Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации icon

Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации



НазваниеТема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации
Дата конвертации23.08.2012
Размер106.93 Kb.
ТипДокументы
1. /лекция 10_современное тв и радио.doc
2. /лекция 1_массовая комуникация.doc
3. /лекция 2_начало ТВ.doc
4. /лекция 3_ТВ в СССР 50-80-е.doc
5. /лекция 4_ТВ современное в России.doc
6. /лекция 6_ТВ США и Франции и Великобритании.doc
7. /лекция 6_радио_отечественное.doc
8. /лекция 7_зарубрадио.doc
9. /лекция 8_ТВ современное зарубежное.doc
10. /лекция 9_Радио США.doc
Кабельное телевидение
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации
Тема Появление и становление радио и телевидения. История развития отечественного и зарубежного радио и телевидения
Лекция № Телевидение в СССР в 50-80е гг. 50-е годы: на телевидение пришли журналисты. Первые репортажи на телевидении. Редакция «Последних известий»
Телевидение «перестройки и гласности»
Лекция Телевидение сша, Франции, Великобритании и Германии. Телевидение США
История отечественного радиовещания становление радиопрограмм (1921-1927)
Радио Канады
Телевидение 90-х годов
Радио и телевидение: начало новой эры




Тема 1. Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации.

  1. Средства массовой информации и коммуникации как система.

  2. Естественные системы, основанные на использовании естественного языка и невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений и т.д.).

  3. Искусственные системы – двух типов – языковые (письменные и печатные) и технические (телефон, радио, телевидение, интернет).




  1. Под коммуникацией в широком смысле слова понимаются все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык 20 столетия, особенно в связи с широким распространением радио и телевидения. Коммуникации (лат. – сообщение) – пути сообщения, средства связи. Коммуникативная ситуация – это системообразующий фактор, условие, делающее возможным возникновение диалогических отношений.
    Свойство диалогического реагирования – это атрибут коммуникативных ситуаций.

СМК, если учесть их содержательную сторону, является более широким понятием, чем СМИ. Массовая коммуникация – не просто сумма технических средств сбора (создания) обработки и распространения информации. Вполне корректно рассматривать МК как целостный массово-коммуникационный процесс, включающий наряду с информацией (содержательным аспектом) также языково-символические формы выражения, технические каналы, усройства, средства распространения, хранения, выявления и обработки информации, обратной связи.


Основные концепции западного телевидения.

Французский социолог Л. Мерлен: «Радио сообщает, когда произошло событие, телевидение – как оно произошло, газета – почему оно произошло».


Маршалл Маклюэн: «Телевидение - продолжение глаза, ушей, век, нервной системы человека. Оно способно освободить человека от проклятия «галактики Гутенберга» - от запечатленного (письменно, печатно) слова. Слово привело человека к разобщенности с себе подобными, обособило его от рода, племени, народа, государства. Оперируя зрительными изображениями, телевидение обращается к подсознанию человека, воздействует не столько на разум его (как слово), сколько на чувство; потому оно и способствует созданию новой общности людей, благодаря телевидению избавляющихся от фрагментарного мышления.»


Теории СМК.

Исследователь Денис Макуэйл: медиаинституты заняты производством, воспроизводством и распространением знаний в самом широком смысле слова, наборов символов, содержащих смысловую ссылку на социальный опыт. Масс-медиа выполняют функцию носителей знаний разного рода, в том числе и от имени других институтов. Они действуют в общественной сфере, доступны практически для всех членов общества на открытой, добровольной, неспецифической и недорогой основе. Отношения между отправителем и получателем информации сбалансированы и равны. Медиа охватывают больше людей в течение большего времени, чем другие институты, «принимая эстафету» от первоначального влияние родителей, школы, религии.


СМК выступают в роли медиатора между объективной реальностью и личным опытом человека.


Гарольд Лассуэлл – концепция пропаганды. Модель коммуникации «Кто говорит – Что – По какому каналу – Кому – с каким эффектом?»


Пол Лазарсфельд – двухступенчатый поток информации и влияния (коммуникации). Лидеры мнения и последователи мнения.


Маршалл Маклюэн. «Глобальная деревня» - новая форма социальной организации, которая возникнет, когда сверхскоростные электронные медиа свяжут весь мир в единую огромную систему. Концепция горячих и холодных медиа. Горячие – печатные, холодные – телевидение.


2. Система СМИ и СМК.


Система СМИ (Сергей Корконосенко):

  • Печатная пресса (газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени, повременные календари),

  • Аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание, особая, промежуточная группа – телетекст.

  • Информационные службы – телеграфные агентства (ИТАР-ТАСС, Associated Press, Reuters), рекламные бюро, пресс-службы, агентства по ССО…


3 уровня информационной сферы:

1 глобальная информационная среда (сеть)

2 национальная инф. среда

3 локальная инф. среда


Новые информационно-коммуникативные технологии

1 телефон-модем-компьютер

2 мобильный телефон

3 ТВ - декодер -set-on-box

4 Интернет

Процесс функционирования СМК – взаимодействие:

  1. Взаимное влияние печати, радио и тВ на содержание информации, последовательность сообщений, формы подачи материала и т. п. Заимствование жанров.

  2. Уровень субъективной сферы взаимодействия – кооперация усилий. Взаимная поддержка в общих кампаниях, развитие тем, обсуждение на радио и телевидении уже опубликованного в печати, послесловия к передачам телевидения и радио.

  3. Уровень субъективной сферы взаимодействия СМИ в странах СНГ, а в будущем и в содружестве в целом – координация.


Взаимное влияние, кооперация и координация ведут к повышению эффективности СМИ.


Закономерности современного информационного процесса:

    • повышается оперативность и актуальность информационного процесса в обществе.

    • Развивается дифференцированный подход в СМИ путем создания специализированных изданий, адресных передач.

    • Растет эмоциональность сообщений.


2.1 Место телевидения в системе СМК.

Кинематограф – прямой предшественник телевидения. Он начинался с того, что снимал «саму жизнь»: происходящее на улице, на дороге, на вокзале – то, что мы сегодня назвали бы документальным фильмом. Кино «говорит» языком экрана – движущихся изображений, сочетающихся со словом, музыкой, шумами, т. е. языком звукозрительных образов. Кино – искусство синтетическое. В нем можно найти качества литературы, изобразительного искусства, театра, музыки. На экране эти качества приобретают новые, специфические черты. Эффект присутствия - телевидение способно показать на экране образ настоящего. Переживание зрителя, одновременно с происходящими событиями. Телевидению более свойственны функции журналистики, а кино – функции искусства.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерывный поток изображений неодинаковой крупности, видимых с разных точек.


ТВ и радиовещание.

«Утренняя кружка пива» - передача на одной из телестанций в Германии транслируется одновременно по радио и телевидению.

Радио воздействует только на слух человека, тогда кК телевидение обращено к его зрению. Как только перед человеком появляется изображение, к тому же изображение движущееся, раскадрованное и смонтированное, оно по причинам психологическим и физиологическим становится доминирующим элементом передачи, а звук (речь, музыка, шумы) начинает играть подчиненную роль.

Основа телевизионной передачи – образ звукозрительный, воздействующий на сознание и через зрение, и через слух. По причинам физиологическим и психологическим зрение – путь, по которому информация легче, четче и с меньшими потерями достигает сознания.

Радио обладает почти безусловной, безграничной вездесущностью. Отсутствие зрелищности дает радио преимущество перед телевидением: оперируя одним только звуком, радиовещание способно сильнее влиять на воображение, на творческую фантазию слушателя. Телевидение, по причине все той же зрелищности, больше утомляет человека. Радиопередача не требует абсолютного сосредоточения слушателя у приемника.

Основная часть сходства радио и телевидения – это электронные средства доставки сигнала, общность аудитории, практически одинаковые условия восприятия.

Особенности телевизионной и радиоаудитории: массовость, с одной стороны, и камерность обстановки, в которой воспринимается передача – с другой.


Телевидение и театр – зрелищность, видимый человек (актер), синтетичность средств, подлинность времени и пространства (прямой эфир), пространственно-временная непрерывность. Различия: не телевидении – изображение людей и предметов. В театре зритель – участник спектакля. В телевидении зритель лишен положения активного участника игры. На экране можно увидеть часть пространства, ограниченного камерой (кадр). Изображение может быть смонтировано, камера может менять аркурс. Независимо от воли зрителя, режиссер делает выбор, как бы вырезая из пространства наиболее существенное для зрелища (для зрителя).


Специфика телевидения.

Признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения.

Телевидение способно охватывать самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМК.

  1. Вездесущность – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика).

  2. Экранность – способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.

  3. Непосредственность – способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии «в неповторимый момент самого свершения его» (Эйзенштейн). Одновременность действия, события и отображения его на экране (прямой эфир). Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений.

  4. Симультанность – одновременность наблюдения и показа (трансляции). Обусловливает достоверность телевизионного зрелища.


2.2 Радио.


1. В структуре современных СМК радио остается наиболее оперативным. Возможность выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении уже в момент начала этого события. В этом радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

  1. Из всех СМК радио - самое удобное (комфортное) для восприятия аудиторией. Слушание радио не требует отказа от повседневных дел. Колоссальная часть аудитории радио – автомобилисты за рулем и их пассажиры. Увеличение числа современных форматов радиостанций, более четкая их адресная и содержательная направленность и дифференциация.

  2. Несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМК радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Социопсихологи утверждают, что даже самая трагическая информация воспринимается с меньшим нервным напряжением на радио, чем с экрана телевизора, ибо в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого индивидуума.


Взаимоотношения радио и прессы. В условиях системы современных СМК получили распространение такие формулы:

    • дело радио – информировать;

    • дело телевидения – демонстрировать;

    • дело газеты – анализировать и объяснять.

Ни одна из перечисленных формул в чистом виде не реализуется. Существование информационных империй – концерн Херста в США, «Мост-Медиа» в России.

В истории отечественного радиовещания есть примеры взаимодействия радио с печатью. Радиомитинги 30-х годов зачастую начинались с постановки предварительного обсуждения проблем в печати; газеты же освещали ход митингов, комментировали, подводили итоги.

Печать, радио и ТВ, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют выпуски и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. - Непрерывность потока социальной информации.

Н радио и ТВ – обзоры прессы. Радиостанция «Эхо Москвы» - пресс-конференции, интервью.


Функции радиовещания:

  1. информационные (собственно информационная, рекламная).

  2. обеспечивающие социальное управление обществом (интегративная (консолидирующая, объединяющая), функция выражения и формирования общественного мнения, функция общения, воспитательная функция, агитационно-пропагандистская и организаторская функции).

  3. культурно-просветительские (эстетическая, просветительская, рекреативная)


3. Новейшие СМК.

3.1 Кабельно-спутниковое телевидение.

Новейшие СМИ (Геннадий Бакулев): кабельное вещание, спутниковое телевидение, видео, телетекст, сотовая связь. На начальном этапе своего становления они просто способствовали расширению эфирного вещания – радио и ТВ. С 80-х о них все чаще стали говорить как о самостоятельных СМК. Более высокая степень интерактивности, связи с потребителем , большая гибкость форм и способов. Кабель позволят осуществлять более строгий контроль за приемом сигналов. Будучи физическим звеном в цепочке «коммуникатор-адресат», кабель стирает в техническом отношении разницу между личной и массовой коммуникацией.

Спутники превратились в самостоятельные средства распространения телевизионных сигналов. Увеличивают ассортимент доступных зрителю программ. Первые спутники, сконструированные под телекоммуникационные нужды – 1962 – американские Telstar и Relay. В июле того же года состоялся прямой трансконтинентальный обмен передачами между Старым и Новым Светом. Первая в мире спутниковая система «Орбита» ретранслировать программы Московского телецентра в пределах СССР в 1967 г.


Появление новых спутниковых и кабельных каналов привело к дифференциации телевизионной аудитории. Кабельное телевидение может осуществлять обратную связь: телезритель получает возможность посылать какие-то сигналы в передающий центр. Специализация каналов и отдельных передач. Переход от широкого вещания (броадкастинг) к узконаправленному вещанию (нэрроукастинг), определяемому самим зрителем.


3.2 Интернет – один из самых мощных и действенных контрагентов радиовещания. Радио и интернет: в 1996 году Европа плюс выпустила в режиме Real Audio программу «FM Достоевский» Артемия Троицкого. В декабре начали вещание в интернете радиостанции «Серебряный дождь» и «Ракурс». «Ракурс», закрывшись в 1997, длительно время продолжал существовать в интернете. Web-сайты у радио- и телевизионных станций. Обратная связь – с помощью электронной почты, форумов, чатов.

Главный сектор новейших СМК – Интернет - (амер. прав-во владеет Инетом) обслуживает весь мир, но является частной собственностью, хотя поддерживается гос. вложениями.

Организации

1 ICANN(names&adresses) - дает номера и имена, присваивает адреса. Разрабатывает правила движения в сети.

2 Министерство торговли США - отвечает за финансы Инета.

3 Организация супермагистралей - прокладывает специальный кабель ("всемирная паутина" - world wide web) - действует по международным и национальным законам.

В МВД РФ - специальное управление "Р" по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. США - служба безопасности имеет доступ ко всем серверам.

Развитие содержания сети:

 банки данных (становятся доступными через сеть - СМИ, например)

 специальные компании создают банки данных библиотек через сеть

Наиболее конкурентоспособное СМИ по отношению к Сети - радио (наиболее усваиваемый продукт). Новое инф-е общество меняет ситуацию в журналистике:

1 инф-ю в основном получают в сети

2 газеты свои материалы стремятся передать в сеть

3 больше всего от сети страдает ТВ: чем больше пользователей сети, тем меньше зрителей у ТВ.

4 реклама в сети также приносит хороший доход

5 инф служба в сети:

- публикация материалов, не допущенных в прессу цезурой

- публикация провокационных сообщений

Интернет дает возможность журналисту быть неподцензурным. Сеть разрушает монополию СМИ на информацию. Контроль в Сети не может быть тотальным - сеть развивает свободу слова.

6 новые технологические достижения: сотовые телефоны позволяют соединиться с сетью.


Список литературы.

  1. Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2002.- 112 с.

  2. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. –М.: Воскресенье, 1999. – 416 с.

  3. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика/Учебн. пособ. – М.: МНЭПУ, 1992. – 312 с.

  4. Радиожурналистика: Учебник/Под. Ред. А.А Шереля. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. – 480 с.

  5. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание// Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. –304 с.

  6. Юровский А.Я. телевидение – поиски и решения: Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. – М.: Искусство, 1975. – 183 с.; Изд. 2-е, дополн. – М.: Искусство, 1983. – 215 с.






Похожие:

Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации icon"Журналистские свободы и права человека"
Министры государств-участников 4-ой Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Прага,...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconДокументы
1. /Шувалов В.П. Катунин Г.П. Мамчев Г.В. Попантонопуло В.Н. Телекоммуникационные системы и...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconЧасти 2 закона РФ о средствах массовой информации
Зачастую такие требования затрудняют или полностью парализуют деятельность средств массовой информации
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconРезолюция n 1 Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации
Министры государств, участвующих в 5-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации (Салоники,...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconРезолюция n 1 Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации
Министры государств, участвующих в 5-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации (Салоники,...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconРезолюция n 2 Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации
Министры государств, участвующих в 5-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации (Салоники,...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconРезолюция n 2 Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации
Министры государств, участвующих в 5-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации (Салоники,...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconРекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации
Отмечая важную роль средств массовой информации (сми) в современном обществе, особенно во время выборов
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconРекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации
Отмечая важную роль средств массовой информации (сми) в современном обществе, особенно во время выборов
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconПостановление От 13 сентября 1994 г. N 1055 об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории российской федерации (в ред.
Утвердить прилагаемые Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской...
Тема Телевидение и радиовещание в системе средств массовой коммуникации iconПостановление От 13 сентября 1994 г. N 1055 об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории российской федерации (в ред.
Утвердить прилагаемые Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов