменьшение рождаемости влияет сокращение рынка труда, в связи с ростом производительности труда, рост стоимости образовательных услуг, повышение качества труда, повышение образовательного уровня женщин и их занятости в производстве. Большинство развитых стран в настоящее время находятся на этой стадии. Рождаемость и смертность уравнивают друг друга, и население Земли стабилизируется или даже несколько сокращается.

Важными демографическими характеристиками, отражающими, в первую очередь, качество жизни, включая питание, здоровую питьевую воду, медицинское обслуживание и т. д. являются ожидаемая продолжительность жизни при рождении и младенческая смертность.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении вычисляется как число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся в данном году, если бы уровень смертности на продолжении всей жизни этого поколения в каждом возрасте оставался таким же, как в год, когда был вычислен этот показатель. Средняя продолжительность жизни в разных странах различна в широком диапазоне. В 1989 году она была менее 35 лет в Сьерра-Леоне в Западной Африке и более 78 лет в Японии и Исландии. Средняя продолжительность жизни в мире в целом составляла 63 года. Средняя продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин.

В нашей стране в 1989 году средняя продолжительность жизни была равна 70 годам. К 1996 году она снизилась до 64 лет и составляла 72,5 года для женщин и 60 лет для мужчин. Это самый большой разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин для развитых стран.

Индекс средней продолжительности жизни входит одним из слагаемых в индекс развития человеческого потенциала. Он нормируется, принимая максимальную продолжительность за 1, а минимальную за 0,1. Этот индекс в обобщённом виде отражает состояние здоровья населения и позволяет оценить число лет трудового возраста. Одновременно он отражает потребление товаров и услуг, качество питания и медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.

Для России индекс ожидаемой продолжительности жизни в 1998 году составлял 0,70.

Средняя продолжительность жизни является наиболее быстро меняющимся фактором в расчёте индекса развития человеческого потенциала. На следующем рисунке (рис. 8) показано его изменение в Японии из-за атомных бомбардировок в 1945г. и в Китае, когда голод 1959 – 1961 годов, вызванный попыткой коллективизации, унёс жизни 30 миллионов человек.

Как показывает график в обоих случаях, трёх лет было достаточно, чтобы вернуться к прежнему состоянию.





Рис. 8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

( По данным United Nations, Demographic Yearbook 1953

Government of Japan, Management and Coordination Agency, Japan Statistical Yearbook

Judith Banister, China’s Changing Population (1983).


Младенческая смертность рассчитывается как число детей, умерших в течение первого года жизни, в расчёте на 1000. В среднем в мире в 1989 году она была равной 77, и в зависимости от страны была различной: от 3,4 в Финляндии до 175 в Мали. В нашей стране в 1989 г. она была равной 17,8, а в 1996 г. — 17,3.

Воспроизводство населения характеризуется коэффициентом рождаемости, который показывает в среднем, сколько бы детей родила одна женщина на протяжении всего периода репродуктивности (15 – 49 лет). По этому показателю мир делится на страны, где население уменьшается, и где оно возрастает.

Таблица 1. Уровень рождаемости в разных странах в 2001 г.

Страна

Среднее число детей на одну женщину

население, середина 2001 года, млн. человек

Страны, где рождаемость ниже уровня простого воспроизводства населения

РОССИЯ

1,2

144

ИТАЛИЯ

1,2

58

ЯПОНИЯ

1,3

127

ГЕРМАНИЯ

1,3

82

ПОЛЬША

1,4

39

АВСТРАЛИЯ

1,7

19

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

1,7

60

КИТАЙ

1,8

1273

ФРАНЦИЯ

1,8

59

США

2,1

258

Страны, где рождаемость выше уровня простого воспроизводства населения

БРАЗИЛИЯ

2,4

172

ИНДОНЕЗИЯ

2,7

206

ИНДИЯ

3,2

1033

ПАКИСТАН

5,6

145

ТАНЗАНИЯ

5,6

36

^ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

5,7

21

НИГЕРИЯ

5,8

127

ЭФИОПИЯ

5,9

65

^ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО

7,0

54

ЙЕМЕН

7,2

18


Эти данные показывают, как разделен мир с демографической точки зрения. Европейские страны и Япония стабилизировали или даже сокращают своё население, в то время как Эфиопия, Саудовская Аравия, Пакистан и др. до начала стабилизации еще увеличат население в 2 – 3 раза. Это неизбежно приведет к ещё большей неудовлетворенности в этих странах самых базовых потребностей населения в продуктах питания, питьевой воде, топливе для приготовления пищи и обогрева жилищ.

Все эти обстоятельства привели к тому, что ООН приняла специальную программу по населению. В рамках этой программы проводятся исследования и международные конгрессы. Каирская конференция в 1994 году приняла двадцатилетнюю программу по населению и развитию.

В соответствии с прогнозами ООН число жителей Земли увеличится к 2050 году до 9,3 миллиарда человек. Это средний прогноз, предполагаются и иные варианты: 11 миллиардов и 7,3 миллиарда. На рисунке 9 показано население мира в период 1950 – 2050 гг., исходя из этого прогноза.



Рис. 9. График экспоненциального роста численности населения в прошлом и прогноз на 2100 г. (по данным Всемирного банка и ООН).


Основной частью программы ООН по населению является усиление мер по планированию семьи. Наши знания о физиологии человека позволяют каждой женщине и каждой семье иметь только желанных детей. Программа планирования семьи предполагает распространение знаний по предупреждению беременности и доступности соответствующих средств.

Детальный анализ современных методов контроля рождаемости приведен в книге Т. Миллера «Жизнь в окружающей среде», в которой обсуждаются современные программы планирования семьи и будущие методы контроля рождаемости.

Использование методов контроля над рождаемостью требует повышения грамотности и общей культуры населения. Социологи считают, что каждый дополнительный год обучения женщин выше среднестатистического уровня уменьшает на 10 % количество детей рождённых ими. Женщины составляют 60 % из почти 900 миллионов человек, которые не умеют ни писать, ни читать.

Больших успехов в осуществлении программы планирования семьи добились Китай, Таиланд, Иран и др. К 2000 году в 44 странах в среднем на семью приходилось 2 ребёнка. В этих странах проживает 2,5 миллиарда человек.

Однако в некоторых странах рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства. Так, в нашей стране из-за превышения смертности над рождаемостью население уменьшается на 800 – 900 тысяч в год.

Население сокращается в Болгарии, Чешской Республике, Италии, Украине и в некоторых других странах.

Очень важной характеристикой населения любой страны является диаграмма возрастной структуры. Она позволяет оценить потребности страны в образовательных и медицинских учреждениях, рабочих местах, пенсионном обеспечении.

Обобщённая диаграмма для развитых и развивающихся государств показана на рисунке 10.

Диаграмма населения России за столетний период дана на рисунке 11. Она ярко показывает изменение социальной обстановки в нашей стране в ходе 2 мировых войн, гражданской войны, коллективизации, массовых репрессий 30 – 40-х годов прошлого века.

Важным показателем качества населения является его образованность. Индекс уровня образованности является одним из слагаемых индекса развития человеческого потенциала. Этот индекс характеризует в обобщённом виде количество и качество накопленных знаний и умений. Он отражает квалификационный и интеллектуальный потенциал страны и определяет производительность труда.




Рис. 10. Общие коэффициенты рождаемости и смертности.





Рис. 11. Половозрастная структура населения по переписи 1897 г. и на 1 января 1997 г.


Этот индекс вычисляется из удельного веса грамотных взрослых и удельных весов учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующих возрастных группах.

Для России в 1998 г. он составлял 0,92.

Важнейшей задачей образовательной системы нашей страны является превращение ее в институт оберегания и укрепления здоровья молодого поколения. Для этого физическая культура должна стать равноправной составляющей всех видов образования. В этом отношении воспитание здорового образа жизни, недопущение и искоренение вредных привычек представляют собой задачу общенациональной важности.

У школьного возраста три главных коварных врага: курение, алкоголизм и наркомания. Их коварство заключается в том, что раз попробовав, потом очень трудно, а для многих и невозможно, преодолеть желание употреблять систематически, что неизбежно приводит к роковой ситуации.

Курение в этом ряду занимает особое положение. Первая выкуренная сигарета никогда и никому не приносила удовольствия. Привычка возникает из желания быть или казаться взрослым, под давлением ложных друзей, рекламы, и как не обидно, подталкиванием к этому кино, театром и другими средствами массового воздействия. Этому, конечно, способствует и понятие отодвинутого риска. Когда школьнику или даже студенту объясняют, что через 40 лет ежедневного курения он умрёт от рака лёгких, он к этому относится крайне легкомысленно.

В мире ежегодно погибает из-за курения 3 миллиона человек. В 1998 г. в США умерло от рака лёгких, эмфиземы и острых бронхитов 390000 граждан этой страны. Это эквивалентно ежедневной гибели двух больших пассажирских лайнеров. После обнародования этих данных была развёрнута активная программа по борьбе с курением. Была запрещена реклама табака. Запрещено курение во всех общественных местах, включая дальние перелёты. Это правило принято сейчас во всем мире. Процент курящего населения в США сократился с 42 % в 1960г. до 20 % в 1989 г.

В прошлом веке появились новые заболевания, поражающие большие количества людей. В первую очередь следует сказать о СПИДе. Это до сих пор неизлечимое вирусное заболевание, передающееся половым путем или через заражённую кровь от больного к здоровому. Синдром приобретенного иммунного дефицита проявляется как потеря сопротивляемости организма любым инфекциям. В развитых странах число взрослых, заражённых СПИДом не превышает 1 %. В развивающихся странах оно часто превышает порог возникновения эпидемий, а в некоторых странах доходит до 60 %. Особенно от этого заболевания страдает Африка, где некоторые народы уже находятся на грани вымирания. Если недостаток питания и вода плохого качества в основном поражают детей, СПИД наносит ущерб самой работоспособной части населения.

Среди новых заболеваний, появившихся в конце прошлого века, находятся коровье бешенство и птичий грипп. Коровье бешенство распространилось среди животных из-за применения в качестве кормовой добавки костяной муки, полученной из костей больных животных. Человеку болезнь передается через употребление говядины.

Решение мировых проблем населения: стабилизация количества людей на планете, повышение его качественных показателей, таких как: долголетие, здоровый образ жизни и образованность являются главной задачей современности. Человек как Homo sapiens, человек разумный никогда в прошлом не держал такого строгого и безальтернативного экзамена именно на доказательство своей разумности.






Похожие:

Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconКурс лекций для учителя Москва 2007 г. Удк ббк э экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. М.:, с
Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.:, с
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие»
Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие»
Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»...
Московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г iconПоложение о центре экологического образования и устойчивого развития московского института открытого образования
Ития (далее цэоур) является структурным подразделением Московского института открытого образования (далее миоо), созданным с целью...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов